Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВИЗОВОГО РЕЖИМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВИЗОВОГО РЕЖИМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
65
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕЖИМ / ВИЗА / INTERNATIONAL LINKS / INTERNATIONAL RELATIONS / LEGAL REGIME / ADMINISTRATIVE REGIME / VISA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логвинова Инна Владимировна

В современных условиях развития международных отношений визовый режим является одним из правовых механизмов, который оказывает воздействие на международные связи. Тенденция на упрощение визового режима на сегодня является ведущей, однако, вопросы безопасности и обеспечения государственного суверенитета требуют эффективного и осторожного использования визового механизма. Визовый режим как вид административно-правового режима исследуется отдельными учеными. Однако современных научных работ, которые бы рассматривали проблему в контексте развития международного сотрудничества, явно недостаточно. Цель исследования состоит в определении необходимости и способов совершенствования визового режима в контексте развития международного сотрудничества, но с соблюдением национальных интересов в сфере безопасности. Автор изучает проблему на основе формально-юридического, компаративного и аналитического подходов. Российская Федерация в своей практике учитывает зарубежный опыт, но действует из интересов национальной безопасности, современной геополитической ситуации, новых глобальных вызовов и приоритетов внешнеполитической деятельности на постсоветском пространстве. Визовый режим имеет публично-правовую природу и представляет собой императивное регулирование. Вместе с тем, свобода передвижения представляет собой одно из фундаментальных прав. Его гарантирование создает условия для развития международного сотрудничества, облегчения гуманитарных контактов, развития туризма, деловых связей. Ограничения права на свободу передвижения могут вводиться на основе законодательства только в конституционно значимых целях (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). В результате исследования сделаны выводы о правовой природе визового режима, как разновидности административно-правового; о тенденциях развития визовых отношений; необходимости совершенствования законодательства в данной области. В частности, определена не только тенденция на упрощение визовых отношений, но и обратная ей практика ужесточения визовых формальностей в отношении определенных лиц, в силу определенных обстоятельств и т.д. Выявлены факторы, влияющие на изменение и ужесточение визовых отношений между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE VISA REGIME IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL COOPERATION

In the current context of the development of the international relations visa regime is one of the legal mechanisms which impacts international links. Nowadays the trend towards the simplification of the visa regime is leading, however, the issues related to security and guarantee of the sovereignty require effective and careful use of the visa mechanism. The visa regime as a form of the administrative and law regime is studied by independent scientists. However; there are apparently not enough studies, which would consider the issue in the context of the development of the international cooperation. The goal of the research is to determine the necessity and ways of improving the visa regime in the context of the development of the international cooperation in compliance with national interests in the area of security. The author studies the issue on the basis of the formal legal, comparative and analytical approach. The Russian Federation in its practice takes into account foreign experience but prioritizes national security interest, the current geopolitical situation, new global challenges and goals of the foreign-policy activities in the post-Soviet space. The visa regime has public law nature and represents mandatory regulation. At the same time, the freedom of movement is one of the fundamental rights. Its guarantee provides conditions for the development of the international cooperation, facilitation of the humanitarian relations, development of the tourism, business relations. Restrictions on the right to the freedom of movement can be introduced on the basis of legislation only in accordance with the constitutional significant aims (p. 3 art. 55 of the Constitution of the Russian Federation). As a result of the research, conclusions are drawn regarding the nature of the visa regime as a form of the administrative and law regime, the trends in the development of the visa relations, the necessity to improve the legislation in this area. In particular, it is determined not only the trend towards the facilitation of the visa relations but also an opposite practice of tightening of the visa formalities regarding certain individuals and specific circumstances. Factors which impact the change and tightening of the visa relations between countries are determined.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВИЗОВОГО РЕЖИМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО INTERNATIONAL LAW

12.00.10 Международное право; Европейское право

International law; European Law

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-78-84

Совершенствование визового режима в контексте развития международного сотрудничества

И.В. Логвинова ©

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: Logvinova_inna@mail.ru

Аннотация. В современных условиях развития международных отношений визовый режим является одним из правовых механизмов, который оказывает воздействие на международные связи. Тенденция на упрощение визового режима на сегодня является ведущей, однако, вопросы безопасности и обеспечения государственного суверенитета требуют эффективного и осторожного использования визового механизма. Визовый режим как вид административно-правового режима исследуется отдельными учеными. Однако современных научных работ, которые бы рассматривали проблему в контексте развития международного сотрудничества, явно недостаточно. Цель исследования состоит в определении необходимости и способов совершенствования визового режима в контексте развития международного сотрудничества, но с соблюдением национальных интересов в сфере безопасности. Автор изучает проблему на основе формально-юридического, компаративного и аналитического подходов. Российская Федерация в своей практике учитывает зарубежный опыт, но действует из интересов национальной безопасности, современной геополитической ситуации, новых глобальных вызовов и приоритетов внешнеполитической деятельности на постсоветском пространстве. Визовый режим имеет публично-правовую природу и представляет собой императивное регулирование. Вместе с тем, свобода передвижения представляет собой одно из фундаментальных прав. Его гарантирование создает условия для развития международного сотрудничества, облегчения гуманитарных контактов, развития туризма, деловых связей. Ограничения права на свободу передвижения могут вводиться на основе законодательства только в конституционно значимых целях (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). В результате исследования сделаны выводы о правовой природе визового режима, как разновидности административно-правового; о тенденциях развития визовых отношений; необходимости совершенствования законодательства в данной области. В частности, определена не только тенденция на упрощение визовых отношений, но и обратная ей практика ужесточения визовых формальностей в отношении определенных лиц, в силу определенных обстоятельств и т.д. Выявлены факторы, влияющие на изменение и ужесточение визовых отношений между странами.

Ключевые слова: международные связи, международные отношения, правовой режим, административный режим, виза

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВИЗОВОГО РЕЖИМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Логвинова И.В.

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-78-84

Improvement of the visa regime in the context of the development of the international cooperation

I.V. Logvinova ©

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

E-mail: Logvinova_inna@mail.ru

Abstract. In the current context of the development of the international relations visa regime is one of the legal mechanisms which impacts international links. Nowadays the trend towards the simplification of the visa regime is leading, however, the issues related to security and guarantee of the sovereignty require effective and careful use of the visa mechanism. The visa regime as a form of the administrative and law regime is studied by independent scientists. However; there are apparently not enough studies, which would consider the issue in the context of the development of the international cooperation. The goal of the research is to determine the necessity and ways of improving the visa regime in the context of the development of the international cooperation in compliance with national interests in the area of security. The author studies the issue on the basis of the formal legal, comparative and analytical approach. The Russian Federation in its practice takes into account foreign experience but prioritizes national security interest, the current geopolitical situation, new global challenges and goals of the foreign-policy activities in the post-Soviet space. The visa regime has public law nature and represents mandatory regulation. At the same time, the freedom of movement is one of the fundamental rights. Its guarantee provides conditions for the development of the international cooperation, facilitation of the humanitarian relations, development of the tourism, business relations. Restrictions on the right to the freedom of movement can be introduced on the basis of legislation only in accordance with the constitutional significant aims (p. 3 art. 55 of the Constitution of the Russian Federation). As a result of the research, conclusions are drawn regarding the nature of the visa regime as a form of the administrative and law regime, the trends in the development of the visa relations, the necessity to improve the legislation in this area. In particular, it is determined not only the trend towards the facilitation of the visa relations but also an opposite practice of tightening of the visa formalities regarding certain individuals and specific circumstances. Factors which impact the change and tightening of the visa relations between countries are determined.

Key words: international links, international relations, legal regime, administrative regime, visa

ВВЕДЕНИЕ

Проблема визового режима исследуется в юридической науке достаточно давно, но в современных условиях, когда возрастают глобальные угрозы с одной стороны, а с другой стороны продолжается тенденция на рост туристических потоков, деловых контактов, взаимодействия в сфере образования и иных областях, актуальность дальнейших исследований по этой теме не может вызывать сомнений [Демина, 2017: 81]. Поиск оптимального баланса между конституционными ценностями общественной и государственной безопасности и свободы передвижения - не только практическая, но и важная доктринальная задача.

В юридической науке под правовым режимом понимается система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми, с целью создания необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов прав и поддержания определенного правопорядка. С.С. Алексеев под правовым режимом

понимал порядок регулирования, выраженный в многообразном комплексе правовых средств, характеризующихся особым сочетанием взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования [Алексеев, 1999: 364].

По отраслевому признаку правовые режимы делятся на: административно-правовой, налоговый, гражданско-правовой и т.д. В науке сложились и иные подходы к их классификации [Хохлова, 2017: 139]. Административно-правовой режим представляет собой совокупность норм административного права, направленных на обеспечение общественного порядка, определение порядка реализации гражданами их прав в сфере публичного управления. Этот режим в совокупности образуют принципы административно-правового регулирования, методы и способы административно-правового воздействия, нормы, определяющие правовое положение участников административно-правовых отношений [Бахрах, Россинский, 2007: 426].

Принципиальная особенность административно-правового регулирования состоит в том, что оно имеет собственный предмет - особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т. е. в деятельности публичной администрации [Ноздрачев, 2017: 100].

Рассматриваемый режим - всегда императивный, т.е. предусматриваемые им правила носят обязательный характер и не могут быть изменены по усмотрению или соглашению участников правоотношений.

Административно-правовой режим закреплен в комплексе нормативных правовых актов. В настоящей статье рассматривается визовый режим, который представляет собой механизм публично-правового регулирования.

ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ:

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Визовый режим - разновидность административно-правового режима. Это административно-правовой институт, представляющий совокупность правовых норм как международного, так и внутринационального права, регулирующих порядок выдачи, отказа в выдачи визы как основания для въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию государства и возвращения в государство их гражданства. Визовый режим представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между органами публичной власти и гражданином иностранного государства. Визовый режим вводится государством в одностороннем порядке на основе законодательства страны, а также международных договоров на двусторонней или многосторонней основе.

С институтом визового режима также связаны нормы права, регулирующие порядок выдачи заграничных паспортов гражданам. В связи с чем, в юридической науке оперируют понятием паспортно-визовый режим, что представляет собой сложный административно-правовой институт, в который входят паспортный и визовый режимы.

Визовый режим как совокупность правовых норм подвержен изменениям. В современной науке авторы отмечают, что правовые режимы - это динамичные явления, хотя с научной позиции их зачастую рассматривают в статичном состоянии, что не соответствует практике [Беляева, 2013: 10]. Об изменчивости, развитии правовых режимов в позитивном ключе писали и другие авторы [Малько, Барзилова, 2012]. Введение безвизового или упрощенного визового режима подтверждает тот факт, что данный административный режим может быть гибким.

Визовый режим, действующий между странами, обычно выстраивается на принципе взаимности, что достигается в ходе переговорного процесса, подписания соглашений, регулирующих визовые отношения. Однако есть и иные примеры. Например, граждане США могут без визы посещать Украину, при условии, что их пребывание не превышает 90 дней. В тоже время для граждан Украины действует визовый режим въезда в США. Турция в 2007 г. в одностороннем порядке отменила визовый режим для граждан Азербайджана.

А вот на взаимной основе визовый режим между Азербайджаном и Турцией отменен с 1 сентября 2019 г. В Республике Беларусь в 2017 г. Указом Президента введен безвизовый режим для граждан 39 стран Европы, в том числе стран Евросоюза, а также США. Причем, эти страны не сделали ответных шагов.

Право на свободу передвижения относится к личным правам, гарантированным на международном уровне и оно получило закрепление во внутригосударственном праве различных стран. В международных актах и документах право на свободу передвижения рассматривается как одно из основных прав человека (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.) [Логвинова, 2016: 69]. В Российской Федерации нормы визового режима образуют статьи Конституции Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов (МВД РФ, МИД России), а также международные договоры, заключенные Российской Федерацией.

Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» вводит законодательное определение визы (ст. 25.1). Правительство Российской Федерации регулирует все вопросы, связанные с формой визы, а также процедурами ее оформления и выдачи. На основе постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335 «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае ее утраты, а также порядка аннулирования визы» в 2019 г. приказом МВД разработан и введен в действие Административный регламент.

Для получения визы государства самостоятельно устанавливают перечень соответствующих документов, которые иностранный гражданин должен представить в посольство (консульство). За выдачу или восстановление визы как правило взимается консульский сбор, который может отменяться властями по их усмотрению для привлечения туристов или для других лиц (бизнесменов, деятелей культуры и иных). Государство вправе устанавливать требования к получению визы, может отменить действие уже выданной визы, отказать в выдаче визы даже без объяснения причин. На практике это часто связано с обеспечением вопросов государственной и общественной безопасности.

Существует две возможности въезда на территорию иностранного государства: въезд при наличии визы, или же в порядке безвизового въезда. Например, для российских граждан необходимо получить визу в страны Евросоюза, США, Канады и в десятки других государств. Поскольку международное право строится на принципе взаимности, то и для въезда на территорию Российской Федерации гражданам всех этих государств также нужна виза. Вместе с тем более 100 государств имеют с Российской Федерацией соглашения о безвизовом режиме.

Визовый режим при соблюдении общих принципов на основе законодательного регулирования в отдельной стране может иметь отличия по отношению

Логвинова И.В.

к гражданам разных государств. Например, власти Эквадора в 2019 г. решили ввести визовый режим с Венесуэлой из-за большого числа мигрантов из этой страны. Аналогичное решение в отношении граждан Венесуэлы приняли и в Перу.

В связи с санкциями, которые введены против Российской Федерации и вынужденными ответными мерами нашей страны, следует иметь ввиду, что законодательно запрещен въезд на территорию РФ ряду лиц как ответная мера на недружественные шаги в отношении граждан РФ, предпринятые отдельными странами (США, Канада, Украина, страны ЕС и некоторые иные). Так, Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» к мерам воздействия на указанных лиц относит запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки. Это касается только тех граждан США, которые совершили определенные противоправные действия против граждан Российской Федерации. Такие меры запрета были применены в отдельных случаях.

Визовый режим как административно-правовой институт в Российской Федерации получил правовое оформление и развивается с одной стороны по пути установления упрощенных процедур или безвизового режима для граждан отдельных стран; с другой стороны, вводятся ограничения как меры воздействия на отдельных лиц, в отношении групп лиц или граждан отдельных государств в связи со сложной геополитической обстановкой или в силу иных факторов, среди которых в настоящее время на первом месте неблагоприятная эпидемиологическая обстановка.

ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ЕС

Основы современного визового режима в Европейском Союзе стали активно формироваться с 1985 г., когда ряд государств подписали Шенгенские соглашения (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург). С 1990 г. между этими государствами был отменен паспортный контроль при взаимных поездках. Визовая политика государств стала носить унифицированный характер.

Шенгенское право имеет в своей основе обширный комплекс юридических норм [Иглин, 2016: 36]. Маастрихтский договор, подписанный 7 февраля 1992 г., учредил основы Европейского Союза. Договор ввел институт гражданства Европейского Союза, а среди прав и свобод гарантировал право граждан Европейского союза на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов1. Амстердамским договор 1997 г. установил так называемое «Пространство свободы, безопасности и правосудия». Амстердамский договор инкорпорировал в себя Шен-генское законодательство2. Таким образом, шенген-ское право стало составной частью правовой системы ЕС. Основы визового режима в странах ЕС в настоящее

1 Treaty on European Union, signed at Maastricht on February 7 1992. Official Journal of the European Communities. 1992. Vol. 35. Pp. 1-115.

2 Treaty of Amsterdam, signed on October 2 1997. Official Journal of the European Communities. 1997. Pp. 1-308.

время формируют Визовый кодекс Европейского со-юза3. Одной из основополагающих идей Союза всегда была свобода передвижения граждан через внутренние границы без какой либо регистрации передвижений и отсутствия паспортного контроля, а также единый визовый режим на внешних границах, в отношении граждан государств, которые не входят в шенгенское пространство.

Шенгенское право регулирует порядок въезда и перемещения в странах-участниках Соглашения. В связи с этим, для стран-участниц унифицированы условия получения визы, установлены права и обязанности лица, которому такая виза выдана.

Визовый кодекс регулирует все вопросы, связанные с визами, их видами, процедурами и регламентами, сферой действия (не распространяется на Великобританию и Ирландию, но применяется в Исландии, Норвегии и Швейцарии)4. Визовый кодекс 2009 г. обладает прямым действием, следовательно нет необходимости в его инкорпорации в национальное законодательство [Логвинова, 2018: 208].

Политика Европейского Союза направлена на упрощение визовых процедур со странами, с которыми ЕС выстраивает активное сотрудничество. Однако осложнение двусторонних отношений приводит к обратным процессам. Так, страны ЕС практически заморозили переговоры по упрощению визового режима с Россией. Европейский совет принял решение в марте 2015 г. о временном и одностороннем приостановлении безвизового диалога, а также переговоров об усовершенствовании Соглашения об упрощении выдачи виз.

В странах Шенгена практика выдачи виз россиянам, несмотря на единое правовое регулирование, имеет отличия. Так, Испания, Греция, Италия выдают многократные визы туристам из России даже при первом посещении стран Шенгенского Соглашения. Генеральное консульство Испании в Москве в 2019 г. сократило время обработки визовых документов с пяти до четырех дней. В 2019 г. ускорился процесс рассмотрения документов на визу россиянам в посольстве Португалии. Большое число граждан РФ получают при обращении в посольство этой страны годичную визу. В этом же году подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о внесении изменений в Соглашение 2010 г. о взаимных поездках граждан, в соответствии с которым сохраняется визовая практика, существенно отличающаяся от большинства стран ЕС5.

Визовая политика Болгарии в отношении граждан РФ также имеет особенности в целях увеличения

3 Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 810/2009 от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс) // Official Journal of the European Communities. 2009. № L 243. Ст. 1.

4 Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 810/2009 от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс) // Official Journal of the European Communities. 2009. № L 243. Ст. 1.

5 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Хорватии (Москва, 17 июня 2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

притока россиян в страну. Например, массовой является выдача виз без каких-либо консульских сборов для участия в совместных культурных мероприятиях или для желающих посетить Болгарию в учебных целях. Бесплатно виза выдается всем детям до шести лет, а также подросткам до шестнадцати лет, которые едут в спортивные и оздоровительные лагеря. Власти Болгарии также предлагают оформление срочных виз за 24 часа, разрешают въезд в страну по шенгенским мультивизам и серьезно работают над внедрением системы оформления электронных виз для россиян.

Однако есть и иные тенденции. С 1 сентября 2019 г. новые правила оформления финской визы потребовали от граждан РФ представлять больший перечень документов, чем ранее. Граждане РФ предъявляют гостиничный ваучер и проездные билеты. При их отсутствии следует описывать в письменном виде предполагаемый маршрут. Необходимо также доказывать свою платежеспособность. Такие нововведения обусловлены универсализацией требований в части процедуры получения визы в государствах - членах шенгенского пространства. Однако Финляндия по-прежнему сохранила практику выдачи долгосрочных виз россиянам, что несколько смягчает последствия расширения пакета требуемых документов.

УПРОЩЕННЫЙ ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ И БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ

Упрощенный визовый режим предполагает отступление от установленных формальных требований выдачи визы, упрощение процедуры получение визы. Упрощенный режим может вводиться в одностороннем порядке, но чаще практикуется на условиях взаимности.

В рамках универсальной тенденции на упрощение визовых формальностей, которая охватывает все большее количество государств, в Российской Федерации началось использование инструмента электронной визы. Особенности оформления электронных виз и въезда на их основании устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время с электронной визой можно приехать в Сахалинскую область, Приморский и Камчатский края, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Так, электронные визы введены и в Дальневосточном федеральном округе с августа 2017 г. Упрощенным визовым режимом к середине 2019 г. на Дальнем Востоке воспользовались более 15 000 иностранных гражданина из 14 стран. Самыми активными стали граждане Китая и Японии. Почти все иностранцы приехали в Приморский край. На Камчатку и Сахалин с помощью этого механизма стало возможно въезжать с начала 2019 г.

Упрощенный визовый режим, который действует для въезда в Калининградскую область, распространяется на граждан 53 государств. Правовым основанием для введения электронных виз на территории Калининградской области стал федеральный закон от 05.12.2017 № 393-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области». С 1 октября 2019 г. режим электронной визы применяется на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По поручению Президента

Российской Федерации предполагается к 2021 г. электронные визы ввести на всей территории страны.

Безвизовый режим - это разновидность административно-правового режима, когда для въезда в страну не требуется виза. Безвизовый режим может быть установлен государством в одностороннем порядке или на основе взаимных соглашений об отмене виз.

По данным Министерства иностранных дел РФ 119 стран имеют с Российской Федерацией безвизовый режим для туристов, для жителей отдельных приграничных территорий и некоторых иных категорий лиц. Особенно количество этих стран увеличилось в последние десять лет. Россия в глобальном рейтинге занимает 47-е место. Первую позицию в рейтинге удерживает Япония с безвизовым доступом в 191 страну мира. В первой десятке стран также находятся страны ЕС, Великобритания, Сингапур, США, Австралия, Канада. На нижних строчках рейтинга расположились Афганистан, Ирак и Сирия [Гайва, 2020].

Граждане РФ могут въезжать без визы в Таиланд, Малайзию, Вьетнам, Монголию, Индонезию, Черногорию, Сербию, Египет, Марокко, Тунис, Танзанию, Кению, ЮАР, Турцию, Израиль, Ливан, Катар, ОАЭ, во многие страны Латинской Америки, в том числе в Аргентину, Чили, Бразилию, Колумбию, Уругвай, Парагвай, Венесуэлу, страны СНГ и иные страны.

При этом нужно понимать, что соглашения об установлении безвизового режима охватывают определенные цели (например, туризм, образование или лечение), распространяются на определенный срок (чаще всего 30 или 90 ней) или на определенные категории въезжающих лиц (дипломаты, туристы, бизнесмены и т.д.). Здесь нет унификации, в рамках двусторонних отношений страны определяют свои визовые отношения.

Безвизовый режим не означает, что нет никаких формальных препятствий для пересечения государственной границы иностранного государства. В практике различных государств применяются меры, создающие препятствия для нелегальной миграции и определенные гарантии того, что безвизовый режим не приведет к ее увеличению:

1) срок действия паспорта на момент поездки (запрещен въезд тем, у кого срок действия паспорта истекает в течение ближайших шести месяцев в Израиле, ОАЭ, Барбадосе, а в некоторых странах этот срок еще меньше и составляет три месяца);

2) наличие обратного билета (бронь, а в некоторых странах выкупленный билет);

3) может требоваться письменное приглашение;

4) встречается практика подтверждения платежеспособности;

5) для въезда в некоторые страны даже в рамках безвизового режима (например, в Израиле) нужен страховой полис и др.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИЗОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

На визовый режим влияют двусторонние отношения между странами. Если сотрудничество между государствами развивается, то, как правило, наблюдается ослабление визового режима, и наоборот, конфликты приводят к ужесточению визовых требований. В усло-

Логвинова И.В.

виях санкционного давления на Россию, ряд важных инициатив в визовом диалоге между РФ и некоторыми странами пока остаются замороженными. Несмотря на приостановление Визового диалога между Российской Федерацией и Европейским Союзом, поток россиян в страны ЕС растет. В свое время Визовый диалог сыграл большую роль во введении новых национальных требований к заграничным паспортам в отношении биометрических данных граждан Российской Федерации. В настоящее время переговоры МИДа РФ с отдельными странами ЕС направлены на ускорение процедуры получения гражданами Российской Федерации виз, а также снижение консульских сборов.

На сегодняшний день в отношении граждан РФ визовые процедуры усложнили США, Канада, страны ЕС и некоторые другие государства. Эти зарубежные страны ввели практику отказа в выдаче виз гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь. Консульства и визовые центры зарубежных государств не выдают визы крымчанам по российским загранпаспортам. Позиция наших зарубежных партнеров такова: все визовые операции жители Крыма могут совершать только на Украине и по украинским документам. В ближайшее время, несмотря на усилия МИДа России, ждать изменений не приходится.

В направлении стран Азии ситуация совершенно иная. По данным МИДа России ведутся переговоры с рядом стран по запросам отдельных туристических организаций с целью упрощения визового режима для путешествующих с туристической целью россиян. В связи с увеличением турпотока Тайвань в порядке эксперимента ввел безвизовый режим для граждан Российской Федерации, Таиланда, Брунея и Филиппин. Власти Тайваня установили, что безвизовый режим будет действовать до 31 июля 2020 г. Предполагалось, что если опыт окажется удачным, то безвизовый режим сохранят. Однако теперь эти решения видимо будут корректироваться с учетом последствий пандемии коро-навирусной инфекции.

В 2019 г., как и ранее, МИД России на переговорах с Японией вновь обозначил вопрос о переходе к безвизовому режиму. Начать предлагается с туристических и деловых поездок. Возможно в первую очередь, если такое решение состоится между странами, режим свободного передвижения введут между жителями Сахалинской области и префектуры Хоккайдо.

7 августа 2019 г. вступил в силу Указ Президента РФ «Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики», в соответствии с которым частично возобновлено действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан от 12 мая 2010 г. Из-под ограничений были выведены граждане Турции как со служебными, так и со специальными паспортами, причем независимо от целей их поездки в Россию. Тем временем в Турции вывели из-под визовых ограничений российских граждан, осуществляющих поездки в Республику и имеющих на руках действительные служебные паспорта. По мере потепления отношений между государствами, возможность для восстановления Соглашения в полном объеме, сохраняется.

С 1 февраля 2017 г. вступило в силу решение Кабинета министров ОАЭ о предоставлении гражданам Российской Федерации визы по прибытии на бесплатной основе сроком на 30 дней с возможностью однократного платного продления на аналогичный срок.

«Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривает задачу стимулирования въездного туризма и упрощения визового режима. Им предложена реализация мер по совершенствованию регулирования и упрощению административных процедур в сфере сотрудничества между странами ЕАЭС, включая упрощение визового режима.

Однако в 2020 г. на регулирование визовых отношений оказал воздействие мощный внешний фактор пандемии коронавирусной инфекции. Государства вынуждены вводить временные меры, ограничивающие или запрещающие въезд на территорию их стран и прекращают выдачу виз.

Диппредставительства и консульства России временно приостановили прием документов и оформление виз всем иностранцам, за исключением ряда категорий в связи с распространением коронавирусной инфекции. В Российской Федерации во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления выдачи виз и приглашений», а также протокола заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) при обращении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на основании виз, им продлевается срок действия имеющихся виз до 90 дней, независимо от цели въезда в Российскую Федерацию, а в случае истечения срока их действия, принимаются решения о продлении срока временного пребывания таких иностранных граждан до 90 дней по мотивированному заявлению. Это же касается и граждан, которые прибыли в нашу страну в порядке безвизового режима.

В зарубежных странах сложилась схожая практика. Так, россиянам, которые находятся в странах Шенген-ского Соглашения, продляют краткосрочные визы, их не штрафуют и не департируют. Временное ограничение въезда в ЕС, установленное 16 марта 2020 г. пока действует. Его продление будет зависеть от развития ситуации с пандемией. Кроме того, если вынужденное пребывание на территории ЕС превышает 90 дней, то туристам с краткосрочной визой и тем, у кого есть право на безвизовый въезд, будут выдавать долгосрочные национальные визы или разрешения на временное проживание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Визовый режим относится к виду административно-правового режима и имеет публично-правовую природу, следовательно, государство использует императивный метод регулирования. Современные тенденции развития визовых отношений между странами с одной стороны, под влиянием глобализации выражаются в отмене или упрощении визового режима в рамках двусторонних отношений; с другой стороны,

вопросы безопасности требуют в некоторых случаях ужесточения правил въезда в государства. Так, в условиях пандемии принимаются меры ограничения и даже запрета на въезд. Сохраняют свое значение как факторы влияния на визовую политику стран: противодействие терроризму, контроль над миграционными потоками, межгосударственные локальные конфликты.

Можно выделить два специальных вида визовых режима, действующих в целях реализации международных соглашений об упрощении визовых процедур:

1) упрощенный режим, предполагающий выполнение разрешительных процедур непосредственно при въезде в государство пребывания, либо предусматривающий минимум визовых процедур;

2) безвизовый режим, в соответствии с которым для пересечения границ достаточно, как правило, документов, удостоверяющих личность без соблюдения формальных процедур получения визы. «Единый план по достижению национальных

целей развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит задачу упрощения визового ре-

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1999. 390 с.

2. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое явление: автореф. дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.01. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2013. 44 с.

3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2007. 816 с.

4. Гайва Е. Прогноз: как будут вводить безвизовые режимы после пандемии коронавируса // Российская газета. 7 апреля 2020. URL: https://rg.ru/2020/04/07/prognoz-kak-budut-vvodit-bezvizovye-rezhimy-posle-pandemii-koronavirusa. html (дата обращения: 13.04.2020).

5. Демина М.А. Категория «Правовой режим»: теоретические подходы к понятию // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 3. С. 77-81.

6. ИглинА.В. Шенгенское право: генезис и развитие // Международное публичное и частное право. 2016. № 4. С. 36-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Логвинова И.В. К 50-летию Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2016. № 20. С. 59-63.

8. Логвинова И.В. Проблемы реализации международных обязательств Российской Федерации в контексте государственной управленческой деятельности // Социально-политические науки. 2018. № 2. С. 204-210.

9. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «административно-правовой режим» // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 100.

10. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты: монография / под ред. И.С. Барзилова, А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2012. 416 с.

11. Хохлова Е.М. Правовой режим как общетеоретическая категория // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 139-141.

жима. Имеет смысл упрощать процедуру выдачи виз или вводить многократные визы для определенных категорий, например, научных работников, приглашенных в РФ из других стран, преподавателей высших учебных заведений, предпринимателей. В первую очередь, это необходимо делать в отношении тех стран, которые в силу различных причин пока не готовы рассматривать безвизовый режим с РФ, но могут пойти на упрощение визовых формальностей по отдельным аспектам визового диалога, в отношении отдельных категорий лиц либо наиболее перспективных видов контактов (образование, наука, культура, спорт, бизнес). Требует совершенствования современное законодательство на предмет включения в него норм, позволяющих эффективно решать вопросы безопасности в условиях угроз, подобных распространению корона-вирусной инфекции. В частности необходимо разработать нормы, позволяющие решать вопросы легального пребывания в стране иностранных граждан в условиях форс-мажорных обстоятельств и определить, какие именно обстоятельства к таковым относятся.

REFERENCES

1. Alekseev S.S. Theory of law. Moscow, 1999. 390 p.

2. Bahrah D.N., Rossinskij B.V., Starilov Ju.N. Administrative law. Moscow, 2007. 816 p.

3. Beljaeva G.S. Legal regime: a General theoretical phenomenon. Kursk, 2013. 44 p.

4. Gajva E. Prognoz: Kak budut vvodit' bezvizovye rezhimy posle pandemii koronavirusa. Russian Newspaper. April 7, 2020. URL: https://rg.ru/2020/04/07/prognoz-kak-budut-vvodit-bezvizovye-rezhimy-posle-pandemii-koronavirusa.html

5. Demina M.A. Legal regime category "Pravovoj rezhim": theoretical approaches to the concept. Problems of Economics and Legal Practice. 2017. No. 3. Pp. 77-81. (In Russ.)

6. Iglin A.V. The Schengen law: The genesis and development. Public and Private International Law. 2016. No. 4. Pp. 36-37. (In Russ.)

7. Logvinova I.V. To the 50th anniversary of International Covenant on civil and political rights and international covenant on economic, social and cultural rights (historical and legal aspect). History of State and Law. 2016. No. 20. Pp. 59-63. (In Russ.)

8. Logvinova I.V. Problems of implementation of international obligations in the Russian Federation in the context of public administration. Sociopolitical Sciences. 2018. No. 2. Pp. 204-210. (In Russ.)

9. Nozdrachev A.F. The modern content of the concept of "administrative-legal regime". Journal of Russian Law. 2017. No. 2. Pp. 100. (In Russ.)

10. Legal regimes: general theoretical and sectoral aspects: Textbook. I.S. Barzilova, A.V. Mal'ko. Moscow, 2012. 416 p.

11. Khokhlova E.M. Legal regime as a general theoretical category. Gaps in Russian Legislation. 2017. No. 6. Pp. 139-141. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 07.05.2020, принята к публикации 20.06.2020 The article was received on 07.05.2020, accepted for publication 20.06.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Логвинова Инна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры культуры мира и демократии Российского государственного гуманитарного университета. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID369558. E-mail: Logvinova_inna@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Inna V. Logvinova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor; associate professor Chair of Culture of Peace and Democracy, Russian State University for the Humanities. Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID369558. E-mail: Logvi-nova_inna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.