Научная статья на тему 'Совершенствование управления налоговым потенциалом как экономической системой региона'

Совершенствование управления налоговым потенциалом как экономической системой региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
266
65
Поделиться
Ключевые слова
методика оценки / прогнозирование налогового потенциала / налоговый потенциал региона / налоговое администрирование / налоговая система.

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Сабуров Валишер Дустмахматович

Статья посвящена эволюции налоговых теорий, которые доказывают, что отдостоверности научно-практического обоснования логической структуры и применениякатегории налогового потенциала, от причинно-следственных связей его элементовзависит уровень экономического развития государства и, как следствие, благосостояниекаждого его гражданина. На основе анализа и оценки налогового потенциала какэкономической системы региона в аспекте развития теории управления налоговымирисками, предлагается совершенствование механизма и принципов налоговогоадминистрирования в реализации налогового потенциала региона, и раскрывается рольфискальной децентрализации в эффективной реализации и росте налогового потенциаларегиона. Исследовано, что элементы региональной политики государства в относительнобольшей степени концентрируются в механизмах межбюджетных отношений, чтоопределяет важность исследования налогового потенциала регионов.

PERFECTION IN REFERENCE TO TAX POTENTIAL MANAGEMENT AS ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

The article dwells on the evolution of tax theories; the latters prove that the standard of statal economic development and‚ as a consequence of it‚ each citizen`s welfare depend on an authenticity of scientific-practical substantiation of a logical structure of and an application of tax potential category‚ causal-sequential ties of tax potential. Designing on the premise of the assessment of tax potential as an economic system of the region in the aspect of the development of the management theory in reference to tax risks‚ improvement of mechanism and principles of tax administering in realization of regional tax potential‚ the role of fiscal decentralization in an enlargement of effective implementation and potential regional tax growth inclusive – the author revealed that the element of regional state policy is concentrated in a relatively greater degree in the mechanisms of interbudget relations that determines an importance of the exploration in regard to regional tax potential.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления налоговым потенциалом как экономической системой региона»

УДК 336.1 ББК 65.261.411

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

РЕГИОНА

Сабуров Валишер Дустмахматович,

аспирант ХГУ им. акад. Б.Гафурова, главный специалист ТИК Национального центра тестирования при Президенте РТ (Таджикистан, Худжанд)

PERFECTION IN REFERENCE TO TAX POTENTIAL MANAGEMENT AS ECONOMIC SYSTEM OF THE

REGION

Saburov Valisher Dustmakhmatovich, postgraduate of Khujand State University, Chief expert of TIC in the National testing centre under President of Tajikistan Republic in Sughd viloyat

E-MAIL: valisher_saburov@mail. ru

Ключевые слова: методика оценки, прогнозирование налогового потенциала, налоговый

потенциал региона, налоговое администрирование, налоговая система.

Статья посвящена эволюции налоговых теорий, которые доказывают, что от достоверности научно-практического обоснования логической структуры и применения категории налогового потенциала, от причинно-следственных связей его элементов зависит уровень экономического развития государства и, как следствие, благосостояние каждого его гражданина. На основе анализа и оценки налогового потенциала как экономической системы региона в аспекте развития теории управления налоговыми рисками, предлагается совершенствование механизма и принципов налогового администрирования в реализации налогового потенциала региона, и раскрывается роль фискальной децентрализации в эффективной реализации и росте налогового потенциала региона. Исследовано, что элементы региональной политики государства в относительно большей степени концентрируются в механизмах межбюджетных отношений, что определяет важность исследования налогового потенциала регионов.

Key words: method of assessment, prognostication of tax potential, tax potential of the region,

tax administering, tax system

The article dwells on the evolution of tax theories; the latters prove that the standard of statal economic development and, as a consequence of it, each citizen's welfare depend on an authenticity of scientific-practical substantiation of a logical structure of and an application of tax potential category, causal-sequential ties of tax potential. Designing on the premise of the assessment of tax potential as an economic system of the region in the aspect of the development of the management theory in reference to tax risks, improvement of mechanism and principles of tax administering in realization of regional tax potential, the role offiscal decentralization in an enlargement of effective implementation and potential regional tax growth inclusive - the author revealed that the element of regional state policy is concentrated in a relatively greater degree in

- 112 -

Saburov V.D. Perfection in Reference to Tax Potential Management as Economic System of the Region

the mechanisms of interbudget relations that determines an importance of the exploration in regard to regional tax potential.

Анализ состояния, тенденций и приоритетных направлений развития Республики Таджикистан в переходный период показывает, что еще не все механизмы рыночной экономики эффективно задействованы для сглаживания пространственной поляризации регионов страны. В немаловажной степени это касается реализации принципов и приоритетов налоговой системы в регионах страны, где формируется основная доля доходов республиканских и местных бюджетов.

Наблюдаемое в регионах Республики Таджикистан сокращение деятельности малых и средних предприятий производственного направления, количества предприятий промышленно-технологического направления, увеличение количества убыточных предприятий, переход на второй план роли промышленного комплекса регионов страны по формированию ВВП и налоговой базы, недостаточные темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, в частности технических культур, и неполучение в течение двадцатилетнего переходного периода увеличения объёмов ВВП на душу населения уровня 1991 года показывают, что в реализации стимулирующей роли налоговой политики в регионах страны имеются методологические, теоретические и прикладные проблемы, которые не позволяют развернуть потенциал регионов республики к промышленному развитию. Как отметил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в Послании Парламенту страны в 2014 году, «нам необходимо приложить достаточные усилия для постепенной трансформации нашей страны из аграрнопромышленной в индустриально-аграрную и для этого реализовать соответствующие программы» (1) и определить наиболее эффективные пути трансформации экономики аграрно-промышленной страны в индустриально-аграрную через реализацию соответствующих программ.

Налоговый потенциал характеризует способность региона приносить существенный налоговый доход бюджетам всех уровней бюджетной системы Республики Таджикистан. Поэтому его оптимизация является первостепенной задачей региональных властей, так как он характеризует и степень социально-экономического развития субъекта, и его финансовую самостоятельность.

Одним из наиболее распространенных путей оптимизации является проведение адекватной региональной политики использования ресурсного потенциала региона. На формирование финансовой базы регионов оказывают негативное влияние процессы, происходящие в экономике страны: снижение темпов производства, низкая рентабельность многих отраслей и производств (за исключением сырьевых отраслей), значительная доля убыточных предприятий, неплатежи предприятий, дебиторская задолженность, что приводит к налоговой задолженности. Динамика налоговой задолженности также характеризует эффективность налоговой модели, т. е. чем больше задолженность, тем больше проблем в этой сфере, и она нуждается в реформировании.

Важным способом оптимизации налогового потенциала региона является совершенствование системы налогового администрирования. В рамках этого способа целесообразно предложить механизм территориального налогового администрирования.

Механизм территориального налогового администрирования можно рассматривать как совокупность закрепленных нормами налогового права элементов управления налоговыми

- 113 -

Сабуров В.Д. Совершенствование управления налоговым потенциалом как экономической системой региона

отношениями, видов, форм организации этих отношений, способов и инструментов реализации функций налогового администрирования.

Методы оценки и прогноза налогового потенциала региона

&_______й

Система требований к методам оценки и прогноза налогового потенцииала Система требований к входящей информации

Своевременность

Непротиворечивость

Достаточный учет налоговых ресурсов

Репрезентативность

Полнота и точность учета

Оптимальность соотношения простоты и качества полученного результата Учет факторов, формирующих налоговую базу региона

Составлено по: Васильева М.В. [Электронный ресурс]. Анализ способов оптимизации налогового

потенциала региона. // Режим доступа

http://www.rusnauka.com/20_DNn_2012/Economics/13_114739.doc.htm

Данный механизм структурно включает в себя три взаимосвязанные подсистемы, составляющие его внутреннее содержание: механизм формирования налогового

потенциала региона (механизм налогового планирования), механизм мобилизации налогов и сборов в бюджет Республики Таджикистан (учетно-контрольный, в том числе превентивный, механизм), механизм обеспечения полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджетную систему Республики Таджикистан (правоприменительный, принудительный). Одновременно механизм территориального налогового администрирования представляет собой деятельность налоговой администрации по организации функционирования составляющих его структурных элементов (подсистем), то есть по организации налогового производства в строгом соответствии с нормами налогового права. Все структурные элементы (подсистемы) механизма территориального налогового администрирования обычно разграничиваются условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а механизм мобилизации налогов и сборов в бюджет Республики Таджикистан и механизм обеспечения полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджетную систему Республики Таджикистан направлен на реализацию контрольной функции налогов.

Важным моментом является то, что методика оценки и прогнозирования налогового потенциала должна иметь возможность гибко и своевременно подстраиваться под изменения налоговой системы государства, легко включая в себя и исключая из себя различные виды налогов и их группы, обеспечивая тем самым принцип множественности.

- 114 -

Saburov V.D. Perfection in Reference to Tax Potential Management as Economic System of the Region

Сравнительный анализ взаимосвязи экономического и налогового потенциала Согдийской области показал, что в тех районах и городах, где наблюдается рост, происходят существенные изменения в оптимизации налоговой базы с позиции развития малого предпринимательства. В тех районах и городах, где наблюдается относительная неизменность, наблюдается снижение значимости производственно-технологического предпринимательства как налоговой базы. А в тех районах, где наблюдается устойчивое снижение, происходит заметный подъем роли специализированных оптовых торговопосреднических операций в региональной экономике.

В работе исследованы методы использования налогового потенциала в качестве источника развития экономической системы региона (таблица 1).

Таблица 1. Действующие методы использования налогового потенциала по Согдийской

области (млн. сомони)

Наименование 2014 год

Всего по Согдийской области г.Худжанд р. Б.Г афуров г.Пенджикент

Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %

По основной системе 1519,4 91,4 347,4 91,9 172,2 90,2 165,6 94,9

По упрощенной системе 143,2 8,6 30,5 8,1 18,70 9,8 8,7 5,1

Итого доходов 1662,5 100 377,9 100 190,9 100 174,3 100

Источник: по оперативным данным Налогового управления по Согдийской области за соот-

ветствующий год

В 2014 году более 91% доходов в бюджет обеспечивался основной системой, где налогоплательщиками являются предпринимательские фирмы. Упрощенная система налогообложения применяется к индивидуальным предпринимателям, работающим согласно патенту и свидетельству, на долю которых приходится только 9% от общих поступлений доходов. Своевременная адаптация методики к изменениям законодательства должна проявляться прежде всего через ее простоту. Таким образом, оптимизация налогового потенциала региона является первостепенной задачей региональных властей, так как данный показатель характеризует и степень социально-экономического развития субъекта, и его финансовую самостоятельность.

Такой механизм предполагает активное развитие рыночных отношений эффективное использование ограниченных ресурсов региона и снижение налоговых рисков увеличения его налогового потенциала. Таким образом, в рамках намеченных целей социальноэкономического развития предстоит реализовать качественно новый этап реформирования налоговой системы, направленный на концентрацию усилий по развитию налогового потенциала региона.

Главный акцент при решении задач реализации налогового потенциала Согдийской области целесообразно сделать на повышение денежных доходов населения, развитие предпринимательского сектора экономики региона, создание условий для прибыльной работы предприятий и организаций, стимулирование потенциала агропромышленного

- 115 -

Сабуров В.Д. Совершенствование управления налоговым потенциалом как экономической системой региона

комплекса, надлежащий учет имущества предприятий и физических лиц на основе развития рынка недвижимости.

В целях совершенствования существующего механизма налогового администрирования при реализации налогового потенциала региона необходимо, на наш взгляд, решить следующие задачи:

- усовершенствовать законодательство Республики Таджикистан о налогах и сборах в направлении его упрощения и систематизации;

- проводить регулярный анализ налогового потенциала региона для определения возможных путей его развития;

- стимулировать развитие реального сектора экономики, создать благоприятный инвестиционный климат в регионе.

Безусловно, качество налогового администрирования непосредственно влияет на административно-организационные мероприятия, проводимые в целях совершенствования налогообложения. В то же время недостатки в этом направлении способствуют расширению масштабов уклонения от уплаты налогов и ухода бизнеса в теневой сектор экономики.

К сожалению, в современной экономической литературе недостаточно разработаны организационные процедуры налогового администрирования, адекватные переходному периоду к рыночным отношениям, что требует научного обоснования внедрения новых инструментов оценки влияния фискальной политики государства на деятельность хозяйствующих субъектов, применения современных механизмов регулирования налоговых отношений и управления налоговым процессом. Такое обоснование должно включать в себя исследование существующей системы налогового администрирования, предложения по оценке налогового потенциала региона, а также факторы достижения согласованности интересов всех участников налоговых отношений.

Можно согласиться с существующей в экономической литературе точкой зрения, что налоговое администрирование - это деятельность исполнительно-распорядительного типа, осуществляемая органами государственного управления и направленная на повышение эффективности функционирования налоговой системы (2).

В то же время сама эффективность функционирования механизма взимания налогов во многом зависит от организационной структуры национальной налоговой системы и практики конструирования отношений между государственными органами и налогоплательщиками, поэтому механизм налогового администрирования предполагает не только наличие институционально установленных правил взимания налогов и принудительной мотивации к их исполнению, но и прежде всего использование методов экономического анализа и прогнозирования налоговых поступлений в целях реализации налогового потенциала региона. Поэтому целью механизма налогового администрирования в регионе является достижение максимального эффекта для бюджетной системы в отношении налоговых поступлений при минимально возможных затратах.

Совершенствование такого механизма предполагает организацию надлежащего сбора и обработки информации о взаимосвязи экономического и налогового потенциала региона. Такая информация необходима не только для проведения налогового администрирования, но и для повышения качества налогового прогнозирования и реализации поставленных целей.

- 116 -

Saburov V.D. Perfection in Reference to Tax Potential Management as Economic System of the Region

В свою очередь, налоговое планирование и прогнозирование представляют собой оценку качественных и количественных параметров при реализации налогового потенциала региона. Поэтому главными целями налогового планирования в разрезе регионов выступают: определение количественной и структурной оценки его налогового потенциала, превентивная оценка возможных последствий планируемых к принятию на региональном уровне решений по вопросам развития регионов.

Именно поэтому конкретной задачей налогового планирования и прогнозирования выступает выявление номинального и фактического налогового потенциала региона на основе анализа налоговой базы по соответствующим налогам, а также налоговой нагрузки по видам экономической деятельности для субъектов налогообложения.

Создание эффективной системы налогового администрирования в регионе является основным условием успешного развития его экономики.

Практика налогового администрирования в Согдийской области Республики Таджикистан показывает, что в этой сфере возникают определенные сложности и проблемы, причиной которых является несовершенство законодательства и возможность его неоднозначного толкования, недобросовестность налогоплательщиков, а также просчеты территориальных налоговых органов.

Одно из приоритетных направлений в реформировании налогового администрирования - работа с налогоплательщиками. После введения нового Налогового кодекса в Республике Таджикистан многие предприятия и индивидуальные предприниматели уже смогли ощутить на себе внедрение новых форм работы с налогоплательщиками. Одна из главных задач здесь - уход от закрепления организаций за конкретным инспектором. Согласно новой структуре построения налоговых инспекций, во всех местных налоговых инспекциях созданы отделы по работе с налогоплательщиками, которые взяли на себя весь спектр взаимоотношений с налогоплательщиками, кроме государственной регистрации и постановки на учет. Построение профессиональной системы налогового администрирования непосредственно в регионе во многом позволит решить основную проблему -обеспечение баланса интересов государства, налогоплательщиков и регионов, что сделает налоговую систему необременительной для предпринимателей.

Поэтому дальнейшее раскрытие определения налогового администрирования позволяет дополнить предложенную формулировку В.А. Лобанова, которая была приведена выше, в том аспекте, что «налоговое администрирование - это динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики» (2).

Такой подход позволяет рассматривать налоговый потенциал региона с позиции его управления как возможности и способности конкретного региона при рациональном использовании имеющихся ресурсов. Следовательно, сам потенциал (потенциальные возможности) может находиться как в состоянии невостребованных ресурсов (неиспользуемые возможности), так и в состоянии развития.

Соответственно, и совершенствование механизма и принципов налогового администрирования в реализации налогового потенциала региона следует рассматривать с точки зрения развивающейся системы. Для этого необходимо поддерживать информационные связи в процессе реализации налогового потенциала, ориентируясь на организационно - управленческую структуру налоговой системы, а также определить функ-

- 117 -

Сабуров В.Д. Совершенствование управления налоговым потенциалом как экономической системой региона

циональные задачи и содержание налогового мониторинга, без которого невозможно достичь высокой эффективности налогового администрирования на региональном уровне (3).

Подводя итоги, необходимо отметить, что сегодня эффективность налогового администрирования оценивается в основном только по уровню собираемости налогов и, соответственно, уровень поступления налоговых платежей и своевременность их внесения выступает основным показателем, характеризующим качество функционирования системы налогового администрирования в регионе. Однако совершенствование механизма и принципов налогового администрирования в реализации налогового потенциала региона предполагает активизацию деятельности местных органов власти по нахождению и использованию источников его социально-экономического развития.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли (Парламенту)

Республики Таджикистан. -Душанбе, 2014.

2. Лобанов В.А. Цели, задачи и проблемы налогового администрирования в современных

условиях развития налоговой системы Российской Федерации [Электронный ресурс] -URL: http://www. sifbd. ru/articles/2004_4/article 796. doc

3. Козлова А. П. Использование внутренних и внешних источников информации для

обеспечения налогового администрирования [Электронный ресурс] - URL: http://nalog-i. ru/ranh/8/iviv. doc

4. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. -М. : ИНФРА-М,1997.- 720 с.

5. Сабуров В.Д. Налоговый потенциал Согдийской области: анализ и пути

совершенствования //Вестник ТГУПБП. -2015.-№1(1). - С. 74-81.

Reference Literature:

1. The Message of Tajikistan Republic President to Majlisi Oli (Parliament) of Tajikistan Republic. Dushanbe. - 2014.

2. Lobanov V.A. Objectives, Goals and Problems of Tax Administering under Contemporary Conditions of Tax System Development in Russian Federation [Electronic resource]— (date of addressing: 12.03.15)

3. Ibidem

4. Kozlova A.P. The Usage of Internal and External Sources of Information for a Provision of

Tax Administering [Electronic resource]-(date of addressing: 12.03.15).

5. Stiglit Dj. Yu. State Sector Economy. - M.: INFRA-M, 1997.

6. Saburov V.D. Tax Potential of Sughd Viloyat: Analysis and Ways of Improvement // Bulletin of TSULBP. - 2015. - №1(1).

- 118 -