Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилов Р.М., Пшеничных А.В.

Проблема обеспечения населения качественными и безвредными продуктами питания, а также предоставление услуг, соответствующих нормам безопасности на сегодняшний день стоит очень остро. Вопросы продовольственной безопасности входят в систему национальной безопасности страны и рассматриваются на самом высоком уровне. В исследуемой теме дана оценка законодательным инициативам и совершенствованию законодательного регулирования по вопросам, связанным с защитой прав и здоровья потребителей. Проведен анализ законотворческих изменений, в части совершенствования нормативных документов, регулирующих общественные отношения между продавцом и покупателем на потребительском рынке. С целью эффективности обеспечения охраны здоровья населения от преступных посягательств в сфере рынка потребительских услуг, авторами предлагается ряд предложений по усовершенствованию уголовных норм и законодательства о защите прав граждан. Так, законом «О защите прав потребителей» в настоящее время не отрегулированы вопросы, касающиеся отношений между продавцом и покупателем, осуществляющих сделки между собой в порядке частного характера. В связи с чем, возникает необходимость установления правового регулирования отношений, между потребителем и лицом, занимающимся реализацией продукции, товара или оказанием услуг (работ), незарегистрированным в качестве предпринимателя. Для устранения правовых пробелов в нормах закона «О защите прав потребителей» считаем необходимым внести дополнение, в части расширения понятия «Продавец (исполнитель)», а именно к таковым относить организации, частных предпринимателей, в том числе «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере потребительских услуг без официальной регистрации». Так же, для усиления противодействия незаконным деяниям, совершаемым в отношении детей и подростков, и несущих им угрозу от оборота и реализации товаров, продукции и услуг, не соответствующих нормам и стандартам безопасности, необходимо внести поправки в ст. 238 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CRIMINAL LAW NORMS IN THE FIELD OF CONSUMER PROTECTION LEGISLATION

The problem of providing the population with high-quality and harmless food, as well as the provision of services that meet safety standards, is very acute today. Food security issues are part of the national security system of the country and are considered at the highest level. The topic under study evaluates legislative initiatives and the improvement of legislative regulation on issues related to the protection of consumer rights and health. The analysis of legislative changes regarding the improvement of regulatory documents regulating public relations between the seller and the buyer in the consumer market is carried out. In order to effectively ensure the protection of public health from criminal encroachments in the consumer services market, the authors propose a number of proposals to improve criminal norms and legislation on the protection of citizens' rights. Thus, the law "On Consumer Rights Protection" currently does not regulate issues related to the relationship between the seller and the buyer, who carry out transactions between themselves in a private manner. In this connection, there is a need to establish legal regulation of relations between the consumer and a person engaged in the sale of products, goods or the provision of services (works), unregistered as an entrepreneur. In order to eliminate legal gaps in the norms of the law "On Consumer Rights Protection", we consider it necessary to make an addition in terms of expanding the concept of "Seller (performer)", namely, to include organizations, private entrepreneurs, as well as "persons engaged in entrepreneurial activity in the field of consumer services without official registration". It is also necessary to amend Article 238 of the Criminal Code of the Russian Federation in order to strengthen counteraction to illegal acts committed against children and adolescents, and threatening them from the turnover and sale of goods, products and services that do not comply with safety norms and standards.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

УДК: 343.4

DOI: 10.51965/20767919_2022_1_2_132

Данилов Р.М., Пшеничных А.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Danilov R.M., Pshenichnykh A.V.

IMPROVEMENT OF CRIMINAL LAW NORMS IN THE FIELD OF CONSUMER PROTECTION LEGISLATION

Ключевые слова: законодательство, потребительский рынок, здоровье и безопасность потребителей, фальсифицированная продукция, правовое регулирование, государственная политика, систематизация.

Keywords: legislation, consumer market, consumer health and safety, counterfeit products, legal regulation, state policy, systematization.

Аннотация: Проблема обеспечения населения качественными и безвредными продуктами питания, а также предоставление услуг, соответствующих нормам безопасности на сегодняшний день стоит очень остро. Вопросы продовольственной безопасности входят в систему национальной безопасности страны и рассматриваются на самом высоком уровне. В исследуемой теме дана оценка законодательным инициативам и совершенствованию законодательного регулирования по вопросам, связанным с защитой прав и здоровья потребителей. Проведен анализ законотворческих изменений, в части совершенствования нормативных документов, регулирующих общественные отношения между продавцом и покупателем на потребительском рынке.

С целью эффективности обеспечения охраны здоровья населения от преступных посягательств в сфере рынка потребительских услуг, авторами предлагается ряд предложений по усовершенствованию уголовных норм и законодательства о защите прав граждан. Так, законом «О защите прав потребителей» в настоящее время не отрегулированы вопросы, касающиеся отношений между продавцом и покупателем, осуществляющих сделки между собой в порядке частного характера. В связи с чем, возникает необходимость установления правового регулирования отношений, между потребителем и лицом, занимающимся реализацией продукции, товара или оказанием услуг (работ), незарегистрированным в качестве предпринимателя. Для устранения правовых пробелов в нормах закона «О защите прав потребителей» считаем необходимым внести дополнение, в части расширения понятия «Продавец (исполнитель)», а именно к таковым относить организации, частных предпринимателей, в том числе «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере потребительских услуг без официальной регистрации».

Так же, для усиления противодействия незаконным деяниям, совершаемым в отношении детей и подростков, и несущих им угрозу от оборота и реализации товаров, продукции и услуг, не соответствующих нормам и стандартам безопасности, необходимо внести поправки в ст. 238 УК РФ.

Abstract: The problem of providing the population with high-quality and harmless food, as well as the provision of services that meet safety standards, is very acute today. Food security issues are part of the national security system of the country and are considered at the highest level. The topic under study evaluates legislative initiatives and the improvement of legislative regulation on issues related to the protection of consumer rights and health. The analysis of legislative changes regarding the improvement of regulatory documents regulating public relations between the seller and the buyer in the consumer market is carried out.

In order to effectively ensure the protection of public health from criminal encroachments in the consumer services market, the authors propose a number of proposals to improve criminal

norms and legislation on the protection of citizens' rights. Thus, the law "On Consumer Rights Protection" currently does not regulate issues related to the relationship between the seller and the buyer, who carry out transactions between themselves in a private manner. In this connection, there is a need to establish legal regulation of relations between the consumer and a person engaged in the sale ofproducts, goods or the provision of services (works), unregistered as an entrepreneur. In order to eliminate legal gaps in the norms of the law "On Consumer Rights Protection", we consider it necessary to make an addition in terms of expanding the concept of "Seller (performer)", namely, to include organizations, private entrepreneurs, as well as "persons engaged in entrepreneurial activity in the field of consumer services without official registration".

It is also necessary to amend Article 238 of the Criminal Code of the Russian Federation in order to strengthen counteraction to illegal acts committed against children and adolescents, and threatening them from the turnover and sale of goods, products and services that do not comply with safety norms and standards.

Как известно, ни одно правовое государство не может существовать без наличия в нем законов и развития законодательства. Но количество регулирующих норм должно определяться рамками разумности и соответствовать необходимости обеспечивать нормальную жизнь граждан и государства. Принято считать, что любой действующий нормативно-правовой документ или закон должен исполняться и использоваться для регулирования наиболее значимых вопросов государства и общества. Однако, несмотря на данное утверждение, такое понятие не всегда закономерно. В настоящее время многие правоведы и ученые, обращая внимание общества, «указывают на неоправданное увеличение числа законов, регулирующих вопросы, явно находящиеся в сфере подзаконного нормотворчества, мелкотемье, низкое качество законов» [9].

Переход государства на рельсы рыночных отношений, диктуемый временем, вносит коррективы и изменения в законодательство Российской Федерации. С момента вступления в силу закона «О защите прав потребителей» [1] прошло без малого 30 лет. Как и многие нормативно-правовые акты закон в сфере защиты прав потребителей постоянно изменяется и совершенствуется с учетом внесения в него новых положений и поправок. Актуализация и дополнение новыми нормами становится необходимостью в связи с развитием всех направлений деятельности общества, в том числе цифровых технологий и научно-технического прогресса.

В сложившейся системе правового регулирования отношений с участием потре-

бителей существуют как пробелы, так и несогласованность в отдельных федеральных законах между собой, что в отсутствие четкой иерархической подчиненности специальных норм основополагающим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации [2], зачастую порождает правовую неопределенность и противоречия в правоприменительной практике, и как следствие причинение вреда потребителям.

Рассматривая вопросы концептуального определения системы законодательства в сфере защиты прав потребителей необходимо учитывать ряд специфических особенностей, характерных для времени трансформации общества, развития и внедрения новых технологий.

Процессы преобразований происходят стремительно и динамично, охватывают политическую и социально-экономическую системы, зачастую носят противоречивый характер. В связи с чем возникает определенное требование к единству, адаптивности, а также согласованности и последовательности в действиях по разработке законодательных актов, регулирующих общественные отношения.

Формирование в настоящее время современных общественных отношений вызывает необходимость замены утрачивающего силу законодательства и разработку новых нормативно-правовых документов, а также выстраивание определенной иерархической структуры норм и положений правового регулирования.

Одной из важнейших ролей регулирования права играет своевременное проведение работ по актуализации, гармонизации и

последующей кодификации законодательства Российской Федерации, в том числе и в сфере защиты прав потребителей.

Кодификация - способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта [10]. Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Отметим, что упорядоченность в законодательстве «позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.» [8, с. 46].

Многозначительные изменения законодательства в сфере защищенности прав граждан свидетельствует о необходимости упорядоченности и систематизации нормативной базы, приведение в соответствие терминологического аппарата и проведения кодификации большого массива норм, регулирующих правоотношения на потребительском рынке.

Вместе с тем актуальной проблемой в сфере защиты прав населения на потребительском рынке остается решение задачи по противодействию недобросовестным практикам, связанным с оборотом некачественной и фальсифицированной продукции, а также предоставлением услуг сомнительного качества.

В 2019 году Роспотребнадзором осуществлен ряд мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, в том числе по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей на основании документов стратегического планирования.

К указанным документам отнесены, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа

2017 г. № 1837-р[5] Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, а также План мероприятий по реализации Стратегии, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2018 г. № 481-р.

Стратегия устанавливает следующие задачи совершенствования:

- главной задачей определяется обеспечение безопасности и здоровья граждан во всех сферах потребления. Е.В. Безручко в своей работе справедливо отмечал «чем лучше в плане защиты здоровья от противоправных посягательств чувствует себя отдельно взятый гражданин, тем сильнее государство, в том числе в плане обеспечения экономической безопасности» [7, с. 31];

- необходимое внимание требуется уделить таким важным для здоровья населения сферам как: продовольственной, медицинской, фармацевтической;

- проведение политики, ориентированной на производство продукции гарантированного качества; направленной на обеспечение наличия в обороте качественной и безопасной продукции;

- развитие новых программ совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей, с учетом законодательных норм международного права.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии предусмотрена разработка концепции кодификации1 законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей на основе анализа национального и международного законодательства и его правоприменительной практики в этой сфере.

Данная концепция предусматривает, правила по упорядочиванию настоящего законодательства, обеспечение единообразного правового регулирования.

К основным целям систематизации и кодификации законодательства о защите прав граждан в потребительской сфере отнесено:

1 Концепция кодификации утверждена приказом Роспотребнадзора от 29 декабря 2018 г. № 1197 (дата обращения 02.11.2021).

- перспективное развитие основных принципов, соответствующих цифровой трансформации рыночных отношений;

- использование передового положительного зарубежного опыта кодификации;

- повышение уровня доверия граждан в сфере оборота товаров, выполнения работ и оказания услуг;

- сближение нормативных положений законодательства правовой защиты потребителей с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Западных и европейских стран с наиболее развитым регулированием, обеспечивающим гармоничное развитие общества и уровень рисков для потребителей;

- обеспечение стабильности законодательства защищённости граждан в сфере услуг и потребления, устранение коллизий в правоприменении.

В рамках совершенствования законодательства по обеспечению защиты прав потребителей, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и задачами, поставленными в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, в апреле 2019 г. в Москве состоялась конференция1 по обсуждению международного опыта кодификации и совершенствования норм законодательства о защите прав граждан на потребительском рынке. Руководителем Роспотребна-дзора А.Ю. Поповой, было отмечено чрезвычайная актуальность и важность обсуждаемой темы, обусловленной высокими процессами развития потребительского рынка и общими для многих стран проблемами законодательного регулирования в данной сфере.

В ходе обсуждаемых вопросов многие эксперты заостряли внимание на значительные пробелы в правовом регулировании отношений участников потребительского рынка (покупателя и продавца), возникающие в связи с экономическими изменениями и переходом правоотношений в цифровой

1 Экспертное обсуждение международного опыта кодификации законодательства о защите прав потребителей URL: https://www.rospotreb nadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=11664 (дата обращения 10.12.2021).

формат. Так же указывали на проблемности в коллизионности содержания и правоприменения многих отраслевых законов.

Современное инновационное развитие экономики должно определять вектор совершенствования и обновления законодательства. В таких условиях происходящих изменений и развития технологий необходимо учитывать формирующиеся риски и уязвимости потребителей. Для этого нужна поддержка и доверие населения к экономике при развитии цифровых форматов, через создание безопасных и эффективных механизмов защиты интересов потребителей.

В целях совершенствования законодательства Роспотребнадзором в первом квартале 2020 г. был подготовлен ряд предложений, которые касались:

- расширения перечня оснований для проведения контрольной закупки, в частности возможности проведения контрольной закупки в случаях поступления материалов и сообщений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, из правоохранительных органов, средств массовой информации, и других государственных органов. В том числе расширения перечня лиц, имеющих право участвовать в проведении контрольной закупки (ими могли бы быть представители общественных потребительских организации, а также сотрудники учреждений, подведомственных Роспотреб-надзору).

Анализ правоприменительной практики в отношении контрольной закупки оправдывает свою эффективность, как один из методов противодействия правонарушениям в сфере потребительского рынка. В связи с чем усовершенствование эффективности применения контрольной закупки непосредственно направлено на защиту прав и интересов потребителей.

По результатам опросов потребителей2 особо остро выделяется проблема доверия населения к качеству оказания услуг и безопасности товаров и продукции, в том числе низкая компетентность персонала.

2 Статистические сведения Роспотребнадзора за 2020 г. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения 30.11.2021).

Так 70% респондентов отметили, что знакомы с Законом «О защите прав потребителей» и имеют определенные представления о системе защиты прав граждан, из них 65% указали, что готовы отстаивать свои права вплоть до судебного разбирательства. 40% респондентов отметили, что при обращении в органы Роспотребнадзора указанные ими нарушения были устранены и ущерб возмещен. Из числа опрошенных только 16 % отмечали, что хорошо знают свои потребительские права. Одной из главных проблем реализации прав потребителей является низкая осведомленность населения о правах, которые им принадлежат в соответствии с действующим законодательством [13, с. 45]. В связи с таким положением дел в потребительской сфере возникает определенная необходимость в организации работы по разъяснению и консультированию, оказанию правовой помощи гражданам для формирования необходимых знаний и умений по защите своих потребительских прав.

Работа по совершенствованию правовых норм в данной сфере, одновременно ставит перед законодателем задачи по обеспечению безопасности потребителей. Значительная криминализация на рынке потребительских услуг требует принятия более жестких мер по защите граждан, так как это связано с обеспечением и сохранением жизни и здоровья населения. За противоправные деяния, связанные с ухудшением качества услуг и продуктов питания законодательством предусмотрены сдерживающие санкции как административного, так и уголовного характера.

Согласно статистических данных ГИ-АЦ МВД России по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» в 2017 году в целом по России было зарегистрировано 5719 уголовных дел, в 2018 году количество возбужденных уголовных дел составило -4726, а в 2019 году возбуждено по данной статье - 2950 [15].

В свою очередь по данным за 2019 год органами Роспотребнадзора было вынесено более 146 тыс. административных поста-

новлений по делам касающихся правонарушений в сфере потребительского рынка, из них лишь 40 материалов было направлено в органы правопорядка для решения вопроса о возбуждении уголовных дел [14, с. 25].

Согласно данным судебной практике отмечается, что около 80% уголовных дел, возбужденных по ст. 238 УК РФ, составляют правонарушения, связанные с кустарным изготовлением спиртосодержащей продукции и реализацией низкокачественных продуктов питания.

Таким, образом, анализ статистические данных свидетельствует о значительном количестве незаконных действий и правонарушений в области защиты прав потребителей, в том числе их жизни и здоровья.

Анализируя статистические сведения необходимо указать на высокую латент-ность преступлений в данной сфере. Приведенные цифры нарушений уголовного законодательства характеризуют только приблизительное положение вещей. Статистика фиксируют лишь те нарушения и деяния, которые при выявлении получили правовую оценку.

Для противодействия незаконной преступной деятельности требуется принятие мер по ужесточению уголовного законодательства и оптимизации взаимодействия всех контролирующих органов государства для обеспечения безопасности потребителей.

В условиях ежегодно продолжающегося демографического спада и сложной эпидемиологической обстановки особого отдельного внимания заслуживает вопрос совершенствования законодательства об ответственности за оказание услуг, производство и реализацию продукции не отвечающих нормам безопасности, предназначенной для детей и подростков. В своем докладе В. Тимченко1 выделил проблему в организации школьного питания, когда руководители ответственные за приобретение качественных продуктов и проведение тендеров руководствуются только ценой, пренебрегая требованиям безопасности. Так же

1 Тимченко В. Товары для детей в РФ: борьба с контрафактом и общественный контроль URL: https://yandex. ru/video/preview/?filmId=141435536661 88455848&from=tabbar&parent-reqid=1

В. Тимченко привел пример о несоответствии нормам безопасности школьной формы и обуви, реализуемой недобросовестными предпринимателями в период подготовки и сбора детей к началу учебного года.

В связи с чем было высказано мнение о применении возможных мер усиления воздействия на лиц, совершающих нарушения законодательства при оказании услуг и реализации продукции, предназначенных для детей, причиняющих и наносящих вред здоровью, таких как «дисквалификация» иначе говоря, лишения руководителя учреждения права занимать определённую должность, либо заниматься предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг.

Защита таких неотъемлемых благ, каковыми являются жизнь и здоровье человека, является одной из первостепенных задач государственной политики. Последние несколько лет работе по совершенствованию нормативной базы в части защиты прав потребителей уделяется особое внимание со стороны государства. Так Постановлением Совета Федерации от 23 октября 2019 года № 468-СФ1 был принят ряд решений о совершенствовании деятельности в национальной системе защиты прав потребителей. В связи с чем, ведомствам по направлениям деятельности было предложено в кратчайшие сроки проработать вопросы ка-саемые законодательных инициатив:

-о внесении изменений в УК РФ и Кодекс об административных правонарушениях в целях усиления мер противодействия обороту поддельной и контрафактной продукции;

-о внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в целях усиления контроля за оборотом фальсифицированных товаров и контрафактной питьевой воды.

Указанным Постановлением [6], рекомендации приняты для исполнения Роспо-требнадзором, а именно в части осуществ-

1 Постановление СФ РФ от 23.10.2019 n 468-СФ «О национальной системе защиты прав потребителей». URL: https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/ postanovlenie-sf-fs-rf-ot-23102019-n-468-sf/ (дата об-ра-щения 01.12.2021).

ления мониторинга эффективности реализации региональных программ по обеспечению защиты прав потребителей в целях выявления и распространения положительного опыта, в том числе по развитию государственной информационной системы в данной сфере; осуществление проработки дополнительных мер по противодействию распространению фальсифицированной и некачественной продукции, в том числе уделив особое внимание товарам и продукции предназначенных для детей и контролю за организацией детского питания для обучающихся в учреждениях образования.

Данным постановлением обозначен ряд значимых вопросов для его исполнения, таких как увеличение количества лабораторий для проведения исследований товаров и продукции, в целях выявления наличия токсичных и вредных веществ и их элементного состава; о разработке нормативно-правового регулирования касаемо контроля качества и количества пальмового масла, а также порядка государственной регистрации предприятий, осуществляющих деятельность по производству и реализации пищевой продукции.

Выводы.

Таким образом, поддерживая предлагаемые на государственном уровне инициативы по совершенствованию законодательства и обеспечения законных прав и интересов граждан в сфере защиты прав потребителей, считаем необходимым внести следующие предложения:

Выработать механизм взаимодействия правоохранительных органов и следственного комитета с организациями непосредственно уполномоченными обеспечивать защиту прав граждан (Роспотребнадзора, Россельхознадзора), а именно в части разработки единого нормативно-правового акта касающегося алгоритма совместных действий по профилактике и предупреждению незаконной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота продукции и услуг, не отвечающих нормам безопасности потребителей.

Наделить специальными полномочиями руководителей органов Роспотребнодзо-ра с целью беспрепятственной организации проверок предприятий любых форм соб-

ственности на предмет ведения законной деятельности.

В законе «О защите прав потребителей» до настоящего времени не отрегулированы отношения между продавцом и покупателем осуществляющих сделки между собой в порядке частного характера.

Так, согласно законодательству покупателем, является гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары или услуги только для личных, либо домашних и иных нужд. А продавцом либо исполнителем считается исключительно организация любой форм собственности, либо индивидуальный предприниматель, работающие по договору купли-продажи.

В связи с чем, возникает вопрос о правовом регулировании отношений, возникающих между потребителем и лицом, занимающимся продажей или оказанием услуг, незарегистрированным в качестве предпринимателя.

Например, гражданин через сеть интернет сделал заказал на изготовление шкафа и произвел оплату наличными, однако, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без официальной регистрации в срок работы по заказу не выполнил, деньги, которые принял от заказчика без документального подтверждения возвращать отказался.

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится разъяснение, согласно которому гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица при нарушении требований, на основании пункта 4 статьи 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. В связи с чем суд рассматривая такие нарушения, применяет нормы, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

Так к примеру Новосибирский областной суд применяя п. 12 Постановления Пленума ВС РФ № 17, указывал:

«.. . закон «О защите прав потребителей» может применяться к сделкам граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но при этом систематически выступающих в роли продавца (исполнителя), таким образом в случае осуществления лицом предпринимательской деятельность без необходимой регистрации, то контрагенты такого субъекта должны иметь те же права и обязанности, в том числе нести ответственность в соответствии с законодательством в сфере потребительского рынка» [12].

Таким образом, для устранения правовых пробелов считаем возможным внести дополнение в закон «О защите прав потребителей», а именно в части расширить понятие: Продавец (исполнитель) - организация, индивидуальный предприниматель «либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере потребительских услуг без официальной регистрации».

В части совершенствования уголовного законодательства в отношении защиты детей и подростков от товаров, продукции и услуг, не отвечающих нормам и стандартам безопасности, обращает на себя внимание особый вопрос квалификации деяний, входящих в ст. 238 УК РФ» [4]. В своем исследовании И.С. Чуб справедливо отмечает «о градации между возрастом ребенка, что в 6 лет, что в 10 или 14 он все равно ребенок остается незащищенным» [11]. Соглашаясь с таким утверждением, отметим, что при уголовно-правовой охране несовершеннолетних, касающихся потребления некачественной продукции и услуг, не соответствующих нормам безопасности, ограничиваться конкретным возрастом, будет не правильным. Согласно ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ [3] под ребенком понимается лицо, которое не достигло совершеннолетия, а именно возраста восемнадцати лет.

В связи с изложенным необходимо, внести изменения п. «б» ч. 2 ст. 238 УК РФ, преступные деяния «совершены в отношении товаров, работ или услуг предназначенные для лиц не достигших совершеннолетнего возраста».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 32.

3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837 -р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года».

6. Постановление СФ РФ от 23.10.2019 n 468-СФ «О национальной системе защиты прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 2019.

7. Безручко, Е.В. «Преступления, посягающие на безопасность здоровья человека: теоретико-правовое исследование» дис. ...канд. юрид. наук. Ростов -на-Дону, 2018.

8. Зелепукин, А.А. Некоторые проблемы качества российского законодательства // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сб. статей / под ред. С.В. Полениной, В.М. Баранова. М., Н.Новгород. 2007. С. 98-101.

9. Киминчижи, Е.Н. Принципы построения и структура кодификации судебного законодательства // Актуальные проблемы эффективного правосудия. Статьи, комментарии, практика: сб. научных работ. Белгород: Константа, 2007. Вып. 2. С. 46-49.

10. Пиголкин, А.С. Российское законодательство на современном этапе // Систематизация законодательства в Российской Федерации. С. 19 -20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рябцев, Е.В. «Организация и осуществление кодификации законодательства в суде»: Учебное пособие. - М.: РГУП, 2018. - 64 с.

12. Чуб, И.С. Вопросы ответственности за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, совершенные в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет (п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ) // Общество и право. 2010. N 2. С. 138 - 140.

13. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18.04.2013 по делу N 33-3045/2013г. URL: https://logos-pravo.ru/primenim-li-zakon-o-zashchite-prav-potrebiteley-esli-ispolnitel-ili-prodavec-ne-y.

14. Гражданское право: в 2-х т. Том 1: Учебник / Под ред. Суханова Е.А. 2-е изд. М.: БЕК, 2000.

15. «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2019 году»: государственный доклад. - М.: Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека, 2020. С. 26.

16. Статистические сведения ГИАЦ МВД России «о преступлениях, предусмотренных ст. 238 УК РФ в целом по России за 2015-2019 годы».

Дата поступления: 10.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.