Научная статья на тему 'Совершенствование системы высшего образования в интересах обеспечения национальной безопасности РФ'

Совершенствование системы высшего образования в интересах обеспечения национальной безопасности РФ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
298
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБЪЕКТА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бурлов Вячеслав Георгиевич, Гомазов Федор Андреевич, Пеннер Яна Андреевна

В статье описывается вариант развития системы высшего образования в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Данная система основана на применении трехуровнего подхода к высшему образованию. В рамках этого подхода используются методологический, методический и технологический уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бурлов Вячеслав Георгиевич, Гомазов Федор Андреевич, Пеннер Яна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы высшего образования в интересах обеспечения национальной безопасности РФ»

УДК:658.386.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

В.Г. Бурлов1, Ф.А. Гомазов2, Я.А. Пеннер3

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого, 195251, , Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29

В статье описывается вариант развития системы высшего образования в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Данная система основана на применении трехуровнего подхода к высшему образованию. В рамках этого подхода используются методологический, методический и технологический уровни.

Ключевые слова - высшее образование, закон сохранения целостности объекта, национальная безопасность, методология, методы, технология.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE INTERESTS OF SECURING THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Burlov, V. G., F. A. Gomozov, J. A. Penner

St. Petersburg Polytechnic University, 195251, Saint Petersburg, Politekhnicheskaya st., 29

The article describes a variant of the development of the higher education system in the interests of ensuring the national security of the Russian Federation. This system is based on applying a three-level approach to higher education. This approach uses the methodological, methodological and technological levels.

Keywords - higher education, the law of preservation of the integrity of the object, national security, methodology, methods, technology.

Система высшего образования в Российской Федерации в настоящий момент не отвечает мировым стандартам. Данный факт был, не раз, упомянут Президентом РФ В.В. Путиным. В рамках ликвидации отставания РФ по направлению образования, в статье описана концепция управления высшим образованием в интересах национальной безопасности. [1] Существуют следующие основные проблемы. Проблема отсутствия связи между высшим образованием и производственной сферой. Данная проблема приводит к выпуску недостаточно квалифицированных кадров в своих областях, что негативно влияет на национальную безопасность страны в целом. Следующей проблемой является то, что преподаваемые дисциплины в системе высшего образования не дают студенту цельной картины облика специалиста в своей области.

Данная статья рассматривает концепцию построения системы высшего образования на основе закона сохранения целостности объекта. [2]

Общая характеристика проведенной работы.

Предназначение концепции - поиск и обоснование условий гарантированного, устойчивого управления системой высшего образования на основе использования естественнонаучного подхода.

Естественнонаучность похода определяется интеграцией свойств Мышления человека, окружающего Мира и Познания.

Мотивация разработки. Людские ресурсы, реальный сектор экономики, уровень образования и другие показатели сложной системы не соответствуют целям управления. А результаты принимаемых решений не оправдывают ожидания руководителей.

Цель - выбрать и обосновать условия гарантированного управления устойчивым развитием системы высшего образования.

Трудности, возникающие при достижении цели, определяются:

1. Методологическим аспектом - получение условий существования процесса высшего образования.

2. Методическим аспектом - разработки метода, который обеспечит условия перевода объекта управления (студента) из настоящего состояния в требуемое.

1 Вячеслав Георгиевич Бурлов (научный руководитель) доктор технических наук, профессор, тел.: +7 911 100 41 01, e-mail: burlovvg@mail.ru;

2Федор Андреевич Гомазов -fспирант, тел.: +7 981 108 36 22, e-mail: _fgomazov@gmail.com;

3Яна Андреевна Пеннер - студент 4 курса, тел.: +7 931 363 24 46, e-mail: yanapenner96@gmail.com

3. Технологическим аспектом - условия реализации процесса перевода объекта управления из настоящего состояния в требуемое. Данный аспект выражается в квалификации сотрудника по окончании вуза.

Содержание естественнонаучного подхода к выработке концепции управления.

Неудовлетворительный результат управления обоснован противоречивыми выводами.

1. Для исключения противоречивых выводов следует использовать аксиоматический метод.

2. Аксиоматический метод предполагает существование следующих элементов: основные допущения и предположения, обычно выражающихся в базовых принципах и базовые понятия, ключевые слова, аксиомы, правила вывода и теоремы.

3. В процессе образовательной деятельности участвуют: человек и его сознание, окружающий мир как объект и нечто, что дано природой и позволяет осуществлять познание (Всеобщая связь явлений).

Трёхуровневость данной концепции отражается в трёх основных принципах.

1. Принцип трёхкомпонентности познания.

- Компонент А. Абстрактное представление (Условие существования процес-са).(Методология.))

- Компонент В. Абстрактно-конкретное представление (Причинно-следственные связи. (Методы)

- Компонент С. Конкретное представление (Технологии. Алгоритмы.)

2. Принцип целостности Мира.

Реализуется законом сохранения целостности объекта. Закон сохранения целостности объекта есть устойчивая объективная повторяющаяся связь свойств объекта и свойств действия при фиксированном предназначении.

3. Принцип познаваемости Мира.

Реализуется тремя методами: декомпозиция, абстрагирование и агрегирование.

Особенность познания и осознания окружающей действительности показана на рисунке 1.

В процессе мыслительной деятельности человек постоянно обращается ко всем трем уровням познания. Существующий в голове человека «таракан», как «плод воображения» должен превратиться в реальность - «автомобиль». В случае, если этого не происходит -человек утрачивает адекватную картину реальности и не способен исполнить свое предназначение. В ходе подобной деятельности происходит процесс трансформации модели поведения человека в адекватную существующей реальности модель.

Абстрактное мышление

Абстрактно-конкретное мышлением

Рисунок 1 - Принцип трехкомпонентности познания

В связи с изложенным правильно построенная концепция имеет три компонента:

- методология;

- методы;

- технология. [3,4]

В настоящее время, в системе высшего образования методологию рассматривают как некоторую совокупность вербальных моделей, а на практике мы получаем пирамиду «с разомкнутой вершиной» и образование «сквозняка знаний» в этой своеобразной аэродинамической трубе, которая не позволяет получить адекватные результаты. Отсутствие единой методологии приводит к понижению качества специалистов и производительности труда в целом. Такая ситуация приводит к подрыву экономической, а вместе с тем и национальной безопасности. Подобная ситуация показана на рисунке 2.

Методология

Методы

Алгоритмы (технологии)

Рисунок 2 - Методология как совокупность вербальных моделей

В рамках данной статьи используется представление системы на основе закона сохранения целостности объекта. Данное представление процесса аргументированной, достаточно объективной разработки облика системы и способов применения позволяет рассматривать его как некоторую совокупность упорядоченных элементов, расположенных "под по-

верхностью конуса". Образующие конуса "описываются" уравнением синтеза облика и способов применения системы и определяют направления конкретизации закона сохранения целостности уравнения синтеза, (рис. 3)

Рисунок 3 - Концепция методологии на основе закона сохранения целостности

Субъектом образовательной деятельности является студент высшего учебного заведения. Процесс познания студентом свойств окружающего мира и есть процесс образования. В связи с этим, возникает необходимость планирования системы высшего образования с заранее заданным показателем реализации.[6] Использование подобной концепции позволяет решить данную задачу и обеспечить единый

подход к получению качественных кадров для производства.

В процессе познания действительность предъявляет требования к разработчику, создателю какого-то объекта, необходимые для решения актуальной задачи. [5] Разработчик ставит цель на разработку, степень достижения которой определяется эффективностью применения системы. Мерой соответствия системы своему предназначению является показатель эффективности применения разрабатываемой системы. Как раз условие замыкания «модели объекта» и «модели действия» этого объекта через предназначение определяет критерий правильно построенной системы. (Критерий целостности системы). В ходе разработки концепции, данная модель была применена к системе высшего образования. Эффективное высшее образование позволяет получить квалифицированные кадры в различных областях, что существенно влияет на национальную безопасность. Показателем эффективности системы высшего образования является количество трудоустроенных по специальности студентов. Для получения качественного образования студент должен познать суть своей специальности. На рисунке 4 отражено развертывание содержания понятия «познание».

Рисунок 4 - Структурная схема развёртывания содержания понятия «Познание»

При рассмотрении объективной реальности, необходимо также рассматривать три основных уровня. На рисунке 5 показана схема связи базовых качеств объективной реальности.

На данной схеме показано, что качества «объект» и «движение» связаны между собой через качество «мироустройство», которое характеризует всеобщую связь явлений. В настоящее время рассматриваются в основном «объект» и «движение», а третье качество объективной реальности не рассматривают, воспринимая его как само собой разумеющееся.[7] Поэтому, если мы не определим качество «ми-

роустройство», то не сможем адекватно моделировать действительность. На схеме развёрнуто содержание понятия объективная реальность через соответствующие качества Мира.

Качества 1 уровня задают внутренне присущую определённость объективной реальности. Качества 2 уровня задают условия, обеспечивающие целостную совокупность свойств, определяющих причинно-следственные связи объективной реальности. Качества 3 уровня формируют целостную совокупность свойств, определяющих модельную интерпретацию объективной реальности.

Рисунок 5 - Структурная схема связи базовых качеств объективной реальности

При проведении системного моделирования центральное место занимают методы декомпозиции и агрегирования. Это основные методы познания и осознания окружающей действительности.^]

Декомпозиция - это такой научный метод, при котором исследование системы (модели) в целом заменяется исследованием отдельных её подсистем (подмоделей), проводимым с учётом их взаимного влияния друг на друга, и по возможности полным отражением при этом целостных свойств системы.

Агрегирование - это такой научный метод, при котором множество элементов (подсистем) модели (системы) заменяются элементами, называемыми агрегатами, на которых и строится агрегированная модель, имеющая существенно меньшую размерность, чем исходная, но достаточно хорошо отражающая свойства системы в главном.

Любой процесс обучения направлен на развитие двух данных методов. Интеллект че-

ловека определяется степенью владения данными методами. Данная ситуация показана на рисунке 6.

Умение студентов грамотно применять данные методы позволяет повысить качество образования, что в совмещении с единой методологией позволяет ликвидировать существующее отставание. [8]

Целью процесса научной деятельности является поиск истины. На рисунке 7 - часть схемы «Познание» - это сущность подготовки специалиста. Другая часть схемы («Осознание») - это сущность деятельности специалиста в народном хозяйстве. Осознать - полностью довести до своего сознания, понять. Пересечение двух частей - это блок «Истина». Часть схемы «Истина» - определяет содержание фундаментальной подготовки специалиста. Большая степень фундаментальности подготовки позволяет специалисту самостоятельно осуществлять большее количество переводов «умолчаний» в «оглашения». [9]

Рисунок 6 - Диаграмма динамики проявления методов декомпозиции и агрегирования

Рисунок 7 - Структурная схема поиска «истины»

Использование концепции описанной в данной работе позволяет ликвидировать основную проблему высшего образования, такую как несоответствие ожиданий от выпущенного специалиста в своей области с реальными знаниями данного специалиста.[10] Это обосновано применением закона сохранения целостности объекта. Так же подобная концепция направлена на развитие методов абстрагирования и агрегирования, что позволяет получить качественного специалиста.

Понятие «Национальная безопасность» трактуется как состояние защищённости государства от внутренних и внешних угроз.[11] А воспитание и обучение достойной смены, способной противостоять любым угрозам национальной безопасность это есть одна из основных функций высшего образования.

Литература

1. Бурлов В.Г., Магулян Г.Г., Матвеев А.В. Общий подход к моделированию систем обеспечения безопасности. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2011. Т. 5. № 133. С. 73-76.

2. Бурлов В.Г. Закон сохранения целостности объекта - методологическая основа решения задач информационной войны и обеспечения безопасности. Нейрокомпьютеры и их применение Тезисы докладов. 2017. С. 261-263.

3. Бурлов В.Г. Основы моделирования социально-экономических и политических процессов. Часть1. (Методология. Методы.). С-Пб. НП «Стратегия будущего», 2007. -287с.

4. Бурлов В.Г. Основы моделирования социально-

экономических и политических процессов. Часть 2. (Модели. Технологии.). С-Пб. НП «Стратегия будущего», 2007. -278с.

5. Istomin E.P., Abramov V.M., Fokicheva A.A., Sokolov A.G., Burlov V.G. New approach to the assessment of geohazard in the management of the territories. International Multidisciplinary Scientific GeoCon-ference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 17, Informatics, Geoinformatics and Remote Sensing. 2017. С. 1005-1012.

6. Бурлов В. Г., Гробицкий А.М., Гробицкая А.М. (2016). Управление строительным производством с учетом показателя успешного выполнения производственного задания Инженерно- Строительный журнал №. 3. с. 77-91. doi: 10.5862/MCE.63.5

7. Burlov V., Lepеshkin O. Modeling the process for controlling a road traffic safety system based on potentially active elements of space and time. Transportation Research Procedia 2017. С. 94-96.

8. Burlov V., Grachev M. Development of a mathematical model of traffic safety management with account for opportunities of web technologies Transportation Research Procedia 2017. С. 97-105.

9. Бурлов В. Г., Волков В.Ф. (1994) Применение метода последовательных экспертных Переоценок в задачах управления разработкой крупномасштабных потенциально опасных систем Электронное Моделирование. Том 12. №. 1. с 110-115.

10. Бурлов В.Г., Грачев М.И., Примакин А.И. Многоуровневый подход в подготовке и переподготовке кадров в сфере безопасности информационных технологий. Региональная информатика и информационная безопасность сборник научных трудов. Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2017. С. 185-189.

11. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федераци

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.