Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудан М.А., Чернецкая Ю.Г.

В статье представлен обзор фармацевтической отрасли Республики Беларусь, её особенности и возникающие проблемы. Проведен анализ основных макроэкономических показателей, определены положительные и отрицательные тенденции в развитии. Рассмотрен опыт Европейского союза в части разработки Фармацевтической стратегии, её основные направления и меры, предусмотренные для реализации. Предложено усовершенствовать стратегию развития фармацевтической промышленности Беларуси, которая должна предполагать более тесную интеграцию в стратегию здравоохранения в целом и предусматривать баланс между экономическими и социальными задачами отрасли. Новая стратегия должна отталкиваться не только от ресурсов и возможностей национального рынка, но и соответствовать современным реалиям, обеспечивая гибкую реакцию на внешние факторы, в том числе с учетом необходимости продолжения борьбы с пандемией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дудан М.А., Чернецкая Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE DEVELPOMENT STRATEGY OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article presents an overview of the pharmaceutical industry of the Republic of Belarus, its features and emerging problems. The analysis of the main macroeconomic indicators is carried out, positive and negative trends in development are determined. The experience of the European Union in the development of the Pharmaceutical strategy, its main directions and measures provided for implementation are considered. Following the example of the European experience, it is proposed to improve the development strategy of the pharmaceutical industry in Belarus, which should involve closer integration into the healthcare strategy as a whole and provide for a balance between the economic and social tasks of the industry. The new strategy should be based not only on the resources and capabilities of the national market, but also correspond to modern realities, providing a flexible response to external factors, including taking into account the need to continue the fight against the pandemic.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 661.12-043.86(476) Б01 10.52928/2070-1632-2023-63-1-33-38

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

М.А. ДУДАН, Ю.Г. ЧЕРНЕЦКАЯ (Белорусский государственный технологический университет, Минск) Марина Дудан ORCID https://orcid.org/0000-0001-8663-3068

В статье представлен обзор фармацевтической отрасли Республики Беларусь, её особенности и возникающие проблемы. Проведен анализ основных макроэкономических показателей, определены положительные и отрицательные тенденции в развитии. Рассмотрен опыт Европейского союза в части разработки Фармацевтической стратегии, её основные направления и меры, предусмотренные для реализации. Предложено усовершенствовать стратегию развития фармацевтической промышленности Беларуси, которая должна предполагать более тесную интеграцию в стратегию здравоохранения в целом и предусматривать баланс между экономическими и социальными задачами отрасли. Новая стратегия должна отталкиваться не только от ресурсов и возможностей национального рынка, но и соответствовать современным реалиям, обеспечивая гибкую реакцию на внешние факторы, в том числе с учетом необходимости продолжения борьбы с пандемией.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, стратегия развития, совершенствование, инновации, лекарственные препараты.

Введение. В настоящее время фармацевтическая отрасль Республики Беларусь развивается достаточно быстрыми темпами. Эта отрасль с высоким технологическим и экспортным потенциалом играет важную роль в обеспечении эффективной системы здравоохранения, основная функция которой заключается в предоставлении качественных услуг по охране здоровья населения страны. Плохое здоровье оборачивается ущербом не только для отдельно взятого человека, но и для общества и экономики в целом. В этой связи эффективное функционирование фармацевтической промышленности может стать важным фактором улучшения качества здравоохранения в республике, основу которой должна составлять оптимальная стратегия развития.

Основная часть. В 2020 году в мире произошло ощутимое замедление темпов экономического роста, о чем свидетельствуют изменения в основных макроэкономических показателях большинства стран. Распространение СОУТО-19 наглядно продемонстрировало, как тесно система здравоохранения пересекается с экономикой. Карантинные меры, ограничения на перемещение и социальное дистанцирование повлияли на такие важные показатели, как валовой внутренний продукт (ВВП), экспорт товаров и услуг, индекс потребительских цен и ряд иных. Несмотря на положительную динамику представленных показателей в 2021 году, многим странам все еще не удалось достичь уровня предыдущих лет. По данным статистики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) падение ВВП большинства европейских стран в 2020 году находилось на уровне от 2,5% до 8% (рисунок 1). В среднем снижение ВВП в европейских странах за 2020 год составило 5,7%, тогда как его увеличение за 2021 год - 5,3%.

По итоговым данным Статистического комитета величина ВВП в Республике Беларусь в 2020 году в текущих ценах составила 149,7 млрд руб. Вместо прогнозируемого роста в 102,8% произошел спад по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 0,7%. На изменение ВВП в первую очередь оказали влияние три фактора: снижение деловой активности из-за СОУГО-19; сокращение объемов производства кокса и продуктов нефтепереработки; уменьшение мировых цен на калийные удобрения. Объем ВВП в 2021 году в текущих ценах составил 173,2 млрд руб. В сопоставимых ценах к уровню 2020 года белорусская экономика выросла на 2,3%. Кроме того, предполагалось, что монетарная политика в рассматриваемом периоде будет направлена на стабилизацию инфляции на уровне не более 5%. Однако фактически индекс-дефлятор ВВП в 2020 году составил 110,1% по отношению к 2019 году и 113,1% в 2021 году по отношению к 2020 году. По данным Государственного таможенного комитета экспорт в 2020 году составил 29,0 млрд долл. США и уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 11,4%. В 2021 году экспорт увеличился и составил 39,9 млрд долл. США. Сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное как в 2020 году в размере 3,9 млрд долл. США, так и в 2021 году - 1,9 млрд долл. США.

Однако, несмотря на общий экономический спад в 2020 году, фармацевтическая промышленность Республики Беларусь продолжала демонстрировать рост (рисунок 2). Это связано главным образом с тем, что в стране имеется собственное фармацевтическое производство, которое поддерживается государством. С 2017 года непосредственное управление отраслью осуществляется через РУП «Управляющая компания холдинга «Белфармпром».

Согласно статистическим данным в 2020 и 2021 годах произошел рост объема промышленного производства основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов на 18,6% и 20%, соответственно.

В 2020 году во время распространения СОУТО-19 произошло перераспределение в потребительском спросе населения на продукцию и услуги. В условиях кризиса предпочтение, в первую очередь, отдавалось медицинским товарам и предметам первой необходимости, а только потом планировались иные покупки. Кроме того, на фоне пандемии существенно увеличились инвестиции в разработку лекарственных препаратов не только

во всем мире, но и Республике Беларусь. Так, например, 150 из 180 препаратов, рекомендованных здравоохранением для лечения СОУ[Э-19, были представлены белорусскими производителями, что составляет более 80% необходимого объема. Также был создан необходимый запас инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые еще не производятся на базе белорусских предприятий.

15,0

12,0

9,0

А А

± А А

i А А А 4

6,0 А . А А ♦

А А А А А л АжАА±А

А А А

3,0 А А А А

0,0 ж *

Й W СЗ эт

В s к 2 Е ч: о S

-3,0 д s t f

ия та ия ия ия

ÏH hQ та в инц итр с

2? р о 5 р о X ар © в с

ИЗ

-6,0 w ♦

♦ ♦ ♦ ♦

-9,0 ♦ ♦

-12,0

♦ 2020 А 2021

Рисунок 1. - Годовые темпы прироста ВВП в % за 2020-2021 гг.1

2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0

120,0%

2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рисунок 2. - Динамика объема промышленного производства основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов в тыс. руб. за 2016 - 2021 гг.2

Вместе с тем увеличение объема производства фармацевтической продукции нельзя полностью обусловливать влиянием СОУ[Э-19. За 2020 год белорусские производители освоили более 60 новых лекарственных препаратов, применяемых для лечения заболеваний в кардиологии, неврологии, эндокринологии, гастроэнтерологии и других областях медицины. В целом за 2016 - 2020 годы отечественные производители зарегистрировали около 450 наименований лекарственных препаратов. Преимущественно это препараты, применяемые для лечения заболеваний сердечно-сосудистой, нервной системы, сахарного диабета, инфекционных заболеваний. В ближайшие 5 лет, как ожидается, будет разработано около 300 наименований лекарственных препаратов.3

1 Organisation for Economic Cooperation and Development. Statistics and Data Directorate. 2022. URL: https://stats.oecd.org/.

2 Экономическая статистика. 2022. URL: http://dataportal.belstat.gov.by/Indicators/Preview?key=136967.

3 Развитие фармацевтической отрасли в Беларуси: эффективное обеспечение потребностей здравоохранения и населения. 2020. URL: https://www.belta.by/roundtable/view/razvitie-farmatsevticheskoj-otrasli-v-belarusi-effektivnoe-obespechenie-potrebnostej-zdra-voohranenija-i-1288/.

На сегодняшний день внутренний рынок лекарственных препаратов Республики Беларусь оценивается почти в 1 млрд долл. США. По данным компании IMS Health на один оригинальный препарат может приходиться более 5 дженериков. На их выпуск и нацелены белорусские производители. Продукция национальных фармацевтических предприятий достаточно востребована. Начиная с 2015 года, белорусские лекарственные препараты в стоимостном выражении на рынке занимают более 50%, в упаковках - более 70%. Такая дифференциация объясняется прежде всего тем, что цена более чем на 40% белорусских лекарственных препаратов составляет менее 1 долл. США. Продукция, поставляемая на экспорт, также имеет достаточно низкую стоимость (таблица).

Таблица. - Динамика экспорта и импорта фармацевтической продукции Республики Беларусь за 2016 - 2021 гг.4

Экспорт фармацевтической Импорт фармацевтической Превышение импорта

Год продукции продукции над экспортом

кол-во, т стоимость кол-во, т стоимость по кол-ву, по стоимо-

тыс. долл. США долл. США за т тыс. долл. США долл. США за т раз сти, раз

2016 10355,51 157031,70 15164,07 9940,25 599016,40 60261,70 0,96 3,81

2017 10861,09 203942,00 18777,31 11331,35 714466,50 63052,20 1,04 3,50

2018 10885,99 240161,00 22061,49 10302,59 730603,40 70914,52 0,95 3,04

2019 13264,65 277681,50 20933,95 11691,16 845158,60 72290,42 0,88 3,04

2020 12742,50 312194,70 24500,28 13782,20 1003827,70 72835,07 1,08 3,22

2021 12125,59 311500,80 25689,54 9775,03 980075,20 100263,15 0,81 3,15

Объем экспорта в стоимостном выражении с 2016 по 2021 год увеличился в два раза. При этом экспорт фармацевтической продукции в тоннах в 2020 и 2021 годах несколько снизился. Это было связано с тем, что часть продукции, произведенной на экспорт, была переориентирована и поставлена здравоохранению на внутренний рынок. В 2021 году достаточно сильно снизилось количество импортированной фармацевтической продукции. Её величина стала ниже уровня 2016 года. Однако, в целом в стоимостном выражении импорт увеличился более чем в 1,6 раз. Кроме того, нужно отметить, что за все анализируемые периоды в стоимостном выражении импорт более чем в 3 раза превышает экспорт. В 2020 году продукция холдинга «Белфармпром» экспортировалась в 34 страны. На сегодняшний день все еще возникают проблемы с поставками некоторых лекарственных препаратов, и белорусским предприятиям необходимо обеспечить их восполнение. Кроме того, отечественное производство в основном работает на импортном лекарственном сырье, что усложняет проблему безопасности отрасли.

Имеющийся уровень научно-технологической базы, а также меры государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по развитию фармацевтической отрасли, предпринятые в предыдущие годы, позволили обеспечить ответ на все вызовы, возникшие перед государствами-членами ЕАЭС в период пандемии, от разработки противовирусных вакцин до расширения коечного фонда в антиковидных госпиталях. Вместе с тем, вызванный пандемией глобальный кризис в сфере международных торговых связей негативным образом сказался на развитии мировой фармацевтической отрасли, что обострило проблему обеспечения производителей ЕАЭС импортным сырьем для производства лекарственных препаратов - фармацевтическими субстанциями. Объем собственного производства фармацевтических субстанций в государствах-членах ЕАЭС в настоящее время составляет 10-20% от объема внутреннего спроса и не способен обеспечить потребности местных производителей готовых лекарственных средств. Для снижения зависимости от традиционных азиатских поставщиков крупнейшие европейские фармацевтические компании начали менять стратегии закупки фармацевтических субстанций и создавать транснациональные холдинги по их производству.

Зависимость от зарубежных поставщиков формирует логистические (протяженность и потенциальная нестабильность путей снабжения), валютные (колебания валютных курсов), технологические (ограничение доступа к отдельным субстанциям) риски для фармацевтических производителей ЕАЭС. С учетом растущей значимости фармацевтической отрасли для социально-экономического развития и национальной безопасности, в средне -и долгосрочной перспективе повышается актуальность стоящей перед государствами-членами ЕАЭС задачи по развитию производства и снижению импортозависимости общего рынка фармсубстанций ЕАЭС. Формирование эффективно функционирующего общего рынка фармацевтических субстанций с использованием преимуществ интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС должно способствовать стабильному обеспечению фармацевтической отрасли стран ЕАЭС сырьем, снижению зависимости от импорта, расширению возможностей по технологическому развитию фармацевтической отрасли, а также снижению отраслевых рисков и издержек5.

Перспективы развития фармацевтической отрасли стран ЕАЭС, в том числе Республики Беларусь, связаны с освоением выпуска современных высокоэффективных биологических препаратов. В настоящее время расширяется спектр биологических лекарственных препаратов, отличающихся по используемым методам получения, механизмам действия и показаниям к применению, активно разрабатываются иммунобиологические препараты, в том числе вакцины.

Проведение фармацевтических и биологических, доклинических и клинических исследований биологических лекарственных препаратов должно проводиться с учетом особенностей, связанных как со свойствами и природой этих препаратов (инактивированные и живые вакцины, биотехнологические лекарственные препараты на основе

4 Составлено по данным: Статистика внешней торговли. 2022. URL: http://dataportal.belstat.gov.by/AggregatedDb.

5 Доклад о состоянии рынка фармацевтических субстанций Евразийского экономического союза. 2021. URL: https://eec.eaeunion.org/ upload/ibtock/b16/Analyz substancii 2020.pdf.

рекомбинантных белков, аллергены, препараты из плазмы человека, гетерологичные сыворотки и др.), так и со сферой их применения в клинической практике. С целью упрощения сбора и предоставления данных для регистрации Евразийская экономическая комиссия разработала Правила проведения исследований биологических лекарственных средств на территории ЕАЭС. Правила разработаны на базе положений, изложенных в соответствующих документах Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных средств (ICH) и Европейского медицинского агентства (ЕМА). Правила необходимы для формирования в ЕАЭС общего рынка лекарственных препаратов. Высокая степень гармонизации Правил с требованиями соответствующих международных документов облегчит процесс выхода названных препаратов на внешние рынки, будет способствовать признанию данных о фармацевтической разработке и результатов подтверждения безопасности, качества и эффективности при их регистрации за пределами Союза6.

Таким образом, чтобы фармацевтическая промышленность Республики Беларусь оставалась продуктивной и конкурентоспособной, стратегия ее развития должна соответствовать современным реалиям, обеспечивать гибкую реакцию на внешние факторы, с учетом необходимости продолжения борьбы с пандемией. В этом плане интерес представляет опыт развитых стран, в частности, Европейского Союза в разработке подобных документов. Чтобы сделать фармацевтический сектор Европы более подготовленным и устойчивым к современным тенденциям развития, в том числе и кризисным, в 2020 году Евросоюзом была принята новая Фармацевтическая стратегия, разработанная с целью обеспечения доступа пациентов к безопасным, эффективным и высококачественным лекарственным препаратам по доступной цене при одновременном повышении конкурентоспособности, инновационного потенциала и устойчивости фармсектора. Стратегия должна способствовать обеспечению надежных и хорошо функционирующих международных цепочек поставок, формированию единого эффективного фармрынка, а также основываться на подходе, охватывающим весь жизненный цикл фармацевтических продуктов, от производства до распределения, потребления и утилизации.

Новая стратегия, разработанная с учетом последствий COVID-19, предполагает следующие ключевые приоритеты:

- предоставление доступа к недорогим лекарственным препаратам и удовлетворение медицинских потребностей в наименее обеспеченных терапевтических областях. Особое внимание уделяется вопросам устойчивости к противомикробным препаратам, проблемам онкологии и редким заболеваниям;

- поддержка конкурентоспособности, инноваций и устойчивости фармацевтической промышленности Евросоюза, а также разработка высококачественных, безопасных, эффективных и экологичных лекарственных препаратов;

- повышение готовности к кризисам и разработка механизмов реагирования на них, развитие диверсификации и безопасности цепочек поставок, решение проблемы нехватки лекарственных препаратов;

- продвижение высокого уровня стандартов качества, эффективности и безопасности [1].

Можно выделить следующие основные направления стратегии и меры, которые предусмотрены использовать для их реализации:

- Создание стабильной гибкой нормативно-правовой среды, которая обеспечит законодательную определенность для привлечения инвестиций и будет учитывать современные технологические тенденции. План действий будет включать поиск сбалансированных и справедливых стимулов для поощрения и защиты инноваций и создания необходимых условий для компаний любого размера в Евросоюзе, в том числе меры по упрощению и рационализации системы интеллектуальной собственности в области фармацевтики. Предлагается пересмотреть законодательство, чтобы сделать управление жизненным циклом лекарственных препаратов более эффективным и адаптированным к цифровизации.

- Разработка системы мер для стимулирования инноваций в областях неудовлетворенных медицинских потребностей. Так, например, в настоящее время в виду отсутствия коммерческого и научного интереса практически неизученными остается большой процент нейродегенеративных и педиатрических онкологических заболеваний. Кроме того, проводится очень мало исследований по влиянию новых противомикробных препаратов на определенные группы населения, такие как беременные, кормящие женщины и пожилые люди. Текущие модели стимулирования не обеспечивают устойчивого решения; требуются новые бизнес-подходы, включая новые стимулы для разработки таких препаратов. Приоритеты исследований должны быть согласованы с потребностями пациентов и запросами здравоохранения. Обеспечение междисциплинарного сотрудничества за счет вовлечения различных государственных органов, академических кругов, специалистов здравоохранения, фармацевтических организаций, поставщиков медицинских услуг и прочих заинтересованных участников в фундаментальных исследованиях может поддержать эту инициативу.

- Действия в области государственных закупок, возмещения фармацевтических затрат системами социальной защиты и вопросов ценообразования для стимулирования конкуренции и улучшения доступа к лекарственным препаратам. Возможным решением может стать сотрудничество системы здравоохранения и частных компаний. Процедура тендера позволит государственным покупателям устанавливать партнерские отношения для разработки, производства и последующей закупки лекарственных препаратов с ограниченным спросом.

- Создание надежной цифровой инфраструктуры, а также базы данных, которая позволит получать доступ к сопоставимой информации о здоровье населения по всему Европейскому Союзу. Это станет своего рода мультипликатором с точки зрения исследований, регулирования, сбора и оценки доказательств. Безопасный и эффективный доступ к данным о здоровье является ключом к полному использованию огромного потенциала новых

6 Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 2016. URL: https://pravo.bv/document/?guid=3871&p0=F91600344.

технологий и цифровизации, который позволит проводить анализ больших и реальных данных для поддержки разрабатываемых лекарственных препаратов, их регистрации и дальнейшего использования. Технологические достижения также могут поддержать уменьшение этического использования животных в медицинских испытаниях. Кроме того, разработка и внедрение информации о продуктах в электронном формате могла бы облегчить её доставку медицинским работникам и пациентам в многоязычной среде Европейского Союза, поддержать более широкую доступность в государствах-членах.

- Поддержание наличия квалифицированной и специализированной рабочей силы, содействие мобильности ученых по всей Европе. Необходимо отметить, что фармацевтический сектор Евросоюза уже обеспечивает более 800 000 прямых рабочих мест и крайне важно продолжать поддерживать данную тенденцию. Программа представляет возможность для того, чтобы все ключевые игроки данного сектора объединили свои ресурсы и инвестировали в повышение квалификации и переподготовку своих сотрудников по всей цепочке создания стоимости.

- Выявление узких мест в глобальной цепочке поставок лекарственных препаратов, проведение политики по укреплению её непрерывности и безопасности. Нехватка продуктов происходит по разным причинам: это и неправильно проводимая маркетинговая стратегия, дефицит активных фармацевтических ингредиентов и сырья, слабые обязательства по предоставлению государственных услуг, квоты на поставку или проблемы, связанные с ценообразованием и возмещением расходов и др. Поэтому сведение к минимуму воздействия нехватки лекарственных препаратов требует также различных мер. Значительно усилить обязательства по непрерывному снабжению возможно путем диверсификации производства и цепочек поставок, обеспечения стратегических запасов, а также стимулирования производства и инвестиций. Предлагается пересмотреть фармацевтическое законодательство для решения проблемы дефицита с помощью конкретных мер, включая более строгие обязательства по поставкам, более раннее уведомление о нехватке лекарственных препаратов, повышение прозрачности запасов и тесную координацию между государствами-членами в рамках Европейского Союза.

- Реализация действий к лекарственным препаратам в окружающей среде, включая экологически безопасную их утилизацию и сокращение размеров упаковки. Нередко в современных условиях производство, использование и утилизация препаратов имеют негативные последствия для окружающей среды. Так, например, присутствие противомикробных лекарственных препаратов в воде и почве может играть роль в ускорении развития устойчивых бактерий. Кроме того, по-прежнему остается много отходов от неиспользованных препаратов. Поэтому так важно, чтобы на протяжении всего жизненного цикла лекарственных препаратов принимались действия по сокращению использования ресурсов, выбросов и уровней их остатков в окружающей среде, которые будут направлены на защиту как здоровья населения, так и экосистем. Общее воздействие таких остатков должно быть сведено к минимуму и уменьшено в максимально возможной степени. Европейская комиссия уже приняла руководство по раздельному сбору опасных бытовых отходов, в том числе лекарственных препаратов. Кроме того, она рассматривает дальнейшие меры по ограничению таких отходов, включая уменьшение размеров упаковок и оценки их соответствия реальному использованию. Рассматриваются программы, создающие основу для общего перехода к производству и потреблению ресурсов и фармацевтического сырья, которые будут являться безопасными и оказывать минимально возможное воздействие на окружающую среду и климат. Инновации в области экологически устойчивых и климатически нейтральных фармацевтических производств должны стать движущей силой для фармацевтической промышленности Европы.

- Создание Европейского агентства по реагированию на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения. Оно заполнит серьезный пробел в инфраструктуре Европейского Союза, а также усилит координацию операций по всей цепочке создания стоимости; будет развивать стратегические инвестиции в исследования, разработку, производство, распространение и использование лекарственных препаратов; объединять производственные мощности, отслеживать потребности в сырье и его доступности, тем самым устраняя уязвимости цепочки поставок; осуществлять планирование ответных мер в отношении будущих угроз общественному здоровью, а также поддерживать разработку комплексных технологических решений.7

Кроме того, в рамках стратегии рассматриваются важные моменты, связанные с возможностью перехода на персонализированную медицину для удовлетворения индивидуальных потребностей пациента; действия, улучшающие оценку экологических рисков и оптимизацию затрат; проблемы качества, контроля и надзора, связанные с появлением новых ускоренных методов производства, таких как децентрализованное или непрерывное производство; а также важные инструменты поддержки - разнообразные источники финансирования, достаточные для всех уровней производства, и многое другое.

Таким образом, каждое направление содержит основные и второстепенные меры для обеспечения того, чтобы поставленные цели приносили ощутимые результаты. Взятые вместе, они должны способствовать развитию фармацевтической политики Европы в соответствии с экологическим и цифровым переходом, демографическими изменениями и сохранять актуальность с учетом современных особенностей и непредвиденных ситуаций в будущем.

При сравнении стратегии Европейского союза с подходом, который применялся в Государственных программах Республики Беларусь (Государственная программа по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств в Республике Беларусь на 2010-

7 URL: https://ec.europa.eu/health/system/files/2021-02/pharma-strategy report en 0.pdf.

2014 гг. и на период до 2020 г., Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016-2020 гг.) можно отметить, что в нашей стране приоритетное внимание уделялось проблемам импортозамещения и экпортоориентированности. Производству лекарственных препаратов с высоким экспортным потенциалом отдавалось предпочтение чаще всего ввиду их низкой стоимости. Это ограничивало ресурсы промышленности, необходимые для обеспечения большей лекарственной безопасности при создании препаратов, востребованных на белорусском рынке, поэтому в новой стратегии важно предусмотреть баланс между экономическими и социальными задачами отрасли.

Заключение. Стратегию дальнейшего развития фармацевтической промышленности Беларуси целесообразно более тесно интегрировать в стратегию здравоохранения в целом. Она должна учитывать современную ситуацию, связанную с пандемией, а также отталкиваться от ресурсов и возможностей Республики Беларусь по созданию и производству лекарственных препаратов. Исходя из европейского опыта, а также с целью снижения рисков на долгосрочную перспективу производителям необходимо предусмотреть возможности охвата, в первую очередь, национального рынка, при этом учесть возможность диверсификации цепочек поставок, в том числе за счет расширения базы отечественных поставщиков. В тоже время ввиду современных тенденций развития стратегия должна опираться на потенциал цифровой трансформации здравоохранения и медицинской помощи, а также способствовать экологически устойчивому производству и утилизации лекарственных препаратов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Garattini S., Natsis Ya., Banzi R. Pharmaceutical Strategy for Europe: Reflections on Public Health-Driven Drug Development, Regulation, and Policies. - URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fphar.2021.685604/full. (Date of access: 20.12.2022). DOI: https://doi.org/10.3389/fphar.2021.685604.

Поступила 09.03.2023

IMPROVEMENT OF THE DEVELPOMENT STRATEGY OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

M. DUDAN, YU. CHARNETSKAYA (Belarusian State Economic University, Minsk)

The article presents an overview of the pharmaceutical industry of the Republic of Belarus, its features and emerging problems. The analysis of the main macroeconomic indicators is carried out, positive and negative trends in development are determined. The experience of the European Union in the development of the Pharmaceutical strategy, its main directions and measures provided for implementation are considered. Following the example of the European experience, it is proposed to improve the development strategy of the pharmaceutical industry in Belarus, which should involve closer integration into the healthcare strategy as a whole and provide for a balance between the economic and social tasks of the industry. The new strategy should be based not only on the resources and capabilities of the national market, but also correspond to modern realities, providing a flexible response to external factors, including taking into account the need to continue the fight against the pandemic.

Keywords: pharmaceutical industry, development strategy, innovations, medicines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.