Научная статья на тему 'Совершенствование технологий обучения физической культуре'

Совершенствование технологий обучения физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TECHNOLOGY / LEARNING / IMPROVEMENT / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутьева Елена Юрьевна, Бутенко Татьяна Владимировна, Нагорных Виктория Николаевна

В статье систематизированы технологии обучения детей и подростков на уроках физической культуры. Представлено совершенствование методов обучения физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутьева Елена Юрьевна, Бутенко Татьяна Владимировна, Нагорных Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of technologies of training of physical culture

In the article the technologies of training of children and adolescents in physical education lessons. Presents improved methods of teaching physical education.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологий обучения физической культуре»

ЪС

UJ

u

UJ

< a.

UJ

*

140

дет способствовать более глубокому пониманию человека, особенностей его поведения. Уходит в прошлое взгляд на социально-эмоциональное развитие как на проблему дошкольного и младшего школьного возраста. Новый курс на непрерывность в обучении и воспитании обнажил актуальные сегодня проблемы старшего подросткового возраста, юношества, проблему эмоционального выгорания и трудности социального взаимодействия, возникающие в процессе трудовой деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что педагогическая теория и практика сегодня стремится к интеграции научного знания, к воспитанию человека новой формации, к организации непрерывного образования. Изучение социально-эмоционального развития личности в новых педагогическихусловиях востребовано и актуально, поскольку 1) представляет собой объединение изучения сразу нескольких процессов человеческой деятельности (развитие самосознания, самоуправления, формирование навыка взаимодействия с обществом и общественным сознанием, формирование способности управлять отношениями с другими людьми); 2) развивает в человеке та кие важные сегодня навыки и качества, как способность к самоорганизации, самоконтролю, нацеленность на самообразование, стремление быть гармонично развитой личностью с

развитым мышлением и гибким социальным и эмоциональным аппаратом; 3) способствует раскрытию внутреннего потенциала человека в любом возрасте, что мотивирует к непрерывному самосовершенствованию и формированию потребности в постоянном развитии личностных и профессиональных качеств.

Примечания:

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 22, ст. 3232; 2016, № 20, ст. 2826; № 24, ст. 3525)

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М. : Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. - 768 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС. - 1999 - 536 с.

4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1989. - 255 е.: ил. -(Психол. наука - школе).

5. Клемантович И. П., Степанов В.Г. Нейропедаго-гика: предмет исследования // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-11. - С.2464-2468.

6. Найденова H.H. Компетенции и социально-эмоциональное развитие // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - №1. - С.152-156.

IMPROVEMENT OF TECHNOLOGIES OF TRAINING OF PHYSICAL CULTURE Shut'eva Elena Jurievna, Senior Professor Butenko Tatiana Vladimirovna, Senior Professor Nagornyh Vicktoria Nickolaevna, Senior Professor

institute of Physical Culture and Sports, Don State Technical University, Rostov-on-Don

in the article the technologies of training of children and adolescents in physical education lessons. Presents improved methods of teaching physical education.

Keywords: technology; learning; improvement; physical culture.

УДК372.879.6 ВАК РФ 13.00.04

© Шутьева £ Ю., 2017 © Бутенко Т. В., 2017 © Нагорных В. Н, 2017

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЕ

В статье систематизированы технологии обучения детей и подростков на уроках физической культуры. Представлено совершенствование методов обучения физической культуры.

Ключевые слова: технологии; обучение; совершенствование; физическая культура.

В условиях развития современного общества важное место в его становлении занимает физическая культура, которая обеспечивает его формирование и является частью общей культуры. Основная задача общества - обеспечение оптимального жизни людей. Каж-

дый человек должен проложить свой путь таким образом, чтобы создать необходимые условия для полноценного физического, интеллектуального, духовного развития и воспитать положительное отношение к своему здоровью и физической активности [1, С. 336].

Люди каждого нового поколения должны развивать свое физическое здоровье для того, чтобы эффективно и в совершенстве овладевать различными видами профессий. Известно, что чем выше уровень физического развития имеют молодые люди, тем лучше они подготовлены к развитию современных условий жизни. Иначе выражаясь, сегодня, как никогда ранее, физическая культура и воспитание подрастающего поколения должны быть ориентированы на обеспечение их здорового будущего. Именно поэтому актуальной рациональная организация педагогического процесса преподавания физической культуры в высшихучебныхзаведениях. Вследствие этого уровень образования молодых людей в значительной мере будет зависеть от результативности внедрения новых педагогических технологий физической культуры, которые базируются на новых методологических принципах и современных дидактических принципах, которые развивают полный подход к обучению.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблема совершенствования педагогических технологий в преподавании физической культуры и улучшения уровня двигательной активности молодежи имеют очень важное значение, поскольку молодые люди являются тем рычагом, от которого в ближайшее время будет зависеть ускорение научно-технического прогресса и социально-экономического развития общества [2, С. 111].

Согласно современным исследованиям ученых, становится очевидным, что низкий физическое развитие молодого поколения указывает на то, что существующая система физической культуры не способна в полной мере обеспечить полноценное развитие здоровья личности. Попытки немного усовершенствовать традиционные педагогические технологии физической культуры создают лишь предпосылки для некоторой модернизации самого процесса формирования физического развития человека, но не формирования физической культуры личности.

Педагогические технологии физической культуры должны предусматривать интеграцию физического обучения и физического воспитания, физического развития и сохранения физического здоровья личности.

Специфическая направленность в использовании средств, методов, форм обучения и воспитания в сфере физической культуры привела к разрыву образования и физической культуры - учащиеся не полностью осознают и не воспринимают физическую культуру как жизненно важную ценность.

Ограничения в обеспечении совершенной организации преподавания физической культуры в учебных заведениях является лимитирующим фактором для построения комплекса задач физического совершенствования, духовного и интеллектуального развития студенческой молодежи.

Решение указанной задачи должно осуществляться через совершенствование новых инновационных средств педагогических технологий, которые со временем приобретают все большее использование в преподавании физической культуры. Однако из-за недостаточной материальной базы многих учебных заведений распространение и совершенствование новых инновационных мето-

г-

1-Н

0 си

-О О-

ш <

•=с ш а

и? си

3"

01

Ё

141

ШУТЬЕВА Елена Юрьевна,

преподава тель

БУТЕНКО Татьяна Владимировна,

преподава тель

НАГОРНЫХ Виктория Николаевна,

преподава тель

Институт физической

культуры и спорта, Донской

государственный

технический

университет,

Ростов-на-Дону

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

142

дов преподавания физической культуры являются достаточно существенной проблемой в наше время.

Основа инновационных методов обучения и их использования были заложены трудами многих исследователей, среди которых следует назвать А. Арламова, Н. Бургина, В. Журавлева, В. Загвязинского, Н. Юсуфбекова, А. Ни-колса и других. Использование этих методов в учебном процессе по физической культуре будут проанализированы в этой статье. Прежде всего следует рассмотреть сущность основных инновационных методов.

Мультимедийные технологии связанные с созданием мультимедийных продуктов: электронных книг, энциклопедий, компьютерных фильмов, баз данных. В этих продуктах объединяются текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация. Мультимедиотех-нологии превратили компьютер в полноценного помощника, дали возможность молодым людям любого возраста, не выходя из учебной аудитории, дома, офиса, присутствовать на лекциях выдающихся ученых, участвовать в конференциях, диалогах, вести корреспонденцию. Актуальным является внедрение мультимедийных методов в технологии преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Конечно, ни один компьютер не заменит живого выполнения любого физического упражнения, однако разработка специальных презентаций, фильмов спортивной тематики и создание компьютерных моделей дали учащимся возможность визуально воспринять правильность выполнения того или иного упражнения и сформировать правильный подход в отношении соблюдения здорового образа жизни. Поэтому перед каждым занятием учащиеся должны просмотреть видеоматериал, который соответствует содержанию занятия. Именно поэтому следует разработать специальные технологические лаборатории, оснащенные современным компьютерным оборудованием, которые должны создавать специальные программы для модернизации процесса физического воспитания и коррекции выполнения определенных двигательных упражнений [3, С. 28].

Интегрированные технологии - относительно новая разновидность инновационных технологий, который предполагает, что преподаватель по возможности четко определяет реакции, понятия, идеи и навыки, которые должны быть усвоены учениками, а затем с помощью многостороннего подхода помогает им направить собственную деятельность на дос-

тижение этих целей. При этом ученик может действовать в собственном темпе, заполняя пробелы в своих знаниях или пропуская тот материал, который хорошо усвоенным и закрепленным практикой.

Преподаватель физического воспитания, который выступает в роли педагога-новатора, должен совершенствовать методику усвоения различных упражнений, разрабатывать новые элементы двигательной активности и обсуждать их с учениками, которые также должны участвовать в этом процессе.

Благодаря стараниям педагогов-новаторов физического воспитания новых орбит достигало искусство физической культуры, им принадлежат разнообразные открытия. На новаторскую педагогическую практику ориентировано и немало представителей науки, которые свои авторские программы реализуют в учреждениях образования не как экспериментаторы, а как учителя и воспитатели. В новаторской педагогике физической культуры многогранно воплощена творческая сущность учебно-воспитательного процесса. Если научная педагогика развивает общие закономерности и теоретические проблемы воспитания, то новаторская творит эффективные педагогические технологии.

Технологии игровой учебы - это такая организация учебного процесса, при которой обучение осуществляется в процессе включения молодых в учебную игру (игровое моделирование явлений, "проживания" ситуации). Этот метод инновационныхтехнологий может быть отображен в организации учебных занятий по физической культуре. Кроме использования традиционных спортивных игр, преподаватель должен разрабатывать ряд необычных двигательных игр с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, при этом эти игры не должны носить сугубо детский характер [5, С. 89]. Подобные игры нужно конструировать на основе включения в их состав тех упражнений, которые являются базовыми для развития физических качеств молодых людей. Так, например, можно построить игру, которая состоит из основных легкоатлетических упражнений. Преподаватель знакомит подчиненных с правилами игры, показывает ее основные двигательныеупражнения или элементы. Во время участия в этой игре ученики учатся выполнять сначала самые простые упражнения. Тот, кто смог освоить этот уровень сложности, переходит к следующему. Следовательно, достигается необходимый развитие двигательныхумений и навыков. За одноучеб-

ное занятие можно провести игру, которая состоит, как минимум, из семи основных упражнений. Вследствие этого у молодых людей формируется желание усовершенствовать свое здоровье и стать более сильными, ловкими, готовыми преодолевать любые трудности.

Групповые (коллективные) технологии широко применяются в учебном процессе. Особое место эта система будет иметь в том случае, если ее применить к системе физического воспитания. Групповая технология обучения предусматривает такую организацию физического воспитания, при которой обучение определенных упражнений осуществляется в процессе общения между учениками (взаимообучение) в группах. Группа чаще всего состоит из трех и больше молодых людей, по характеру педагогической деятельности может быть однородной и разнородной, мобильной или постоянной. Групповые формы обучения позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс физического воспитания и формируют внутреннюю мотивацию к активному восприятию,усвоению различныхупраж-нений. Так, на определенном занятии по физическому воспитанию преподаватель делит учеников на группы в зависимости от уровня их физической подготовки. Каждый член группы получает задачу изучить определенное физическое упражнение и научить ее выполнять тех учеников, у которых это вызывает определенные трудности.

Особой формой группового обучения могут служить открытые учебные заведения. Они получили широкое распространение на Западе. Их особенностью является то, что значительную часть времени молодые люди проводят за пределами учебного заведения. Преподаватель всегда находится среди подчиненных: советует, подбадривает, контролирует. Молодежь в постоянном контакте с "командой" педагогов, к каждому из которых они могут обратиться за помощью. Особое место открытые учебные заведения занимают в процессе физического воспитания. Ряд упражнений ученики под руководством команды педагогов изучают вне учебного заведения, на природе. При этом они оказываются рядом с природой, постигают красоту и гармонию окружающего мира. Именно такие систематические открытые занятия способствуют более совершенному усвоению разнообразных двигательных элементов. Доказано, что те ученики, которые весной или летом занимаются физическими упражнениями на природе, за пределами учебного заведения, меньше болеют и чувствуют себя бодрее [4, С. 993].

Особым видом инновационныхтехнологий, которые могут применяться в физическом воспитании, есть технологии индивидуализации процесса обучения. Это такая разновидность организации учебно-воспитательного процесса, при котором выбор педагогических средств и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности молодых людей, уровень развития их способностей и сформированного опыта. Его основное назначения заключается в том, чтобы обеспечить максимальную продуктивную работу молодежи в существующей системе организации обучения.

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой:

1) преподаватель взаимодействует лишь с одним учеником;

2) один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения.

В первом случае преподаватель разрабатывает комплекс упражнений для ученика и составляет для него индивидуальный комплекс упражнений. Преподаватель непосредственно занимается физической подготовкой учащегося. Во втором случае учащийся самостоятельно выполняет комплекс упражнений, разработанный преподавателем и ведет свой индивидуальный контроль за состоянием своего здоровья.

В заключение, каждый из вышеназванных инновационных методов, которые могут использоваться в физическом воспитании, имеет свое право на существование. Одни методы являются доступными для преподавателей и учеников, другие - из-за своей сложности не приобрели распространения. Однако важно отметить, что большинство из них не являются слишком актуальными в высшихучебныхзаведениях. Поэтому основной целью исследований в этом направлении является изучение всех составляющих инновационных методов и определение их места в системе физической культуры и спорта. Другим важным шагом является разработка новых методов инновационных технологий в педагогической технологии, которые бы позволили существенно усовершенствовать современную систему образования.

Примечания:

1. Власов Е.А. Влияние занятий физической культурой оздоровительной направленности на показатели физического развития / Власов Е.А., Лебединский В.Ю. // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - № 11 (58). -С. 331-336.

2. Зубарев Ю.А. Совершенствование технологии обучения спортивных менеджеров / Ю.А. Зубарев,

И.В. Перфильева, А.Н. Сырбу // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2013. -№1 (22).-С. 106-115.

3. Стрижак А.П. Активизация познавательной деятельности школьников на уроке физической культуры при использовании карточек-заданий в освоении техники прыжка в высоту способом "Фосбери-флоп" / Стрижак А.П., Германов Т.Н. // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 5. -С. 27-31.

4. Шарипова Д.Д. Внедрение здоровьесберегаю-щих технологий в образовательный процесс дошкольников / Д.Д. Шарипова, Г.А. Шахмурова / / Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 993-994.

5. Шерин B.C. Национальные педагогические традиции в преподавании физической культуры в зарубежных вузах: сопоставительный аспект/ B.C. Шерин, Е.А. Шерина //Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 88-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.