Научная статья на тему 'Совершенствование внутрифирменного планирования социально - экономического развития предприятий'

Совершенствование внутрифирменного планирования социально - экономического развития предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование внутрифирменного планирования социально - экономического развития предприятий»

Рис. 1. Структура ситуационной системы управления рынком бытовых услуг.

ке производятся такие потребительские стоимости, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы (хотя имеются исключения как, например, программы для ПЭВМ).

При этом во многих видах обслуживания потребители видят только результат работы, поэтому клиентам нужно объяснять, какова сложность и трудоемкость обслуживания. При установлении цен необходимо учитывать текущие обстоятельства и на основе возникшей ситуации принять следующие решения:

- устанавливать ли цену на основе общепринятого прейскуранта или, не зная, сколько времени займет работы, определять ее после ремонта;

- определять дифференциально цены на основе анализ проблемы, диагностики и обслуживание;

- должна ли цена меняться в зависимости оттого, что обслуживание осуществляется специалистами разной квалификации;

- включать трудоемкость базового обслуживания при установлении стандартных цен.

В ситуационной системе управления указанные решения принимаются на основе анализа текущей ситуации среды, опираясь на опыт высококвалифицированных менеджеров, хранящийся в базе знаний в форме продукционных моделей, правая часть которых и определяет наиболее подходящую альтернативу установки цен на оказываемые услуги. Левая часть данных продукций соответствует различным ситуациям, которые возникают в проблемной среде. В первую очередь данные ситуации должны отражать затраты, связанные с оказанием того или иного вида услуг, текущий спрос потребителей на данный вид услуг и поведение конкурентов на рынке услуг.

Неосязаемый характер услуг затрудняет их продвижение на рынок. Однако существует т три основных подхода к их продвижению на рынке2 :

- создание материальной модели представления услуги (на-

пример, кредитная карточка сама по себе не является финансовой услугой, но выступает в качестве ее объекта);

- формирование ассоциативной связи услуги с осязаемым объектом, например: «ваши деньги в хороших руках, когда вы пользуетесь услугами нашего банка»;

- упор на взаимоотношения между производителем услуги и ее пользователем и отход от самой неосязаемости, т. е., по сути, продажа компетентности и квалификации персонала.

В отношениях между производителем и потребителем в сфере услуг важна роль межличностного общения. Это подтверждается многочисленными исследованиями, позволившими выяснить, что в сфере услуг требуется больше личностного участия персонала, контактов и получения информации от потребителей, чем это необходимо при реализации материальных товаров.

Общая схема маркетингового исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергается рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований маркетинга служат общенаучные и аналитико-прогнос-тические методы. Конкретным результатом исследования маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия. Таким образом, в ситуационной системе управления для выбора стратегии поведения на рынке услуг необходимо использовать следующие по содержанию ситуации:

- состояние рынка услуг или процентное соотношение между различными его сегментами;

- характеристики и структура потребителей, например, их возраст, покупательские способности и т.д.;

- цена на оказываемый вид услуг и их себестоимость для предприятия;

2 Котлер Ф. Основы маркетинга./ Пер. с англ. - М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс Плюс, 1995.

- экономический потенциал предприятия и его конкурентоспособность.

Провести маркетинговое исследование для выявления указанных в ситуации показателей можно несколькими способами. Небольшие предприятия, не имеющие своего отдела маркетинга, обычно обращаются за помощью к специалистам. Крупные разветвленные структуры, как правило, имеют отдел маркетинга и проводят исследования самостоятельно. Осуществлять маркетинговое исследование своими силами стоит, если нет возможности или желания платить деньги специалистам со стороны, если в своем штате есть ответственные люди с явно выраженными аналитическими способностями.

Любое маркетинговое исследование состоит из пяти основных этапов3 :

- выявление проблем и формулирование целей;

- отбор источников информации;

- сбор информации;

- анализ имеющихся данных;

- представление полученных результатов (при использовании ситуационного управления полученные результаты представляются в форме текущей ситуации).

Остановимся подробнее на характеристике каждого из них. Цель исследования зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Она вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений. Правильно выявить и сформулировать цели исследования удается в том случае, если точно будет определена и выделена проблема, которую необходимо решить. Определение проблемы включает: выявление симптомов, формулировку возможных причин или базовых проблем, порождающих симптомы. Хорошо определённая и выделенная проблема определяет примой путь к ее эффективному решению.

Цели исследований могут быть поисковыми, предусматривать сбор предварительных данных, проливающих свет на проблему. Они могут быть также описательными, предусматривать описание определённых явлений (например, выяснить численность людей, пользующихся пригородным железнодорожным транспортом). Бывают экспериментальные цели, предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи (например, о том, что снижение стоимости на определённый вид бытовых приборов на 15% вызовет увеличение его покупок на 20%, а, следовательно, увеличится спрос на их ремонт.).

После того, как цели исследования ясно сформулированы, отбираются нужные источники информации. Любая информация может быть вторичной или первичной. Вторичные данные, это отправная точка исследования, которая и определяет причину проводимого исследования. Вторичные данные содержатся во внутренних (отчеты фирм о прибылях и убытках, бухгалтерские документы) и во внешних источниках (справочники, статистическая литература, периодические материалы). Сбор первичной информации наиболее трудная часть исследования. Для этого разрабатывается специальный план, предусматривающий предварительные решения относительно методов и инструментария исследования.

Разработав план исследования, необходимо собрать информацию. Это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. При проведении опросов можно столкнуться с проблемами, такими как: с некоторыми из опрашиваемых респондентов невозможно будет связаться по причине их отсутствия, и попытку придется повторять снова и снова; другие, возможно, откажутся от участия в опросе; третьи будут отвечать с пристрастием; пристрастным может оказаться и тот, кто собирает информацию. Исключить субъективизм из полученных результатов опроса можно, например, используя специально разработанную для этого анкету.

Следующий этап маркетингового исследования — извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Для решения этой проблемы необходимо использовать различные механизмы избирательности информации, используемой для принятия решений, например, четкую ее связь с достижением стоящей цели управления. Обычно иссле-

дователи сводят полученные данные в таблицы, на основе которых выводят или рассчитывают показатели эмпирического распределения, сравнивают их со стандартными (эталонами, хранящимися в памяти). Наибольшую важность при обработке и анализе материалов имеют прогностические расчеты относительно развития исследуемых проблем. Для получения дополнительных сведений исходные данные обрабатывают с помощью современных статистических методик. Широко используются методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок.

Представление полученных результатов - заключительный этап маркетингового исследования. Исследователь представляет основные результаты исследования, необходимые руководству предприятия для принятия маркетинговых решений. Исследование становится полезным, когда оно содействует уменьшению неопределенности, с которой столкнулись специалисты и руководители. Но следует помнить, что полностью неопределенность устранить нельзя.

Итогом проведенного исследования является разработка выводов и рекомендаций. Они должны вытекать непосредственно из результатов анализа текущей ситуации проблемной среды, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение исследуемых проблем. Сказанное достаточно просто может быть достигнуто именно путем применения ситуационных систем управления и принятия решений, организованных по вышеописанному принципу.

К основным методам проведения маркетингового исследования можно отнести наблюдение, эксперимент, опрос и использование накопленного опыта управления. Опрос, в отличие от наблюдения, требует активного общения исследователя с социальной группой. Экспериментальный метод дает более убедительные результаты.

При проведении маркетинговых исследований при поддержке их ситуационными системами принятия решений необходимо также правильно выбрать источники вторичной информации. Вторичная информация - это информация, которая была предварительно получена из внутренних и внешних источников, как правило, собрана для целей отличных от цели исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, предыдущие исследования и т.д.) и внешние.

Внешние источники вторичной информации включают:

- материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями;

- отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;

- издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций и т.д.);

- специализированные журналы по отраслям промышленности и товарным группам;

- периодическая печать (газеты, журналы, статистические сводки, правительственные газеты и т.п.);

- телевидение и радио (источник информации об объемах рекламы, выводимой в эфир конкурентами);

- Интернет.

Достоинствами вторичной информации являются: быстрота получения, низкая стоимость, легкость использования, большое количество источников, непредвзятость. Недостатки: не всегда отвечает целям исследования, может быть устаревшей, не всегда известны цели и методы сбора информации, может быть дезинформацией.

Несмотря на то, что существуют недостатки вторичной информации, т.е. она может быть устаревшей, может быть ненадежной, ее объем может быть огромен, она является самым простым и дешевым способом маркетингового исследования. При грамотном подходе даже источников вторичной информации может быть достаточно, чтобы использовать их для ситуационного маркетингового исследования и выявить проблемы в работе предприятия и изменить его хозяйственную деятельность в лучшую сторону.

3 Маркова В. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 1996.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ОСНОВА РЕШЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

С.Н. Султанбекова, соискатель, Дагестанский государственный технический университет

Основное содержание категории «научно-технический прогресс» определяет единое взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники в различных отраслях народного хозяйства. Это достигается путем изготовления и применения эффективной новой техники, которая заменяет устаревшую и менее эффективной, а также путем разработки и внедрения в производство новых видов сырья и технологий. Следовательно, понятие «научнотехнический прогресс» включает создание научно-технических идей, их реализацию в производстве и потреблении. Он практически охватывает весь комплекс: исследования, технические и технологические разработки, проектирование и конструирование, изготовление новой техники, материалов, технологий, а также их освоение и использование.

Прогресс науки и техники определяющим образом влияет на развитие различных отраслей народного хозяйства, проявляясь в совершенствовании средств труда, во внедрении в проектирование и производство новых, эффективных предметов труда (сырья, материалов, конструкций), в совершенствовании способов воздействия средств труда на предметы труда, т. е. во внедрении прогрессивной технологии, организации и управления производственным процессом. Эти три стороны научно-технического прогресса взаимосвязаны и комплексно воздействуют на повышение эффективности отраслей народного хозяйства. Например, в строительной отрасли они проявляются в процессе научных исследований, проектирования, осуществления строительных и монтажных работ, где ведущими направлениями являются1:

- повышение технического уровня зданий и сооружений, их инженерного оборудования, конструкций и изделий;

- повышение комплексной механизации и автоматизации производства сборных деталей и конструкций и их монтажа на строительной площадке,

-повышение эффективности транспортных операций, отделочных и других видов строительно-монтажных работ за счет увеличения мощности и внедрения новых типов строительных машин и оборудования, прогрессивных технологий, робототехники;

- широкое развитие электрификации строительного производства путем внедрения широкой номенклатуры средств малой механизации и электрифицированного инструмента;

- применение новых прогрессивных видов материалов, изделий, сборных деталей и конструкций более высокой степени заводской готовности и повышение их качества;

- опережающее развитие материально-технической базы строительства по отношению к росту объемов строительно-монтажных работ;

- совершенствование технологии и организации строительного производства;

- совершенствование управления строительством;

- создание объединений, в том числе научно-производственных;

- улучшение структуры управления, повышение уровня специализации, кооперирования и комбинирования;

- внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) в строительстве с широким использованием ПЭВМ.

Несвоевременное внедрение научно-технических достижений приводит к быстрому моральному старению нового оборудования и снижению эффективности производства. При этом все более широкое развитие получает интеграция научных, проектных и производственных организаций в области обмена научно-техническими достижениями, совместного решения ряда проблем, обмена специалистами высокой квалификации и т.д.

Необходимо отметить, что показатели технического развития, внедрения новой техники занимают ведущее место среди важнейших показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность производственных предприятий.

Переход к рынку обостряет необходимость предприятий постоянно наблюдать и использовать в производстве самые передовые достижения НТП. Это обусловлено требованиями конкурентной борьбы и стремлением наиболее полного удовлетворения потреб-

ностей рынка и получения на этой основе максимально возможной прибыли.

При этом в настоящее время, основным направлением НТП в производстве становится изготовлении уникальной в своем роде продукции, обеспечивающей на рынке устойчивые конкурентные преимущества. Это, вносит определенные трудности в проектирование новой продукции и в организацию ее производства. Это обусловлено тем, что условия для реализации принципов уникальности непосредственно в производстве создаются через разработку и проектирование новой продукции. Таким образом, современным проектом должны обеспечиваться:

- уникальные технико-экономические характеристики товаров пользующихся высоким спросом потребителей, например, в строительстве архитектурно-строительные особенности проектируемых зданий и сооружений, удовлетворяющие потребности индивидуального заказчика

- применение современных эффективных материалов, позволяющих усовершенствовать основные конструктивные решения.

Например, в прошлом строительство было одной из самых материалоемких отраслей народного хозяйства, оно потребляет в год около 20 млн. т стали, 70 млн. т цемента, 50 млн. т лесоматериалов, 200 млн. т кирпича и 220 млн. т нерудных материалов. Поэтому задача снижения веса зданий и сооружений, соответствующего снижения транспортных расходов и стоимости строительства приобретает важное народнохозяйственное значение. Достигается это широким применением новых прогрессивных видов материалов и конструкций: бетона на легких пористых заполнителях, теплоизоляционных полимерных материалов, конструкций из алюминия и профилированной стали, железобетонных конструкций наиболее экономичных коробчатых и складчатых сечений, предварительно напряженных железобетонных конструкций, деталей и др.

Одним из направлений НТП в производстве является совершенствование процесса проектирования. Одним из основных направлений такого совершенствования является автоматизация проектирования. В настоящее время широко применяется автоматизация технико-экономических расчетов в проектировании, подготовка и тиражирование технической документации. Однако, проблемы проектирования, решение которых требует творческого подхода, остаются прерогативой высококвалифицированного человека. Хотя в последнее время во всем мире ведутся интенсивные разработки интеллектуальных - экспертных систем проектирования.

В целях ускорения НТП и расширения выпуска новой высокоэффективной продукции сегодня практически требуется восстановление научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, опытных (экспериментальных) предприятий, научно-производственных объединений. Для этого необходимо создания соответствующей правовой основы и участие государства в финансировании работ по созданию, освоению и внедрению новой техники.

Государством должен быть создан единый фонд развития науки и техники для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и возмещения затрат, связанных с разработкой и освоением новых видов продукции и технологических процессов с внедрением научной организации труда.

В целях ускорения внедрения достижений научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства в современных условиях большое значение приобретает повышение заинтересованности научных, проектных и в первую очередь производственных предприятий во внедрении в производственный процесс новых достижений науки и техники. Что может обеспечиваться и достигаться путем льготного налогообложения.

При этом за счет совершенствования проектных решений, применения прогрессивных материалов, конструкций и изделий, внедрения достижений науки и техники могут быть получены высокие показатели качества продукции и производительности труда. Например, применение в строительстве конструкций и деталей

высокой степени заводской готовности способствует более широкому внедрению типовых проектных решений, при проектировании индивидуальных по архитектурным особенностям зданий и сооружений, например, размеры окон, дверных проемов и т.д.

Важнейшей формой проявления НТП является также механизация и автоматизация производственных процессов. Например, в строительстве механизация и автоматизация производства сводится к замене при производстве строительно-монтажных работ ручного труда машинным. Комплексная механизация представляет собой более высокую степень механизации, при которой не только все основные, но и вспомогательные и трудоемкие операции технологического процесса механизированы с помощью системы машин, взаимоувязанных по производительности и обеспечивающих заданный темп и производительность всего процесса.

Например, механизация и автоматизация производства в строительной отрасли являются одним из основных факторов повышения производительности труда, сокращения продолжительности строительства и повышения его качества.

Механизация строительства в своем развитии прошла несколько этапов2. Первый этап - частичная механизация - характеризуется осуществлением с помощью машин и механизмов отдельных процессов, ручной труд еще сохраняется в значительных размерах, особенно при выполнении отделочных работ.

Второй этап - комплексная механизация - все трудоемкие основные и вспомогательные операции выполняются е помощью машин и механизмов, ручной труд сводится к управлению машинами.

В настоящее время в строительстве проводится постепенный переход от комплексной механизации к автоматизации - высшей стадии развития механизации. При автоматизации не только рабочие функции, но и функции управления операциями или всем процессом осуществляются при помощи машин, приборов и устройств, действующих автоматически под контролем человека. В строительстве внедряются комплексно-автоматизированное приготовление бетона и раствора, производство земляных работ с использованием земснарядов и роторных экскаваторов, монтажных работ, выполняемых башенными кранами с программно-дистанционным управлением, подъем скользящей опалубки, бетонирование плотин ГЭС и др.

Следующим этапом развития механизации явится внедрение компьютеров и роботов в проектирование и производство. Радикально может изменить положение в области производительности труда широкое применение роботов, особенно на тех участках производства, где сейчас используется ручной, тяжелый физический, малоквалифицированный и монотонный труд.

Показатель уровня механизации различных работ К может определяется отношением объема работ и расчетов, выполненных с привлечением оргтехники и ПЭВМ О , к общему объему работ выполняемых в процессе проектирования Оо6щ :

К = ОМ /Об .

м.р Мех общ

Большое значение в ускорении научно-технического прогресса в проектировании имеют: применение прогрессивных методов проведения чертежных работ, распараллеливание процесса проектирования путем применения конвейерного способа выполнения проектных работ, использование методов сетевого планирования и управления процессом проектирования, создание и внедрение автоматизированных систем проектирования.

Большое значение при этом приобретает планирование внедрения новой техники в производственный процесс. Важнейшим принципом планирования является его комплексный характер, предусматривающий учет и взаимную увязку всех сторон и этапов планируемого процесса. Особую значимость при этом приобретают вопросы прогнозирования научно-технического прогресса.

Долгосрочные прогнозы на 10-15 лет и более являются основой для перспективного и текущего планирования внедрения новой технических решений и новых материалов в процесс проектирования, составления пятилетних планов научно-исследовательских работ и использования достижений науки и техники, для уточнения путей дальнейшего повышения эффективности проектиро-

вания и производства. При этом в процессе прогнозирования возникают не только научно-технические проблемы, но и ряд экономических и социальных задач.

Научно-технический прогноз включает в себя предвидение направлений развития науки и техники, сравнение и выбор вариантов, оценку результатов технического прогресса. Планирование научно-технического прогресса в производстве сегодня должно основывается на «Комплексной программе научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий до 2010 года». Особое внимание при этом должно быть уделено экономическим расчетам и обоснованиям основных показателей научно-технического прогресса, а также ожидаемой экономической эффективности. Помимо годового экономического эффекта необходимо рассчитывать рост производительности труда, экономию материалов, снижение удельных капитальных вложений и др.

При разработке научных прогнозов применяются методы экстраполирования, математического моделирования с использованием ПЭВМ, экспертных оценок. Обычно эти методы применяются в комплексе, дополняя друг друга, что дает возможность получить более достоверные результаты прогноза.

Проведение единой технической политики государства в сфере производства является важной функцией руководства России. По различным же отраслям народного хозяйства осуществление технической политики является функцией соответствующих министерств и ведомств.

План внедрения новой организационной техники, технологий и достижений НТП в производства можно охарактеризовать показателями уровня автоматизации производственных процессов и экономической эффективности внедрения достижений научно-технического прогресса. К ним относятся: степень применения типовых элементов в производимой продукции, размер годового экономического эффекта, получаемого в результате внедрения того или иного мероприятия в стоимостном выражении и в сокращении общих трудовых затрат (в человеко-днях). Улучшение показателей, предусмотренных в плане, свидетельствует о повышении экономической эффективности внедрения новой техники и передовой технологии.

Необходимым условием для ускорения научно-технического прогресса в производстве является бесперебойное обеспечение планируемых мероприятий финансовыми и материальными ресурсами. В годовых планах всех предприятий отдельной строкой должно предусматриваться выделение материально-технических ресурсов на эти цели.

Источниками финансирования мероприятий по науке и технике являются средства, предусмотренные как в государственном плане инвестиций в развитие науки и техники, так и привлечение частных инвестиций в развитие проектных организаций и кредиты банка.

При этом совместная работа научно-исследовательских организаций и производственных предприятий в новых условиях планирования и экономического стимулирования создает экономические предпосылки для широкого использования в производстве передовых достижений науки и техники.

В этом случае материальное стимулирование за внедрение новых технических решений и технологий в процесс разработки и проектирования новой техники, технологий и материалов должно носить комплексный характер и проводиться по трем каналам2.

Во-первых, за разработку инноваций в срок и досрочно (из средств заказчика).

Во-вторых, премирование за счет средств фонда материального поощрения, поскольку получение прибыли, и создание этого фонда обеспечиваются внедрением научно-технического прогресса.

В-третьих, премирование за создание и внедрение новой конструктивных решений и получение патентов в размерах, пропорциональных величине годового экономического эффекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Крупенченко В.Р., Бирин Ю.Н., Петрова С.Н. Автоматизированные системы управления в строительстве. - Л.: Стройиздат, 1979.

2 Бочаров В.В., Никитин С.Н. Эффективность проектно-изыскательских работ. -Л.: Стройиздат, 1988.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕПИТА

М.Н. Исалова, д.э.н., профессор, проректор, Г.С. Эседова, аспирант, Дагестанский государственный технический университет

Анализ финансовой устойчивости объединения предприятий общепита является важнейшим этапом оценки его деятельности и финансово-экономического благополучия, а также отражения результатов текущего, инвестиционного и финансового развития входящих в него предприятий. Проведенный анализ устойчивости объединения предприятий предоставляет необходимую информацию для инвесторов, позволяет охарактеризовать способность объединения отвечать по своим долгам и обязательствам и наращивать свой экономический потенциал.

В первую очередь финансовое состояние объединения предприятий общепита, как и любой другой организации оценивается его финансовой устойчивостью и платежеспособностью1.

Платежеспособность отражает способность объединения платить по своим долгам и обязательствам по истечению оговоренного с кредитором периода времени. Это условие соблюдается тогда, когда все предприятия объединения платежеспособны во времени, т.е. имеет устойчивую способность отвечать по своим долгам и обязательствам через заданные отрезки времени.

Под финансовой устойчивостью следует понимать платежеспособность объединения во времени с соблюдением условия финансового равновесия между собственными и заемными финансовыми средствами.

Финансовоеравновесие представляет собой такое соотношение собственных и заемных средств объединения, при котором оно за счет собственных средств способно полностью погасить прежние и новые свои долги. Рассчитываемая по определенным правилам точка финансового равновесия не позволяет объединению предприятий общепита, с одной стороны, увеличивать заемные средства, а с другой стороны - нерационально использовать уже накопленные собственные средства.

Если принять во внимание, что собственные и заемные финансовые ресурсы проходят стадии образования, распределения и выплат, а их конечная величина идет на пополнение имущества, то проведение анализа финансовой устойчивости на каждой из этих стадий дает возможность выявить условия укрепления или потери финансового равновесия исследуемого объединения предприятий.

Для определения условий финансовой устойчивости объединения предприятий общепита необходимо проведение анализа:

- состава и размещения активов и пассивов хозяйствующего субъекта;

- динамики и структуры источников финансовых ресурсов;

- наличия собственных оборотных средств;

- кредиторской задолженности;

- наличия и структуры оборотных средств;

- дебиторской задолженности;

- платежеспособности.

При этом следует заметить, что если все входящие в объединение предприятия являются финансово устойчивыми, то и само объединение также является финансово устойчивым. Однако, финансовая устойчивость объединения не является достаточным условием устойчивости всех образующих его предприятий. Поэтому анализ финансовой устойчивости объединения целесообразно начинать с анализа и оценки финансовой устойчивости, входящих в него предприятий. Что же касается управления финансовой устойчивостью объединения, то его цель, опираясь на вышеизложенное, может быть сведена к обеспечению финансовой устойчивости всех образующих его предприятий.

При этом, на практике для оценки финансовой устойчивости предприятий могут быть использованы как абсолютные, так и относительные показатели. Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности финансовых запасов и затрат объединения предприятий источниками их формирования. На практике для характеристики источников формирования финансовых запасов определяют три основных показателя2:

1. Собственные оборотные средства (СОС), определяемые как разница между собственным капиталом (I раздел пассива баланса) и необоротными активами (I раздел актива баланса). Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии объединения.

2. Собственные и долгосрочные заемные источники формирования финансовых запасов и затрат (СД), определяемые путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных обязательств.

3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ), определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных кредитов банков (КК).

Рассмотренным выше показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:

1. Излишек или недостаток собственных оборотных средств (Фсос):

Фсос = СОС - 3,

где 3 - запасы.

2. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов (Фсд):

Фсд = СД - 3.

3. Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов (Фои):

Фои = ОИ - 3 .

С помощью этих трех показателей определяется трехкомпонентный тип финансовой устойчивости, согласно которому для характеристики финансовой ситуации на предприятии применяется четыре типа финансовой устойчивости:

- абсолютная финансовая устойчивость (трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости имеет следующий вид: 8={1,1,1}). Такой тип финансовой устойчивости характеризуется тем, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами, т.е. предприятие не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается крайне редко. Более того, она вряд ли может рассматриваться как идеальная, поскольку означает, что руководство объединением предприятий не умеет, не желает, или не имеет возможности использовать внешние источники средств для производственной деятельности;

- нормальная финансовая устойчивость (показатель финансовой устойчивости имеет следующий вид: Б={0,1,1}). В этой ситуации предприятие использует для покрытия запасов помимо собственных оборотных средств также и долгосрочно привлеченные средства. Такой тип финансирования запасов является "нормальным" с точки зрения финансового менеджмента. Нормальная финансовая устойчивость определяет наиболее желательное для объединения состояние;

- неустойчивое финансовое положение. В этом случае показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: Б={0,0,1}. Для этой ситуации характерно нарушение платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов.

Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции;

- кризисное финансовое состояние, когда показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: Б={0,0,0}. При этом объединение находится на грани банкротства, т.к. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд.

1 Хелферт Э. Техника финансового анализа /Под ред. Белых Л.П. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

2 Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. - М.: Высшая школа, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.