Научная статья на тему 'Совершенствование управления логистическими системами на основе стандартизации процессов'

Совершенствование управления логистическими системами на основе стандартизации процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ / LOGISTIC SYSTEM / CHAIN OF DELIVERIES / STANDARDIZATION OF PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова О. И.

В статье рассмотрены теоретические аспекты применения логистического подхода, исследованы проблемы, возникающие в результате интеграции логистических операций, при осуществлении взаимодействия участников логистических систем. Предложены пути совершенствования процессов в цепях поставок, направленных на оптимизацию затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF MANAGEMENT BY LOGISTIC SYSTEMS ON BASIS OF STANDARDIZATION OF PROCESSES

The theoretical aspects of application of logistic approach are considered in the article, problems arising up as a result of integration of logistic operations are investigational, during realization of cooperation of participants of the logistic systems. The ways of perfection of processes offer in the chains of the deliveries sent to optimization of expenses.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления логистическими системами на основе стандартизации процессов»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.128 Литвинова О.И.

ORCID: 0000-0003-2844-6023, Кандидат экономических наук,

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты применения логистического подхода, исследованы проблемы, возникающие в результате интеграции логистических операций, при осуществлении взаимодействия участников логистических систем. Предложены пути совершенствования процессов в цепях поставок, направленных на оптимизацию затрат.

Ключевые слова: логистическая система, цепь поставок, стандартизация процессов.

Litvinova O.I.

ORCID: 0000-0003-2844-6023, PhD in Economics,

Siberian state automobile and road academy PERFECTION OF MANAGEMENT BY LOGISTIC SYSTEMS ON BASIS OF STANDARDIZATION OF PROCESSES

Abstract

The theoretical aspects of application of logistic approach are considered in the article, problems arising up as a result of integration of logistic operations are investigational, during realization of cooperation ofparticipants of the logistic systems. The ways ofperfection ofprocesses offer in the chains of the deliveries sent to optimization of expenses.

Keywords: logistic system, chain of deliveries, standardization of processes.

Современный этап развития экономики в России свидетельствует о необходимости поиска методов и подходов, позволяющих создавать дополнительные конкурентные преимущества на рынке. Логистическая концепция как управленческий подход, предполагает объединение совокупности взаимосвязанных элементов в один процесс управления материальными и сопутствующими потоками, при этом «задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и/или внешними целями», дает возможность снижать затраты, совершенствовать качество предоставления услуг и качество продукции, повышать эффективность деятельности предприятий и организаций [1].

Актуальность применения логистического подхода обосновывается развитием логистических концепций, в связи с совершенствованием технологий в различных сферах. Традиционные функциональные области логистики интегрируются в единый процесс, объединяя различные виды деятельности: транспортировку, информационную составляющую, управление запасами, складированием, грузопереработку и упаковку, с целью создания потребительной стоимости с наименьшими общими издержками.

Интеграция в управлении логистическими процессами выражается в сведении интересов и действий всех участников воспроизводственного процесса в ресурсопроводящую систему, функционирующую в единой информационной среде. Взаимодействие всех участников в такой системе направлено на удовлетворение потребностей потребителя, обеспечивая выполнение логистических операций и контроль в логистической системе (поставок, производства, распределения) для выполнения процесса с наименьшими затратами, в оптимальные для каждого потребителя сроки и с предоставлением максимально возможных сервисных услуг.

В отечественной литературе исследователями под объединенной логистической деятельностью понимается логистическая система функционирующая на разных стадиях управления. как - «сплошную организационно завершённую (структурированную) экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе управления материальных и сопутствующих им потоков элементов - звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними цепями организации бизнеса и (или) внешними цепями» [2].

А.Н. Родников определяет логистическую систему как «адаптивную (самонастраивающуюся или самоорганизующуюся) систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции и логистические операции, состоящую, как правило, из нескольких подсистем и имеющую развитые связи с внешней средой» [3].

Управление логистической системой отличается достижением множественности целей, носящих оперативный характер. В.Г. Ларионов, О.Н. Мельников, Е.С. Шершнев выделяют, шесть оперативных целей, достижение которых в первую очередь и предопределяет эффективность логистики: быстрая реакция, минимальная неопределенность, минимальный объем запасов, укрупнение (консолидация) перевозок, качество, поддержка жизненного цикла [4]. К. Лайсонс и М. Джиллингем рассматривают управление в логистике не как отдельную функцию, а общую систему [5].

В свою очередь, системный подход рассматривается как упорядоченная и воспроизводимая процедура выработки решений, принимаемая к аналитическим проблемам любого рода и масштаба [6].

Необходимо отметить, что в западной литературе, наряду с понятием «логистическая система» наибольшее распространение получило понятие «логистическая цепь», как правило, они рассматриваются как синонимы. В терминологическом словаре А.Н. Родникова, под логистической цепью понимается «линейно упорядоченное множество физических и /или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя».

Таким образом, логистическая деятельность в результате интегрирования функций логистики представляет определенную логистическую организационную структуру, формирование которой обуславливается отраслевой принадлежностью, стратегией управления и т.д.

62

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

В процессе осуществления деятельности участники логистических систем решают различные задачи по согласованию операций в цепях поставок, которые охватывают процесс товародвижения, от закупки до реализации готового продукта или услуги потребителю. Формирование единообразной процедуры деятельности для всех участников системы требует создания стандартов, способствующих координации и согласованию логистических операций на всех этапах цепи, более активному внедрению новейших технологий, и повышению безопасности процессов поставок, при этом готовность участников к кооперации и понимание своей роли в логистической системе - необходимое условие эффективного взаимодействия. Анализ существующих публикаций позволил выделить ряд возможных проблем, возникающих в процессе логистического взаимодействия в цепях поставок и предложить пути решения (табл. 1)

Таблица- 1 Стандартизация и унификация требований к товарам

Проблемы Решение

Отсутствие единого формата логистических данных Внедрение стандартов управления потребительскими документами (единые требования по документации)

Отсутствие единых требований к маркировке, наклейкам Разработка единых требований к упаковке и маркировке

Отсутствие критериев качества поставок KPI всех поставщиков

Отсутствие нормативов определения бракованного товара Разработка единого документа допуска товаров, по логистическим категориям

Отсутствие форматов паллетирования Разработка единого формата паллетирования

Для успешного функционирования логистической системы необходимо проанализировать фактически существующие операции и, на основании изменившихся требований, определить новые. Затем следует проанализировать существующие задачи и деятельность персонала (традиционная работа) и сформулировать новые требования к ним для новых операций (прогрессивная работа). Это позволит оценить возможность адаптации существующей структуры управления к новым бизнес-процессам [7]. Схема процесса стандартизации логистических операций представлена на рисунке1.

Рис. 1 - Процесс стандартизации логистических операций

Бизнес-процессами подлежащими описанию и стандартизации могут быть следующие: планирование транспортировки товара; доставка товара от поставщиков; складской учет полученного товара; доставка товара мелкооптовым потребителям; контроль за движением товара; контроль за поставками; разгрузка и приемка грузов; внутрискладская транспортировка и перевалка грузов; складирование, хранение грузов; комплектация (комиссионирование) заказов клиентов; отгрузка, транспортировка и экспедиция заказов; сбор и возврат тары (контейнеров и т.п.); контроль выполнения заказов; информационное обслуживание и т.д.

Таким образом, внедрение стандартов, образуя единое пространство, позволит эффективно управлять логистическими процессами в системе поставок и будет способствовать, достижению взаимопонимания между участниками логистической системы.

Литература

1. Миротин Л.Б., Сергеев В.И. Основы логистики : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2000.

2. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике: Монография. — М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997.

3. Родников А.Н. Логистика. Терминологический словарь. — М.: Инфра-М, 2000

4. Ларионов В.Г. Мельников О.Н. Шершнев Е.С. и др. От тейлоризма до логистики, от логистики до интеллек- та (методологические аспекты современной логистики) / под общ. ред. В.Г. Ларионова, О.Н. Мельникова. - М., 2002

5. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / Пер. с англ. — М.: Инфра-М, 2005.

6. Мильнер Б.З. Теория организации. - М., 1998.

7. ЛитвиноваО.И. Эффективность труда преподавателей высших учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности вуза//диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Научно -исследовательский институт труда и социального страхования. Омск, 2012.

References

1. Mirotin L.B., Sergeev V.I. Osnovy logistiki : ucheb. posobie. M. : INFRA-M, 2000.

2. Sergeev V.I. Menedzhment v biznes-logistike: Monografija. — M.: Informacionno-izdatel'skij dom «FILIN», 1997.

3. Rodnikov A.N. Logistika. Terminologicheskij slovar'. — M.: Infra-M, 2000

4. Larionov V.G. Mel'nikov O.N. Shershnev E.S. i dr. Ot tejlorizma do logistiki, ot logistiki do intellek- ta (metodologicheskie aspekty sovremennoj logistiki) / pod obshh. red. V.G. Larionova, O.N. Mel'nikova. - M., 2002

63

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

5. Lajsons K., Dzhillingem M. Upravlenie zakupochnoj dejatel'nost'ju i cepju postavok / Per. s angl. — M.: Infra-M, 2005.

6. Mil'ner B.Z. Teorija organizacii. - M., 1998.

7. LitvinovaO.I. Jeffektivnost' truda prepodavatelej vysshih uchebnyh zavedenij kak faktor rosta konkurentosposobnosti vuza//dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk / Nauchno-issledovatel'skij institut truda i social'nogo strahovanija. Omsk, 2012.

DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.015 Найденов Н.Д,1, Найденова Т.А.2,

'Доктор экономических наук, профессор, Сыктывкарский филиал Российского университета кооперации

2кандидат экономических наук, доцент, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина РОЛЬ АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ЦЕПОЧКЕ ЦЕННОСТЕЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье приводятся методы расчетов основных показателей движения запасов в торговом предприятии. В западных и развивающихся странах в теории и на практике экономический анализ запасов встроен в создание цепочки ценностей в предприятий. Современные программные средства анализа запасов отвечают требованиям формирования цепочек ценностей на предприятиях. На предприятиях анализ запасов интегрирован в цепочку поставок и цепочку формирования ценности. Цепочка поставок включает в себя закупку и производство ингредиентов; их комбинирование и пакетирование; хранение готового продукта; дистрибуцию готового продукта; поставку холодильных мощностей; организацию отношений с оптовыми и розничными покупателями; вторичное использование отходов; социальные мероприятия. Система анализа запасов в компании включает следующие стадии. 1) АБС-анализ; 2) изучение требований на поставку товаров и поиск лучших методов прогнозирования запасов; 3)выявление и изучение проблем организации поставок; 4) построение частичных динамических моделей поставок для решения конкретных проблем; 5) определение инструментов измерения запасов; 6) определение уровня запасов; 7) определение гарантийного уровня запасов; 8) выбор правильной системы организации заказов и их исполнения для системы управления запасами; 8) завершение реализации моделей снабжения.

Ключевые слова: запасы, нормирование запасов в торговом предприятии, функции управления запасами в торговом предприятии.

Naydenov N.D.1, Naydenova T.A.2,

'PhD in Economics, professor, Syktyvkar branch of the Russian University of Cooperation 2PhD in Economics, associate professor, Syktyvkar State University name Pitirim Sorokin ROLE OF ANALYSIS ^MMODITY STOCKS IN THE VALUE CHAIN OF TRADE ENTERPRISES

Abstract

The article presents the methods of calculating the basic indicators of the inventory by the retailer. It is argued consistent system of inventory management functions in a commercial enterprise. In the western and developing countries, in theory and practice an economic analysis of stocks is built into the creation of value chain in the enterprise. Modern software tools for analysis of stocks match the requirements of the formation of value chains in the workplace. The analysis of stocks is integrated into the supply chain and value chain on enterprises. The supply chain includes: the purchase and production of ingredients; their combination and packaging; manufacturing finished product; distribution of the finished product; the supply of refrigeration facilities; organization relationships with wholesale and retail customers; recycling of waste; social activities. The inventory analysis system includes the following steps: 1) ABS-classification; 2) Studying the demand and finding the best method for forecasting; 3) Studying the inventory problems; 4) Building the dynamic inventory models; 5) Determination of economic order quantity; 6) Selecting the proper system of ordering for inventory; 7) Determining the level of guarantee reserves; 8) Selecting the right system of organization for the inventory; 9) Ending up with final inventory model.

Keywords: stocks, the valuation of stocks in a trading company, management reserves in a trading company.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что существует необходимость более детального освоения методов анализа состояния товарных запасов на предприятиях торговли для формирования цепочки ценностей и связанной с нею цепочки поставок.

Учет запасов регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 [6]. Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, образуют товарные запасы. Существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью необходимости обеспечения непрерывности процесса обращения товаров и функционированием цепочки создания ценностей предприятия.

В экономической литературе имеется значительный массив информации о методах анализа и управления запасами в торговом предприятии [1,2,3,4,8]. Так. Г.В. Савицкая считает, что важнейшими показателями анализа товарных запасов являются период оборачиваемости товарных запасов, продолжительность нахождения капитала в готовой продукции, продолжительность нахождения капитала на стадии незавершенного производства. [4, 466-470].

И.А. Бланк рассматривает анализ запасов предприятия как один этапов управления запасами. Последнее, в свою очередь, является составной частью управления оборотными активами предприятия. Инструментом управления запасами, по мнению И.А. Бланка, выступает политика управления запасами. Политика управления запасами включает ряд последовательно выполняемых работ: а) анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде; б) определение целей формирования запасов; в) оптимизацию общей суммы товарноматериальных ценностей, формируемых за счет оборотного капитала; г) построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии. [1,с.339.-345]

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.