DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
оригинальная статья УДК 33+631.155 (571.54)
Совершенствование стратегического планирования развития сельского хозяйства региона
Наталья С. Тимофеева а @ т
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова, Россия, г. Улан-Удэ @ rns-85@mail.ru
Ш https://orcid.org/0000-0003-3736-3078
Поступила в редакцию 06.04.2020. Принята к печати 22.06.2020.
Аннотация: Современные производители сельскохозяйственных товаров испытывают трудности при производстве конкурентоспособной продукции. Разработка стратегических планов развития сельского хозяйства требует постоянной корректировки. Для совершенствования стратегического планирования необходимо создание эффективной системы разработки стратегических планов развития сельского хозяйства, позволяющей сельхозтоваропроизводителям обеспечить непрерывный процесс функционирования организации и производства конкурентоспособной продукции. Цель работы - разработка предложений по совершенствованию стратегического планирования развития сельского хозяйства, которые помогут сельхозтоваропроизводителям разрабатывать эффективные стратегические планы. Для обработки первичной информации использовались общенаучные приемы синтеза и анализа, абстрактно-логические, экономико-математические методы экономических исследований. Были использованы материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия за 2018 год. В результате были изучены социально-экономические проблемы развития сельского хозяйства в Республике Бурятия. Предложены рекомендации по процессу стратегического планирования развития сельского хозяйства. Исследование позволило сделать вывод, что для конкурентоспособного развития сельского хозяйства при разработке стратегических планов и в работе сельхозтоваропроизводителей необходим комплексный подход. Предложенный процесс стратегического планирования развития сельского хозяйства позволит фермерам разрабатывать эффективные стратегические планы и при этом производить конкурентоспособную продукцию.
Ключевые слова: эффективный стратегический план, сельхозтоваропроизводитель, процесс стратегического планирования, стратегические документы, комплексное развитие сельского хозяйства, проблемы развития сельского хозяйства
Для цитирования: Тимофеева Н. С. Совершенствование стратегического планирования развития сельского хозяйства региона // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 3. С. 417-424. БО1: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
Введение
В современном мире любая сельскохозяйственная организация функционирует в жестких конкурентных условиях. Сельхозтоваропроизводители направляют все усилия на решение проблемы выживаемости и обеспечения непрерывности развития. В зависимости от возможностей организации данные проблемы решаются по-разному. Большая часть руководителей сельскохозяйственных организаций выполняют кропотливую и трудоемкую работу по созданию и реализации конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет раскрыть стратегическое планирование. Возможности стратегического планирования не ограничены и при эффективном использовании позволяют вывести предприятие на новый уровень. Стратегическое планирование развития сельского хозяйства - это достаточно сложный процесс, с помощью которого сельхозтоваропроизводители создают образ будущего состояния организации и устанавливают этапы достижения, исходя из возможностей самой организации [1]. Несмотря на широкую
популярность стратегического планирования, многие вопросы сельского хозяйства по-прежнему решаются по старинке и нуждаются в совершенствовании. Для этого необходимо создание эффективной системы разработки стратегических планов развития сельского хозяйства, позволяющей сельхозтоваропроизводителям обеспечить непрерывный процесс функционирования организации и производства конкурентоспособной продукции. Проблемы стратегического планирования развития сельского хозяйства изучают многие ученые (К. П. Личко, А. Ю. Воронина и Е. Ю. Насекина [2], Н. В. Банникова [3], А. М. Нехланова и М. Б. Туманова [4], М. Дитерих и А. В. Мерзлов [5], В. М. Баутин [6], А. В. Трухачев [7], И. Г. Ушачев, В. С. Чекалин и В. В. Маслова [8] и др.). Ученые исследуют проблемы сельского хозяйства и сельских территорий, рассматривают возможности разработки стратегии развития сельского хозяйства. При этом вопросы совершенствования стратегического планирования развития сельского хозяйства освещены не в полной мере.
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
Методы и материалы. Для обработки первичной информации в исследовании использовались общенаучные приемы синтеза и анализа, абстрактно-логические, экономико-математические методы экономических исследований. Были использованы материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия за 2018 г.
Современное состояние стратегического планирования развития сельского хозяйства
Стратегическое планирование развития сельского хозяйства - это комплексное развитие отрасли с учетом влияния природно-климатических факторов, т. к. большая часть территории России подвержена влиянию циклонов и имеет резкоконтинентальный климат; разработка и усовершенствование целенаправленного и активного управления аграрной политикой. Влияние государства на рыночную экономику является острой темой для обсуждения, но роль государства в регулировании аграрной политики всегда остается неоспоримой. Современная практика развитых стран показывает, что для достижения экономического прогресса необходимо делегировать все доступные для этого меры и механизмы [9].
В настоящее время существует ряд стратегических документов в области развития сельского хозяйства. Имеющаяся нормативно-правовая база позволяет регулировать деятельность сельских товаропроизводителей, в ней представлена информация о целях и задачах развития села в долгосрочной перспективе. Многие ученые в этой области по-разному относятся к существующим документам: каждый выделяет как ряд достоинств, так и ряд недостатков [10; 11]. Стратегические документы, существующие в области развития сельского хозяйства, затрагивают вопросы развития сельского хозяйства и сельской территории. Государством проведена огромная работа по разработке стратегических документов, однако во многих прослеживается узкоотраслевой подход, недостаточно освещены вопросы комплексного подхода к развитию сельского хозяйства с учетом региональных особенностей.
Одним из актуальных на сегодняшний день является Приказ Министерства сельского хозяйства РФ «О создании национальной платформы "Цифровое сельское хозяйство"»1. Данный документ несет информацию о создании национальной платформы для сельхозтоваропроизводителей. С одной стороны, у цифровизации сельского хозяйства есть определенные выгоды: комплексное развитие цифрового сельского хозяйства позволит аграрным руководителям снизить затраты на 23 %, новые технологии позволят проводить эффективную работу не только в землепользовании, но и в других сферах сельского хозяйства. С другой стороны, сельхозтоваропроизводители столкнулись со многими проблемам. В первую очередь, это кадровые вопросы: наблюдается нехватка специалистов, умеющих работать с компьютерными программами и приложениями, а новые 1Т-специалисты не адаптированы к сельскому хозяйству. Отсутствие комплексного подхода не позволяет обеспечить автоматизацию и прозрачность всех бизнес-процессов.
Особое внимание привлекает «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»2, поскольку ее основной целью является создание благоприятных условий для сельских жителей, обеспечение конкурентоспособности аграрной отрасли, развитие инфраструктуры. В целом Концепция направлена на формирование позитивного отношения человека к сельской местности. В документе указаны этапы реализации стратегии, целевые показатели и индикаторы, объемы финансирования. При этом последние очень малы, и потому программа может быть реализована лишь в некоторых регионах или сельских территориях. Также следует отметить, что не в полной мере отражен комплексный подход. Программа в первую очередь направлена на ликвидацию части проблем в селах, а не на создание комплекса мероприятий, которые позволят превратить бедную заброшенную сельскую территорию в привлекательную местность.
В целом, изучая стратегические документы в области сельского хозяйства3, можно указать, что во многих программах не прослеживается комплексное развитие сельского хозяйства, что ограничивает эффективную разработку
1 О создании национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство». Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 25.02.2020 № 84 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/564437710 (дата обращения: 07.04.2020).
2 Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902250089 (дата обращения: 07.04.2020).
3 О создании национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство»...; Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.; О развитии сельского хозяйства. ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ (с измен. от 01.07.2017 № 144-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс; Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 // СПС КонсультантПлюс; Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р // СПС КонсультантПлюс; О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // СПС КонсультантПлюс; О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (с измен. от 31.03.2017 № 396) // СПС КонсультантПлюс; Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 996 // СПС КонсультантПлюс.
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
стратегических планов развития сельскохозяйственной отрасли. На основе анализа стратегических документов были определены основные принципы государственного регулирования развития сельского хозяйства:
• приоритетность поддержки и регулирования развития сельских территорий;
• регулирование отношений на сельскохозяйственном рынке;
• федеральное и региональное регулирование, основанное на методике использования программно-целевого управления и ресурсной поддержки;
• финансовая поддержка потенциально значимых для отрасли регионов [12].
Указанные принципы свидетельствуют о недостаточном освещении вопроса комплексного территориально-пространственного развития сельского хозяйства в стратегических документах. Нами предлагается дополнить существующие принципы а) принципом комплексного развития сельских территорий и б) принципом гибкого подхода к аграрной отрасли. Первый направлен на формирование комплекса мер, ориентированных на создание системы устойчивого развития сельских территорий, второй - на учет специфических особенностей аграрной отрасли, возможность создания гибкого стратегического плана. Указанные принципы необходимо использовать в совокупности. Это позволит разрабатывать более эффективные стратегические планы развития сельского хозяйства.
Кроме этого, система стратегического планирования сельского хозяйства выстраивается отделами сельскохозяйственных организаций или непосредственно сельхозтоваропроизводителями с помощью органов государственного управления. В современной ситуации наблюдается стройная система планирования развития сельскохозяйственной отрасли. Стратегическое планирование развития сельского хозяйства включает в себя два направления. Во-первых, это государственное индикативное планирование, которое направлено на разработку прогнозов, программ, плановых документов, что ориентирует фермеров на эффективную разработку стратегических планов. Во-вторых, это хозяйственное планирование, учитывающее государственные программы, прогнозы, ориентирующие показатели и функции целенаправленной деятельности организации, отвечающей интересам хозяйствующего субъекта и потребителя его продукции [13].
Социально-экономический анализ развития сельского хозяйства Республики Бурятия
Рассматривая основные аспекты стратегического планирования развития сельского хозяйства, необходимо акцентировать внимание на экономическом развитии. Несмотря на то, что доля сельского хозяйства в структуре валового
регионального продукта Республики Бурятия невелика (9,5 % в 2019 г.), отрасль играет важную роль в экономике, т. к. 32 % населения проживает в сельской местности. Однако неблагоприятные природно-климатические условия в 2016-2019 гг. вновь привели к существенному изменению структуры производства сельскохозяйственной продукции, поскольку недополучение продукции растениеводства сопровождалось забоем скота, не обеспеченного кормами, и, следовательно, увеличением объемов производства продукции растениеводства. В производстве сельскохозяйственной продукции в регионе заняты все категории сельских товаропроизводителей, причем сложилась определенная специализация на производстве отдель-
~ 4
ных видов сельскохозяйственной продукции.
Муниципальные образования в составе региона представляют собой сложные территориально-отраслевые формирования, существенно различающиеся между собой по географическому положению, природно-климатическим условиям, плотности населения, уровню экономического и социального развития и другим параметрам. Анализ динамики объемов производства продукции сельского хозяйства в разрезе районов показывает, что самые высокие темпы роста объемов производства за 2017-2019 гг. имеет Заиграевский район (в 2,1 раза), в основном за счет развития производственной деятельности свинокомплекса «Восточно-Сибирский», и Кяхтинский район (на 32 %). Максимальное сокращение объемов производства произошло в Прибайкальском районе (на 63,2 %).
Доля сельских муниципальных районов в общем объеме производства продукции сельского хозяйства значительно колеблется и зависит от природно-климатических, почвенных и социально-экономических условий конкретных районов. Лидерами в производстве продукции сельского хозяйства являются Заиграевский, Джидинский, Бичурский, Мухоршибирский, Тарбагатайский и Кях-тинский районы. Об уровне развития отраслей растениеводства и животноводства в сельских муниципальных районах республики можно судить по размерам посевных площадей и поголовью сельскохозяйственных животных. Лидерами по доле посевных площадей в общей посевной площади по республике являются Бичурский, Джидин-ский, Кабанский, Курумканский, Кяхтинский, Мухор-шибирский и Тарбагатайский районы. Существенный прирост размеров посевных площадей за период с 2016 г. по 2019 г. среди этих районов произошел лишь в Курум-канском районе (на 58,8 %). Окинский район, где произошло наибольшее увеличение посевных площадей (почти в 3 раза), напротив, является высокогорным отдаленным районом с суровым климатом и в среднем за три года имеет долю 0,4 % в общей посевной площади по республике. В большинстве районов произошло сокращение посевных площадей, которое в некоторых районах превысило 50 %.
4 Характеристика сельского хозяйства Республики Бурятия в таблицах, графиках, группировках. Улан-Удэ: Бурятстат, 2019. 78 с. Статья распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
Одним из ключевых показателей уровня развития животноводства в республике является поголовье крупного рогатого скота (КРС). Рост поголовья КРС за рассматриваемый период произошел в Бичурском, Иволгин-ском, Кабанском, Кяхтинском, Муйском и Тункинском районах. В остальных районах наблюдается сокращение поголовья КРС. Максимальное сокращение отмечено в Прибайкальском районе (на 26,1 %), а максимальный рост - в Кяхтинском (на 8,5 %). Большая часть поголовья КРС сосредоточена в Бичурском, Джидинском, Ерав-нинском, Закаменском, Кяхтинском, Мухоршибирском и Тункинском районах, где содержится 55,3 % всего поголовья КРС республики.
Наибольшая доля скота и птицы на убой произведена в Заиграевском районе (21,2 %), где расположен крупнейший в республике свинокомплекс «Восточно-Сибирский». Более 5 % производства скота и птицы на убой обеспечивают Бичурский, Джидинский, Заиграевский, Закаменский, Мухоршибирский, Тарбагатайский и Тун-кинский районы. В совокупности эти районы производят 58,3 % продукции.
В большинстве районов происходит сокращение объемов производства молока, что, несомненно, связано с засухами и низким уровнем обеспеченности отрасли кормами в анализируемый период. Максимальное сокращение объемов производства молока произошло в Баун-товском районе (на 33,3 %). Незначительный прирост объемов производства молока отмечен лишь в трех районах - Бичурском, Кижингинском и Мухоршибирском.
Производство яиц в основном сосредоточено на ОАО «Улан-Удэнская птицефабрика». В среднем за 2016-2019 гг. в сельских муниципальных образованиях произведено 48,6 % от общего объема производства яиц. Наиболее развито данное направление сельскохозяйственного производства в Бичурском, Джидинском, Кяхтинском, Мухоршибирском, Селенгинском районах, в которых в сумме произведено 18,1 % от общего объема производства яиц. Наращивание объемов производства яиц за рассматриваемый период произошло в Селенгин-ском (в 3,2 раза), Иволгинском (в 2,5 раза), Джидинском (на 7,7 %) и Кабанском (на 5,3 %) районах. Сокращение объемов производства яиц произошло в двенадцати районах, наиболее существенное - в Кижингинском (на 40 %), Муйском (на 33,3 %), Заиграевском (23,1 %).
Результатом повторяющихся засух в рассматриваемый период стало резкое сокращение объемов производства зерна в целом по республике. Валовой сбор зерна в 2018 г. составил 19 % от уровня 2015 г. и лишь 4,7 % от уровня 1990 г. Наибольшая доля производства зерна приходится на Бичурский, Джидинский, Кабанский, Кях-тинский, Мухоршибирский, Тарбагатайский районы, в которых в сумме произведено 80,3 %. Указанные районы
традиционно являются лидерами в производстве зерна, т. к. занимают территории с более благоприятными почвенными и климатическими условиями.
В производстве картофеля лидирующие позиции занимают Бичурский, Заиграевский, Иволгинский, Кабан-ский, Мухоршибирский, Прибайкальский, Тарбагатай-ский районы. В сумме в среднем за три года (2017-2019) в данных районах произведено 60,3 % от общего объема производства картофеля. Рост объемов производства в 2018 г. по сравнению с 2015 г. произошел только в Ивол-гинском районе, в остальных сельских муниципальных районах произошло сокращение объемов производства картофеля в пределах от 3,5 % до 40 %5.
Анализ развития сельского хозяйства Республики Бурятия показал, что проблемы в сельскохозяйственной отрасли, несомненно, существуют. К ним можно отнести растущую конкуренцию по цене и качеству сельскохозяйственной продукции; необходимость крупных инвестиций в сельское хозяйство (сельхозтоваропроизводители не в состоянии самостоятельно обеспечить нужное финансирование); ограниченный доступ к знаниям, опыту развития других регионов; доступность современных технологий только крупным хозяйствам, лидерам других сельских территорий; чрезмерный фокус на капиталоемкие инвестиции в технику и технологии. Все упирается в нехватку денежных средств для развития сельской территории, природно-климатические условия, низкую плодородность земель. В основном государством финансируются лидеры производства, на небольшие сельскохозяйственные организации и сельские территории дотации не выделяются [14].
Рекомендации по совершенствованию стратегического планирования развития сельского хозяйства региона
Рассмотренные проблемы развития сельского хозяйства требуют совершенствования стратегического планирования. Изученные стратегические документы в области развития сельского хозяйства также говорят о необходимости совершенствования разработки стратегического плана развития сельскохозяйственной отрасли. Совершенствование стратегического планирования развития сельского хозяйства обусловлено необходимостью решения существующих в настоящее время проблем в отрасли. Создание условий по поддержке инвестиционной деятельности способствует созданию новых производственных фондов, новых рабочих мест [15]. Одна из основных функций стратегического планирования заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование отрасли. Подходы к формированию системы стратегического планирования и механизм для каждой сельскохозяйственной организации определяются индивидуально в зависимости от возможностей
5 Бурятия в цифрах. УЛан-Удэ: Бурятстат, 2020. 219 с.
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
и потенциала предприятия. Анализ стратегического планирования говорит о том, что существует необходимость проработки некоторых вопросов, связанных с механизмом планирования, методов прогнозирования и, конечно же, государственной поддержкой в этой области.
Процесс стратегического планирования развития сельского хозяйства является сложным и многоплановым, при разработке стратегии отрасли необходимо учитывать множество факторов. Предлагаемый нами процесс стратегического планирования развития сельского хозяйства предполагает шесть этапов (рис.). На каждом этапе необходимо учитывать принципы комплексного и гибкого подходов к развитию аграрной отрасли. Процесс стратегического планирования развития сельского хозяйства позволит сельхозтоваропроивзодителям разработать эффективные стратегические планы развития аграрной отрасли, изучить развитие сельского хозяйства и определить перспективы его роста, особенности территориального развития и стратегию развития агарной отрасли.
° и
г гн
и и
S й
S н
К со ■UM С &
Рис. Процесс стратегического планирования развития сельского
хозяйства
Fig. Strategic planning of agricultural development
На первом этапе необходимо провести анализ и оценку стратегических документов в области развития сельского хозяйства, изучить современные и актуальные нормативно-правовые акты, позволяющие определить возможности получения государственной поддержки аграрной отрасли. Второй этап предполагает оценку современного состояния развития сельского хозяйства. Третий этап играет важную роль в процессе разработки эффективного стратегического плана развития сельского хозяйства, поскольку от стратегического анализа зависит дальнейшая стратегия развития сельского хозяйства. Наряду с этим необходимо использовать известные
аналитические методы стратегического анализа, которые дают хороший результат при совместном их использовании. На четвертом этапе от того, насколько верный выбор сделает сельхозтоваропроизводитель, будет зависеть дальнейшее развитие отрасли. Выбор стратегии будет обусловлен стратегическим анализом сельскохозяйственной отрасли, направленностью развития сельскохозяйственного предприятия и умением сельхозтоваропроизводителя принимать качественные управленческие решения. На последних этапах очень важно держать процесс под постоянным контролем, т. е. оценивать каждый этап, его последствия, полученные в результате внедрения, и результаты в соотношении с издержками [16].
Заключение
В развитии сельского хозяйства существует множество проблем. Для устойчивого развития аграрной отрасли необходимо решение многих задач. Стратегические документы, существующие в области развития сельского хозяйства, нуждаются в дополнительной доработке. Не во всех документах прослеживаются специфические особенности развития сельской местности. В приоритете государства сельские территории, которые являются лидерами и в производстве, и в уровне развития. В основном это территориально приближенные к столице республики районы. Более отдаленные территории, многие из которых находятся за чертой бедности и в целом на грани исчезновения, не могут претендовать на дотации государства [17; 18], поскольку не имеют финансовых активов. Кроме этого, в стратегическом планировании развития сельского хозяйства недостаточно прослеживается комплексность развития отрасли. Поскольку для создания устойчивого развития сельского хозяйства необходимо огромное финансирование, что не может в полной мере обеспечить государство. Современное устойчивое развитие села должно характеризоваться комплексностью развития, а государство должно быть заинтересовано в сохранении исчезающих сельских территорий. Лишь привлекательность территории может решить проблемы кадрового потенциала села и проблемы сельской местности в целом [19].
Сформулированные нами рекомендации для совершенствования стратегического планирования развития сельского хозяйства позволяют, во-первых, учитывать принципы государственного регулирования развития сельского хозяйства, которые обеспечивают и комплексность развития аграрной отрасли, и гибкий подход к развитию сельского хозяйства; во-вторых, показать необходимость контроля и оценки стратегического планирования на всех этапах процесса. При этом не следует забывать, что даже идеально разработанный стратегический план не гарантирует достижения поставленной цели. Не менее важно, чтобы стратегическое управление стало частью общей политики аграрной отрасли и сельхозтоваропроизводители осознавали важность и необходимость правильной реализации и оценки стратегии [20].
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
Литература
1. Гапоненко А. Л., Пирогов С. В., Чернявский И. Ф. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3-1. С. 15-19.
2. Личко К. П., Воронина А. Ю., Насекина Е. Ю. О методологии стратегического планирования развития агропромышленного комплекса // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В. П. Горячкина». 2015. № 5. С. 48-54.
3. Банникова Н. В. Особенности стратегического планирования в аграрном секторе экономики // Современная конкуренция. 2007. № 6. С. 94-101.
4. Нехланова А. М., Туманова М. Б. Стратегический менеджмент в АПК. М.: КолосС, 2012. 311 с.
5. Устойчивое развитие сельских территорий / под ред. М. Дитериха, А. В. Мерзлова. М.: Эллис Лак, 2013. 680 с.
6. Устойчивое развитие сельских территорий: вопр. стратегии и тактики / под общ. ред. В. М. Баутина. М.: Росинформагротех, 2004. 310 с.
7. Трухачев А. В. Вовлечение субъектов сельского хозяйства в туристскую деятельность (на примере Ставропольского края) // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 1. С. 64-84. БО1: 10.12737/19170
8. Ушачев И. Г., Чекалин В. С., Маслова В. В. Об актуальных экономических проблемах развития АПК и механизмах их решения // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 7. С. 2-10.
9. Тимофеева Н. С. Стратегические альтернативы развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 16. С. 51-55.
10. Цыбатов В. А. Стратегирование регионального развития: методы, модели, информационные технологии // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 27. С. 36-52.
11. Фляйшер К. С., Бенсуссан Б. Е. Стратегический и конкурентный анализ: методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / пер. с англ. Д. П. Коньковой; под общ. ред. И. М. Степнова, Ю. А. Ковальчук. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 541 с.
12. Ворожейкина Т. М. Государственное регулирование фрагментированных отраслей // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2011. № 4. С. 108-113.
13. Санина Н. В. Законодательное регулирование организации и функционирования системы стратегического планирования в регионе // Вестник Мордовского университета. 2009. № 4. С. 21-25.
14. Афанасьев Е. В., Головатюк С. М., Рудой Е. В., Утенкова Т. И. Агропродовольственный рынок Сибири: особенности формирования и перспективы развития // Сиб. вестн. с.-х. науки. 2010. № 12. С. 89-97.
15. Зыкова Н. В., Коновалова Л. В. Формирование системы устойчивого развития сельских территорий в Архангельской области // Проблемы современной экономики. 2013. № 4. С. 398-403.
16. Галустов В. У Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 388-392.
17. Тимофеев В. И. Финансовая поддержка развития регионального агропромышленного комплекса // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2019. № 10. С. 57-62.
18. Тимофеев В. И. Оценка эффективности основных направлений государственной финансовой поддержки сельского хозяйства Республики Бурятия // Современные проблемы экономики в условиях цифровой трансформации: мат-лы науч.-практ. конф. преподавателей и молодых ученых. (Улан-Удэ, 20 декабря 2018 г.) Улан-Удэ, 2018. С. 205-210.
19. Тимофеева Н. С. Проблемы социально-экономического развития сельских территорий и направления устойчивого роста экономики села // Управление устойчивым развитием. 2019. № 3. С. 44-50.
20. Маковкина С. А. Методические рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования социально-экономического развития крупных муниципальных образований РФ // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. № 1. С. 41-49.
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
original article
Improving the Strategic Planning of Agricultural Development in the Region
Natalya S. Timofeeva a' @ ID
a Philippov Buryat State Agriculture Academy, Russia, Ulan-Ude @ rns-85@mail.ru
ID https://orcid.org/0000-0003-3736-3078 Received 06.04.2019. Accepted 22.06.2020.
Abstract: Agricultural producers are currently experiencing difficulties in competitive production. As a result, strategic plans for agricultural development require constant adjustments. To improve the strategic planning in the local agriculture, the region needs an effective system that would ensure a continuous functioning process and competitive production. The research objective was to develop proposals in order to improve the strategic planning of regional agricultural development. The study was based on general scientific methods, i.e. synthesis, analysis, abstract-logical and economic-mathematical methods of economic research, etc. The author obtained materials from the Territorial Department of the Federal State Statistics Service and the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Buryatia for 2018. The article introduces an analysis of the current development of strategic planning in agriculture and socio-economic problems of agricultural development in the Republic of Buryatia. The author developed some recommendations on the process of strategic planning of agricultural development. Competitive agricultural development requires an integrated approach that could ensure effective development of strategic plans and agricultural producers. The proposed strategic planning process will allow farmers to develop effective strategic plans while producing competitive products.
Keywords: effective strategic plan, agricultural producer, strategic planning process, strategic documents, integrated agricultural development, problems of agricultural development
For citation: Timofeeva N. S. Improving the Strategic Planning of Agricultural Development in the Region. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2020, 5(3): 417424. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
References
1. Gaponenko A. L., Pirogov S. V., Cherniavskii I. F. Economic, organization and operation of businesses. Journal of the Bryansk State University, 2012, (3-1): 15-19. (In Russ.)
2. Lichko K. P., Voronina A. Yu., Nasekina E. Yu. On methodology of farm industry development strategic planning. Vestnik of Moscow Goryachkin Agroengineering University, 2015, (5): 48-54. (In Russ.)
3. Bannikova N. V. The peculiarities of strategic planning in the agricultural sector of economy. Sovremennaia konkurentsiia, 2007, (6): 94-101. (In Russ.)
4. Nekhlanova A. M., Tumanova M. B. Strategic management in the agro-industrial complex. Moscow: KolosS, 2012, 311. (In Russ.)
5. Sustainable rural development, eds. Diterikh M., Merzlov A. V. Moscow: Ellis Lak, 2013, 680. (In Russ.)
6. Sustainable rural development: issues of strategy and tactics, ed. Bautin V. M. Moscow: Rosinformagrotekh, 2004, 310. (In Russ.)
7. Trukhachev A. V. Involvement of entities of agricultural industry in tourism activity (the case of Stavropol region). Servis v Rossii i za rubezhom, 2016, 10(1): 64-84. (In Russ.) DOI: 10.12737/19170
8. Ushachev I. G., Chekalin V. S., Maslova V. V. About actual economic problems developments of agrarian and industrial complex and mechanisms of their decision. Ekonomika selskogo khoziaistva Rossii, 2016, (7): 2-10. (In Russ.)
9. Timofeeva N. S. Strategic alternatives for the development of the agro-industrial complex of the Republic of Buryatia. Regionalnaia ekonomika: teoriia ipraktika, 2012, (16): 51-55. (In Russ.)
10. Tsybatov V. A. Strategic planning of regional development: methods, models, information technology. Regionalnaia ekonomika: teoriia i praktika, 2015, (27): 36-52. (In Russ.)
11. Fleisher C. S., Bensoussan B. E. Strategic and competitive analysis, tr. Konkova D. P., eds. Stepnov I. M., Kovalchuk Iu. A. Moscow: BINOM. Laboratoriia znanii, 2005, 541. (In Russ.)
12. Vorozheikina T. M. State regulation of fragmented industries. Vestnik Rossiiskoi ekonomicheskoi akademii imeni G. V Plekhanova, 2011, (4): 108-113. (In Russ.)
13. Sanina N. V. Legislative regulation of the organization and functioning of the strategic planning system in the region. VestnikMordovskogo universiteta, 2009, (4): 21-25. (In Russ.)
DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-417-424
14. Afanasyev E. V., Golovatyuk S. M., Rudoi E. V., Utenkova T. I. Agro-food market of Siberia: features of forming and prospects for developing. Sib. vestn. s.-kh. nauki, 2010, (12): 89-97. (In Russ.)
15. Zykova N. V., Konovalova L. V. Formation of the sustainable development system in the rural territories of Arkhangelsk region (Russia, Arkhangelsk). Problemy sovremennoi ekonomiki, 2013, (4): 398-403. (In Russ.)
16. Galustov V. U. Improving the strategic planning of the socio-economic development of a municipality. Molodoi uchenyi, 2014, (3): 388-392. (In Russ.)
17. Timofeev V. I. Financial support for the development of the regional agro-industrial complex. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2019, (10): 57-62. (In Russ.)
18. Timofeev V. I. Evaluation of the effectiveness of the main directions of state financial support for agriculture of the Republic of Buryatia. Modern problems of the economy in the context of digital transformation: Proc. Sci.-Prac. Conf. of Teachers and Young Scientists, Ulan-Ude, December 20, 2018. Ulan-Ude, 2018, 205-210. (In Russ.)
19. Timofeeva N. S. Problems of social and economic progress of rural territories and directions of stable growth of economy of village. Upravlenie ustoichivym razvitiem, 2019, (3): 44-50. (In Russ.)
20. Makovkina S. A. Methodological recommendations on improving the system of strategic planning of social-economic development of large municipal entities in the RF. Municipality: Economics and Management, 2014, (1): 41-49. (In Russ.)