Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / экономика / предприятие / стратегия / развитие / digitalization / improvement / economics / enterprise / strategy / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов А.А.

В статье обосновывается совершенствование стратегии развития деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики. Целью статьи является систематизация и обобщение этапов совершенствования стратегического развития деятельности предприятия в условиях цифровизации. Представлены этапы создания и производства на примере совершенствования стратегического развития деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE STRATEGY ENTERPRISE DEVELOPMENT IN CONDITIONS DIGITIZATION OF THE ECONOMY

The article substantiates the improvement of the development strategy of the enterprise in the conditions of digitalization of the economy. The purpose of the article is to systematize and generalize the stages of improving the strategic development of an enterprise’s activities in the context of digitalization. The stages of creation and production are presented using the example of improving the strategic development of an enterprise in the context of digitalization of the economy.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.2

Мартынов А.А.

студент магистратуры Самарский государственный технический университет (г. Самара, Россия)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: в статье обосновывается совершенствование стратегии развития деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики. Целью статьи является систематизация и обобщение этапов совершенствования стратегического развития деятельности предприятия в условиях цифровизации. Представлены этапы создания и производства на примере совершенствования стратегического развития деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики.

Ключевые слова: цифровизация, экономика, предприятие, стратегия, развитие.

Учитывая необходимость создания управленческой рамки, для большинства российских предприятий и субъектов важно учитывать отличительные особенности совершенствования стратегий развития в контексте цифровизации экономики при определении их стратегического направления.

Исследование в области цифровизации экономики приобретает растущее значение, требуя усиленного акцента на эту область [2, с. 28].

В современном динамическом рынке, характеризующемся быстрыми трансформациями в поставках товаров и услуг, труда и капитала, предприятия сталкиваются с беспрецедентными вызовами. Широкое внедрение цифровых технологий в экономике значительно ускорило бизнес-операции, требуя внедрения эффективных систем для стратегического совершенства и развития. Первичная забота заключается в создании крепкой структуры, способной

совершенствовать общую производительность и конкурентоспособность организации.

Цифровизация экономики представляет собой трансформационную модернизацию основной инфраструктуры реального сектора, что способствует усиленному взаимодействию между производителями, дистрибьюторами и потребителями. Это, в свою очередь, приводит к повышению производительности в общественной сфере.

Усовершенствование подхода к развитию предприятия в рамках цифровизации экономики сосредоточено на гармоничном взаимодействии между экзогенными и эндогенными факторами. В частности, совершенствование этой стратегии зависит от сопутствующего рассмотрения как внешних экологических условий, в которых работает предприятие, так и его внутренней организационной динамики.

Одним из ключевых принципов, основанных на принятии деловых решений, является рассмотрение внешних факторов окружающей среды. Учитывая эти внешние влияния, организации могут тщательно оценить свои финансовые возможности и ограничения, тем самым определяя, что они могут реалистично предоставить по сравнению с тем, что находится за пределами своих средств [2, с. 154].

Внутренняя среда компании характеризуется ресурсами и активами, используемыми в рамках ее операционной системы, с помощью которой она генерирует повышенную стоимость и впоследствии устанавливает свое рыночное положение.

Внутренняя бизнес-среда состоит из текущих организационных процессов, совершенствования стратегии развития предприятия, тем самым способствуя динамичному и развивающемуся оперативному ландшафту.

Первоначальная процедура предполагает создание деятельности с добавленной стоимостью, которая является основным процессом.

Следующая процедура относится к поведенческому или корпоративному культурному аспекту. Стоит отметить, что многочисленные организации, при

разработке своих стратегий усовершенствования, склонны сосредоточиться на этом конкретном процессе, который предполагает выявление как того, что возможно, так и того, что не входит в сферу деятельности организации [5, с. 64].

Третья процедура предполагает составление и реализацию стратегического плана, определяя таким образом позиционирование организации в рамках цифровизации экономики.

В случае, если совершенствование стратегии развития предприятия не реализуются в установленном сроке, бизнес может лишиться своего стратегического потенциала. Кроме того, эффективность предложенных изменений является решающим фактором для выявления и адаптации к конкретным преимуществам.

Можно с уверенностью утверждать, что совершенствование стратегии развития предприятия в условиях цифровизации экономики заключается в оптимизации согласованности между внутренними способностями и компетенциями предприятия и современными требованиями его внешней операционной среды.

Совершенствование стратегии развития предприятия в условиях цифровизации экономики имеет свою методологию и алгоритмы реализации.

В сегодняшней динамичной бизнес-среде, важно участвовать в постоянном совершенствовании своего стратегического плана. Учитывая быстро развивающийся характер экономики, было бы непрактично разработать всестороннюю стратегию, не предсказывая и не обращаясь к потенциальным изменениям или пересмотрам со временем [9, с. 34].

Существуют две основные методологии по совершенствованию стратегии развития предприятия в условиях цифровизации экономики, служащего основой ее роста и процветания.

Первоначальная стратегия по укреплению совершенствования стратегии развития предприятия в условиях цифровизации экономики начинается с тщательного изучения преобладающей внешней среды, включая потенциальные препятствия и развивающиеся тенденции.

Вторая методология предполагает установление четко определенной цели улучшения, которая служит основой для совершенствования стратегического развития плана предприятия. Затем проводится обследование внешней среды, после чего проводится оценка ключевых факторов, которые будут влиять на достижение этой цели.

Совершенствование стратегии развития предприятия в условиях цифровизации экономики всегда предполагает неопределенность, риски.

Подготовка к реализации плана будет продолжена в дальнейшем. После начала ее реализации становится необходимо немедленно решить любые возникшие обстоятельства, требующие корректировки. В ответ мы соответственно изменяем наш подход [12, с. 78].

Таким образом, цикл совершенствования стратегии развития предприятия в условиях цифровой экономики включает в себя:

1. Пересмотр целей и замысла предприятия.

2. Выявление того, что не так было в деятельности предприятия. Результатом должна стать формулировка того, что надо менять на предприятии.

3. Формирование идеи.

4. Составление стратегического плана, то есть точное описание направления деятельности предприятия. Каждый план должен предусматривать обязательно финансирование.

5. Написание программы реализации плана, то есть четкий перечень задач, которые нужны для реализации плана.

6. Контроль исполнения задач.

Совершенствование стратегии развития предприятия в условиях цифровизации экономики, кажется, находится в перспективе с преобладающими приоритетами. Основное внимание остается на достижении немедленных и тщательных результатов, а не инвестировании времени и ресурсов в долгосрочное стратегическое планирование. Этот акцент на краткосрочных доходах может привести к стагнации, так как приоритетом является сохранение статуса кво над изучением инновационных подходов к устойчивому росту.

Цифровизация экономики принципиально меняет бизнес-процесс, например, автоматизация документооборота [4, с. 54].

Цифровизация охватила множество предприятий. В общем виде цифровизация экономики представлена частью экономических отношений, опосредуемых сотовой связью, Интернетом, информационно-коммуникационными технологиями.

В настоящее время существуют существенные различия в темпах принятия цифровых процессов в различных отраслях промышленности, включая строительство, туризм и здравоохранение. В частности, способ деятельности предприятий в цифровой экономике существенно отличается от обычных практик. Это отличие характеризуется изменениями культурных норм, бизнес-моделей и отношений между предприятиями и их соответствующими рынками.

В этом современном деловом ландшафте предприятия требуют инновационных методологий стратегического планирования, которые позволяют им оценить свою организацию и операции через линзы цифровизации экономики. Для этого необходима трансформация процесса принятия решений внутри корпорации, сопровождающаяся совершенствованием существующих метрик. Уникальные особенности цифровизации экономики требуют адаптивных и вперед-мыслительных решений, способных навигации периодов, неопределенности и волатильности [7, с. 87].

Цифровизация экономической деятельности упростила и стандартизировала управленческие процедуры, тем самым позволяя внедрению технологий управления внедрением в рамках организационной системы.

Так, совершенствование стратегии развития деятельности предприятия в условиях цифровизации экономики на базовых этапах создания и производства продукта, включает:

1. Идея создания нового продукта, определение потребностей.

2. Научное и маркетинговое исследование.

3. Создание опытного образца, апробация нового продукта (ОКР и НИОКР).

4. Производство технически нового продукта.

5. Подготовка материальной базы для производства пробной партии продукта.

6. Запуск серийного производства.

7. Выход нового продукта на рынок [12, с. 18].

В современных предприятиях приоритет передовых подходов имеет решающее значение для эффективного совершенствования продукции как на внутренних, так и на внешних рынках. Для достижения успеха необходимо учитывать различные ключевые факторы, которые можно увеличить, используя цифровые технологии:

- на рынке товаров и услуг существует интенсивное соперничество между поставщиками из-за акцента на производительность продукции, в сочетании с предоставлением гарантий и дополнительных предложений,

- риск и неопределенность инновационной сферы,

- рост требований к гибкости опытной и производственной деятельности в связи с сокращением жизненного цикла продукции, ростом ее потребности в разовых партиях,

- изменение структуры издержек производства.

Для осуществления совершенствования стратегического развития в условиях цифровизации экономики важно, чтобы производители быстро понимали требования клиентов и требования поставщиков, одновременно учитывая перспективы потенциальных партнеров. Чтобы уменьшить эскалацию информационных расходов, компании должны использовать возможности различных информационных систем для максимальной эффективности [6, с. 29].

Возникновение цифровизации экономики является ключевым шагом в эволюции глобального технологического разделения труда в рамках мировой экономической структуры. Этот феномен часто переводится к доминированию и экономическому влиянию, формируя отношение и поведение потребителей к услугам, предлагаемым этой экономической системой.

Ключевыми определяющими факторами успеха являются величина и скорость возможностей обработки информации.

При переходе к цифровизации экономики компании получат следующие преимущества:

- доступ к любой информации в любое время, в любом месте,

- короткие сроки передачи информации и совершения сделки,

- поиск любого бизнес-партнера и получение выгодных условий сделки при минимальных трансакционных издержках,

- оптимизация организационной структуры и бизнеса в целом [10, с. 54]. Совершенствование стратегического развития в цифровой экономике

представляет собой трансформационный шаг вперед. Исследования показывают, что организации перестраивают свои приоритеты в рамках пересмотренных управленческих рамок. В то же время значимость материальных ресурсов уменьшается, в то время как нематериальные активы и информация играют более яркую роль в стимулировании роста бизнеса.

Адаптивность и быстрое реагирование на изменение экологических условий являются ключевыми определяющими факторами успешного управления. В контексте сетевых организационных структур следует учитывать логистические взаимодействия в рамках открытых сетей.

Совершенствование стратегии развития предприятия в условиях цифровизации экономики связано с принципами ее функционирования: -экспоненциальные темпы развития, -возрастающий эффект, -обратное ценообразование, -относительная доступность услуг, -глобальность охвата участников трансакций, -саморегулирование [11, с. 74].

В сфере цифровизации экономики социально-техническая система проходит совершенство стратегии развития предприятия, в которой ее первоначальная двойная природа, включающая как технические, так и

социальные аспекты, дает путь к преобладанию управленческих функций, которые упрощаются искусственным интеллектом. В частности, традиционные принципы классической школы менеджмента заменяются парадигмой перехода к формализованному, алгоритмическому и не персональному групповому управлению, которое теперь осуществляется через агентство искусственного интеллекта.

Таким образом, приход цифровой экономики требует совершенства новейших технологий для повышения конкурентоспособности. В то время как трансформации продолжают развиваться, человеческая инновация остается движущей силой за этими достижениями. Появление цифровых технологий и платформ вызвало новую парадигму, характеризующуюся человеческим управлением. Несмотря на эволюционный контекст, всесторонняя финансовая стратегия остается жизненно важным для успешных коммерческих организаций. Этот стратегический подход направлен на достижение его целей развития путем расширения присутствия на рынке, оптимизации сетей участников и создания и увеличения стоимости в рамках глобального рамочного разделения труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкин А.В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. 2019. Т. 18. № 7. С. 11271136;

2. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 10, № 3. С. 9-25. 001: 10.18721/Ш.10301;

3. Бессонов В.А., Бродский Н.Ю., Журавлев С.В., Столярова А.Г., Фролов А.С. О развитии сектора ИКТ в российской экономике // Вопросы статистики. 2021. № 12. С. 15-30;

4. Бухановский А.В., Васильев В.Н. Современные программные комплексы компьютерного моделирования e-Science // Приборостроение. 2020. № 3. С. 6064;

5. Вербина В.В. Особенности российских сделок слияния и поглощения в процессе перераспределения собственности // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2019. № 2. С. 131-137;

6. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб.: Питер, 2020. 384 с;

7. Гохан П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний: пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2020. 741 с;

8. Злобина Н.В., Завражина К.В. Маркетинг в социальных сетях: современные тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического. 2021. № 6 (233). С. 166172. DOI: 10.5862/JE.233.17;

9. Крылов Э.И., Власова В.М., Варфоломеева В.А. Роль цифровой среды в разработке, производстве и реализации инноваций // Развитие методологии современной экономической науки, менеджмента и образования в условиях информационно-цифровых трендов: материалы III Междисциплин. всерос. науч. конф. 2019. С. 151-154;

10. Лящук А.В., Тихонова М.В. Стратегическое планирование на предприятии в рамках цифровой экономики // Методология и инструментарий управления. 2021. № 4 (112). С. 91-97;

11. Паньшин Б.Н. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и жизнь. 2021. № 3 (157). С. 17-20;

12. Янковская В.В. Планирование на предприятии. М.: ИНФРА-М, 2022. 425 с

Martynov A.A.

Samara State Technical University (Samara, Russia)

IMPROVING THE STRATEGY ENTERPRISE DEVELOPMENT IN CONDITIONS DIGITIZATION OF THE ECONOMY

Abstract: the article substantiates the improvement of the development strategy of the enterprise in the conditions of digitalization of the economy. The purpose of the article is to systematize and generalize the stages of improving the strategic development of an enterprise's activities in the context of digitalization. The stages of creation and production are presented using the example of improving the strategic development of an enterprise in the context of digitalization of the economy.

Keywords: digitalization, improvement, economics, enterprise, strategy, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.