Научная статья на тему 'Совершенствование управления материалопроводящими системами рыбной отрасли на основе логистики'

Совершенствование управления материалопроводящими системами рыбной отрасли на основе логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Наталья Юрьевна

Рассматривается формирование логистической системы в виде ассоциации на примере предприятий рыбной отрасли Камчатской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the formation of Kamchatka's logistics system on the example of fish enterprises of Kamchatka region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления материалопроводящими системами рыбной отрасли на основе логистики»

УДК 658.7:339.18

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОПРОВОДЯЩИМИ СИСТЕМАМИ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИКИ

Н.Ю. Нестеренко (КамчатГТУ)

Рассматривается формирование логистической системы в виде ассоциации на примере предприятий рыбной отрасли Камчатской области.

The author considers the formation of Kamchatka’s logistics system on the example offish enterprises of Kamchatka region.

Камчатская область и Корякский автономный округ переживают сейчас сложный период, связанный с объединением, когда необходим поиск путей оптимального развития будущего единого пространства. Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является использование логистического подхода, построение логистических систем на макро- и микроуровнях. Формирование таких систем позволит ускорить интеграцию нашего Камчатского края в региональное и мировое экономическое и информационное пространство.

Логистический подход заключается в интегрированном и координированном управлении всей логистической цепью: от поставщиков до конечного потребителя. Реализация этого подхода на практике может быть в виде создания на территории будущего Камчатского края ассоциации по логистике на базе Ассоциации рыбопромышленников Камчатки.

Предполагается, что ассоциация будет являться некоммерческой организацией, добровольным объединением партнеров, цель которой - формирование эффективных связей и партнерских отношений, предоставление информации и выполнение координирующих функций в области поставок материально-технических ресурсов и сбыта готовой рыбной продукции. Через ассоциацию должно осуществляться регулирование отношений внутри системы как между ее членами, так и между внешними структурами (поставщиками, посредниками, государственными органами власти, общественностью, потребителями). Несмотря на четко определенную цель деятельности ассоциации, ее организационная структура и спектр выполняемых функций не являются раз и навсегда установленными. Ассоциация должна быть гибкой и трансформироваться во времени в соответствии с изменяющимися рыночными условиями. Задачи ассоциации должны варьироваться в зависимости от этапа ее существования. Можно определить три этапа существования ассоциации:

1. Этап «Выживание». Функции и задачи ассоциации на данной этапе определяются общей экономической нестабильностью в России и должны заключаться в обеспечении выживаемости рыбного хозяйства в регионе, сохранении и укреплении позиций на внутреннем рынке. В таких условиях внимание предприятий-партнеров, входящих в ассоциацию, должно быть сосредоточено на максимально эффективном и выгодном для всех использовании имеющихся трудовых, производственных, финансовых ресурсов. Поэтому функции ассоциации на этом этапе заключаются в следующем:

- защита интересов предприятий рыбного хозяйства во властных структурах, в том числе в законодательных и фискальных органах, проведение законодательной инициативы в интересах членов ассоциации;

- упрощение доступа к финансово-кредитным ресурсам, участие в государственных программах развития рыбного хозяйства региона. Ассоциация может выступать как единая структура в вопросах получения кредитов для развития современных распределительно-складских комплексов, транспортных сетей, привлечения к сотрудничеству лизинговых, страховых и других финансовых институтов;

- поиск каналов снабжения и сбыта. Централизованная реализация этой функции особенно важна в современных российских условиях, характеризуемых ликвидацией централизованных структур обеспечения материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;

- обеспечение доступности консалтинговой поддержки. Ассоциация сможет привлекать к работе крупные консалтинговые агентства либо создавать в рамках ассоциации собственную консалтинговую группу, что существенно снизит издержки по оплате услуг и увеличит уровень научной обоснованности решений в области товародвижения.

2. Этап «Развитие». На этом этапе происходит структурирование участников по группам в зависимости от масштабов деятельности и специализации с целью регулирования конкуренции среди родственных производителей и возможного совместного осуществления инвестиционных проектов. При ассоциации могут быть созданы различные коммерческие структуры, реализующие ее функции на экономическом уровне. На данном этапе можно выделить следующие функции:

- создание единой информационной базы для членов ассоциации. В рамках ассоциации целесообразно создание единого информационно-аналитического центра (ЕИАЦ) на базе корпоративной компьютерной сети, объединяющей информационные системы членов ассоциации с выходом в Интернет. ЕИАЦ будет заниматься поиском, аккумулированием и предоставлением информации членам ассоциации по таким важным вопросам, как правовые аспекты регулирования товародвижения и поставок материально-технического обеспечения, а также таможенное и валютное законодательства различных стран, сбор и анализ экономической и финансовой статистики в области товародвижения и логистической деятельности, изучение состояния рынка закупок МТО и сбыта готовой продукции, поиск возможных производственных партнеров для членов ассоциации и поставщиков, исследование рынка услуг транспортных, экспедиторских фирм, складских сетей с целью оптимального выбора каналов товародвижения и снижения издержек;

- координация внешних контактов. Эта функция заключается в организации взаимоотношений с государственными органами, прессой, общественными организациями, аналогичными

отраслевыми ассоциациями, зарубежными партнерами. В рамках этой функции организуются публикации и специализированные кампании в прессе, проводятся семинары, выставки и т. д.;

- координация коммерческой деятельности предприятий-членов ассоциации. Это подразумевает привлечение специализированных фирм-производителей упаковки, транспортных и страховых компаний, контроль за прохождением платежей через уполномоченные банки и др.;

- содействие в организации деятельности членов ассоциации на международном уровне, в том числе при организации экспортных поставок, планировании технического сотрудничества, участии в международных выставках, а также при организации дочерних фирм за рубежом и совместных предприятий на территории России;

- разработка совместных схем кредитования и финансирования. Ассоциация является крупным клиентом, что делает ее весьма привлекательной для банков. Поэтому ассоциация может рассчитывать на работу с уполномоченными банками, предоставляющими ей льготные проценты и схемы кредитования. По желанию ассоциации при уполномоченных банках могут создаваться страховые и лизинговые компании, обслуживающие ее членов. Таким образом, совместно с этими структурами под гарантии ассоциации могут реализовываться программы долгосрочного и оперативного кредитования инвестиционных и иных проектов предприятий-членов ассоциации;

- формирование стратегий выхода на новые ранки. Объединив усилия, члены ассоциации получают возможность выработки совместных стратегий сбыта, осуществления согласованной ценовой политики, а значит, и активного продвижения на рынки продукции собственного производства за счет активной рекламы, привлекательной упаковки, соответствующей сертификации качества и совместной торговой марки;

- планирование процессов закупки материально-технического обеспечения, доставки, хранения и сбыта готовой продукции для предприятий-членов ассоциации. Здесь возможно совместное осуществление функций планирования в рамках ассоциации при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности предприятий-членов ассоциации;

- сотрудничество с различными отраслевыми ассоциациями, в том числе международными;

- формирование кадрового потенциала. Здесь подразумевается совместно организованное обучение специалистов в области логистики и по другим направлениям, а также проведение семинаров.

3. Этап «Трансформация». На этом этапе упрочивается взаимодействие с партнерами, создается все большее количество собственных институтов, специализирующихся на решении специфических проблем предприятий-членов ассоциации. Поэтому к функциям этого этапа относятся:

1) формирование собственных структурированных каналов сбыта. Это означает создание собственной оптовой сети по поставкам МТО и сбыту готовой продукции. Поставки МТО и реализация продукции через такую систему будут служить не только источником прибыли, но и позволят защитить предприятия от некачественной продукции МТО, снизить зависимость от поставщиков и снизить издержки обращения;

2) создание единой транспортной базы и контроль ее использования. При ассоциации могут формироваться собственные транспортные, экспедиторские компании, обслуживающие ее членов;

3) создание собственного образовательного центра, позволяющего проводить подготовку и переподготовку кадров предприятий-членов ассоциации по различным направлениям;

4) создание собственного печатного органа;

5) создание специализированной выставки для членов ассоциации в рекламных и информационных целях;

6) формирование собственных финансовых и консалтинговых институтов;

7) содействие в формировании финансово-промышленных групп (ФПГ) на базе предприятий рыбного хозяйства региона. Создание ФПГ позволит совместить привлечение финансовых ресурсов с процессом их вложений в производство, обеспечить стабильное функционирование и развитие отрасли, расширить собственный сектор на внутреннем рынке, обеспечить продвижение на мировой рынок.

Управление материальными, информационными и финансовыми потоками будет осуществляться на основе схемы, представленной на рисунке.

Оптовый Региональный

межрегиональный маркетинговый

рынок рыбных информационно-

товаров аналитический центр

Условные обозначения: -4---------► - информационно-управленческие потоки;

■■■► - финансовые потоки; - ресурсные потоки (материально-технических ресурсов);

- товарные потоки (готовой рыбной продукции)

Схема региональной логистической системы

Результатом деятельности ассоциации по логистике станет возникновение синергического эффекта вследствие сокращения трансакций и соответствующих затрат у участников ассоциации, а именно синергизма продаж и оперативного синергизма. В результате совместного управления ресурсами и сбыта готовой продукции произойдет сокращение трансакций (из схемы видно, что для предприятий рыбного хозяйства есть всего лишь одна трансакция - это трансакция с ассоциацией по логистике) и общих затрат у каждого участника ассоциации, так как часть функций по закупкам и сбыту будет передана логистическому координатору (оптово-закупочной фирме в сфере МТО и оптовой торговой организации в сфере сбыта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.