© Карх Д. А., Потапова С. В., 2012
КАРХ Дмитрий Андреевич
Доктор экономических наук, доцент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-00 е-таИ: [email protected]
ПОТАПОВА Светлана Викторовна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-75 е-таИ: [email protected]
Некоторые теоретические и прикладные аспекты возвратной логистики
Ключевые слова: возвратная логистика; обратная логистика; реверсивная логистика; вторичное сырье.
Аннотация Проблема определения понятия «возвратная логистика» - одна из актуальных в современной российской научной литературе. В статье рассматриваются исторические аспекты выделения данной отрасли логистики как важной составной части общей логистики; анализируются подходы к ее определению, исследуются движение прямых и возвратных потоков, место возвратной логистики в цепи поставок.
Процесс эволюции логистики как науки представляет собой смену и совершенствование различных концепций. Наибольшую известность получили такие логистические концепции, как:
• RP (Requirements/Resourse planning) - планирование потребностей/ресурсов;
• JIT (Just-in-time) - «точно в срок»;
• LP (Lean Production) - «плоское» производство.
Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5-7 лет, можно выделить следующие:
• Supply chain management (SCM) - управление цепью (цепями) поставок;
• Time-based logistics - логистика в реальном масштабе времени;
• Value added logistics - логистика добавленной стоимости;
• E-logistics - электронная логистика;
• Virtual logistics - виртуальная логистика. [1]
Термин Supply Chain Management - управление цепью/цепями поставок - был предложен американскими специалистами (в частности, компанией Arthur Andersen) в начале 1980-х годов и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989 г. ученые разных стран пытаются структурировать это понятие.
Американские ученые Д. Ламберт и Дж. Сток, чьи труды в области Supply Chain Management (SCM) считаются основополагающими, определяют понятие «управление цепями поставок» как интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от
конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей, и других заинтересованных лиц. Раскрывая сущность этого определения, они указывают, что «управление цепями поставок - это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов, а именно:
• управления взаимоотношениями с потребителями;
• обслуживания потребителей;
• управления спросом;
• управления выполнением заказов;
• поддержки производственных процессов;
• управления снабжением;
• управления разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;
• управления возвратными материальными потоками» [2].
Некоторые отечественные исследователи рассматривают SCM как логистическую концепцию. В частности, А. Н. Родников считает SCM «упорядочением различных логистических операций и правил их выполнения» [3].
Следует обратить внимание на то, что в ключевых процессах концепции SCM впервые упоминается процесс управления возвратными материальными потоками.
Согласно традиционной точке зрения на логистику товары не должны возвращаться на склад. Однако возврат происходит, и для многих компаний регулирование этого процесса составляет большую проблему. При этом ошибочно считать, что возвратная логистика не добавляет никакой ценности, приносит убытки и оказывает на производителей и ритейлеров ненужное финансовое давление. На сегодняшний день во многих компаниях возвратная логистика стала их второстепенной функцией. Немногие компании выделили отдельные ресурсы и персонал для управления в полном объеме процессами возврата.
Вопреки вышесказанному за операциями возврата продукции стоят сложный контроль запасов, управление информацией, учет стоимости и процесс утилизации, требующие серьезного отношения к функциям возвратной логистики.
К проблемам и ошибкам в организации возвратной логистики относится, кроме сказанного, и то, что почти все цепи поставок изначально проектируются как прямая логистика [4].
Проблема определения возвратной логистики как важной составной части общей логистики на текущем этапе заключается в следующем: до сих пор отечественными исследователями не выработано четкого представления о том, что же следует понимать под «возвратной логистикой». Причина заключается в том, что словосочетание «reverse logistic» с английского языка можно перевести по-разному:
• реверсивная логистика;
• возвратная логистика;
• обратная логистика.
В зависимости от перевода устанавливается область научных знаний, к которым применяется данное определение. Так, в одной из статей журнала «Reverse Logistic Magazine» возвратная логистика определена как «процесс планирования, осуществления и контроля эффективности движения потоков сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и сопутствующей им информации от точки потребления до точки происхождения с целью уценки или правильной утилизации. <...> Действия по переработке и восстановлению также могут быть включены в понятие возвратной логистики. Возвратная логистика - это больше чем многоразовая тара и упаковочные материалы, отправляемые на повторную переработку. Изменение способа упаковки с целью уменьшения затрат упаковочного материала или снижения затрат энергии и загрязнений от транспортировки являются важными направлениями деятельности, но они могут представлять второстепенную задачу в общей массе проблем, решаемых возвратной логистикой» [5. P. 12].
Приведенное определение охватывает все виды деятельности, которые можно отнести к возвратной логистике. На практике и зарубежные, и отечественные исследователи, давая определение, делают акцент лишь на одном из ее направлений.
Трактовки термина «возвратная логистика» различными зарубежными авторами и наиболее близкая им точка зрения отечественных авторов представлены ниже (см. таблицу).
Трактовки термина «возвратная логистика» зарубежными и российскими авторами
Зарубежные авторы Российские авторы Общие характеристики
Возвратная логистика - это широкое понятие, охватывающее логистический менеджмент и деятельность по снижению и устранению опасных и неопасных потерь товаров и тары. Означает обратное распределение, т.е. движение товаров и информации в направлении, противоположном тому, в котором ведется нормальная логистическая деятельность. Обратное распределение определяется как «процесс, посредством которого компания собирает свои использованные, поврежденные и просроченные продукты и/или упаковки у конечных пользователей [6. С. 92] Возвратная логистика - это процесс (вид деятельности) перемещения продукта из точки его потребления через звенья цепи поставок к точке происхождения (продажи, производства) с целью восстановления ценности или обеспечения правильной утилизации продукта, а также усилия (деятельность), направленные на недопущение или снижение возвратных потоков [4] Возвратная логистика осуществляется компа-нией-производителем или поставщиком только для «своих» товаров
Возвратная логистика как явление, противоположное прямой логистике, представляет собой процесс планирования, реализации и контроля производственных и эффективных по затратам потоков сырья, запасов незавершенного производства, готовой продукции и связанной с ними информации, перемещающихся от точки потребления до точки их происхождения в целях восстановления ценности или правильной утилизации [7. С. 74-75] Возвратная логистика - это процесс планирования, реализации и контроля логистических товаропотоков, возвращающихся из сферы обращения и потребления в результате обратного распределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации в целях восстановления их ценности и правильной утилизации. В настоящее время возвратная логистика приобретает все большую актуальность в связи с увеличением объема реализуемых товаров, ростом информированности потребителей и их благосостояния, ужесточением требований безопасности и экологичности [2. С. 108] Возвратная логистика представляет собой движение товаров и тары от различных групп потребителей к различным группам производителей, т.е. подразумевается возврат не только «своих» товаров, но и товаров других производителей с целью их восстановления или правильной утилизации. Таким образом, в данных определениях прослеживается экологический аспект деятельности
Возвратная логистика - это виды деятельности, предназначенные для недопущения возврата продукции, для сокращения объемов материалов в системе прямого перемещения, чтобы меньший поток материала шел и в обратном направлении, и для обеспечения повторного использования и повторной переработки материалов [8. С. 340] Логистика возвратных потоков заключается в управлении потоками сырья, незавершенного производства, упаковки и готовой продукции, идущими от точек производства, распределения и конечного использования обратно по цепи поставок, с целью возврата им потребительских свойств или уничтожения при оптимальных издержках. Возвратные потоки имеют значительно большее количество отличительных параметров, чем материальные потоки от производителя до конечного потребителя [9. С. 242] Возвратная логистика, по мнению данной группы авторов, включает в себя не только движение товаров и тары, но и вторичных материальных ресурсов
Возвратная логистика включает в себя не только возврат товаров, но и движение таких товарно-материальных ценностей, как:
• пустые паллеты, контейнерные тележки и другая тара для упаковки единичных изделий и товаров, требующих соблюдения специальных температурных режимов (например, термочехлы);
• использованная упаковка, возвращаемая для повторного использования, переработки или уничтожения;
• перемещение торгового и офисного оборудования;
• вторичные ресурсы и отходы.
Дивиденды обратной логистики могут быть следующими:
• для ритейлера: увеличение прибыли за счет «повторных» продаж и снижения уровня дисконтирования за счет предоставления новых товаров взамен непроданных и плохо продаваемых;
• хорошая репутация, заработанная посредством социально ориентированной политики, может принести прибыль как в прямом, так и переносном смысле;
• снижение затрат может быть результатом уменьшения операционных издержек;
• усовершенствование возвратной логистики может повысить оборачиваемость активов [10].
Объемы возвратной логистики в общемировом масштабе огромны. Затраты на ее реализацию составляют от 4 до 6% общих логистических издержек. Конечно же, большую часть возврата продукции инициируют потребители. Если проанализировать данные из различных мировых источников, то можно вывести средний процент возврата потребителями своих покупок, который составляет 7%. Для некоторых отраслей этот процент может быть иным: книжная продукция - 10-15%; компьютеры и комплектующие - 10-18; одежда - 30-40; продукция массового потребления - 5-15; товары, купленные через сеть Интернет - 20-80%.
Вывод таков: возвратная логистика, будучи важной функцией цепи поставок, требует к себе особого отношения со стороны компании и логистического менеджмента. Многие еще не до конца осознали, что при грамотном управлении возвратными потоками можно получить дополнительную прибыль и, соответственно, существенно снизить долю возвращаемой продукции. Необходимо развивать деятельность в области возвратов с целью реформирования взглядов на традиционную логистику.
Отходы производства и потребления
Предприятие по сбору вторичного сырья
Предприятие по переработке вторичного сырья
Взаимосвязь возвратной логистики и логистики вторичного сырья:
- поток вторичного сырья; ► - обратный поток продукции, не удовлетворяющей спрос;
- прямой материальный поток; ► - обратный поток тары и упаковки
Возврат может влиять на каждого участника цепи поставок - от потребителя, ритейлера и оптовика до производителя. Возврат объясняется разными причинами и во многом зависит от того, кто его инициировал: конечный потребитель, ритейлер, оптовик или производитель; наконец, он зависит от природы материалов, участвующих в процессе - чисто упаковочных или используемых в самом продукте. Все чаще в настоящее время применяется вторичное использование упаковки (особенно это характерно для Европы, где производители должны забирать у клиента возвратную тару и упаковочные материалы). Соответственно, необходимость возвратов может наступать на любой стадии товародвижения. При этом имеет место тесная связь между возвратом товаров и поступлением ресурсов в систему переработки вторичного сырья. Взаимосвязь данных систем показана на приведенном выше рисунке.
Многие компании совсем недавно преодолели предубеждение, что прямое распределение товаров имеет безусловный приоритет, а возвратная логистика - лишь тягостная обязанность, которую работники в свободное время должны выполнять в дальнем углу склада.
Сегодня возвратная логистика признана многими компаниями неотъемлемой частью общей системы доставки и распределения товаров, заслуживающей такого же внимания, как и «прямая» логистика. Действительно, для успешного бизнеса оба типа логистики важны, так как у них одна цель - поиск путей выполнения работы лучше, быстрее и дешевле.
Источники
1. Логистическая концепция и какие существуют основные концепции логистики.
Режим доступа : http://logsystems.ru/articles/logisticheskaya-kontseptsiya-i-kakie-su-
shchestvuyut-osnovnye-kontseptsii-logistiki.
2. Зуева О. Н. Реверсивная логистика в управлении запасами // Известия ИГЭА. 2009. № 1(63).
3. Содержание концепции Supply Chain Management. Режим доступа : http://www.logsystems.ru/articles/soderzhanie-kontseptsii-supply-chain-management.
4. Барняк Ю. Возвратная логистика : новый центр прибыли. Режим доступа : http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=5145.
5. Hawks K. What is Reverse Logistics? // Reverse Logistics Magazine. Winter/Spring.
2006.
6. Джонсон Д., Вуд Д. Ф., Вордлоу Д. Л., Мерфи П. Р., мл. Современная логистика / пер. с англ. 7-е изд. М., 2004.
7. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / пер. с 6-го англ. изд. М., 2005.
8. Управление цепями поставок : справ. изд-ва «Gower» / под ред. Дж. Гатторны ; ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс ; пер с 5-го англ. изд. М. : ИНФРА-М, 2008.
9. Терентьев П. А. Классификация и модели логистики возвратных потоков // Логистика сегодня. 2010. № 4(40).
10. Клосс Д. Д., Молленкопф Д. А. Скрытая ценность обратной логистики (Reverse Logistics). Режим доступа : http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=464.