Научная статья на тему 'Совершенствование управления предприятием малого и среднего бизнеса на региональном рынке'

Совершенствование управления предприятием малого и среднего бизнеса на региональном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MANAGEMENT / PRODUCTION PROCESS / REGIONAL MARKET / STRATEGY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палкина Ольга Михайловна, Вобшина Ирина Александровна

Статья посвящена вопросам управления предприятием малого и среднего бизнеса в современных условиях развития регионального рынка на примере ООО «Экспресс УАЗ». На основе комплексного анализа управления деятельностью предприятия выявлены основные проблемы его работы рынке Пермского края и предложены меры по совершенствованию эффективности процесса управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN THE REGIONAL MARKET

The article is devoted to questions of management of the enterprise of small and average business in modern conditions of development of the regional market on an example of Open Company “Express UAZ”. Based on a comprehensive analysis of the management of the company’s activities, the main problems of its operation in the Perm territory market have been identified and measures have been proposed to improve the efficiency of the management process at a particular enterprise.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления предприятием малого и среднего бизнеса на региональном рынке»

Палкина О. М., Вобшина И. А. Совершенствование управления предприятием малого и среднего бизнеса на региональном рынке // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). С. 103-108.

Palkina O. M., Vobshina I. A. Perfection of management of the enterprise of small and average business in the regional market. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 103-108. (In Russ.).

УДК 338.242

О. М. Палкина

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

И. А. Вобшина

Западно-Уральский институт экономики и права, Пермь, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

Палкина Ольга Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой, региональной экономики и экономической теории.

E-mail: [email protected]

Вобшина Ирина Александровна - студентка направления «Менеджмент».

E-mail: irina_naurova@mail. ru

Статья посвящена вопросам управления предприятием малого и среднего бизнеса в современных условиях развития регионального рынка на примере ООО «Экспресс УАЗ». На основе комплексного анализа управления деятельностью предприятия выявлены основные проблемы его работы рынке Пермского края и предложены меры по совершенствованию эффективности процесса управления.

Ключевые слова: управление, процесс производства, региональный рынок, стратегия, конкурентоспособность.

0. M. Palkina

Perm State University, Perm, Russia

1. A. Vobshina

West-Ural Institute of Economics and Law, Perm, Russia

PERFECTION OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN THE REGIONAL MARKET

Palkina Olga Mikhailovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of World, Regional Economics and Economic Theory.

E-mail: [email protected]

Vobshina Irina Alexandrovna - Student of the direction "Management".

E-mail: irina_naurova@mail. ru

© Палкина О. М., Вобшина И. А., 2018

The article is devoted to questions of management of the enterprise of small and average business in modern conditions of development of the regional market on an example of Open Company "Express UAZ". Based on a comprehensive analysis of the management of the company's activities, the main problems of its operation in the Perm territory market have been identified and measures have been proposed to improve the efficiency of the management process at a particular enterprise.

Key words: management, production process, regional market, strategy, competitiveness.

Вопросы управления предприятием в современных условиях развития региональных рынков являются достаточно значимыми, т. к. результаты работы предприятия влияют на формирование основных экономических показателей как одного предприятия, так и в целом по стране (в данном случае мы имеем ввиду макропоказатели). Термин «управление» имеет происхождение от слова «управа», т. е. способность человека с чем-то управляться. В общем под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе и обществе, устранению их энтропии или дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды. Уточним, что для различных ее типов нужны свои способы управления [2, c. 79].

С точки зрения эффективности, по мнению специалистов, процесс управления представляет собой достаточно логичную систему планирования, мотивации, организации и контроля внутренних процессов предприятия, а также его внешнего влияния на субъекты социума. На предприятии, как правило, применяются принципы, методы, средства и формы управления процессом производства, разработанные с целью повышения эффективности деятельности и увеличения прибыли. Для региональных рынков следует учитывать особенности экономики конкретного региона.

Процесс управления является частью управленческой деятельности, включающей формирование системы взаимосвязей, разработку и реализацию управленческих решений, создание информационного обеспечения управления. Данный процесс в работе предприятия обычно представлен четырьмя взаимосвязанными функциями: планированием, организацией, мотивацией и контролем. Структура управления предприятием включает в себя функциональную и организационную структуры, а также систему обучения или повышения квалификации персонала [1, c. 101].

Рассмотрим вопросы управления предприятием на уровне региона на примере деятельности конкретного предприятия - Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс УАЗ». ООО «Экспресс УАЗ» создано с целью получения прибыли в результате реализации автозапчастей для отечественных автомобилей. Основными видами деятельности предприятия являются: розничная торговля запасными частями для автотранспорта на региональном рынке, консультирование по использованию запасных частей, рекламная деятельность, демонстрация своих товаров на торговых стендах с целью получения заказов на товары. Данное предприятие предлагает высококачественные автомобильные запасные части от мировых лидеров, которые поставляют свои детали в качестве комплектующих на конвейеры ведущих производителей автомобилей. Целью производственного процесса можно считать локализацию на одной территории как можно большего числа автомобильных запасных частей, которые предлагаются клиентам по доступным ценам. Сроки доставки оптимизируются для удобства клиентов.

Продажа автомобильных запасных частей является одним из основных видов деятельности предприятия. Для того чтобы увеличить эффективность, руководство включило в ассортимент предприятия не только оригинальные запчасти, но и запчасти от неоригинальных производителей. Главный критерий - качество товара.

Организационная структура торгового розничного предприятия ООО «Экспресс УАЗ» линейно-функциональная. Система управления производством трехзвенная: руководство предприятия, вспомогательные отделы, торговый зал. К используемым ресурсам можно отнести: трудовые, финансовые, информационные, временные. В ООО «Экспресс УАЗ» применяются два уровня управления.

Уровень образования сотрудников высокий, они имеют необходимую квалификацию, именно на них направлен поиск кадровых служб на рынке трудовых ресурсов. Материальные ресурсы можно отследить через процессы продаж, связывая внутриорганизаци-онные характеристики предприятия и себестоимость товаров. Информационные ресурсы обеспечивают функционирование связей через информацию продаж и основные нормативные акты - Устав Предприятия, Положение о безналичных расчетах, инструкции о порядке регулирования деятельности торгового предприятия, о ведении бухгалтерского учета, о состоянии финансовой отчетности, а также через внутренние нормативные документы, распорядительные акты. К временным ресурсам можно отнести период одного цикла продажи и гарантийного обслуживания, соответствующий срокам, установленным действующим законодательством.

Функциональная система управления базируется на разделении труда в процессе управления. Преимущества функциональной системы управления заключаются в стимулировании деловой и профессиональной активности сотрудников, улучшении координации в функциональных областях. На предприятии используются материальные стимулы (премии за результативную работу).

В оценке работы предприятия важную роль играет анализ основных экономических показателей (табл. 1).

Таблица 1

Экономические показатели работы ООО «Экспресс УАЗ»

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменение 2017 г. к 2016 г. Изменение 2017 г. к 2015 г.

абс. (+; -) темп прироста, % абс. (+; -) темп прироста, %

Выручка, тыс. руб. 19 984,0 12 280,0 17 350,0 -7 704,0 -38,6 -2 634,0 -13,2

Себестоимость, тыс. руб. 14 798,0 10 438,0 14 748,0 -4 360,0 -29,5 -50,0 -0,3

Валовая прибыль, тыс. руб. 5 186,0 1 842,0 2 603,0 -3 344,0 -64,5 -2 583,0 -49,8

Чистая прибыль, тыс. руб. 1 832,0 283,0 571,0 -1 549,0 -84,6 -1 261,0 -68,8

Численность работников, чел. 12 12 12 - - - -

Среднемесячная оплата труда, тыс. руб. / чел. 8,9 12,4 16,1 3,7 29,8 7 200,0 80,9

Фондоотдача, руб. 45,2 46,4 31,9 -14,6 х -13,3 х

Фондоемкость, руб. 0,022 0,022 0,031 0,010 х 0,009 х

Анализ экономических показателей деятельности ООО «Экспресс УАЗ» показывает, что такой показатель, как товарооборот, отличается нестабильной динамикой. Отметим, что сумма полученной выручки в 2016 г. составила 12 280 тыс. руб., что меньше, чем в 2015 г., на 38,6 %, в 2017 г. данный показатель увеличился практически до уровня 2015 г. Покупная стоимость товаров изменилась в тех же направлениях, что и выручка. Это приводит к тому, что в целом за период анализа валовая прибыль уменьшилась с 5 186 тыс. руб. в 2015 г. до 2 603 тыс. руб. в 2017 г.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия (чистая прибыль) в 2015 г. составил 1 832 тыс. руб., в 2016 г. сократился до 283 тыс. руб., а по результатам 2017 г. уменьшился ниже исходного уровня. Такая динамика обоснована высокой конкуренцией на региональном рынке и открытием дополнительных торговых точек на данной территории. Сегодня у предприятия имеется три розничных точки в г. Перми. Основными проблемами, выявленными в ходе финансового анализа деятельности ООО «Экспресс УАЗ», являются неэффективная система управления расчетами и, как результат, высокие темпы роста кредиторской задолженности и долгосрочных заемных источников.

Исходя из анализа показателей ликвидности предприятия можно отметить, что на предприятии достаточно низкие (по сравнению с установленными нормативами) показатели ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности в 2017 г. составил 0,46. На протяжении 2015-2017 гг. предприятие не может за счет текущих активов в полном объеме погасить краткосрочные обязательства. Коэффициент быстрой ликвидности также не соответствует нормативу. Так, обязательства предприятия на 46 % в 2017 г. могут быть погашены за счет текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через двенадцать месяцев после отчетной даты. Наиболее низкий критерий платежеспособности - это коэффициент абсолютной ликвидности. Следовательно, предприятию необходимо усилить контроль эффективности использования платежных средств. Предприятие характеризуется недостатком денежных средств.

Во многом определяют финансовую независимость предприятия сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих поддерживать деятельность в течение определенного периода, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Коэффициент финансовой независимости в 2017 г. составил 0,33, что не соответствует нормативу. Таким образом, активы предприятия в 2017 г. формировались на 33 % за счет собственных источников. Для предприятия характерен существенный недостаток собственных средств. Коэффициент финансовой зависимости является обратным показателем коэффициенту автономии и в настоящее время не соответствует нормативу.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств по состоянию на 1 января 2018 г. составил 2,88, т. е. на рубль собственного капитала приходится 2,88 руб. заемных средств. Анализ динамики отражает увеличение этого показателя, что свидетельствует об ухудшении финансового положения на предприятии. Коэффициент маневренности на предприятии на отчетную дату ниже установленного норматива. Таким образом, предприятие испытывает недостаток собственного оборотного капитала. Кроме того, данная тенденция подтверждается отрицательным значением коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами.

Итак, основными проблемами для предприятия являются недостаток собственных средств, существенная доля заемных средств. Подводя итоги финансового анализа, следует отметить следующие тенденции. В настоящий момент предприятие испытывает недостаток денежных средств. В качестве положительной динамики можно отметить увеличение и улучшение действующей техники и материально-технической базы в 2017 г. Руководству предприятия необходимо незамедлительно принять меры по оптимизации суммы дебиторской задолженности и достижению оптимального соотношения внеоборотных и оборотных активов.

Преимуществами предприятия на региональном рынке являются широкий ассортимент, низкие цены, удобный режим работы. Стимулированию сбыта способствует также то, что независимо от времени года, от уровня дохода, от политической и экономической ситуации в стране люди покупают запчасти для своих автомобилей. Идея доступных цен, которая используется в ООО «Экспресс УАЗ», обеспечивает предприятию высокую и ста-

О. М. ПАЛКИНА, И. А. ВОБШИНА

107

бильную посещаемость. Низкие цены подталкивают потенциальных покупателей отказаться от некоторых товаров и услуг конкурентов и покупать их в ООО «Экспресс УАЗ».

В отношении подавляющей части потенциальных клиентов применяется такая стратегия стимулирования сбыта: высокое качество - невысокие цены. Эта стратегия лежит в основе всей деятельности предприятия. На предприятии используются дисконтные карты. Дисконтная система, действующая в магазине ООО «Экспресс УАЗ», заключается в следующем. При совершении единовременной покупки товара на сумму 5 тыс. руб. и выше потребитель получает дисконтную карту. Она дает право потребителю, ею владеющему, получать скидку в размере 5 % при покупке товаров в ООО «Экспресс УАЗ». Специальная скидка в размере 5 % применяется при оформлении комплексного заказа на сумму более 30 тыс. руб. Представим данную систему скидок в таблице 2.

Таблица 2

Система скидок в ООО «Экспресс УАЗ»

Условия предоставления скидки Размер скидки

Дисконтная карта (выдается при покупке на 5 тыс. руб.) 5 %

Сезонные скидки 70 %

Комплексный заказ от 30 тыс. руб. 5 %

Руководство для повышения уровня продаж строго контролирует работу сотрудников: все сотрудники общаются с покупателями, используя определенную схему общения. Этапы работы с покупателями: 1) приветствие; 2) выявление потребности; 3) презентация товара; 4) работа с возражениями; 5) заключение сделки. Однако контроль выполнения этих требований выполняется далеко не всегда. Структура заработной платы сотрудников: оклад плюс премия с продаж.

Кроме традиционных способов проведения рекламной кампании предприятие зачастую применяет очень оригинальные методы. Одной из таких находок можно назвать дополнительный подарок в виде открытки, вручаемой имениннику от имени магазина вместе с подарком, доставляемым сотрудниками магазина по заказу клиентов. Обязательным атрибутом при выполнении заказа по доставке подарка является вручение имениннику визитки магазина ООО «Экспресс УАЗ».

Предприятие ставит перед собой задачу рекламировать не конкретный товар, а саму фирму ООО «Экспресс УАЗ». Поэтому вся реклама носит направленный характер, ее основная цель - внушение доверия к предприятию. ООО «Экспресс УАЗ» в своей деятельности использует следующие виды рекламы: распространение листовок с информацией о местонахождении предприятия, ассортименте товаров, услуг, времени открытия (они раздаются на улице привлеченными для этой рекламной акции студентами (проводится ежегодно)); реклама в газетах - периодически (еженедельно); вывеска - за три года работы предприятия ни разу не менялась, не обновлялся и фасад здания, что снижает его привлекательность для прохожих.

Для успешного развития комбинации данных стратегий ООО «Экспресс УАЗ» должно проводить политику убеждения клиентов в том, что продукция и услуги предприятия превосходят предложения конкурентов. Особые свойства этих продуктов (данный продукт является лучшим среди представленных) формируют мнение сначала у продавцов магазинов, а через них - у конечного потребителя. Это стратегия дифференциации продуктов. В связи с этим на продукцию устанавливается более высокая цена, что позволяет получать сверхприбыль и не вести постоянную борьбу за выживание среди сильных игроков на рынке. У предприятия имеются все необходимые ресурсы для успешного проведения данной стратегии на региональном рынке.

В качестве перспективной стратегии предприятием была выбрана стратегия лидерства. Она направлена на повышение перспективной конкурентоспособности на рынке региона за счет концентрации на тесных партнерских отношениях с крупными игроками отрасли и развития соответствующих компетенций. Для улучшения системы управления разрабатываются мероприятия по созданию и внедрению контекстной рекламы.

Библиографический список

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент / пер. с англ. М.: ЗАО «Бизнеском», 2010. 342 с.

2. Бухалков М. И. Организация производства и управление предприятием: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 380 с.

3. Грибов В. Д. Методологический аспект анализа заемного капитала // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.