ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
УДК 630*22
В.И. Желдак V.I. Zheldak
ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ КЕДРОВЫМИ ЛЕСАМИ
И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ
PROBLEMS OF IMPROVEMENT AND EFFECTIVE USE OF SILVICULTURAL FRAMEWORK FOR SUSTAINABLE MANAGEMENT OF CEDAR FORESTS AND DIRECTIONS OF ITS SOLUTIONS
Ключевые слова: кедровые леса, содержание лесов, лесоводственная база лесоуправле-ния, комплексное экологическое и ресурсное недревесное и древесное лесопользование.
Обострение проблемы неудовлетворительного состояния, содержания и использования кедровых лесов, ведущее к сокращению их площадей, ухудшению качества, снижению участия кедра в составе насаждений в связи с действием не только природных факторов — пожаров, распространения патологии, но и с нерациональными рубками лесных насаждений, заготовкой древесины, в целом неэффективным управлением кедровыми лесами, крайне отрицательно воспринимаемым обществом. Для предотвращения отмеченных и других отрицательных процессов изменения кедровых лесов на законодательном и нормативно-правовом уровне применяются меры ограничения определенных хозяйственных воздействий на кедровые леса, запрещение рубок лесных насаждений, заготовки древесины, что ведет к определенному сдерживанию отрицательных явлений в динамике кедровых лесов, но не решает проблему в целом. На основе оценки исторически сформированной научной лесоводственной базы содержания (охраны, защиты, воспроизводства) и использования кедровых лесов, а также возможности ее совершенствования в рамках действующего законодательства и с использованием разработок лесоводства начала XXI в. по созданию приоритетно-целевых систем лесоводственных мероприятий для лесов различного целевого назначения определены основные направления решения проблемы кедра путем формирования, в рамках установленного законодательством ухода за лесами принципиально единой целостной, но в то же время функционально разнообразной
сложной системы лесоводственного обеспечения эффективного управления кедровыми лесами.
Keywords: cedar forests, content of forests, silvicultural forest base, integrated ecological and resource non-wood forest products and wood.
The aggravation of the problem of unsatisfactory condition, maintenance and use of cedar forests, leading to a reduction in their areas, deterioration, decline of stone pine stands as part due to the influence of not only natural factors - fires, spreading disease, but also with unsustainable logging of forest plantations, timber harvesting is generally ineffective management of cedar forests, is very negatively perceived by the society. To prevent the above and the other negative change processes of cedar forests, on the legislative and regulatory levels, the measures are applied to limit certain economic impact on cedar forests, banning logging of forest plantations, timber harvesting, which leads to a specific containment of negative phenomena in the dynamics of cedar forests, but does not solve the problem in general. Based on the assessment of historically formed silvicultural research base maintenance (conservation, protection and reproduction) and the use of cedar forests, as well as possibilities to improve it within the current legislation and using the developments in forestry of the beginning of the 21st century on creation of priority-targeted silvicultural systems for forests of various purposes, the main directions are defined to solve the problem by forming a cedar in the framework of established by the legislation forest tending essentially as a single but at the same time functionally diverse complex system of silvicultural provision of effective management of cedar forests.
Желдак Владимир Иванович, д.б.н., с.н.с., зав. лабораторией лесоводства и управления лесами, Всероссийский НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ), Московская обл. Тел.: (495) 993-30-54. E-mail: lesvig@yandex.ru.
Zheldak Vladimir Ivanovich, Dr. Bio. Sci., Senior Staff Scientist, Head, Lab. of Forestry and Forest Mgmt., All-Russian Research Institute of Silviculture and Forestry Mechanization, Moscow Region. Ph.: (495) 993-30-54. E-mail: lesvig@yandex.ru.
Введение
В начале XXI в., особенно во втором его десятилетии, резко обострилась проблема рационального ведения лесного хозяйства и лесопользования в кедровых лесах, а по существу эффективного управления кедровыми лесами, сформировавшаяся много десятилетий назад в связи с широким распространением промышленных рубок заготовки ценной древесины кедра пришедшим в противоречие с традиционным комплексным пользованием кедром [1-7], в первую очередь, недревесными (пищевыми) ресурсами, поскольку рубки вели к сокращению кедровых лесов, особенно наиболее ценных продуктивных орехоплодных кедровников, вырубаемых в возрасте технической спелости даже с учетом установления более высоких возрастов рубок. В принятых на высшем уровне государственного управления страны документах (Постановлениях) в 1978 г.: «Об улучшении комплексного использования и охраны кедровых лесов», а затем в 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» были определены основные направления коренного совершенствования ведения лесного хозяйства и лесопользования в кедровых лесах в целях их сохранения и восстановления. Для исполнения этих решений органом управления лесным хозяйством были приняты меры по коренному изменению нормативно-методической базы регламентирования хозяйственных воздействий на эти леса, управления ими. В изменявшихся социально-экономических и законодательных условиях они не могут использоваться, в связи с чем возникла острая потребность совершенствования лесово-дственного обеспечения решения проблемы эффективного управления кедровыми лесами в новых условиях.
Объекты и методы
Анализ и оценка исторически сложившейся проблемы эффективного использования лесоводственной базы управления кедровыми лесами, регламентирования хозяйственного воздействия на них, на основе применения лесоводственных мероприятий, разработанных наукой и проверенных в опыте, а также разработка мер по ее совершенствованию осуществляются с использованием системного метода дифференциации и интеграции всего комплекса составляющих проблемы содержания, ис-
пользования и сохранения кедровых лесов с определением (установлением) на этой основе направлений ее решения.
Цель работы — на основе результатов оценки исторически сформированной (накопленной) научной лесоводственной базы и практического опыта содержания (охраны, защиты, воспроизводства) и комплексного использования кедровых лесов, с учетом их многосторонней ценности, в рамках сложившихся в начале XXI в. законодательных и нормативно-правовых, а также социально-экологических и социально-экономических условий, на основе сформированного в лесоводстве системного приоритетно-целевого метода обоснованы (определены) основные направления решения проблемы кедра путем создания и совершенствования лесоводственной базы устойчивого управления кедровыми лесами, сохранения и восстановления ценных лесных экосистем с преобладанием и участием кедра при научно обоснованном непрерывном, неистощи-тельном комплексном многовидовом недревесном и древесном ресурсном и экологическом лесопользовании.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- дана оценка исторически сформированной в конце 80-х годов XX в. научной лесоводственной базы содержания и использования кедровых лесов;
- определены сложившиеся в начале XXI в. законодательные и нормативно-правовые условия использования и воспроизводства кедровых лесов;
- дана оценка возможности совершенствования лесоводственной базы управления кедровыми лесами в рамках действующего законодательства;
- определены основные направления создания и совершенствования лесово-дственной базы устойчивого управления кедровыми лесами.
Результаты исследований
Оценка исторически сформированной научной лесоводственной базы содержания и использования кедровых лесов. При сравнительной оценке лесоводственных систем управления кедровыми лесами, существовавшей в конце XX в. и сформировавшейся к середине двадцатых годов XXI в., в рамках лесного законодательства 2006 г. учитывалось, что практическая реализация разработанных для кедровых лесов
лесоводственных мероприятий в значительной мере зависела от социально-экономических условий и конкретных форм организации лесопользования и лесного хозяйства, в рамках которого они использовались в системе лесоуправления [8]. В связи с этим для более или менее объективной оценки лесоводственной базы лесо-управления неизбежно потребовалось рассматривать ее по существу содержания, свойств, полноты, системности, внутренней взаимосвязи составляющих компонентов, соответствия ее природным свойствам объекта управления — кедровых лесов, а также возможностей адекватной реализации на практике в реальных условиях принятия управляющих решений, организации их выполнения и контроля получаемых при этом результатов.
Принятые в соответствии с названными решениями (постановлениями) высших органов государственной власти, по существу, законодательные требования к ведению хозяйства, содержанию и использованию кедровых лесов были более или менее адекватно выполнены (реализованы) в нормативных и методических документах, включающих лесоводственную базу управления кедровыми лесами, созданную на основе предшествующих многолетних научных исследований и сформированную в систему, соответствующую установленному на государственном уровне правовому (законодательному) режиму управления кедровыми лесами.
Это нашло отражение, в первую очередь, в принятых в 1990 г. для обязательного исполнения двух документах: «Руководство по организации и ведению хозяйства в кедровых лесах (кедр сибирский)» [9]; «Руководство по организации и ведению хозяйства в кедрово-широколиственных лесах Дальнего Востока (кедр корейский)» [10]. В соответствии установленными требованиями положения и нормативная база, содержащаяся в принятых руководствах, получали отражение и в региональных нормативных документах того времени, регламентирующих рубки ухода, лесовос-становление и другие мероприятия охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов.
В принятых основополагающих нормативно-методических документах (Руководствах) по организации и ведению лесного хозяйства в кедровых лесах был по сущест-
ву реализован системный подход создания и принятия лесоводственной базы (в форме лесохозяйственных мероприятий) управления кедровыми лесами, объединенной целевой установкой комплексного лесопользования или комплексного использования ресурсов и полезностей кедровых лесов Сибири и кедрово-широколиственных лесов Дальнего Востока, при сохранении и восстановлении кедра в составе насаждений, повышении их устойчивости и ценности, орехопродуктивности деревьев кедра [9, 10]. Исходя из принятой целевой установки было выделено в каждом Руководстве по пять сходных типов комплексного пользования, по которым и были разделены кедровые леса на основе их комплексной экологической, ресурсной и селекционной оценки, включая типы: лесохозяйст-венный, особо защитный, селекционно-семенной, лесоформирующий и кедрово-восстановительный, реконструктивный. При этом, в соответствии с требованиями законодательства, формирование типов пользования и соответствующих им систем лесо-хозяйственных мероприятий осуществлялось в рамках исключения — запрещения во всех кедровых лесах, как и в орехово-промысловых зонах, относящихся в современной терминологии к защитным лесам, т.н. «рубок главного пользования», представляющих согласно принятому их определению рубки спелых и перестойных дре-востоев для заготовки древесины и возобновления леса, применявшихся (в современной терминологии) в эксплуатационных лесах. Пользование древесиной (т.н. «промежуточное») допускалось при рубках ухода и санитарных рубках, которые по своему назначению (без нарушений) должны были проводиться не для заготовки древесины.
Законодательные и нормативно-правовые условия использования и воспроизводства кедровых лесов. Введенная Лесным кодексом 2006 г. (принципиально иная, чем существовала) законодательная установка регламентирования применения рубок лесных насаждений в эксплуатационных и защитных лесах (к которым к тому же отнесены только орехово-промысловые зоны) не по цели рубок (ухода или заготовки древесины), а по т.н. формам рубок (сплошные-выборочные), соответствующим известным методам рубок (вырубки древостоя сплошь или какой-то его части),
фактически определяемым природными свойствами лесных насаждений (в первую очередь, их возрастной структурой: одно-возрастные — разновозрастные) независимо от целевого назначения лесов.
Соответственно, согласно части 2 статьи 16 Лесного кодекса «Для заготовки древесины, если иное не установлено ... Кодексом, допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений ... при уходе за лесами ...» [8]. При этом ни для кедровых лесов, ни даже орехово-промысловых зон, относящихся к защитным лесам, «иное» Лесным кодексом не предусмотрено. Введенный Кодексом почти полный запрет на применение сплошных рубок в защитных лесах (статьи 103-107) не исключает непосредственно применение в этих лесах выборочных рубок лесных насаждений для заготовки древесины, причем как в спелых и перестойных, так и при уходе за лесами. Разделение применения целевых типов и видов рубок, т.е. для (в целях) заготовки древесины и в целях ухода за лесами (эксплуатационные и защитные), не предусмотрено, соответственно, и в Правилах заготовки древесины, представляющей собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений (статья 29 Кодекса).
Для осуществления рубок спелых, перестойных лесных насаждений фактически регламентируется применение тех же видов рубок главного пользования, которые были разработаны в прошлом, в т.ч. включая и выборочные рубки, причем не только наиболее близкие к рубкам ухода «добровольно-выборочные» рубки (но и они были предназначены, в первую очередь, для заготовки древесины), но и все другие, в т.ч. и длительно-постепенные, применение которых допускалось в прошлом исключительно в эксплуатационных лесах (но не в лесах первой группы) в условиях экономической недоступности использования добровольно-выборочных рубок, соответствующих природе разновозрастных лесов [11].
Определенные меры ограничения целевого применения рубок для заготовки древесины в кедровых лесах предусмотрены в Правилах заготовки древесины, в т.ч. и такие, как в п. 16 «При заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых,
перестойных лесных насаждений с участием кедра три единицы и более в составе древостоя лесных насаждений» [12]. Но эта нормативная мера, ограничивающая применение рубок заготовки древесины в кедровых лесах, не имеет своего системного продолжения, завершения или альтернативной замены, в т.ч. в мерах ухода за лесами (в Правилах ухода за лесами и других документах), что вносит определенное несовершенство системы мероприятий, которые нельзя прервать на любом этапе лесо-воспроизводства (если не оставлять участки хозяйственно управляемых лесных насаждений для дальнейшего естественного преобразования как в заповедных лесах). В любом ином случае со временем в этих насаждениях неизбежно потребуется вести санитарные рубки, в т.ч., возможно, и сплошные.
Еще более кардинальная законодательно-нормативная мера предусмотрена для сохранения кедровых лесов, кедра корейского путем введения его в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается [13]. Вероятно, такие управляющие решения являются наиболее действенными и, наверняка, исключат рубку деревьев кедра для заготовки древесины, но в то же время эта мера будет иметь и определенные негативные последствия, поскольку выполнение этого требования в буквальном смысле исключает заготовку древесины (именно она не допускается) при острой обоснованной необходимости вырубки деревьев пораженных патологией, практически утративших жизнеспособность, погибших, а также, подлежащих удалению из насаждения в целях ухода за лучшими деревьями кедра путем удаления при рубках ухода худших, оказывающих на лучшие сильное отрицательное влияние.
При всей необходимости, обоснованности, неизбежности подобных принимаемых управленческих решений (временно или для постоянного использования) на законодательном нормативно-правовом уровне их необходимо включить в определенную, непротиворечивую систему управляющих воздействий на динамичные в своей сущности экосистемы кедровых лесов, если они не выводятся вообще из управляющего хозяйственного воздействия как абсолютно заповедные участки лесов, на которых согласно закону (часть 2 ст. 103) исключается
любое вмешательство человека в природные процессы.
Оценка возможности совершенствования лесоводственной базы управления кедровыми лесами в рамках действующего законодательства. В существующих законодательных условиях лесоуправления (определенных в основном Лесным кодексом в совокупности с другими федеральными законами) с определенными сложностями (особенно без внесения минимальных изменений в Кодекс), тем не менее возможны формирование и использование лесоводственной научно-методической базы обеспечения целевого или близкого к целевому режима содержания и использования кедровых лесов, управления ими, обеспечивающего сохранение и восстановление утраченного потенциала этих особо ценных лесных экосистем. Соответственно, задача органов управления лесным хозяйством — обеспечить определенными организационными мероприятиями четкое выполнение (без нарушений) установленного лесоводственного режима содержания и использования кедровых лесов.
Основные направления создания и совершенствования лесоводственной базы устойчивого управления кедровыми лесами формируются в рамках перечисленных основных законодательных условий. При этом для формирования системы ле-соводственного обеспечения эффективного управления кедровыми лесами возможно и целесообразно:
а) установить принципиально единый по режиму тип комплексного пользования кедром, кедровыми лесами, а также сходный с ним (с целевыми особенностями) эксплуатационный, с приоритетом недревесного ресурсного и экологического лесопользования в сравнении с древесным, но не исключая его полностью (основание — законодательное условие — ст. 12);
б) установить для кедровых лесов обязательную для непрерывного применения по циклам динамики насаждений многофункциональную целостную систему лесово-дственных мероприятий содержания (охраны, защиты, воспроизводства) и использования на основе реализации законодательного требования комплексного подхода при освоении эксплуатационных и защитных лесов (законодательное условие — ст. 12);
в) установить (с учетом уже действующих запретов и ограничения лесопользова-
ния) для реализации принципиально единой целостной (внутренне функционально разнообразной) по режиму содержания, сохранения, восстановления и комплексного использования кедровых лесов и целевого управления ими комплекс типов систем ле-соводственных мероприятий в законодательном блоке ухода за лесами с широким диапазоном возможных для применения лесоводственных мер, объединенных единой целью ухода за кедром (в рамках установленных Лесным кодексом условий в статье 64 с дополнением положениями статей 16, 17 и др.).
Выводы
В связи с обострением проблемы сохранения и рационального неистощительно-го использования кедровых лесов на основе анализа и оценки исторически сформированной научной лесоводственной базы содержания и использования кедровых лесов, с учетом особенностей сложившихся в начале XXI в. законодательных и нормативно-правовых условий использования и воспроизводства кедровых лесов, оценки возможности совершенствования лесово-дственных мер управления кедровыми лесами в рамках действующего законодательства определены основные направления создания и совершенствования лесово-дственной базы устойчивого управления кедровыми лесами. Установлено, что в рамках действующего законодательства (даже без необходимого уточнения его отдельных положений) в блоке ухода за лесами возможно на основе имеющихся уже методологических разработок лесоводства создать лесоводственную базу устойчивого управления кедровыми лесами в условиях первых десятилетий XXI в.
Библиографический список
1. Воробьев В.Н. Биологические основы комплексного использования кедровых лесов. — Новосибирск: Наука, 1983. — 254 с.
2. Бех И.А., Воробьев В.Н. Потенциальные кедровники. Проблемы кедра. — Томск: ИЭПК СО РАН, 1998. — Вып. 6. — 122 с.
3. Седых В.Н. Формирование кедровых лесов Приобья. — Новосибирск: Наука, 1979. — 110 с.
4. Соколов Г.А. Охотничье хозяйство в кедровых лесах. — М.: Наука, 1966. — 108 с.
5. Парамонов Е.Г., Шевченко А.Н. Повышение продуктивности лесного фонда в низкогорных условиях формированием из кедровых культур орехоносных насаждений // Вестник АГАУ. - 2007. - № 9. -С. 28-31.
6. Данченко А.М., Бех И.А. Кедровые леса Западной Сибири. — Томск: Томский гос. ун-т, 2010. — 424 с.
7. Чижов Б.Е., Бех И.А. Кедровые леса Западно-Сибирской равнины, хозяйство в них: монография. — Пушкино: ВНИИЛМ, 2014. — 164 с.
8. Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
9. Руководство по организации и ведению хозяйства в кедровых лесах (кедр сибирский). Утверждено 7 мая 1990 г. — М., 1990. — 121 с.
10. Руководство по организации и ведению хозяйства в кедрово-широколиственных лесах Дальнего Востока (кедр корейский). Утверждено 14 ноября 1990 г. — М., 1990.
— 100 с.
11. Побединский А.В. Рубки главного пользования. — М.: Лесн. пром-сть, 1980. — 192 с.
12. Правила заготовки древесины. Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 об утверждении.
13. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. Приказ Рослесхоза от 05.12.2011 № 513 об утверждении.
14. Желдак В.И. Эколого-лесоводст-венные основы целевого устойчивого управления лесами. — М.: ВНИИЛМ, 2010.
— 377 с.
15. Методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов. Приказ Рослесхоза от 10.11.2011 № 472 (ред. от 07.05.2013) об утверждении.
References
1. Vorob'ev V.N. Biologicheskie osnovy kompleksnogo ispol'zovaniya kedrovykh lesov. — Novosibirsk: Nauka, 1983. — 254 s.
2. Bekh I.A., Vorob'ev V.N. Potentsial'nye kedrovniki. Problemy kedra. — Tomsk: IEPK SO RAN, 1998. — Vyp. 6. — 122 s.
3. Sedykh V.N. Formirovanie kedrovykh lesov Priob'ya. - Novosibirsk: Nauka, 1979. -110 s.
4. Sokolov G.A. Okhotnich'e khozyaistvo v kedrovykh lesakh. - M.: Nauka, 1966. -108 s.
5. Paramonov E.G., Shevchenko A.N. Povyshenie produktivnosti lesnogo fonda v nizkogornykh usloviyakh formirovaniem iz kedrovykh kul'tur orekhonosnykh nasazhdenii // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2007. — № 9. — S. 28-31.
6. Danchenko A.M., Bekh I.A. Kedrovye lesa Zapadnoi Sibiri — Tomsk: Tomskii gosudarstvennyi universitet, 2010. — 424 s.
7. Chizhov B.E., Bekh I.A. Kedrovye lesa Zapadno-Sibirskoi ravniny, khozyaistvo v nikh: monografiya. — Pushkino: VNIILM, 2014 — 164 s. + 20 s. tsv. il.
8. "Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsii" ot 04.12.2006 N 200-FZ (red. ot 21.07.2014)
9. Rukovodstvo po organizatsii i vedeniyu khozyaistva v kedrovykh lesakh (kedr sibirskii). Utverzhdeno 7 maya 1990 g. — M., 1990. — 121 s.
10. Rukovodstvo po organizatsii i vedeniyu khozyaistva v kedrovo-shirokolistvennykh lesakh Dal'nego Vostoka (kedr koreiskii). Utverzhdeno 14 noyabrya 1990 g. — M., 1990. — 100 s.
11. Pobedinskii A.V. Rubki glavnogo pol'zovaniya. — M.: Lesn. prom-st', 1980. — 192 s.
12. Pravila zagotovki drevesiny. Prikaz Rosleskhoza ot 01.08.2011 №337 ob utverzhdenii.
13. Perechen' vidov (porod) derev'ev i kustarnikov, zagotovka drevesiny kotorykh ne dopuskaetsya. Prikaz Rosleskhoza ot 05.12.2011 N 513 ob utverzhdenii.
14. Zheldak V.I. Ekologo-lesovodstvennye osnovy tselevogo ustoichivogo upravleniya lesami. — M. VNIILM, 2010. — 377 s.
15. Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu gosudarstvennoi inventarizatsii lesov. Prikaz Rosleskhoza ot 10.11.2011 N 472 (red. ot 07.05.2013) ob utverzhdenii.
+ + +