Обивалина Мария Сергеевна
старший преподаватель кафедры ТиМ гандбола Российского государственного университета
спорта,молодежи и туризма «ГЦОЛИФК»
РФ,г.Москва Чигарев Николай Николаевич
старший преподаватель кафедры ТиМ гандбола Российского государственного университета
спорта,молодежи и туризма «ГЦОЛИФК»
РФ,г.Москва DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11606 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОПОРНОГО БРОСКА ГАНДБОЛИСТОК 13-14 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ
Obivalina Maria Sergeevna
SSenior Lecturer, Theory and Methodology of Handball, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL
EDUCATION,
SPORT, YOUTH AND TOURISM (SCOLIPE) Russian Federation, Moscow Chigarev Nikolay Nikolaevich
Senior Lecturer, Theory and Methodology of Handball, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL
EDUCATION, SPORT, YOUTH AND TOURISM (SCOLIPE)
Russian Federation, Moscow
IMPROVEMENT OF THE TECHNIQUE OF THE THRESHOLD THROWING OF HANDBALLERS
13-14 YEARS BY USING MULTIMEDIA MEANS
Аннотация
Целью исследования является совершенствование техники выполнения броска в опорном положении гандболистками 13-14 лет на основе использования мультимедийных средств.
Педагогическое наблюдение проводилось с целью выявления особенностей применения мультимедийных средств в тренировочном процессе гандболисток.
Анализ литературных источников показал, что разработано большое различных методических подходов для совершенствования техники броска в гандболе, однако особенности применения мультимедийных средств в гандболе требуют своего дальнейшего исследования. Крайне важно для ежедневной практической работы тренера определить наиболее доступные формы и способы применения средств мультимедиа в разделе обучения и совершенствования техники выполнения игровых приемов.
Abstract
The aim of the study is to improve the technique of throwing in the supporting position by 13-14 year old handball players based on the use of multimedia tools.
Pedagogical observation was carried out in order to identify the features of the use of multimedia tools in the training process of handball players.
An analysis of literature showed that a large number of different methodological approaches have been developed to improve the technique of throwing in handball, but the features of using multimedia in handball require further investigation. It is extremely important for the daily practical work of the trainer to determine the most accessible forms and ways of using multimedia in the training and improving the technique ofplaying game techniques.
Ключевые слова: гандбол, бросок, информационные технологии.
Keywords: handball, throw, information technology.
Информационная технология (ИТ) - практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность способов, средств и методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, применения и ретрансляции информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.
К средствам информационных и коммуникационных технологий относят программные, программно-аппаратурные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной (или какой-либо иной), вычислительной техники, современных средств и систем получения и транслирования информации и информационного обмена, а также обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче
и продуцированию информации и доступ к информационным ресурсам.
В настоящее время можно выделить направления использования информационных технологий в физической культуре и спорте. Итак, информационные и компьютерные технологии применяются:
- в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания и повышающего его эффективность. При этом реализуются возможности программно-методического обеспечения современных компьютеров в целях сообщения знаний, моделирования учебных, тренировочных и соревновательных ситуаций, осуществления контроля за результатами обучения;
- в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления тренировочным процессом в спортивных организациях и т.п.;
- в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, тестирования физического, умственного, функционального и психологического состояний спортсменов;
- в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов соревнований и научных исследований;
- в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр;
- при организации мониторинга физического состояния и здоровья различных контингентов занимающихся.
За последние годы информатизация современного общества обретает все новые и новые масштабы с каждым днем. На сегодняшний день подготовка не только профессиональных, но и юных спортсменов, все чаще строится с использованием самых современных информационных технологий.
Современная вычислительная техника давно вошла в спортивную жизнь. Цифровое видео, цифровые табло и проекционная техника, а также различные измерительные системы широко используются на всех крупных соревнованиях.
На начальной стадии внедрение ИТ в планирование тренировочного процесса шло по пути создания систем управления базами данных, позволяющих хранить и осуществлять поиск адекватных средств тренировки. В настоящее время оптимизация планирования подготовленности спортсмена идет по пути создания экспертных систем и программ, близких к ним по содержанию. Экспертные системы - это сложные программные комплексы, интегрирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот опыт для консультации менее квалифицированных пользователей. По мнению разработчиков экспертных систем, этот тип прикладных программных продуктов наиболее соответствует решению задач такого типа.
Информационные технологии в оценке спортивных результатов и соревновательных нагрузок
При проведении соревнований уровня олимпийских игр применение ИТ обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработку
большого количества информации.
На Олимпийских играх в Атланте была впервые использована передача данных о результатах соревнований через сеть Интернет. Сейчас же мы можем смотреть не только результаты, но и сами соревнования в режиме он-лайн. Помимо работы с большими информационными массивами персональные компьютеры используются для статистической обработки результатов соревнований. Это
особенно важно для тех видов спорта, в которых результат спортсмена оценивается судьями-экспертами.
Информационные технологии в диагностике состояния и подготовленности спортсменов
В последние годы во всём мире одним из наиболее признанных способов коррекции движений в спорте стал так называемый анализ движений человека (Human Motion Analysis).
В настоящее время анализ движений применяется при долгосрочном планировании тренировочного процесса, наблюдениях за текущими изменениями физического состояния спортсмена, коррекции и отработке основных типов техники движений, изучении травматических механизмов, а также в целом ряде исследований, связанных с разработкой разных видов спортивного оборудования.
Наиболее доступным до недавнего времени был способ так называемого визуального анализа характеристик движений спортсмена, уязвимым звеном которого была зависимость от точности истолкования тренером собственных эмпирических наблюдений. Основное ограничение данного визуального анализа связано с невозможностью одновременного и непрерывного наблюдения за различными частями тела спортсмена в процессе движения. Кроме того, наблюдения, производимые только под одним углом зрения, могут вызвать ошибки в интерпретации, тем более что человеческий глаз не способен уловить некоторые важные нюансы движений, превышающих по скорости ^ секунды (83 мс).
Специализированный инструментарий для количественного исследования двигательной функции в спорте стал доступен специалистам с появлением ряда современных технологий, позволяющих получить точные данные большинства характеристик движений спортсмена, таких как углы поворотов в суставах, угловые скорости и ускорения (при кинематическом анализе); расчёт силы реакции опоры, моментов сил в суставах и энергий (при кинетическом анализе).
Одной из наиболее эффективных среди этих технологий стали системы анализа движений (известные на Западе, как motion capture (захват движения) или система регистрации движения), принцип работы которых состоит в создании трёхмерной модели движущегося человеческого тела с возможностью математического анализа различных аспектов исследуемой локомоции. Использование подобных систем «захвата движения» позволило получать объективные и точные количественные данные, наглядную их интерпретацию, что существенно повлияло на эффективность принимаемых решений.
Рисунок 1.
Пример технологии биомеханического анализа и создания трехмерной модели движения человека
Именно поэтому лаборатории так называемого «анализа движений», стали безусловным стандартом в современной спортивной медицине. Существуют несколько видов таких систем: магнитные, механические и оптические. Наиболее приемлемыми для спортивных исследований с точки зрения гибкости применения и точности измерений считаются оптические системы.
Например, в Университете Джона Мура в Ливерпуле (John Moore University) с помощью систем анализа движения Qualisys проводились исследования наиболее типичных способов движения в футболе в связи с фактором их потенциальной травматичности для спортсменов. Особое внимание уделялось изучению травматических механизмов в коленных и голеностопных суставов при внезапной остановке, разных видах поворота, подсечке и т.д.
Для разработки экспериментальной программы было предварительно проведено педагогическое тестирование.
Педагогическое тестирование до эксперимента позволило оценить степень владения гандболист-ками 13-14 лет броском в опорном положении и зафиксировать основные ошибки.
Видеокамера располагалась поперечно от направления броска. Также результаты выполнения
броска фиксировались в протокол выполнения бросков.
Броски в опорном положении выполнялись с расстояния 9 метров до линии ворот (линия свободных бросков).
Бросок №1 выполнялся по центральной линии игровой площадки. Бросок №2 с правого фланга, а бросок №3 соответственно с левого.
Броски из опорного положения имеют своё преимущество при их применении с закрытых от вратаря позиций с близких и дальних дистанций, что определяет их существенную роль и в клад в результативность команды.
Обе группы работали с набивными мячами 2 раза в неделю (50 бросков из различных положений за тренировочное занятие с последующим коротким ускорением).
Также в экспериментальную программу вошли броски облегченного мяча 3 раза в неделю (50-60 бросков) и 30-40 бросков стандартного гандбольного мяча.
Гандболистки экспериментальной группы выполняли контрольные броски с 3-х позиций, которые фиксировались видеокамерой планшета. Используя программу Coach's Eye (Рисунок 2), были выделены типичные ошибки при выполнении опорного броска (в суставных углах).
Рисунок 2.
Пример анализа техники опорного броска с помощью экспресс-анализа в программе Coach 's Eye
Далее, используя функцию замедленного показа эти ошибки разъяснялись гандболисткам, после чего следовали повторные броски по воротам.
Всего за тренировку каждой спортсменке экспериментальной группы осуществлялся показ до 56 бросков (15-30 секунд для видеопоказа и дальнейших рекомендаций спортсмену).
Видеосъемка является эффективной методикой совершенствования техники метания мяча в связи с тем, что является доступной и занимает мало времени т.к. можно демонстрировать спортсменам полученное видео с замедленной съемкой, а
затем дать конкретные указания по устранению выявленной или выявленных ошибок.
Более детальный анализ техники бросков мяча осуществлялся с помощью программы Бай^И. Данная программа характеризуется своей доступностью и легкостью в применении.
Бай^И применялся для анализа получаемого во время тренировки видео. Результаты демонстрировались спортсменкам экспериментальной группы до тренировки по совершенствованию техники выполнения опорных бросков на протяжении 10 минут.
Таблица 1.
Результаты оценивания техники бросков мяча экспертами до и после педагогического эксперимента
Группа (n=14) Средний балл (до эксп.), x±c Средний балл (после эксп.), x±c Достоверность различий (p) Коэф Спир-мена, R
Бросок №1 КГ 4,8±0,5 6,5±0,6 P<0,05 0,73
ЭГ 4,7±0,4 8,6±0,9 P<0,05 0,81
Бросок №2 КГ 4,6±0,4 6,4±0,6 P<0,05 0,75
ЭГ 4,6±0,4 8,1±0,7 P<0,05 0,82
Бросок №3 КГ 4,4±0,4 6,3±0,6 P<0,05 0,64
ЭГ 4,5±0,4 8,2±0,8 P<0,05 0,75
В таблице 1 отражены результаты выполнения бросков до и после эксперимента в обеих группах.
Как видно по данным таблицы, оценки экспертов за технику выполнения бросков гандболист-ками экспериментальной группы во всех трех бросках по окончании эксперимента выше по отношению к результатам гандболисток контрольной группы.
Всего технику анализировали 3 эксперта. Коэффициент конкордации составил значение, равное 0,86. Данный показатель говорит о высокой согласованности мнений экспертов.
На рисунках 5, 6, 7 показана динамика оценки техники выполнения опорных бросков из различных положений.
Шесть камер MacReflex (частота 120 Ш) были использованы для воссоздания трёхмерных координат бедра, колена и лодыжки при поворотах на 45
и 135 градусов. Повороты производились на встроенной в пол лаборатории динамометрической платформе компании Kistler, что позволило увязать информацию о положении нижней конечности с данными реакции опоры. Целью исследования была оценка и отработка оптимальности движений футболиста.
Высокоскоростная запись ключевых моментов движения спортсменов дает тренеру неоценимую информацию о специфике движений отдельного спортсмена, позволяя выявлять проблемные области и выстраивать программу тренировок с учетом конкретных, порой скрытых от глаз, индивидуальных особенностей движения последнего. Кроме того, возможность сравнивать эти движения с эталонными является наглядным пособием, позволяющим значительно улучшить текущие показатели.
Основной Основной Основной Основной Основной
¡3 Основной
Основной Основной Основной Основной Основной
Контрольная группа
До экспер.
После экспер.
Рисунок 3. Динамика оценивания опорного броска №1 в контрольной и экспериментальной группах
На рисунке 3 представлена динамика показателей техники выполнения опорного броска, который выполнялся по центральной линии ворот. Спортсменки контрольной группы до эксперимента показали средний балл - 4,8, по окончании экспери-
мента - 6,5. В экспериментальной группе до эксперимента средний балл составил 4,7, по окончании эксперимента - 8,6.
В контрольной группе рост показателей составила 35,4%, а в экспериментальной 79,2%.
e; e; m
LQ
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Основной
Контрольная группа
До экспер.
После экспер.
Рисунок 4.
Динамика среднего оценивания опорного броска мяча №2 в контрольной и экспериментальной группах
На рисунке 4 представлены результаты выполнения опорного броска №2. До эксперимента спортсменки обеих групп получили средний балл, равный 4,6. Однако после эксперимента в контрольной группе средний результат составил 6,4 балла, в экспериментальной - 8,1 балла. Динамика показателей в контрольной группе составила 39,1%, в экспериментальной - 76,1%.
Основной
Основной
Рисунок 5 отражает динамику выполнения броска №3. До эксперимента в контрольной группе средний балл - 4,4, в экспериментальной - 4,5. После эксперимента средний балл в контрольной группе - 6,3, в экспериментальной - 8,2. Прирост в контрольной группе - 43,2%, в экспериментальной - 82,2%.
Основной
Основной
е; е; го LO
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Контрольная группа
До экспер.
После экспер.
Рисунок 5.
Динамика среднего оценивания опорного броска мяча №3 в контрольной и экспериментальной группах
Техника броска с центральной позиции, как и техника броска с левой и с правой позиции у ганд-болисток контрольной группы также стали выше: в 1-м броске - на 1,7 балла; во 2-м броске - на 1,8 балла; в 3-м броске - на 1,9 балла. Техника выполнения аналогичных бросков у гандболисток экспериментальной группы стали значительно выше, чем в контрольной: в 1-м броске - на 3,9 балла; во 2-й броске - на 3,5 балла;
в 3-м броске - на 3,7 балла.
Таким образом, по окончании эксперимента получены достоверные приросты показателей техники выполнения бросков гандболистками и контрольной, и экспериментальной групп. При этом наиболее высокие показатели роста качества выполнения бросков в безопорном положении продемонстрировали гандболистки экспериментальной группы (Рисунок 6).
Прирост показателей техники, %
90 80 70 60 50 40 30 20 10
1-й бросок
2-й бросок
3-й бросок
I КГ ИЭГ
Рисунок 6. Динамика показателей техники выполнения броска в безопорном положении гандболистками
13-14 лет КГ и ЭГ к окончанию эксперимента
Результаты, которые были получены в ходе эксперимента являются достоверными и позволяют предположить об эффективности экспериментальной методики.
Выполнение бросков гандболистками мячами разного веса при совершенствовании техники привело также и к некоторому росту скоростно-сило-вых возможностей гандболисток.
Далее была проведена оценка динамики ско-ростно-силовых способностей гандболисток контрольной и экспериментальной групп.
В таблице 2 приведена динамика скоростно-силовых способностей. Прыжок в длину с места в контрольной группе стал лучше на 10,5 см, в экспериментальной на 9,2 см (Рисунок 7).
Дальность броска набивного мяча (Рисунок 8) также имела положительную динамику в обеих группах: в контрольной группе рост показателя составил 1,5 м, в экспериментальной - 1,4 м.
Таблица 2.
Показатели выполнения гандболистками теста «Прыжок в длину с места» и «Толкание гандболь-_иок) мяча (1кг) двумя руками» до и после педагогического эксперимента_
Группа (n=14) (до эксп.), X±G (после эксп.), X±G Достоверность различий (p) Коэф Спир-мена, R
Прыжок в длину с места, см КГ 184,3±17,3 194,8±18,1 P<0,05 0,84
ЭГ 187,5±17,9 196,7±19,2 P<0,05 0,91
Бросок набивного мяча, м КГ 6,2±0,6 7,7±0,7 P<0,05 0,78
ЭГ 6,4±0,6 7,8±0,8 P<0,05 0,88
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Контрольная группа
До экспер.
После экспер.
Рисунок 7. Динамика показателей теста «Прыжок в длину с места» у гандболисток контрольной и экспериментальной группы
Полученные результаты свидетельствуют о том, что результаты тестирования скоростно-сило-вых способностей в контрольной и экспериментальной группах выросли в обоих тестах. На рисунках 9 и 10 отражена динамика скоростно-силовых
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
способностей в обеих группах и не было выявлено существенной разницы между спортсменками обеих групп как до, так и после эксперимента.
Контрольная группа
До экспер.
После экспер.
Рисунок 8. Динамика показателей теста «толкание гандбольного мяча (размер №2) двумя руками из положения сидя»
Полученные результаты оценки скоростно-си- более выраженную динамику техники броска в экс-ловых способностей после окончания экспери- периментальной группе гандболисток по сравне-мента исключают их непосредственное влияние на нию с контрольной. В связи с этим можно сделать
предположение, что более положительная динамика при оценке техники опорного броска связана с применением видеосъемки и дальнейшего видеоанализа.
Возможность спортсменок экспериментальной группы наглядно видеть свои ошибки при выполнении броска позволяет повысить качество методики совершенствования техники опорного броска. Таким образом, роль видеосъемки и видеоанализа техники как эффективного мультимедийного средства контроля за техникой трудно переоценить и необходимы дальнейшие более детальные исследования по данному вопросу.
Эффективная методика совершенствования техники опорного броска должна строиться с применением мультимедийных средств. Для анализа и дальнейшего совершенствования технико-тактического мастерства гандболисток в ходе тренировочного занятия методика применения мультимедийных средств включала практическое выполнение тренировочных бросков, видеозапись контрольных бросков программой Coach's Eye, экспресс оценку техники выполнения бросков и демонстрации полученного изображения спортсменкам. Исправление технических ошибок в этом случае происходит сразу в ходе выполнения упражнений.
Список литературы:
1. Агашин, Ф.К. Биомеханика ударных упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 207 с.
2. Акрамов Ж.А. Физическая подготовленность - условие и фактор высокого спортивного мастерства гандболистов /Ж.А. Акрамов //Инновационные технологии в спорты высших достижений: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. - СПб., 2011. - С.10-14.
3. Алешин, Л.И. Информационные технологии: учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2010. - 384 с.
4. Биомеханические основы техники выполнения гандбольных бросков различными способами /Петрачева И.В. [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). -С. 181-186.
5. Донской Д.Д., Зациорский В.М., Биомеханика: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 264 с.
6. Ясин, К.Б. Индивидуализация процесса совершенствования техники бросков гандболистов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ясин Кайс Бассам Мустафа; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". - Москва, 2017. - 24 с.: ил.
7. Ясин, К.Б. Формирование требований к биомеханическим характеристикам техники выполнения гандбольных бросков в опорном положении / К.Б. Ясин, И.В. Петрачева, Ю.Н. Котов // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. - С. 99101.