Научная статья на тему 'Совершенствование взаимодействия малых и крупных предприятий в промышленности'

Совершенствование взаимодействия малых и крупных предприятий в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиганов В.В.

В статье рассматриваются условия и предпосылки взаимодействия малого и крупного бизнеса в рыночной экономике. С возрождением крупного бизнеса в промышленности возрастает роль его производственно-технологического сотрудничества с малым предпринимательством. В этой связи анализируется практика государственного регулирования взаимодействия малого и крупного бизнеса. Называются пути совершенствования сотрудничества малых и крупных предприятий в промышленном секторе реальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование взаимодействия малых и крупных предприятий в промышленности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ И КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

в.в. ШИГАНОВ Мурманский государственный технический университет

Условия взаимодействия малого и крупного бизнеса в рыночной экономике. В странах с рыночной экономикой доля малых предприятий в промышленности преобладает над сектором крупного бизнеса. Такая ситуация сложилась исторически, в ходе развития производственной сферы и структурных преобразований в национальных экономиках.

Малые предприятия и крупный бизнес в рыночной экономике функционируют в неразрывной связи , для которой созданы объективные условия и предпосылки. Во-первых, они имеют, как правило, общие экономические и финансовые интересы; во-вторых, в основе предпринимательской деятельности этой триады находятся единые производственные цели; в-третьих, малые и крупные формы хозяйствования объединяет необходимость в условиях жесткой мировой конкуренции обеспечивать в промышленности совместными усилиями и опережающими темпами инновационный процесс; в-четвертых, корпоративные установки на рациональные и экономичные способы и методы менеджмента толкают крупный бизнес к производственной и инновационной интеграции с малыми хозяйствующими субъектами; в-пятых, государственные структуры всячески стимулируют крупные предприятия к кооперации и взаимодействию с малым бизнесом с тем расчетом, чтобы более эффективно использовать ресурсные возможности национальной экономики.

Во всех странах с рыночной экономикой почти каждая крупная промышленная компания сотрудничает не только с десятками, а порой и сотнями мелких и малых предприятий. Взаимодействие и кооперирование, в основном, осуществляются по двум признакам: отраслевому и территориальному [1, с. 4]. Их реализация содействует интегральной эффективности производства.

Нельзя отрицать того, что в советской плановой экономике, действительно, приоритет отдавался исключительно крупным предприятиям, в ущерб развитию малых и средних. В основном, крупными государственными корпорациями и объедине-

ниями обеспечивался также научно-технический прогресс. В то же время на практике существовала определенная производственная кооперация между крупными и средними предприятиями, а средние предприятия, в свою очередь, нередко взаимодействовали с малыми хозяйствующими субъектами.

Поэтому конкретный опыт кооперативных и интегрированных действий со стороны хозяйствующих субъектов различного масштаба все-таки был накоплен в реальной экономике советского периода. При этом следует отметить, что, безусловно, данный процесс взаимодействия осуществлялся в особых условиях директивного и всеобщего планирования.

Однако еще важнее указать, что затратный характер экономики не способствовал совершенствованию и обновлению механизмов продуктивного и полноценного взаимодействия, удовлетворяющего и взаимно обогащающего всех участников производственного цикла. Производственные связи малых и крупных предприятий носили слишком прямолинейный, упрощенный и однобокий характер. Следовательно, раскрывающихся перспектив и дальнейшего многогранного развития у подобного рода сотрудничества малых и крупных предприятий, по большому счету, в рамках и в режиме так называемой командной экономики не предвиделось.

В современной России в период формирования и становления рыночной экономики расширяется производственный сектор малого предпринимательства, особенно в мегаполисах и крупных промышленных регионах. Эта устойчивая тенденция, прежде всего, свидетельствует о том, что в реальном секторе экономики появились новые качественные структурные изменения и следующие предпосылки:

• производственные функции малого бизнеса постепенно распространяются на поле предпринимательской деятельности крупных корпораций;

• крупный бизнес все чаще обращает внимание на широкие потенциальные возможности малых предприятий и стремится их использовать в своих

интересах, в частности для сокращения производственных издержек, разработки и промышленного освоения новых образцов продукции;

• государство содействует как максимальному увеличению числа малых хозяйствующих субъектов в промышленности, так и стимулированию крупного бизнеса к поиску механизмов взаимодействия с ними;

• предоставляемые государством и муниципальными образованиями налоговые и административные льготы и преференции постепенно делают малый бизнес во многих отношениях привлекательным для крупных предприятий. Достаточно привести статистические данные,

относящиеся к 2000—2001 гг., когда малые предприятия занимали в промышленности по своему удельному весу 15 %, а производили товаров от общего их выпуска и предоставляли услуги различного рода на 30 % [1, с. 5]. Хотя, как известно, на первых порах возрождения отечественной экономики и в кризисных ситуациях крупные промышленные предприятия использовали своих «младших братьев» по бизнесу в качестве «подушек выживания». К примеру, для ухода от уплаты налогов с применением правовых и полукриминальных схем, увода финансовых потоков из крупного бизнеса, переброски денежных средств за рубеж, оформления сомнительных сделок и операций, что впоследствии приводило или к быстрой ликвидации малых предприятий, или к их искусственному банкротству.

Государственное регулирование взаимодействия малого предпринимательства и крупных предприятий. Вместе с возрождением крупного бизнеса в России во всех отраслях промышленности его производственно-технологическое сотрудничество с малым предпринимательством постепенно будет возрастать. В этой связи государство предпринимает конкретные меры к формированию благоприятного правового и экономического климата для малых предприятий, что создает дополнительные стимулы к формированию действенных механизмов взаимодействия и кооперации крупного и малого бизнеса.

В целях реализации государственной политики в области развития предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для малых фирм могут предусматриваться следующие меры стимулирования, в том числе в рамках взаимодействия с крупными предприятиями:

1) введение специальных налоговых режимов;

2) упрощение правил ведения налогового учета, а также упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;

3) упрощение системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, которые осуществляют отдельные виды деятельности;

4) установление упрощенного порядка составления статистической отчетности;

5) введение льготного порядка расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

6) установление особых условий участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

7) обеспечение прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

8) обеспечение финансовой поддержки из федерального бюджета, бюджетов регионов и муниципальных образований;

9) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;

10) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития предпринимательства за счет средств федерального бюджета;

11) поддержка федеральных и региональных программ развития субъектов предпринимательства;

12) оказание финансовой поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки;

13) оказание имущественной поддержки субъектам предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества. В их числе земельные участки, здания, строения, сооружения и нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты как на возмездной, так и на безвозмездной основах или на льготных условиях;

14) оказание информационной и консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

15) оказание поддержки в области инноваций и промышленного производства в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки и оказывающих ее, в том числе, технопарков, центров

коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечение деятельности такого рода организаций;

16) содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности;

17) создание условий для привлечения субъектов предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства [2].

Таким образом, создав законодательную основу для особого нормативно-правового регулирования развития предпринимательства, государство усиливает производственно-инновационную привлекательность малого бизнеса и расширяет его потенциальные возможности во взаимодействии и сотрудничестве с крупными предприятиями. Более того, возрастают сравнительные конкурентные преимущества малого предпринимательства перед крупным бизнесом в целом ряде сегментов промышленности.

Благодаря этим факторам малый бизнес безболезненно вписывается в производственную и инновационную орбиту крупных предприятий, дополняет их производственные функции и закрывает собой слабые в экономическом и организационном плане места в промышленном секторе реальной экономики. Следовательно, малые фирмы способствуют преодолению негативных факторов, возникающих в экономике промышленности, и, в конечном счете, ее подъему.

Вместе с тем следует опасаться прямого противопоставления малого и крупного бизнеса, а значит, рассматривать их в качестве непосредственных конкурентов. Это явно ошибочный и концептуально некорректный подход в силу того, что малые предприятия не могут составить прямой конкуренции корпорациям и объединениям и не способны полностью занять их нишу в промышленном секторе экономики.

Причем одно время наблюдалось чрезмерное преувеличение роли и места малого бизнеса в российской экономике, в том числе в промышленности. Утверждалось, например, что по многим признакам субъекты малого предпринимательства могут успешно конкурировать с крупными производителями. Исключение делалось лишь для немногих отраслей (энергетика, тяжелое машиностроение, оборонная промышленность), где малые предприятия не способны составить реальной конкуренции корпорациям. Подобная оценка в

период активного и, по большому счету, силового раздробления и последующей приватизации крупных предприятий, на мой взгляд, носила чисто политическое и пропагандистское значение.

На практике встречаются примеры, когда малые фирмы, созданные на базе крупных предприятий, через некоторое время развиваются и становятся экономически самостоятельными. В ситуации, когда материнское предприятие игнорирует интересы своих младших партнеров по бизнесу, перекладывает на их плечи основные издержки производства, они могут искать пути выхода из-под контроля и опеки головной фирмы. Не исключается при этом, что малые предприятия, увеличивая свои производственные мощности и становясь по величине средними фирмами, в конце концов, превращаются в ее прямых конкурентов.

Пути совершенствования взаимодействия малых и крупных предприятий. Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Цивилизованное и полномасштабное взаимодействие малого и крупного бизнеса в промышленности формируется в обстановке и при следующих условиях:

а) стабилизации и оживления российской экономики, когда крупный бизнес функционирует под воздействием и строго в рамках рыночных законов;

б) государство не самоустраняется от регулирования процесса сотрудничества, кооперации и взаимодействия малого и крупного бизнеса, а разрабатывает и реализует долгосрочную и эффективную политику в этой области экономики, в том числе по формированию стимулирующих механизмов взаимодействия;

в) конкурентные преимущества малого бизнеса в промышленном секторе рассматриваются с позиции его экономических особенностей и возможностей исключительно как малой хозяйствующей формы, гибкой по своей структуре и оперативно реагирующей на потребности и запросы рынка, и тех преференций, которые ему предоставляет государство. В этом плане поучительным является опыт по стимулированию взаимодействия малых и крупных фирм в промышленном секторе экономики, накопленный в других странах. Приведем некоторые из них:

• информирование о новых сегментах рынка, в том числе о потребностях и узких местах крупных предприятий (так называемая рыночная информация);

• предоставление денежных кредитов, в том числе беспроцентных, на проекты по региональному экономическому развитию;

• ведение национальной системы обеспечения информацией предпринимателей о конкрет-

ных (точечных) возможностях взаимодействия малых и крупных предприятий, в том числе о генеральных подрядчиках [3, с. 31];

• приоритетная финансовая (субсидии и займы до 50 % расходов на создание новой продукции и передовых технологий) и иная поддержка малых предприятий инновационного характера, а также венчурных предприятий и малых фирм с высоким экспортным потенциалом;

• оказание помощи в поиске партнеров по производству и поставке экспортной продукции из числа крупных предприятий;

• снятие ограничений на строительство объектов, связанных с развитием малого предпринимательства, в промышленных районах;

• стимулирование финансовыми и налоговыми льготами создания временных зон предпринимательской активности на депрессивных территориях с омертвевшими производственными мощностями крупных предприятий [3, с. 10]. В России вклад малых предприятий в производственную деятельность корпораций и компаний в настоящее время еще относительно невелик. По мнению исследователей, в данном случае недооцениваются возможности и преимущества такого взаимодействия в силу еще старого мышления, доставшегося от командной и жестко плановой экономики, с одной стороны, и отрицательного влияния неблагоприятного состояния деловой среды в ряде регионов и промышленных городов, с другой [4, с. 22]. Кроме того, недостаточны усилия государственной поддержки, четко направленной на создание производственно-кооперационных, специализированных и технологических связей между малым и крупным бизнесом на основе контрактных и субподрядных отношений.

Качественно новый уровень взаимодействия малых и крупных предприятий в сфере промышленности в российских условиях возможен при реализации комплекса следующих мер, которые целесообразно предпринять органам государственной и муниципальной власти:

а) содействие в создании региональных и муниципальных (в промышленных городах) центров поддержки взаимодействия малого и крупного бизнеса;

б) использование различных форм финансовой поддержки (через льготное налогообложение, субсидии, привлечение финансовых средств крупных компаний) региональных и муниципальных центров поддержки взаимодействия малого и крупного бизнеса;

в) образование экономических моделей промышленных округов или кластеров, когда малые

фирмы с высокой степенью специализации группируются вокруг крупного предприятия, выполняют его заказы, обеспечивают инновационные прорывы, выполняют экспортные функции, берут на себя производственные риски. Однако, вместе с тем, не теряют своей экономической и юридической самостоятельности;

г) превращение небольших городов и поселков (прежде всего, на существующей базе бывших военных поселений, в городах с омертвевшими производственными мощностями), в технопарки и инновационные бизнес—инкубаторы, которые будут преимущественно ориентированы на корпоративные интересы крупных предприятий и связаны с ними производственными и технологическими целями;

д) разработка и принятие соответствующего федерального законодательства, позволяющего деловое взаимодействие малых предприятий и крупного бизнеса перевести в надежное правовое русло.

Таким образом, удастся не только расширить и разнообразить сектор малого предпринимательства, но и объединить в производственную цепочку малые и крупные фирмы, создать для них оптимальные условия для производственной и инновационной деятельности и увеличить экспортный потенциал как самих промышленных корпораций и компаний, так и регионов в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимодействие малого и крупного бизнеса // Информационно-аналитический сборник материалов 4-й Всероссийской конференции представителей малых предприятий (апрель 2003 года). — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2003.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007, № 31. Ст. 4006.

3. Опыт развития и государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных мегаполисах столичного типа: выводы и уроки: коллективная монография [Электронный ресурс] / Электронная библиотека предпринимательства. — Режим доступа: http: // www.mbm.ru, свободный. — Яз. рус.

4. Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Чепуренко А.Ю. и др. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне: Аналитическое пособие. — М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.