и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергосервисные договора должны содержать условие о величине экономии энергоресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате реализации данных договоров. Таким образом, энергосбытовые компании играют ключевую роль в создании экономических стимулов к энергосбережению для потребителей через систему учета и контроля потребления электроэнергии. Это способствует реализации государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и полному переходу к приборному учету электроэнергии.
Помимо заключения энергосервисных договоров энергосбытовые компании также могут выполнять функции центральных звеньев в процессах распространения инноваций в области энергосбережения за счет создания специальных инновационных центров энергосбережения и аккумулирования на их основе инновационных разработок, направленных на экономию не только электроэнергии, но и других видов энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии. Инновации в области энергосбережения могут затрагивать также процессы организации обслуживания потребителей и учета потребления электроэнергии на основе применения новых информационных технологий, направленных на оптимизацию процессов взаимодействия энергосбытовой компании с потребителями.
Таким образом, энергосбытовые компании обладают достаточно широкими возможностями по организации и реализации комплек-
сного подхода к энергосбережению в обслуживаемых ими субъектах Российской Федерации. Можно выделить следующие основные функции энергосбытовых компаний, характеризующие их системообразующую роль в реализации политики государства в области энергосбережения: учет и контроль потребления электроэнергии; формирование экономических стимулов к энергосбережению у потребителей электроэнергии; заключение энергосервисных договоров с потребителями электроэнергии; формирование инновационных центров энергосбережения и содействие распространению новых энергосберегающих технологий и оборудования; аккумулирование информации об объемах и структуре спроса на электроэнергию со стороны различных групп потребителей, которая может быть использована при разработке и контроле реализации региональных стратегий энергосбережения.
Литература:
1. Михайлов, С.А. Стратегическое управление энергосбережением на региональном уровне [Текст] / С.А. Михайлов // Российское предпринимательство. - 2008.- № 8. - С. 159 - 165.
2. Михайлов, С.А. Энергосбережение: конфликт интересов и пути его преодоления [Текст] / С.А. Михайлов // Вестник Российской Академии Естественных наук (серия экономическая). - 2010. -№3. - С. 21 - 23.
3. Мешалкин В.П. Ресурсоэнергоэффективные методы энергообеспечения и минимизации отходов нефтеперерабатывающих производств - Москва-Генуя: Химия, 2010. - 393с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАЗАХСТАНА
Бурнаев З.Р., к.п.н., доцент, старший офицер учебного отдела Национального университета обороны
В статье описаны климато-географические характеристики Казахстана, приведены высшие военно-учебные заведения республики. Приведенные в статье практические рекомендации позволят совершенствовать военно-прикладную подготовку курсантов военных вузов.
Ключевые слова: Республика Казахстан; военно-профессиональная подготовка; военное образование; курсанты; практические рекомендации.
IMPROVEMENT OF THE MILITARY TRAINING OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS IN KAZAKHSTAN
Burnaev Z., Candidate of Science (ped.), docent, a senior officer of the faculty special training
This article describes the climate and geographical characteristics of Kazakhstan and the higher military educational institutions of the republic. Practical recommendations, which are given in the article, will improve the military training of cadets of military schools.
Keywords: Republic of Kazakhstan, military training, military education, cadets, practical advice.
Республика Казахстан занимает большую по размерам и богатую, разнообразную по природным условиям и ресурсам территорию. В нем встречается суровый климат Сибири и знойный - Средней Азии; тайга и пустыни, обширные низменности и горные хребты. Бескрайние обширные равнины переходят в Центральном Казахстане к изолированным низкогорным массивам Сары-Арки, в южном и восточном направлении - к горным системам Алтая, Саур-Тарбагатая, Джунгарского Алатау и Тянь-Шаня. На территории Республики достаточно хорошо представлены ландшафты четырех географических зон - лесостепи, степи, полупустыни и пустыни [6, с. 86].
Казахстан лежит в глубине Евразийского материка. Он удален от атлантического океана на 2800 км, от Северного ледовитого океана на 1560 км, от Индийского океана на 1650 км и от Тихого океана на 3000 км. По площади (2717300 кмІ) Республика занимает девятое место в мире. Наибольшая протяженность территории с севера на юг - 1800 км, с запада на восток - 3000 км. На востоке Казахстан граничит с Китаем, на юге - с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, на севере и западе - с Российской Федерацией [2, с. 4]. Протяженность сухопутных границ - 12012 км: с Китаем - 1533 км, с Кыргызстаном - 1051 км, с Россией - 6846 км, с Туркменистаном - 379 км, с Узбекистаном - 2203 км. Значительная протяженность в пределах страны - побережья Каспийского и Аральского морей [3, с. 8]. Однако, Казахстан остается очень малонаселенной страной по всем стандартам (плотность населения -менее 5.5 человек на 1 кв. км [1, с. 115].
Геополитическое положение независимого Казахстана, обладающего огромной территорией, большими запасами ресурсов, протяженными границами, разделяющими крупнейшие государства с сильными армиями, напряженная международная обстановка в Центрально-Азиатском регионе обязывают серьезно относиться к собственным Вооруженным Силам. Как известно, центральной фигурой Вооруженных Сил Республики Казахстан был и остается офицер, и к нему предъявляются особые требования как к личной военно-прикладной подготовке, так и подготовке подчиненных ему военнослужащих. Офицер, который обладает сформированными физическими и психологическими качествами, всегда будет иметь преимущества перед офицерами, пользующимися лишь представлениями об этих качествах, и значительно быстрее достигнет успеха в подготовке своих подчиненных к выполнению служебно-боевых задач.
Система высшего военного образования Вооруженных Сил Республики Казахстан в настоящее время представлена пятью военно-учебными заведениями: Национальный университет обороны (город Щучинск), Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи (город Алматы), Военный институт Сухопутных войск (город Алматы), Военный институт Сил воздушной обороны (город Актобе) и Военно-морской институт (город Актау) [4, с. 157]. Военный колледж спорта Спортивного комитета - Центрального спортивного клуба армии (город Алматы) готовит военных специалистов со средне-специальным образованием и присвоением первого офицерского звания «лейтенант». Кроме того, на 22 военных
кафедрах при гражданских вузах Казахстана осуществляется обучение по программам подготовки офицеров запаса. К высшим учебным заведениям военного профиля можно также отнести Академию Комитета национальной безопасности (город Алматы), Военную академию Министерства внутренних дел (город Алматы), Военный институт Внутренних войск (город Петропавловск) и Военный институт Комитета национальной безопасности (город Алматы) [5, с. 37].
Военная доктрина Казахстана имеет оборонный характер, однако, вопрос о высокопрофессиональной армии остается актуальным. Бурное развитие техники и вооружения приведет к тому, что в первые часы, возможно и минуты, конфликта средней или высокой интенсивности вся спутниковая связь, электроаппаратура, техника и пр. будут выведены из строя и на поле боя останется только живая сила. В такой ситуации снова, как в далеком прошлом, главной и основной силой останется человек. В ходе борьбы он часто будет находиться в состоянии, когда его двигательные механизмы и функции будут подчинены достижению одной цели, то есть выполнению боевой задачи - победы над противником. Процессы, которые при этом будут происходить в организме военнослужащего, должны быть скоординированы, соподчинены и направлены на достижение цели в любых условиях. При этом и физиологические, и психологические, и биохимические процессы должны быть подготовлены к победе над противником, несмотря на любой климат и окружающую среду.
В соответствии с вышеизложенным нами был проведен ряд исследований по подготовке курсантов военного вуза к предстоящей служебно-боевой деятельности в различных природно-географических условиях [6, 7 и др.].
Положительные результаты проведенных исследований позволяют сформулировать следующие практические рекомендации.
1) Во время проведения курса молодого бойца и в ходе всего учебно-воспитательного процесса в военном вузе необходимо проводить обследование уровня общей и специальной физической подготовки курсантов, проводить психологическое тестирование, оценивать динамику соответствующих показателей.
2) Содержание и технология реализации мероприятий в направлении совершенствования военно-прикладной подготовки курсантов военных вузов Республики Казахстан в пустынной, горной и лесной местностях, при максимальной эффективности обеспечения безопасности, необходимо осуществлять двумя путями:
а) созданием в Казахстане 3-х учебных центров специальной военно-прикладной подготовки (в пустынной, горной и лесной местности), где по установленному графику будут проходить подготовку курсанты военных вузов и, возможно, студенты военных кафедр гражданских вузов;
б) включением в состав преподавателей кафедр общевоенных дисциплин военных вузов не менее 3-х штатных должностей инструкторов горного туризма и альпинизма, которые, на основании разработанной нами документации, будут ответственны за совершенствование боевой, психологической и физической подготовки курсантов в пустынной, горной и лесной местностях.
3) Для участия в совершении длительных пешеходных маршей в различных природно-географических условиях курсанты не должны иметь медицинских противопоказаний, в первую очередь сердечно-сосудистых отклонений, болезней легких и прочих заболеваний, которые могут обостриться в результате понижения атмосферного давления и других природных явлений, таких как резкая смена температуры воздуха, смена климатических поясов.
4) Курсантам необходимо по завершении 1-го года обучения проходить специальную военно-прикладную подготовку в горной местности, по завершении 2-го года - в пустынной местности летом, по завершении 5-го семестра - в пустынной местности зимой и по завершении 3-го года обучения - в лесной местности.
5) Целесообразно использовать разработанную нами методику специальной подготовки в различных природно-географических условиях для чего необходимо включение ее в рабочие учебные программы всех военно-учетных специальностей военных вузов Казахстана.
Цель исследования была достигнута - теоретически, методически и экспериментально обоснована система специальной военно-прикладной подготовки курсантов военных вузов в различных природно-географических условиях, обеспечивающих развитие и поддержание их высокой работоспособности, повышение адаптационных и резервных возможностей. И если указанные выше ре-
комендации по совершенствованию военно-профессиональной подготовки будут на практике реализованы, вопрос об улучшении профессиональной подготовленности офицерского корпуса Вооруженных Сил Республики Казахстан будет решаться значительно эффективнее. Результаты проведенных нами исследований могут быть также использованы для научного обоснования и оптимальной организации специальной военно-прикладной подготовки студентов военных кафедр при гражданских вузах и командиров общевойсковых подразделений.
Литература:
1. Алексеев Б.А., Алексеева Н.Н., Даньшин А.И., Зонин И.С., Иванова И.С. и др. Вся Азия. Географический справочник. М., 2003. - 312 с.
2. Басен Ж.Т., Курманова А.Б. Казахстан - 2012: Взгляд в будущее. Приглашение к дискуссии. Алматы, 2006. - 63 с.
3. Бейсенова А.С. Исторические основы географических исследований Казахстана. - Алматы, 2001. - 280 с.
4. Бурнаев З.Р., Ердигаликов Б.Е. Актуальные вопросы профессионального военного образования в вузе // Матер. междунар. научн.-практ. конф. «Система непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы развития». - Кызылорда, 2008. - С.157-159.
5. Бурнаев З.Р., Ердигаликов Б.Е., Хаустов С.И. О критериях отбора и профессионального становления курсантов военных вузов // Сборник научных тезисов респ. научн.-практ. конф. «Спорт-даги ю?ори даражали юту?лар муаммолари». Ташкент, 2008. - С.37-39.
6. Бурнаев З.Р. Влияние пешеходного марша на уровень физической работоспособности курсантов // Теория и методика физической культуры, Алматы, 2008, №2. - С.46-50.
7. Бурнаев З.Р. Система военно-прикладной физической подготовки курсантов военных вузов // Материалы III междунар. науч-но-практ. конф. «Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики». Орел, 2009. - С.75-77.