Ширинов У.А. доцент СамИЭС
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СВЯЗИ
Аннотация. В статье дана классификация и описание деятельности субъектов, оказывающих услуги связи сегодня, а также вопросы правильной организации бухгалтерского учета в них.
Ключевые слова: предприятия связи, бухгалтерский учет, интернет-услуги, почтовая связь, мобильная связь, сервис.
Shirinov U.A. associate professor SamIES
IMPROVING ACCOUNTING AT COMMUNICATION ENTERPRISES
Annotation. The article provides a classification and description of the activities of entities providing communication services today, as well as issues of proper organization of accounting in them.
Key words: communications enterprises, accounting, Internet services, postal services, mobile communications, service.
В мировой практике большое внимание уделяется оказанию услуг мобильной связи, Интернета, экспресс-почты и других информационных услуг, совершенствованию корпоративного управления, бухгалтерского учета и аудита в организациях, специализирующихся на этих услугах, на основе международно признанных методов и технологий, поскольку а также высокие технологии и стандарты. В результате проведенных научных исследований достигнут определенный прогресс в совершенствовании концептуальных основ бухгалтерского учета услуг связи, поэтапного признания доходов и расходов, отражения прибылей и убытков в отчете. Однако передовой мировой опыт учета услуг связи, их аудита, широкое внедрение действующих международных стандартов в субъектах отрасли, а также вопросы внутреннего сегментного учета, отчетности и внутреннего сегментного аудита в субъектах этой области не были полностью решены в большинстве стран.
В новом Узбекистане приоритетной задачей является «ускоренное развитие сферы услуг, повышение роли и доли услуг в формировании валового внутреннего продукта, коренное изменение состава предоставляемых услуг, прежде всего, за счет современные высокотехнологичные виды услуг». Успешной реализацией этой
приоритетной задачи является классификация, описание, признание, оценка, измерение всех видов услуг связи, доходов, расходов, налоговых платежей, расчетов и других элементов финансовой отчетности, которые являются предметом бухгалтерского учета и аудита в Российской Федерации. субъектов сферы связи, а также совершенствовать бухгалтерский учет и аудит комплексно, а также по сегментам, на основе международных стандартов, проводить углубленное изучение путей широкого применения передовых научно-технических достижений. и опыт, накопленный в нашей стране на основе широко используемых в мировом опыте компьютеризированных систем биллинга, роуминга и расчета услуг мобильной связи, делает поставленную задачу необходимой.
Сфера услуг связи представляет собой структурную единицу экономики, имеющую свои особенности и отличающуюся от других отраслей по различным аспектам. Эти особенности и различия заключаются в содержании и сущности видов услуг связи, в технике и технологии их оказания, в видах создаваемой продукции, в специфике признания доходов от реализации этой продукции, в особенностях признания доходов от реализации этой продукции. их оформление соответствующими документами, в составе расходов по оказанным услугам, в формировании их стоимости, наглядно проявляется в отражении учетной информации в соответствующих счетах и соответствующих статьях отчета, в расчетах с заказчиками, уникальность государственной политики по налогообложению субъектов отрасли и другие аспекты. Особенности и различия в этих и других аспектах свидетельствуют, с одной стороны, о том, что субъекты, предоставляющие услуги связи, являются уникальными единицами учета, а с другой стороны, что эти субъекты имеют уникальную систему учета, воплощающую особенности отрасли. Приоритетность развития сферы услуг связи в нашей республике обуславливает объективную необходимость постоянного совершенствования бухгалтерского учета, который является важной опорой управления в субъектах этой сферы, проведения углубленного изучения существующих проблем в сфере связи. этих проблем и научно обосновать пути их решения.
Следует отметить, что теоретические, методологические и организационные проблемы бухгалтерского учета в сфере услуг связи недостаточно исследованы в нашей республике и недостаточно освещены в периодической литературе. Практическое исследование современного состояния бухгалтерского учета в организациях сферы услуг связи показывает, что у них имеется ряд актуальных проблем, которые ждут своего решения.
Одной из наиболее важных и актуальных проблем является создание комплексной классификационной основы услуг связи как объектов учета. В настоящее время в действующих в нашей республике правилах бухгалтерского учета не определены основания отнесения услуг связи к
объектам учета. Основы отнесения этих услуг к объектам бухгалтерского учета и порядок их учета недостаточно раскрыты в бухгалтерской литературе.
По нашему мнению, классификация услуг связи как объектов учета должна основываться на следующих двух категориях и составляющих их видах услуг, определенных в законах о связи, информатизации и телекоммуникациях, принятых в нашей Республике:
- Услуги почтовой связи;
- Телекоммуникационные услуги.
Сегодня, хотя объемы почтовых отправлений в мировом масштабе существенно не меняются, курьерские, экспресс-доставки и логистические услуги развиваются благодаря своим перспективным возможностям по сравнению с традиционными услугами.
В свою очередь, телекоммуникационные услуги можно разделить на несколько видов:
- Телевизионные услуги
- Услуги телефонной связи
- Телеграфные услуги -Услуги радиовещания
- Услуги факсимильной передачи
- Интернет-услуги
В нашем обществе сделано много открытий и делаются новые открытия, чтобы облегчить проблемы людей. В качестве одного из таких открытий можно указать телефон и телефонную связь.
К настоящему времени телефонная связь оказалась очень важной и необходимой реальностью, и эта ситуация не оставляет нужды в описании. Однако за прошедший период, наряду с совершенствованием и развитием услуги телефонной связи и оборудования в этой сфере, увеличилось число ее пользователей, и как следствие, правоотношения между лицами, оказывающими услугу телефонной связи, и ее пользователи развивались и приводили к все большей и большей сложности. Это, в свою очередь, создало необходимость правового регулирования телефонной связи.
Использованные источники:
8. Кушнаренко, Татьяна Владимировна. "Бухгалтерский и налоговый учет расходов на мобильную связь." Учет и статистика 12 (2008): 62-68.
9. Матвеева, Елена. Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет. Litres, 2022.
10. Urazov, K. B. (2004). Buxgalteriya hisobi va audit. Toshkent-2004.
11. Ширинов, У. А. (2022). Почта хизматларининг хисоб ва аудит объекти сифатидаги таснифий асослари. Экономика и социум, (6-2 (97)), 804-809.
12. Лилеева, Лариса Рафаиловна. Бухгалтерский учет в сфере связи и телекоммуникаций. Diss. автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2007.
13. Ширинов, У. А. (2022). Алока хизматларини курсатувчи субъектларда аудитнинг долзарб масалалари. Архив научных исследований, 2(1).
14. Ширинов, У. А. (2022). Мобил алока хизматларидан олинадиган даромадлар хдсобини такомиллаштириш. экономика и социум, (6-2 (97)), 800-803.
15. Витюгова, Софья Александровна, and Елена Юрьевна Пухова. "Бухгалтерский учет в сфере услуг." Universum: экономика и юриспруденция 7 (52) (2018): 8-10.