Научная статья на тему 'Совершенствование средств досмотра пассажиров в рамках сотрудничества России и ИКАО'

Совершенствование средств досмотра пассажиров в рамках сотрудничества России и ИКАО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / РУЧНАЯ КЛАДЬ / ЖИДКОСТЬ / AVIATION SECURITY / HAND LUGGAGE / LIQUID / CONTROL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарев А. Н., Бочкарев И. А.

Обсуждается тема сотрудничества России с ИКАО в области авиационной безопасности, рассматривается и одно из ее направлений — внедрение инновационных технологий контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочкарев А. Н., Бочкарев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfecting the means for passenger screening in the framework of co-operation between Russia and ICAO

The article discusses the co-operation between Russian and International Civil Aviation Organization (ICAO) in the sphere of aviation security, and looks at one of its directions, namely introduction of innovative control technologies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование средств досмотра пассажиров в рамках сотрудничества России и ИКАО»

Совершенствование средств досмотра пассажиров в рамках сотрудничества России и ИКАО

А. Н. Бочкарев,

доцент кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности Московского государственного университета гражданской авиации (МГТУ ГА)

И. А. Бочкарев,

аспирант механического факультета МГТУ ГА

Россия продолжает сотрудничество со странами, входящими в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), в области авиационной безопасности. Одно из направлений сотрудничества -внедрение инновационных технологий контроля, которые позволят не только повысить качество досмотра пассажиров, но и снять некоторые ограничения - в частности, на перевозку жидкостей в ручной клади.

в:

последнее время повысилось . внимание высшего руковод-' ства транспортной отрасли к правовому и техническому обеспечению авиационной безопасности, организации надзора [1; 2].

Сферы взаимодействия

В текущем году, 12-14 сентября, в штаб-квартире Международной организации гражданской авиации (ИКАО, ICAO — International Civil Aviation Organization) в г. Монреале (Канада) состоялась конференция по авиационной безопасности ИКАО.

Ее цель состояла в определении стратегии повышения авиационной безопасности и выработке конкретных решений, направленных на активизацию международного сотрудничества, улучшение обмена информацией и передовым опытом в этой области.

На мероприятии были рассмотрены такие актуальные вопросы, как:

• усиление безопасности авиагруза;

Рис. 1. Российская делегация на конференции по авиационной безопасности ИКАО

• борьба с внутренней угрозой;

• эволюция Универсальной программы проверок в сфере авиационной безопасности;

• создание потенциала и техническая помощь;

• обеспечение устойчивости мер авиационной безопасности;

• программа машиносчитываемых проездных документов и предварительная информация о пассажирах;

• стимулирование технологических разработок и новшеств.

Российская Федерация представила на рассмотрение конференции три рабочих документа:

• «Эволюционное развитие Универсальной программы проверок в сфере обеспечения авиационной безопасности»;

• «Обеспечение безопасности авиагрузов в Российской Федерации»;

• «Координационный центр ИКАО по авиационной безопасности, функционирующий в Российской Федерации», и один информационный;

• а также один рабочий документ «Итоги Московской международной конференции по авиационной безопасности Европейского и Североатлантического регионов ИКАО и ход реализации Совместного заявления».

Все документы и предложения были поддержаны и отражены в заключительном докладе и резолюции конференции.

В рамках конференции была развернута подготовленная Ространснадзором экспозиция, представляющая координационный центр ИКАО по авиационной безопасности в Российской Федерации и его взаимодействие с координационными центрами других государств.

Российская делегация встретилась с представителями секретариата ИКАО, Европейской комиссии, Европейской конференции гражданской авиации, Управлений транспортной безопасности США, Сингапура, Никарагуа и Индонезии. Обсуждались вопросы сотрудничества в области авиационной безопасности.

Качественнее контроль -меньше ограничений

На конференции был принят ряд новых прогрессивных решений. В их числе стоит отметить решение о реализации технических методов, необходимых для постепенного снятия ограничений на перевозку жидкостей, аэрозолей и гелей (ЖАГ) в ручной клади.

Как показывает анализ актов террора и актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации, для их совершения могут использоваться легковоспламеняющиеся жидкости и вещества. Однако авиаперевозчики, авиапассажиры и представители Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА, IATA — International Air Transport Association) все активнее выступают за упрощение процедур провоза жидкостей на воздушных судах, и ИКАО эти требования поддерживает.

Снять ограничения на перевозку ЖАГ позволит использование современных технических средств контроля, в частности — инспекционной системы THSCAN LS8016 и портативного прибора безопасности ППБ 2.8 (LOtest).

Система THSCAN LS8016 (рис. 2) предназначена для автоматической идентификации жидких легковоспламеняющихся веществ, а также отдельных компонентов взрывоопасных жидкостей. Она идеальна для использования в аэропортах, поскольку идентифицирует легковоспламеняющиеся жидкости и жидкую взрывчатку в любой таре (пластик, металл, стекло, керамика). Система снабжена встроенной базой данных взрывчатых и легковоспламеняющихся жидкостей, медицинских препаратов, напитков, химических веществ.

Созданный отечественными специалистами ручной прибор ППБ 2.8 предназначен для обнаружения опасных жидкостей в закрытых сосудах (пластиковых и стеклянных бутылках, картонных пакетах и других неметаллических емкостях). Толщина стенки сосуда при этом может достигать 8 мм.

Таблица. Электрические свойства жидкостей

Жидкость

Вода, безалкогольные напитки

Этанол Ацетон

Нитроглицерин Эфир

Бензин, дизельное топливо

Устройство позволяет оперативно, не нарушая герметичности сосуда, отличать такие вещества, как бензин, зажигательные смеси, ацетон, нитроглицерин, нитрометан, различные спирты, эфиры и другие опасные жидкости от воды, безалкогольных и алкогольных напитков, молочных продукров, косметических средств и т. п.

Прибор является полностью электронным и не содержит источников ионизирующего или микроволнового излучения и других потенциально опасных элементов.

Для исследования содержимого емкости следует поднести датчик прибора к боковой поверхности обследуемого сосуда ниже уровня жидкости и нажать

Рис. 2. Инспекционная система для обнаружения легковоспламеняющихся жидкостей THSCAN LS8016. Технические характеристики: габариты -800 х 500 х 1300 мм; размеры досматриваемого объекта - 160 х 500 мм; количество операторов - 1; длительность сканирования одного объекта -5 с; потребляемая мощность - 0,4 кВт.

кнопку. Зеленый сигнал индикатора означает, что жидкость, находящаяся в сосуде, не огнеопасна. Красный говорит о потенциальной опасности содержимого. Несмотря на кажущуюся простоту, принцип работы прибора ППБ 2.8 (LOtest) основан на чрезвычайно сложной инновационной технологии. Лежащий в ее основе метод квазистатической электрополевой томографии позволяет оценивать пространственное распределение электрических свойств среды и определять характеристики жидкости независимо от размеров контейнера, толщины его стенок или наличия воздушных зазоров между прибором и сосудом. В свою очередь, электрические свойства жидкости (диэлектрическая проницаемость и проводимость) дают возможность однозначно оценить, опасна ли она (см. таблицу).

Механизм работы устройства представлен на рис. 3.

Рис. 3. Схема работы устройства ППБ 2.8. 1 - про-

веряемая жидкость; 2 - стенка сосуда и воздушный зазор; 3 - активный электрод, 4 - измерительные электроды; 5 - металлический экран; 6 - вычислительное устройство; V - источник переменного напряжения; йп- измерители.

№ 6 (43) 2012

«Транспорт Российской Федерации» | 15

Когда прибор подносят к сосуду (1) с тестируемой жидкостью и включают источник переменного напряжения (V), на измерительных электродах (4) наводятся потенциалы, величина которых зависит от выходного напряжения источника (V), расстояния между активным электродом (3) и измерительными электродами (4) и комплексной диэлектрической проницаемости среды. При этом величина крутизны характеристики распределения напряжения на электродах (4) для огнеопасных жидкостей всегда больше, чем величина крутизны характеристики распределения напряжения для неогнеопасных жидкостей.

Абсолютные значения и пространственная зависимость напряжений на электродах зависят как от свойств сосуда и воздушного зазора, так и от характеристик жидкости. При этом, независимо от свойств стенки сосуда, жидкости с меньшим модулем комплексной диэлектрической проницаемости создают пространственный профиль с большей скоростью убывания измеренных значений с расстоянием от активного электрода. Встроенному программному обеспечению прибора это позволяет идентифицировать жидкости с помощью линейной искусственной нейронной сети по результатам описанных выше измерений.

Поскольку мнимая часть комплексной диэлектрической проницаемости пропорциональна электропроводности среды, прибор на все жидкости, имеющие высокое значение диэлектрической проницаемости и/или электропроводности (что характерно для напитков и других жидкостей, используемых в быту), реагирует как на безопасные. Еще один аналогичный нейросетевой дискриминатор, реализованный в вычислительном устройстве прибора, используется для обнаружения факта присутствия исследуемого объекта вблизи датчика прибора.

По надежности, простоте в управлении, быстродействию и низкой стоимости LOtest превосходит все зарубежные функциональные аналоги. Прибор получил сертификат соответствия Министерства транспорта РФ и успешно применяется в крупнейших аэропортах РФ — Шереметьево, Домодедово, Уфа и др.

Незначительные послабления

Отметим, что действующий в Евросоюзе запрет на провоз авиапассажирами жидкостей в ручной клади планируется снять 29 апреля 2013 г.

При этом 10 из 27 стран ЕС, в том числе Франция, Великобритания, Италия и Нидерланды, отказались смяг-

чить правила провоза авиапассажирами жидкостей в ручной клади в качестве промежуточной меры, хотя Евросоюз ранее принял решение с 29 апреля 2012 г. разрешить транзитным пассажирам проносить на борт авиалайнеров купленные в третьих странах (не входящих в ЕС) жидкости при условии, что они находятся в запечатанном пакете и прошли ручной осмотр.

Таким образом, пассажирам, которым предстоит полет с пересадкой в Европе и которые купили какие-либо жидкости в аэропортах, не относящихся к ЕС, запрещено проносить их на борт самолета при пересадке. Исключение составляют пассажиры, прибывшие из стран ЕС, а также Исландии, Норвегии, Сингапура, Малайзии, Хорватии, Канады и США, где уровень контроля в целях обеспечения авиационной безопасности соответствует уровню в ЕС. □

Литература

1. Нерадько А. В. О принятии на оснащение аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации сертифицированных технических средств обеспечения авиационной безопасности. М.: ИнфАвиа, 2001.

2. Черток В. Б. О мерах по повышению эффективности надзора за деятельностью в гражданской авиации. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.