ББК 65.290.2-21
Р. А. Набиев, А. В. Мельников
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Проблемы взаимодействия государства и экономики всегда были в центре внимания как теоретиков, так и практиков - обсуждался вопрос, насколько благотворно сказываются на рыночной экономике контакты с государством. Для достижения успеха речь должна идти не о замене государством рынка и не о полном его устранении с рыночного пространства, а о разумных взаимоотношениях государства с бизнесом, когда они взаимодействуют как союзники, не подменяя друг друга, занимая свои ниши в экономической системе. Как показывает опыт, проблема не во вмешательстве или невмешательстве государства в экономику, а в характере этого вмешательства.
Рассматривая проблему взаимоотношений государства и экономики в России, необходимо учитывать историческую составляющую этих отношений, которая в значительной степени определяет и сегодняшнюю ситуацию, и перспективы развития. Дело в том, что с момента возникновения российской национальной экономики государство занимало в ней активную позицию. Российское предпринимательство никогда не было в полной мере самостоятельным и свободным от нерыночных форм воздействия, не всегда это влияние было благотворным. Государство в России фактически всегда было центральным элементом существовавшей экономической системы, полностью заместив своей деятельностью рыночные механизмы.
Практически все развитые страны осуществляют централизованное управление экономикой, используя разумное сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием. Имея разный исторический опыт, развитые западные страны и Россия не могут иметь много общего и в современных формах этих отношений. В то же время российская экономика не поднимется без помощи государства, положившись только на рыночные силы, особенно в условиях современного кризиса. Дальнейшее развитие страны, преодоление системного экономического кризиса в значительной степени зависят от решения вопроса о цивилизованном взаимодействии государства и экономики.
Неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие структур государственной власти и предпринимательства. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социальных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остаётся источником, мотором развития и приращения общественного богатства.
Следует отметить, что российское предпринимательство, несмотря на множественные отличия от своего западного аналога, нуждается в помощи и определенном управлении со стороны общества. Однако, к сожалению, цивилизованные отношения государства и предпринимательства в России до сих пор не сложились. С развитием производительных сил, с постоянно увеличивающимся спектром общественных потребностей все большую долю затрат по их удовлетворению берет на себя государство. Государственные ресурсы практически везде используются в ходе структурных перестроек народного хозяйства, при фундаментальных технологических прорывах.
Роль государственного сектора особенно возрастает в связи с проблемами национальной безопасности и вопросами, касающимися реализации концепции устойчивого развития. Несмотря на отказ от директивного вмешательства, позиции государства в народном хозяйстве достаточно сильны. Государство не ушло из экономического процесса, речь идет о поиске новых форм государственного взаимодействия с экономикой.
Учитывая исторический опыт тесной связи государства и рыночных структур, следует на новой основе использовать традиционные отношения, попытаться соединить плюсы рыночных отношений с возможностями государственных рычагов положительного воздействия на экономику. Нужно искать новые формы взаимоотношений государства и предпринимательства. Это не означает, что нужно искать исключительно новаторские формы отношений. Есть
уже сложившиеся формы, в которые требуется вдохнуть новую жизнь и новое содержание. Практика показывает, что перспективным направлением развития экономических отношений является использование государственно-частного партнерства (ГЧП).
В литературе нередко встречается утверждение, что ГЧП является временной переходной формой приватизации. Нам же представляется, что речь идет не о переходной форме, а о формировании нового устойчивого экономического отношения с большими перспективами, поскольку в обществе появляется все больше проблем, которые по отдельности не в состоянии решить ни рынок, ни государство, либо решают их неэффективно. Поэтому государство и частный бизнес все активнее вступают в сотрудничество в поисках эффективных путей решения задач общества на условиях партнерства [1].
Системообразующим элементом в понятии «государственно-частное партнерство» является сотрудничество, при котором стороны выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняющие друг друга.
Существуют признаки, наличие которых во взаимодействии власти и бизнеса свидетельствует о том, что оно является ГЧП:
— стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;
— взаимоотношения сторон партнерства должны носить равноправный, партнерский характер;
— стороны партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
— стороны партнерства должны объединять свои вклады для достижения общих целей;
— взаимоотношения сторон партнерства должны быть оформлены в официальных документах (договоры, контракты и т. д.);
— стороны партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.
Целесообразность развития партнерства в России обусловлена рядом факторов:
— образовавшимися разрывами в системе отношений власть - бизнес - общество, дисбалансом системы связей, обеспечивающих гармонизацию интересов и равновесие участников взаимодействия;
— кардинальными изменениями в экономике государства, доминированием частной формы собственности, эффективное использование которой требует партнерских отношений власти, бизнеса и общества;
— отделением административных ресурсов власти от прямого участия в частной собственности и слабым присутствием во власти бизнеса, располагающего значительными ликвидными ресурсами, современным интеллектуальным, организационно-экономическим потенциалом;
— сохранением предприятий стратегического назначения в руках у государства, необходимостью повышения эффективности их функционирования за счет преимуществ сотрудничества с бизнесом;
— выгодой, получаемой от партнерства во власти, бизнесе и в обществе в различных формах ее проявления.
Государство видит в частном секторе дополнительные ресурсы, эффективный менеджмент и рассчитывает извлечь выгоду из этого. Вступая в партнерство с бизнесом, оно, как правило, получает не только возможность привлечения дополнительных источников финансирования, снижающих нагрузку на бюджет, но и более гибкую и действенную систему управления проектами, повышающую эффективность государственных расходов. В партнерстве менеджмент частных организаций более эффективен, т. к. процессы принятия и реализации управленческих решений более демократичны. Это приносит обоюдную выгоду партнерам от совместной работы, поскольку государственный сектор страдает относительной медлительностью и негибкостью.
Государство также получает дивиденды в форме увеличения налоговых поступлений, решения социальных проблем и повышения общего уровня производства, тем самым увеличивая конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках.
Мотивация участия в партнерстве государственного сектора обусловлена стимулированием инновационной активности бизнес-структур, производящих высокотехнологичную продукцию; созданием новых наукоемких фирм и поддержкой малых и средних инновационных предприятий; разработкой ключевых технологий для федеральных государственных нужд; вовлечением в экономический оборот и коммерциализацию результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; наращиванием и развитием инфраструктуры. Бизнес при этом рассчитывает на поддержку за счет административных, материальных, финансовых, природных ресурсов государства, видя в государственных или муниципальных органах власти стабильного, надежного, ответственного и взаимовыгодного партнера. Частный бизнес берет на себя основной коммерческий риск работы на рынке и, как правило, имеет наибольшую часть прибыли. Он получает для себя определенный набор гарантий, преференций и надеется снять многие барьеры, препятствующие его развитию [2].
Мотивация участия в партнерстве частного сектора экономики обусловлена и новыми возможностями для развития инновационного бизнеса. Однако частные компании могут также присоединиться к ГЧП и с более специфическими мотивациями, в частности для обеспечения доступа к результатам исследований и разработок государственного сектора; доступа к государственной инфраструктуре, а также информации и высокотехнологичному оборудованию.
Как правило, ГЧП радикально меняет хозяйственные связи и взаимоотношения между властью и бизнесом в лучшую сторону, содействуя плодотворному сотрудничеству и снижению вероятности возникновения различных видов конфликтов. За счет совместного использования ресурсов и знаний обе стороны извлекают выгоду из синергетического эффекта, разделения рисков, что в иных условиях было бы невозможно. Механизмы совместного использования возможностей государства и бизнеса создают условия и для продвижения оптимальной практики решения задач, отвечающих общественным интересам.
Эффективное взаимодействие между государством и частным бизнесом распространяется прежде всего в инфраструктурных отраслях, где исторически сложились и потребности, и возможности такого взаимодействия при реализации крупномасштабных социальноэкономических задач. С учетом вышеизложенного ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государства и бизнеса в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей экономики и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
Цель партнерства заключается в обобщении опыта и объединении умений различных государственных и частных партнеров с таким расчетом, чтобы гарантировать достижение наилучших материальных и финансовых результатов с максимальной взаимной выгодой [3].
Задачи ГЧП могут быть самыми различными. В качестве основных из них можно выделить: инвестирование в техническое перевооружение; обновление парка оборудования; оптимизацию технологических процессов; развитие наукоемких производств; создание прорывных технологий; улучшение системы управления материальными и финансовыми ресурсами; улучшение деятельности организаций, повышение производительности труда и качества продукции.
В ГЧП важным является вопрос об определении степени вовлеченности частного сектора в решение задач, с учетом специфики имеющихся условий, с тем, чтобы найти разумный и гармоничный баланс между вкладом власти и бизнеса. Партнерство может осуществляться как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе, в зависимости от целей, масштаба и сложности решаемых задач. Его качество зависит от уровня нормативно-правовой базы, компетентности персонала и размера взаимной выгоды участников, других ресурсов, которые привлекаются для совместной деятельности.
При осуществлении партнерства государственные органы исполнительной власти обычно выступают в качестве инициатора программ, финансирующей стороны, государственного заказчика, а также в качестве структур, образующих государственные учреждения, предприятия, фонды и организации смешанных форм собственности. Со стороны государства вкладом в партнерство может быть предоставление бизнесу следующих возможностей: получение госзаказа, участие в программах развития региона, свободных экономических зон, мотивационных рычагов воздействия на субъекты хозяйствования; предоставление гарантий; привлечение капитала и имущества.
Государство, выступая в роли заказчика и инвестора, гарантирует размещение заказов, благодаря которым частное предприятие может усилить свои позиции на мировых рынках инновационной продукции [4]. Бизнес, в свою очередь, обеспечивает модернизацию производства до уровня международных стандартов.
Распространенными организационно-правовыми формами государственных организаций, участвующих в партнерстве с частными структурами, являются:
— государственные учреждения;
— государственные унитарные предприятия;
— государственные корпорации;
— финансово-промышленные группы;
— некоммерческие партнерства;
— автономные некоммерческие организации; фонды.
Участниками ГЧП со стороны частного сектора экономики могут выступать граждане и юридические лица, представленные как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учредителем которых не является государство.
В ГЧП используются различные формы партнерства: особые экономические зоны; инвестиционные фонды, в том числе венчурные фонды; агентства по привлечению инвестиций; концессионные соглашения; организации со смешанной формой собственности; заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных и муниципальных органов власти; аренда; лизинг; соглашение о разделе продукции; контракт на обслуживание; доверительное управление; оказание общественных услуг и выполнение различных видов работ; долевое участие частного капитала в государственных предприятиях [5].
Понимание специфики форм и методов ГЧП требует ясности по двум группам проблем. Во-первых, необходимо уяснить, в чем специфика именно ГЧП в рамках всей системы отношений власти и бизнеса. Во-вторых, следует оценить, как в процессе передачи тех или иных правомочий от государства частному бизнесу изменяется система отношений собственности, прежде всего в смысле установления различий между партнерством и приватизацией.
Для успешного выполнения проектов в рамках партнерства из всего многообразия ценностных и идеологических принципов, лежащих в основе концепции ГЧП, необходимо сосредоточиться на следующих: включение в процесс нужных участников, четкое определение цели и ролей, разделение полномочий и ответственности, подконтрольность, стратегическое влияние и управление.
Модели и структура ГЧП весьма разнообразны, однако их объединяют некоторые характерные особенности, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию. Специфика взаимоотношений между государством и частным бизнесом в рамках ГЧП состоит в том, что партнерские отношения реализуются путем перераспределения правомочий собственности. Такой методологический подход позволяет избежать двух распространенных крайностей:
— ГЧП с приватизацией (косвенная приватизация). Такая трактовка подразумевает широту участия частных компаний в реализации правомочий собственности, передаваемой им в рамках проектов от государства - финансирование, проектирование, строительство, владение и эксплуатация государственных предприятий.
— ГЧП, граничащее между государственным и частным секторами. В данном подходе ГЧП используется правительством для поиска политических форм улучшения предоставления населению общественных (публичных) благ и не является при этом ни приватизированным, ни национализированным институтом.
Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государственно-частное партнерство - это не простое сложение ресурсов. Следует понимать, что каждая из сторон партнерства имеет собственные цели, решает свои конкретные задачи, стороны имеют различные мотивации. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества услуг инфраструктур -ных и социально ориентированных отраслей, предоставляемых населению и экономическим агентам. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. При этом стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под раз-
мер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. Проекты ГЧП зачастую облегчают выход на мировые рынки капиталов, активизируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Между тем государство, как главенствующий субъект и основной регулятор, вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций -контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. В любом случае за государством остаются основные рычаги регулирования и контроля: тарифная политика, контроль за безопасностью, контроль за экологичностью, контроль за качеством обслуживания пользователей. Благодаря сохранению этих контрольных функций государство может уйти от непосредственного руководства хозяйственной сферой, предоставить хозяйственную деятельность частному бизнесу, оставляя за собой контрольные рычаги за деятельностью своих партнеров по проекту. Эффективной формой ГЧП являются совместные проекты в наукоемких отраслях. Необходимость такого партнерства объясняется неуспешностью как государственной научнотехнической и промышленной политики, осуществляемой в рамках государственных программ, так и неадекватностью бизнес-среды, не ставшей пока источником инновационного роста. На современном этапе в России наметились тенденции по использованию механизма ГЧП в экономическом развитии страны и определены направления этого использования, например транспорт, энергетика, инновационная система. Как показывает мировая практика, ГЧП как средство совершенствования производственной инфраструктуры является наиболее эффективным. Среди достоинств ГЧП его универсальность: оно может использоваться в большинстве отраслей экономики, с его помощью можно развивать телекоммуникации, объекты социальной сферы, железнодорожный, водный, подземный транспорт, возводить объекты инженерной инфраструктуры, в том числе морских портов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Набиев Р. А., Арыкбаев Р. К. Государственные заказы в системе регулирования предпринимательства. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2008. - 97 с.
2. Набиев Р. А., Локтева Т. Ф. Менеджмент: учеб. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 168 с.
3. Герчикова И. Н. Менеджмент: учеб. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 396 с.
4. http://www.'innovbusinessm/content.
5. Загорулько М. М. Концессии в жилищном строительстве, коммунальном и транспортном хозяйстве России и СССР. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2006. - 424 с.
Статья поступила в редакцию 25.10.2010
PERFECTION OF STATE AND BUSINESS INTERACTION IN THE FORM OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP
R. A. Nabiev, A. V. Melnikov
Interactions of the state with business, when they co-operate as allies, without substituting each other, and occupying their niches in the economic system, are investigated in the paper. The role of the state sector especially increases in connection with existing problems of the national safety, and while considering some questions of concept realization of a sustainable development. The state has not left the economic process; it is a question of searching new forms of the state interaction with economy. One of the most progressive forms of this interaction is the state-private partnership (SPP). Main objectives, problems, forms and motivations of SPP both for power structures, and for business are particularly considered.
Key words: interaction, state, private business, state-private partnership, motivation, innovative activity, cooperation, problems of partnership, partnership forms.