Перспективы развития российского рынка фармацевтической продукции The prospects of the development of the russian pharmaceutical market
Ц j| московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Ч^Я ЖУРНАЛ
УДК 338.3+ 339.54.012.435 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-12016 Войтенко Богдан Андреевич,
аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Voytenko B.A., krasnylis@gmail.com
Аннотация. Перспективы развития российского рынка фармацевтической продукции неразрывно связаны с реализацией стратегии по повышению экономической безопасности отрасли. В рамках государственной программы «ФАРМА 2020» описаны задачи, достижение которых способствует увеличению доли отечественных препаратов на российском рынке и импортозамещению стратегически значимых средств и жизненно необходимых лекарственных препаратов, а, следовательно, и экономической безопасности российской фармацевтической промышленности. С учётом ключевых факторов, оказывающих наибольшее влияние на функционирование субъектов рынка в условиях активной экспансии отечественной фарм-промышленности со стороны крупных международных игроков, в статье проанализированы возможности для дальнейшего развития рынка в целом и его субъектов в частности.
Summary. he Prospects of development of the Russian pharmaceutical market are inextricably linked with the implementation of the strategy to improve the economic security of the industry. Within the state program "PHARMA 2020 " the tasks are described, the achievement of which contributes to the increase of the share of domestic drugs in the Russian market and import substitution of strategically important funds and essential drugs, and, consequently, the economic security of the Russian pharmaceutical industry. Taking into account the key factors that have the greatest impact on the functioning of the market in the conditions of active expansion of the domestic pharmaceutical industry by major international players, the article analyzes the opportunities for further development of the market in general and its subjects in particular.
Ключевые слова: политика импортозамещения, экономическая безопасность, фармацевтическая промышленность, государственная программа «ФАРМА 2020». Key words: free economic zone, special economic zone, free customs zone, entrepreneurial activity, facilities, economic development.
Введение
В условиях замедления темпов роста фармацевтической промышленности на развитых рынках перед игроками отрасли всё более актуальной становится задача по поиску новых возможностей отраслевого развития. Одним из возможных решений может служить масштабирование бизнеса через расширение географии присутствия фармацевтических компаний на развивающиеся рынки, темпы роста которых на сегодняшний день опережают показатели в других регионах.
В настоящее время экономисты определяют развивающиеся рынки как страны с высоким потенциалом развития, в которых инвестиции способствуют повышению доходов, несмотря на высокие риски. Квалификация рынка как развивающегося основана не только на экономическом статусе страны, но и на нескольких других важных критериях, которые делают определение применимым к каждой стране этой группы. К развивающимся справедливо отнести рынки Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки (БРИКС), а также Мексики, Индонезии, Южной Кореи и Турции (МИСТ). В период с 2015 по 2020 год оценки роста продаж фармацевтической продукции в развивающихся странах были выше, чем в развитых (рис. 1), при этом страны БРИК-МТ (Мексика и Турция) лидировали по этому показателю [1]. В начале десятилетия во Франции, Германии, Италии и Канаде наблюдалась стагнация фармацевтической промышленности с темпами роста, не превышающими 5%, а на фармацевтическом рынке США отмечалась регрессия [3]. С другой стороны, продажи лекарств в странах БРИКС и МИСТ выросли вдвое за 5 лет, достигнув доли глобального рынка около 20%.
1200 +4;9%
Общемировой США Европа Развивающиеся Остальной мир
рынок рынки
2015 ■ 2016 И2017
Рисунок 1: Продажи лекарстЕ и среднегодовые темпы росга рынков 2015-2017 гг
по регионам, ылрд. долл. Ис точ н ик: http s: //www. strategyand.pwc. com/media/fi le/Strategyand_Pharma-Etnerging -Markets-2.0 .p df [ 1 ]
Ввиду того, что Россия определяется как один из высокопотенциальных рынков развития фармацевтической промышленности, сегодня существует реальная угроза экономической безопасности отечественной фармацевтики, поскольку весьма вероятна активная экспансия российской отрасли крупными мировыми игроками. В данном контексте исследование перспектив развития фармацевтического рынка России представляется возможностью выявить факторы влияния на развитие отрасли и определить пути и способы повышения экономической безопасности отечественной фарм-промышленности.
Факторы влияния российского рынка фармацевтической продукции Развитие российского рынка фармацевтической продукции в последние годы основано на государственной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы» («ФАРМА 2020»), утверждённой в 2014 году. Согласно программе, основные направления государственной политики связаны со следующими задачами:
- увеличение доли отечественных препаратов на российском рынке;
- импортозамещение стратегически значимых средств и жизненно необходимых лекарственных препаратов;
- технологическое перевооружение фарм-производства;
- увеличение экспортного потенциала экспортной промышленности;
- кадровое обеспечения отрасли с целью перехода на инновационную модель развития;
К 2020 году предполагаются следующие результаты развития рынка (таб.1):
Показатель 2020 год
Доля лекарственных средств отечественного производства в общем объёме потребления (в денежном выражении), % 50
Экспорт лекарственных средств, млрд. руб. 75
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителен, % 50
Доля лекарственных средств отечественного производства по номенктагуре перечня стратегически значимых Л С и перечня ЖНВЛП, % 90
Доля фармацевтической и медицинской промышленности в ВВП, % 0,58
Объём рынка по инерционному и инновационному сценарию Стратегии «Фарма 2020», ылрд. руб. 10761498
Таблица 1. Планируемые результаты развития российского фармацевтического рынка к
2020 году согласно программе «Фарма 2020» Источник: http://minpromtarg.gоv.m/commoa-''ирload'files/doсs/M±tiProm_Q2.06.14.pdf [5]
С учётом определённых программой целей эксперты прогнозируют продолжение тенденции роста объёма рынка в ближайшей перспективе как в денежном, так и натуральном выражении, однако подчёркивают необходимость повышенного внимания к факторам, влияющим на развитие отрасли. По мнению специалистов, допустима классификация этих факторов по четырём группам (таб. 2):
Международная ситуация Экономическая ситуация
Политическая ситуация
Демографические факторы Половозрастная структура населения
Здоровье нации
Экономические факторы Макроуровень: инфляцня: реальные доходы населения, государственное финансирование отрасли, система льготного о беспения ЛП, развитие экспорта и т.д.
Микроуровень: конкуренция, наличие необходимых ресурсов (сырьё, кадры, 1Т, оборотные средства) и т.д.
Норы атив но-правовое регулирование Имнортозамещение, локализация
Налоговое регулирование
Госрегулированне цен
Система организации госзакупок
Регулирование методов продвижения и организации продаж
ОМР-с ертиф икация
Таблица 2. Факторы, влияющие на развитие российского рынка лекарств Источник: http s://iptg.ru/upload/iblock/d82/dE 2 2 cbcd9 a91 aacOc3 be3 3 d696fce4b3 .pdf [10]
В представленной работе рассматриваются некоторые из обозначенных факторов, влияние которых на развитие российской фарм-отрасли наиболее существенно.
Демографический фактор Влияние демографических факторов, как правило, наиболее заметно в долгосрочной перспективе, однако некоторые изменения прослеживаются и в последние несколько лет. Это связано со «стареющей структурой» населения: в России отмечается рост доли населения старше 60 лет. Так в 2018 году более 25% населения России - это люди старше трудоспособного возраста [12]. Учитывая увеличение числа хронических заболеваний, процесс «старения населения» может являться причиной роста объемов потребления лекарственных препаратов. В среднесрочной перспективе данный фактор сможет оказать значительное влияние на сектор государственной фармацевтики, в который входят и аптечные продажи лекарственных препаратов по Программе дополнительного лекарственного обеспечения, и реализация лекарств через лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). Кроме того, в последние годы ведутся дискуссии о внедрении системы лекарственного страхования [9], в рамках которой предполагается поддерживать отдельные категории населения в части приобретения лекарственных препаратов, что позволит существенно снизить издержки на последующее лечение в ЛПУ. Пилотные проекты по лекарственному страхованию уже показали первые результаты: внедрение системы не только способствует снижению нагрузки на госбюджет, но и имеет прямой положительный эффект в части сохранения здоровья населения [7].
Инвестиции в качестве стимулятора роста
В современных условиях развития фармацевтического рынка в России его динамика обусловлена в большей степени изменением экономических условий и нормативно-правового поля деятельности производителей и дистрибуторов, а не отдельных параметров изменения спроса со стороны населения. Эксперты фармацевтической отрасли характеризуют текущее экономическое состояние отрасли следующим образом:
- Финансовое положение фармацевтических компаний и дистрибуторов в целом достаточно устойчиво, но в то же время чувствительно к текущему объему оборотных средств;
- Инвестиционные потоки в целом отвечают отраслевым потребностям, однако объемы государственного финансирования для фармацевтики недостаточны;
- Несмотря на наличие в отрасли необходимых ресурсов для производства оригинальных лекарственных препаратов и препаратов-дженериков, часть производственных мощностей требует модернизации [10, 13].
В этой связи рост инвестиций может рассматриваться в качестве одного из наиболее важных факторов развития бизнеса и повышения конкурентоспособности компаний. С другой стороны, снижение государственного финансирования фармацевтической отрасли способно выступать в качестве сдерживающего фактора.
Последние несколько лет характеризуются увеличением инвестиционной активности на российском рынке фармацевтической продукции [13]. Об этом свидетельствует увеличение прямых инвестиций от международных игроков фармацевтического бизнеса в России в 2006-2016 годах - по подсчётам экспертов они составили 200 миллиардов рублей [6]. Данные показатели обусловлены в том числе конкретными мерами по финансовой поддержке бизнеса со стороны государства, а также существенными изменениями нормативно-правового поля, созданием условий для расширения производства и спроса на лекарственные препараты российского происхождения.
Нормативно-правовое регулирование
Помимо общих макроэкономических факторов и внутренних ресурсов отрасли (микроэкономические факторы) фармацевтический рынок испытывает значительное воздействие со стороны нормативно-правового регулирования. Законодательное регулирование отрасли охватывает все этапы производственного цикла и дистрибуции: от разработки, проведения клинических исследований и регистрации лекарственных препаратов до их реализации в розничных аптечных пунктах. В настоящее время можно судить о том, что отрасль наиболее заинтересована в улучшении нормативно-правовых
аспектов в сфере ценообразования, государственной регистрации лекарственных средств и организации государственных закупок, а также в области налогового регулирования. Однако «настройка» этих принципиально важных для отрасли областей законодательства продолжается с целью обеспечения комплексной защиты интересов фармацевтического бизнеса, государства и населения. Как отмечают эксперты, некоторые ключевые правовые изменения касаются сегмента ЖНВЛП, в частности, в вопросах локализации производств, совершенствования процедуры государственных закупок, контроля за качеством лекарств и внедрения обязательной маркировки товаров [10, 20].
В данном контексте быстрая адаптация под изменения в отрасли приобретает большую значимость для фармацевтического бизнеса. Однако, вследствие нововведений, с высокой долей вероятности может проявляться рост производственных расходов и необходимость корректировки бизнес-модели. В качестве примера негативного влияния на показатели рентабельности производства можно привести сложности, с которыми сталкиваются компании, в процессе регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на препараты из списка ЖНВЛП. Из событий последних лет стоит отметить повышение внимания надзорных органов к качеству рынка лекарственных препаратов. Для борьбы с контрафактной продукцией принято решение о внедрении системы маркировки лекарственных препаратов, поэтому с 1 января 2020 года данная процедура обязательна для всех участников рынка [11].
Импортозамещение
В качестве одного из наиболее эффективных факторов воздействия на экономическую безопасность отечественной фарм-промышленности может рассматриваться реализация политики импортозамещения. Не вызывает сомнений тот факт, что реализация проектов в фармацевтической отрасли в большинстве случаев требует крупных инвестиций и сопровождается высокими рисками. По этой причине для отечественных производителей достаточно остро сформулирован вопрос о доработке законодательной базы, которая способна повысить конкурентоспособность российских препаратов по отношению к продукции иностранного происхождения на рынке РФ. Стоит особо отметить, что в 2017 году происхождение фармацевтической продукции приобрело важное значение для получения преференций при участии компании в государственных закупках [8]. Так при наличии двух и более заявок на поставку лекарственных препаратов, производимых в Евразийском Экономическом Союзе, все заявки от компаний-производителей, которые не входят в ЕАЭС, подлежат отклонению. Также был разработан ряд условий, которые необходимо соблюсти для отнесения лекарственного препарата к произведённым на
территории ЕАЭС. До внесения данных корректировок право получения статуса отечественных средств распространялось на все лекарственные препараты, которые были зарегистрированы на территории РФ и прошедшие хотя бы одну стадию производственного процесса на территории России.
Реализация политики импортозамещения имеет высокую важность с точки зрения стимулирования потребительского спроса на товары отечественного происхождения. Несмотря на активную экспансию российского рынка лекарств со стороны крупных международных игроков фарм-рынка, на государственном уровне принимаются меры по повышению экономической безопасности отрасли. Например, за счёт программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы» акцент инвестиционных взаимоотношений смещается в сторону локализации производств, что позволяет международным компаниям удерживать свои позиции на российском рынке и в то же время транслировать на российский рынок международный опыт и технологии.
Иностранным компаниям доступны различные стратегии по локализации производства лекарственных препаратов в России, вследствие чего число иностранных резидентов на территории РФ ежегодно увеличивается. Действующее в России законодательство позволяет фармацевтическим компаниям организовать новое производство в виде одной из трех форм:
- организация контрактного производства
- совместное предприятие с локальным производителем
- создание собственной производственной площадки:
- создание (строительство) собственной производственной площадки «с нуля». За время реализации программы «ФАРМА 2020» на территории РФ создано более 25 фармацевтических производств [2, 5];
- приобретение уже имеющейся производственной площадки.
Выбор формы структурирования локализации производств индивидуален и зачастую основан на показателях и задачах инвестиционного проекта [4].
Заключение
Подводя итоги, можно судить о том, что при оценке перспектив развития фармацевтического рынка России необходимым видится применение комплексного подхода к изучению факторов влияния на отрасль. Стремление государства к модернизации правового поля рынка, а также к стимулированию роста отечественной фарм-промышленности обуславливается не только попыткой достичь оптимального соотношения сил между иностранными и местными производителями лекарственных
препаратов, но и возможностью оказать позитивное воздействие на бизнес-процессы, конкуренцию, привлечь инвестиции и в целом улучшить качество и доступность производимых лекарств на территории страны. В то же время, всё более значимой для бизнеса становится роль скорости адаптации к изменениям в отрасли и уже может рассматриваться не только как конкурентное преимущество, но и зачастую в качестве обязательного условия существования компании. Факторы влияния, которые были рассмотрены в данной статье, указывают на высокую вероятность новых изменений и корректировок в системе российского фармацевтического рынка. В случае, если отечественные производители сумеют приспособиться к высокой отраслевой динамике и будут готовы к гибкости в принятии ключевых решений, достижение целей государственной программы «ФАРМА 2020» в ближайшие годы представляется возможным.
Список литературы
1. Pharma emerging markets 2.0. How emerging markets are driving the transformation of the pharmaceutical industry. PwC, 2013. [Электронный ресурс]. URL:https://clck.ru/FBZWf (дата обращения 04.01.2019)
2. Pharmaceutical companies: doing business in changing times. PwC, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/pharma-2017/pharma-2017.pdf (дата обращения 09.02.2019)
3. What do patent expirations mean for the pharma industry? [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/FBd9i (дата обращения 08.01.2019)
4. Борзова М. Особенности локализации производства медицинской продукции. Ремедиум Группа Компаний. [Электронный ресурс]. URL: http://www.remedium.ru/state/detail.php?ID=60383 (дата обращения 10.02.2019)
5. Государственная программа «Развитие фармацевтической промышленности» на 20132020 годы. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/MinProm06.14.pdf (дата обращения 12.01.2019)
6. Неверова О. У инвестиций долгосрочный характер // Российская газета. - 2018. -№108.
7. Никитина О. Мануйлова А. Лекарства пакуют в ОМС. Минздрав может обеспечить россиян препаратами по страховке с 2019 года // Газета "Коммерсантъ". -2016. - №208. -стр. 1.
8. Правительство поддержало 25% преференции для фармпроизводителей при госзакупках. RNS Информационное агентство. [Электронный ресурс]. URL:https://clck.ru/FBdQj (дата обращения 02.02.2019)
9. Согомонян А. Минздрав России планирует запустить программу лекарственного страхования для граждан, включенных в систему ОМС. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/news/1114305/ (дата обращения 19.01.2019)
10. Фармацевтический рынок России 2017: риски и перспективы роста. IPT Group, Москва, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/FBdCw (дата обращения 12.01.2019)
11. Шувалова М. Обязательная маркировка лекарств: коммерческий оператор, платное участие и криптозащита. ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/news/1205863/ (дата обращения 02.02.2019)
12. Щербакова Е. Старшие поколения населения России. Демоскоп Weekly. [Электронный ресурс]. URL:http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0797/barom01.php (дата обращения 19.01.2019)
13. Экспертная оценка инвестиций и перспективы развития фармотрасли. Новости GMP. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/FBdNf (дата обращения 19.01.2019)