УДК 338.24:676.5
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБОЙНОЙ ОТРАСЛИ
Д.В. Ермошин,
кафедра информационных систем 6 экономике, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)
Процессное управление все шире применяется на промышленных предприятиях1. Преимущества процессного управления перед другими методами управления (например, функциональным) очевидны. Однако реализация этих преимуществ в задачах управления конкретными промышленными предприятиями наталкивается на серьезные трудности, важнейшая из которых - существенная роль случайных факторов, а также многие элементы неопределенности, столь характерные для рыночных условий. В настоящей работе рассматривается возможность поддержки процессного управления на предприятиях обойной отрасли с помощью технологий имитационного моделирования.
Типичная схема процессного управления выполняет следующие основные функции:
- «Учет» фиксирует количественные параметры состояния экономического объекта на фактической траектории его движения;
- «Планирование» является управляющей функцией, так как задает плановую траекторию движения экономического объекта к намеченной цели на определенный период времени;
- «Регулирование» является стабилизирующей функцией, так как разрабатывает программу компенсации отклонения фактического состояния объекта от планового, возникшего в результате воздействия внешних и внутренних возмущений на экономический объект;
- «Принятие управленческого решения» позволяет лицу, принимающему решения (ЛПР), проанализировать типовые и оригинальные уп -равленческие решения, выдаваемые информационной системой (ИС), на соответствие интуитивным соображениям и затем принять окончательное управленческое решение.
Остальные же функции процессного управления отражают в основном операции по переработке информации, поставляя аналитическую информацию для принятия наиболее рационального решения.
Рассмотрим особенности управления обойным производством на примере ОАО «Саратовские обои» - типичного предприятия отрасли, выпускающего 23% российских обоев (симплексных, дуплексных, виниловых).
На ОАО «Саратовские обои» существуют два производства - основное производство обоев (2 цеха, в каждом примерно 10 работающих печатающих машин) и вспомогательное производство печатных форм (валов), использующихся при печати обоев (1 цех). Оба производства тесно связаны, поскольку все изготовляемые печатные валы поступают для использования в производстве обоев (рис. 1).
При печати обоев рисунок наносится на бумагу посредством печатных форм. Последняя представляет собой металлический вал цилиндрической формы с резиновым либо монотановым покрытием или без него, на котором выгравирован узор рисунка.
В зависимости от типа обоепечатной машины печатный вал может иметь мягкое (такое как резина, монотан) либо жесткое покрытие (такое как сталь) для технологии высокой и глубокой печати соответственно. Также в зависимости от типа машины может использоваться стальной тиснильный вал в паре с бумажным прижимным для тиснения рисунка на бумаге.
В зависимости от характера рисунка обоев количество печатных валов, используемых на одной печатающей машине, может достигать 5.
Процесс изготовления печатной формы можно разделить на три этапа: 1) производство металлического сердечника; 2) нанесение на его поверхность резинового или монотанового покрытия (производство заготовки); 3) гравирование на поверхности сердечника либо заготовки рисун ка.
♦
♦
Производство обоев
Сырье: Нане-
бумага, сение
краска краски
Тиснение рисунка
Резка ленты на рулоны
Упаковка
рулонов в А
пленку, —^ т к
упаковка удо
партий о р
рулонов П
Производство печатных форм
Сырье: Изготов-
заготов- ление
ка вала, металли-
резина, ческого
монотан сердечни-
ка
Покрытие сердечника монотаном (на ОАО «Саратовские обои»)
Покрытие сердечника резиной сторонним субподрядчиком
Прожиг узора на сердечнике газоразрядным лазером
на резиновом и монотановом покрытии.
Прожиг узора на сердечнике твердотельным лазером на металлическом покрытии
Готовые валы: поставка на производство обоев
Рис. 1. Схема производства обоев и печатных форм
Следует отметить, что существуют стальные печатные формы, у которых отсутствует резиновое либо мо-нотановое покрытие, т.е. рисунок выгравирован непосредственно на металле, а следовательно, у них отсутствует стадия заготовки.
При формировании прогноза загрузки производственных мощностей необходимо будет также учиты -вать, что покрытие резиной сердечника производится сторонними субподрядчиками, а монотаном - силами участка по производству печатных форм ОАО «Саратовские обои». Нанесение рисунка на поверхность сердечника либо заготовки осуществляется методом лазерной гравировки, для чего имеются 3 лазерные гравировальные установки (ЛГУ), 2 из которых (с газоразрядным лазером) предназначены для прожига узора на резиновом или монотановом покрытии, а 1 (с твердотельным лазером) - для гравировки на металлической поверхности.
Обойное производство использует 8 видов обоепе-чатных машин, на каждо1 из которых функционируют порядка 10 типов валов, обеспечивающих процесс печати рисунка. Однако наибольшее влияние на качество выпускаемых обоев оказывают печатные формы, которые наносят краску непосредственно на бумагу. Именно они являются наиболее дорогостоящими и наименее износостойкими из всех типов валов, используемых в процессе производства обоев, вследствие большого количества мелких элементов рисунков, выгравированных на их поверхности (обычный ресурс печатного вала составляет 30 000 - 40 000 рулонов обоев). Поэтому наибольший интерес представляет рассмотрение именно этого типа валов.
Производство обоев испытывает влияние примерно тех же элементов неопределенности, что и другие отрасли, работающие на рынке товаров массового потребления одежды, обуви и т.п. Эта неопределенность связана с изменчивостью потребительских предпочтений. Мода на обои подвержена столь же частым изменениям, что и мода на многие другие товары потребительского рынка.
Таким образом, обеспечение печатными валами является «узким местом» производства обоев - как по причине случайного характера их выхода из строя, так и по причине трудностей прогнозирования необходимого ассортимента.
В цехах обойного произ-вод ств а функциони рует четко отлаженная система процессного управления на основе комплексной информационной системы класса ERP «Галактика». Данная система позволяет не только формировать планы сбыта готовой продукции, закупки материалов и загрузки цехов, анализировать информацию по прошедшим периодам, но и отслеживать в режиме реального времени состояние имеющихся производственных заказов, предоставляя информацию для принятия управленческих решений.
Следующие особенности производства печатных форм делают малоэффективным применение стандартной методики процессного управления.
1. Поскольку печатные формы производятся для удовлетворения потребностей обойных цехов, то отсутствует маркетинговый прогноз продаж.
2. Налицо большой срок полного цикла изготовления печатной формы, имеющий тот же порядок, что и горизонт планирования на производство обоев. Это затрудняет определение типов валов, которые будут находиться в эксплуатации, а следовательно, с большей вероятностью может потребоваться замена.
3. Вследствие низкой износостойкости печатных форм большая часть объема производства приходится на замену вышедших из строя валов. План же производства можно составить лишь на печатные формы, требуемые для ввода в эксплуатацию новых рисунков.
4. Налицо большой ассортимент печатных форм.
Вышеперечисленные особенности работы цеха по
производству валов ОАО «Саратовские обои» делает применение метода имитационного моделирования для управления рассматриваемым производством весьма эффективным.
Автором использовалась система имитационного моделирования (ИМ) GPSS World, базирующаяся на дискретно-событийном принципе и получившая большую популярность при решении задач управления и планирования предприятиями самых различных отраслей2.
На первом этапе проведено исследование функций распределения плотностей вероятностей случайных событий в системе - интервалов поступления заявок на изготовление печатных форм, наработки на отказ ЛГУ, времени обслуживания заказов контрагентами (в первую очередь - обрезиновка заготовок) и многих других. Эти данные вносились в составленную автором программу на языке GPSS World.
♦
Результаты ИМ могут быть использованы для решения зада типа «что будет, если ...». Например, предположим, что частота поступления заявок на изготовление печатных форм возросла в 2 раза (по причине увеличения объема производства, снижения качества покрытия печатных форм и т.п.). Справится ли производство печатных форм с этой новой ситуацией, имеются ли резервы, а если не справится, то где расположены «узкие места»?
Результаты расчетов представлены на рис. 2, 3 (еди -ница модельного времени - 0,5 ч, период моделирования - 2 года).
Расчеты показали, что «узким местом» является обрезиновка валов у стороннего контрагента (очередь растет со временем, рис. 2). В то же время ЛГУ имеют резервы, которые позволяют им справиться с возросшим потоком заявок (рис. 3).
Рис. 2. Зависимость длины очереди заявок на обрезиновку валов от времени
30 -
22,5
0 2000 4000 6000 8000 10000
Рис. 3. Зависимость длины очереди заявок на обработку ЛГУ от времени
Таким образом, в случае роста объема производства необходимо принять управленческие решения по «расшивке» данного «узкого места» - увеличению частоты отправки валов на обрезиновку либо созданию собственного участка обрезиновки валов.
1 См.: Ермошин Д.В., Неклюдов В.А., Бочаров Е.П. Процессное управление предприятием среднего бизнеса. Саратов, 2005.
2 См.: Ермошин Д.В., Бочаров Е.П. Опыт имитационного моделирования работы цеха по изготовлению печатных форм для обойного производства предприятия // II всерос. науч.-практич. конф. по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности «Имитационное моделирование. Теория и практика. ИММОД-2005»: Сб. докл. Т. 2. Секц. 3. Практическое применение имитационного и комплексного моделирования и средств автоматизации моделирования. ФГУП ЦНИИТС, Санкт-Петербург, 2005. С. 101 - 102.
УДК 338.45
ОСОБЕННОСТИ ПРОУЕССОВ УЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В процессе реформирования естественных монополий проблемы ценообразования (тарифообразования) стали одними из наиболее актуальных. Тарифы российских естественных монополий плохо учитывают особенности каждого потребителя, слабо или совсем не дифференцируются по времени, напряжению, качеству энергии, уровню надежности энергоснабжения. В большинстве стран плата за электроэнергию осуществляется по трехставочному тарифу, а у нас установлены две ставки и только для крупных потребителей, причем количественное соотношение ставок существенно иное. Соотношение тарифов для различных групп потребителей должно быть кардинально пересмотрено.
В нашей стране занижение тарифов на энергию населению и сельскохозяйственным производителям при отсутствии дотаций на покрытие разницы между льготным и средним тарифами ведет к тому, что за льготных потребителей платит (а на деле нередко не платит) промышленность. Получается, что чем больше доля жилищно-коммунального сектора в региональном потреблении электроэнергии (при условии ликвидации элементарной бесхозяйственности ее увеличение рассматривается как прогрессивное явление), тем больше «тарифный» прессинг на промыш-
А.П. Зотов,
кандидат экономических наук, кафедра общей экономической теории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2006. № 14(3)