налоги и налогообложение
131
DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-3-131-139 УДК 336.221(045)
контрольно-надзорная деятельность как фактор повышения деловой Активности налоговых органов
Грунина джемма константиновна, канд. экон. наук, доцент, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
В статье исследуются основные управленческие решения налоговых органов в области контрольно-надзорной деятельности и их значение в повышении деловой активности хозяйствующих субъектов. Предмет исследования — управленческие решения налоговых органов по выполнению и реализации программы «Реформы контрольно-надзорной деятельности» и практика их реализации. Цель работы —выявление актуальных направлений контрольно-надзорной деятельности налоговых органов по обеспечению условий для деловой активности юридических и физических лиц. Методы исследования - в статье использованы контент-анализ нормативно-правовой базы, экономико-статистический анализ налоговой отчетности; применены табличные и графические методы визуализации данных и мониторинг показателей деятельности налоговых органов.
Результаты исследования - налоговые органы проводят активную работу по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, что позволило снизить административную нагрузку на бизнес и качество предоставляемых налогоплательщикам услуг. Но сохраняется ряд организационно-правовых аспектов, которые не позволяют им в полной мере оптимизировать функции контроля и надзора по обеспечению более благоприятных условий для ведения бизнеса, повышению его деловой активности в Российской Федерации; имеются обстоятельства, препятствующие более качественному обслуживанию налогоплательщиков инспекциями ФНС.
Выводы — обоснована целесообразность уточнения критериев оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность; налоги; налоговые поступления; налоговая задолженность; недоимка; налогоплательщик; налоговый контроль.
Control and Supervision Activities as a Factor of Boosting Business activity of Tax authorities
Grunina Jemma K., PhD (Economics), associate professor the Tax Policy and Customs Tariff Regulation Department, Honorary Figure of Higher Vocational Education of the Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]
The paper examines the key management decisions of tax authorities in the control and supervision area and their importance for enhancement of business activities of economic entities.
The subject of the research is management decisions of tax authorities in carrying out the program "Reforms of control and supervision activities" and the practice of their implementation. The purpose of the research was to reveal current trends in the control and supervision policy of tax authorities aiming to ensure a business-friendly environment for legal entities and individuals. The research methods included the content analysis of the legal and regulatory framework, the economic and statistical analysis of tax reporting; tabular and graphic data visualization and performance monitoring of tax authorities. Based on the research findings it is stated that the tax authorities are making significant efforts
to improve the control and supervision activities, which makes it possible to reduce the administrative burden on the business and raise the quality of services provided to taxpayers. However, there is a number of still existing organizational and legal aspects that do not allow full optimization of the control and supervision functions for ensuring more favorable conditions for doing business in the Russian Federation. There are circumstances that prevent better servicing of taxpayers by the Inspectorate of the Federal Tax Service.
It is concluded that the criteria for assessing the efficiency and effectiveness of control and supervision activities need to be reviewed and updated.
Keywords: control and supervision activity; taxes; tax revenues; tax debt; tax arrears; taxpayer; tax control.
цели и задачи миссии налоговых органов в области контрольно-надзорной деятельности и их реализация
В феврале 2018 г. Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении законопроект о государственном контроле и надзоре, нацеленный на то, чтобы улучшить качество контрольно-надзорной деятельности (далее — КНД), повысить ее результативность и эффективность. Данный законопроект является результатом выполнения органами исполнительной власти программы «Реформы контрольно-надзорной деятельности», утвержденной 21 декабря 2016 г. президиумом совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которая объединяет 12 контрольно-надзорных органов и включает более 25 видов контроля. В рамках выполнения этой программы определена миссия ФНС России — обеспечение эффективности КНД и высокого качества услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса. Согласно данной концепции основной направленностью налоговых органов должно быть клиентоориентированное взаимодействие с бизнесом, в том числе путем развития экстерриториального их обслуживания и контроля (сделать КНД «невидимой» для бизнеса). Снижение административной нагрузки на бизнес позволит ему активизировать деловую активность, что окажет положительное влияние на налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации.
Основа снижения административной нагрузки на бизнес —использование инновационных цифровых технологий налогового контроля. Выездные проверки налоговых органов стали крайне редкой мерой реагирования на нарушения налогового законодательства. Так, за 2012-2017 гг. число выездных проверок снизилось более чем в два раза. В 2017 г. по
сравнению с 2016 г. количество выездных налоговых проверок уменьшилось на 23% (с 26 до 20 тыс.), при этом их результативность выросла в 1,4 раза [1, с. 2].
Применение технологии больших данных концептуально меняет подход к проведению налоговых проверок. Сведя к минимуму влияние человеческого фактора, программные средства, применяемые в процедурах налогового контроля, технологические процессы в автоматизированной информационной системе «Налог-3» и АСК «НДС-2», способствуют автоматизации и унификации бизнес-процессов налогового контроля. Проверки, проводящиеся в режиме реального времени без прямого контакта с налогоплательщиком, позволяют получать у него документы, осуществлять мониторинг цепочек формирования добавленной стоимости и уплаты НДС, «выявлять разрывы во взаимосвязях „налогоплательщик-контрагент"» [2, с. 35]. Таким образом, автоматически пресекаются уклонение от уплаты НДС и попытки мошенничества при возмещении НДС. Это дает положительные результаты. За период действия системы АСК «НДС-2» количество фиктивных компаний сократилось более чем в два раза, а количество случаев заявления возмещения НДС высокорискованными организациями — почти в 15 раз [1, с. 1]. В 2017 г. система АСК «НДС-2» позволила дополнительно мобилизовать в бюджет 56 млрд руб., что в два раза больше, чем в 2016 г., а доля сомнительных вычетов за IV квартал 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в I квартале 2016 г. она составляла 8% [3, с. 1].
Важное влияние на предотвращение уклонения от уплаты налогов оказывает применение новой технологии передачи информации в налоговые органы с контрольно-кассовой техники (далее — ККТ).
Особая роль в повышении результативности КНД отводится маркировке товаров. С 1 февраля 2017 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 № 62 начался эксперимент «О мар-
Таблица 1
Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами, в консолидированном бюджете
Российской Федерации
№ п/п Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 2017
1 Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами, в консолидированном бюджете РФ, млрд руб. 10 959 12 670 13 788 14 482 17 343
2 Динамика, % 100 115,6 108,8 105,0 119,8
3 Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд руб. 24 442,7 26 766,7 26 922 28 181,8 30 640,0
4 Динамика, % 100 109,5 100,6 104,7 108,7
5 Стр. 1 к стр. 5, % 44,8 47,3 51,2 51,4 56,6
Источник: составлено автором на основе данных сайта ФНС России. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 21.03.2018).
кировке лекарственных препаратов». Совместная деятельность участников эксперимента по маркировке лекарств с Росздравнадзором, Минздравом и ФНС России позволила замкнуть технологическую цепочку оборота препаратов, начиная от производства и заканчивая его розничной продажей. Заключительный элемент системы контроля за оборотом товаров— ГИС «Маркировка». В 2018 г. подобная система должна распространиться на табачные изделия и табачную продукцию. Это обеспечит полную прозрачность бизнеса.
Таким образом, цифровые модели КНД, основанные на современных технологиях, позволяют налоговым органам в режиме онлайн получать «электронные следы» (сведения) о хозяйственных операциях (как юридических, так и физических лиц), устанавливать их соответствие (или несоответствие) реально происходящим событиям, выявлять модели поведения хозяйствующих субъектов, их попадания в зону риска и возможного ухода от налогов. Своевременно принимаемые меры по противодействию уклонению от уплаты налогов побуждают налогоплательщиков сокращать «теневые» операции (сделки) и на этой основе формировать более прозрачную и конкурентную деловую среду.
Принимаемые налоговыми органами новые формы контрольно-надзорных функций дают положительные финансовый результат, что проявляется в росте налоговых поступлений и обеспечении формирования финансовой основы деятельности государства как важнейшего направления миссии
КНД налоговых органов. За 2013-2017 гг. удельный вес налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации повысился с 44,8 до 56,4% (табл. 1).
За последние пять лет ФНС России обеспечила значительный рост налоговых поступлений. Так, в 2017 г. доходы консолидированного бюджета увеличились с 24,4до 30,6 трлн руб., т.е. на 25,3%, а налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами, за тот же период выросли более чем в полтора раза: с 10,9 до 17,3 трлн руб. [1], или на 58,7%. Динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2013-2017 гг. отражает рис. 1.
В 2013-2017 гг. темпы роста налоговых поступлений значительно опережали темпы роста доходов консолидированного бюджета Российской Федерации (см. табл. 1): в 2014 г. они составляли (соответственно) 15,6 и 9,5%; в 2015 г.— 8,8 и 0,6%; 2016 г.— 5,0 и 4,6%; в 2017 г.— 19,8 и 8,7%. Темпы роста вышеуказанных показателей наглядно иллюстрирует рис. 2.
Показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и их анализ
В соответствии с базовой моделью определения показателей результативности и эффективности КНД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 № 934р, ФНС России разработала и утвердила приказом от 09.11.2017
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
Доходы консолидированного бюджета РФ
Налоговые поступления, администрируемые ФНС РФ
2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 1. Налоговые поступления в консолидированном бюджете Российской Федерации
Источник: составлено автором на основе данных сайта ФНС России. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 21.03.2018).
Рис. 2. Динамика темпов роста налоговых поступлений и доходов консолидированного бюджета Российской Федерации
Источник: составлено автором на основе данных сайта ФНС России. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 21.03.2018).
0
Таблица 2
Налоговые поступления и налоговая задолженность по консолидированному бюджету Российской
Федерации (на конец года)
№ п/п Наименование показателя 2013 2014 2015 2016 2017
1 Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ, млрд руб. 10 959 12 670 13 788 14 482 17 382
3 Динамика, % 100 115,6 108,8 105,0 120,0
4 Налоговая Задолженность, млрд руб. 770,3 802,7 827,3 1 031,7 1 078,9
5 Динамика, % 100 104,2 103,5 124,7 104,6
6 Соотношение налоговых поступлений и налоговой задолженности, % 7,0 6,3 6,0 7,1 6,2
Источник: составлено автором на основе данных сайта ФНС России. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 21.03.2018).
№ ММВ-7-1/846@ показатели результативности и эффективности КНД.
Согласно вышеуказанному приказу ключевым показателем результативности выступает «отклонение фактических поступлений администрируе-мых ФНС России доходов от начислений», который рассчитывается по формуле
5 = 100 - (Р / N + N 1) х 100%),
где Р— сумма поступлений; N— сумма начислений; N 1 — сумма поступлений по налогам и сборам, по которым отсутствуют начисления.
Сумма начислений определяется на основе налоговых деклараций налогоплательщиков и результатов их проверки налоговыми органами. Анализ отчетности по форме 1-НМ за 2013-2017 гг. показал, что в консолидированном бюджете Российской Федерации налоговые поступления превышали сумму начислений по состоянию на 01.01.2013 на 26,6%; на 01.01.2015 — на 26,8%; на 01.01.2016 — на 27,9%; на 01.01.2017 — на 8,2%.
Вышеуказанные показатели имеют важное значение, но они не позволяют в полной мере соотнести деятельность налоговых органов по обеспечению поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет с показателями бюджетных назначений, предусмотренных в законодательных актах о принятии соответствующих бюджетов и соответственно находящих отражение в консолидированном бюджете Российской Федерации. Целесообразно в состав критериев оценки резуль-
тативности и качества КНД включить объективный показатель, отражающий главное предназначение налоговых органов — формирование финансовой основы деятельности государства, его бюджета.
Отрицательное влияние на возможности увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему оказывает налоговая задолженность. Поэтому правомерно в число критериев результативности КНД включение приказом ФНС России от 09.11.2017 № ММВ-7-1/846@ показателя «соотношение объема задолженности по налогам и сборам, страховым взносам и объемам поступлений по налогам и сборам, страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации», который рассчитывается по формуле
СГ = ЗД (ОП) / П(ОП) х 100,
где СГ — соотношение за год; ЗД(ОП) — задолженность отчетного периода; П(ОП) — поступления отчетного периода, определяемые на основе налоговой отчетности: формы 1-НМ, 4-НМ.
Фактическое соотношение налоговых поступлений, налоговой задолженности и их динамики за 2013-2017 гг. отражают данные табл. 2.
Соотношение налоговой задолженности к налоговым поступлениямс оставляло по состоянию на конец 2013 г. 7,0%, 2014 г.— 6,3, 2016 г.—7,1, 2017 г.— 6,2%. Несмотря на положительную динамику, в абсолютном исчислении налоговая задолженность возрастает [4, с. 319]. Согласно данным отчетности (формы 4-НМ) ФНС России налоговая задолженность
Рис. 3. Динамика темпов роста налоговых поступлений и налоговой задолженности в консолидированном бюджете Российской Федерации
Источник: составлено автором на основе данных сайта ФНС России. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 21.03.2018).
на конец 2014 г. составляла 802,7 млрд руб. Это на 4,2% больше, чем в 2013 г. К концу 2015 г. она возросла до 827,3 млрд руб., или на 3,5%. Существенное увеличение задолженности произошло в 2016 г.: она возросла по сравнению с 2015 г. на 24,7%; в 2017 г. задолженность увеличилась еще на 4,6%. Темпы роста налоговой задолженности отражает рис. 3.
Рост налоговой задолженности в 2016-2017 гг. был обусловлен тем, что налоговым органам была передана задолженность по обязательным страховым взносам от государственных внебюджетных фондов. По состоянию на 1 января 2017 г. она составляла 522 млрд руб. В 2017 г. налоговыми органами было взыскано этой задолженности около 100 млрд руб., более 173 млрд руб. было урегулировано [1, с. 1], и по ней приостановлено взыскание. Значительная часть задолженности по страховым взносам — это накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей. Поскольку данная задолженность не может быть взыскана в полном объеме в связи с отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности, она подлежит списанию согласно Федеральному закону от 28.12.2017 № 436-ФЗ.
Допуская налоговую задолженность, хозяйствующие субъекты —налогоплательщики получают возможность использовать дополнительные средства (принадлежащие бюджету) в хозяйственном обороте, получая тем самым конкурентные преимущества, но это не способствует реальной деловой активности предпринимателей и улучшению налогового климата.
С 2017 г. для юридических лиц в целях их принуждения к своевременному и полному исполнению налоговых обязательств размер пени повышен в два раза (с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ), если период их задолженности составляет свыше одного месяца.
Налоговая задолженность может быть следствием как субъективных, так и объективных факторов. Хозяйствующие субъекты реального сектора экономики зачастую имеют длительный цикл производства. В условиях когда налоговая база определяется по методу отгрузки, а не по кассовому методу, их налоговые обязательства формируются раньше, чем поступает оплата за отгруженные товары (или выполненные работы). В этом случае хозяйственные организации объективно испытывают финансовые затруднения. Налогоплательщики могли бы обратиться к банку, но банки на эти цели ссуд не выдают, хотя это активно практиковалось в СССР. Возрождение данного способа получения ссуд на погашение налоговой задолженности (например, в части банков с госучастием) помогла бы улучшить финансовое положение налогоплательщиков. Это способствовало бы развитию не только торговых и финансово-банковских организаций, как это происходит в настоящее время, но и реального сектора экономики, повышению деловой активности предпринимателей.
Реформирование кНд
Одно из главных направлений КНД налоговых органов — снижение конфликтности при предоставлении ФНС России государственных услуг, закон-
Обращения граждан в ФНС России в феврале 2018 г.
По имущественным налогам
Образованием налоговой задолженности
Контроль за исполнением обязанности и возврат налогов
Учет налогоплательщиков и присвоение ИНН
Рис. 4. Обращения граждан в ФНС России
Источник: составлено автором на основе данных сайта ФНС России. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 20.04.2018).
ности и обоснованности вынесения решений. Это позволяет создать доверие общества к органам власти и является одним из основных путей повышения деловой активности граждан, их заинтересованности в результатах социально-экономического развития страны.
В 2017 г. по сравнению с 2015 г. в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации значительно возросли поступления налога на имущество физических лиц. Если в 2015 г. поступления данного налога составляли 30,3 млрд руб., в 2016 г.— 36,1 млрд руб., то в 2017 г.— 52,2 млрд руб. Иными словами, в 2017 г. поступления данного налога возросли по сравнению с 2015 г. на 72,3%, а по сравнению с 2016 г.— на 44,5%. Одновременно с этим увеличилось число жалоб налогоплательщиков. В феврале 2017 г. в центральный аппарат ФНС России поступило 3934 жалобы, в феврале 2018 г. количество жалоб увеличилось на 19% и составило 4693. В их числе 973 жалобы (или 25%) были поданы по вопросам налоговой задолженности; существенный удельный вес обращений граждан составляли вопросы администрирования имущественных налогов — 1015 обращений, или 22% от общего числа (из них 298 обращений, или около 30% — жалобы, связанные с исчислением и уплатой налога на имущество физических лиц). Это больше, чем по транспортному и земельному налогам (рис. 4).
Обеспечение высокого качества предоставления госуслуг— задача налоговых органов и МФЦ посредством перевода госуслуг в электронный вид и создание Единого государственного реестра России имущества и имущественных прав физических лиц. Так, приказ ФНС России от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302@ «Об утверждении формы, формата предоставления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ними и о владельцах недвижимого имущества» предусматривает введение нового порядка информационного обмена налоговых органов с органами Росреестра сведениями об объектах недвижимости и правах на них. Согласно этому приказу будет возможно предоставление сведений об адресе объекта, внесенного в ЕГРН (единый госреестр недвижимости), на основании записей федеральной информационной адресной системы.
Таким образом, в налоговые органы должны предоставляться сведения о кадастровой стоимости объекта имущества с указанием даты его внесения в ЕГРН и даты начала применения, в том числе в случае изменения стоимости после исправления ошибок либо по результатам оспаривания. В соответствии с приказом планируется на постоянной основе в электронном формате передавать налоговым органам информацию о прекращении ранее возникших прав на земельные участки.
Однако в условиях, когда еще не создана методика объективной оценки объектов недвижимости, перекладывать бремя оценки имущества, в том числе при оспаривании кадастровой стоимости объекта, и передачи информации о регистрации прав на недвижимость на физических лиц является весьма спорным. У налоговых органов для этого имеется больше возможностей. Для «обкатки» системы Единого росреестра требуется определенный переходный период. На этот период целесообразно освободить физические лица от начисления пени и налоговых санкций.
Цель реформирования КНД — обеспечение синхронизации проводимых изменений от федерального до регионального уровня в соответствии с лучшими традициями, достигнутыми на федеральном уровне. Эта задача еще полностью не решена. Практика показывает, что налогоплательщики, стоящие на учете в инспекциях по месту жительства, воспользоваться декларируемыми на федеральном уровне электронными услугами не всегда могут. Физическое лицо, в отличие от юридического, не может, например, получить через личный кабинет подробную информацию о расчете налоговой базы и исчислении налога, сделать сверку расчетов по уплате налогов и определению налоговой задолженности. С этими вопросами он вынужден лично обращаться в инспекцию ФНС и ждать ответ в течение месяца. С целью улучшения обслуживания налогоплательщиков в инспекциях создаются специально оборудованные операционные залы.
Организация таких залов позволяет налогоплательщикам встать на учет, сдать налоговую декларацию, получить другие услуги. Однако у физических лиц возникают проблемы: записаться на прием к налоговому инспектору надо по электронной очереди, но в программу «выбора инспектора» заложена не совсем четкая информационная база. Налогоплательщик — физическое лицо не всегда может понять, к какому инспектору ему следует записаться. Это увеличивает время ожидания и вызывает недовольство налогоплательщиков.
Совершенствование КНД предполагает не только формулировку целей, задач и мероприятий на федеральном уровне, но и трансляцию их на нижестоящие налоговые органы, поскольку «первичная» КНД осуществляется именно территориальными инспекциями ФНС России. Ежедневно налоговые органы ФНС России работают с огромным масси-
вом данных. В информационной среде ФНС России хранятся и используютс ясведения о 4,5 млн юридических лиц, 3,7 млн действующих индивидуальных предпринимателей и 161,8 млн физических лиц [1, с. 1]. В территориальных инспекциях ФНС налогоплательщики встают на учет, именно здесь им присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В информационной системе ФНС их идентификация происходит на основе этого идентификационного номера.
В соответствии с налоговым законодательством ИНН у юридического или физического лица может быть только один и не подлежит изменению. Он не может быть повторно присвоен другому лицу. Однако на практике идентифицировать физическое лицо только на основе ИНН не всегда возможно. Анализ показывает, что нередки случаи, когда разные физические лица имеют один и тот же ИНН, порою одно и то же физическое лицо имеет несколько ИНН. Отказаться от «лишних» ИНН гражданин не согласен, так как по некоторым из них он учитывается как собственник имущества, а это имущество находится в отдаленном регионе, не совпадающем с его постоянным местом жительства. Физическому лицу доказать ошибку и установить ее причину бывает сложно.
Случается, что физическому лицу, впервые встающему на учет и получающему свидетельство как индивидуальный предприниматель, присваивается ИНН, и вместе с этим он вскоре получает уведомление о наличии у него большой суммы налоговой задолженности. В феврале 2018 г. по вопросам, связанным с учетом налогоплательщиков и получения ИНН физическими лицами, было подано в ФНС России 198 жалобы (более 5% от общего количества жалоб), а по вопросам образования налоговой задолженности — 973 жалобы, или почти 25%.
Целесообразно было бы и для налогоплательщиков — физических лиц ввести дополнительный цифровой индикатор, например КПП, как это имеет место в отношении юридических лиц. Встречаются высказывания, что в России следует упразднить ИНН, объединить его и СНИЛС и ввести для каждого человека «единый идентификационный номер» [5, с. 46].
На сайте ФНС функционируют электронные серверы, которые рекомендуют налогоплательщикам быть более осмотрительными при взаимоотношениях с контрагентами и советуют юридическим и физическим лицам обращаться к ЕГРЮЛ, ЮГРИП
и др., чтобы убедиться в достоверности сведений о легальности бизнеса, проверить их ИНН. В условиях когда применяемые информационные технологии распознают налогоплательщиков — физических лиц по их цифровым кодам, особенно важно урегулирование вопросов с ИНН физических лиц. Это имеет важное значение для повышения оценки у граждан результативности НКД, что будет способствовать укреплению доверия между государством и обществом, и как следствие — повышению деловой активности всех членов общества.
выводы
КНД налоговых органов обеспечивает эффективное и высокое качество услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса. Основной направленностью налоговых органов яв-
ляется клиентоориентированное взаимодействие с бизнесом, в том числе путем развития их экстерриториального обслуживания на основе передовых информационных цифровых технологий.
Но сохраняется ряд проблем, которые не позволяют в полной мере оптимизировать функции контроля и надзора. Целесообразно уточнить критерии оценки результативности и эффективности КНД. Одно из основных направлений совершенствования КНД налоговых органов —дальнейшее снижение конфликтности при предоставлении ФНС России государственных услуг налогоплательщикам — физическим лицам. Создание более комфортной среды для выполнения налогоплательщиками налоговой обязанности и повышения их деловой активности — необходимое условие ускорения экономического и социального развития Российской Федерации.
литература
1. Мишустин М. Об итогах работы налоговых органов в 2017 г. Доклад руководителя ФНС на расширенной коллегии ФНС России. 28.02.2018. URL: https: www.nalog.ru (дата обращения: 21.04.2018).
2. Новоселов К. В. Перспективы развития риск-менеджмента в налоговой сфере // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 6. С. 29-38.
3. Егоров Д. Акцент на анализ повысит эффективность контрольной работы налоговых органов. 05.04.2018. URL: https: www.nalog.ru (дата обращения: 21.04.2018).
4. Гончаренко Л. И. Устойчивое развитие налоговой системы Российской Федерации в условиях глобальных изменений: монография. М.: Дашков и К°, 2017. 582 с.
5. Цветков В.А., Шутьков А.А., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Совершенствование системы налогового администрирования в России // Финансы: теория и практика. 2017. № 6. С. 34-49.
REFERENCES
1. Mishustin M. On the results of the work of tax authorities in 2017 [Ob itogakh rabot y nalogovyk horganov v 2017 g. Doklad rukovoditelya FNS na rasshirennoy kollegii FNS Rossii]. Report of the head of the Federal Tax Service to the enlarged board of the Federal Tax Service of Russia. 28.02.2018. URL: https: www.nalog.ru (circulation date is April 21, 2018) (accessed 17.03.2018).
2. Novoselov K.V. Prospects for the development of risk management in the tax sphere [Perspektivy razvitiya risk-menedzhment a v nalogovoy sfere]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economics. Taxes. Law,2017, No. 6, pp. 29-38.
3. Egorov D. The emphasis on the analysis will increase the effectiveness of the audit work of the tax authorities [Aktsent na analiz povysit effektivnost' kontrol'noy raboty nalogovykh organov]. 05.04.2018. URL: https: www. nalog.ru (accessed 21.04.2018).
4. Goncharenko L. I. Sustainable development of the tax system of the Russian Federation in the conditions of global changes. Monograph [Ustoychivoye razvitiye nalogovoy sistemy Rossiyskoy Federatsii v usloviyak hglobal'nykh izmeneniy. Monografiya]. Moscow, Publishing and Trading Corporation Dashkov and Co., 2017, 582 p.
5. Tsvetkov V.A., Shut'kov A.A., Dudin M. N., Lyasnikov N. V. Imhrovement of the tax administration system in Russia [Sovershenstvovaniye sistemy nalogovogo administrirovaniya v Rossii]. Finansy: meoriya I praktika — Finance: Theory and Practice, 2017, No. 6, pp. 34-49.