Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ В ВУЗЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ВОЛЕЙБОЛ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симонова Ирина Михайловна

Одним из важных условий для успешного совершенствования основных технических приемов в соревновательном действии у студентов, занимающихся волейболом, является развитие специальных физических качеств и овладения техникой владения мячом. Однако проблема в поиске и обосновании эффективных средств развития технических приемов у волейболистов остается актуальной и в настоящее время. В работе представлен анализ исследования выполнения верхней прямой подачи мяча у студентов 1 курса, занимающихся физической культурой в отделении волейбола (на примере студентов Уральского Государственного университета путей сообщения). Выявлено, что применение специальных упражнений в учебном процессе, на основе принципа системности и систематичности, позволяет повысить уровень не только их физических способностей, но и их технической подготовленности. Практическая значимость исследования заключается в полученных данных сравнительного анализа, которые могут использоваться в работе педагогов-тренеров с одной стороны, в качестве мероприятий по совершенствованию основных технических приемов в волейболе, с другой стороны, в качестве повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Симонова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TECHNIQUES OF STUDENTS ENGAGED IN VOLLEYBALL AT THE UNIVERSITY

One of the important conditions for the successful improvement of basic techniques in competitive action among students engaged in volleyball is the development of special physical qualities and mastery of the technique of ball possession. However, the problem of finding and justifying effective means of developing techniques for volleyball players remains relevant at the present time. The article presents the analysis of the study of the performance of the upper direct ball feed for the 1 st-year students engaged in physical culture in the volleyball department (using the example of students of the Ural State University of Railways). It is revealed that the use of special exercises in the educational and training process, based on the principle of consistency and systematicity, allows to increase the level of not only their physical abilities, but also their technical preparedness. The practical significance of the study lies in the comparative analysis data obtained, which can be used in the work of teachers-coaches on the one hand, as measures to improve the basic techniques in volleyball, on the other hand, as an increase in the effectiveness of the educational and training process in physical culture.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ В ВУЗЕ»

УДК 796.325

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ В ВУЗЕ

Ирина Михайловна Симонова, старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

Одним из важных условий для успешного совершенствования основных технических приемов в соревновательном действии у студентов, занимающихся волейболом, является развитие специальных физических качеств и овладения техникой владения мячом. Однако проблема в поиске и обосновании эффективных средств развития технических приемов у волейболистов остается актуальной и в настоящее время. В работе представлен анализ исследования выполнения верхней прямой подачи мяча у студентов 1 курса, занимающихся физической культурой в отделении волейбола (на примере студентов Уральского Государственного университета путей сообщения). Выявлено, что применение специальных упражнений в учебном процессе, на основе принципа системности и систематичности, позволяет повысить уровень не только их физических способностей, но и их технической подготовленности. Практическая значимость исследования заключается в полученных данных сравнительного анализа, которые могут использоваться в работе педагогов-тренеров с одной стороны, в качестве мероприятий по совершенствованию основных технических приемов в волейболе, с другой стороны, в качестве повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, технические приемы, волейбол, вуз. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p511-515

IMPROVING THE TECHNIQUES OF STUDENTS ENGAGED IN VOLLEYBALL AT

THE UNIVERSITY

Irina Mikhailovna Simonova, the senior teacher, Ural State University of Railway Transport,

Yekaterinburg

Abstract

One of the important conditions for the successful improvement of basic techniques in competitive action among students engaged in volleyball is the development of special physical qualities and mastery of the technique of ball possession. However, the problem of finding and justifying effective means of developing techniques for volleyball players remains relevant at the present time. The article presents the analysis of the study of the performance of the upper direct ball feed for the 1st-year students engaged in physical culture in the volleyball department (using the example of students of the Ural State University of Railways). It is revealed that the use of special exercises in the educational and training process, based on the principle of consistency and systematicity, allows to increase the level of not only their physical abilities, but also their technical preparedness. The practical significance of the study lies in the comparative analysis data obtained, which can be used in the work of teachers-coaches on the one hand, as measures to improve the basic techniques in volleyball, on the other hand, as an increase in the effectiveness of the educational and training process in physical culture.

Keywords: physical culture, students, technical techniques, volleyball, university.

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни современный спорт, в частности волейбол, предъявляет высокие требования не только к физическому развитию игроков и их ростовым данным, но и тактической и технической подготовленности.

Занятие волейболом в вузе является доступным и эмоциональным видом спорта, положительно влияющим на физическое развитие студентов, на развитие жизненно важных качеств, таких, как интенсивность, устойчивость, переключение. А сложность и

быстрота решения двигательных задач в различных игровых ситуациях, имеет исключительное значение в дальнейшей профессиональной деятельности, будущих специалистов транспортной сферы.

Подачу мяча в волейболе можно отнести к одному из самых важных технических элементов игры, так как высокий уровень владения этим приемом, независимо от взаимодействия с партнерами по команде, может затруднить прием соперника или принести своей команде выигранное очко. Во время учебного процесса, на занятиях по специализации «Волейбол» в вузе, для успешного решения поставленных задач, необходимо совершенствовать точность движений, обусловливающих ловкость, развитие физических качеств, при проявлении координационных способностей, что дает возможность быстро переходить от одних технических действий к другим [2].

Проведенный анализ технических и технико-тактических действий студентов (выполнение верхней прямой подачи на точность), выявил проблемы в технике при выполнении подачи во время игры, умение быстро и правильно моделировать двигательную деятельность при различных игровых ситуациях. В связи с этим возникла необходимость в учебные занятия по волейболу внести развитие специальных физических качеств и необходимые корректировки, направленные на овладение техническими действиями выполнения подачи [1].

Цель исследования: обосновать эффективность применения средств и методов, направленных на совершенствование верхней прямой подачи у студентов, занимающихся волейболом в вузе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на базе спортивного комплекса Уральского университета путей сообщения в течение учебного года. В исследовании приняли участие студенты 1 курса (п=50) основной медицинской группы, занимающиеся по программе Физическая культура и спорт (элективные дисциплины, модули) по специализации «Волейбол», владеющие основными навыками технических приемов в волейболе. Эффективность методики технической подготовки применительно к верхней прямой подаче, проверялась у студентов экспериментальной группы.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ научно -методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование технической подготовленности, сравнительный анализ, обобщение результатов, метод математической статистики.

Научное исследование, проводимое на протяжении учебного года, предусматривало несколько этапов: анализ научно-методической литературы, изучающей проблему в технике выполнения верхней прямой подачи у студентов, занимающихся волейболом и организация констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня технических возможностей студентов; определение средств и методов, направленных на развитие технических способностей; проведение сравнительного анализа уровня развития техники выполнения верхней прямой подачи у студентов в начале и в конце педагогического эксперимента, обработка полученных данных, выводы по научному исследованию.

Перед началом проводимого исследования студенты, желающие заниматься в группах по специализации «Волейбол», прошли предварительный отбор. Студенты обеих групп, контрольной и экспериментальной, должны были владеть основными навыками технических приемов игры в волейбол (верхняя и нижняя передача, прием мяча, подача), знать основные правила игры. Путем анкетирования, нами было выявлено, что 70% студентов первокурсников, желающих заниматься волейболом в вузе, являются жителями Свердловской области, немногие из них участвовали в соревнованиях. Остальные 30% студентов, проживающих в г. Екатеринбурге, имеющие значительное превосходство в

выполнении технических приемов и владении навыками игры, выступали за сборные команды школ, некоторые из них занимались в ДЮСШ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В результате констатирующего эксперимента, выявлено, что у большинства студентов 1 курса, занимающихся по программе «Волейбол» отсутствуют навыки выполнения верхней прямой подачи, большинство студентов выполняют нижнюю прямую или боковую подачу, тем самым просто вводят мяч в игру. Это может указывать на недостаточный уровень развития их физической подготовки и выполнения технических приемов, отражающихся на выполнении различных элементов в игровых ситуациях [3].

Полученные в ходе эксперимента результаты, подтвердили необходимость целенаправленного использования специальных средств и методов для обучения и совершенствования техники верхней прямой подачи у студентов. В связи с этим, учебная программа по волейболу в вузе была дополнена следующими упражнениями: броски и перемещения с баскетбольными или набивными мячами; сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, приседания, упражнение «планка», упражнения на равновесие, подвижные игры с бросками мяча и др.

Особое внимание уделялось применению упражнений на технику подачи мяча: выполнение верхней прямой подачи в стену над линией (на высоте 2 м, 43 см), с расстояния 6 или 9 метров; подача в парах на расстоянии 5,7,9 метров; подача на силу через сетку; подача мяча на точность в игровые зоны и др. Обучение верхней прямой подаче студентов проходило параллельно с общеразвивающими, подводящими упражнениями по технике выполнения верхней прямой подачи, так как овладение техникой игровых действий и совершенствование технического мастерства идут параллельно с развитием физических качеств.

Учебные занятия у студентов экспериментальной группы, согласно программе, проводились два раза в неделю, продолжительностью 90 мин. С целью повышения эффективности при выполнении специальных технических приемов, была предложена следующая структура их применения: на первом занятии учебной недели применялись несложные упражнения на технику выполнения верхней прямой подачи, преимущественно в подготовительной части занятия; на втором занятии недели использовались специальные упражнения, применяемые в игровых ситуациях, направленные на выполнение технических элементов и технико-тактических действий, с целью совершенствования усложненной подачи, как одного из важных технических приемов в волейболе. Студенты экспериментальной группы показали лучшие результаты, чем студенты контрольной группы при выполнении контрольных нормативов по технической подготовке. Это связано с особенностью экспериментальной методики, в которой больше времени отводилось на отработку технических приемов, чем у студентов контрольной группы, занимающихся по учебной программе в вузе.

При организации занятий применялись специальные методы для совершенствования техники прямой подачи: метод усложнения ранее усвоенных упражнений; метод изменения пространственных границ в освоенных технических приемах и играх; метод переключения от одного двигательного действия к другому; метод выполнения от одного технического элемента к другому [2].

Педагогические наблюдения проводились на учебных занятиях по специализации «Волейбол». При выявлении исходного уровня технической подготовленности студентов в выполнении тестов, связанных с верхней прямой подачей мяча, было выявлено, что у большинства студентов, особенно иногородних студентов, отсутствует умение технически правильное выполнение многих волейбольных приемов.

Для достижения поставленной цели, проведен сравнительный анализ выполнения верхней прямой подачи у студентов экспериментальной группы в начале и в конце педагогического эксперимента, в результате чего получены показатели их технической подготовленности, представленные в таблице.

Таблица - Сравнительный анализ выполнения верхней прямой подачи на точность у студентов экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента_

Тест Начало эксперимента Конец эксперимента

Подача в зону 1, раз 5,24±0,32; р<0,05 8,36±0,26; р<0,05

Подача в зону 6, раз 6,31± 1,08; р<0,05 8,12±1,21; р<0,05

Подача в зону 5, раз 4,82±0,15; р<0,05 8,22±0,19; р<0,05

При выполнении теста «Подача на точность в зону 1, раз» средний показатель исследуемой группы в начале эксперимента составил 5,24 раза, в конце эксперимента 8,36 раз; в тесте «Подача на точность в зону 6, раз», средний показатель в начале и в конце учебного года составил 6,31 и 8,12 раз; в тесте «Подача на точность в зону 5, раз» прирост составил 3,34 раза, что соответствует увеличению результата.

По всем показателям технической подготовленности выявлены достоверные различия между началом эксперимента и его окончанием. Опираясь на данные, полученные в ходе проведения тестирования, можно заключить, что экспериментальная методика оказалась эффективной.

ВЫВОДЫ

Анализ проведенного исследования выполнения верхней прямой подачи у студентов, занимающихся физической культурой по программе «Волейбол», в конце педагогического эксперимента показал положительную динамику по всем тестируемым показателям, однако особое внимание хотелось бы обратить на их физическую подготовку.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют заключить, что предложенные дополнения к учебной программе и структура учебного процесса с использованием специальных средств совершенствования технических приемов, является эффективным способом повышения физической и технической подготовки на занятиях волейболом.

Традиционную методику проведения учебных занятий необходимо дополнить упражнениями на развитие физических качеств у студентов, на основе принципа системности и систематичности, что позволит эффективно совершенствовать технические приемы в волейболе, тем самым повышая их спортивное мастерство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Марчук С.А., Физическое состояние студентов транспортного вуза / С.А. Марчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189) - С. - 340-344.

2. Симонова И.М., Психологические особенности игроков студенческой волейбольной команды / И.М. Симонова, С.Д. Мишнева // Современные здоровьесберегающие технологии. -2021. - №4. - С. - 202-212.

3. Усольцева С.Л., Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности студентов / С.Л. Усольцева, И.В. Пытель // Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи : материалы VI Всероссийской конференции с международным участием.- Екатеринбург, 2015. - С. 139-141.

REFERENCES

1. Marchuk, S.A. (2020), "Physical state of students of a transport university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, pp. 340-344.

2. Simonova I.M. and Mishneva, S.D. (2021), "Psychological features of the players of the student volleyball team", Modern health-saving technologies, No. 4, pp. 202-212.

3. Usoltseva, S.L. and Pytel, I.V. (2015), "Actual problems of improving the physical fitness of students", Scientific and methodological foundations for the formation of physical and mental health of children and youth, materials of the VI All-Russian Conference with International Participation, Yekaterinburg, pp. 139- 141.

Контактная информация: ikaliuta@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2022

УДК 796.011.3 (371.7)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НОРМОТИПИЧНЫХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алена Владимировна Скляренко, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск; Оксана Анатольевна Немова, кандидат педагогических наук, преподаватель, Хабаровский промышлен-но-экономический техникум, Хабаровск

Аннотация

В данной работе рассмотрен вопрос проведения сравнительного анализа координационных способностей у слабослышащих и нормотипичных студентов обучающихся в инклюзивных группах. Проведение данного сравнения позволит определить наиболее эффективные средства и методы коррекции и развития компонентов координационных способностей. В исследовании приняли участие студенты 2-х и 3-х курсов (20 человек, в том числе 6 юношей и 4 девушки с депривацией слуха и 6 юношей и 4 девушки без отклонений в состоянии здоровья), обучающихся в Хабаровском про-мышленно-экономическом техникуме. В ходе проведения сравнительного анализа нами установлено отставание слабослышащих студентов, от своих нормотипичных сверстников по уровню развития таких компонентов координационных способностей, как реагирующая способность на 53% и способность сохранять статическое равновесие на 49%.

Ключевые слова: студенты с нарушением слуха, координационные способности, нормоти-пичные студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p515-517

COMPARATIVE ANALYSIS OF COORDINATION ABILITIES OF NORMOTYPICAL AND HEARING-IMPAIRED STUDENTS STUDYING IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Alena Vladimirovna Sklyarenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Oksana Anatolyevna Nemova, the candidate of pedagogic sciences, teacher, Khabarovsk industrial economic college, Khabarovsk

Abstract

This article considers the issue of conducting the comparative analysis of coordination abilities among the hearing impaired and normotypic students studying in inclusive groups. This comparison will determine the most effective means and methods for correcting and developing components of coordination abilities. The study involved students of 2 and 3 courses (20 people, including 6 boys and 4 girls with hearing deprivation and 6 boys and 4 girls without health disorders) studying at the Khabarovsk industrial and economic college. In the course of the comparative analysis, we identified the lag of hearing-impaired students from their normotypic peers in terms of the level of development of such components of coordination abilities as the responding ability by 53% and the ability to maintain the static balance by 49%.

Keywords: students with hearing impairment, coordination abilities, normotypic students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.