3. Podorozhnaya L. V. Theory and practice of advertising: studies. Benefit / L. V. Podorozhnaya. -Moscow: Publishing House " Omega-L ", 2011 . - 344 p.
4. Vedernikova A. V. Forming of advertising services : dis . ... Cand. ehkon. Sciences: 08.00.05 / Anna V. Vedernikova ; Ufa . Bashkir State. University., 2000 . - 182 p.
5. Smirnova L. A. The structure and management of the market advertising services : dis . ... Cand. ehkon. Sciences: 08.00.01 / Lyudmila Smirnova; St. Petersburg. St. Petersburg. State. University., 1999 . -152 p.
Серебренникова Екатерина Сергеевна -аспирант Уфимского института (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета (г. Уфа). Преподаватель экономических дисциплин Высшая школа народных искусств (Омский филиал) (г. Омск). Основные направления научной деятельности реклама, маркетинг. Общее количество опубликованных работ: 12. Е-mail:ekaterinass. [email protected]
УДК 65.9(2) 09
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА
Д. Г. Хаметов
Аннотация. В статье исследованы особенности формирования системы залоговых отношений в России и США. Проведен анализ преимуществ залогового кредитования. Существующая система регулирования залогового кредитования в Российской Федерации не предусматривает активной кредитной экспансии в реальном секторе экономики, так как данная система не позволяет эффективно использовать такой инструмент как залог движимого имущества, в частности, залог товаров в обороте. Показано, что динамичное развитие малого и среднего бизнеса возможно при модификации государством национальной законодательной системы, регламентирующей залоговые отношения.
Ключевые слова: залоговые отношения, государственное регулирование, малый бизнес, залоговое кредитование.
Введение
Малый бизнес является особым рыночным институтом, обеспечивающим решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Для успешного развития малого бизнеса в Российской Федерации необходимо благоприятствующее такому развитию государственное регулирование. Одним из важных аспектов регулирования,
существенно влияющих на финансово -экономическое состояние малых
предприятий, является государственная политика в сфере залоговых отношений, которая должна способствовать
формированию необходимых условий для доступности кредитных ресурсов. Однако действующая в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовая база регулирования и государственной поддержки малого предпринимательства не обеспечивает эффективного решения
проблем, в сфере залоговых отношений; в связи с этим возникает настоятельная потребность их изучения и выработки предложений по улучшению сложившейся ситуации.
Особенности залоговых отношений
Для создания эффективной системы залоговых отношений важным является изучения зарубежного опыта
государственного регулирования развития предпринимательства. Анализ опыта зарубежных стран в области государственного регулирования
предпринимательских структур может способствовать разработке комплекса мер, которые позволят создать эффективный механизм развития бизнеса в России. Создание нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности, в том числе в системе финансово-кредитной поддержки предпринимательства,
необходимо для устойчивого развития предпринимательских структур [3 с. 71, 74]. Движимое имущество широко используется в качестве залога в развитых странах,
например, такая развитая система сложилась в США, где около половины всех кредитов обеспечены залогом движимого имущества [4, с. 44].
Банки в России традиционно предпочитают брать в залог недвижимость как наиболее надёжный тип активов, который трудно повредить и невозможно продать без регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре). Принятие недвижимости в залог сопряжено с высокими затратами как времени, так и денег - наряду со значительными государственными пошлинами, которые стороны платят за регистрацию договора ипотеки (залога недвижимого имущества), они также несут высокие транзакционные издержки (трудозатраты специалистов предприятия и банковских работников, обусловленные длительным и трудоёмким оформлением сделки, необходимость ожидания
регистрации сделки в Росреестре в течение, как правило, 14 дней).
Оборудование и транспорт являются желаемым залогом для банков, но, как правило, новые машины и оборудования покупаются в кредит, а банки в России крайне неохотно берут в залог уже заложенное имущество, становясь, таким образом, кредиторами последней очереди. В США такое кредитование широко развито: банки кредитуют под залог оплаченной части стоимости объекта залога (англ. - equity), банки, являющиеся кредиторами последней очереди, предлагают кредиты по более высоким ставкам, чтобы компенсировать кредитный риск. Следует отметить, что многие российские предприятия используют старую и изношенную технику, которая не представляет залоговой ценности для банков. Имущество, которое предприятия малого бизнеса могут и желают предоставить в качестве залога по кредитам, в абсолютном большинстве случаев включает в себя товары в обороте: сырьё и материалы или готовую продукцию. Как правило, в структуре собственности большинства предприятий малого и среднего бизнеса, такое имущество представляет собой наиболее значительную часть.
В России банки предпочитают брать в залог имущество, обладающее точными характеристиками, которые можно прописать в договоре залога - недвижимость и транспортные средства. Иногда это происходит в ущерб ликвидности залога и банки часто отказываются принять в залог по-настоящему ликвидные активы (в силу их сущности и назначения - постоянное
использование в процессе производства и/или перепродажа) - товары в обороте, в наибольшей оборачиваемости которых заинтересован любой предприниматель. Банки в США используют другой подход. Спаногл ^рапод!е) отмечает, что «банки на Среднем Западе США считают, что скот является лучшим залогом, чем недвижимое имущество фермы» [6, с. 1]. Он продолжает: «скот может быть продан в течение от трёх до семи дней за 95 % от его рыночной цены; в то время как банк может ждать в течение нескольких месяцев, чтобы найти подходящего покупателя на недвижимое имущество фермы, и цена будет зависеть от количества потенциальных покупателей». Спаногл также отмечает, что «исследования Всемирного Банка показали, что капитал нации (страны) может возрасти на 60 %, если коммерчески эффективная система финансирования, которая позволяет использовать движимое имущество и нематериальные активы в качестве залога по кредитам для бизнеса, будет принята и разработана».
Причины, обусловливающие нежелание российских банков и других финансовых организаций выдавать кредиты под залог движимого имущества, следующие: во-первых, отсутствие реестра регистрации обременений на движимое имущество. В России существует только Единый государственный реестр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). При принятии в залог движимых активов кредиторы в большинстве случаев могут руководствоваться только
информацией, полученной от заемщика, и не застрахованы от мошеннических действий с его стороны. Во-вторых, система приоритета требований при банкротстве построена по принципу первоочередного удовлетворения за счёт имущества должника определённых категорий требований [2, ст. 64]. Так, приоритетом пользуются требования налоговых органов или требования работников о взыскании задолженности по оплате труда, остальные кредиторы фактически разделяются на тех, кто обеспечен зарегистрированным залогом недвижимости, и тех, кто может претендовать на удовлетворение требований из оставшегося имущества должника. В законодательстве и практике стран с развитой юридической системой приоритет каждого кредитора, зарегистрировавшего свой залоговый интерес в движимом или недвижимом активе должника, чётко
определён. В-третьих, для российского законодательства характерно требование специфического описания предмета залога, даже в случае залога товаров в обороте кредитор имеет большие шансы выиграть судебный процесс о взыскании залога в случае, если предмет залога был определён в договоре максимально подробно [1, ст. 47]. Таким образом, если в залоге находилась мука, хранящаяся на складе А, кредитор не сможет обратить взыскание на сахар, хранящийся у должника на складе Б. В-четвёртых, российское законодательство содержит норму, позволяющую обращать взыскание на плоды, продукцию и доход, полученные от использования залогодателем предмета залога [2, ст. 340] но эта норма является ограниченной первым
использованием предмета залога, в то время как законодательство США позволяет залоговому интересу продолжаться в течение неопределённого периода или
неопределённого количества «превращений» (использований) предмета залога [5, с. 33]. В-пятых, для взыскания заложенного имущества российские кредиторы вынуждены проходить относительно долгую процедуру судебного взыскания, тогда как в США существует система «самопомощи» при взыскании залога [7, ст. 9-609].
Подобные проблемы характерны для многих развивающихся экономик с неразвитой законодательной системой. Флейсиг (Fleisig) приводит пример Уругвая, где залоговые отношения во многом сходны с российской системой залоговых отношений [4, с. 45].
Влияние системы регулирования залоговых отношений на развитие малого бизнеса. Одним из важных аспектов регулирования, существенно влияющих на состояние малых предприятий, является государственная политика в сфере залоговых отношений. Малый бизнес - основа экономики современного государства. Законодательством большинства развитых стран малое предпринимательство определено в качестве особого субъекта государственного регулирования. При этом «любая предпринимательская деятельность
функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства...» [3, с. 62].
Государство может управлять развитием малого предпринимательства с помощью совокупности методов. Наиболее очевидный
эффект имеют прямые разрешения или запреты, например, разрешение вести бухгалтерский учёт в упрощённой форме или применять специальные налоговые режимы, или запрещение продажи определённой продукции на торговой площади, не соответствующей установленным требованиям. Также частью государственного регулирования является создание учреждений,
способствующих появлению и развитию предприятий малого бизнеса - бизнес-инкубаторов, фондов поддержки
предпринимательства, оказывающих
консультационную и финансовую поддержку. Финансовые меры поддержки, такие как субсидии, государственные закупки, компенсация части процентной ставки по кредитам определённым предприятиям, например сельскохозяйственным
производителям, имеют огромное значение именно для успешного развития, «укрепления» предприятий малого бизнеса. Тем не менее, субсидии и компенсация части процентных расходов предприятия носят зачастую разовый характер и предназначаются не для всех. Создание благоприятной для развития предпринимательства правовой системы в государстве может стать универсальным решением для развития малого бизнеса всех отраслей.
Однако действующая система залоговых правоотношений не позволяет малым предприятиям получать достаточные для динамичного развития «дешёвые» кредитные ресурсы. Малый бизнес сталкивается с тем, что банки могут предложить только очень ограниченную сумму кредита или устанавливают высокие ставки. В России, как и зарубежом, существует зависимость развития малого бизнеса от государственного регулирования в сфере залоговых отношений.
Большинство предприятий малого бизнеса в мире сталкиваются с запросом банка о предоставлении залога. Требование кредиторов о предоставлении залога характерно как для развивающихся, так и для развитых экономик. В исследовании Всемирного Банка (Fleisig) приводятся данные, что в странах с низко - и среднедоходной экономикой от 70 до 80 % фирм, обращающихся за кредитом, сталкиваются с требованием предоставить тот или иной залог. В высокодоходных экономиках, таких как США, 45 % всех коммерческих и промышленных кредитов, выданных банками, и около 90 % кредитов суммой менее 100 000 долларов используют залог в качестве обеспечения [6, с. 1].
Кредиты, обеспеченные залогом, являются желаемыми как для банков, так и для заемщиков. Банки получают дополнительную гарантию возврата кредита в виде возможного дохода от реализации залога (при условии эффективного обращения взыскания на предмет залога), а также возможность несколько снизить временные и трудовые затраты на изучение бизнеса заемщика. При беззалоговом кредитовании единственным источником уверенности банка в возврате кредита является благополучное финансовое положение заемщика, которое необходимо детально изучить. Преимущества залогового кредитования для заёмщиков включают в себя: большая сумма кредита к выдаче, чем в случае беззалогового кредита; более низкие процентные ставки; большие сроки кредитования. Также наличие залога играет существенную роль в процессе принятия решений банками - многие заёмщики не получают кредит вообще из-за отсутствия залога, желаемого банком.
В странах с неразвитой системой залоговых правоотношений субъекты малого и среднего бизнеса, в отличие от крупных предприятий, как правило, располагающих определённым недвижимым имуществом, не пользуются большинством преимуществ залогового кредитования в силу того, что их движимые активы не могут служить в качестве залога или не рассматриваются кредиторами как качественное обеспечение кредита.
Заключение
Таким образом, существующая система регулирования залогового кредитования в Российской Федерации, не предусматривает активной кредитной экспансии в реальном секторе экономики, и, как следствие, динамичного и устойчивого развития бизнеса в стране, так как данная система не позволяет эффективно использовать такой инструмент как залог движимого имущества, в частности, залог товаров в обороте. Государство, которое заинтересовано в динамичном развитии малого и среднего бизнеса, может управлять его развитием, создавая благоприятные условия для банков, кредитующих малые предприятия, путём модификации национальной законодательной системы, регламентирующей залоговые отношения. За основу могут быть взяты системы залоговых отношений, применяемые в одной или нескольких странах с развитыми экономикой и юридической системой.
Библиографический список
1. Федеральный Закон «О Залоге» No. 2872-1 от 29 Мая 1992. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. consultant. ru/online/base /?req=doc;base=LAW;n=122877 (Дата обращения: 15.10.2013).
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации No. 51-ФЗ от 30 Ноября 1994. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=140475;dst=4294967295;rnd=0.79416443780 06458;from=122953-34 (Дата обращения: 12.10.2013).
3. Хаирова, С. М. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / С. М. Хаирова, И. С. Метелев, Б. Г. Хаиров - Омск.: ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 258 с.
4. Fleisig, H. Secured Transactions: The Power of Collateral // Finance and Development. - June, 1996, С. 44 - 46 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. imf. org/ external/ pubs/ft/ fandd/1996/ 06/pdf/fleisig.pdf (Дата обращения: 14.10.2013).
5. Fleisig, H., Safavian, M. and de la Pena, N. Reforming Collateral Laws to Expand Access to Finance. 2006. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ceal.org/lADB.asp (Дата обращения: 15.10.2013).
6. Spanogle, J. A. The Financing of Small Businesses: A Functional Analysis of Three Legal Models // The George Washington University Law School. Public Law and Legal Theory Working Paper No. 412. Legal Studies Research Paper No. 412. -2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1 144848 (Дата обращения: 12.10.2013).
7. Uniform Commercial Code. Revised Version. Article 9 - Secured Transactions. 2001. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.law.cornell.edu/ucc/9/article9.htm#s9-609 (Дата обращения: 15.10.2013).
IMPROVING THE SYSTEM OF PLEDGING RELATIONS AS AN INSTRUMENT OF
GOVERNMENTAL REGULATION OF SMALL BUSINESS' DEVELOPMENT
D. G. Khametov
Abstract. The article dwells on the investigations of peculiarities of forming the system of pledging relations in Russia and the USA. The analysis of advantages of pledging crediting was conducted. The existing system of regulation of pledging crediting in Russia doesn't envisage the active credit expansion in the real sector of the economy, because this system doesn't allow using effectively such instrument as the pledge of movable property, particularly the pledge of goods in rotation. It is shown that dynamic development of small and medium business is possible under modification by the government of national legislative system, regulating pledging relations.
Keywords: pledging relations, governmental regulation, small business, pledging crediting.
Bibliographic list
1. Federal law «On Pledge» No. 2872-1 from 29 May 1992. - [Electronic resource]. - Available at: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=L AW;n=122877 (Retrieved: 15.10.2013).
2. Civil Code of the Russian Federation No. 51-FZ from 30 November 1994. - [Electronic resource]. -Available at: http: // base. consultant. ru/cons/cgi / online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140475;dst=429496 7295;rnd=0.7941644378006458;from=122953-34 (Retrieved: 12.10.2013).
3. Khairova S. M., Metelev I. S., Khairov B. G. The Organization of Entrepreneurial Activity: the tutorial -Omsk: ООО «Omskblankizdat», 2012. - 258 p.
4. Fleisig, H. Secured Transactions: The Power of Collateral // Finance and Development. - June, 1996, p. 44 - 46 - [Electronic resource]. - Available at: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/1996/06/pdf/f leisig.pdf (Retrieved: 14.10.2013).
5. Fleisig, H., Safavian, M. and de la Pena, N. Reforming Collateral Laws to Expand Access to
Finance. 2006. - [Electronic resource]. - Available at: http://www.ceal.org/IADB.asp (Retrieved: 15.10.2013).
6. Spanogle, J.A. The Financing of Small Businesses: A Functional Analysis of Three Legal Models // The George Washington University Law School. Public Law and Legal Theory Working Paper No. 412. Legal Studies Research Paper No. 412. -2008. - [Electronic resource]. - Available at: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1 144848 (Retrieved: 12.10.2013).
7. Uniform Commercial Code. Revised Version. Article 9 - Secured Transactions. 2001. - [Electronic resource]. - Available at: http: // www. law. cornell. edu/ucc / 9/ article9.htm# s 9-609 (Retrieved: 15.10.2013).
Хаметов Денис Гайсович - аспирант кафедры «Управление качеством и сервис» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ) г. Омск. Основные направления научной деятельности: экономика организации, экономика малого и среднего бизнеса, экономика и юриспруденция. Общее количество опубликованных работ: 1. e-mail: denis. khametov@gmail. com