ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
УДК 343
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Абдулатипов А.М., Центр профессиональной подготовки МВД по РД, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
Статья посвящена специальным криминологическим мерам противодействия терроризму в Республике Дагестан. Проведён анализ практических мер, предпринимаемых правоохранительными и иными государственными органами в данной сфере. На основе проведенного исследования автор сделал ряд выводов и предложений, имеющих теоретическое и практическое значение.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, профилактика, специальные меры, правоохранительные органы, религиозное образование.
UDK 343
IMPROVEMENT OF SPECIAL CRIMINOLOGICAL MEASURES OF COUNTERING TERRORISM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN)
Abdulatipov A.M., Training centre of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article is devoted to special criminological measures of countering terrorism in the Republic of Daghestan. The practical measures undertaken by law enforcement and other state bodies in this area were analyzed. On the basis of conducted research the author made a number of conclusions and proposals of theoretical and practical importance.
Key words: terrorism, extremism, prevention, special measures, law enforcement bodies, religious education.
В связи с расширением масштабов, повышением степени опасности, изощренности и дерзости действий террористов, тяжести последствий, ростом вооруженности и технической оснащенности террористических сообществ перед правоохранительными органами постоянно возникают проблемы, связанные с совершенствованием форм и методов борьбы с терроризмом, разработкой и принятием адекватных мер реагирования.
Как отмечает проф. А.М. Муртазалиев, данные обстоятельства обуславливают строго научный подход к разработке мер противодействия экстремизму и терроризму, постоянной оценки на практике их действенности и своевременной корректировки с учётом достигнутых результатов [1].
В данной статье мы раскрываем некоторые современные специальные криминологические методы борьбы с терроризмом, применяемые в практической деятельности правоохранительных органов республики, так как в последнее время в научной литературе встречаются, в основном, меры общекриминологического характера.
Специальное предупреждение преступности осуществляется государственными органами и организациями, юридическими лицами и гражданами. Их полномочия определяются нормативными актами [2].
Как известно, особую значимость в противодействии терроризму представляет предупреждение, выявление, объективное, качественное и своевременное расследование и раскрытие преступлений террористического характера, совершаемых организованными преступными группами, широко разветвленными, тщательно законспирированными, имеющими межрегиональные и международные связи.
Для практического осуществления перечисленных направлений антитеррористической деятельности в республике сформировалась единая, скоординированная система, функционирование которой основывается на базе налаженного механизма всестороннего правового, организационного, информационно-прогностического обеспечения.
Так, в республике создана постоянно действующая межведомственная координационно-аналитическая, оперативная и следственно-криминалистическая группа по раскрытию и расследованию преступлений террористической направленности, а также межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия проявлениям терроризма.
В целях раскрытия масштабных террористических актов, вызвавших большой общественный резонанс, создаются оперативные штабы, возглавляемые одним из руководителей правоохранительных органов, а также рабочая группа штаба, которая занимается сбором, систематизацией, обобщением информации со всех взаимодействующих структур, доведением указаний и распоряжений штаба до исполнителей и дальнейшим контролем за их реализацией.
В правоприменительной практике используется групповой метод оперативной разработки и расследования данной категории преступлений под руководством одного из наиболее подготовленных сотрудников правоохранительного органа по подследственности конкретного преступления. В состав группы включаются особо доверенные люди с учетом фактора психологической совместимости по согласованию с руководителем группы. Нередко группа формируется по его предложению с учетом имеющихся возможностей.
Практикуется ежедневное заслушивание каждого члена группы или бригады руководителями МВД, УФСБ РФ по РД, управления следственного комитета РФ по РД, прокуратуры республики. По мере необходимости приглашаются также и руководители других правоохранительных структур. При этом корректируется порядок взаимодействия, осуществляется обмен информацией, распределение поручений.
В организации работы по противодействию терроризму и экстремизму особое внимание уделяется вопросам улучшения взаимодействия между приграничными органами и подразделениями внутренних дел и федеральной службы безопасности сопредельных субъектов Российской Федерации, временными отделами внутренних дел в РД, а также по мере необходимости с правоохранительными органами приграничных иностранных государств. Проводятся совместные совещания, разрабатываются планы совместных мероприятий. Осуществляется обмен оперативной информацией, планируются и проводятся совместные оперативно-разведывательные мероприятия по розыску лидеров и членов преступных групп террористической и экстремистской направленности, в том числе и участников боевых действий против правительственных войск Сирии.
Так, по данным правоохранительных органов, в боевых действиях на территории Сирии в настоящее время принимают участие до 600 вы-
ходцев из Дагестана, и эта цифра постоянно растет
[3].
Практикуется командирование оперативных работников МВД Дагестана по договоренности с министром внутренних дел в Азербайджан для организации совместных мероприятий. На счету таких групп немало задержаний разыскиваемых лиц, в том числе и причастных к терактам.
Наиболее важным в настоящее время является формирование общегосударственной системы противодействия терроризму как важнейшее условие обеспечения эффективности борьбы с рассматриваемой угрозой, что предполагает решение широкого круга задач, требующих согласованных усилий общества и государства, критического осмысления отечественного и зарубежного опыта в данной области [4].
Задачи, стоящие перед государственными, муниципальными и правоохранительными органами республики в данной сфере, нашли свое отражение и в Комплексной программе противодействия экстремизму и терроризму в Республике Дагестан на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2011 года №528. В частности, в целях реализации мероприятий данной программы в МВД по РД разработан и реализуется План от 08.02.2012 г. №26/80.
Немаловажным направлением улучшения результативности борьбы с террористическими проявлениями является совершенствование взаимодействия органов, служб и подразделений МВД. Этот вопрос является предметом постоянного обсуждения на оперативных совещаниях министра и коллегии министерства. Обсуждение проводится не просто по общему состоянию взаимодействия, а по конкретным уголовным делам с выявлением недостатков и просчетов и разработкой конкретных мер по их устранению. По всем делам такой категории в обязательном порядке задействованы наиболее подготовленные сотрудники УСТМ и ОПУ, в том числе приглашенные из центрального аппарата МВД России.
Основным направлением повышения эффективности антитеррористической деятельности является совершенствование мер оперативно-розыскной деятельности. Если ранее были трудности, связанные со слабой теоретической подготовленностью оперативных работников, то в настоящее время на постоянной основе проводится их подготовка с приглашением видных ученых и практиков, в том числе и из НИИ и Академии Управления МВД России. Практика показывает, что наиболее эффективными оперативно-розыскными методами предупреждения и раскрытия преступлений террористического характера являются применение негласных сотрудников, оперативного внедрения, контролируемых поставок, создание и использование легендированных предприятий и организаций.
Так, в ходе многоэпизодной разработки террористической группы «Южная» 27.04.2014г. в г. Дербенте было нейтрализовано 6 преступников, готовивших ряд резонансных терактов, выявлена принадлежавшая им подпольная лаборатория по изготовлению взрывных устройств.
Большое значение для пресечения террористических актов имеет своевременное получение оперативно-значимой упреждающей информации. По таким сведениям в 2013 году предотвращено 53 теракта, а в 2014 - 50.
Под постоянным вниманием находится проблема совершенствования криминалистических исследований в раскрытии террористических преступлений, внедрению последних достижений науки.
Можно привести несколько примеров. Так, экспертами ЭКЦ МВД разработана методика установления модели и маркировки использованного взрывного устройства, что позволяет при расследовании терактов определить его сбытчиков. Также, разработанная данным подразделением совместно с заводом-изготовителем в г. Ижевске методика восстановления стёртого идентификационного номера травматического оружия, которое нередко переделывают под боевое, не раз позволила выйти на исполнителя теракта, а в дальнейшем - и на террористическую группу.
В ходе расследования уголовных дел о терактах путём подрыва автомашин была установлена однотипность примененных взрывных устройств (прилипающие магнитные мины на основе гексоге-на), которые легли в основу соединения уголовных дел в одно производство и способствовали выявлению диверсионно-террористической группы.
Как отмечал З.А. Астемиров, в Республике Дагестан основным сдерживающим фактором преступности является социальный контроль посредством устоявшихся обычаев и традиций, религии, норм морали и права [5].
Эффективная борьба с терроризмом предполагает осуществление системы предупредительно-профилактических мер, в том числе нетрадиционных, с использованием местных особенностей.
Правоохранительными органами совместно с представителями народного собрания, правительства и духовного управления мусульман Дагестана практикуется проведение сходов в населенных пунктах, пораженных экстремизмом и ваххабизмом.
При этом предпринимаются меры по решению одной из острых проблем, с которыми правоохранительным органам не справиться без помощи органов местного самоуправления и общественности, это - крайне отрицательный и агрессивный настрой родственников членов террористических групп в отношении сотрудников правоохранительных органов. Многие из них объективно не оценивают их поведение, на контакты с сотрудниками правоохранительных органов не идут, проявляют
озлобленность и агрессию особенно в отношении сотрудников полиции. При этом в большинстве случаев родственники продолжают оказывать моральную и материальную помощь своим близким, находящимся на нелегальном положении в рядах бандподполья.
В связи с этим методы специального и индивидуального предупреждения актов терроризма могут распространяться и на членов семьи террористов. Это - воспитательная работа с семьёй с целью изменения её негативного влияния на профи-лактируемого или побуждения членов семьи к оказанию позитивного воздействия на своего родственника, что целесообразно в отношении женщин, детей и молодёжи [6].
Как отмечает глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов, «органы безопасности республики проделали большой объем работы, в результате которой снижен уровень террористической опасности и уровень влияния экстремизма на дагестанское общество. Но, несмотря на это, ситуация продолжает оставаться тревожной. Мы должны обсуждать эту проблему и в то же время четко осознавать, какую роль играют в этой работе республиканские органы власти, органы власти муниципалитетов» [7].
На данном совместном заседании глава республики также заявил, что важным фактором в противодействии экстремизму и терроризму являются общественные организации, что без четкой позиции общества не удастся добиться каких-либо результатов в этой работе, отметил необходимость комплексной работы структур органов власти всех уровней.
Необходимо отметить, что в Законе о местном самоуправлении одним из полномочий определено участие муниципального образования в профилактике терроризма и экстремизма. Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры, разъяснительная работа.
Именно силами муниципальных органов и их антитеррористических комиссий, с привлечением представителей общественных организаций и духовенства необходимо активизировать работу с родственниками членов бандподполья, так как мероприятия правоохранительных органов в этом направлении не дают позитивных результатов.
В связи с этим необходимо обеспечить тесное взаимодействие с заместителями глав городских и районных администраций по общественной безопасности, которым вменена в обязанность организация и координация данной работы на обслуживаемой территории.
Правоохранительными органами на территории республики периодически проводится комплекс совместных оперативно-профилактических мероприятий в рамках специальных операций «Религиозный экстремист», «Моджахед», «Граница -заслон», «Канал», «Динамит», а также контртерро-
ристические операции по локализации и нейтрализации членов бандподполья.
В результате принятых мер в текущем году установлено 13 организованных преступных групп экстремистской и террористической направленности, из которых ликвидировано 7. Выявлено 50 схронов и 8 тайников вооружения диверсионно-террористических групп. Изъято 180 единиц огнестрельного оружия (в том числе 4 пулемета, 46 автоматов, 12 гранатомётов, 106 пистолетов и ружей), 173 гранат, 5 мин, 110 кг взрывчатых веществ, а также более 23 тысяч единиц боеприпасов [8].
В рамках этих операций осуществляется полная проверка граждан, имеющих навыки обращения с взрывными устройствами, ранее судимых, психически больных, а также иных социально опасных граждан. В результате определен массив лиц, в отношении которых осуществляется оперативное наблюдение.
Важнейшее значение имеют меры по охране и обороне объектов особой важности и жизнеобеспечения. Составлен перечень таких объектов, который утвержден председателем правительства республики. Систематически вносятся изменения и дополнения в систему обеспечения их безопасности, особенно объектов транспортной инфраструктуры.
Учитывая важность вопросов обеспечения безопасности пассажиров и предупреждения акций терроризма на транспорте, необходимо решить вопрос соответствующего технического оснащения его объектов [9].
Так, по предписанию правоохранительных органов установлена система видеонаблюдения и в Гимринском транспортном тоннеле, который является наиболее уязвимым объектом транспортной инфраструктуры в республике. Круглосуточное видеонаблюдение на расстоянии до 20 км ведется и в махачкалинском морском торговом порту и на всей прилегающей территории. Функционирует 45 видеокамер и на территории махачкалинского аэропорта. Меры обеспечения безопасности инфраструктуры усилены и на дагестанском участке Северокавказской железной дороги.
В контексте совершенствования специальных мер борьбы с терроризмом главной проблемой для республики является профилактическая работа с приверженцами религиозно-экстремистских течений.
Как отмечают учёные, тем, кто попал под влияние экстремистской идеологии, у кого не осталось сомнений в ее истинности, никакая пропаганда не поможет. Здесь необходима индивидуальная работа с применением психологических методов депрограммирования [10].
В практике правоохранительных органов есть положительные примеры в данной сфере. Так, во всех горрайорганах, а также в соответствующих оперативных подразделениях МВД по РД заведены контрольно-наблюдательные дела по терроризму. В
информационном центре в АБД - «Дагестан» введена новая категория учета «Религиозный экстремист». Индивидуально-профилактическая работа с указанной категорией подучётных лиц находится на особом контроле. Ежеквартально в республике проводится спецоперация «Религиозный экстремист».
Одним из ключевых направлений борьбы с терроризмом является профилактика в молодёжной и подростковой среде. Необходима комплексная работа на разных уровнях воспитания, начиная со школы, и в разных направлениях, включающие в себя культурно-просветительную, воспитательную, реабилитационную деятельность с привлечением ученых-богословов, деятелей культуры, психологов, педагогов [11, с. 2].
В связи с этим принимаются меры по недопущению пропаганды экстремистской идеологии в государственных образовательных учреждениях, для организации профилактической работы по противодействию экстремизму за каждым из 46 высших и средних специальных учебных заведений республики закреплены наиболее опытные руководители подразделений аппарата МВД.
Как отметил министр внутренних дел республики, значительная работа проводится ведомством по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде. «Нами было принято решение физического присутствия сотрудников в школах и вузах республики, чтобы реально оценивать ситуацию. Мы проводим встречи с молодыми людьми, изучаем влияние на них со стороны представителей радикальных течений. Работы много. Но в то же время ситуация в учебных заведениях республики коренным образом изменилась. Мы занимаемся индивидуально с каждым студентом, который, по нашим данным, оказался под негативным воздействием. Сегодня такой опасности подвержены и школьники. Есть данные об открытии школ, где детям с несостоявшимся сознанием внушаются радикальные идеи» [12].
В соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в администрацию Президента и Правительства РД и Министерство науки и образования правоохранительными органами направляются представления в отношении руководителей и преподавателей учебных заведений, являющихся приверженцами религиозного экстремизма.
Также совместно с заинтересованными ведомствами в учебных заведениях республики проводятся встречи со студентами и учащимися с разъяснением вреда религиозного и иного экстремизма.
Правоохранительные органы республики проводят совместные мероприятия по упорядочиванию ситуации в сфере негосударственного религиозного и общего образования с заведением контрольно-наблюдательных дел на каждое религиозное образовательное учреждение.
Реализуется комплекс оперативно-профилактических мероприятий в отношении лиц, обучавшихся и обучающихся в зарубежных религиозных образовательных учреждениях.
В результате преступных действий именно экстремистов, обучавшихся в зарубежных религиозных образовательных учреждениях, не раз нарушалось функционирование объектов связи, энергетики, транспорта, газоснабжения в разных регионах республики. Эти диверсионно-террористические акты сопровождались несением огромных убытков бюджету республики и непоправимого урона имиджу Дагестана, что в дальнейшем препятствовало привлечению инвестиций и развитию экономики республики. Подрывная деятельность данных лиц распространилась и на другие регионы России (теракты в 2013 году в Пятигорске и Волгограде и ранее в Москве).
В основном к данному процессу причастны лица, получившие религиозное образование в Арабских странах (Саудовской Аравии, Египте, Пакистане, Йемене, Турции и Сирии), ставшие активными проповедниками так называемого «чистого ислама» или «салафизма», отвергающие российские государственно-правовое устройство и предлагающие вместо него построение исламского халифата на основе принципов шариата.
По информации ЦПЭ МВД по РД в период с 1996 по 2014 год для обучения в религиозных образовательных учреждениях за рубежом выехало более 2000 дагестанцев, в настоящее время в этих заведениях обучается более 300 человек, в основном, в Египте и Сирии.
Многие из них там подвергаются идеологической обработке, а в некоторых случаях обучаются основам ведения диверсионной деятельности. По возвращении на родину они становятся пропагандистами экстремизма, занимаются диверсионно-террористической деятельностью.
В ряде районов Дагестана, где в различное время имамами мечетей являлись выпускники зарубежных религиозных образовательных учреждений, отмечены факты пропаганды религиозного экстремизма, под воздействием которой часть прихожан этих мечетей стали членами бандподполья.
В настоящее время, к сожалению, правоохранительные органы республики вынуждены бороться с последствиями длительного отсутствия со стороны государственных органов и общественных организаций и объединений профилактической, воспитательной и патриотической работы с населением с применением непопулярных в обществе силовых методов.
Несмотря на ощутимые потери, количество участников террористических групп существенно не снижается, что свидетельствует об активной вербовочной работе и постоянном притоке новых членов.
Как показывает исследование, в результате бездействия органов местного самоуправления,
отсутствия принципиальной и последовательной позиции в вопросах противодействия распространению экстремизма, на территории ряда муниципальных образований сформировались устойчивые общины религиозно-экстремистской направленности, в той или иной мере определяющие нормы поведения населения и оказывающие пособническую помощь террористам.
В связи с данными обстоятельствами и в целях повышения эффективности работы и оперативной осведомленности о процессах, происходящих в учебных заведениях, выявления и пресечения фактов вербовки в ряды бандподполья студентов и учащихся, предотвращения пропаганды идей религиозного экстремизма в молодежной среде в структуре ЦПЭ МВД по РД создан отдел по противодействию экстремизму в учреждениях системы образования.
В данном контексте принимается комплекс мер по реализации Указа Президента Республики Дагестан от 5 декабря 2013 года № 330, обеспечивая взаимодействие с Комиссией при Президенте Республики Дагестан по культурно-историческому просвещению и воспитанию молодежи, противодействию проявлениям невежества и экстремизма.
Также организована работа в тесном контакте с межведомственной рабочей группой по противодействию идеологии терроризма антитеррористической комиссии Республики Дагестан.
В целях выявления и пресечения преступной деятельности лиц, занимающихся распространением экстремисткой идеологии, в том числе в сети Интернет, в структуре Центра по противодействию экстремизму создан отдел по противодействию экстремистской идеологии.
Для дискредитации лидеров и активных участников религиозно-экстремистских групп, создания о них негативного мнения у населения проводится работа по освещению материалов об их преступных действиях через центральные и местные средства массовой информации. В текущем году указанные вопросы, с демонстрацией конкретных результатов оперативно-профилактических и розыскных мероприятий, освещались в средствах печати и на телевидении более 120 раз. Снято 13 фильмов на данную тематику.
Основным криминогенным фактором терроризма является незаконный оборот оружия. Работа в данном направлении является приоритетной для органов внутренних дел республики.
Основное внимание уделяется перекрытию каналов его поступления и сбыта. Систематически проводится инвентаризация объектов хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, частных охранных структур и служб безопасности, индивидуальных владельцев оружия. Только за 10 месяцев текущего года из данных объектов изъято 94 единицы нарезного и 177 единиц газового оружия.
В республике проводится оперативно-профилактическая операция «Оружие-выкуп» по закупке у населения незаконно хранящегося оружия. Проработана процедура приема от населения на возмездной основе оружия и взрывчатых материалов.
Необходимо отметить наметившуюся за последнее десятилетие тенденцию распространения радикального ислама в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах. Лидеры бандподполья делают основной упор на вербовку лиц, подозреваемых, обвиняемых и осужденных за совершение общеуголовных преступлений.
В связи с чем, оперативные подразделения МВД, ФСБ и ФСИН принимают совместные меры по коренному изменению ситуации.
Среди важнейших сфер сотрудничества в плане противодействия терроризму некоторые практики указывают на необходимость налаживания взаимодействия в пограничном контроле ввоза/вывоза валют, координации финансовой разведывательной деятельности [13, с. 9].
Одним из криминогенных факторов терроризма в республике является наличие государственной сухопутной границы с Азербайджаном и Грузией. В связи с этим обеспечивается на постоянной основе взаимодействие с органами и подразделениями пограничной службы ФСБ России, систематически проводятся контрольно-заградительные и оперативно-поисковые мероприятия на государственной и административной границах.
Необходимо также упорядочить проходящий по территории республики миграционный поток, сформировать эффективный административно-правовой режим пребывания и перемещения иностранных граждан с целью установления и задержания, находящихся в розыске за совершенные диверсионно-террористические акции преступников, а также выявления должностных лиц, оказывающих содействие возможным террористам в легализации их на территории РД [14].
В целях объединения и координации усилий различных ведомств в недопущении проникновения в республику членов НВФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, причастных к террористическим акциям, сформированы совместные оперативные группы в пунктах пропуска и специальные мобильные группы по пресечению фактов перемещения автотранспорта, грузов, физических лиц вне пунктов пропуска.
После резонансных терактов в Волгограде, Пятигорске, организованных бандподпольем, действующим на территории РД, на административной границе республики выставлены контрольно-заградительные посты «Герзельский мост», «Кочубей» и «Артезианский», где организована проверка пассажиров по оперативно-справочным учетам.
Одной из важнейших задач борьбы с терроризмом является совершенствование системы управления при чрезвычайных обстоятельствах террористического характера, боевая подготовка сотрудников спецподразделений, от которой в большой степени зависит сохранение здоровья и жизни не только сотрудников, участвующих в подавлении террористических актов, но и граждан, ставших их жертвами. Ежегодно проводятся не менее 4-х командно-штабных учений с элементами тактико-специального занятия с участием взаимодействующих структур, в том числе на особо важных и потенциально опасных объектах.
В заключение можно отметить, что принимаемые в данном направлении меры дают положительные результаты.
Так, из совершенных за текущий год 365 преступлений террористической направленности раскрыто 268, процент раскрываемости составляет 73,4 %. Раскрыты такие резонансные преступления, как теракт 27 декабря 2013 г. в Пятигорске с большими человеческими жертвами; теракты с применением взрывных устройств 29 и 30 декабря 2013 в г. Волгограде; подрыв автомашины возле УФССП РФ по РД в г. Махачкале и т. д. Склонено к явке с повинной 9 членов бандподполья, которые в последующем встали на путь исправления. Выявлено 14 преступлений, связанных с финансированием бандподполья. Выявлено и пресечено 52 факта призыва к осуществлению экстремистской и террористической деятельности либо оправданию идеологии и практики терроризма, а также направленные на возбуждение национальной, религиозной и расовой вражды [15].
Проведённое исследование позволяет сделать вывод о необходимости принятия комплексных мер, направленных на борьбу с бандподполь-ем, действующим на территории Республики Дагестан, в числе которых:
- в целях снижения уровня вооружённости региона продолжить на территории республики оперативно-профилактическую операцию «Оружие-выкуп»;
- активизировать работу по склонению членов бандподполья к явке с повинной, обеспечить участие в этой работе представителей разных течений ислама, родственников, авторитетных духовных лидеров;
- наращивать системное и эффективное идеологическое и информационное противоборство с идеологами сепаратизма и религиозного экстремизма в республике по предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
- наладить оперативный обмен информацией между правоохранительными органами субъектов Российской Федерации о лицах, причастных к экстремистской и террористической деятельности, выезжающих из Дагестана в другие регионы России и прибывающих из других регионов в Дагестан;
- правоохранительным органам совместно с органами местного самоуправления разработать и реализовать комплекс оперативно-профилактических мероприятий в отношении лиц, освободившихся после отбытия наказания за совершение преступлений экстремистской и террористической направленности, жен и вдов членов бан-дгрупп, направленный на недопущение вовлечения их в преступную деятельность;
- организовать работу по социальной адаптации явившихся с повинной участников и пособников бандподполья;
- принять комплекс оперативно-розыскных и профилактических мер в местах массового пребывания представителей салафизма, в том числе и в мечетях, выявлять основные их противоречия с суфизмом с разработкой и реализацией мер по их минимизации;
- обеспечить тесное взаимодействие оперативных подразделений ФСБ, МВД, ФСИН по предупреждению вербовки в бандподполье лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
- расширять практику взаимодействия с НЦБ Интерпола путём обращения в режиме запросов к его информационным резервам о международных перемещениях лидеров и активных участников преступных групп;
- в целях создания атмосферы активной гражданской нетерпимости к любым проявлениям экстремизма и терроризма мобилизовать все ресурсы на борьбу с экстремизмом и терроризмом, задействовать весь потенциал гражданского общества.
Необходимо отметить, что для эффективного противодействия терроризму и экстремизму недостаточно усилий одних правоохранительных структур, необходимо выработать единую республиканскую стратегию противодействия ему, разработать комплексную программу совместных действий всех органов государственной власти, муниципалитета, правоохранительных органов, а также политических партий, СМИ, общественных и религиозных объединений.
Литература
1. Муртазалиев А.М. Проблемы эффективности государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму: материалы всероссийской научно-практической конференции. 26-27 ноября 2014 года. Махачкала: Изд-во «Алеф», 2014. С. 48.
2. Преступность и реформы в России / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. М., 1998.
С. 72.
3. Данные ЦПЭ МВД по РД.
4. Противодействие терроризму - важнейшая функция современного российского государства: материалы Дальневосточного государственного университета / под ред. Д.А. Баринова. Хабаровск, 2011. С. 46.
5. Астемиров З.А. Проблемы профилактики преступлений. Махачкала, 2008. С. 73.
6. Предупреждение актов терроризма: научно-методическое пособие / под ред. В.В. Астанина. М., 2005. С. 85.
7. Материалы совместного заседания Совета безопасности РД и Антитеррористической комиссии РД от 28 марта 2014 г.
8. Данные ЦПЭ МВД по РД.
9. Терроризм и безопасность на транспорте в России / под ред. В.Н. Лопатина. М., 2004. С. 283.
10. Леонтьев А.И. Развитие исламской идеологии как первичный фактор профилактики религиозного экстремизма // Экстремизму - отпор: материалы первого молодёжного форума Приволжского федерального округа (Пенза, 25 - 26 октября 2012 г.). Пенза, 2012. С. 43.
11. Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму: учеб. пос. / под ред. И.Ш. Геворкяна. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2014.
12. Материалы совместного заседания Совета безопасности РД и Антитеррористической комиссии РД от 28 марта 2014 г.
13. Устинов В. Конвенция о борьбе с финансированием терроризма // Рос. юстиция. 2002. № 3.
14. Магомедов А.М., Абдулатипов А.М. Проблемы совершенствования деятельности правоохранительных органов по борьбе с терроризмом и экстремизмом в условиях обеспечения единого правового пространства: материалы всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 26-27 сентября 2011 года. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. С. 148.
15. Данные ИЦ МВД по РД.
References
1. Murtazaliev A.M. Problemy effektivnosti gosudarstvennoi politiki po protivodeistviyu ekstremizmu i terrorizmu: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 26-27 noyabrya 2014 goda. Makhachkala: Izd-vo «Alef», 2014. S. 48.
2. Prestupnost' i reformy v Rossii / pod red. d-ra yurid. nauk, prof. A.I. Dolgovoi. M., 1998. S. 72.
3. Dannye TsPE MVD po RD.
4. Protivodeistvie terrorizmu - vazhneishaya funktsiya sovremennogo rossiiskogo gosudarstva: materia-ly Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo universiteta / pod red. D.A. Barinova. Khabarovsk, 2011. S. 46.
5. Astemirov Z.A. Problemy profilaktiki prestuplenii. Makhachkala, 2008. S. 73.
6. Preduprezhdenie aktov terrorizma: nauchno-metodicheskoe posobie / pod red. V.V. Astanina. M., 2005. S. 85.
7. Materialy sovmestnogo zasedaniya Soveta bezopasnosti RD i Antiterroristicheskoi komis-sii RD ot 28 marta 2014 g.
8. Dannye TsPE MVD po RD.
9. Terrorizm i bezopasnost' na transporte v Rossii / pod red. V.N. Lopatina. M., 2004. S. 283.
10. Leont'ev A.I. Razvitie islamskoi ideologii kak pervichnyi faktor profilaktiki religioz-nogo ekstremiz-ma // Ekstremizmu - otpor: materialy pervogo molodezhnogo foruma Privolzhskogo fede-ral'nogo okruga (Penza, 25-26 oktyabrya 2012 g.). Penza, 2012. S. 43.
11. Aktual'nye problemy protivodeistviya ekstremizmu i terrorizmu: ucheb. pos. / pod red. I.Sh. Gevor-kyana. Belgorod: Belgorodskii yuridicheskii institut MVD Rossii, 2014. S. 2.
12. Materialy sovmestnogo zasedaniya Soveta bezopasnosti RD i Antiterroristicheskoi komis-sii RD ot 28 marta 2014 g.
13. Ustinov V. Konventsiya o bor'be s finansirovaniem terrorizma // Ros. yustitsiya. 2002. № 3. S. 9.
14. Magomedov A.M., Abdulatipov A.M. Problemy sovershenstvovaniya deyatel'nosti pravookhra-nitel'nykh organov po bor'be s terrorizmom i ekstremizmom v usloviyakh obespecheniya edinogo pravovogo pro-stranstva: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Makhachkala, 26-27 sentyabrya 2011 goda. Makhachkala: IPTs DGU, 2011. S. 148.
15. Dannye ITs MVD po RD.
Поступила в редакцию 10 сентября 2015 г.
Received 10 September, 2015