Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕДАЧ МЯЧА В СЛОЖНЫХ ИГРОВЫХ УСЛОВИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕДАЧ МЯЧА В СЛОЖНЫХ ИГРОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ПЕРЕДАЧА МЯЧА / СЛОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич, Ходус Денис Вячеславович, Насонов Владимир Владимирович

В настоящем сообщении приводится один из способов совершенствования передач мяча в сложных условиях в волейболе. К числу важных элементов тактической подготовленности волейболистов справедливо относят выполнение вторых передач мяча. Вторые передачи являются связующим звеном между всеми элементами игры. От качества вторых передач зависит: обеспечение благоприятных условий для подготовки и организации индивидуальных и коллективных действий нападающих игроков; быстрота решения технико-тактических задач нападения (например, обеспечение возможности партнёру действовать на опережение соперников) игры блокирующих и наконец - результативности нападающих действий команды в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич, Ходус Денис Вячеславович, Насонов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING IMPROVEMENT OF QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS WHEN PERFORMING SETTING THE BALL IN DIFFICULT GAME CONDITIONS

This report provides one of the ways to improve ball transfers in difficult conditions in volleyball. Among the important elements of tactical preparedness of volleyball players, the execution of second passes of the ball is rightly attributed. The second gear is the link between all the elements of the game. The quality of the second passes depends on: providing favorable conditions for the preparation and organization of individual and collective actions of attacking players; the speed of solving the technical and tactical tasks of the attack (for example, enabling the partner to act ahead of the opponents) of the blocking game and, finally, the effectiveness of the attacking actions of the team as a whole.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕДАЧ МЯЧА В СЛОЖНЫХ ИГРОВЫХ УСЛОВИЯХ»

6. Schetinina, S.Yu. (2016), Integrated educative physical-sports environment: monograph, Publishing House of Pacific National University, Khabarovsk.

Контактная информация: Shetinina65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2022

УДК 796.325

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕДАЧ МЯЧА В СЛОЖНЫХ ИГРОВЫХ УСЛОВИЯХ

Юрий Николаевич Эртман, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Вячеславович Ходус, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Владимир Владимирович Насонов, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Тюмень

Аннотация

В настоящем сообщении приводится один из способов совершенствования передач мяча в сложных условиях в волейболе. К числу важных элементов тактической подготовленности волейболистов справедливо относят выполнение вторых передач мяча. Вторые передачи являются связующим звеном между всеми элементами игры. От качества вторых передач зависит: обеспечение благоприятных условий для подготовки и организации индивидуальных и коллективных действий нападающих игроков; быстрота решения технико-тактических задач нападения (например, обеспечение возможности партнёру действовать на опережение соперников) игры блокирующих и наконец - результативности нападающих действий команды в целом. Ключевые слова: волейбол, передача мяча, сложность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p614-620

TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING IMPROVEMENT OF QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS WHEN PERFORMING SETTING THE BALL IN DIFFICULT GAME CONDITIONS

Yuri Nikolaevich Ertman, the candidate of pedagogical sciences, docent, Denis Vyacheslavo-vich Khodus, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk; Vladimir Vladimirovich Nasonov, the candidate of pedagogical sciences, docent,

Tyumen State University, Tyumen

Abstract

This report provides one of the ways to improve ball transfers in difficult conditions in volleyball. Among the important elements of tactical preparedness of volleyball players, the execution of second passes of the ball is rightly attributed. The second gear is the link between all the elements of the game. The quality of the second passes depends on: providing favorable conditions for the preparation and organization of individual and collective actions of attacking players; the speed of solving the technical and tactical tasks of the attack (for example, enabling the partner to act ahead of the opponents) of the blocking game and, finally, the effectiveness of the attacking actions of the team as a whole. Keywords: volleyball, ball passing, complexity.

ВВЕДЕНИЕ

Современный волейбол отличается динамизмом насыщенности и быстротой смены игровых ситуаций. Это требует формирования у игроков специальной подготовленности к ведению игровых действий [1]. Она содержит комплекс физической, технико-тактической подготовленности, умений и навыков интеллектуального плана, содержаще-

го быстроту и правильность восприятия возникающих ситуаций, их объективную оценку, оперативное принятие решений и точное их осуществление в условиях активного противодействия соперников и высокого дефицита времени. Такие особенности деятельности волейболистов позволяют отнести её к числу экстремальных [2].

От качества организации тренировочного процесса, эффективности системы тренировочных воздействий зависит весь процесс подготовки юных игроков. Важная роль здесь принадлежит использованию специальных средств обучения и тренировки. В их состав входят различные технические устройства, компьютерная техника, тренажёры, приборы и приспособления [3, 4]. В то же время анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной разработанности этого раздела подготовки, несмотря на очевидную его актуальность [5, 6]. В связи с этим, обнаружена проблемная ситуация, требующая решения вопросов научно-методического обеспечения процесса формирования подготовленности волейболистов при выполнении вторых передач мяча, необходимость поиска педагогических средств, способствующих ускорению и повышению качества такой подготовленности.

Проблема исследования заключается в недостатке научных данных об эффективности выполнения передач квалифицированными волейболистами в сложных игровых ситуациях.

Задачи исследования:

1. Разработать комплексную методику совершенствования технико-тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча.

2. Выполнить апробацию и анализ эффективности разработанной методики совершенствования технико-тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча в соревновательной деятельности.

Объект исследования: тренировочный процесс и соревновательная деятельность волейболистов.

Предмет исследования: совершенствование технико-тактической подготовки квалифицированных волейболистов при выполнении передач мяча в сложных игровых условиях.

МЕТОДИКА

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, педагогические наблюдения, экспертная оценка, педагогический эксперимент, статистический анализ экспериментальных данных.

Исследование проводилось в мужской волейбольной команде «МГТУ» г. Москва. В эксперименте принимали участие волейболисты в количестве 28 человек: экспериментальная группа - 14 человек (команда МГТУ), контрольная группа - 14 человек (команда «Искра»), не разделяя на игровые амплуа. Были проведены исследования подготовленности игроков экспериментальной группы на начальном этапе исследования после организации тренировочного процесса с использованием рассмотренной методики повышения точности выполнения передач мяча в различных условиях, рекомендаций, учитывающих физическое психическое и эмоциональное состояние спортсменов. Исследования проводились в условиях повседневной работы спортивного клуба, как во время проведения тренировок, так и во время соревнований. Чтобы не нарушать привычный ход тренировок, не создавать новых условий, не возбуждать спортсменов, тренировки проводились в обычном режиме, без дополнительных установок. Полученные результаты записывались в протоколы. В исследование входила оценка точности передач игроками с целью определения технической (проведение эксперимента в модельных условиях) и тактической подготовки (проведение эксперимента в соревновательной деятельности). Для пояснения

сложности игровых условий был проведен анализ литературных данных [3, 7], а также результаты собственных наблюдений и мнений тренеров команд высшей лиги «А» (рисунок 1).

Рисунок 1 - Уровни сложности выполнения передач в «края» сетки относительно волейбольной площадки.

На представленном рисунке 1 представлены данные об условиях выполнения передач мяча на волейбольной площадке. Градация уровней основывается на дальность полета мяча, то есть чем дальше расстояние от цели, тем сложнее попадать в заданную точку площадки. Также мы не учитывали способ выполнения передачи и очередность (первая или вторая), а лишь правильность её выполнения и возможные варианты организации нападающих действий собственной команды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для повышения точности выполнения передач в различных условия нами была разработана методика совершенствования технико-тактической подготовленности волейболистов при выполнении передач мяча. При создании комплекса учитывались требования к технических средствам и методики их применения в спортивных играх и опыт создания подобных средств, накопленный на нашей кафедре. Принципиальное отличие предлагаемой конструкции целевой мишени в том, что в отличие от статических мишеней, (В.А. Усков, 2014; А.А. Гераськин и соавт, 2002), в ней предусмотрена возможность для изменения угла атаки при попаданиях мяча после передач мяча. Это создаёт возможность универсального подхода к тренировке передач и действий по страховке нападающих игроков.

Применение разработанного подхода велось в период с октября 2019 г. по март 2020 года, всего было проанализировано 8 туров чемпионата России среди команд высшей лиги «А» - 32 игры.

Упражнения, входящие в состав методики в межтуровом пространстве (от 13 до 22 дней), распределялись неравномерно (рисунок 2).

Как видно на рисунке 2, большая часть тренировочного времени уделялась совершенствованию технико-тактической подготовки волейболистов с применением технического средства - 25%. Все упражнения по физической подготовке находятся в равных до-

лях по 15%. Все по развитию физических качеств применялись в подготовительной части занятия от 25 до 30 минут, каждый из представленных комплексов был применен 1 раз в течение микроцикла. Упражнения, направленные на повышение точности передачи, как индивидуальные, так и групповые, применялись 1 или 2 раза в микроцикле в зависимости от длительности межтурового пространства.

■ Специальные упражнения для развития мышц рук.

■ Упражнения для развития быстроты реакций и быстроты ответных действий

■ Развитие быстроты передвижений

■ Индивидуальные упражнения с мячом (техническое средство)

■ Групповые упражнения с мячом (в парах, тройках)

Рисунок 2 - Процентное распределение упражнений в межтуровом пространстве чемпионата России сезона

2019-2020 в экспериментальной группе.

Разработанная методика совершенствования технико-тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча была внедрена в тренировочный процесс волейболистов команды «МГТУ» г. Москва (ЭГ). После применения разработанного подхода нами было проведено повторное тестирования показателей развития физических качеств и точности выполнения передач с применением технического средства (таблица).

Таблица - Результаты тестирования физической и технико-тактической подготовленности квалифицированных волейболистов после эксперимента_

Рез. в начале педагогиче- Рез. в конце педагогиче-

№ Тест ского эксперимента Р ского эксперимента Р

КГ (п=12) ЭГ (п=12) КГ (п=12) ЭГ (п=12)

Х±т Х±т Х±т Х±т

1 Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами, см 70±9,4 69±12,5 <0,05 74±10,8 76,1±9,5 <0,05

2 Бег 92 м «ёлочкой», с 23,3±1,8 23,2±1,7 >0,05 22,5±0,5 22,2±1,0 <0,05

3 Бег 30 м с изменением направления (5х6 м), с 10,7±0,7 10,4±0,9 >0,05 11±0,7 10,0±0,8 <0,05

4 Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (сидя), м 7,8±0,5 7,7±0,3 <0,05 8,0±0,5 8,4±0,4 <0,05

5 Тестирование точности с применением целевой мишени, кол-во 13±6,5 12±5,8 <0,05 14±4,8 16±3,1 <0,05

По данным в таблице мы наблюдаем прирост по всем исследуемым показателям как к КГ, так и в ЭГ. В первом тесте «Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами» прирост показателя составил 4 см в КГ и 7,1 см ЭГ при р<0,05. В тестах на определение координации и быстроты движений наблюдается незначительный прирост в обеих группах, однако статистически достоверный (р<0,05). Обращаем ваше внимание на тест «Тестирование точности с применением целевой мишени», где показатели прироста в КГ составили одно точное попадание, а ЭГ 4 попадания при р<0,05. Несмотря на невысокие показатели прироста отмечаем, что у волейболистов высокого класса прирост показателей, даже незначительный, дается очень сложно, так как физическое развитие находится на высоком уровне. Многие игроки стараются поддержать имеющийся высокий уровень длительное время, при этом, не ставя цель повышения результатов, то есть стабилизация

показателей позволит сохранить им спортивное долголетие.

Для проверки эффективности разработанной методики совершенствования технико-тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча в соревновательной деятельности. Мы провели анализ игр исследуемых команд в сезоне 2019-2020

КГ ■ ЭК

Рисунок 3 - Динамика показателей точности передач игроками контрольной и экспериментальной групп в сезоне 2019-2020 гг.

Из представленного рисунка 3. видно, динамика точности передач в соревновательной деятельности не стабильна. Так, контрольная группа имела в начале исследования показатель равный 83%, затем в первой половине чемпионата результаты точности достигали 90%, затем мы наблюдаем спад до 72% и после этого спада игроки команды не показывали результатов точности передач выше 81%. При этом хотелось бы отметить, что все основные игроки контрольной группы не имели крупных травм, а их стартовый состав на протяжении всего сезона был стабилен. Что касается показателей экспериментальной группы, то мы видим плавный прирост показателей точности передачи, так результат в начале исследования был 78%, а по ходу сезона достигал более 90% и при этом, не опускался за 80%, что говорит не только приросте точности передаче, но и о стабильности исследуемых показателей. При этом результаты средних показателей точности выполнения передач в соревновательном сезоне равны 80% (КГ) и 86% (ЭГ) при р<0,05.

Таким образом, мы можем констатировать факт эффективности разработанной методики совершенствования технико-тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча в соревновательной деятельности. Тем самым ходе исследования нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу исследования.

ВЫВОДЫ

1. Определено содержание комплексной методики совершенствования технико-тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча, которое включает в себя: специальные упражнения для развития мышц рук; упражнения для развития быстроты реакций и быстроты ответных действий; упражнения для развития быстроты передвижений; индивидуальные упражнения с мячом, с применением технического средства «мишень»; групповые упражнения с мячом (в парах, тройках).

К особенностям методики совершенствования технико-тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча относятся:

- применение технического средства «Мишень», для развития точности выполнения передач у волейболистов в тренировочном процессе;

- необязательная последовательность применения рекомендованных упражнений, так как в зависимости от времени, оставшегося до игр, можно менять порядок комплексов или использовать сопряжённый метод тренировки при развитии точности.

- ориентирами для установки технического средства на сетке является сложность исходных положений или условий выполнения передач квалифицированными волейболистами.

2. Эффективность разработанной методики совершенствования технико-тактической подготовки волейболистов при выполнении передач мяча в соревновательной деятельности доказана в ходе педагогического эксперимента, о чем свидетельствует:

- прирост показателей в тесте «Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами» прирост показателя составил 4 см в КГ и 7,1 см ЭГ при р<0,05;

- прирост показателей в тесте «Тестирование точности с применением целевой мишени», где показатели прироста в КГ составили одно точное попадание, а ЭГ 4 попадания при р<0,05;

- прирост результатов средних показателей точности выполнения передач в течение соревновательного сезона 2019-2020 гг., которые составили 80% (КГ) и 86% (ЭГ) при р<0,05.

ЛИТЕРАТУРА

1. Усков В.А. Теория и методология научного обоснования закона обучения связующих игроков в волейболе / В.А. Усков // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5. -URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33916 (дата обращения: 21.12.2022).

2. Шулятьев В.М. Влияние моделей тренировочных занятий разной степени адекватности соревновательному игровому противоборству на функциональное состояние организма волейболистов / В. М. Шулятьев, О. В. Тимофеева, В. В. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 243-247.

3. Эртман Ю.Н. Влияние метода круговой тренировки на развитие физических качеств юных волейболистов / Ю.Н. Эртман, Я.И. Крицкая // Организационно-методические аспекты подготовки спортсменов : материалы V научно-практической конференции преподавателей и аспирантов, посвященной 60-летию факультета спорта : Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. -Омск, 2017. - С. 161-166.

4. Эффективность совершенствования технико-тактических действий у квалифицированных волейболистов с помощью основных и вспомогательных средств тренировки / А.В. Родин, Д.А. Ковыряев, А. Привалова, М.К. Кистерная, В.В. Биткин // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы XV Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2021. - С. 234-238.

5. Эффективность теоретической подготовки квалифицированных волейболистов при совершенствовании технико-тактических действий в защите / И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов, Ю.Ю. Карева, В.П. Губа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 4. С. - 80-85.

6. Родин А.В. Совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов в игровых видах спорта на основе средств развития двигательной реакции / А.В. Родин // Олимпийский спорт и спорт для всех. материалы XXV Международного научного конгресса : в 2 ч.. - Минск, 2020. - С. 494-501.

7. Красникова О.С. Оценка готовности волейболисток школьной команды к игровой деятельности связующего игрока / О.С. Красникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №. 11 (141). - С. 93-98.

REFERENCES

1. Uskov, V.A. (2014), "Theory and methodology of scientific substantiation of the law of training connecting players in volleyball", Modern scientific research and innovation, available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33916 (date of access: 12/21/2022).

2. Shulyatiev, V.M., Timofeeva, O.V. and Ivanov, V.V. (2017), "Influence of models of training sessions of varying degrees of adequacy to competitive game confrontation on the functional state of the

body of volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 243-247.

3. Ertman, Yu.N. and Kritskaya, Ya.I. (2017), "Influence of the circular training method on the development of physical qualities of young volleyball players", Organizational and methodological aspects of training athletes: materials of the V scientific and practical conference of teachers and graduate students dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Sports: Siberian State. University of Physics culture and sports, Omsk, 2017. - pp. 161-166.

4. Rodin, A.V., Kovyryaev, D.A., Privalova A., Kisternaya, M.K., and Bitkin, V.V. (2021), "The effectiveness of improving the technical and tactical actions of qualified volleyball players with the help of basic and auxiliary means of training", Sports games in physical education, recreation and sports: materials of the XV International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 234-238.

5. Nikolaeva, I.V., Shikhovtsov, Yu.V., Kareva, Yu.Yu. and Guba, V.P. (20190, "Efficiency of theoretical training of qualified volleyball players while improving technical and tactical actions in defense", Proceedings of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 4. Pp. 80-85.

6. Rodin, A.V. (2020), "Improving the technical and tactical skills of athletes in game sports based on the means of developing a motor response", Olympic sport and sport for all, Materials of the XXVInternational Scientific Congress: at 2 part, Minsk, pp. 494-501.

7. Krasnikova O.S. (2016), "Evaluation of the readiness of volleyball players of the school team for the playing activity of the connecting player", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (141), pp. 93-98.

Контактная информация: trener-ertmann@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 796.95+796.022

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ВРЕМЕНЕМ РАЗГОНА РЕЛЬСОВОГО ТРЕНАЖЁРА И СПОРТИВНОГО СНАРЯДА «СКЕЛЕТОН»

Андрей Сергеевич Юрков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация

В исследовании рассматривается взаимосвязь результатов разгона тренажёра на рельсовой эстакаде и скелетона на ледовой трассе, установлена величина и характер этой связи, научно обосновывающей эффективность использования тренажёра как средства тренировки в системе подготовки скелетонистов - юношей 2003 - 2005 года рождения, а также третьего года обучения при отборе спортсменов для участия в соревнованиях.

Ключевые слова: скелетон, корреляция, стартовый разгон.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p620-625

INVESTIGATION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE ACCELERATION TIME OF THE RAIL SIMULATOR AND SPORTS EQUIPMENT "SKELETON"

Andrey Sergeevich Yurkov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian Federal

University, Krasnoyarsk

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The study examines the relationship between the results of the acceleration of the simulator on the rail overpass and the skeleton on the ice track, the magnitude and nature of this relationship, which scientifically substantiates the effectiveness of the use of the simulator as a means of training in the system of training skeletonists - young men born in 2003 - 2005, as well as the third year of study during the selection athletes to compete.

Keywords: skeleton, correlation, starting acceleration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.