Научная статья на тему 'Совершенствование техники бега конькобежцев с помощью сбалансированной посадки'

Совершенствование техники бега конькобежцев с помощью сбалансированной посадки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА БЕГА НА КОНЬКАХ / КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА БЕГА НА КОНЬКАХ / SKATING TECHNIQUE / "СБАЛАНСИРОВАННАЯ ПОСАДКА" / "BALANCED LANDING" / КОНЬКОБЕЖЦЫ / SKATERS / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНОГО БЕГА / BIOMECHANICAL FEATURES OF HIGH-SPEED RUNNING / ГРАФИК БЕГА / RUNNING SCHEDULE / CLASSICAL TECHNIQUE OF RUNNING ON SKATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина Ирина Николаевна, Орешкин Александр Сергеевич

Статья посвящена актуальным вопросам совершенствования техники бега на коньках на основе современных тенденций на международной арене ведущих конькобежцев мира. А именно применение С. Педерсоном на Чемпионате Европы по конькобежному спорту на дистанции 10000 м нового элемента техники бега, который заключается в том, что кисти рук опираются на колени спортсмена, тем самым создавая опору для плечевого пояса, которой нет в классической схеме. В научном труде представлены результаты исследования «сбалансированной посадки», предложенной А. А. Стафеевым для совершенствования техники бега конькобежцев для повышения уровня спортивных результатов на различных дистанциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орешкина Ирина Николаевна, Орешкин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the technique of skaters running with a balanced landing

The article is devoted to topical issues of improving the technique of running on skates on the basis of modern trends on the international world of leading skaters of the world. Namely, the application of S. Pederson at the European Speed Skating Championships at a distance of 10,000 m of a new element of running technique, which consists in that the hands rest on the athlete's knees, thereby creating a support for the shoulder girdle that is not in the classical scheme. The scientific work presents the results of the study of the ";balanced landing" proposed by AA Stafeev for improving the technique of running skaters to improve the level of sports results at different distances.

Текст научной работы на тему «Совершенствование техники бега конькобежцев с помощью сбалансированной посадки»

5. Овчинникова М.В. Методические особенности использования неравенства Коши для решения экстремальных геометрических задач в личностно-ориентированной подготовке будущих учителей математики / М.В. Овчинникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Вып. 53. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Ч. 2. - С. 126-135.

6. Овчинникова М.В. Методические особенности личностно ориентированной подготовки будущих учителей математики к работе над экстремальными геометрическими задачами (метод оценки) / М.В. Овчинникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология.

- Сб. статей: Вып.49. - Ялта: РИО ГПА, 2015. - Ч. 1. - С. 208-216.

7. Овчинникова М.В. Применение приёма оценки максимума или минимума по свойствам геометрической фигуры в решении экстремальных геометрических задач (из опыта подготовки будущих учителей математики) / М.В. Овчинникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Вып. 57. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Ч.1. - С. 141-148

8. Овчинникова М.В. Экстремальные геометрические задачи в личностно ориентированной подготовке будущих учителей математики (метод подбора) / М.В. Овчинникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Вып. 48. - Ялта: РИО ГПА, 2015.

- Ч. 1. - С. 186-194.

9. Протасов В.Ю. Максимум и минимум в геометрии / Протасов В.Ю. - М. МЦНМО, 2005. - 56 с.

10. Тихомиров В.М. Рассказы о максимумах и минимумах [Текст] / В.М. Тихомиров. - 2-е изд., исправленное. - М.: МЦНМО, 2006. - 200 с.

11. Утешев А.Ю. Задача Ферма-Торричелли и её развитие: Электронный ресурс: Режим доступа http://pmpu.ru/vf4/algebra2/optimiz/distance/torri

Педагогика

УДК: 796.91

кандидат педагогических наук Орешкина Ирина Николаевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); тренер первой категории Орешкин Александр Сергеевич

Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по конькобежному спорту имени Лидии Павловны Скобликовой» (г. Челябинск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БЕГА КОНЬКОБЕЖЦЕВ С ПОМОЩЬЮ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ПОСАДКИ

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам совершенствования техники бега на коньках на основе современных тенденций на международной арене ведущих конькобежцев мира. А именно применение С. Педерсоном на Чемпионате Европы по конькобежному спорту на дистанции 10000 м нового элемента техники бега, который заключается в том, что кисти рук опираются на колени спортсмена, тем самым создавая опору для плечевого пояса, которой нет в классической схеме.

В научном труде представлены результаты исследования «сбалансированной посадки», предложенной А. А. Стафеевым для совершенствования техники бега конькобежцев для повышения уровня спортивных результатов на различных дистанциях.

Ключевые слова: техника бега на коньках, «сбалансированная посадка», конькобежцы, биомеханические особенности скоростного бега, график бега, классическая техника бега на коньках.

Annotation. The article is devoted to topical issues of improving the technique of running on skates on the basis of modern trends on the international world of leading skaters of the world. Namely, the application of S. Pederson at the European Speed Skating Championships at a distance of 10,000 m of a new element of running technique, which consists in that the hands rest on the athlete's knees, thereby creating a support for the shoulder girdle that is not in the classical scheme.

The scientific work presents the results of the study of the "balanced landing" proposed by AA Stafeev for improving the technique of running skaters to improve the level of sports results at different distances.

Keywords: skating technique, "balanced landing", skaters, biomechanical features of high-speed running, running schedule, classical technique of running on skates.

Введение. Скоростной бег на коньках обусловлен ростом спортивных результатов, как на международном, так и всероссийском уровнях [8]. Это напрямую связано с прогрессом в области материально-технического, организационно-методического и другого обеспечения [5,6]. Он положительно влияет на процесс спортивной подготовки конькобежцев, а именно на совершенствование техники и тактики бега, разработку и применение новых методик тренировки спортсменов различного уровня подготовленности [2, 3, 4].

По данным современных тенденций в конькобежном спорте отмечено применение нового элемента техники бега по прямой. А именно норвежский конькобежец Sverre Lunde Pedersen на Чемпионате Европы по многоборью, который проходил 08.01.2017 г в Нидерландах, на последних кругах дистанции 10000 м применил необычную технику бега. Основной особенностью является то, что руки не совершают маховое движение, а опираются кистями на колени и помогают выполнять толчок объединенным усилием ног и рук.

А. А. Стафеев определил гипотезу - применение нового элемента техники бега на коньках позволит улучшить спортивные результаты конькобежцев.

В современной литературе по конькобежному спорту данный вопрос недостаточно изучен и требует дальнего исследования.

Целью исследования являлось, выявление целесообразности применения нового элемента техники бега на коньках.

Задачи исследования:

1 Теоретически обосновать необходимость применения нового элемента техники бега на коньках.

2 Проанализировать график бега Педерсена на дистанции 10000 м.

3 Применить технику бега с использованием нового элемента и сравнить ее с общепринятой техникой бега на коньках.

4 Сформулировать педагогические рекомендации.

Организация исследования. Исследование проводилось на кафедре теории и методики конькобежного спорта УралГУФК, МБУ «СШОР по конькобежному спорту им. Л. П. Скобликовой» г. Челябинска, на базе Ледового Дворца «Уральская молния» в период с апреля по июль 2017 г.

Методика исследования. А. А. Стафеев выделяет некоторые биомеханические особенности скоростного бега на коньках в «сбалансированной посадке».

При анализе простейшей биокинематической цепи, моделирующей посадку конькобежца, выявлено, что основная причина перегрузки суставов связана с не замкнутостью рассматриваемой цепи.

Туловище спортсмена является свободным (конечным) звеном, входящим лишь в одну биомеханическую пару, что определяет не замкнутость всей цепи. Известно, что в не замкнутой биокинематической цепи возможны изолированные движения в каждом отдельно взятом суставе [1, с. 41].

А. А. Стафеев считает, что для сохранения постоянной пространственной конфигурации цепи необходимо дополнительное напряжение мышц всех суставов. А это требует значительных дополнительных затрат мышечной энергии спортсмена.

Видоизменение биокинематической цепи путем превращения ее в замкнутую, позволит исключить изолированные движения в отдельно взятых суставах и сохранить только их совместные движения, необходимые для совершенствования толчков коньками. Соответственно, это уменьшит затраты мышечной энергии, расходуемой на поддержание пространственной конфигурации цепи, т.е. на сохранение необходимой геометрической формы посадки конькобежца.

Наиболее логичным, с точки зрения простоты реализации, является вариант частично замкнутой биомеханической цепи с замкнутым контуром, включающим бедра, туловище и руки спортсмена [7, с. 930-932].

Основной особенностью такого варианта посадки состоит в том, что кисти рук опираются на колени спортсмена, тем самым создавая опору для плечевого пояса, которой нет в классической схеме. Таким образом, спина фиксируется двумя опорами: в области таза и в области плеч. Это значительно уменьшает нагрузку на мышцы спины и бедра, сокращает энергетические затраты спортсмена.

Преимуществом такого стиля скоростного бега на коньках является подключение мышц рук (и их энергетической мощности) к выполнению отталкивания ото льда, а также сохранение второй дополнительной опоры для плечевого пояса.

Дополнительная сила движения на колено обеспечивается разгибание руки в локтевом суставе и передается через твердую конструкцию структуру голени непосредственно на голеностоп и далее на конек. Противодействием для рук при ее разгибании служит вес плечевого пояса, а также сила его инерции в момент выполнения толчка рукой.

Трудностью является выполнение движения в одном направлении одноименной руки и ноги, приводящее к дополнительному закручиванию тазобедренного сустава и туловища. Поворот таза вокруг вертикальной оси тазобедренного сустава опорной ноги увеличивает длину шага.

Также трудностью является удержание кистей рук на коленях в сбалансированной посадке при прохождении конькобежцами поворота, т. к. в скрестном шаге для того чтобы кисть руки доставала до колена необходим небольшой поворот плечевого пояса вдоль продольной оси с опусканием левого плеча, такой поворот плеч нуждается в проведении предварительных специальных тренировок.

Выдвинутая гипотеза о применении «сбалансированной посадки» имеет теоретическое обоснование. Следовательно, необходимо ее проверить с помощью педагогических методов исследования.

Результаты исследования. При оценке уровня подготовленности Педерсена были получены следующие результаты.

Первый круг во внимание не берем, так как он пробегается с места без стартового отрезка. Из графика бега следует, что лучшее время Педерсен показал на втором круге, которое составило 31,7 с, худшее на последнем 38,1 с. Среднее дистанционное время составило 32,7 с.

Можно сказать, что конькобежец равномерно бежал дистанцию до 18 круга, где скорость превышала среднюю дистанционную. С 19 круга скорость постепенно снижалась и значительно упала на 22-25 кругах по отношению к средней дистанционной. Следует отметить, что Педерсену не удалось поддержать и повысить время круга после применения им нового элемента техники бега по прямой.

При анализе критерия скоростной выносливости отметим, что среднее время прохождения 1/3 и 2/3 части дистанции одинаковое (32,06 и 32,04 с соответственно). Время последней части дистанции составило 34,15 с, что значительно ниже с предыдущими частями.

Можно сделать выводы, что рассмотренный график бега является следствием недостаточного уровня развития скоростной выносливости или изначально скорость бега была завышена, что отразилось на спортивно-техническом результате конькобежца.

Нами проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие три экспериментальных группы. Сбор информации осуществлялся педагогическими методами: наблюдение, педагогическое тестирование (хронометрирование), опрос.

Первая экспериментальная группа (ЭГ-1) состояла из 4 конькобежцев (1 девушка и 3 юноши), возраст спортсменов 14-17 лет, спортивный разряд - второй и первый, стаж занятий конькобежным спортом 3-5 лет.

Группа на тренировке осуществляла забег на 500 и 1000 м соревновательным методом. Дистанция 500 м состояла из разгона 100 м с места, в котором конькобежцы применяли маховое движение двух рук, и последующее пробегание отрезка 400 м с применением нового элемента техники бега по прямой, т. е. руки находились на коленях и помогали разгибанию ног. По повороту спортсмены применяли общепринятую технику, левая рука за спиной, правая осуществляла маховое движение.

Полученные результаты техники бега в сбалансированной посадке сравнили с результатами классической техники бега в соответствии с таблицей 1.

Результаты отрезка 400 м с ходу конькобежцев ЭГ-1

Испытуемые Результаты бега на отрезке 400 с, с Разница, с

Классическая посадка Сбалансированная посадка

1 32,50 32,99 0,49

2 32,50 33,88 1,38

3 36,00 37,30 1,30

4 42,18 47,23 5,07

Дистанция 1000 м состояла из разгона 200 м с места с применением маховых движений двух рук и последующим пробеганием двух кругов (400 м каждый) с применением нового элемента техники бега по прямой. По повороту спортсмены применяли классическую схему работы рук.

Полученные результаты первого круга сравнили с результатами второго круга, которые представлены в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Результаты отрезка 800 м с ходу конькобежцев ЭГ-1 с применением сбалансированной посадки по

прямой

Испытуемые 1 круг (400 м), с 2 круг (800 м), с Разница между кругами, с

1 32,60 35,23 2,60

2 32,89 35,91 3,02

3 36,02 40,31 4,29

4 38,60 42,20 3,60

Итак, результаты на отрезке 400 м всех конькобежцев ЭГ-1 при применении техники бега в сбалансированной посадке хуже по сравнению с результатами классической техники бега. Техника бега с применением нового элемента на короткой дистанции не подтвердила выдвинутую гипотезу.

Результаты второго круга по сравнению с первым на отрезке 800 м у всех конькобежцев ЭГ-1 хуже. Следовательно, применение нового элемента техники бега по прямой на средней дистанции не позволило конькобежцам пробежать второй круг равномерно по сравнению с первым, что отрицательно отразилось на результате скоростной выносливости.

Также можно предположить, что конькобежцы не освоили новый элемент техники и из-за этого не смогли показать более высокий спортивный результат.

Вторая экспериментальная группа (ЭГ-2) состояла из трех юношей 17-18 лет, имеющих спортивный разряд - первый и кандидат в мастера спорта.

Дистанция 4 км включала разгон 100 м с ходу с двумя руками и последующее пробегание 10 кругов. Первый раз спортсмены бежали дистанцию с применением классического варианта техники бега, а второй раз с применением сбалансированной посадки, как по прямой, так и по повороту. Полученные результаты представлены в соответствии с таблицей 3.

Результаты отрезка 4 км с ходу конькобежцев ЭГ-2

Испытуемые 5 6 7

Вид посадки Классическая Сбалансированная Классическая Сбалансированная Классическая Сбалансированная

График бега

Номер круга Время по к ругам, с

1 37,4 46,0 40,9 43,2 39,9 39,3

2 38,3 45,5 39,7 42,4 41,5 40,9

3 40,0 44,9 39,9 42,7 41,9 42,4

4 41,1 45,3 39,9 42,8 41,7 42,9

5 43,7 45,1 40,0 41,9 42,3 43,8

6 44,9 40,2 39,7 41,2 42,2 42,7

7 42,9 41,8 39,8 41,6 42,0 42,4

8 43,2 43,3 39,4 41,7 42,8 43,4

9 43,1 44,5 38,5 39,8 43,6 42,6

10 37,4 39,5 40,8 43,2 43,3 42,0

Общее время, мин 6.52,0 7.16,1 6.38,6 7.00,5 7.01,2 7.02,4

Max время круга,с 37,4 39,5 38,5 39,8 39,9 39,3

Min время круга,с 44,9 46,0 40,9 43,2 43,6 43,8

Среднее время, с 41,2 43,6 39,9 42,0 42,1 42,2

Таким образом, при анализе графика бега конькобежцев ЭГ-2 на отрезке 4 км выявлено, что у двух спортсменов результаты с применением классического варианта техники бега лучше по сравнению с результатами в сбалансированной посадке. У одного спортсмена спортивные результаты практически одинаковые в рассматриваемых вариантах посадки.

Из наблюдения можно сделать выводы, что испытуемый 7 имеет техническую ошибку - «заваливается на носки», т.е. центр тяжести смещен вперед, а сбалансированная посадка позволила не допустить опускание плеч, тем самым конькобежец распределил центр тяжести более правильно, ближе к центру лезвия конька.

Третья экспериментальная группа (ЭГ-3) состояла из двух конькобежцев (1 девушки и 1 юноши) 17 и 15 лет, имеющих спортивный разряд - первый и второй соответственно.

Дистанция 2500 м включала разгон 100 м с ходу с двумя руками и последующее пробегание 6 кругов. Первый раз спортсмены бежали дистанцию с применением классического варианта техники бега, а второй раз с применением сбалансированной посадки по прямой и по повороту после наступления утомления конькобежцев (по собственному самочувствию) Полученные результаты представлены в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4

Результаты отрезка 2400 м с ходу конькобежцев ЭГ-3

Испытуемые 8 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид посадки Классическая Сбалансированная Классическая Сбалансированная

График бега

Номер круга Время по кругам, с

1 41,5 41,5 36,4 38,1

2 42,4 41,4 38,4 39,2

3 40,7 41,4 40,2 39,8

4 39,8 42,1 39,3 42,8

5 38,6 43,0 39,3 42,4

6 40,1 41,2 38,3 42,2

Общее время, мин 4.03,1 4.10,3 3.51,9 4.04,5

Max время круга,с 38,6 41,2 36,4 38,1

Min время круга,с 42,4 43,0 40,2 42,8

Среднее время, с 40,5 41,7 38,65 40,6

При анализе графиков бега спортсменов выявлено, что применение классической посадки позволяет показывать более высокие спортивные результаты на дистанции 2500 м. Отметим, что испытуемая 8 применила новый элемент техники по прямой и по повороту с третьего круга, это не помогло спортсменке удержать скорость, т.к. время с 3 по 5 круг ухудшалось, только на последнем круге ей удалось финишировать более быстро.

Спортсмен 9 применил новый элемент техники с четвертого круга после наступления утомления, скорость на последующих кругах незначительно увеличилась, но общее время второго забега, с применением сбалансированной посадки, хуже по сравнению с первым.

Все спортсмены трех групп во время опроса, отметили, что новый элемент техники вызвал у них трудности в исполнении сбалансированной посадки.

Выводы:

1 Выдвинутая гипотеза А. А. Стафеевым, обосновывается тем, что применение сбалансированной посадки положительно повлияет на спортивный результат конькобежцев за счет превращения в частично замкнутую биокинематическую цепь с замкнутым контуром, включающим бедра, туловище и руки спортсмена. Это позволит исключить изолированные движения в отдельно взятых суставах, что уменьшит затраты мышечной энергии, расходуемой на поддержание пространственной конфигурации цепи.

2 По данным анализа графика бега Педерсена на дистанции 10000 м выявлено, что спортсмен на последних кругах забега не смог удержать среднюю скорость дистанции, что говорит о низком уровне развития скоростной выносливости или о завышенной изначальной скорости бега. Возможно, допущены ошибки в подготовке конькобежца.

Следует отметить, что применение нового элемента техники бега не повлияло на скорость прохождения 24 и 25 круга, т. е. она не увеличилась и не упала значительно.

3 В тренировочном процессе конькобежцев с помощью соревновательного метода мы применили новый элемент техники бега на короткой, средней и длинной дистанциях. С разными вариантами сбалансированной посадки: только по прямой на протяжении всего отрезка; по прямой и по повороту на протяжении всего отрезка; по прямой и по повороту после наступления утомления, которое определяли сами конькобежцы.

При сравнении двух видов посадки, классический вариант имел значительное преимущество в конечном спортивном результате конькобежцев, за исключением одного спортсмена, который показал одинаковое время в двух забегах на длинной дистанции.

Можно предположить, что спортсмены показали бы более высокий спортивный результат на дистанциях, если бы отрабатывали сбалансированную посадку в тренировочном процессе. Большую трудность представляет отработка скрестного шага по повороту с применением положения рук на коленях, особенно левой ноги.

4 По результатам проведенного исследования нами сформулированы следующие рекомендации.

4.1 Следует исключить вариант применения сбалансированной посадки на коротких и средних дистанциях, так как она отрицательно отразиться на ряде основных факторов, влияющих на спортивно-технический результат:

- снижает аэродинамику из-за более высокого положения плеч;

- уменьшает ускорение при отталкивании во время бега на коньках, т. к. руки не делают маховое движение;

- делает невозможным осуществлять наклон в повороте («крен») на высокой скорости.

4.2 Сбалансированная посадка может положительно повлиять на спортивный результат конькобежцев, имеющих индивидуальную техническую ошибку - центр тяжести смещен на носки. Так как приподнимает плечи и смещает его ближе к пяткам, что является более правильным техническим положением на коньках.

4.3 Допускаем вариант применения сбалансированной посадки на длинных дистанциях, таких как марафон, масс старт, при условии правильной отработки нового элемента техники в тренировочном процессе конькобежцев.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы и требует дальнейшего изучения.

Литература:

1. Донской Д. Д. Биомеханика: учебник для инстит. физич. культуры / Д. Д. Донской, В. М. Зациорский -М: Физическая культура, 1979. - 264 с.

2. Диких К. В. Планирование подготовки конькобежцев в годичном цикле тренировки / Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация. Материалы IV Международного научного конгресса, посвященного 45-летию УралГУФК / К. В. Диких // УарлГУФК. -Челябинск, 2015. - С. 159-162.

3. Мальгин Д. А. Посадка конькобежца и ее особенности / Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры XXIV региональная научно-методическая конференция с международным участием / Д. А. Мальгин // УралГУФК. - Челябинск, 2014. С. 129-130.

4. Мартыненко И. В. Основы обучения двигательным действиям в конькобежном спорте: учеб.-метод. пособие / И. В. Мартыненко, Т. М. Мелихова // Челябинск: УралГУФК, 2009. - 48 с.

5. Орешкина И. Н. Организационно-методические предпосылки реализации трехцикловой периодизации тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежцев в условиях крытых катков / И. Н. Орешкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. - № 3 - С. 68-72.

6. Орешкина И. Н. Программное обеспечение подготовки высококвалифицированных конькобежцев / И. Н. Орешкина // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2017. - № 1 (13). - С. 33-40.

7. Стафеев А. А. Экономичная, сбалансированная посадка конькобежца - резерв повышения эффективности скоростного бега на коньках / Сборник научных статей III Всероссийской заочной научной-практической конференции с международным участием / А. А. Стафеев; ФГБОУ ВПО ВГИФК. - Воронеж, 2014. - С. 930-932.

8. Трутаева И. Н. Методика подготовки высококвалифицированных конькобежцев с трехцикловой периодизацией тренировочного процесса в условиях крытых катков: дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Трутаева; УралГУФК - Челябинск, 2012. - 190 с.

Педагогика

УДК: 371.3

кандидат педагогических наук, доцент Осадчая Ирина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Леско Екатерина Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЯЗЫКОВАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Автор рассматривает обучения иностранным языкам как процесс формирования компетенций. Раскрыто содержание лексической компетенции как языковой основы обучения иностранному языку младших школьников. Доказана эффективность целевого использования системы упражнений, а также методов и приемов обучения на уроках иностранного языка, которая существенно повышает уровень развития лексической компетенции младших школьников.

Ключевые слова: лексическая компетенция, лексический навык, активный и пассивный минимум лексического запаса.

Annotation. The author considers the teaching of foreign languages as a process of competence formation. The content of lexical competence as a language basis of foreign language teaching of younger pupils is revealed. The effectiveness of the targeted use of the system of exercises, as well as methods and techniques of teaching foreign language lessons, which significantly increases the level of development of lexical competence of younger students.

Keywords: Lexical competence, lexical skill, active and passive minimum of lexical reserve.

Введение. Обучение английскому языку занимает одно из ведущих мест в общем обучении учеников да и вообще во всестороннем развитии. Одним из важных заданий, которое ставит учитель перед учеником в процессе обучения иностранному языку, это овладение лексической компетенцией.

Особенность формирования лексической компетенции школьников в том, что она связана со всей образовательной работой и осуществляется в процессе работы над развитием лексического навыка. Овладение лексической компетенцией, в свою очередь, составляет основу обучения учащихся английскому языку.

Исследованием формирования иноязычной лексической компетенции такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как Гальсакова Н. Д., Рогова Г. В, Соловова Е. Н., Мачхелян Г. Г., Перестонина И. Л.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является рассмотрение лексической компетенции как языковой основы обучения английскому языку младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Лексическая компетенция представляет собой способность учащегося определять значение слова в контексте, возможность использовать его в устной и письменной форме. Стоит отметить, что лексическая компетенция также включает в себя знание системы и норм изучаемого языка, которые в последующем применяются на практике, т. е. в речи.

В основе лексической компетенции лежит лексический навык. Лексические навыки включают в себя знания о слове, как важнейшей единицы языка, его формах, значениях и употреблении. Обратимся к определению лексического навыка Солововой Е. Н. как:

1. способность мгновенно вызывать из долговременной памяти слово в зависимости от конкретной речевой задачи;

2. включать его в речевую цепь [6, c. 88].

Слова в нашей памяти существую не изолированно, они в клучены в систему лексико-семантических отношений, которая содержит в себе два типа структурных отношений: парадигматические синтагматические. Именно данные отношения помогают вызывать слово из долговременной памяти и включать ее в речевую цепь.

Синтагматические отношения представляют собой уровень ленейного развертывания, соединение слов в словосочетании и предложении. Такие ассоциации характерны для младших школьников, которые связывают слово «стакан» с «молоком», прилагательное «хороший» с словом «мальчик». По мере как ребенок взослеет мышление меняется на и становятся характерными парадигматические связи [6, c. 89].

Парадигматические отношения связаны с различными уровнями грамматических, вонетических и других парадигм. Представляют собой вертикальный срез, который включает в себя не только различные формы слова, но и синонимы, антонимы, другие слова близкие по контексту. Начинаются ассоциации слов «стакан» с «кружкой» и «хороший» с «плохим».

Для формирования лексического навыка необходимо установление прочных парадигматических связей слов. Эти связи обуславливают прочность запоминания и вызов из долговременной памяти нужного слова. Без данной связи синтагматические связи не будут иметь никагого значения, так как связывать будет нечего. В практике преподавания иностранных языков формированию и установлению парадигматических и синтагматических связей уделяется мало внимания. Из это мы наблюдаем тенденцию быстрого забывания слов, что приводит к коращению активного минимума обучающихся. В школьном возрасте разделяют активный и пассивный лексический минимум.

Активный лексический минимум - это тот лексический материал, которым учащиеся должны пользоваться для выражения мыслей в устной и письменной форме, а также понимать мысли людей при общении. Активный запас сравнительно ограничен. Он формируется в результате основательной проработки материала и используется в устной речи.

Пассивный лексический минимум - это та лексика, которую учащиеся должны лишь понимать при восприятии чужих мыслей в устной форме (при аудировании) и письменной (при чтении). Пассивный запас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.