Научная статья на тему 'Совершенствование структуры налоговых органов с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджеты РФ'

Совершенствование структуры налоговых органов с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджеты РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ РФ / STRUCTURE OF TAX AUTHORITIES / TAX REVENUES IN BUDGETS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыбин А.Я.

В статье приведена действующая структура налоговых органов РФ и функции территориальных налоговых инспекций. Проведен анализ налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами Российской Федерации в консолидированный бюджет РФ, федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ за последние десять лет. Сделаны выводы об увеличении налоговых поступлений в бюджетную систему РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зыбин А.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE STRUCTURE OF TAX AUTHORITIES TO ENSURE TAX REVENUES TO THE BUDGETS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the current structure of the tax authorities of the Russian Federation and the functions of territorial tax inspections. The analysis of tax payments administered by the tax authorities of the Russian Federation to the consolidated budget of the Russian Federation, the Federal budget of the Russian Federation and the budgets of subjects of the Russian Federation for the last ten years. The conclusions about the increase in tax revenues to the budget system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры налоговых органов с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджеты РФ»

Зыбин А.Я.,

к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения, РГЭУ (РИНХ) E-mail: z_a1010@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ РФ

JEL classification: H21

В статье приведена действующая структура налоговых органов РФ и функции территориальных налоговых инспекций. Проведен анализ налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами Российской Федерации в консолидированный бюджет РФ, федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ за последние десять лет. Сделаны выводы об увеличении налоговых поступлений в бюджетную систему РФ.

Ключевые слова: структура налоговых органов, налоговые поступления в бюджеты РФ.

A.Ya. Zybin

IMPROVING THE STRUCTURE OF TAX AUTHORITIES TO ENSURE TAX REVENUES TO THE BUDGETS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the current structure of the tax authorities of the Russian Federation and the functions of territorial tax inspections. The analysis of tax payments administered by the tax authorities of the Russian Federation to the consolidated budget of the Russian Federation, the Federal budget of the Russian Federation and the budgets of subjects of the Russian Federation for the last ten years. The conclusions about the increase in tax revenues to the budget system of the Russian Federation.

Keywords: structure of tax authorities, tax revenues in budgets of the Russian Federation.

Введение

С целью обеспечения налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в

стране совершенствуются структуры государственных контролирующих органов, способствующие экономической стабилизации и развитию социально-экономических отношений между государством и гражданами страны.

Существенную роль в усилении и регулировании экономики страны играют налоговые органы Российской Федерации. Совершенствование организационных структур и методических подходов в контрольной работе налоговых органов следует рассматривать как необходимое условие достижения общественной эффективности налоговых отношений в условиях новой бюджетной реальности, характеризующейся финансовой нестабильностью и замедлением темпов экономического роста.1

В течение последних десяти лет в организационной структуре и полномочиях налоговых органов Российской Федерации произошли существенные изменения. Структура налоговых органов трансформировалась, появились новые специализированные структурные подразделения Федеральной налоговой службы (ФНС России).

Создание новых структурных подразделений - межрегиональных налоговых инспекций способствовало выполнению налоговой политики по обеспечению налоговых поступлений в налоговую систему государства, регулированию налогов по видам бюджетов.

Материалы и методы

Рассмотрим действующую структуру налоговых органов и функции территориальных налоговых органов Российской Федерации.

Как видно из рисунка 1, современная структура налоговых органов РФ имеет специализированную направленность, все структурные подразделения ФНС России относятся к территориальным налоговым инспекциям. В состав территориальных

1 Александрова И.Ю. Формирование методических основ налогового администрирования в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды с применением цифровых технологий // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России : материалы всерос. науч.-практ. конф., 14 декабря 2018 г. / ИПК РГЭУ (РИНХ). Ростов н/Д, 2018.

налоговых органов РФ входят Межрегиональные инспекции ФНС России, Управления ФНС России по субъектам РФ, ин-

спекции ФНС России по районам, городам, районам в городе, инспекции межрайонного уровня.

Рисунок 1 - Структура налоговых органов РФ

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, к основным направлениям деятельности налоговых органов относится надзор за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления налоговых платежей, их своевременной и полной уплатой во все уровни бюджетов государства. Также к деятельности налоговых органов относится и оперативный контроль за технологией производства и оборотом табачных изделий, соблюдением требования и контроля к ККТ, полнотой учета выручки денежных средств.

Кроме этого, на налоговые органы РФ возложены функции по госрегистрации юридических и физических лиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств. В обязанность налоговых органов входит ведение учета налогоплательщиков, в том числе крупнейших налогоплательщиков, на подведомственной налоговой инспекции территории. Налоговые органы пред-

ставляют интересы Российской Федерации в судах о несостоятельности (банкротстве), по обязательным платежам.

Проведенные структурные преобразования в налоговых органах РФ расширили сферу налогового администрирования за налогоплательщиками в разных отраслях народного хозяйства страны. Так, налоговые инспекции регионального уровня обеспечивают поступления налоговых платежей в федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, местные муниципальные образования.

Действующие и вновь созданные специализированные межрегиональные инспекции ФНС России призваны обеспечивать налоговый контроль за крупными х вертикально интегрированными холдингами, крупными финансово-промышленными группами, которые играют значимую роль в экономике страны.

Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подразделяются:

- по крупнейшим налогоплательщикам;

- по федеральным округам;

- по централизованной обработке данных;

- по ценообразованию в области налогообложения;

- по камеральному контролю.

Межрегиональные инспекции ФНС

России по крупнейшим налогоплательщикам, в свою очередь, подразделяются на восемь направлений, которые обеспечивают налоговое администрирование за крупными корпорациями в области: транснациональных компаний добычи, оптовой реализации и транспортировки нефти, нефтепродуктов и природного газа; экономической деятельностью оптовой и розничной торговли, производства и реализации напитков, табачных изделий, растениеводством, животноводством и продуктами пищевой отрасли; производства транспортных средств, оборудования, техники, машин в том числе оборонно-промышленного комплекса, строительства зданий и инженерных сооружений; металлургической промышленности и реализации ее продукции; деятельности за оказанием транспортных услуг; деятельности за организациями, оказывающими услуги связи, реализации и предоставления в пользование технических средств, а также иностранных компаний, оказывающих электронные услуги; финансово-кредитной и страховой сфер.

В федеральных округах РФ действуют межрегиональные инспекции по федеральным округам, обеспечивающие непосредственное взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ находящимся в данном федеральном округе, проведение проверок территориальных налоговых инспекций по их деятельности.

С целью упрощения обработки налоговой отчетности, введения автоматизированной системы учета налоговых поступлений, аналитической обработки данных, находящихся в базе налоговых органов, в налоговой структуре созданы автоматизиро-

ванные информационные системы, контроль за деятельностью которых возложен на межрегиональные инспекции ФНС России по централизованной обработке данных.1

Важную роль в области налогообложения по вопросам ценообразования осуществляет межрегиональная инспекция ФНС России в этой сфере деятельности, обеспечивающая в автоматизированном режиме контроль за исполнением налогоплательщиками законодательства по вопросам ценообразования в области налогообложения. При этом межрегиональная инспекция обеспечивает налоговые органы РФ и другие государственные структуры необходимой информацией в области ценообразования.

Значимую роль в усилении налогового контроля по обеспечению поступления налога на добавленную стоимость в государственный бюджет РФ, автоматизированной обработки сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС возложена на межрегиональную инспекцию ФНС России по камеральному контролю налога на добавленную стоимость и обеспечению поступления его в бюджетную систему РФ.

Взаимодействие налоговых органов в рамках налогового законодательства способствует усилению налогового контроля за недобросовестными налогоплательщиками по обеспечению уплаты налоговых платежей в бюджеты Российской Федерации.

Трансформация структуры позволила расширить деятельность налоговых органов за отдельными отраслями экономики. В соответствии с отчетными данными Федеральной налоговой службы, налоговые поступления в бюджетную систему РФ ежегодно растут, что свидетельствует об эффективности структурных преобразований и деятельности налоговых органов в соответствии с налоговой политикой государства.

1 Приказ ФНС России от 31 января 2018 г. № ММВ-7-4/56@ «Об утверждении положений о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных и о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных № 2».

Рассмотрим поступления налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами Российской Федерации, в консо-

лидированный бюджет РФ, федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ за последние десять лет, с 2009 по 2018 год.

Таблица 1 - Поступления налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами РФ, за 2009-2018 гг., млрд руб.

к к к к к

ютупленн / год 2009 г. 2010 г. (н ^ 0 в , О (н 29 т0 с0 о2 Р 2011 г. Рост 2011 г. 2010 г., в % 2012 г. Рост 2012 г. 2011 г., в % 2013 г. Рост 2013 г. 2012 г., в % 2014 г. Рост 2014 г. 2013 г., в %

С

Всего 6289 7696 122,4 9720 126,3 10959 112,7 11327 103,4 12606 111,3

В т. ч:

федеральный бюджет 2503 3207 128,1 4481 139,7 5166 115,3 5 368 103,9 6152 114,6

бюджеты

субъектов 3786 4489 118,6 5239 116,7 5793 110,6 5 959 102,9 6454 108,3

РФ

Продолжение таблицы 1

И ч ло (н « (н « ЧО . (н « С- Г (н « оо г (н « оо г

пг В § 2015 Рост 201 к 2014 I % 01 2 Рост 201 к 2015 г % г- 01 2 Рост 201 к 2016 г % 00 01 2 Рост 201 к 2017 г % Рост 201 к 2009 г %

с и

Всего 13788 109,4 14481 105,0 17341 119,8 21328 123,0 339,1

В т. ч:

федеральный бюджет 6882 111,9 6929 100,7 9162 132,2 11926 130,2 476,5

бюджеты субъектов РФ 6906 107,0 7552 109,4 8179 108,3 9 402 115,0 248,3

*Таблица построена автором на основании отчетных данных ФНС России.

За десять последних лет, после мирового финансового кризиса, поступления налоговых платежей в бюджетную систему РФ имеют тенденцию роста, несмотря на то что экономика страны в этот период оставалась нестабильной. При этом налоговые поступления в бюджетную систему РФ в 2018 г. по сравнению с 2009 г. выросли более чем в три раза и составили 239,1%. Основной рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ произошел в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 22,4% и 26,3% соответственно, а также в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 19,8% и 23,0% соответственно.

Улучшение экономики в ряде отраслей народного хозяйства страны, пере-

смотра налоговой политики в области налогового администрирования, трансформация структуры налоговых органов позволили существенно увеличить налоговые поступления в федеральный бюджет РФ по налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на добавленную стоимость, а также в связи с увеличением ставок на подакцизные товары и рост акцизов в отдельные налоговые периоды.

Результаты

Для наглядности рассмотрим на диаграмме поступления налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами Российской Федерации, в федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2009-2018 годы.

25000

20000

15000

10000

5000

3786 2503

4489

3207

5239

5793 5959

4481 51

7

6906 7552

6454

66 5368 6152

6882 6

29

8179

916

926 926

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Федеральный бюджет

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2915 2016 2017 2018 г. г. г. г. г. г. г. г. г. г.

Рисунок 2 - Поступления налоговых платежей в бюджеты субъектов РФ и федеральный бюджет РФ в 2009-2018 гг. (млрд руб.)

0

Как видно из диаграммы, в первые три года исследуемого периода налоговые поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ значительно опережали поступления налоговых платежей в федеральный бюджет РФ, а за последние два года наблюдается существенное увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ по сравнению с консолидированными бюджетами субъектов РФ.

Существенный рост налоговых поступлений свидетельствует об изменении налоговой политики в сторону федерального бюджета РФ, трансформации налоговой структуры на отрасли народного хозяйства, обеспечивающие формирование государственного бюджета страны.

Обсуждение

В стране не отмечается стабильного экономического роста, однако ряд отраслей народного хозяйства, крупных компаний и холдингов в значительной степени увеличили объемы производства. Среди них нефтяная и газовая отрасли, организа-

ции оптовой и розничной торговли, производители подакцизной продукции, растениеводства и продукции пищевой отрасли, оборонно-промышленного комплекса и др. В то же время большая часть организаций малого и среднего бизнеса остаются в слабой финансовой составляющей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пересмотр налоговой политики государства, элементов налоговой системы способствует регулированию экономики государства между отраслями страны.

Рост экономики по отдельным отраслям народного хозяйства страны способствовал усилению налогового администрирования за поступлением налоговых платежей в бюджетную систему РФ и, как следствие, трансформированию структуры налоговых органов Российской Федерации, созданию новых структурных подразделений в налоговых органах, способных обеспечить должный контроль за поступлением налоговых платежей в бюджетную систему страны.

Заключение

Экономическое развитие отдельных отраслей государства, проведение грамотной налоговой политики и трансформация структуры налоговых органов РФ обеспечили поступления налоговых платежей во все уровни бюджетов Российской Федерации.

Действующие меры способствуют укреплению экономической безопасности государства, реализации государственных программ страны на текущий период и в длительной перспективе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.).

2. Александрова И.Ю. Формирование методических основ налогового администрирования в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды с применением цифровых технологий // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 14 декабря 2018 г. / ИПК РГЭУ (РИНХ). - Ростов н/Д, 2018.

3. Приказ ФНС России от 31 января 2018 г. № ММВ-7-4/56@ «Об утверждении положений о Межрегиональной инспекции

Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных и о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных № 2».

4. URL: https://nalog.ru

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. The Tax Code of the Russian Federation part one of 31.07.1998 № 146-FZ (an edition of 27.12. 2018).

2. Alexandrov I.Yu. Forming of methodical bases of tax administration within the concept of unreasonable tax benefit using digital technologies. Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Theoretical and Practical Aspects of Transformation of a Tax System of Russia" on December 14, 2018 IPK RGEU (RINH) Rostov-on-Don.

3. The order of FTS of January 31, 2018 № MMB-7-4/56 @ "About the adoption of regulations on Interregional Inspectorate of the Federal Tax Service on the centralized data processing and about Interregional Inspectorate of the Federal Tax Service on the centralized data processing № 2".

4. URL: https://nalog.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.