ЛЕСОВЕДЕНИЕ И ЛЕСОВОДСТВО
УДК 630.22
DOI: 10.24419/LHI.2304-3083.2017.4.01
Вопросы нормативно-правового обеспечения эффективного комплексного использования и воспроизводства кедровых лесов
В. И. Желдак - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, заведующий лабораторией, доктор биологических наук, Пушкино, Московская обл., Российская Федерация, [email protected]
B. М. Сидоренков - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, заведующий отделом, кандидат сельскохозяйственных наук, Пушкино, Московская обл., Российская Федерация, [email protected]
C. Ю. Цареградская - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, ученый секретарь, кандидат сельскохозяйственных наук, Пушкино, Московская обл., Российская Федерация, [email protected]
Рассматриваются возможности системного нормативно-правового обеспечения проектирования и осуществления всехлесоводственныхмероприятий в рамках действующего лесного законодательства, предусматривающего регулирование только отдельных мероприятий. Для этого обоснована необходимость формирования единой нормативно-правовой базы регламентирования систем лесоводственных мероприятий, состоящей из отдельных взаимоувязанных блоков положений, представленных в региональных правилах ухода за лесами, лесовосстановления и других документах, связанных со специально
Для ссылок: http://dx.d0i.0rg/10.24419/LHI.2304-3083.2017.4.01
Желдак, В. И. Вопросы нормативно-правового обеспечения эффективного комплексного использования и воспроизводства кедровьклесов [Электронный ресурс]/ В. И. Желдак, В. М. Сидоренков, С. Ю. Цареградская // Лесохоз. информ. : электрон. сетевой журн. - 2017. - № 4. - С. 5-18. URL: http://lhi.vniilm.ru/
разработанным методическим руководством обязательным для исполнения, в
соответствии с частью 8 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Создание такой нормативно-правовой базы обеспечивает возможность осу-
ществления эффективного комплексного использования кедровых лесов и их
многоцелевого воспроизводства.
Ключевые слова: кедровые леса, сохранение кедра, экологические функции,
недревесные ресурсы, комплексное использование, использование лесов, вос-
производство лесов, лесопользование
Введение
Сохранение ценнейших лесообразующих видов сосны сибирской, или кедра сибирского (Pinus Sibirica Du Tour), и сосны корейской, или кедра корейского (Pinus koraiensis Sieb. et Zucc), и формируемых в соответствующих региональных условиях с преобладанием или участием той или иной породы лесных экосистем, эффективно выполняющих различные экологические функции (средо-образующие, защитные и др.), а также являющихся источником получения недревесных продуктов леса, имеет большое значение для лесного хозяйства страны и поддержания стабильности окружающей среды в районах распространения кедровых лесов [1-5]. В то же время кедровые насаждения (с ценной древесиной) привлекательны для рубок и заготовки древесины, что является основой появления и периодического обострения проблемы сохранения и рационального использования кедровых лесов - «проблемы кедра» [1-3].
Острота проблемы усиливается, особенно в первые десятилетия XXI в., связи с изменением социально-экономических и законодательных нормативно-правовых условий содержания и использования кедровых лесов, а также неэффективной организацией лесопользования и ведения лесного хозяйства в них.
Цель и задачи
Цель выполненной работы - на основе анализа материалов исследований, научных разработок прошлых лет, опыта решения проблемы сохранения кедра и многоцелевого лесопользования в кедровых лесах, оценки существующих нормативно-правовых условий содержания и использования лесов (в том числе кедровых), методических разработок по созданию и эффективному применению систем лесоводственных мероприятий определить основные направления ле-соводственного нормативного обеспечения комплексного использования и воспроизводства кедровых лесов, а также сформировать конкретные предложения по улучшению регламентирования содержания и эффективного сохранения этих лесов действующими нормативными правовыми документами.
Для достижения цели установлен и решен комплекс задач, включая:
✓ изучение возникновения и обострения проблемы особого нормативно-правового обеспечения содержания и использования кедровых лесов, формирования научной основы ее решения к началу 1990-х гг. и реализации научных разработок в нормативных и методических документах, регламентирующих ведение лесного хозяйства в кедровых лесах (с оценкой его практической эффективности в этих условиях).
✓ определение возможности целевого содержания и использования кедровых лесов в новых законодательно-правовых условиях, сложившихся в начале XXI в.
✓ установление недостатков нормативно-правового регламентирования ведения хозяйства в кедровых лесах и определение основных направлений решения «проблемы кедра», в том числе путем совершенствования организационно-правовых форм использования и содержания лесов;
✓ разработку конкретных предложений по изменению положений нормативных правовых документов, регламентирующих содержание и использование кедровых лесов (Правила ухода за лесами, Правила заготовки древесины), а также подготовку проекта плана действий для решения «проблемы кедра».
Материалы и методы
Основным объектом исследований является нормативно-правовая и методическая база содержания (охраны, защиты, воспроизводства) и использования кедровых лесов, в связи с проблемой сохранения кедровых лесов, организации комплексного лесопользования в кедровых лесах и созданием к началу 1990-х гг. научно обоснованной системы видов и нормативов мероприятий. Они нашли отражение в руководствах по организации и ведению хозяйства в кедровых и кедров о-широколиственных лесах [6, 7] и нормативных документах, в том числе в Основных положениях по рубкам ухода [8], которые затем фрагментарно были использованы в Правилах ухода за лесами [9] и других нормативных право-
вых документах, разработанных в развитие положений Лесного кодекса Российской Федерации.
Исследования выполнены с использованием аналитических методов, которые обеспечивают всесторонний анализ состояния нормативно-правовой базы содержания и использования кедровых лесов, установление недостатков ее практического применения; разработку предложений по их устранению и совершенствованию нормативно-правового обеспечения сохранения кедровых лесов и осуществления эффективного непрерывного неистощительного лесопользования.
Результаты и их обсуждение
1. Возникновение и причины обострения проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и рационального использования кедровых лесов. По литературным данным [5], исторически местное население в основном бережно относилось к кедровым лесам как важному компоненту окружающей среды и источнику многообразных недревесных ресурсов, природной основы охотничьего промысла. В меньшей мере они рассматривались как источник древесины, для получения которой рубили преимущественно ослабленные неперспективные деревья. При таком типе пользования кедровыми лесами не возникало острой потребности в его жестком нормативно-правовом регламентировании.
Однако с середины XX в. - с развитием промышленного лесопользования, в том числе использования древесины кедра в качестве сырья перерабатывающего производства, - кедровые леса стали интенсивно осваиваться для заготовки древесины, что противоречило традиционному и многоцелевому комплексному использованию этих лесов [1-5]. В связи с этим потребовалось регулирование сочетания разных, по существу конкурентных, видов использования кедровых лесов.
Следовательно, основная причина возникновения и обострения проблемы нормативного регламентирования использования и сохранения кедра и кедровых лесов заключается в их многообразной ценности и в связи с этим «конфликтом» видов лесопользования. Их прижиз-
ненная значимость с высоким приоритетом всех составляющих (экологических свойств и функций, недревесных ресурсов и др.) была противопоставлена ценности древесных ресурсов (древесина кедра - остается ценным сырьем для перерабатывающей промышленности).
Исторически проблема регулирования соотношения сложно совместимых или «конфликтных» (конкурирующих) видов лесопользования, прежде всего экологического и древесного (для кедровых лесов еще и пользования недревесными ресурсами - кедровым орехом и др.), решалась следующим образом. Вводились ограничения и запреты на проведение рубок главного пользования, а разрешались только рубки ухода и санитарные рубки, что сохраняло возможность (даже без нарушений установленных требований) осуществлять заготовку древесины в порядке так называемого промежуточного пользования.
В Лесном кодексе Российской Федерации ограничения сохранились только для защитных лесов, к которым относятся «орехово-промысловые зоны» кедровых лесов, но уже в виде запрещения, как правило, проведения сплошных рубок лесных насаждений. К тому же в этих лесах не допускается реконструкция малоценных насаждений вообще [10], а в насаждениях с долей кедра 3 единицы и более в породном составе не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений [11]. Еще более кардинальная законодательная мера предусмотрена для сохранения кедровых лесов сосны корейской путем включения ее в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается [12].
При этом в нормативно-правовых документах не содержится положений, регламентирующих осуществление альтернативных мероприятий для преобразования тех же малоценных насаждений или не допускающих их появление, а также ведения лесного хозяйства и лесопользования в насаждениях смешанного породного состава с участием кедра 3 единицы и более. В таком случае неизбежно требуется управляющее воздействие (в том числе рубка деревьев менее долговечных пород, уход за кедром, а также руб-
ка старых деревьев кедра, утрачивающих жизнеспособность и замена их молодыми).
Сходные противоречия и недостатки проявляются и при рассмотрении других запрещающих или ограничивающих положений нормативно-правовых документов, тем более в отношении комплексного использования кедровых лесов, которое при существующей системе регламентирования надежно не обеспечивается.
При всей обоснованности и неизбежности подобных управленческих решений (временных или для постоянного использования), принимаемых на законодательном нормативно-правовом уровне, их необходимо включить в непротиворечивую систему управляющих воздействий на динамичные экосистемы кедровых лесов, если они не выводятся вообще из управляющего хозяйственного воздействия, как абсолютно заповедные участки лесов, на которых согласно части 2 статьи 103 Лесного кодекса РФ исключается любое вмешательство человека в природные процессы.
2. Формирование лесоводственной научной основы нормативно-правовой базы содержания и комплексного использования кедровых лесов. Уже к началу 1990-х гг. в результате многолетних исследований (особенно масштабных в 1970-1980-е гг.) заложены научные основы для установления нормативного регламентирования ведения лесного хозяйства в кедровых лесах:
✓ всесторонне изучены природа кедровых лесов, их структура, строение; лесообразователь-ные процессы и динамика лесных экосистем кедра и с его участием в составе насаждений; семе-ношение и орехопродуктивность кедра; флора и фауна кедровых лесов - то есть в целом заложены биологические основы сохранения, содержания и использования этих лесов [4, 13-17];
✓ установлено влияние рубок и других хозяйственных воздействий на состояние кедровых лесов, особенности их восстановления, в том числе мерами содействия естественному лесовозобновлению, и созданием лесных культур; определена специфика выращивания кедровых насаждений в связи с длительностью периода лесо-воспроизводства (в отличие от других пород) [1, 3, 4, 18-21];
✓ решены вопросы сбалансированного комплексного использования и воспроизводства кедровых лесов, в том числе при ведении охотничьего хозяйства, заготовке орехов и пользовании древесиной [18, 21].
На основе результатов многолетних исследований разработаны системы научно обоснованных методов и нормативов содержания и комплексного использования кедровых лесов. В конце XX в. они были представлены в нормативных правовых и методических документах (Руководство по организации и ведению хозяйства в кедровых лесах (кедр сибирский) [6] и Руководство по организации и ведению хозяйства в кедрово-широко-лиственных лесах (кедр корейский) [7]). Часть из них представлена в нормативных документах, принятых в начале 1990-х гг., в Основных положениях по рубкам ухода в лесах России [8], подготовленных с учетом положений руководств [6, 7, 8].
При этом в положениях перечисленных документов, особенно в руководствах, получил реальное отражение весь комплекс вопросов, решенных наукой по охране, защите, воспроизводству и использованию кедровых лесов с учетом особенностей лесообразующих видов кедра и региональных условий, - создана нормативно-методическая база ведения лесного хозяйства в кедровых лесах, включающая:
✓ критерии выделения кедровых лесов и потенциальных кедровников;
✓ разделение кедровых лесов на типы комплексного пользования, выделенные на основе экологической, ресурсной и селекционной оценки насаждений;
✓ режим ведения хозяйства, соответствующий установленному для орехово-промысловых зон лесов первой группы (современных защитных лесов) и дифференцированный с учетом особенностей целевого назначения лесов и региональных систем ведения хозяйства;
✓ регламентирование проведения в кедровых лесах только рубок ухода за кедром (в том числе за плодоношением), санитарных рубок и реконструкции низкополнотных и расстроенных низко урожайных насаждений, исключая рубки главного пользования;
✓ требования обязательного сохранения кедрового подроста при рубках главного пользования (главных рубках) в насаждениях с древостоями других пород для последующего формирования кедровых насаждений.
Возможности научно обоснованного нормативно-методического обеспечения системного ведения хозяйства реализовывались на практике недостаточно полно, чаще фрагментарно, на отдельных участках и при выполнении отдельных мероприятий, качество выполнения которых в значительной мере зависело от индивидуального отношения исполнителей к решаемым задачам (в том числе в связи с практически рекомендательными требованиями действовавших документов). Косвенным подтверждением этого вывода является то, что «проблема» кедра сохранилась и даже обострилась, факторы противодействия намеченным целям, в том числе реальный приоритет ресурсного древесного пользования, усиливались, особенно в связи с переходным социально-экономическим периодом в развитии страны.
3. Возможности регламентирования целевого содержания и комплексного использования кедровых лесов в законодательно-правовых условиях ведения лесного хозяйства в начале XXI в. Лесной кодекс РФ 2006 г. и нормативные правовые документы в его развитие существенно изменили законодательные условия ведения лесного хозяйства и лесопользования, в том числе в кедровых лесах. Анализ принципиальных законодательных положений Кодекса подтверждает в основном приемлемость их для решения «проблемы кедра», но с определенными ограничениями и сложностями, которые могут быть преодолены даже без внесения изменений в Закон. К таким положениям следует отнести, прежде всего, основные принципы лесного законодательства (статья 1), включая (пп. 1-6 и др.): устойчивое управление лесами, сохранение их биоразнообразия и повышения потенциала; сохранение средообразующих и иных экологических функций; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоце-
левого, рационального, непрерывного, неисто-щительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
При этом Законом также установлено, что освоение лесов (статья 12) осуществляется соответственно их целевому назначению (эксплуатационные - защитные), выполняемым ими функциям на основе комплексного подхода - сочетания использования и воспроизводства лесов, проведения мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В Законе дано неполное определение воспроизводства лесов, осуществляемое путем лесовос-становления и ухода за лесами, которое дополняется мероприятиями лесного семеноводства и лесоразведения (статьи 61-66). Блок смены старых спелых, перестойных поколений леса в цикле ле-совоспроизводства непосредственно не выделяется как управляемая составляющая при фактическом регламентировании ее при осуществлении предпринимательской деятельности - проведением рубок спелых, перестойных лесных насаждений для заготовки древесины (статья 29).
Вторая сложность законодательных условий решения проблемы особого регламентирования сохранения и использования всех кедровых лесов состоит в том, что по целевому назначению к категории «ценные леса» (защитных лесов) отнесены только «орехово-промысловые зоны» кедровых лесов (статья 102). В них запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений (статья 106), за исключением случаев «если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразую-щие ... и иные полезные функции ...» (статья 17). Дополнительная сложность обусловлена включением кедра корейского в перечень видов (пород) деревьев, заготовка древесины которых не допускается [12], особенно если это воспринимать в буквальном смысле (не допускается заготавливать древесину даже если дерево кедра сломано ветром), а не в том, что в целях заготовки древесины рубка деревьев кедра корейского не допускается (заготовка древесины, согласно статье 29
Кодекса, представляет деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений).
Однако отмеченные сложности законодательных рамок целевого регламентирования содержания и использования кедровых лесов практически без нарушений требований Кодекса могут быть в основном сняты в рамках совершенствования нормативных правовых документов. В них нужно включить определенные положения, подготовленные на основе разработок научно обоснованных целевых систем лесовод-ственных мероприятий, как для защитных лесов (орехово-промысловых зон), так и для эксплуатационных лесов.
В действующих нормативных правовых документах, подготовленных в рамках, установленных Кодексом, нормативно-методическая база содержания и использования лесов получила лишь фрагментарное отражение, в том числе в положениях, распространяющихся на все леса или только орехово-промысловых зон, причем нередко не согласованных между собой [9-11, 22].
В целом на основе сопоставления положений, регламентирующих мероприятия по использованию и воспроизводству кедровых лесов и их орехово-промысловых зон, можно сформулировать следующую общую оценку законодательно-нормативных условий содержания и использования этих лесов:
✓ в рамках требований положений Лесного кодекса РФ можно сформировать комплекс основных нормативно-правовых положений, регламентирующих целевое содержание и использование лесов;
✓ применение приведенных в нормативных правовых документах положений в полном объеме, вероятно, невозможно из-за их противоречивости. Так, в Правилах ухода за лесами предусматривается проведение рубок ухода от осветлений до проходных, ландшафтных рубок, а также рубок реконструкции, причем в хвойных насаждениях других пород со вторым ярусом и подростом кедра - проходных рубок - до 120-летнего возраста кедра, а в Особенностях [10] в орехово-промысловых зонах рубки реконструкции не допускаются и т.п.
Основной недостаток действующего комплекса нормативно-правовых положений, регламентирующих мероприятия по содержанию и использованию кедровых лесов и их орехово-промысловых зон, который необходимо устранить -фрагментарность, недостаточная согласованность и частично противоречивость, отсутствие системы, соответствующей природным свойствам кедра, динамике лесных экосистем с преобладанием или различным участием кедра в их составе.
Не направлены на мотивированную системную реализацию лесоводственных мероприятий существующие формы организации мер охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов: аренда лесных участков для осуществления использования лесов на срок до 49 лет в комплексе с мерами охраны, защиты, воспроизводства лесов; постоянное бессрочное пользование лесными участками; пользование лесными участками на основе договора купли-продажи лесных насаждений; осуществление мероприятий охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов по государственным, муниципальным заказам, контрактам; осуществление мероприятий охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов по контрактам, включающим также условия о купли-продажи лесных насаждений. В связи с этим на основе анализа установленных законодательством основных форм организации содержания и использования лесов можно сформировать обоснованную общую оценку организационных условий для целевого использования кедровых лесов.
В оценке целесообразно выделить следующее:
✓ основная форма использования лесов -аренда лесов на срок до 49 лет - дает формально возможность вести целевое хозяйство в кедровых лесах, но потенциально и реально это почти не обеспечивается (комплексом условий);
✓ объективно (в том числе экономически) срочная форма использования лесов, включая существующую (фактически 50 лет) и предлагаемую до 100 лет с любым ее продолжением, не обосновывается спецификой биологических ле-сообразовательных процессов лесных экосис-
тем, особенно кедра (с циклом лесовоспроизвод-ства не менее 250-300 лет), не связана с продолжительностью активной деятельности одного поколения людей (20-30 лет) и не несет в себе предмета личностной мотивации воспроизводства, содержания лесов, совпадающей с целями сохранения и повышения совокупного эколого-ресурсного потенциала лесов;
✓ дополняющая указанную форму использования и содержания лесов контрактная форма выполнения мероприятий охраны, защиты и ле-совоспроизводства (в том числе в сочетании с элементами купли-продажи лесных насаждений), даже значительно улучшенная внесенными в Кодекс изменениями, с возможным приоритетным выполнением этих мероприятий государственными, муниципальными учреждениями, не несет в себе надежной законодательной основы для мотивации постоянного непрерывного целевого сохранения, использования и воспроизводства лесов. Особенно это касается кедровых лесов, с их многообразием полезных свойств, с очень большой длительностью циклов лесовос-производства (фактически в Лесном кодексе РФ отсутствует полная система положений, регламентирующих в определенной цепочке проведение лесоводственных мероприятий на каждом элементарном лесном участке и ведение лесного хозяйства в целом).
Общая оценка нормативно-правового регламентирования содержания и использования кедровых лесов в существующих организационных формах ведения лесного хозяйства и лесопользования подтверждается и состоянием решения задач содержания и использования кедровых лесов на практике (спустя 10 лет после принятия Лесного кодекса РФ 2006 г.).
Следовательно, проблема сохранения, содержания и использования кедровых лесов является системной, подлежащей решению по всем составляющим управления, включая: совершенствование нормативно-правового регламентирования мероприятий (правил управления) - изменение организационных форм реализации правил - создание условий целевой мотивации выбора и принятия решений - практической реали-
зации системных мероприятий и контроля качества их выполнения.
4. Определение основных направлений решения нормативно-правовых вопросов «проблемы кедра». На основе анализа информации о состоянии кедровых лесов, приемлемости и эффективности применяющихся в них мероприятий по охране, защите, использованию и воспроизводству, а также на основе общей оценки возможности в существующих законодательных и нормативно-правовых условиях организации и осуществления системных лесо-водственных мероприятий, обоснованно и непротиворечиво определяются основные направления решения проблемы нормативного обеспечения целевого эффективного сохранения, содержания и комплексного использования кедровых лесов, включающие:
а) создание современной нормативной базы содержания и использования кедровых лесов на основе сохранивших свою ценность важнейших компонентов, разработанных в конце XX в., уточненной и дополненной с учетом изменившихся условий начала XXI в.;
б) значительное улучшение системы нормативов регламентирования содержания и использования кедровых лесов в комплексе действующих нормативных правовых документов (Правил ухода за лесами, Правил заготовки древесины и др.);
в) совершенствование системы практической реализации решения задачи сохранения, содержания и рационального непрерывного неис-тощительного комплексного использования кедровых лесов, управления ими и хозяйственным воздействием на них;
г) совершенствование организационных форм использования лесов, связанного с ним воспроизводства и, в целом, содержания лесов;
д) исходное (базовое) и затем постоянное научное обеспечение, сопровождение практического решения сложной «проблемы кедра», лесо-водственного мониторинга эффективности применяемых решений, их реализации на практике на основе оценки состояния кедровых лесов и его изменений.
5. Создание современной нормативной базы содержания и использования кедровых лесов и ее реализация в действующих нормативных правовых документах.
Учитывая недостатки раздельного нормативно-правового регламентирования, по существу, единой системы мероприятий содержания (охраны, защиты, воспроизводства) и использования лесов (что для кедровых лесов с очень сложной динамикой неэффективно), в рамках реализации системного подхода к кедровым лесам и с учетом сложившейся в прошлом научной основы [3, 4, 6, 14], предусматривается формирование единой нормативной базы всей полноцикловой цепочки мероприятий воспроизводства лесов, дополняемой относительно самостоятельными внестадийными мероприятиями охраны, защиты лесов, в разной мере востребованными в связи с многообразием действующих факторов. Решение этой задачи обеспечивается разработкой приоритетно целевых систем лесоводст-венных мероприятий для кедровых лесов.
В сложившихся социально-эколого-экономи-ческих условиях для развития всей системы нормативного регламентирования содержания и использования кедровых лесов и улучшения взаимосвязи ее компонентов необходимо совершенствовать ее отдельные блоки, отражаемые в установленных нормативных документах.
При этом в рамках действующего законодательства существует возможность подготовить системно увязанную целостную нормативно-методическую базу для непосредственного использования (обязательного исполнения ). По форме это может быть документ или документы (для лесов кедра сибирского и кедра корейского), подобные разработанным в конце XX в., которые созданы с учетом новых условий и использования системных лесоводственных разработок предшествующих десятилетий.
Определенное совершенствование нормативного регламентирования содержания и использования кедровых лесов возможно и в рамках действующих документов. В частности, в целях системной взаимоувязки положений правил, регламентирующих содержание и использова-
ние кедровых лесов, предусматривается внести комплекс следующих изменений и уточнений.
✓ При сохранении в Правилах заготовки древесины [11] положений, что для заготовки древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с участием в их составе 3 единиц и более кедра, ввести дополнительные положения в Правила ухода за лесами [9], регламентирующие в таких насаждениях смену старых, утрачивающих свои полезные функции поколений леса путем проведения мероприятий обновления насаждений. В противном случае такая неполная система мероприятий для насаждений кедра является тупиковой, неуправляемо ведет к сплошным санитарным рубкам или как минимум к деградации насаждений и их реконструкции. Введение мероприятий по обновлению насаждений особенно востребовано в защитных лесах орехово-промысловых зон, так как Особенностями [10] в них запрещена даже реконструкция, хотя в Правилах ухода за лесами она разрешена.
✓ Соответственно, в Особенности [10] необходимо внести уточнение, исключив положение, запрещающее проведение реконструкции малоценных, деградирующих насаждений до полной потери ими жизнеспособности и проведения сплошных санитарных рубок.
✓ Положениями Правил заготовки древесины и Правил ухода за лесами целесообразно установить требование при рубках для заготовки древесины спелых, перестойных лесных насаждений и с небольшим участием кедра в составе (менее 3 единиц или при иной норме), а также при реконструкции малоценных насаждений сохранять ценные жизнеспособные деревья кедра в любом ярусе, в том числе в подросте, в группах, куртинах с деревьями других пород для поддержания их устойчивости.
✓ В Правилах ухода за лесами, кроме включения выделенного положения, регламентирующего смену старых, утрачивающих функциональную роль насаждений мероприятиями ухода обновления насаждений, необходимо уточнить или дополнить положение, определяющее, что во всех кедровых насаждениях (сохраняемых со-
гласно всем другим требованиям) на протяжении многих десятилетий ведутся мероприятия ухода за лесами (рубки ухода и другие), обеспечивающие поддержание зрелых насаждений в состоянии постоянного эффективного выполнения целевых экологических функций (защитных, водоохранных, средообразующих и других), а также и ресурсных, в том числе при приоритетно целевом недревесном и сопутствующем древесном пользовании.
✓ В целом при совершенствовании Правил ухода за лесами учитывается, что это документ, в котором можно в рамках действующего Лесного кодекса РФ реализовать, в основном, нормативную базу систем лесоводственных мероприятий в кедровых лесах. Тем более что приоритетное целевое назначение их - максимальное сохранение насаждений кедра для комплексного недревесного и экологического пользования при рациональном сопутствующем пользовании древесиной. Предложенными положениями обеспечивается регламентирование содержания кедровых лесов системой мероприятий ухода за ними и ле-сообразующей породой.
✓ Максимальное отражение системного нормативного регламентирования мероприятий содержания кедровых лесов и комплексного лесопользования в них достигается в разрабатываемых согласно действующему законодательству региональных (по лесным районам) правилах ухода за лесами, в которых можно представить не только общие, но и конкретные положения, учитывающие природную и целевую специфику кедровых лесов.
6. Разработка и реализация плана действий для решения проблемы совершенствования нормативно-правового регламентирования и осуществления эффективного содержания и комплексного использования кедровых лесов.
В целом, для оперативного решения вопросов улучшения комплексного использования, воспроизводства и сохранения кедровых лесов, целесообразно на федеральном и региональном уровнях принять и, соответственно, выполнять определенный план действий, включающий ре-
шение комплекса взаимосвязанных вопросов, среди которых можно выделить следующие.
1. С учетом оценки состояния сложившейся проблемы, подготовить и осуществить базовый проект НИР по разработке научных основ сохранения, содержания и эффективного неистощи-тельного комплексного использования кедровых лесов России (возможно с двумя подпроектами -по кедру сибирскому и кедру корейскому) с разработкой в результате приоритетно-целевых систем лесоводственных мероприятий для кедровых лесов (к выполнению НИР целесообразно привлекать заинтересованных ученых не только институтов Рослесхоза, но и академических, а также вузов).
2. Учитывая сложность и многоплановость решаемой проблемы, органам управления лесным хозяйством и природопользования субъектов Российской Федерации с учетом решения общих задач федерального уровня, целесообразно обеспечить решение региональных практических задач сохранения и комплексного использования кедра путем реализации соответствующих проектов НИР.
3. Решить вопрос о целесообразности подготовки и принятия отдельной федеральной Программы сохранения и комплексного использования кедровых лесов («Кедр»), возможно, состоящей из двух подпрограмм («Кедр сибирский» и «Кедр корейский»), а также региональных программ на уровне субъектов Российской Федерации. При принятии таких решений, проекты НИР могут составлять части научного обеспечения соответствующих Программ.
4. По результатам НИР, проведенных в рамках Программы или отдельных проектов научных исследований, разработать Методические документы по содержанию и комплексному использованию кедровых лесов (кедра сибирского и кедра корейского), используя имеющийся опыт и с учетом современных условий.
5. Подготовить научно обоснованные предложения по совершенствованию нормативных правовых документов, регламентирующих в целом все мероприятия охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, в т.ч. путем со-
здания комплекса региональных правил (по блокам лесных районов) - ухода за лесами, заготовки древесины, лесовосстановления и других (в которых можно более детально регламентировать мероприятия содержания и комплексного использования кедровых лесов с учетом конкретных условий территорий).
6. В разрабатываемых нормативных правовых и методических документах по содержанию и комплексному использованию кедровых лесов или в отдельном (специальном) документе представить детальную методику лесоводственного мониторинга состояния и динамики кедровых лесов, с учетом выполнения законодательных требований осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов, отражающего оценку характеристик лесных насаждений и, в целом, эффективность содержания и использования лесов, управления лесами.
Заключение
В результате анализа и оценки состояния, проблемы нормативно-правового обеспечения сохранения и комплексного использования кедровых лесов, сопоставления и оценки законодательных и нормативно-правовых условий, организационных форм содержания и использования лесов определены состав и структура комплекса мер, которые необходимо осуществить для решения проблемы.
Сохраняя необходимую в лесоводстве преемственность, предусматривается рационально
и эффективно использовать научный потенциал по комплексному использованию кедровых лесов и ведению в них лесного хозяйства в рамках действующего законодательства путем формирования единой нормативно-правовой базы эффективного регламентирования комплексного использования и воспроизводства кедровых лесов, представленной блоками взаимоувязанных и взаимодополняющих в системе положений нормативных правовых документов - правил ухода за лесами, заготовки древесины, лесовос-становления и других, разработанных в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ по лесным районам. В качестве связующего методического документа целесообразно подготовить для обязательного применения методическое руководство по содержанию и комплексному использованию кедровых лесов (или два документа - для лесов кедра сибирского и кедра корейского).
Последовательная реализация в рамках разработанного плана действий сформированного комплекса лесоводственных и организационных мер обеспечит упорядоченное системное нормативное обеспечение многоцелевого содержания (воспроизводства, охраны, защиты) и многовидового использования кедровых лесов в режиме максимально и рационально согласованном с закономерностями природной динамики лесных экосистем и особым целевым назначением их, в т.ч. и в рамках действующего лесного законодательства.
Список использованной литературы
1. Петров, М. Ф. Кедровые леса и их использование [Текст] / М.Ф. Петров. - М.-Л. : Гослесбумиздат, 1961. - 132 с.
2. Бех, И. А. Потенциальные кедровники. Проблемы кедра [Текст] / И. А. Бех, В. Н. Воробьев. - Томск : ИЭПК СО РАН, 1998. - Вып. 6. - 122 с.
3. Ковалев, А. П. Эколого-лесоводственные основы рубок в лесах Дальнего Востока [Текст] / А. П. Ковалев. - Хабаровск : ДальНИИЛХ, 2004. - 270 с.
4. Корякин, В. Н. Кедрово-широколиственные леса Дальнего Востока России [Текст] / В. Н. Корякин. -Хабаровск : ДальНИИЛХ, 2007. - 359 с.
5. Данченко, А. М. Кедровые леса Западной Сибири [Текст] / А. М. Данченко, И. А. Бех. - Томск : ТГУ, 2010. - 424 с.
6. Руководство по организации и ведению хозяйства в кедровых лесах (кедр сибирский) [Текст]. Утверждено 7 мая 1990 г. - М., 1990. - 121 с.
7. Руководство по организации и ведению хозяйства в кедрово-широколиственных лесах Дальнего Востока (кедр корейский). Утверждено 14 ноября 1990 г [Текст]. - М., 1990. - 100 с.
8. Основные положения по рубкам ухода в лесах России [Текст]. - М., 1993. - 64 с.
9. Правила ухода за лесами. Приказ МПР России от 16.07.2007 №185.
10. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов. Приказ Рослесхоза от 14.12.2010. №485. (http://www.consultant.ru/).
11. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации. Приказ Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017). Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45041. - (http://www.consultant.ru/).
12. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. Приказ Рослесхоза от 05.12.2011 № 513 об утверждении. - (http://www.consultant.ru/).
13. Седых, В. Н. Формирование кедровых лесов Приобья [Текст] / В. Н. Седых. - Новосибирск : Наука, 1979. - 110 с.
14. Воробьев, В. Н. Биологические основы комплексного использования кедровых лесов [Текст] / В. Н. Воробьев. - Новосибирск : Наука, 1983. - 254 с.
15. Ирошников, А. И. Орехопродуктивность кедровников [Текст] / А. И. Ирошников // Кедровые леса Сибири. - Новосибирск : Наука, 1985. - С. 132-149.
16. Парамонов, Е. Г. Повышение продуктивности лесного фонда в низкогорных условиях формированием из кедровых культур орехоносных насаждений [Текст] / Е. Г. Парамонов, А. Н. Шевченко // Вестник АГАУ. -2007. - № 9. - С. 28-31.
17. Смолоногов, Е. П. Эколого-лесоводственные основы организации и ведения хозяйства в кедровых лесах Урала и Западно-Сибирской равнины: монография [Текст] / Е. П. Смолоногов, С. В. Залесов. - Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2002. - 186 с.
18. Соколов, Г. А. Охотничье хозяйство в кедровых лесах [Текст] / Г. А. Соколов. - М. : Наука, 1966. - 108 с.
19. Залесов, С. В. Роль подпологовых культур в восстановлении насаждений кедра сибирского [Текст] / С. В. Залесов // Проблемы лесовосстановления в таежной зоне СССР : Тез. докл. Всесоюз. конф. - Красноярск, 1988. - С. 85-87.
20. Паневин, В. С. Лесоводственная эффективность восстановления кедра на вырубках Кеть-Чулымского междуречья [Текст] / В. С. Паневин // Лесн. хоз-во. - 1989. - № 5. - С. 39.
21. Чижов, Б. Е. Кедровые леса Западно-Сибирской равнины, хозяйство в них [Текст]: монография / Б. Е. Чижов, И. А. Бех. - Пушкино : ВНИИЛМ, 2014. - 164 с.
Вопросы нормативно-правового обеспечения
эффективного комплексного использования
и воспроизводства кедровых лесов
22. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Приказ МПР России от 16.07.2007 № 181. (http://www.consultant.ru/).
References
1. Petrov, M. F. Kedrovye lesa i ih ispol'zovanie [Tekst] / M. F. Petrov. - M.-L. : Goslesbumizdat, 1961. - 132 s.
2. Bekh, I. A. Potencial'nye kedrovniki. Problemy kedra [Tekst] / I.A. Bekh, V.N. Vorob'ev. - Tomsk : IEHPK SO RAN, 1998. - Vyp. 6. - 122 s.
3. Kovalev, A. P. EHkologo-lesovodstvennye osnovy rubok v lesah Dal'nego Vostoka [Tekst] / A. P. Kovalev. -Habarovsk : Dal'NIILH, 2004. - 270 s.
4. Koryakin, V. N. Kedrovo-shirokolistvennye lesa Dal'nego Vostoka Rossii [Tekst] / V. N. Koryakin. - Habarovsk : Dal'NIILH, 2007. - 359 s.
5. Danchenko, A. M. Kedrovye lesa Zapadnoj Sibiri [Tekst] / A. M. Danchenko, I. A. Bekh. - Tomsk : TGU, 2010. - 424 s.
6. Rukovodstvo po organizacii i vedeniyu hozyajstva v kedrovyh lesah (kedr sibirskij) [Tekst]. Utverzhdeno 7 maya 1990 g. - M., 1990. - 121 s.
7. Rukovodstvo po organizacii i vedeniyu hozyajstva v kedrovo-shirokolistvennyh lesah Dal'nego Vostoka (kedr korejskij). Utverzhdeno 14 noyabrya 1990 g [Tekst]. - M., 1990. - 100 s.
8. Osnovnye polozheniya po rubkam uhoda v lesah Rossii [Tekst]. - M. 1993. - 64 s.
9. Pravila uhoda za lesami. Prikaz MPR Rossii ot 16.07.2007 №185.
10. Osobennosti ispol'zovaniya, ohrany, zashchity, vosproizvodstva lesov, raspolozhennyh v vodoohrannyh zonah, lesov, vypolnyayushchih funkcii zashchity prirodnyh i inyh ob»ektov, cennyh lesov, a takzhe lesov, raspolozhen-nyh na osobo zashchitnyh uchastkah lesov. Prikaz Rosleskhoza ot 14.12.2010. №485. (http://www.consultant.ru/).
11. Pravila zagotovki drevesiny i osobennosti zagotovki drevesiny v lesnichestvah, lesoparkah, ukazannyh v stat'e 23 Lesnogo kodeksa Rossijskoj Federacii. Prikaz Minprirody Rossii ot 13.09.2016 № 474 (red. ot 11.01.2017). Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 29.12.2016 № 45041. - (http://www.consultant.ru/).
12. Perechen' vidov (porod) derev'ev i kustarnikov, zagotovka drevesiny kotoryh ne dopuskaetsya. Prikaz Rosleskhoza ot 05.12.2011 № 513 ob utverzhdenii. - (http://www.consultant.ru/).
13. Sedyh, V. N. Formirovanie kedrovyh lesov Priob'ya [Tekst] / V. N. Sedyh. - Novosibirsk : Nauka, 1979. - 110 s.
14. Vorob'ev, V. N. Biologicheskie osnovy kompleksnogo ispol'zovaniya kedrovyh lesov [Tekst] / V. N. Vorob'ev. - Novosibirsk : Nauka, 1983. - 254 s.
15. Iroshnikov, A. I. Orekhoproduktivnost' kedrovnikov [Tekst] / A. I. Iroshnikov // Kedrovye lesa Sibiri. -Novosibirsk : Nauka, 1985. - S. 132-149.
16. Paramonov, E. G. Povyshenie produktivnosti lesnogo fonda v nizkogornyh usloviyah formirovaniem iz kedrovyh kul'tur orekhonosnyh nasazhdenij [Tekst] / E. G. Paramonov, A. N. Shevchenko // Vestnik AGAU. - 2007. - № 9. - S. 28-31.
17. Smolonogov, E. P. Ehkologo-lesovodstvennye osnovy organizacii i vedeniya hozyajstva v kedrovyh lesah Urala i Zapadno-Sibirskoj ravniny: monografiya [Tekst] / E. P. Smolonogov, S. V. Zalesov. - Ekaterinburg : Ural. gos. lesotekhn. un-t, 2002. - 186 s.
18. Sokolov, G. A. Ohotnich'e hozyajstvo v kedrovyh lesah [Tekst] / G. A. Sokolov. - M. : Nauka, 1966. - 108 s.
19. Zalesov, S. V. Rol' podpologovyh kul'tur v vosstanovlenii nasazhdenij kedra sibirskogo [Tekst] / S. V. Zalesov // Problemy lesovosstanovleniya v taezhnoj zone SSSR : Tez. dokl. Vsesoyuz. konf. - Krasnoyarsk, 1988. - S. 85-87.
20. Panevin, V. S. Lesovodstvennaya ehffektivnost' vosstanovleniya kedra na vyrubkah Ket'-Chulymskogo mezh-durech'ya [Tekst] / V. S. Panevin // Lesn. hoz-vo. - 1989. - № 5. - S. 39.
21. Chizhov, B. E. Kedrovye lesa Zapadno-Sibirskoj ravniny, hozyajstvo v nih [Tekst]: monografiya / B. E. Chizhov, I. A. Bekh. - Pushkino : VNIILM, 2014. - 164 s.
22. Osobennosti ispol'zovaniya, ohrany, zashchity, vosproizvodstva lesov, raspolozhennyh na osobo ohranyae-myh prirodnyh territoriyah. Prikaz MPR Rossii ot 16.07.2007 № 181. (http://www.consultant.ru/).
DOI: 10.24419/LHI.2304-3083.2017.4.01
Issues of Normative and Legal Enforcement of Efficient Complex Use and Reproduction of Pine Forests
V. I. Zheldak - Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization
of Forestry, Head of the laboratory, Doctor of Biological Sciences,
Pushkino, Moscow region, Russian Federation, [email protected]
M. V. Sidorenkov - Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization
of Forestry, head of Department, Candidate of Agricultural Sciences,
Pushkino, Moscow region, Russian Federation, [email protected]
S. Yu. Tsaregradskaya - Russian Research Institute for Silviculture and Mechanization
of Forestry, science secretary, Candidate of Agricultural Sciences,
Pushkino, Moscow region, Russian Federation, [email protected]
Key words: woods ofPinus sibirika and Pinus korai?nsis; Preservation ofPinus sibirika and Pinus korai?nsis; ecological functions; non-timber resources; comprehensive utilization; forest management; reforestation.
The results of the analysis formed the set of measures address the problem of Siberian pine and Korean pine on the basis of the accumulated scientific potential and normative-methodical developments for integrated management of this forests and forest management with application developed in the last decades of the XX century - early XXI century conceptual and methodological foundations of system of forest management and the implementation of silvicultural measures of the content (reproduction, protection, conservation) and use of forests on zonal-typological basis of their differentiation according to the intended purpose. In terms of the legislative and normative-legal regulation of separate blocks of activities lesoustroistva (reforestation, forest care), as well as the protection and use of forests, problems of regulation system of the integrated forest management and maintenance of pine forests, is envisaged to ensure a combination of the development guidance document (or documents), which developed and refined a holistic system of normative regulation of all forestry activities, which is mutually agreed elements in the existing normative legal documents, preferably regional forest areas (developed in accordance with applicable law). Effective implementation of the developed silvicultural measures regulatory regulation of maintenance and use of cedar forests is provided in the development of organizational forms of implementation of the forest management and forest management, mostly on a permanent (indefinite) basis, including and in the form «perpetual lease» of forest land with constant monitoring of their condition, not less than with annual evaluation of the ratio of the changes in connection with logging and other activities, with the target envisaged in the plan (project) development, maintenance and use of the leased forest parcel (or any object of use and maintenance of forests) in the periodic update (adjustment) of the project, excluding at the same time, the deterioration of the targets (except in cases of catastrophic situations - fires, mass pathology, etc.) not related to economic activity.