Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления персоналом в здравоохранении'

Совершенствование системы управления персоналом в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова А.И.

Вопросы организации труда в здравоохранении стали приобретать все большую активность в последнее десятилетие, что связано с новой ориентацией экономики нашей страны на развитие рынка и рыночных отношений. Это потребовало децентрализации государственной власти на уровне территорий и реформы управления отраслей, в том числе и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления персоналом в здравоохранении»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

© Иванова А.И.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Вопросы организации труда в здравоохранении стали приобретать все большую активность в последнее десятилетие, что связано с новой ориентацией экономики нашей страны на развитие рынка и рыночных отношений. Эго потребовало децентрализации государственной власти на уровне территорий и реформы управления отраслей, в том числе и здравоохранения.

Эти процессы существенно меняют роль руководителей, обусловливая рост их самостоятельности в решении вопросов функционирования и развития управляемых объектов. При этом одновременно возрастает ответственность руководства за достижение поставленных задач. В связи с этим для руководителей предприятий и учреждений, в том числе и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), актуальной становится задача смены роли организатора, которая была типична в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

Это в свою очередь требует подготовки кадров здравоохранения не только обладающих профессиональными медицинскими знаниями, но и компетентных в вопросах управления.

Элементы управления используются каждым человеком при осуществлении им любой деятельности. Человек ставит перед собой цели и задачи, составляет личные планы, организует их выполнение, контролирует свою работу и вносит необходимые изменения, принимает решения. Однако во всей полноте управленческая деятельность проявляется при совместном выполнении какой-либо работы группой людей (персоналом).

Цель работы. Выполнить анализ системы управления персоналом и выработать рекомендации по ее совершенствованию.

В менеджменте существуют общие принципы, научные подходы, характерные для управления в любой сфере человеческой деятельности.

Однако управление персоналом в медицинской сфере имеет свои специфические особенности, обусловленные влиянием следующих факторов.

1. Медицинские работники выполняют очень ответственную миссию, заняты жизненно важными социально значимыми проблемами спасения жизни и сохранения здоровья людей. В этих условиях значимость правильного управленческого решения и цена ошибки очень высоки.

Магистрант кафедры Экономики труда и социальных отношений.

62 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

2. В процессе работы врачи и медсестры вступают в активное профессиональное общение друг с другом, с больными и их родственниками, осуществляют взаимодействие со специалистами других, немедицинских секторов системы охраны здоровья населения (Госсанэпиднадзор, полиция, служба спасения, транспорт, коммунальные службы и т.д.).

3 Медицинский работник, и в особенности руководитель, в процессе профессиональной межличностной коммуникации должен учесть различия в воспитании, интеллектуальном и культурном уровне человека, возрастные, половые, этнические, религиозные особенности личности, найти и обеспечить верный психологический контакт.

4. Усложнение и технологизация, информационная насыщенность, ме-дикализация здравоохранения требуют от руководителей систематического повышения как медицинской, так и управленческой квалификации.

5. Успехи генетики, трансплантологии, угрожающее развитие вирусных заболеваний ставят перед медицинскими работниками множество новых и сложных морально-этических и социально-психологических проблем, что также влияет на выработку управленческих решений.

6. Социальная напряженность в обществе, несомненно, проявляется и в коллективах лечебно-профилактических учреждений. Причиной, поддерживающей в коллективах психологическую напряженность, могут быть низкий уровень оплаты труда, не соответствующий степени значимости и интенсивности труда медицинских работников, риск профессиональной вредности (заражение вирусным гепатитом, ВИЧ-инфицирование и др.), недостаточный престиж и низкая социальная защищенность профессии медсестры, другие экономические, организационно-управленческие и социальнопсихологические факторы.

Итак, основной проблемой в управлении потребность в нововведениях и своевременных информационных потоках. В этой связи предлагается автоматизировать систему управления в больнице.

Компьютерные технологии должны служить инструментом для исследования тенденций в здоровье пациентов и основой для принятия обоснованных управленческих решений.

Автоматизированные системы комплексных профилактических осмотров предназначены для дифференциации контингентов на группы с различным уровнем здоровья, выявление скрытой патологии и оценку динамики изменений (в том числе под влиянием лечебно-оздоровительных мероприятий) в течение всей жизни в рамках континуума переходных состояний здоровья.

Информационные системы на всех уровнях оказания лечебно-профилактической помощи должны включать функционально, а по возможности, и технологически связанные компьютерные системы.

Решение задач информатизации управления тесно связано с целями и задачами информатизации деятельности на уровне медицинских учрежде-

Экономика труда и управление персоналом

63

ний, обеспечивающих формирование всех видов информации за счет ведения историй болезни (других медицинских карт пациентов) или обработки на первом этапе первичных документов.

Информация баз данных (в том числе персонифицированные данные) должна передаваться с нижних уровней на верхние в необходимом (усеченном) объеме, подвергаясь предварительно соответствующей статистической обработке.

На уровне первичных пользователей (врачи, медицинские сестры) должны функционировать проблемно-ориентированные системы, являющиеся автоматизированными рабочими местами и позволяющие обрабатывать данные осмотров и специальных функциональных и лабораторных исследований.

В соответствии с предыдущим разделом, выделились три основных вида медицинских информационных систем (МИС).

1. ГИС - госпитальные информационные системы, аккумулирующие и представляющие для принятия решений все данные, генерируемые человеком, и данные, полученные из двух других видов ИС.

2. ЛИС - лабораторные информационные системы, непосредственно связанные с автоматическими анализаторами, и предназначенные для сбора и хранения результатов лабораторных тестов.

3. РИС - радиологические информационные системы - системы, обеспечивающие сбор, хранение и передачу всех данных, получаемых в процессах визуализации (рентген, КТ, МРТ, микроскопия и т.д.).

Электронная история болезни должна интегрировать данные из всех этих систем. В то же время, на самых первых стадиях разработки ЭИБ необходимо решить, какие из трех видов ИС целесообразно реализовывать в электронном виде. ЛИС и РИС-системы, рассчитанные обычно на промышленный масштаб пользователя, весьма дорогие, и их использование при незначительных потоках соответствующих данных может быть экономически нецелесообразно.

Внедрение ЭИБ - процесс длительный, как в силу своих масштабов, так и в силу различного уровня подготовки пользователей и их неизбежного психологического сопротивления. Кроме того, уже в ходе внедрения ЭИБ в технологии лечебно-диагностического процесса будут происходить различные изменения, которые будет необходимо отразить в ЭИБ. Поэтому практически невозможно избежать ситуации, когда разные компоненты внедряемой ГИС будут находиться на разных стадиях своего жизненного цикла. Из этого можно сделать два важных вывода:

- для разработки и внедрения ЭИБ необходима технология, охватывающая все стадии жизненного цикла ИС, от аналитического обследования до регулярной эксплуатации и развития;

- технология должна допускать эволюционное развитие системы.

Увеличение производительности работы основного ПО. Это требование

совершенно логично. Самые востребованные функции клиент должен вы-

64 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

поднять с самой высокой производительностью. За счет этого происходит экономия времени работы с компьютером, повышение эффективности использования системы и т.д. Только с этой целью основное клиентское ПО может обращаться к серверу БД напрямую.

Увеличение гибкости системы. Не секрет, что адаптация ИС к нуждам конкретного лечебного учреждения требует зачастую участия разработчиков самой системы. ПО сервера и клиента заказчик закупает и устанавливает сам. При инсталляции системы устанавливается основное ПО (которое изменить может только разработчик системы), вспомогательное ПО и детальное описание интерфейса системы - вызовов библиотек, стандартных функций системы по поиску данных, доступу к историям болезни и т.д. Если заказчика не устраивает функциональность системы или ему требуются дополнительные возможности, не предусмотренные разработчиком, он может либо заказать такое ПО у разработчика системы. Оно будет выполнено в виде дополнительного приложения и не потребует переустановки или настройки основного ПО, либо разработать его самому.

Можно выделить следующие основные особенности организации здравоохранения, которые требуют особых, по сравнению с другими отраслями национального хозяйства, подходов, знаний и навыков, дополняющих основополагающие и единые для всех отраслей принципы управления.

1. Цели учреждений здравоохранения существенно отличаются от целей любой другой отрасли. Дело не только в том, что они сложнее, но и в том, что измерить результаты очень трудно. Ведь в отличие, например, от промышленности возможность применения количественных показателей ограничена.

2. В отличие от типичных бизнес-организаций, в учреждениях здравоохранения руководителям доступна меньшая степень контроля над деятельностью, по крайней мере части своих сотрудников, так как и врачам, и корпусу медицинских сестер свойственна доля автономности.

3. Отличительной чертой организации здравоохранения с кадровой точки зрения является высочайшая специализация медицинских кадров и в то же время взаимосвязь различных профессиональных групп. Это не только требует коллективного выполнения стоящих перед организацией задач, но и создает дополнительные трудности и стрессовые ситуации, которые руководству медицинских организаций приходится преодолевать.

В настоящее время ощущается недостаток профессиональных кадров, имеющих специальные знания по управлению. Это относится к руководству и управлению на всех уровнях, в том числе и на уровне сестринского звена.

Основной проблемой в управлении потребность в нововведениях и своевременных информационных потоках.

Компьютерные технологии должны служить инструментом для исследования тенденций в здоровье пациентов и основой для принятия обоснованных управленческих решений.

Экономика труда и управление персоналом

65

Автоматизированные системы комплексных профилактических осмотров предназначены для дифференциации контингентов на группы с различным уровнем здоровья, выявление скрытой патологии и оценку динамики изменений (в том числе под влиянием лечебно-оздоровительных мероприятий) в течение всей жизни в рамках континуума переходных состояний здоровья.

Список литературы:

1. Бурганова Л.А. Теория управления. - М.: Инфра-М, 2009.

2. Галкин В.В. Медицинский бизнес. - М.: КНОРУС, 2010. - 272 с.

3. Гусева И. Менеджмент и контроллинг в системе управления предприятием. - М., 2009.

4. Дорошенко Г.В., Литвинова Н.И., Пронина Н.А. Менеджмент в здравоохранении: учеб. пос. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2010. - 160 с.

5. Друкер П.Ф. О профессии менеджера. [ред. и предисл. Н. Стоун; пер. с англ. О.И. Медведь]. - М.: Вильямс, 2009.

6. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

7. Коротков Э.М. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2009.

8. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - изд. 3-е, перераб., доп. - М.: Юнити-Дана, 2009.

9. Менеджмент в здравоохранении / Н. Петрова. - М.: МЕДпресс, 2009.

10. Кузин Д. Россия: новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - N 8.

11. Петрова Н.Г. Современные проблемы менеджмента в здравоохранении // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 4.

12. Шадрин А. Системный подход к менеджменту: качество и инновации // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - N 11.

ПРИОРИТЕТЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ НУЖД ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

© Михалев А.А.

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

г. Москва

В статье рассмотрены факторы, предопределяющие необходимость новых подходов к профессиональной подготовке кадров, отражены современные тенденции развития экономики России, предложены пути решения проблем, стоящих на пути к созданию эффективной системы профессиональной подготовки в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.