Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ECONOMY OF KNOWLEDGE / INNOVATIONS / STATE / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлопина О.В.

В статье рассмотрен процесс управления интеллектуальным капиталом малых научно-образовательных организаций. Определено, что именно интеллектуальный капитал позволяет совершать качественный «скачок» в развитии малых научно-образовательных организаций, что это в свою очередь связано с новыми стандартами процесса образования, развитием новых компетенций сотрудников, гибкого менеджмента организаций и пр. Выявлено, что традиционный трудовой контракт не сможет заинтересовать обладателя творческого потенциала в деятельности исследуемых организаций, эту роль берет на себя партнерский договор, в рамках которого обладатели интеллектуального капитала может участвовать в прибыли малой научно-образовательной организации, что дает возможность заинтересовать их в результатах ее развития. Автор считает обязательным наличие стратегического контракта, который бы защитил интересы всех заинтересованных сторон - как обладателя интеллектуального капитала, так и малые научно-образовательные организации. Определены эффекты, которые могут возникать в результате предлагаемого автором партнерского способа управления интеллектуальным капиталом в малых научно-образовательных организациях. Выявленные эффекты тесно связаны с предлагаемыми задачами управления интеллектуальным капиталом малых научно-образовательных организаций, что позволяет определить направления эффективного управления знаниями в исследуемых организациях.In article process of management of the intellectual capital of the small scientific and educational organizations is considered. It is defined that intellectual capital allows to make high-quality "jump" in development of the small scientific and educational organizations that it is in turn connected with new standards of process of education, development of new competences of employees, flexible management of the organizations and so forth. It is revealed that the traditional labor contract won't be able to interest the owner of creative potential in activity of the studied organizations, this role is undertaken by the partner contract within which owners of the intellectual capital can participate in the profit of the small scientific and educational organization that gives the chance to interest them in results of her development. The author considers obligatory existence of the strategic contract which would protect the interests of all interested parties - both the owner of the intellectual capital, and the small scientific and educational organizations. Effects which can result from the partner way of management of the intellectual capital offered by the author in the small scientific and educational organizations are defined. The revealed effects are closely connected with the offered tasks of management of the intellectual capital of the small scientific and educational organizations that allows to define the directions of effective management of knowledge in the studied organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

О.В. Хлопина

Преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

O. V. Khlopina

teacher of the Kuban state agricultural university of I. T. Trubilin

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс управления интеллектуальным капиталом малых научно-образовательных организаций. Определено, что именно интеллектуальный капитал позволяет совершать качественный «скачок» в развитии малых научно-образовательных организаций, что это в свою очередь связано с новыми стандартами процесса образования, развитием новых компетенций сотрудников, гибкого менеджмента организаций и пр. Выявлено, что традиционный трудовой контракт не сможет заинтересовать обладателя творческого потенциала в деятельности исследуемых организаций, эту роль берет на себя партнерский договор, в рамках которого обладатели интеллектуального капитала может участвовать в прибыли малой научно-образовательной организации, что дает возможность заинтересовать их в результатах ее развития. Автор считает обязательным наличие стратегического контракта, который бы защитил интересы всех заинтересованных сторон - как обладателя интеллектуального капитала, так и малые научно-образовательные организации. Определены эффекты, которые могут возникать в результате предлагаемого автором партнерского способа управления интеллектуальным капиталом в малых научно-образовательных организациях. Выявленные эффекты тесно связаны с предлагаемыми задачами управления интеллектуальным капиталом малых научно-образовательных организаций, что позволяет определить направления эффективного управления знаниями в исследуемых организациях. Annotation. In article process of management of the intellectual capital of the small scientific and educational organizations is considered. It is defined that intellectual capital allows to make high-quality "jump" in development of the small scientific and educational organizations that it is in turn connected with new standards of process of education, development of new competences of employees, flexible management of the organizations and so forth. It is revealed that the traditional labor contract won't be able to interest the owner of creative potential in activity of the studied organizations, this role is undertaken by the partner contract within which owners of the intellectual capital can participate in the profit of the small scientific and educational organization that gives the chance to interest them in results of her development. The author considers obligatory existence of the strategic contract which would protect the interests of all interested parties - both the owner of the intellectual capital, and the small scientific and educational organizations. Effects which can result from the partner way of management of the intellectual capital offered by the author in the small scientific and educational organizations are defined. The revealed effects are closely connected with the offered tasks of management of the intellectual capital of the small scientific and educational organizations that allows to define the directions of effective management of knowledge in the studied organizations.

Ключевые слова: малые научно-образовательные организации, экономика знаний, инновации, государство, малый бизнес.

Key words: small scientific and educational organizations, economy of knowledge, innovations, state, small business.

В наших предыдущих работах было определено, что интеллектуальный капитал является главным капиталом, на который опирается процесс управления малыми научно-образовательными организациями [1]. Рассматривая дефиницию «интеллектуальный капитал» необходимо помнить, что данный вид капитала является результатом специфического интеллектуального капитала личности, который может приносить специфичный доход - интеллектуальную ренту.

Интеллектуальный капитал активно взаимодействует с другими видами капиталов организации -организационным, финансовым, технологическим, что дает ему возможность генерировать наиболее продуктивные комбинации. Не будем забывать, что именно интеллектуальный капитал позволяет совершать качественный «скачок» в развитии малых научно-образовательных организаций, а это в свою очередь связано с новыми стандартами процесса образования, развитием новых компетенций сотрудников, гибкого менеджмента организаций и пр.

Напомним, что малые научно-образовательные организации создаются при вузах, помогая последним разрабатывать инновационные продукты и коммерциализировать их. На рисунке 1 отображена структура исследователей по возрастным группам в секторе высшего образования, которая отражает наличие специфических компетенций и интеллектуального капитала в вузах.

246

Вестник Академии знаний №27(4)

3 МП& !□ 2П

Рисунок 1 - Структура исследователей по возрастным группам в секторе высшего образования [2]

Как мы видим сократившийся «приток» молодых исследователей в 2016 году, представленный на рисунке 1, со временем может привести к нехватке необходимых компетенций для генерации научных и инновационных разработок.

Органами власти предпринимались попытки создания в России рынка интеллектуального капитала, на котором можно было бы предлагать и продавать рассматриваемый специфический вид капитала [3, 4]. К сожалению, они не привели к увеличению числа малых научно-образовательных организаций в силу слабой заинтересованности владельцев интеллектуального капитала, которые хотели капитализировать его и «пустить в оборот».

Считаем, что не трудовой контракт сможет заинтересовать обладателя творческого потенциала в деятельности исследуемых организаций, а партнерский договор, в рамках которого обладатель интеллектуального капитала может участвовать в прибыли малой научно-образовательной организации, что дает возможность заинтересовать их в результатах ее развития. При этом необходимо учитывать, что обладатель интеллектуального капитала может перейти из одной организации в другую и инвесторы, вкладывающие инвестиции в развитие творческого потенциала некоего субъекта могут остаться без необходимых им компетенций. Поэтому по-нашему мнению, обязательно необходимо предусмотреть стратегический контракт, который бы защитил интересы всех заинтересованных сторон - как обладателя интеллектуального капитала, так и малые научно-образовательные организации. Следовательно, можно говорить о том, что стратегический контракт, заключаемый между обладателями интеллектуального капитала и малыми научно-образовательными организациями можно рассматривать в качестве предмета торга, который выставляется на рынок в целях продажи-покупки.

Попытаемся определить эффекты, которые могут возникать в результате предлагаемого нами партнерского способа управления интеллектуальным капиталом в малых научно-образовательных организациях (МНОО) (рис. 2). Как мы видим возникающие эффекты тесно связаны с задачами управления интеллектуальным капиталом малых научно-образовательных организаций, что подводит нас к определению того каким образом необходимо управлять знаниями в исследуемых организациях в целях достижения эффективности.

Направления решения представленных на рисунке 2 задач определяют направления совершенствования управления малыми научно-образовательными организациями.

Вид эффекта от партнерства в МНОО

Задачи управления интеллектуальным капиталом

Задача удержания интегрированного интеллектуального капитала

Селекция идей и проектов, генерированных обладателями интеллектуального капитала, реализация наиболее продуктивных из них

Поиск согласования интересов обладателей интеллектуального капитала и МНОО в целях распределения прибыли от формирования продуктивных капитальных комбинаций

Поддержка продуктивных связей с обладателями указанного капитала, выведение излишнего для организаций интеллектуального капитала на рынок

Рисунок 2 - Виды эффектов, извлекаемых на основе предлагаемого способа управления интеллектуальным капиталом в малых научно-образовательных организациях (разработан автором) Источники:

1. Хлопина О.В. Концептуальные аспекты управления малыми научно-образовательными организациями // Эконо-

мика и предпринимательство. - 2017. - №12-4. - С. 852-854.

2. Индикаторы науки: 2018: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац.

исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 320 с.

3. Клочко Е.Н., Межлумова В.Р. Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного

процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - 2015. - № 1 (155). - С. 189-195.

4. Прохорова В.В., Клочко Е.Н. Кластеры компетенций как драйверы инновационного развития экономики региона //

Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2017. -№ 2 (42). - С. 11. Sources:

1. Hlopina O.V. Conceptual aspects of control of the small scientific and educational organizations//Economy and business. -

2017. - No. 12-4. - Page 852-854.

2. Science indicators: 2018: statistical collection / N.V. Gorodnikova, L.M. Gokhberg, K.A. Ditkovsky, etc.; National. ис-

след. un-t Higher School of Economics. - M.: Higher School of Economics National Research University, 2018. - 320 pages.

3. Klochko E.N., Mezhlumov V.R.. Disclosure of the principles of optimization of interaction of scientific and educational

processes in the conditions of upgrade of the sphere of educational services of the Russian Federation//the Bulletin of the Adygei state university. Economy series. - 2015. - No. 1 (155). - Page 189-195.

4. Prokhorova V.V., Klochko E.N. Clusters of competences as drivers of innovative development of economy of the re-

gion/Bulletin of Institute of friendship of the people of the Caucasus. Theory of economy and control of the national economy. - 2017. - No. 2 (42). - Page 11.

Организация оборота интеллектуального капитала между участниками рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.