Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 И МЕТРИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 И МЕТРИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1848
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
фармацевтический рынок / стратегические альянсы / биотехнологии / локализация производства / pharmaceutical market / strategic alliances / biotechnology / production localization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.М. Чернышева, А.М. Зобов, Е.А. Федоренко

Российская Федерация стремится активно развивать отечественный фармацевтический рынок, привлекая международные иностранные компании в стратегические альянсы с локализацией производства в России, а также расширить экспорт лекарственных препаратов российского производства. Именно для этого принято стратегия «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г.», предусматривающая последовательную реализацию определенных шагов для достижения данной цели. Целью настоящей статьи стало исследование стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г., а также анализ достижений Стратегии «Фарма 2020» согласно метрикам анализа фармацевтического рынка. Для достижения поставленной цели были рассмотрены показатели структура фармацевтического рынка Российской Федерации, а также основные индикаторы мирового и российского фармацевтических рынков. Предполагается, что некоторые положения стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г. позволят активно стимулировать создание стратегических альянсов с локализацией производства, а также достичь показателей метрик фармацевтического рынка. Для проверки данной гипотезы анализировались документы, размещенные в открытом доступе, в том числе и статистические данные по структуре фармацевтического рынка. В целом было доказано, что на современном этапе развития фармацевтического рынка Российской Федерации важной составляющей является достижения метрик, которых возможно достичь при реализации стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030г с помощью создания стратегических альянсов с локализацией производства. Таким образом, Российская Федерация должна активно развивать и поддерживать с помощью различных методов развитие локализованных стратегических альянсов, что позволит увеличить удельный вес отечественных биотехнологий и обеспечить их экспорт. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Возможности и перспективы развития стратегических альянсов инновационных организаций Венгрии и России в сфере биотехнологий и фармацевтики», проект № 21 -510-23004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2030 AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT METRICS FOR STRATEGIC ALLIANCES OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY

The Russian Federation seeks to actively develop the domestic pharmaceutical market, attracting international foreign companies into strategic alliances with the localization of production in Russia, as well as expanding the export of Russian-made drugs. It is for this purpose that the strategy "Strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2030" was adopted, which provides for the consistent implementation of certain steps to achieve this goal. The purpose of this article was to study the strategy for the development of the pharmaceutical industry in the Russian Federation for the period up to 2030, as well as to analyze the achievements of the Strategy "Pharma 2020" according to the metrics of the analysis of the pharmaceutical market. To achieve this goal, the indicators of the structure of the pharmaceutical market of the Russian Federation were considered, as well as the main indicators of the global and Russian pharmaceutical markets. It is assumed that some provisions of the strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2030. will actively stimulate the creation of strategic alliances with the localization of production, as well as achieve the indicators of the pharmaceutical market metrics. To test this hypothesis, we analyzed publicly available documents, including statistical data on the structure of the pharmaceutical market. In general, it was proved that at the present stage of development of the pharmaceutical market of the Russian Federation, an important component is the achievement of metrics that can be achieved when implementing the strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2030 by creating strategic alliances with the localization of production. Thus, the Russian Federation should actively develop and support, using various methods, the development of localized strategic alliances, which will increase the share of domestic biotechnologies and ensure their export. The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the research project "Opportunities and prospects for the development of strategic alliances of innovative organizations in Hungary and Russia in the field of biotechnology and pharmaceuticals", project No. 21-510-23004.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 И МЕТРИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-338-347

А.М. Чернышева - к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг», ФГАО ВО РУДН, cher-nysheva-am@rudn.university,

A.M. Chernysheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing People's Friendship University of Russia (RUDN University);

А.М. Зобов - к.э.н., заведующий кафедры «Маркетинг» ФГАО ВО РУДН, zobov-am@rudn.university,

A.M. Zobov - Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Marketing People's Friendship University of Russia (RUDN University);

ЕА. Федоренко - старший преподаватель кафедры «Маркетинг», ФГАО ВО РУДН, fedorenko-ea@rudn.university,

EA. Fedorenko - Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Marketing People's Friendship University of Russia (RUDN University).

АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 И МЕТРИК УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2030 AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT METRICS FOR STRATEGIC ALLIANCES OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Аннотация. Российская Федерация стремится активно развивать отечественный фармацевтический рынок, привлекая международные иностранные компании в стратегические альянсы с локализацией производства в России, а также расширить экспорт лекарственных препаратов российского производства. Именно для этого принято стратегия «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г.», предусматривающая последовательную реализацию определенных шагов для достижения данной цели.

Целью настоящей статьи стало исследование стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г., а также анализ достижений Стратегии «Фарма 2020» согласно метрикам анализа фармацевтического рынка. Для достижения поставленной цели были рассмотрены показатели структура фармацевтического рынка Российской Федерации, а также основные индикаторы мирового и российского фармацевтических рынков.

Предполагается, что некоторые положения стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г. позволят активно стимулировать создание стратегических альянсов с локализацией производства, а также достичь показателей метрик фармацевтического рынка. Для проверки данной гипотезы анализировались документы, размещенные в открытом доступе, в том числе и статистические данные по структуре фармацевтического рынка.

В целом было доказано, что на современном этапе развития фармацевтического рынка Российской Федерации важной составляющей является достижения метрик, которых возможно достичь при реализации стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030г с помощью создания стратегических альянсов с локализацией производства. Таким образом, Российская Федерация должна активно развивать и поддерживать с помощью различных методов развитие локализованных стратегических альянсов, что позволит увеличить удельный вес отечественных биотехнологий и обеспечить их экспорт.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Возможности и перспективы развития стратегических альянсов инновационных организаций Венгрии и России в сфере биотехнологий и фармацевтики», проект № 21 -510-23004.

Abstract. The Russian Federation seeks to actively develop the domestic pharmaceutical market, attracting international foreign companies into strategic alliances with the localization of production in Russia, as well as expanding the export of Russian-made drugs. It is for this purpose that the strategy "Strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2030" was adopted, which provides for the consistent implementation of certain steps to achieve this goal.

The purpose of this article was to study the strategy for the development of the pharmaceutical industry in the Russian Federation for the period up to 2030, as well as to analyze the achievements of the Strategy "Pharma 2020" according to the metrics of the analysis of the pharmaceutical market. To achieve this goal, the indicators of the structure of the pharmaceutical market of the Russian Federation were considered, as well as the main indicators of the global and Russian pharmaceutical markets.

It is assumed that some provisions of the strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2030. will actively stimulate the creation of strategic alliances with the localization of production, as well as achieve the indicators of the pharmaceutical market metrics. To test this hypothesis, we analyzed publicly available documents, including statistical data on the structure of the pharmaceutical market.

In general, it was proved that at the present stage of development of the pharmaceutical market of the Russian Federation, an important component is the achievement of metrics that can be achieved when implementing the strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2030 by creating strategic alliances with the localization of production. Thus, the Russian Federation should actively develop and support, using various methods, the development of localized strategic alliances, which will increase the share of domestic biotechnologies and ensure their export.

The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the research project "Opportunities and prospects for the development of strategic alliances of innovative organizations in Hungary and Russia in the field of biotechnology and pharmaceuticals", project No. 21-510-23004.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, стратегические альянсы, биотехнологии, локализация производства.

Keywords: pharmaceutical market, strategic alliances, biotechnology, production localization.

Стратегия «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г.» пришла на смену Стратегии 2020, благодаря принятию которой увеличился объем производства российских препаратов для лечения онкологии, профилактики и терапии ВИЧ, было построено около 10 фармзаводов, а около 80 международных компаний локализовали свое производство на территории РФ. Так, например, в Санкт -Петербурге, в результате локализации производства и создания стратегических альянсов с компаниями Stada, Bayer и Pfizer, был открыт фармзавод «Полисан» полного цикла в соответствии со стандартом GMP, т.е. в соответствии с концепцией устойчивого развития. Еще одним положительным фактором реализации Стратегии «Фарма 2020» стало появление и развитие фармкластеров в таких регионах, как Калужская, Ярославская, Нижегородская, Свердловская и в других областях.

4 июля Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало «Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030г.» (далее «Фарма 2030»), в которой на первые план выходят интересы фармацевтической промышленности и на второй план - интересы фармацевтического ритейла. Так в последнее время фармацевтический рынок характеризуется усилением и консолидацией закупочных центров, именно поэтому в новой стратегии усиление смещается в сторону производителя, что поможет последнему выделять дополнительные средства в развитие биотехнологий и материально -технической базы.

Таким образом, в документе зафиксировались следующие моменты:

- инструментами регулирования нормы прибыли фармацевтического ритейла не могут быть только торговые надбавки;

- для стимулирования сбыта низкорентабельной и габаритной фармацевтической продукции можно в ограниченном порядке использовать линейные процентные надбавки;

- для лекарственных препаратов низкой и средней стоимости применение дифференцированных оптовых и розничных надбавок может формировать дискриминацию в доступности для населения на территории низкой плотности;

- использование дополнительных критериев при методике расчета предельных отпускных цен на ЖНВЛП.

В результате применения данных положений будет сформирована более детальная дифференциация для различных лекарственных препаратов и для различных сегментов покупателей.

Основная концепция Стратегии «Фарма 2030» предусматривает усовершенствование развития и регулирования фармацевтического рынка, в том числе для увеличения экспорта российских лекарственных препаратов и усиления их позиций на международных рынках.

Для этого в Стратегии предусмотрены внедрение инновационных технологий в российское производство, совершенствование материально-технической базы производств, обеспечение отечественных производства необходимым сырьем и оптимизация процессов взаимодействия между российскими и международными компаниями с целью создания стратегических альянсов с локализацией производства [3]. Таким образом, Стратегия позволит дать преимущества производителям, что позволит им вкладывать дополнительные средства в развитие биотехнологий, ограничить число аптек, снизить зависимость российского рынка от импорта и стимулировать развитие экспорта.

Важным и спорным моментом в Стратегии является утверждение о том, что необходимо ограничить количество аптек, поскольку вследствие их консолидации, цены растут поскольку дистрибьютеры борются за бонусы от производителей, а новые пункты продаж открываются лишь в местах, где высокий поток потенциальных покупателей, что не решает проблему доступности лекарственных средств. Последняя проблема действительно является актуальной, однако, в большей степени она касается действий, прежде всего, регуляторов. Ведь, именно, государственные органы должны стимулировать открывать новые места продаж на территории низкой плотности либо открывать там государственные, либо ограничивать в выдаче лицензий, поскольку коммерческие структуры всегда ищут места с более высокой прибылью. Рост же отпускных цен объясняется, прежде всего, девальвацией рубля, ведь, импортная составляющая до сих пор высока при производстве лекарственных препаратов.

Таким образом, подход в ограничении количества аптек должен быть селективным, должны быть установлены показатели расстояния между различными аптеками, при этом они должны быть разными для крупных, средних и малых городов, и других населенных пунктах.

Также среди основных целей данной Стратегии являются - снижение от импорта, поддержка государства для российского производителя и стимулирование экспорта отечественных компаний. При этом государственная поддержка будет заключаться, в первую очередь, в росте преференций при государственных закупках для компаний стран-членов ЕЭС, производящих лекарственные препараты в формате полного цикла производства.

Развитие экспорта отечественных лекарственных препаратов и рост количества стратегических альянсов, в том числе за счет формирования совместных предприятий ставится в приоритетное направление. При сохранение существующего вектора развития, с учетом влияния санкций, экспорт в 2030 году должен составить 1720 млн.долл.США, при форсированном темпе развития - 3,8 млрд.долл.США. Также преференции будут направлены на внедрение биотехнологий, интегрируя научную, образовательную и производственную среду, не только на государственном уровне, но и на международном, формируя стратегические альянсы с локализованным производством на территории России.

В фокусе внимания Стратегии стали ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), а это значит, что в России необходимо наращивать объёмы производства фармацевтических субстанций, продуктов химического и биологического синтеза и прочих компонентов в формате GXP, т.е. в разрезе устойчивого развития.

Уже на текущий момент в России около ста международных компаний в разной форме локализовали свое производство, а фармацевтический рынок стал включать около 30 % отечественных лекарственных препаратов в денежном выражении и 60 % - в натуральном выражении (см. таблицу 1) [8].

Таблица 1 - Структура фармацевтического рынка Российской Федерации

В денежном выражении В натуральном выражении

Показатели % Показатели % Показатели % Показатели %

Дженерики 59,8 Оригинальные ЛП 40,2 Дженерики 85,5 Оригинальные ЛП 14,5

Импортные 70 Отечественные 30 Импортные 39,5 Отечественные 60,5

Рецептурные 67,3 Безреце пту рные 32,7 Рецептурные 44,5 Безреце пту рные 55,6

Не ЖНВЛ 50,8 ЖНВЛ 49,2 Не ЖНВЛ 48,7 ЖНВЛ 51,3

Источник https//www2.deloitte.com/ru/ru/pages/life-sciences-and-healthcare/ar'tides/russian-pharmaceutical-market-trends-2020.html

Интересной тенденцией последнего времени стало увеличение спроса на дженерики в коммерческом секторе, и увеличение спроса на оригинальные лекарственные препараты в государственном секторе, что характеризует спрос как разнонаправленный. Тенденция в коммерческом секторе объясняется снижением покупательской способностью за счет уменьшения дохода и ростом цен на лекарственные препараты. А тенденция в государственном секторе - с увеличением объемов закупок лекарств от редких заболеваний.

Пандемия COVID-19 стала определенным импульсом для совершенствования законодательства и решения актуальных задач научного, социального и экономического характера. Участники фармацевтического рынка получили от Правительства РФ льготное финансирование для разработки и производства лекарственных препаратов от COVID-19, а также возможностью регистрировать их в ускоренном порядке, что позволили усилить позиции отечественного фармрынка. Таким образом, РФ смогла оперативно произвести препараты, применяющиеся при лечении COVID-19 (так из 16 лекарств, утвержденных Министерством здравоохранения - 14 - российские), а также разработать и произвести вакцины от COVID-19, что позволяет утверждать о развитии инновационных технологий на фармацевтическом рынке в России. А в апреле 2021 года Федеральным медико-биологическим агентством России был получен патент на лекарственный препарат «МИР-19» для профилактики и лечения COVID-19.

Развитие фармацевтических субстанций на территории РФ позволит удовлетворить потребности отечественных производителей и впоследствии увеличить их экспорт. Для развития экспортных возможностей необходимо сформировать единое информационное пространство для всех участников рынка, поддерживать различными способами компаний полного цикла производства, наладить систему государственных закупок и т.д.

Важным направлением Стратегии является гармонизация требований с европейскими и мировыми стандартами, в том числе в разрезе устойчивого развития. Так, происходит гармонизация законодательства в рамках рынка ЕАЭС, которые основываются на европейских стандартов или даже бывают более широкими. Также Россия в 2019 году подала заявку на присоединение к Схеме сотрудничества фармацевтических инспекторатов PIC/S (Pharmaceutical Inspection Co- operation Scheme), что позволит стать полноправным членом организации. Также в рамках реализации Стратегии в начале 2020 года на базе ФБУ «ГИЛС и НП» Минпромторга России был создан «Национальный центр стандартных образцов», который формирует базу стандартных образцов.

Развитию фармацевтического рынка в России способствовало принятие на законодательном уровне разрешение на онлайн-торговлю лекарственными препаратами. Однако ограничение в наличие минимального количества аптек в размере 10 в регионе, не дает возможность некоторым ретейлерам работать на рынке.

Также еще одним импульсом стала обязательная маркировка лекарственных препаратов, которая была призвана увеличить прозрачность товарооборота и исключить контра-факт и незаконное перемещение лекарств.

К сожалению, особой популярностью не пользуется налоговый вычет за приобретение лекарственных препаратов, которые приобретаются для налогоплательщика, его детей, супруги и родителей. При этом предъявить в налоговую инспекцию необходимо лишь рецепт, чеки и документы, подтверждающие родство. Однако, при достаточной простоте получения, данный налоговый вычет не стал популярным у населения страны и его удельный

вес в составе других налоговых вычетов невелик. Необходимо, в рамках Стратегии, активно популяризировать данный налоговый вычет среди населения с помощью поддержки государственных органов, поскольку при устойчивой практике его применения, он может способствовать росту отечественного фармацевтического рынка.

Тем не менее, реализация Стратегии позволит существенно активизировать развитие российского фармацевтического рынка, в том числе за счет создания различного типа стратегических альянсов с локализацией производства в рамках концепции устойчивого развития.

Для оценки эффективности деятельности стратегических альянсов в рамках устойчивого развития необходимо иметь определенную систему метрик - систему показателей.

В соответствии с требованиями Стратегии можно выделить пять групп показателей, позволяющих оценивать положение фармацевтического рынка в рамках устойчивого развития и адаптировать их под оценку деятельности стратегических альянсов:

1. Метрики структуры фармацевтической отрасли.

1.1. Доля российского фармацевтического рынка в объеме мирового фармрынка (в стоимостном выражении, см. таблицу 2) [8].

Таблица 2 - Основные индикаторы мирового и российского фармацевтического рынка

Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 2021П 2022П 2023П 2024П 2025П

Глобальный фармрынок, млрд долл США 1108,0 1139,0 1204,8 1245,0 1310,0 1379,0 1454,0 1526,0 1597,8 1669,2

рост % 3,3 2,8 5,8 3,3 5,2 5,3 5,4 5,0 4,7 4,5

Российский фармрынок, млрд долл США 22,5 28,1 26,9 28,5 28,0 30,3 33,0 35,6 38,4 41,3

рост % 9,1 24,8 -4,5 6,0 -1,7 8,4 8,6 8,1 7,8 7,6

Доля РФ в глобальном рынке % 2,0 2,5 2,2 2,3 2,1 2,2 2,3 2,3 2,4 2,5

Таким образом, можно увидеть, что доля российского фармрынка в мировом фармацевтическом рынке колеблется около 2 % и на текущий момент составляет 2,1 %, что безусловно является незначительной величиной. В 2020 году РФ должна была достигнуть показателя 8 %.

1.2. Доля национальной фармацевтики в объеме ВВП. Динамика объема производства рынка фармацевтической продукции РФ представлена на рисунке.

Так, в 2019 году объем произведенной продукции фармрынка составила 1,843 трн.руб, а ВВП 109,3615 трн.руб. Соответственно, значение составит 1,68 %, при запланированной значении 2-3 %.

1.3. Доля продукции фармрынка в общем объеме экспорта. Объем экспорта в 2019 году составил 424,4 млрд.долл.США а объем экспорта фармрынка - 47,2 млрд.руб., таким образом, доля равна 11 %, при запланированном показателе 10%.

1.4. Доля биотехнологий на национальном фармацевтическом рынке в стоимостном выражении (см.рисунок 1) [6].

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

■ Неоригинальные ■ Оригинальные НВ- Доля оригинальных препаратов, %

Рисунок 1 - Доля биотехнологий на российском фармацевтическом рынке

Целю достижения была норма в 60 %, и даже при спорности методики расчета и исходных данных, отставание все равно будет значительным.

1.5. Степень наукоемкости формарынка РФ. Расходы российских компаний на НИОКР (в процентах к ВВП) значительно ниже и чем в странах - инновационных лидерах, и чем в странах «второго эшелона», и составляют 1,04 процента в России по сравнению с 2,54,5 процента в среднем в странах - инновационных лидерах и 1,5-2,5 процента в странах «второго эшелона».

2. Метрики производительных сил фармацевтической отрасли.

2.1. Доля компаний, выпускающих лекарственные препараты от всех локализованных фармкомпаний. Всего на рынке действуют 929 фармацевтических компаний, из них производством лекарств занимаются примерно 570, таким образом, значение показатели достигает 78 %, что приближает его к нормативному значению 80 % к 2020 году. [7]

2.2. Уровень износа основных фонда компаний на фармацевтическом рынке России. Износ в 2019 году составил 53 %, что по сравнению с 2010 годом (60 %), является позитивной тенденцией, однако, не достигает 30 %, которая является оптимальной величиной для фармацевтической отрасли.

2.3. Доля фармкомпаний, производственные мощности которых соответствует стандарту GMP. На текущий момент на территории России по стандартам GMP работают около 250 отечественных и более 600 зарубежных производителей лекарств. Среди них -«Нижфарм» в Нижнем Новгороде, «Верофарм» (Воронеж, Белгород и Владимирская область), «Фармстандарт» в Уфе, Курске, Томске, «Ниармедик Фарма» в Обнинске Калужской области, фармацевтические заводы в Красноярске и Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт -Петербурге и других регионах. Таким образом, по отечественным компаниям доля составит 27 %, а по общему показателю - 91,5 %, что в целом является высоким показателем, однако, по отечественным компаниям необходимо стремиться достигать 100 %.

2.4. Величина дистрибуции лекарственных препаратов. На текущий момент количество аптек составило 64495 шт., и более 3500 дистрибьюторов, а значит, данный показатель составит 5,4 %, что характеризует достаточно статичное состояние на рынке, поскольку в 2010 году он составил 5,2 %.

2.5. Коэффициент концентрации аптечного сегмента. В России на в 2019 году одна аптека приходится на 2239 человек, при этом активно развивается онлайн сегмент.

3. Показатели безопасности развития.

3.1. Доля локализованного производства от суммарной величины потребления в стоимостном выражении на текущий момент составляет 46,2 %, что практически приближается цели, поставленной к 2020 году - 50 % [7].

3.2. Доля локализованного производства от суммарной величины потребления в натуральном выражении на текущий момент составляет 65,4 %, что превышает цель, поставленной к 2020 году - 55 % [7].

3.3. Доля локализованного производства из субстанций локального производства, которая на текущий момент составляет 6 %, при установленной норме к 2020 году 30 %.

3.4. Доля биотехнологий в локальном производстве в стоимостном выражении, которая до сих пор не достигает 30 %.

3.5. Доля биотехнологий в локальном производстве в натуральном выражении и составляет 37 %, а при корректировке будет составлять от 25 % до 30 %.

Государственный реестр лекарственных средств Минздрава РФ (ГРЛС) содержит 59 060 записей о лекарственных препаратах и фармацевтических субстанциях, из которых только 21 874 относятся к инновационным биотехнологиям, однако, вследствие значительных недоработок, данные цифры необходимо корректировать [6].

3.6. Доля фальсифицированных лекарственных препаратов в обращении на рынке РФ в 2020 году составила 12 % [4], при этом данный показатель должен быть равен 0.

4. Социальные показатели.

4.1. Показатель доступности лекарственных препаратов для населения. Количество аптек составляет 64495 по всей территории России, а из 56 интернет-аптек, входящих в Т0П1000 онлайн-ритейлеров, 45 % зарегистрированы в Москве и Московской области, на втором месте среди макрорегионов (16 %) - Приволжский ФО, еще 27 % в сумме (по 711 % на каждый) приходится на восточные макрорегионы - Дальний Восток, Сибирь и Урал. 5 % зарегистрированы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. За 2019 год было оформлено 51,6 млн заказов на сумму 86,3 млрд рублей. Таким образом, лекарственные препараты стали доступнее. Посчитать в физическую доступность, в этом случае, можно только приблизительно сказать, что одна аптека будет приходится на 1000, с учетом возможности онлайн заказа.

4.2. Показатель экономической доступности лекарственных препаратов для населения. В расчете на душу населения Россий занимает 30 место в мире. Так, по итогам, 2019 года среднедушевые продажи составили 194 долл.США , что является достаточно низким показателем по сравнению с 462 долл. США в среднем по ТОП-30 зарубежным рынкам. При этом средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства (343 руб. в 2019 г.) в три-четыре раза превышает средневзвешенную стоимость упаковки отечественного производства (95 руб. в 2019г.), что при высокой импортозависимости отечественного фармрынка свидетельствует низком уровне показателя экономической доступности.

4.3. Показатель охвата системами возмещения стоимости приобретения лекарственных препаратов составляет на текущий момент 19 %, а для устойчивого развития данный показатель достигать 80 % с учетом использования не только государственных систем гарантирования возмещения расходов, но и коммерческими, а также упрощение порядка предоставления налогового вычета.

4.4. Показатель самолечения. Около 60 % жителей Российской Федерации не посещают врачей и сами себе назначают лекарства. При этом около 30 % обращаются к целителям и знахарям. Данный показатель в разрезе устойчивого развития должен стремиться к нулю.

5. Показатели потенциала развития.

5.1. Темп роста фармрынка в России в денежном выражении составил около 10 % [8].

5.2. Доля инновационных компаний на отечественном рынке колеблется в среднем от 15 до 25 %, однако необходимо минимально достичь 30 % [2].

5.3. Объем инвестиций в фармацевтическую отрасль. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций за первую половину 2020 года занимают кредиты банков и заемные средства других организаций - 41,62 %, или 1,749 млрд. руб., и 33,09 %, или 1,390 млрд. руб., соответственно.

Доля инвестиций из-за рубежа составила 4,94 %, или 207,689 млн.руб. К инвестициям из-за рубежа относятся инвестиции, сделанные прямыми инвесторами (юридическими или

физическими лицами), полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации, что дает право на участие в управлении компанией. При этом удельный вес бюджетных средств, а точнее средств федерального бюджета, составил 13,21 %, или 554,996 млн. руб. [5].

5.4. Количество отечественных биотехнологий, которые находятся на фазе доклинических исследований.

5.5. Количество отечественных биотехнологий, которые находятся на 1-2 фазах доклинических исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.6. Доля специалистов инновационных специальностей на отечественном фармрынке. Показатели пунктов 5.4 - 5.6 не всегда находятся в открытом доступе, поэтому раздел

«Показатели потенциала развития» необходимо дополнить следующими:

5.7. Доля инновационных лекарств на рынке РФ в натуральном выражении. Согласно Аналитического обзора «Российская фармацевтическая отрасль в горизонте 2030» данный показатель составил 19,4 %. (см. таблицу 3) [1].

Таблица 3 - Общие сведения по госзакупкам лекарств в России в 2019 г.

в соответствии с ФЗ №44 (примечание: учтены наименования лекарственных средств с минимальным объемом госзакупки 15 млн руб.).

Показатели МНН, ед. Стоимость, млрд.руб.

Объем рынка 902 495

Инновационные 175 202

Слабо инновационные 129 129

Дженерики 598 164

Имеется отечественное производство 574 161

64% 32%

5.8. Доля инновационных лекарств на рынке РФ в стоимостном выражении.

В 2019 году данный показатель составил 40,8 %.

5.9. Доля слабо инновационных лекарств на рынке РФ в натуральном выражении. В 2019 году составляет 14,3 %.

5.10. Доля слабо инновационных лекарств на рынке РФ в стоимостном выражении. В 2019 году составляет 26,1 %.

5.11. Доля инновационных и слабо инновационных лекарств на рынке РФ в натуральном выражении, которая в 2019 году составила 33,7 %

5.12. Доля инновационных и слабо инновационных лекарств на рынке РФ в стоимостном выражении, которая в 2019 году составила 66,9 %.

Из общего числа закупок на фармацевтическом рынке России отечественно производства полного цикла только 123 МНН, что в доле составляет 7,9 % и характеризует низкий уровень развития биотехнологий на российском рынке полного производства, что не отвечает амбициозным задачам Правительства РФ (см. рисунок 2). Тем не менее, наибольший удельный вес занимают лекарственные препараты, цикл производства которых является комбинированным, т.е. совместным в рамках стратегических альянсов российский компаний и иностранных. Так данная группа составляет 50 % в натуральном выражении и 49,5 % в стоимостном выражении. На втором месте находится группа лекарственных препаратов с полным циклом зарубежного производства - 36,4 % в натуральном выражении и 42,6 % в стоимостном выражении, при этом доля инновационных препаратов составила - 27,5 % в стоимостном выражении, что представляет определенную угрозу в разрезе реализации политики импортозамещения.

Пандемия COVID-19 повлияла на формирование концентрированного влияния государственных органов в области ценообразования и обращения лекарственного препаратов на рынке, в том числе за счет корректировки нормативно-правовых актов ФЗ от 12.04.10 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и ФЗ от 21.11.11г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что позволило ограничивать рост цен

на лекарственные препараты, в том числе, не из списка ЖНВЛ, в условиях чрезвычайной ситуации, пандемии и росте цен свыше 30 %.

902 МНН* (каждый > Р15 млн) закуплены на сумму £495 млрд**

Только РФ - 123 МНН (£39 млрд)

7,9%

902 МНН £495 млрд.

РФ + иностр. - 451 МНН (£245 млрд)

РФ - £121,6 млрд

49,5 %

Иностр. - £123,4 млрд

•Комбинация МНН рассматривается как отдельное МНН **Стоимость всех контрактов —9Л99 лллрд

Дженерики- £22,1 млрд

Слабо инновационные - £52,9 млрд

Инновационные - £136 мл

Рисунок 2 - Структура госзакупок лекарственных препаратов в РФ в 2019 году

в соответствии с ФЗ №44 [1]

Тем не менее несмотря на то, что практически все показатели не достигают целей, поставленных на 2020 году, наблюдаются позитивные тенденции достижения целей Стратегии «Фарма 2030», в том числе и в разрезе развития инноваций и биотехнологий с помощью создания стратегических альянсов с локализацией производства на территории Российской Федерации. Так, в конце 2019 года две крупных иностранных фармкомпаний Roche и Gilead начали локализацию производства в России семи инновационных лекарственных препаратов.

Стратегические альянсы с локализацией производства является оптимальным вариантом для всех участников фармрынка, поскольку врачи, пациенты получают инновационные биотехнологии, государство - снижение безработицы, новейшие технологии, рост налоговых платежей и реализацию политики импотртозамещения, стратегический альянс - доступ на российский рынок, который занимает 14 место в мире. Более того, локализация производства позволяет получить определенные дополнительные преимущества, например, возможность принять участие в тендере на госзакупках, поскольку, начиная с 2014 года иностранные лекарственные препараты снимаются с тендеров в том случае, если участвуют два российских лекарственных препарата, а с 2019 года - если участие в торгах принимает один лекарственный препарат российского производства полного цикла.

Еще одним инструментом развития стратегических альянсов с локализацией производства на фармрынке является специальный инвестиционный контракт (СПИК), который позволяет получить гарантии стабильных условий работы и налоговые льготы при развитии и расширении биотехнологий на территории России. Так, например, в 2017 году были заключены СПИК с двумя международными фармкомпаниями из Т0П-50 - «Sanofi» и «Astra-Zeneca». Так, первая компания локализует производство инсулинов, а вторая - десять социально значимых для государства лекарственных препаратов.

Также важным инструментом локализации может стать контрактное производство иностранных лекарственных препаратов на заводе российского партнера стратегического альянса. Так, например, швейцарская Roche вложила 1,5 млрд руб. в контрактное производство на базе завода «Фармстандарт» лекарственного препарата для лечения хронического лимфолейкоза и фолликулярной лимфомы. А компании Gilead (США) открыла контрактное

производство также на базе завода «Фармстандарт» лекарственных препаратов для лечения гепатита В, гепатита С и ВИЧ в 2019 году. Компания GSK в 2021 году начинает локализацию производства на базе завода «Нанолек» вакцины от ветряной оспы. На базе этого же завода локализовано производство вакцины «Пентаксим» международной компании Sanofi. А на базе завода «Петровакс фарм» локализовано производство прививки «Превенар 13» компании Pfizer.

Таким образом, реализация «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030г» направлена не только на развитие российского фармацевтического рынка, создание локализованных производств стратегических альянсов фармацевтических компаний, внедрение и развитие биотехнологий, но и экспорт данных технологий на зарубежные рынки. Постоянный мониторинг метрик фармацевтического рынка позволит дать оценку достижениям поставленных целей и скорректировать их в случае необходимости.

Источники:

1. Балакин КВ., Айгинин А А, Иващенко А А Российская фармацевтическая отрасль в горизонте 2030. Аналитический обзор. 2021. - 62 с.

2. Быкова Е.А Инновационные процессы на российском фармацевтическом рынке//Вестник университета. 2020. №° 8. С. 57-64.

3. Зобов AM, Чернышева АМ., Дегтерева Е.А, Трофимова А Исследование и систематизация существующей практики в странах реализации политики импортозамещения для возможной адаптации в РФ // Вестник академии знаний №3 (26), 2018, с.374-379.

4. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Гусева Е.С., Савченко АВ. Фальсифицированные лекарственные средства и борьба с ними в Российской Федерации. - 2020. - Т. 18. - № 1. - С. 63-70. https ://doi. org/10.7816/RCF18163-70.

5. Романова С.А Инвестиционная активность предприятий фармотрасли: промежуточные итоги 2019 года. Ремедиум, 2019;11: 62-69.

6. Чапленко АА, Власов В.В, Гильдеева Г.Н. Инновационные лекарственные препараты на российском фармацевтическом рынке: ключевые игроки и основные направления разработок // Журнал "Ремедиум" №10, 2020г. DOI: 10.21518/1561-5936-2020-10-4-9.

7. https://dsm.ru/marketing - Маркетинговые исследования фармацевтического рынка агентства DSM Group.

8. https ://www2. deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/life-sciences-health-care/russian/ russian-pharmaceutical-market-trends-2020.pdf - Тренды фармацевтического рынка // Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ.

References:

1. Balakin K.V., Aiginin A A, Ivashchenko A A Russian pharmaceutical industry in the horizon 2030. Analytical review. 2021 .- 62 p.

2. Bykova E.A Innovative processes in the Russian pharmaceutical market // Bulletin of the University. 2020. No. 8. S. 57-64.

3. Zobov AM., Chernysheva AM, Degtereva EA, Trofimova A. Research and systematization of the existing practice in the countries implementing the import substitution policy for possible adaptation in the Russian Federation // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 3 (26), 2018 , pp. 374-379.

4. Pozhilova EV., Novikov V.E., Guseva ES., Savchenko A.V. Counterfeit medicines and the fight against them in the Russian Federation. - 2020. - T. 18. - No. 1. - P. 63-70. https://doi.org/10.7816/RCF18163-70.

5. Romanova S.A Investment activity of pharmaceutical companies: interim results of 2019. Remedium, 2019; 11: 62-69.

6. Chaplenko A A, Vlasov V.V., Gildeeva G.N. Innovative drugs in the Russian pharmaceutical market: key players and main directions of development // Journal "Remedium" No. 10, 2020. DOI: 10.21518 / 1561-5936-2020-10-4-9.

7. https: //dsm.ru/marketing - Marketing research of the pharmaceutical market by the agency DSM Group.

8. https: //www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/life-sciences-health-care/russian/ Russian -pharmaceutical-market-rends-2020.pdf - Pharmaceutical market trends // Research Deloitte CIS center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.