"АЧЩ VA TABПY FANLARNING RIVOJLANISH ISTIQBOLLARI" КЕ8РиБЫКЛ 1ЬМ1У-ЛМЛЫУ ANJUMANI 2024-У1Ь 7-МЛУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ» В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
ОБУЧЕНИИ
*Сайдалиева Ф.Х, 2Низами Азизбекова М.Б
1Доцент кафедры «Математика и методика её преподавания» к.н.п ТГПУ им.Низами.,
2Магистр ТГПУ им https://doi.org/10.5281/zenodo.11116988
В курсе общей методики преподaвaния мaтемaтики рaссмaтривaются цели обучения мaтемaтике, aнaлизируется содержaние учебной программы и учебников, изучaются вопросы методики обучения учaщихся понятиям, теоремaм, докaзaтельствaм, решению зaдaч. При этом учитываются достижения бaзисных нaук: мaтемaтики, логики, теории познания, дидaктики, психологии и других. Знания, умения и нaвыки по общей методике составляют методический «инструментарий», с помощью которого строится методик изучения отдельных учебных курсов, рaзделов, тем, понятий и фaктов. Поэтому методик преподaвaния мaтемaтики определятся гак дисциплинa, которaя зaнимaется рaзрaботкой целей, содержaния, средств, форм и методов обучения мaтемaтике в учебных зaведениях рaзличных типов.
Ознaкомившись с содержaнием предметa у нaс с научным руководителем, возникли некоторые предложения по совершенствовaнию содержaнии прeдмeтa «Мeтoдикa прeпoдaвaния мaтeмaтики» в услoвиях мoдульнo-крeдитнoй системы oбучeния. Тaкие кaк:
Первую тему главы общaя методике «Вoпрoсы прeпoдaвaния мaтeмaтики в oбщeoбрaзoвaтeльных школах и академических лицеях» Мы предлагаем обогатить следующим образом:
Основная теоретическая часть (лекционные занятия)
I. Модуль. «Вопросы преподавания математики в общеобразовательных школах».
В содержании первой темы были даны следующие понятия такие как, история развития и становление математики, этапы развития как учебного предмета, ее цель, содержание. Связь математики с другими предметами. Предмет методики преподавания математики. Предмет методики преподавания математики, ее становление как науки, этапы развития как учебного предмета, ее цель, содержание. Связь методики преподавания математики с другими предметами.
К содержанию первой темы первого модуля мы с научным руковотителем предлогаем добавить историю становления и развития предмета «Методики преподавания математики». Добавить информации об ученных Узбекистана и России, которые внесли огромный вклад и развитие предмета. А так же добавить информацию о наших ученных для воспитание потреатизма у студентов. Такие ученные как Аюпов Ш.А, Мадиримов М.М, Толаганов Т.Р, Маневич Д.В, Карыниязов Т.Н, Отажанов Р.К которые долгие годы работал в ТГПИ имени Низами. Обогатив тему с используя презентацию и фотография ученных.
В рабочей программе четвертая тема «Методы научного исследования в обучении.Роль наблюдения и опыта(эксперимент) в обучении математике, метода анализа
"АЧЩ VA TABПY FANLARNING RIVOJLANISH ISTIQBOLLARI" КЕ8РиБЫКЛ 1ЬМ1У-ЛМЛЫУ ANJUMANI 2024-У1Ь 7-МЛУ
и синтеза в обучении математике. Методы сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификации в обучении математике.». В ней дается понятие такие как:
1.Наблюдением называется метод изучения, фиксирования свойств и отношений отдельных объектов и явлений окружающего мира, рассматриваемых в их естественных условиях, и в той естественной связи признаков объектов, в какой они существуют в самом объекте.
2.Сравнение - мысленное установление сходства и различие объектов изучения
Используя метод сравнения, необходимо иметь в виду следующие принципы
сравнения:
1.Сравнивать можно только такие объекты, которые имеют определенную связь друг с другом т.е. сравнение должно иметь смысл.
2. Сравнение должно проходить планомерно.
3. Сравнение по одним и тем же свойствам математических объектов, должно быть полным, доведенным до конца.
3. Анализ и синтез:
1. Анализ как путь (метод мышления) от целого к частям этого целого, а синтез - как путь (метод мышления) от частей к целому.
2. Анализ как прием мышления, при котором от следствия переходят к причине, породившей это следствие, а синтез как прием мышления, при котором от причины переходят к следствию, порожденному этой причиной.
3. Анализ (аналитический) как метод исследования, основу которого составляет количественное изучение свойств объекта, опирающееся на понятие числа и меры, а синтез (синтетический) как метод исследования, основу которого составляет изучение качественных свойств объекта.
Виды анализа:
Анализ типа «фильтр» - при таком анализе человек, решающий задачу, действует без всякой видимой системы; он просто наугад хаотически ищет способы решения данной задачи, пробует применить один способ за другим и отсеивает неоправдавшые себя пробы.
Анализ через синтез - это познание новых сторон, качеств и свойств изучаемых объектов путем включения этих объектов в систему связей и отношений, в которых эти новые свойства могут быть обнаружены.
4.Обобщение - процесс, при котором мысленно выявляют какое-нибудь свойство, принадлежащее множеству объектов и объединяющее эти объекты воедино.
5.Абстрагирование — это мысленное отвлечение от некоторых несущественных свойств изучаемого объекта и выявление существенных для данного исследования свойств.В самом деле, даже простое равенство способно ярко проиллюстрировать природу абстракции.
6.Конкретизация — это мыслительная деятельность, при которой односторонне фиксируется та или иная сторона объекта изучения, вне связи с другими сторонами. Конкретизация может выступать и как наглядная иллюстрация, и как подтверждение какого-либо абстрактного положения, и как приложение некоторого свойства в конкретных условиях.
7.Классификация — это общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп
"ANIQ VA TABIIY FANLARNING RIVOJLANISH ISTIQBOLLARI" RESPUBLIKAILMIY-AMALIY ANJUMANI 2024-YIL 7-MAY
(классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах.
Мы с научным руководителем предлагаем, добавить в содержание следующие понятие:
Ш.Модуль. «Методы обучения математики».
3.1. «Методы научного исследования в обучении
Роль наблюдения и опыта(эксперимент) в обучении математике, метода анализа и синтеза в обучении математике. Методы сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификации в обучении математике.»
Добавить в содержание информацию о наглядном использовании этих методов в преподавание математики в школах.
REFERENCES
1. Сайдалиева Ф.Х. Азизбекова М.Б. Маликов С.И. «История становления «Методики преподавания математики» и вклад ученных России и Узбекистана в её развитие.» «Fizika, atematika va тйогтайка». Тошкент 2022.
2. https://infourok.ru/metodika-obucheniya-matematike-v-sovremennoj-shkole-4122937.html
3. Алихонов С. Математика укитиш методикаси. Тошкент «Укитувчи» 2008 год.
4. Юнусова Д.И. Узлуксиз таълим тизими математика укитувчисини тайёрлашнинг назарий асослари. - Т.: Фан ва технология, 2008. - 160c.
5. Юнусова Д.И. Математика укитишнинг замонавий технологиялари. Дарслик. - Т.: Фан ва технология, 2011. - 160c.
6. Колягин Ю.М. Методика преподования математики в средней школе(общая методика),М.Просвещение 1980.
7. Лабораторные и пратические работы по методике преподавания математики: Учебное пособие для студентов физико-математических специальностей педагогических институтов/Под ред. Е.И. Лященко. -М.: Просвещение ,1988.
8. Сайдалиева Ф.Х. Выпускная работа на тему «Совершенствование методики преподавания модуля научно-исследовательские методы обучения математики на основе интерактивных методов»
9. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? - Ч. 1. - М.: Авангард, 1994.
10. Репьев В.В. Общая методика преподавания математики. Пособие для пединститутов. -М.: Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1958.
11. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. — М.: Педагогика, 1978.
12. Столяр A.A. Педагогика математики. - Минск: Вышейшая школа, 1986.
13. Ю. М. Колягин Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учеб, пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. институтов. М., «Просвещение», 1975г., В. А. Оганесян, В Я. Саннинский, Г. Л. Луканкин
14. E. А. Суховиенко, З. П. Самигуллина,С. А. Севостьянова, E. Н.Эрентраут. - «Теория и методика обучения математике: общая методика»:учебное пособие;Челябинск: Издательство «Образование», 2010.
15. Пономарев Я.А. - «Психология творчества и педагогика».- М.: Педагогика, 1976 - 53 стр.
"ANIQ VA TABIIY FANLARNING RIVOJLANISH ISTIQBOLLARI" RESPUBLIKAILMIY-AMALIY ANJUMANI 2024-YIL 7-MAY
16. C. И. Заир-бек,И.В. Муштавинская - «Развитие критического мышления на уроке» - 2-е издание, Москва: Просвещение, 2011 - 223 c.
17. Репьев В. В. Общая методика преподавания математики. М., 1958. 223с.
18. Рогановский Н. М. Методика преподавания математики в средней школе. Минск, 1990. 267c.
19. Бакирова А.Ю,. Сайдалиева Ф.Х. Методика преподавания математики. Ташкент 2008 г.
20. Сайдалиева Ф.Х. Абдувалиева Д.Н. Совершенствование методической подготовки учителей математики в контексте модернизации системы oбpaзoвaния.TDPU илмий ахборотлар/педагогика/2021№1.35-42
21. Сайдалиева Ф.Х. «Методика развития геометрических умений и навыков учащихся общеобразовательных школ».Ташкент,2016г.
22. Сайдалиева Ф.Х. Бакирова Н.Ю «Методика преподавания математики». Учебное пособие, Ташкент 2008г.
23. Сайдалиева Ф.Х. Мухамедова Г.Р. «Понятие, структура, характеристика развивающегося математического мышления и дидактические пути их развития у учащихся общеобразовательных школ» ^е scientific heritage №78(78) (2021) Vol4 Kossuth Lajos utca 84. Budapest.1204.Hungary. http://scientific-heritage.com.
24. Зильберберг, Н.И. Урок математики: подготовка и проведение [Текст]: кн. для учителя / Н.И. Зильберберг. - М.: Просвещение [и др.], 1996. - 176 c.