Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maldetection of occupational diseases in railway workers is discussed. The reason is that medical staff has poor knowledge of occupational diseases and patients with their signs and symptoms arc not all registered. The paper gives scientific rationale for creating a register of occupational diseases in the system of enterprises subordinate to the Ministry of Railways.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

4. Григории К. В. // Почвоведение. - 1989. - № 9. - С. 97-103.

5. Добровольский Г. В., Гришина Л. А. Охрана почв. — М., 1985.

6. Кабота-Пендиас А., Пеидиас X. Микроэлементы в почвах и растениях: Пер. с англ. — М.. 1989.

7. Ильин В. Б., Степанова М. Д. // Агрохимия. — 1980. — № 5. - С. 114-119.

8. Ильин В. В., Степанова АЛ Д. // Химические элементы в системе почва—растения. — Новосибирск, 1982. — С. 73-91.

9. Мудрый И. В. // Гиг. и сан. - 1995. - № 3. - С. 35-38.

10. Рейли К. Металлические загрязнения пищевых продуктов. - М„ 1985.

11. Рэуце К., Кырстя С. Борьба с загрязнением почвы: Пер. с рум. - М., 1986.

12. Химия тяжелых металлов, мышьяка и молибдена в почвах / Под ред. Н. Г. Зырина. Л. Л. Садовниковой. — М.. 1985.

13. Ausienfehl F. A. // Z. Pflanzencrahr. u. Bodenkund. — 1979.

- Bd 142, N 6. - S. 769-777.

14. Blum W. // 1992. - Vol. 3. N 5. - P. 84-S7.

15. Forlus E. A.. PosnerA. M„ Quirk J. P. // J. Soil. Sci. - 1988.

- Vol. 27, N 2. - P. 154-166.

16. Foy C. D., Cluiney R. L., While M. C. // Annu. rev. Physiol.

- 1978. - Vol. 29, N 511. - P. 1169-1178.

17. Frank R.. Ishida K.. Suda P. // Can. Soil. Sci. - 1988. -Vol. 56, N 3. - P. 181-196.

18. Levy /?., Soldatini G.. Riffahli R. // J. Soil. Sci. - 1989. -Vol. 27, N I. - P. 10-15.

19. Mohr H. D. // Z. Pflanzencrahr. u. Bodenkund. - 1980. - Bd 143, N 2. - S. 129-139.

20. Stevenson F., Weich L. F. // Environ. Sci. Technol. - 1989. -Vol. 10. N 13. - P. 1255-1259.

21. Willams J. P. // Endeavour. - 1987. - Vol. 26, N 1 I . -P. 96-100.

flocTynwia 16.01.96

Гигиена труда

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1997 УДК 613.62:656.21:313.13(470)

В. А. Капцов, В. Б. Пешкова, А. С. Степанов, //. А. Белякова СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС РФ, Российский республиканский информационно-аналитический центр

санэпиднадзора, Москва

Вопросы выявляемое™, регистрации, лечения и профилактики профессиональных заболеваний в стране являются весьма актуальными в настоящее время, так как 50% общей численности населения составляют работающие люди, среди которых почти 5 млн заняты на работах с вредными и неблагоприятными условиями труда [2, 3].

На предприятиях железнодорожного транспорта России более ISO тыс. человек работают в условиях, связанных с воздействием вредных и неблагоприятных производственных факторов, что составляет около 7% от общей численности работающих в МПС.

Вместе с тем абсолютное число лиц с профессиональными заболеваниями среди работников различных профессиональных групп железнодорожных профессий по данным официальной статистики (по картам первичного учета профессионального заболевания) невелико по сравнению с другими отраслями промышленности и транспорта.

По данным предыдущих исследований и литературы [1, 4, 8| известно, что условия труда железнодорожников многих профессий, в частности работников ремонтно-строительных объектов МПС (кузнецы, слесари-ремонтники, столяры, маляры и др.), во многом аналогичны таким же условиям на других объектах промышленности. Известно, что рабочие этих профессий могут подвергаться действию многих неблагоприятных факторов, вызывающих изменения нарушений здоровья производственно-зависимого, в том числе профессионального, характера.

Следовательно, низкие показатели профессиональной заболеваемости в отрасли, а также прак-

тическое отсутствие в течение нескольких лет случаев профессиональных заболеваний на железнодорожных объектах многих дорог свидетельствуют о недостаточной работе по диагностике и выявлению нарушений состояния здоровья у работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда.

Кроме того, диагноз профессионального заболевания часто отражает неблагоприятное воздействие лишь какого-либо одного производственного фактора, в то время как чаще всего наблюдается сочетанное и комбинированное действие производственных факторов на организм работающих. В ряде случаев выносятся необоснованные решения о связи заболеваний железнодорожников с профессией. Все это указывает на недостаточные знания медицинских работников в области диагностики профессиональных заболеваний, а также требует кардинального совершенствования и упорядочивания работы по созданию единой системы выявления, регистрации, учета и анализа профессиональной заболеваемости в отрасли.

В связи с этим актуальным является создание отраслевого регистра профессиональной заболеваемости (РПЗ). Решение этого вопроса определит всю дальнейшую практику работы по профилактике нарушений состояния здоровья железнодорожников- от воздействия неблагоприятных факторов производства, так как создание информационного банка данных позволит четко планировать и выполнять задачи не только научного, но и практического уровня. Следует отметить, что на сегодняшний момент в Российском республиканском регистре профзаболеваний железнодорожный транспорт и транспортное строительство

3—

- 17 -

как отрасль отсутствует полностью. При этом необходимо учесть, что государственная отчетность является основой оперативной статистики и позволяет оценить величину трудовых потерь, проследить закономерности в сдвигах заболеваемости, принять ряд управленческих решений.

Основной целью данной работы являлась разработка научного обеспечения для создания отраслевого РПЗ. Исследования выполнялись в двух направлениях: создание макета организационной структуры деятельности отраслевого РПЗ и создание автоматизированной системы регистрации, учета и анализа профзаболеваний (АС АПЗ) МПС.

Основой теоретической базы создания отраслевого регистра является сформулированная концепция регистра. РПЗ — социально-экономическая система динамического наблюдения за состоянием здоровья больного с установленным диагнозом профессионального заболевания каждой нозологии в зависимости от вида и формы нарушения здоровья, а также за состоянием условий труда на объектах, где регистрируются профзаболевания. РПЗ должен являться составной частью социально-гигиенического мониторинга, положение о котором утверждено Правительством Российской Федерации 06.10.94 № 1146 [5|.

Регистр предназначен в первую очередь для зашиты прав и интересов больных профессиональными заболеваниями, а также для целенаправленной работы по профилактике нарушений здоровья от воздействия производственных факторов.

Успешная деятельность регистра возможна лишь при условии качественной работы специалистов: врачей лечебной сети и врачей по гигиене труда сети дорог МПС.

Основной целью РПЗ является установление динамического наблюдения за больным с уста-

новленным диагнозом профессионального заболевания на основе полноценной регистрации.

Действующая до настоящего времени система выявления и регистрации профессиональных заболеваний, ориентирована на регистрацию больных профессиональными заболеваниями с впервые установленным диагнозом и не предусматривает получения сведений о накопленных случаях профессиональных заболеваний за весь период существования государственной регистрации и учета этой формы заболеваемости. С 1986 г. и по настоящее время регистрация больных профессиональными заболеваниями осуществляется на основании приказа Минздрава СССР № 1303 от 30.09.86 "О совершенствовании системы регистрации, расследования, учета и анализа профессиональных заболеваний в СССР" [6|.

В сочетании с вышедшим в 1989 г. приказом Минздрава СССР № 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" |7] указанный приказ № 1303 позволил в какой-то мере повысить выявляемость профессиональных заболеваний в стране.

Однако обращаем внимание, что в рамках официальной отчетности нельзя установить число больных с профессиональными заболеваниями, получивших инвалидность, прошедших реабилитацию и вернувшихся к профессиональной трудовой деятельности, а также получить сведения об отдаленных исходах профзаболевания: о состоянии трудоспособности, стойкой утрате трудоспособности больного, смерти и т. д. Проблема эта в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с введением системы медицинского страхования работников, изменением социально-экономических взаимоотношений между работником и работодателем, разработкой законодательной базы возмещения экономического

Схема. Регистр профессиональных заболеваний

ущерба, а также морального вреда, причиненного работнику от профессионального заболевания.

Разработанная нами организационная структура создания и деятельности РПЗ, определение которого приведено выше, представляет стройную многофункциональную систему, включающую несколько блоков (см. схему). Во главе системы находится больной с установленным диагнозом профессионального заболевания. В отдельный блок мы условно выделяем предприятие (объект), на котором работает заболевший, профсоюзные органы, органы по труду (в частности, экспертизу условий труда) и страховые компании. Последние включены для социальной защиты заболевшего, так как в международной практике каждый случай трудового увечья, в том числе профзаболевания, должен рассматриваться как страховой.

) Второй блок характеризует диагностику и лече-

ние (лечебно-профилактические учреждения, клиники профболезней, профцентры, другие специализированные медицинские учреждения) профессиональных заболеваний, установление профессионального характера заболевания (центры Госсанэпиднадзора — ЦГСЭН, профцентры), разработку и внедрение системы профилактических мероприятий (ЦГСЭН), систему реабилитационных мероприятий (профилактории, санатории и т. д.). Во втором блоке также должна функционировать система органов социального обеспечения, которая в зависимости от степени повреждения здоровья работника, эффективности социально-трудовой и медицинской реабилитации и состояния трудоспособности решает вопросы профессиональной пригодности больного или устанавливает группу инвалидности с последующей компенсацией ущерба, нанесенного работнику профессиональным заболеванием.

Отдельным блоком выделена система регистрации профессионального заболевания. Ее условно можно разделить на первичную, порядок которой регламентирован приказом Минздрава СССР № 1303, и динамическую. Последняя, отражая динамическую систему лечебно-профилактических мероприятий в отношении больного с профзаболеванием, составляет собственно РПЗ.

Для осуществления работы предложенного регистра АС АПЗ МПС разрабатывается программное обеспечение соответственно каждому блоку с учетом специфики железнодорожной отрасли. Обеспечение внедрения указанной структуры регистра вполне реально в масштабах железнодорожной отрасли, имеющей собственную, слаженно функционирующую структуру здравоохранения.

Анализ данных РПЗ с установленными причинно-следственными закономерностями и связями, позволит разработать систему профилактических мероприятий, рассчитать экономический ущерб от каждой нозологической формы профзаболевания, возместить материальный и моральный ущерб больному с диагнозом профессионального заболевания.

Л и т с р а т у р а

1. Боярчук И. Ф.. Школьников Б. П., Дорфман А. А. и др. // Железнодорожная медицина — М.. 1991, — Т. 2. ч. I. — С. 38-93.

2. Измеров Н. Ф., Попкова В. Б. // Актуальные вопросы профпатологии, — М., 1990. — Т. 1. — С. 5—7.

3. Измеров Н. Ф., Лебедева Н. В. Профессиональная заболеваемость. — М., 1993.

4. Коршунов 10. П., Суворов С. В.. Каменска/V Ю. Н. // Локомотивы и локомотивное хозяйство (Обзор информ. ЦНИИТЭИ МГ1С. Железнодорожный транспорт. Вып. I) - М.. 1991. - С. 1-36.

5. Постановление Правительства РФ от 06.10.94 № 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге". — Собрание законодательств РФ № 25. п. 2711. - ¡VI.. 1994.

6. Приказ МЗ СССР № 1303 от 30.09.86 "О совершенствовании системы регистрации, расследования, учета и анализа профессиональных заболеваний в СССР". — М., 1986.

7. Приказ МЗ СССР № 555 от 29.09.89 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств". — М., 1989.

8. Тал Иванова Р. В., Боярчук И. Ф., Елизаров Б. Б. и др. // Актуальные вопросы улучшения условий труда работающих на железнодорожном транспорте. — М.. 1990. — С. 58-62.

Поступила 31.05.%

Summary. Maldctection of occupational diseases in railway workers is discussed. The reason is that medical staff has poor knowledge of occupational diseases and patients with their signs and symptoms are not all registered. The paper gives scientific rationale for creating a register of occupational diseases in the system of enterprises subordinate to the Ministry of Railways.

Ф М. Э. БУТОВСКИЙ, Е. М. КОЗЛОВ УДК 613.646-056.262

М. Э. Бутовский, Е. М. Козлов

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ МИКРОКЛИМАТА В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ

Рубцовский индустриальный институт, Всероссийское общество слепых, г. Рубцовск

Создание и поддержание нормального микроклимата в производственных помещениях являются важной задачей при выполнении производственной программы во всех отраслях промышленности.

Особенно эта задача актуальна в тех случаях, когда работающий персонал обладает определенной социальной спецификой, в частности частично или полностью лишен зрения.

Целью данной работы явились разработка и проведение мероприятий по обеспечению нормального микроклимата в трех цехах Учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых (УПП ВОС) г. Рубцовска в теплый период года.

Решение вышеуказанной задачи возможно в результате применения комплексного подхода, что практически означает использование ряда

з

- 19 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.