Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СТРЕЛКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СТРЕЛКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-юношеский спорт / общая и специальная физическая подготовка / тренировочный процесс / стрелковый спорт / пулевая стрельба / национальные виды спорта / children’s and youth sports / general and special physical training / training process / shooting sports / bullet shooting / national sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Е. Винокурова, М.А. Алексеев

В данной статье раскрываются возможности начальной спортивной подготовки юных стрелков в условиях ДЮСШ. В статье на основе экспериментальных данных проведена проверка эффективности методики специальной физической подготовки с использованием якутских национальных упражнений. Представлены результаты тестирования показателей специальной физической подготовленности до и после проведения эксперимента. В исследовании разработан и успешно апробирован программный материал с учетом изменений в режиме учебно-тренировочных занятий, акцентированный на повышение физической подготовки стрелка (общей и специальной). В результате проведенного эксперимента подтверждена эффективность использования программы по пулевой стрельбе, основанной на последовательном применении якутских национальных упражнений, направленных на развитие статической выносливости, координации, специальных силовых упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Е. Винокурова, М.А. Алексеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF YOUNG SHOOTERS THROUGH THE INTRODUCTION OF YAKUT NATIONAL EXERCISES

The article reveals the possibilities of initial sports training of young shooters in conditions of youth sports schools. In the article, based on experimental data, the effectiveness of the methodology of special physical training using Yakut national exercises was tested. The results of testing the indicators of special physical fitness before and after the experiment are presented. The study developed and successfully tested a program material taking into account changes in the mode of training sessions, focused on the physical training of the shooter (general and special). As a result of the experiment, the effectiveness of the use of a bullet shooting program based on the consistent application of Yakut national exercises aimed at developing static endurance, coordination, and special strength exercises was confirmed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СТРЕЛКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ»

УДК 796.015:799.311.4-053.2

Vinokurova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

AlekseyevM.A., MA student, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

IMPROVING THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF YOUNG SHOOTERS THROUGH THE INTRODUCTION OF YAKUT NATIONAL EXERCISES. The article reveals the possibilities of initial sports training of young shooters in conditions of youth sports schools. In the article, based on experimental data, the effectiveness of the methodology of special physical training using Yakut national exercises was tested. The results of testing the indicators of special physical fitness before and after the experiment are presented. The study developed and successfully tested a program material taking into account changes in the mode of training sessions, focused on the physical training of the shooter (general and special). As a result of the experiment, the effectiveness of the use of a bullet shooting program based on the consistent application of Yakut national exercises aimed at developing static endurance, coordination, and special strength exercises was confirmed.

Key words: children's and youth sports, general and special physical training, training process, shooting sports, bullet shooting, national sports

О.Е. Винокурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

М.А. Алексеев, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СТРЕЛКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

В данной статье раскрываются возможности начальной спортивной подготовки юных стрелков в условиях ДЮСШ. В статье на основе экспериментальных данных проведена проверка эффективности методики специальной физической подготовки с использованием якутских национальных упражнений. Представлены результаты тестирования показателей специальной физической подготовленности до и после проведения эксперимента. В исследовании разработан и успешно апробирован программный материал с учетом изменений в режиме учебно-тренировочных занятий, акцентированный на повышение физической подготовки стрелка (общей и специальной). В результате проведенного эксперимента подтверждена эффективность использования программы по пулевой стрельбе, основанной на последовательном применении якутских национальных упражнений, направленных на развитие статической выносливости, координации, специальных силовых упражнений.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, общая и специальная физическая подготовка, тренировочный процесс, стрелковый спорт, пулевая стрельба, национальные виды спорта

В настоящее время высок интерес психолого-педагогической науки к проблеме подготовки спортивного резерва в детско-юношеском спорте. По мнению О.А. Двейриной, миссия детско-юношеского спорта заключается в создании условий для занятий физической культурой и спортом, а также профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений [1].

Развитие детско-юношеского спорта невозможно представить без совершенствования организационно-методических основ, традиций стрелкового спорта, развития национальных видов в регионе. Ряд авторов, занимающихся изучением вопросов физического развития подростков Якутии, считают, что скоростно-силовые качества северян значительно отстают от сверстников центральной части России. Возможно, наши предки, зная эту особенность, в своих традиционных физических упражнениях сохранили и развили национальные виды спорта, которые были направлены на формирование скорост-но-силовых качеств [2]. А.Д. Павлова отмечает, что систематическое использование якутских народных игр по программе сопряженного развития координационных способностей и технической подготовленности можно взять за основу корректировки индивидуального учебно-тренировочного процесса у начинающих стрелков [3].

H.С. Латышев считает, что национальные игры способствуют развитию личностных качеств и являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей, совершенствования их физической подготовленности [5].

Цель исследования: повышение уровня специальной физической подготовленности юных стрелков посредством внедрения якутских национальных упражнений в условиях ДЮСШ.

Объект исследования - процесс физической подготовки юных стрелков в условиях ДЮСШ.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

I. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Исследовать уровень показателей специальной физической подготовленности юных стрелков.

3. Разработать и экспериментально обосновать педагогические условия по повышению эффективности методики тренировочного процесса с использованием якутских национальных упражнений в условиях ДЮСШ

Научная значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности начальной спортивной подготовки юных спортсменов-стрелков в условиях ДЮСШ.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций для тренеров и учителей физической культуры. Результаты исследований, полученных в ходе выполнения данного исследования, позволили сформулировать вывод о целесообразности использования комплекса якутских национальных упражнений, направленных на развитие статической выносливости, координации, специальных силовых упражнений.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по теме исследования; тестирование физической подготовленности; исследование реакции на движущий объект (РДО), педагогический эксперимент, статистические методы исследования.

Спортивная пулевая стрельба связана со значительными физическими нагрузками. К отличительным чертам спортивной пулевой стрельбы относятся:

- высокий уровень напряжения нервной системы, необходимый для ведения прицельной стрельбы, особенно возрастает в связи с участием в соревнованиях;

- применение больших тренировочных нагрузок, сопряженных с выполнением монотонной работы статического характера;

- необходимость сохранения точности действий, требующих значительной сосредоточенности [5].

Педагогический эксперимент осуществлялся в двух учебных группах на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

Таблица 1

Нормативы уровня проявления силовых и статистических способностей

юных спортсменов 12-14 лет, занимающихся пулевой стрельбой

№ Контрольные упражнения Возраст (лет)

п/п Юноши 12-14 лет

1. Общая физическая подготовка

1.1 Бег - 100 м (сек) 14,2-14,7

1.2 Бег 1000 м (сек) 4,10-4,30

1.3 Сгибание и разгибание рук в упоре от пола (кол-во раз) 12-14

1.4 Медленное приседание (кол-во раз) 10-15

1.5 Упражнение на развитие равновесия (сек) 20-60

1.6 Упражнение на развитие координации «Тутум эргиир» (переворачивание через палку) (кол-во раз) 10-50

1.7 Упражнение на развитие силовой выносливости (кол-во раз) Отжимание и подтягивание 20-30 / 3-5

1.8 Упражнение на развитие статической выносливости «Ойбонтон уулааhын» («Водопой») (выполнил/не выполнил) 5-10

2. Специальная физическая подготовка

2.1 Длительное нахождение на изготовке без утомления, выполнение выстрелов без патрона и с патроном (в позе изготовка лежа, стоя) ВП 30-60 мин.

2.2 Холостые выстрелы 30-60 мин.

"Детско-юношеская спортивная школа № 5" г Якутска Республики Саха (Якутия).

Рассчитывались следующие показатели: силовая и статистическая выносливости. Испытуемые обследовались дважды: в начале (I этап) и в конце экспериментального периода (II этап). До и после формирующего эксперимента проводились контрольные тестирования по показателям физической и специальной подготовленности. После окончания эксперимента проводился сравнительный анализ.

В начале было проведено исходное тестирование показателей силовой и статистической выносливости: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа на спине, удержание винтовки в позе-изготовке для стрельбы лежа, кистевая динамометрия (не менее 26,5 кг).

Состав контрольных упражнений для оценки физической подготовленности юных спортсменов 12-14 лет, занимающихся пулевой стрельбой стрелков, определен на основе анкетирования тренеров, анализа программно-нормативных документов, научно-методической литературы, (см. табл. 1)

Таблица 2

Контрольные упражнения на выявление силовой и статической выносливости юношей

№ п/п Упражнение Норматив

1. Пресс 30-50

2. Отжимание 20-30

3. Подтягивание 3-5 раз

4. «Стойка» в упоре лежа 1,3 мин.

По результатам начального тестирования установлено, что уровень проявления силовых и статистических способностей у обеих групп не имеет существенных различий.

Ди а гра мма1.Показателиконтрольнойи э кс перименральной групп по сдаче норматива перед началом педагогического эксперимента, в %

Как видно, показатели у участников двух групп почти одинаковые: ввиду специфичности выбранного спорта юные стрелки не обладают отличными фи-зическпми каеостиаок.

Оокову кропаотзыв эксперименттльнч й кр^пе состевилокведениодо-топнимттьночо заниоио скражмений СПФ с- вкзючениезитциопзльных видов спорта.

Таблица 3

№ п/п Контрольные упражнения Возраст (лет) Стрелок 1 1 елзк 2 О ел к 3 —елок 4 Стрелок 5 Стрелок 6 Стрело 7 Стрелзк 8

1. Общая эизич е скаяп одготовка

1.1 Бег - 100 м (сек) 14,2-14,7 15 15,2 14,6 14,6 14,7 19 17 16,1

Проценты 90% 90% 10КВ 100% 1%К% во% 85% %0%

1.2 Бег 1000 м (сек) 4,10-4,30 5,10 %,Д0 Д,00 5, 32 4,ВВ 0ДК 5 ,%З 5%46

Проценты 70% 70% 1Д0% 7РР 100% Д2% 78% 79%

1.3 Сгибание и разгибание рук в упоре от пола (кол-во раз) 12-14 13 10 15 в 13 2 11 10

Проценты 100% 100% 100% 100% 100% 75% 90% 100%

1.4 Медленное приседание (кол-во раз) 10-15 15 10 1 8 18 Р В 13 10

Проценты 100% %д0%к 100% 400% ГЗЗ% 100% 1Д2% 1% 0%

1.5 Упражнение на развитие равновесия (сек) 20-60 5 6 5 7 15 3 6 7

Проценты 25% 1% 25%о 34% 0К% 15% 72% 30%

1.6 Упражнение «Тутум эргиир» («Переворачивание через палку») на развитие координации (кол-во раз) 10-50 5 5 8 5 8 6 7 7

Проценты 50% 50% 80% 50% 80% 60% 50% 50%

1.7 Упражнение на развитие силовой выносливости - подтягивание (кол-во раз) 3-5 3 3 3 2 5 1 2 2

Проценты 100% 100% 100% 77% 100% 33% 77% 77%

1.8 Упражнение на развитие статической выносливости «Ойбонтон уулаа11ын» («Водопой») (выполнил/не выполнил) 3-10 3 - 3 - 3 - 3 -

Проценты 100% 0% 100% 0% 100% 0% 100% 0%

2.

Длительное нахождение на изготовке без утомления, выполнение выстрелов без патрона и с патроном (в позе изготовка лежа, стоя) ВП 30 мин. 15 10 15 10 20 10 10 10

Проценты 50% 33% 50% 33% 67% 33% 33% 33%

2.2 Холостые выстрелы 30 мин. 30 30 30 30 30 30 30 30

Проценты 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Общее количество процентов 79% 60% 86% 67% 92% 56% 76% 67%

5 д%

о

5 О

о

5

е-

о

5

о

5

о

5

о

5

о

1. Общая физич е скаяп одготовка

1.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег - 100 м (сек)

14,2-14,7

15

15,2

14,6

14,6

14,7

19

17

16,1

Проценты

90%

10К%

100%

1%к%

во%

85%

1.2

Бег 1000 м (сек)

4,10-4,30

5,10

%,Д0

1,50

5, 32

4,РР

едк

5 ,%З

5,46

Проценты

70%

75%

100%

77%

100%

77%

78%

79%

1.3

Сгибание и разгибание рук в упоре от пола (кол-во раз)

12-14

13

15

15

16

13

12

Проценты

100%

100%

100%

100%

100%

75%

100%

1.4

Медленное приседание (кол-во раз)

10-15

15

1 8

оо

13

10

Проценты

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

1.5

Упражнение на развитие равновесия

(сек)

20-60

15

Проценты

25%

32%

25%

30%

75%

15%

32%

30%

1.6

Упражнение «Тутум эргиир» («Переворачивание через палку») на развитие координации (кол-во раз)

10-50

Проценты

50%

50%

80%

50%

80%

60%

50%

50%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.7

Упражнение на развитие силовой выносливости - подтягивание (кол-во раз)

3-5

Проценты

100%

100%

100%

77%

100%

33%

77%

77%

Упражнение на развитие статической выносливости «Ойбонтон уулаа11ын» («Водопой») (выполнил/не выполнил)

3-10

Проценты

100%

0%

100%

0%

100%

0%

100%

0%

Длительное нахождение на изготовке без утомления, выполнение выстрелов без патрона и с патроном (в позе изготовка лежа, стоя) ВП

30 мин

15

10

15

10

20

10

10

10

Проценты

50%

33%

50%

33%

67%

33%

33%

33%

22

Холостые выстрелы

30 мин.

30

30

30

30

30

30

30

30

Проценты

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Общее количество процентов

79%

60%

86%

67%

92%

56%

76%

67%

с

f

5

8

8

q

с

с

с

г

г

■3

с

Показатели начального уровня проявления силовых и стмоисчеческенк^сно^е^н^стей юныхомезнсмьзовСУ-Миет

занимающихся пулевой стрельбой

Рассмотрим три наиболее подходящие и эффективные якутские национальные игры для пулевой стрельбы:

1. Для развития и воспитания выносливости (силовой и статической) можно использовать метод непредельных отягощений, в основе которого лежит многократное повторение упражнения «Тутум эргиир» («Вертушка»), основанное на одновременном напряжении и расслаблении определенных групп мышц, что очень важно для стрелка. Данное упражнение идеально подходит для специальной физической подготовки стрелка, так как при его выполнении напрягается левое плечо и левая часть спины, и, наоборот, вовремя напрягается и расслабляется правые рука, плечо и часть спины.

Правило игры. Для игры необходима палка длиной 1 м, диаметром около 3 см с одним острым концом. Игрок берет левой рукой ладонями вверх палку в 8-10 см от острого конца, правой рукой - за конец палки ладонями вниз. Затем ставит палку острым концом на землю. Держась за палку, не касаясь земли, игрок должен медленно перевернуться и встать.

2. Для совершенствования статического равновесия, основой которого является статическая выносливость, мы использовали упражнение «Ойбонтон уулааhын" ("Водопой"). Упражнение направлено на развитие координации и статики.

Правило игры. На землю ставят стакан высотой с кулак.

Игрок хватается правой рукой за левое ухо, а левой рукой берёт стопу правой ноги. И в таком положении должен наклониться и взять зубами стакан, не отпуская рук.

3. "6Гюс торбос" ("Упрямый"). Упражнение направлено на развитие мышц шеи и общей физической подготовки. На земле чертят две линии на расстоянии 3-4 м друг от друга. Посередине тоже чертят линию. На шеи обоих игроков ведущий надевает завязанный ремень-кушак или полотенце.

Правило игры. Участники становятся на середину. Исходное положение -ноги на ширине примерно 30 см, руки за спиной. Запрещается наклонять голову и делать резкие движения. Они должны быть плавными, чтобы не повредить шею. По команде ведущего игроки начинают тянуть друг друга. Выигрывает тот, кто перетянул за свою линию.

В целом данные упражнения направлены на развитие определенных физических качеств тех групп мышц, которые участвуют в выполнении выстрела. В пулевой стрельбе необходимы определенные физические качества: силовая выносливость (общая и локальная), статическая выносливость, скоординиро-ванность (внутримышечная и двигательных действий), произвольное мышечное расслабление, быстрота, ловкость.

В экспериментальной группе проводились дополнительные занятия, на которых отрабатывались якутские национальные упражнения. Мы разделили юных стрелков на две группы (контрольная и экспериментальная). Во второй группе провели дополнительные занятия по выполнению якутских национальных упражнений, адаптированных для учащихся ДЮСШ. Средние показатели обеих групп представил в процентах (КГ стрелка, ЭГ стрелка).

Дополнительное занятие проходило по следующей схеме. Разминка. Продолжительность учебно-тренировочного занятия в группах начальной подготовки - 1 час 30 минут (45 мин. х 2), в учебно-тренировочных группах - 2 часа 15 минут (45 мин. х 3), в группах спортивного совершенствования - 3 часа (45 мин. х 4). Из этого количества времени на выполнение физических упражнений можно и нужно выделять в группах начальной подготовки 20-25 минут, в учебно-тренировочных группах 25-30 минут, а в группах спортивного совершенствования -30-35 минут.

Рационально это время поделить на две части. Задача первой - подготовить организм стрелка к предстоящей на учебно-тренировочном занятии работе.

Таблица 4

Результаты уровня проявления силовых и статистических способностей юных спортсменов 12-14 лет, занимающихся пулевой стрельбой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возраст (лет) -- 2 3 4 5 6 7 8

№ Контрольные упражнения о 5 а. ¿5 О 5 а. ¿5 О 5 а. ¿5 О SB а. б О 5 а. ¿5 О 5 а. ¿5 О Sb а. б О а. ¿5

1. Общая физическая подготовка

1.1 Бег - 100 м (сек) 14,2-14,7 15 15,2 14,6 14,6 14,7 17 15 14,8

Проценты 90% 90% 100% 100% 100% 85% 90% 99%

1.2 Бег 1000 м (сек) 4,10-4,30 4,90 5,30 4,50 5, 32 4,16 5,20 4,00 4,30

Проценты 80% 76% 100% 77% 100% 75% 98% 100%

1.3 Сгибание и разгибание рук в упоре от пола (кол-во раз) 12-14 13 15 15 16 13 9 11 12

Проценты 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

1.4 Медленное приседание (кол-во раз) 10-15 15 15 18 18 17 15 13 16

Проценты 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

1.5 Упражнение на развитие равновесия (сек) 20-60 15 16 15 17 25 30 23 21

Проценты 75% 75% 75% 85% 100% 100% 100% 100%

1.6 Упражнение на развитие координации «Тутум эргиир» («Переворачивание через палку») (кол-во раз) 10-50 5 5 8 5 40 25 22 25

Проценты 50% 50% 80% 50% 100% 100% 100% 100%

1.7 Упражнение на развитие силовой выносливости (кол-во раз) подтягивание 3-5 3 3 3 2 5 3 4 5

Проценты 100% 100% 100% 77% 100% 100% 100% 100%

1.8 Упражнение на развитие статической выносливости «Ойбонтон уулааhын» («Водопой») (выполнил/не выполнил) 3-10 3 3 10 6 5 6

Проценты 100% 0% 100% 0% 100% 100% 100% 100%

2.

Длительное нахождение изготовке без утомления, выполнение выстрелов без патрона и с патроном (в позе изготовка лежа, стоя) ВП 30 мин. 25 30 15 25 20 20 30 40

Проценты 80% 100% 50% 80% 70% 70% 100% 100%

2.2 Холостые выстрелы 30 мин. 30 30 30 30 30 30 30 30

Проценты 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Общее количество процентов 88% 79% 91% 77% 97% 93% 99% 100%

Задача второй - снять напряжение, которое неизбежно накапливается к концу занятия при значительных статических нагрузках, характерных для пулевой стрельбы. Она менее продолжительна, чем первая, и проводится в конце учебно-тренировочного занятия. Начинать учебно-тренировочное занятие нужно с разминки. Она должна состоять из упражнений общеразвивающей направленности, упражнений мыслительной направленности (идеомоторные) и упражнений специальной физической направленности. Первыми выполняются упражнения общеразвивающей физической направленности под руководством тренера. Характер выполнения упражнений ОФН должен соответствовать специфике стрелкового спорта.

В интенсивной мышечной работе, высокой частоте сердечных сокращений стрелок не нуждается. Задача - подготовить мышцы, внутренние органы к той работе, которая необходима для выполнения выстрела.

Стрелки-пулевики выполняют совершенно иные по характеру действия, в основе их лежит не динамика, а статика. В конце учебно-тренировочного занятия следует использовать вторую часть времени, предназначенного для общефизической подготовки. Стрелки должны выполнять упражнения, которые не только снимают накопленные напряжение и усталость, но и увеличивают функциональные возможности организма, совершенствуют координированность, общую и специальную статическую выносливость, силу, быстроту, ловкость. Упражнения следует выполнять с такой интенсивностью и в таком объеме, которые дадут тренирующий эффект.

По итогам организации и проведения формирующего педагогического эксперимента начальной спортивной подготовки посредством внедрения в тренировочный процесс якутских национальных упражнений была доказана ее эффективность. В качестве доказательств выступает анализ результатов формирующего педагогического эксперимента. При этом сдвиги в ЭГ по большинству параметров превосходили аналогичные в КГ и являлись статистически значимыми (см, табл. 4).

Анализ результатов повторного тестирования показателей физического развития у юных спортсменов ЭГ выявил улучшение показателей на 25-30%, показатели по стрельбе улучшились на 10-15%.

Библиографический список

Стрелок 3

Стрелок 4

■ КГ аэг

Диаграмма 2. Показатели контрольной и экспериментальной групп по сдаче норматива к концу педагогического эксперимента, в %

Рассмотрев теоретическое обоснование педагогических условий совершенствования тренировочного процесса юных спортсменов по пулевой стрельбе в практической части, выявлены следующие условия повышения эффективности начальной спортивной подготовки юных спортсменов-стрелков в условиях ДЮСШ:

- во-первых, разработка программного материала с учетом изменений в режиме учебно-тренировочных занятий, акцентирующих внимание на физической подготовке стрелка (как общей, так и специальной);

- во-вторых, сочетания специальной физической подготовки стрелков с национальными видами спорта, совмещение упражнения СПФ с элементами «Тутум эргиир» («Переворачивание через палку»), «Ойбонтон уулаа11ын» («Водопой»), «911ес торбос» («Упрямый теленок»), «Хапса5ай» и т. д.

1. Двейрина О.А. Теория и методика физической культуры: программирование и планирование двигательного обучения: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2015.

2. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций: учебное пособие. Якутск: Издательство Якутского университета, 2009.

3. Павлова А.Д., Находкин В.В. Исследование координационной подготовленности студентов для спортивного отбора в секцию пулевой стрельбы. Вестник спортивной науки. 2022; № 5: 53-58.

4. Сафонов Л.В., Левандо В.А., Саблин В.Н. Современные аспекты повышения специальной спортивной работоспособности в стрелковом спорте. Вестник спортивной науки. 2009; № 4: 13-16.

5. Золотарев И., Лисин В.С. Пулевая стрельба: учебно-методическое пособие. Москва, 2010.

References

1. Dvejrina O.A. Teoriya imetodika fizicheskojkul'tury:programmirovanie iplanirovanie dvigatel'nogo obucheniya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo politehnicheskogo universiteta, 2015.

2. Shamaev N.K. Semejnoe fizicheskoe vospitanie na osnove nacional'nyh tradicij: uchebnoe posobie. Yakutsk: Izdatel'stvo Yakutskogo universiteta, 2009.

3. Pavlova A.D., Nahodkin V.V. Issledovanie koordinacionnoj podgotovlennosti studentov dlya sportivnogo otbora v sekciyu pulevoj strel'by. Vestnik sportivnoj nauki. 2022; № 5: 53-58.

4. Safonov L.V., Levando V.A., Sablin V.N. Sovremennye aspekty povysheniya special'noj sportivnoj rabotosposobnosti v strelkovom sporte. Vestnik sportivnoj nauki. 2009; № 4: 13-16.

5. Zolotarev I., Lisin V.S. Pulevaya strel'ba: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 16.10.23

УДК 37.02

Arskieva Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, A.A. Kadyrov Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: zaliya66@mail.ru

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology,

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: magamedova-1975@mail.ru

HUMANISTIC ORIENTATION OF THE TEACHER AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' MOTIVATION. In this work, we consider theoretical aspects, manifestations of the teacher's humanity that contribute to the success of student learning. Further, in the course of empirical research, we consider one of the components of teaching skills as motivation for professional activity. The research is carried out on the basis of the following methods: "Methodology of K. Zamfir as modified by A.A. Rean" determination of school motivation (N.G. Luskanova). The results of the study confirm that this component of a humanistic orientation develops the motivational aspects of students for their studies and professional activities as teachers. In the course of our research, we analyze reasons and motives of humane pedagogy. Since it is in school that the emotional, social and mental development of personality takes place, a teacher with a new type of thinking, capable of implementing the tasks determined by the state order, must come to the updated education system. The task of the research is to study the influence of pedagogical motivation on the development of cognitive motivation of students.

Key words: humanity, mutual understanding, initiative, motivation, professional and personal qualities

З.А. Арскиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: zaliya66@mail.ru

З.З. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: magamedova-1975@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.