Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ГОАЛ-КОСТИНГ / TELECOMMUNICATIONS / BUSINESS PROCESSES / TELECOMMUNICATIONS SERVICES / MANAGEMENT ACCOUNTING / GOAL-COSTING / ACTIVITY-BASED COSTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шодиев Эркин Темирович

В статье рассматривается актуальное развитие теоретико-методических основ управленческого учета на предприятиях сферы услуг в области телекоммуникаций в Узбекистане. В частности, изучаются теоретические и организационно-методические положения по адаптации инструментария учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг к организационно-технологическим особенностям организаций сферы интернет-технологий, а также по разработке методики калькулирования себестоимости продукции и услуг гоал-костинг, таргет-костинг, кайзен костинг, Activity-Based Costing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE ENTERPRISES OF THE SERVICE SPHERE IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article examines the current development of the theoretical and methodological foundations of management accounting at enterprises in the service sector in the field of telecommunications in the Republic of Uzbekistan. In particular, we study theoretical and organizational and methodological provisions for adapting cost accounting tools and calculating the cost of products and services to the organizational and technological features of organizations in the sphere of Internet technologies, as well as in developing a methodology for calculating the cost of products and services goal-costing, target-costing, Kaizen Costing, Activity-Based Costing.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

УДК 657.25 https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/35

JEL classification: M11; M38; O21

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

©Шодиев Э. Т., Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, shaoming@bk.ru

DEVELOPMENT OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE ENTERPRISES OF THE SERVICE SPHERE IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

©Shodiev E., Tashkent State Economic University, Tashkent, Uzbekistan, shaoming@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальное развитие теоретико-методических основ управленческого учета на предприятиях сферы услуг в области телекоммуникаций в Узбекистане. В частности, изучаются теоретические и организационно-методические положения по адаптации инструментария учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг к организационно-технологическим особенностям организаций сферы интернет-технологий, а также по разработке методики калькулирования себестоимости продукции и услуг гоал-костинг, таргет-костинг, кайзен костинг, Activity-Based Costing.

Abstract. The article examines the current development of the theoretical and methodological foundations of management accounting at enterprises in the service sector in the field of telecommunications in the Republic of Uzbekistan. In particular, we study theoretical and organizational and methodological provisions for adapting cost accounting tools and calculating the cost of products and services to the organizational and technological features of organizations in the sphere of Internet technologies, as well as in developing a methodology for calculating the cost of products and services goal-costing, target-costing, Kaizen Costing, Activity-Based Costing.

Ключевые слова: телекоммуникации, бизнес-процессы, телекоммуникационные услуги, управленческий учет, гоал-костинг, Activity-Based Costing.

Keywords: telecommunications, business processes, telecommunications services, management accounting, goal-costing, Activity-Based Costing.

Цифровизация экономики требует внедрения инновационных телекоммуникационных технологий, электронных платформ способствующих обеспечения единой информационной системы. В условиях пандемии сектор телекоммуникации сфере услуг становится еще более актуальным. В связи карантином переход в онлайн режим во всех отраслей экономики спрос к телекоммуникационным услугам возрастает в естественном порядке. Возрастает количество различных услуг на рынке телекоммуникационных услуг. В Республике Узбекистан рынок телекоммуникационных услуг усовершенствуется в соответствии требованиями и нормативами мирового сообщества. В стране проводится интенсивные работы по внедрению новых механизмов диалога государственных органов с населением, и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

развитие современной информационных технологии и коммуникации, создание единой системы электронных государственных услуг. В целях устранение системных проблем и недостатков в процессе управление и внедрение информационных технологий и коммуникаций в стране приняты соответствующие Указы и постановление Президента Республики Узбекистан. В том числе, определены важные задачи в целях решение некоторых нижеследующих проблем в Указе Указ Президента республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» от №УП-5349 от 19 февраля 2018 г.:

-первое, недостаточно развита телекоммуникационная инфраструктура, отдаленные населенные пункты страны остаются не обеспеченными сетями телекоммуникаций, качество мобильной связи и сети Интернет не удовлетворяет потребности населения;

-второе, вследствие неэффективного осуществления единого технологического подхода во внедрении информационных технологий и коммуникаций в системе государственного управления ведомственные информационные системы и ресурсы внедряются фрагментарно, что усложняет процесс их интеграции в единое информационное пространство;

-третье, не уделяется должного внимания внедрению интегрированных торговых и маркетинговых платформ, интернет-магазинов, платежных систем, а также системы логистики в электронной коммерции, что становится одной из причин сдерживания развития экономики и предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций;

-четвертое, слабая организация работы по обеспечению информационной безопасности и защиты информации в государственных информационных системах и ресурсах увеличивает возможности несанкционированного доступа к информации, нарушения целостности и конфиденциальности баз данных;

-пятое, руководителями большинства государственных органов и организаций не уделяется достаточного внимания вопросам реализации проектов по информатизации и внедрению современных информационных технологий и коммуникаций, направленных на повышение качества и оперативности оказываемых населению услуг, искоренение бюрократических процедур, уменьшение бумажного документооборота;

-шестое, не принимаются действенные меры по модернизации услуг почтовой связи и системы логистики, внедрению качественно новых методов работы национального оператора почтовой связи и повышению престижа его деятельности на рынке;

-седьмое, действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере информационных технологий и коммуникаций не учитывает быстрые темпы развития IT-технологий, а также не позволяет организовать эффективный диалог с ведущими образовательными учреждениями зарубежных стран для внедрения передовых методов обучения;

-восьмое, не ведется системная работа по глубокому изучению и внедрению опыта стран, значительно продвинувшихся в развитии электронного правительства, электронной коммерции, системы оказания электронных государственных услуг, их прозрачности и открытости, а также телекоммуникационной инфраструктуры.

Кроме этого, применение апробированных методов управленческого учета в сфере информационных технологии и коммуникации является одним из актуальных вопросов.

Проблемы развитие теоретико-методических основ управленческого учета услуг организаций сферы телекоммуникации исследованы в трудах ученых, как О. Фетисова, Е. Гибельнева, Т. Черемушникова, Anis Ali, Mohammad Imdadul Haque, Maria Joäo Major, Joseph Mbawuni, Anderson Ronald Anertey и др. [1-17].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

О. Фетисова (2015) в свою диссертационного исследования обосновала теоретические и организационно-методические положений по адаптации инструментария учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг к организационно-технологическим особенностям организаций сферы интернет-технологий, а также в разработке методики калькулирования себестоимости продукции и услуг гоал-костинг для данной области [2].

Е. Гибельнева (2016) разработала теоретических и организационно-методических положений управленческого учета расходов, адаптированных к деятельности телекоммуникационных компаний, имеющих существенное значение для развития теории и методики бухгалтерского учета [1].

Т. Черемушникова (2014) изучала вопросы формирование в управленческом учете ключевых показателей результативности бизнес-процессов телекоммуникационных компаний [3]. В своих исследованиях она разработала научные предложения по применению центров финансовой ответственности при осуществления основной деятельности. Также она разработала сбалансированную систему показателей по стратегическим направлением деятельности телекоммуникационных компаний.

Проблемы развитие теоретико-методических основ управленческого учета на предприятиях сферы услуг в области телекоммуникации исследованы в трудах таких зарубежных ученых, как Anis Ali, Mohammad Imdadul Haque, Maria Joäo Major, Joseph Mbawuni, Anderson Ronald Anertey и др. [5-7]. Зарубежные ученые Anis Ali, Mohammad Imdadul Haque в своих исследованиях проанализировали внутренний и внешний анализ телекоммуникационного сектора Саудовской Аравии [5].

Maria Joäo Major в своих исследованиях рассмотрел вопросы применение метода ABC (Activity-Based Costing) на примере Европейских телекоммуникационных компаниях [6].

Исследователи и Ганы Joseph Mbawuni, Anderson Ronald Anertey изучали практику управленческого учета в телекоммуникационном секторе сферы услуг Ганы [7].

В процессе исследования использованы научные методы таких как наблюдение, классификация, сопоставления данных и научные разработки ученых посвященных к раскрытию сущности и значение вопросов развитие теоретико-методических основ управленческого учета услуг организаций сферы телекоммуникации.

Пропуская способность внешнего интернет-канала Узбекистана была увеличена в конце 2018 г. в 10 раз и сегодня составляет 1200 Гбит/с. Этого на данный момент достаточно для удовлетворения потребностей всех провайдеров и операторов Узбекистана.

В течение 2019 г. тарифы на внешний канал для операторов и провайдеров, подключенных к Международному центру пакетной коммутации были снижены с 85 тыс сум до 70 тыс сум за 1 Мбит/с (снижение на 17%). Дополнительно с 1 января 2021 г. ожидается снижение тарифов до 56 тыс сум за 1 Мбит/с (снижение на 20%).

Все это привело к тому, что тарифы на интернет-услуги в Узбекистане были снижены в среднем в 4 раза, а скорости, в частности, проводного Интернет выросли почти в два раза в целом по всем пользователям Узбекистана. На данный момент самым скоростным тарифным планом АК «Узбектелеком» по услугам Интернет для населения является тарифный план со скоростью 100 Мбит/с. Для сравнения, год назад самый скоростной тариф предоставлял скорость не более 20 Мбит/с, при этом стоимость в течение года была снижена более чем в 3,5 раза.

В 2019 г. проделана большая работа по модернизации и расширению сети филиала «Узмобайл» АК «Узбектелеком». В течение 2019 г было введено в эксплуатацию более 3751 базовых станций, из которых 2085 было запущено в сельской местности. В результате чего

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

было повышено качество предоставляемых услуг и расширена зона покрытия.

Продолжается расширение географии роуминга, только в 2019 г. запущены в коммерческую эксплуатацию услуги с 25 операторами связи. По результатам проделанной работы, абонентская база мобильной связи достигла отметки 5 млн человек. В целях улучшения качества услуг и увеличения скорости доступа к сети Интернет, в перспективе на 2020 г запланированы к реализации следующие проекты:

-модернизации более 3 тыс базовых станций мобильной связи по технологиям 3 G/4G, а также расширение на более 700 базовых станций мобильной связи по технологиям 3G/4G;

-расширение сети широкополосного доступа более чем на 1 млн портов по технологии FTTx/GPON;

-расширение пропускной способности магистральной сети до 4 раз, до областных центров до 400 Гбит/сек, до районных центров до 40 Гбит/сек.

-создание и расширение центра хранения и обработки данных.

Автором разработаны и предложены нижеследующие выводы и научные предложения по результатом исследования вопросов развитие теоретико-методических основ управленческого учета услуг организаций сферы телекоммуникации:

1. Обеспечение стабильности развития телекоммуникационных компаний в жесткой конкуренции, должны расширят спектр новых качественных инновационных услуг связи и телекоммуникации. При этом требуется минимизировать издержки путем оптимизации внутренних процессов и снижение расходов. Для решение этой проблемы следует организация управленческого учета по бизнес-процессам в телекоммуникационных компаниях.

2. Предлагаем порядок признания выручки от реализации продукции и услуг в сфере интернет-технологий на основании подходов, изложенных в новом стандарте по МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».

Список литературы:

1. Гибельнева Е. А. Развитие управленческого учета расходов телекоммуникационных компаний: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2016. 24 с.

2. Фетисова О. А. Развитие теоретико-методических основ калькулирования себестоимости продукции и услуг организаций сферы интернет-технологий: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2015. 25 с.

3. Черемушникова Т. В. Формирование в управленческом учете ключевых показателей результативности бизнес-процессов телекоммуникационных компаний // Вестник ОГУ. 2014. №4 (165). С. 21-27.

4. Туякова З. С., Черемушникова Т. В. Современные виды инфокоммуникационной деятельности и их влияние на специфику организации управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. №11. С. 21-31.

5. Anis Ali M. I. Telecommunication Sector of Saudi Arabia: Internal and External Analysis // International Business Management. 2017. P. 1363-1373.

6. Major M. Managerial accounting in the telecommunications sector: a view from Europe // Journal of Telecommunications System and Management. 2013. №1. P. 1-2. https://doi.org/10.4172/2167-0919.1000e109

7. Mbawuni J., Anertey A. R. Exploring management accounting practices in emerging telecommunication market in Ghana // Accounting and Finance Research. 2014. V. 3. №4. P. 71-85. https://doi .org/ 10.5430/afr.v3n4p71

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

8. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5349 «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» от 19 февраля 2018 г.

9. Постановление Президента Республики Узбекистан №1111-3549 «Об организации деятельности министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан» от 19 февраля 2018 г.

10. Temirkhanova M. Z. Analysis of financial results tourism organization // International Scientific and Practical Conference World science. ROST. 2016. V. 4. №9. P. 16-19.

11. Темирханова М. Ж. Совершенствование бухгалтерского и налогового учета и отчетности в туристических компаниях в Республике Узбекистан // Совершенствование налоговой политики государства в условиях глобализирующейся экономики. 2014. P. 267275.

12. Езиев Г. Л., Темирханова М. Ж. Развитие бухгалтерского учета в условиях модернизации экономики Республики Узбекистан // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №3. С. 224-231.

13. Темирханова М. Ж. Особенности совершенствования учетной политики в туристических компаниях и национальной экономике // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №2. С. 332-341.

14. Темирханова М. Ж. Совершенствование форм отчетностей по международным стандартам // Бюллетень науки и практики. 2017. №11 (24). С. 317-326.

15. Темирханова М. Ж. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности в бухгалтерском учете в Республике Узбекистан // Инженерная экономика и управление в современных условиях. 2019. С. 684-691.

16. Темирханова М. Ж. Совершенствование планирования информационной технологии при ведении учета затрат в туристических компаниях и организация правил внесения в учет при расчете финансовых результатов // Научные исследования в социально-экономическом развитии общества. 2019. С. 438-442.

17. Темирханова М. Ж. Организация учета обязательств в туристической фирме // Экономика и предпринимательство. 2016. №11-2. P. 879-882.

References:

1. Gibelneva, E. A. (2016). Razvitie upravlencheskogo ucheta raskhodov telekommunikatsionnykh kompanii: authoref. Ph.D. diss. Voronezh.

2. Fetisova, O. A. (2015). Razvitie teoretiko-metodicheskikh osnov kal'kulirovaniya sebestoimosti produktsii i uslug organizatsii sfery internet-tekhnologii: authoref. Ph.D. diss. Ekaterinburg.

3. Cheremushnikova, T. V. (2014). Formirovanie v upravlencheskom uchete klyuchevykh pokazatelei rezul'tativnosti biznes-protsessov telekommunikatsionnykh kompanii. Vestnik OGU, 4(165), 21-27.

4. Tuyakova, Z. S., & Cheremushnikova, T. V. (2014). Sovremennye vidy infokommunikatsionnoi deyatel'nosti i ikh vliyanie na spetsifiku organizatsii upravlencheskogo ucheta. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet, (11), 21-31.

5. Anis Ali, M. I. (2017). Telecommunication Sector of Saudi Arabia: Internal and External Analysis. International Business Management, 1363-1373.

6. Major, M. (2013). Managerial accounting in the telecommunications sector: a view from Europe. Journal of Telecommunications System and Management, (1), 1-2. Europe. Journal of

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

Telecommunications System and Management, (1), 1-2. https://doi.org/10.4172/2167-0919.1000e109

7. Mbawuni, J., & Anertey, A. R. (2014). Exploring management accounting practices in emerging telecommunication market in Ghana. Accounting and Finance Research, 3(4), 71-85. https://doi .org/ 10.5430/afr.v3n4p71

8. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan no. UP-5349 On Measures to Further Improve the Field of Information Technology and Communications dated February 19, 2018.

9. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan no. PP-3549 On the Organization of the Activities of the Ministry for the Development of Information Technologies and Communications of the Republic of Uzbekistan dated February 19, 2018.

10. Temirkhanova, M. Z. (2016). Analysis of financial results tourism organization. International Scientific and Practical Conference World science ROST, 4(9), 1б-19.

11. Temirkhanova, M. Zh. (2014). Sovershenstvovanie bukhgalterskogo i nalogovogo ucheta i otchetnosti v turisticheskikh kompaniyakh v Respublike Uzbekistan. Sovershenstvovanie nalogovoi politiki gosudarstva v usloviyakh globaliziruyushcheisya ekonomiki, 267-275. (in Russian).

12. Yoziyev, G., & Temirkhanova, M. (2018). Accounting development under the modernization of the Republic of Uzbekistan economy. Bulletin of Science and Practice, 4(3), 224231. (in Russian).

13. Temirkhanova, M. (2018). Features of improving accounting policies in touristic companies and national economy. Bulletin of Science and Practice, 4(2), 332-341. (in Russian).

14. Temirkhanova, M. (2017). Improvement of reporting forms by international standards. Bulletin of Science and Practice, (11), 317-326. (in Russian).

15. Temirkhanova, M. Zh. (2019). Otsenka stoimosti ob"ektov intellektual'noi sobstvennosti v bukhgalterskom uchete v Respublike Uzbekistan. Inzhenernaya ekonomika i upravlenie v sovremennykh usloviyakh, 684-691. (in Russian).

16. Temirkhanova, M. Zh. (2019). Sovershenstvovanie planirovaniya informatsionnoi tekhnologii pri vvedenii ucheta zatrat v turisticheskikh kompaniyakh i organizatsiya pravil v vnesenii v uchet pri raschete finansovykh rezul'tatov. Nauchnye issledovaniya v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii obshchestva, 438-442. (in Russian).

17. Temirkhanova, M. Zh. (2016). Organization of accounting obligations travel company. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, (11-2), 879-882. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 16.10.2020 г. 21.10.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Шодиев Э. Т. Развитие теоретико-методических основ управленческого учета на предприятиях сферы услуг в области телекоммуникаций в Республике Узбекистан // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №11. С. 288-293. https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/35

Cite as (APA):

Shodiev, E. (2020). Development of Theoretical and Methodological Foundations of Management Accounting in the Enterprises of the Service Sphere in the Field of Telecommunication in the Republic of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 6(11), 288293. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.