Научная статья на тему 'Совершенствование управления промышленными предприятиями на основе формирования единого интегрированного пространства управления'

Совершенствование управления промышленными предприятиями на основе формирования единого интегрированного пространства управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ТЕХНОЛОГИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INFORMATION SYSTEMS / TECHNOLOGY / PROMOTION / MANAGEMENT / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назайтинский С. В.

В статье рассматриваются направления совершенствования управления промышленными предприятиями на основе формирования единого интегрированного пространства управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES ON THE BASIS OF FORMATION OF THE SINGLE INTEGRATED SPACE MANAGEMENT

The article discusses ways of improving the management of industrial enterprises on the basis of the formation of a single integrated space management.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления промышленными предприятиями на основе формирования единого интегрированного пространства управления»

банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 № 25103).

8. Положение о порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде (ред. от 28.08.2012) (утв. Банком

России 29.12.2010 № 364-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2011 № 19815).

9. Приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003 (ред. от 21.08.2012 ) «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

10. Письмо ФТС России от 03.06.2009 № 01-11/25323 «О направлении методики» (вместе с «Методикой учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Назайтинский С.В., соискатель РГГУ, Москва

В статье рассматриваются направления совершенствования управления промышленными предприятиями на основе формирования единого интегрированного пространства управления.

Ключевые слова: информационные системы, технологии, стимулирование, управление, промышленность

IMPROVING THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES ON THE BASIS OF FORMATION OF THE SINGLE INTEGRATED SPACE MANAGEMENT

Nazaytinsky S., Applicant RHSU, Moscow

The article discusses ways of improving the management of industrial enterprises on the basis of the formation of a single integrated space management.

Keywords: information systems, technology, promotion, management, industry.

Формирование эффективных механизмов интеграции промышленных предприятий в систему глобализированных хозяйственных связей является одной из наиболее важных задач для повышения стратегической и операционной конкурентоспособности российской промышленности в условиях вступления России в ВТО [1].

Достижение высокой конкурентоспособности российской промышленности в условиях вхождения в ВТО, завершения наиболее катастрофичной фазы мирового экономического кризиса и посткри-зисных перспектив, требует преодоления хаотичности формирования систем управления промышленных предприятий [8]. Особенно это важно для реализации национально-выгодной модели встраивания в систему глобализированных хозяйственных связей и деятельности в рыночной инфраструктуре мировой экономики [4]. Встраивание в систему глобализированных хозяйственных связей должно опираться на соответствующие изменения в организационных структурах и управленческих технологиях российских госведомств и промышленных предприятий [3].

Эффективность стратегий функционирования и развития промышленных предприятий в условиях модернизационных трансформаций российской промышленности в значительной степени зависит от формирования единого интегрированного пространства управления на всех уровнях госведомств и промышленных предприятий и соответствующей координации их деятельности. Такая ситуация привела к необходимости глубокого пересмотра фундаментальных принципов управленческой деятельности и организации работы по подготовке и реализации координационно-синхронизированных управленческих стратегий промышленных предприятий и их афилированных структур.

Важность такой постановки проблемы поиска эффективных путей модернизации определена крайне низкими результатами инновационного развития экономики России.

Так, в 2012 г. в экономике России разработано всего 135 [единиц] принципиально новых передовых производственных технологий (122,7% к 2011 г.), что составляет 10,2% от всех созданных передовых производственных технологий в 2012 году (табл.1).

При этом импорт в Россию новых технологий в 2012 г. (2330 торговых соглашений на сумму 5015,1 млн. долл. США) на много превысил экспорт российских технологий за рубеж (1810 торговых соглашений на сумму 4503,6 млн. долл. США) [10].

Исходя из вышеизложенного, требуется трансформация меха-

низмов управления встраиванием промышленных предприятий в систему глобализированных хозяйственных связей мультиотрасле-вого и транстерриториального характера на основе достижения нового качества интегрированного инфраструктурно-средового управления деятельностью промышленных предприятий и их структур на основе интеграции институциональной, организационной и информационной инфраструктуры (среды), что требует соответствующего научного обоснования (см. [11; 12; 13]).

В современной российской экономике интегрирующейся в систему глобализированных хозяйственных связей мультиотраслево-го и транстерриториального характера, все большее значение начинают играть координационно-синхронизационные факторы, являясь условием перехода госведомств и промышленных предприятий на эффективные управленческие технологии [6]. Ключевой компетенцией становится способность достижения управленческих компромиссов между высокоуровневыми целями государственных ведомств и коммерческих структур для эффективной координации деятельности промышленных предприятий при реализации национально-выгодной модели международной экономической интеграции для расширения доли российских предприятий в рыночной инфраструктуре мировой экономики [7].

Здесь требуется стратегическая интеграция функционально выделенных [квази-автономных] управленческих сред в рамках корпоративных и межкорпоративных финансово-хозяйственных цепочек в российской промышленности для формирования на их основе интегрированного народнохозяйственного комплекса промышленных предприятий в, своего рода, интегрированный кластер на основе интеграции институциональной, организационной и информационной инфраструктуры [5].

Реализация возможностей интеллектуальных информационных методов оптимизации динамического взаимодействия промышленных предприятий требует формирования механизма транспарентного структурирования телекоммуникационных сетей, информационных систем, баз данных и вычислительных мощностей и обеспечения координированного разноуровневого взаимодействия объек-тно-средовых управленческих агентов госведомств и промышленных предприятий (бизнес-единиц, чьи информационные системы органично встроены в глобальные или выделенные информационные сети).

Координированное взаимодействие является основой достиже-

Таблица 1. Создание в экономике России передовых производственных технологий в 2011 - 2012 гг. (единиц) [10]

Число технологий -всего из них

новые для России принци- пиально новые обладающие патентной чистотой

Передовые производственные технологии (всего)

2011 1138 1028 110 670

2012 1323 1188 135 786

в том числе: проектирование и инжиниринг

2011 316 272 44 183

2012 305 269 36 184

производство, обработка и сборка

2011 405 371 34 262

2012 548 491 57 365

автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции; транспортировка материалов и деталей

2011 24 23 1 16

2012 23 21 2 15

аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля)

2011 128 117 11 88

2012 121 101 20 74

связь и управление

2011 154 147 7 67

2012 204 194 10 87

производственные информационные системы

2011 51 41 10 18

2012 60 55 5 17

интегрированное управление и контроль

2011 60 57 3 36

2012 62 57 5 44

ния управленческих компромиссов между высокоуровневыми целями государственных ведомств и коммерческих структур на базе формирования единого интегрированного инфраструктурно-средо-вого пространства управления на всех уровнях госведомств и промышленных предприятий в российской промышленности.

Под транспарентным критерием реинжиниринга управленческих механизмов в промышленности России автор понимает обеспечение высокого уровня управленческой информированности госведомств и коммерческих структур в общих и специальных интересах для повышения качества и оперативности процессов осуществления управленческих бизнес-коммуникаций, процессов и процедур принятия и реализации управленческих решений с повышением их обоснованности и своевременности на всех уровнях по вертикальным/горизонтальным связям в рамках корпоративного или государственного управления.

Транспарентность является важным критерием реализации объектно-средового подхода к оптимизации управленческих механизмов в промышленности России.

На этой основе возможна реализация адаптивного подхода к планированию и координации различных видов финансово-хозяйственных операций в российской промышленности путем: (1) интеграции телекоммуникационных сетей, информационных систем, баз данных и вычислительных мощностей и (2) незамедлительного включения таких интегрированных систем в российский сегмент интегрированно-межкорпоративного экономико-информационного пространства управления как базы (3) принятия оптимизирующих организационно-управленческих решений с повышением их обоснованности и своевременности, в том числе применительно к реализации задач модернизации российской промышленности на основе инновационных технологических решений.

При этом, формирование единого интегрированного инфра-структурно-средового пространства управления на основе реализации модели «интеграции институциональной, организационной и информационной инфраструктуры (среды)» необходимо для выстраивания глобализированных хозяйственных связей с мировыми центрами инноваций и инвестиций. Единое интегрированное инф-раструктурно-средовое пространство управления может рассматриваться как интегрирующий элемент управления промышленны-

ми предприятиями, встроенными в систему глобализированных хозяйственных связей мультиотраслевого и транстерриториального характера со значительно более высоким уровнем нелинейности, сложности и многоаспектности системных взаимосвязей и, соответственно, решаемых задач.

Таким образом, необходимо изменение вектора модернизации промышленных предприятий и их афилированных структур, которое должно иметь направленность: «Формирование интегрированной сетевой инфраструктуры телекоммуникационных сетей, информационных систем, баз данных и вычислительных мощностей» > «Повышение стратегической и операционной конкурентоспособности всего народнохозяйственного комплекса промышленных предприятий».

Оптимизация процессов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях постиндустриальной трансформации мировой экономики с учетом интегрированно-межкорпоратив-ного оборота знаний и компетенций определяет приоритет системной организации процесса управленческой компоновки единого интегрированного инфраструктурно-средового пространства управления.

Рыночный характер финансово-хозяйственных взаимосвязей предприятий и организаций определяет целесообразность перехода к новой взаимосвязанной интегрированно-межкорпоративной структуре электронных торговых площадок для взаимосвязанной координации циркулирующих в российской промышленности меж-корпоративных товарных и финансовых потоков [9].

Исходя из этого, концепция единого интегрированного инфра-структурно-средового управления на основе интеллектуальных взаимосвязанных интегрированно-межкорпоративных электронных торговых площадок становится средством совершенствования управления для ускорения экономической стабилизации и обеспечения устойчивого роста [2].

Рациональная стратегия выстраивания механизмов управления промышленными предприятиями на основе формирования единого интегрированного инфраструктурно-средового пространства управления предусматривает следующие укрупненные этапы своей реализации:

- I этап (2013-2015 гг.): выработка и реализация новых принципов формирования интегрированной сетевой инфраструктуры те-

лекоммуникационных сетей, информационных систем, баз данных и вычислительных мощностей как основы постиндустриальной трансформации методов и систем управления;

- II этап (2016-2018 гг.): решение задач и проблем социальноэкономического роста на основе внедрения перспективной модели интеграции институциональной, организационной и информационной инфраструктуры (среды) с целью реализации промышленными предприятиями на мировых рынках возможностей усиления конкурентной позиции на базе конкурентных факторов индустриального и постиндустриального характера;

- III этап (2019-2020 гг.): обеспечение положительных темпов социально-экономического роста и активизация решения задач качественного преобразования механизмов управления интеграцией институциональной, организационной и информационной инфраструктуры (среды) путем формирования гео-информационных систем и соответствующих координационно-синхронизированных моделей и процедур управления.

Эти задачи решаются в рамках координации деятельности подразделений различных структур в государственных и корпоративных организационно-управленческих системах, относящихся к выработке и реализации управленческих решений в соответствии с временным горизонтом и ресурсными ограничениями при выполнении задач повышения уровня стратегической и оперативной конкурентоспособности промышленных предприятий.

Литература:

1. Аганбегян А.Г. Инвестиции - основа ускоренного социально-экономического развития России // Деньги и кредит, 2012. № 5. С.10-16.

2. Бугаев А.С., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Сараев В.Н. Семантика сетевых контактов // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы, 2009, № 2. С. 33-36.

3. Зеленин Д.В., Логинов Е.Л. Новая парадигма управления экономикой: переход к «умным сетям» различного управленческого назначения // Экономические науки, 2010, №9. С.156-161.

4. Логинов Е.Л., Деркач Н.Л., Логинов A.E. «Интеллектуальные сети» (smart grid) в электроэнергетике: проблемы управления и безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №20. С.49-55.

5. Логинов Е.Л., Деркач Н.Л. Проблемы формирования конвергентной сферы глобально взаимосвязанных и синхронизированных интеллектуальных управленческих пространств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011, №9. С.33-37.

6. Логинов Е.Л., Логинов A.E. Критические потребительские ресурсы как инструмент глобального управления // Финансы и кредит, 2010, №17. С.12-20.

7. Логинов Е.Л., Логинова В.Е. Деривативы в российской экономике: стратегические тренды управления асимметричностью распределенных рынков // Финансы и кредит, 2012, №30. С.26-33.

8. Логинов Е.Л. Новые информационные технологии для контрольной деятельности в сфере государственного и корпоративного управления // Информационное общество, 2011, №6. С.32-39.

9. Макаров В.Л., Aгеев A.fr, Зеленский ВА., Логинов Е.Л. Системные основы решения управленческих задач взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором как основной фактор новой индустриализации России // Экономические стратегии, 2013, №2. С.108-117.

10. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2013.

- 642 с.

11. Сараев В.Н., Кобяков A.A., Вайно A3., Кобякова Н.Г., Козлов Л.Н., Подоляк В.И., Панфилов СА., Логинов Е.Л. Глобальная система мониторинга рынка, основанная на радиочастотной идентификации // Патент на полезную модель RUS 98275 14.04.2010

12. Сараев В.Н., Кобяков A.A., Вайно A3., Кобякова Н.Г., Козлов Л.Н., Подоляк В.И., Панфилов СА, Логинов Е.Л. Глобальная транзакционная система // Патент на полезную модель RUS 98276 26.04.2010

13. Сараев В.Н., Кобяков A.A., Вайно A3., Козлов Л.Н., Подоляк В.И., Панфилов СА., Логинов Е.Л. Система оценки деривативов на транзакции // Патент на полезную модель RUS 94031 29.01.2010

МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА

Матузова И.В., к.э.н., доцент, Таймырский филиал АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

В статье приводится анализ инновационного климата Красноярского края, обосновывается необходимость проведения мониторинга инновационного климата с целью анализа оценки состояния и перспектив развития.

Ключевые слова: мониторинг, инновационный климат, инновационная активность, инновационный регион, инновационная политика, методика оценки инновационного климата.

CLIMATE MONITORING OF INNOVATION

Matuzova V., Ph.D., Associate Professor, Taimyr branch DLC Institution «-sky Leningrad State University named after A.S. Pushkin»

The article is an analysis of the innovation climate of Krasnoyarsk Territory, the necessity of monitoring the innovation climate in order to analyze evaluation and prospects of development.

Keywords: monitoring, innovative climate, innovative activity, innovative region, innovation policy, method of estimating the innovation climate.

В условиях перехода от «сырьевой экономики» к «экономике знаний» статистические наблюдения в области инноватики, позволяющие исследовать инновационную деятельность, отслеживать ее динамику и структуру, приобретают большое научно-практическое значение,

Труды Й. Шумпетера положили начало исследованиям теоретических и практических основ инноваций ученых из различных направлений науки, в том числе и у исследователей инновационных процессов на предприятиях. Так, многие советские ученые уже в условиях командно-административной экономики осознавали необходимость переместить центр внимания с НТП в масштабах страны на первичный уровень технических и организационных нововведений, появляющихся на предприятиях и способствующих достижению значимых результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому с середины 70-х годов прошлого столетия в СССР начались исследования в области инноватики. В 1977 году Госу-

дарственным комитетом по науке и технике был инициирован поисковый проект «Факторы, способствующие и препятствующие эффективному осуществлению нововведений в организациях», реализацией которого занялся Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований АН СССР. По впервые разработанной методике были исследованы 15 случаев успешных и неуспешных нововведений. На их основе с 1980 года начал разрабатываться крупный исследовательский проект «Нововведения в организациях», в рамках которого было проведено свыше 20 исследований различных нововведений: продуктовых, технологических и организационных, совершенствующих и радикальных, инновационного потока [1].

Официально ежегодные обследования технологических инноваций в промышленности ведутся с 1994 года. Постепенно расширяется объект и предмет мониторинга. В 1998 году статистика инноваций охватывает сферу услуг, малые предприятия. С 2000 года модернизация в области статистики инноваций позволяет статис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.