Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления муниципальной недвижимостью'

Совершенствование системы управления муниципальной недвижимостью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1761
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ / REAL ESTATE / MUNICIPAL ESTATE / SYSTEM OF MANAGEMENT / MANAGEMENT PRINCIPLE / PROPERTY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пригожин Вячеслав Львович

Рассмотрена система управления муниципальной недвижимостью во взаимосвязи с внешней и внутренней средой, определены направления совершенствования данной системы. Сформулированы основные принципы управления муниципальной недвижимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пригожин Вячеслав Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF MUNICIPAL REAL ESTATE'S MANAGEMENT SYSTEM

In the article is considered the management system of municipal real estate in correlation with external and internal environment. The directions of the management system improvement have been determined. The main management principles of municipal estate management have been formulated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления муниципальной недвижимостью»

Использование многоступенчатого обратного факторного анализа позволяет исследовать причинно-следственные связи между ценностью информации, вероятностью реализации угроз и степенью уязвимости информационных активов (Уи) индуктивным способом (от частных, отдельных факторов к обобщающим) на основе детализации факторов Ву и Уи на составные элементы с целью изучения их сущности и влияния на результативный показатель риска. Фактор Ву включает в себя объективные и субъективные факторы, умышленность-непреднамеренность действий.

Показатель Уи является обобщающим показателем таких факторов, как:

- коэффициент риска, исходящий от персонала (включает в себя степень надежности персонала, которая рассчитывается исходя из ряда факторов — профессиональной подготовки сотрудников, их отрицательных увлечений, отрицательных черт характера);

- коэффициенты уязвимости технических, программно-аппаратных средств обработки информации и организационных мер.

Таким образом, можно отметить, что использование моделирования в деятельности

по оценке информационных рисков хозяйствующих субъектов позволяет проанализировать взаимосвязи между применяемыми показателями, увидеть наиболее уязвимые активы, составить более полное представление о существующих информационных рисках, чтобы принять решение об остаточных рисках и рисках, требующих внимания и средств для их уменьшения или нейтрализации.

С учетом того что оценка информационных рисков представляет собой одно из главных направлений достижения рискозащищенности хозяйствующих субъектов, на современном этапе развития экономики возникает необходимость в совершенствовании существующих методических подходов к оценке информационных рисков хозяйствующих субъектов.

Примечания

’ Симонов С.В. Методология анализа рисков в информационных системах // Защита информации. Конфидент. 2001. № 1. C. 72-76.

2 Симонов С.В. Технологии и инструментарий для управления рисками // Информационный бюллетень «Jet Info». 2003. № 2.

3 Петренко С.А. Управление информационными рисками: Экономически оправданная безопасность. М., 2004.

УДК 338.(075.8) В.Л. ПРИГОЖИН

ББК 65.290-2я73 старший преподаватель

Ангарской государственной технической академии

e-mail: prigozhins@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Рассмотрена система управления муниципальной недвижимостью во взаимосвязи с внешней и внутренней средой, определены направления совершенствования данной системы. Сформулированы основные принципы управления муниципальной недвижимостью.

Ключевые слова: недвижимость, муниципальная недвижимость, система управления, принцип управления, управление недвижимостью.

В настоящее время развитие рыночных отношений в России в значительной мере определяется эффективностью управления объектами муниципальной недвижимости. Муниципальная недвижимость является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления и пред-

ставляет собой важный фактор устойчивого социально-экономического развития муниципалитета. Умелое использование этого огромного потенциала может задать приоритеты развития муниципального образования и улучшить уровень и качество жизни населения1.

© В.Л. Пригожин, 2009

В.Л. ПРИГОЖИН

Муниципальные образования в современных условиях часто используют данный потенциал крайне неэффективно, поэтому управление муниципальной недвижимостью — актуальная задача и для местной администрации отдельно взятого муниципального образования, и для членов местного сообщества.

Любой механизм управления как отдельными секторами экономики, так и системой муниципальной недвижимости должен опираться на систему взаимоувязанных научных принципов. Проведенное исследование опыта управления недвижимостью отдельных регионов России позволило сформулировать основные принципы управления недвижимостью2, которые на современном этапе развития в равной степени могут быть использованы в системе как муниципального, так и государственного управления:

1. В соответствии с принципом пообъектного управления объектом управления является объект недвижимости, состоящий из земельного участка и прочно связанных с ним объектов и частей таких объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В качестве объекта управления могут выступать также муниципальные имущественные комплексы.

2. Принцип наилучшего и эффективного использования. Под наилучшим и эффективным использованием муниципальной недвижимости понимается такое использование, которое обеспечивает устойчивость доходной части бюджета муниципалитета, комфортную социальную среду и повышение ценности муниципальной недвижимости с учетом социальных, градостроительных, административных и экологических ограничений, накладываемых на ее использование.

3. Принцип платности рассматривается как необходимое условие доступа к муниципальной недвижимости всех категорий пользователей и предполагает максимальное сокращение числа объектов муниципальной недвижимости, передаваемых пользователям на безвозмездных и льготных условиях.

4. Принцип сбалансированности прав. В процессе принятия управленческо-распоря-дительных решений относительно муниципальной недвижимости необходимо обеспе-

чивать сбалансированность между объемом и составом передаваемых прав.

5. Принцип открытости информации предполагает широкое информирование всех заинтересованных субъектов о принципах проводимой в сфере управления муниципальной недвижимостью политики.

6. Принцип научного подхода подразумевает, что управление муниципальной недвижимостью должно регулироваться с использованием научно обоснованных методик, которые базируются на детальном исследовании объекта управления.

7. В соответствии с принципом учета интересов местного сообщества при использовании муниципальной недвижимости ее использование должно осуществляться в интересах всех субъектов управления муниципальной недвижимостью.

8. Принцип ответственности означает, что в случае нарушения законодательства, регулирующего управление муниципальной недвижимостью, к ответственности привлекаются все субъекты рынка недвижимости (в том числе государственные и муниципальные органы власти), участвующие в использовании и сохранности объектов муниципальной недвижимости.

9. Принцип обоснованности управленческих решений. Управленческие решения должны приниматься в соответствии с четко определенными критериями на основе достоверной информации о состоянии объектов муниципальной недвижимости, рынка недвижимости в целом, о тенденциях развития экономических явлений и процессов.

10. Принцип ранжирования объектов управления по их важности заключается в том, что ресурсы, которыми обладает муниципалитет, всегда ограниченны, поэтому они должны вкладываться в решение наиболее важных социально-экономических проблем.

11. Принцип рационального сочетания форм управления предполагает, что для объекта муниципальной недвижимости должна быть выбрана оптимальная форма управления в зависимости от его структуры и стратегических целей управления.

Управление муниципальной недвижимостью заключается в целенаправленной деятельности муниципальных органов власти по организации рационального использования

Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

объектов муниципальной недвижимости для решения социально-экономических задач, повышения благосостояния и уровня жизни населения, создания благоприятной среды проживания на территории муниципального образования.

Это предполагает создание четкой и эффективной системы управления. Применительно к муниципальной недвижимости с учетом вышеназванных принципов такая система управления муниципальной недвижимостью представлена на рисунке.

Как видно из рисунка, такая система является сложной, открытой, характеризуется частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой3. При этом необходимо отметить, что внешняя среда и ее постоянно меняющиеся условия влияют на все взаимодействующие элементы в системе управления муниципальной недвижимостью, направленно воздействуя как на достижение намеченных результатов управления недвижимостью, так и на достижение целей развития муниципального образования в целом.

Именно такая логика представления системы управления недвижимостью позволяет наглядно увидеть, что это система с обратной связью, построенная по следующему принципу: сначала формируются главенствующие цели развития муниципального образования, а затем цели и задачи управления муниципальной недвижимостью как стратегическим ресурсом, необходимым для решения социально-экономических задач.

В связи с особой ролью муниципальной недвижимости как актива, приносящего доход, и актива, несущего социальную нагрузку, внутренняя среда системы управления муниципальной недвижимостью представляет собой цикл управления муниципальной недвижимостью.

Показанные блоки и связи позволяют прояснить главенствующую роль целей и задач управления (входы в систему управления муниципальной недвижимостью), продиктованных целями и задачами развития муниципального образования.

Социальная среда

т О-

“ 'Я

о. о

а

О

Цели развития муниципального образования

и и

Реализация

запланиро-

ванных

мероприятий

Контроль использования и полный учет всех доходов

Формирование объектов управления

Формирование единого банка данных (реестра), регистрация прав на недвижимое имущество, страхование

Нормативное оформление результатов управления

Градостроительная среда

Цели и задачи управления муниципальной недвижимостью

Оценка рыночной стоимости и правового положения объектов недвижимости

Оценка

эффективности

использования

муниципальной

недвижимости

Планирование и прогнозирование вариантов наилучшего и эффективного использования муниципальной недвижимости

Правовая среда

Достижение целей развития муниципального образования

Бизнес-среда

Система управления муниципальной недвижимостью (внешняя и внутренняя среда)

Известия ИГЭА 2009. № 2 (64)

Д.И. САЧКОВ

Следующим структурным блоком, в который поступают эти цели и задачи, является блок формирования объектов управления, основанный на блоке единого банка данных (реестра недвижимого имущества).

Оценка рыночной стоимости объектов муниципальной недвижимости выступает необходимым элементом управления и проводится при совершении любой операции с объектами муниципальной недвижимости.

Представленная логическая цепочка «оценка эффективности-планирование и прогнозирование-реализация-контроль» соответствует традиционному построению функциональных систем управления. Выходы из блока «контроль» являются обратной связью основного контура системы управления муниципальной недвижимостью и служат для информирования субъектов управления о достижении или недостижении результатов управления.

Принципиальным моментом для системы управления муниципальной недвижимостью является то, что выходы из блока «реализация» имеют внутреннюю обратную связь.

Информация об обратной связи в системе управления систематизируется в блоке «нормативное оформление результатов

управления», что позволяет субъектам управления по мере решения поставленных задач соотнести полученные результаты с запланированными, скорректировать планы управления недвижимостью и направить информацию на дополнение и пополнение состава базы данных недвижимого имущества муниципалитета.

С учетом сказанного можно констатировать, что предложенный цикл управления муниципальной недвижимостью является наиболее приемлемым способом реализации функций муниципального образования как собственника недвижимости. Грамотное и четкое осуществление всех этапов позволит усовершенствовать управление муниципальной недвижимостью с учетом удовлетворения интересов всего местного сообщества и обеспечить устойчивое развитие муниципального образования.

Примечания

’ Бедин Б.М. Управление муниципальными территориями и имуществом. Иркутск, 2006.

2 Управление коммерческой недвижимостью: учеб. / под ред. М.Л. Разу. М., 2007.

3 Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев A.B. Управление муниципальной недвижимостью: учеб.-практ. пособие. М., 2001.

УДК 352(47) Д.И. САЧКОВ

ББК 67.400.74(2Рос) ведущий инженер научного отдела

Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск e-mail: leninB@yandex.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ*

Дана оценка реформирования системы местного самоуправления. Рассмотрена необходимость совершенствования органов местного самоуправления. Определены основные направления развития муниципалитетов с использованием инфокоммуникационных технологий.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальный район, реформа, кризис, инновации.

В процессе экономических и политичес- трех ветвей государственной власти — за-

ких преобразований в России была создана конодательной, исполнительной и судебной.

новая система управления, состоящая из Исполнительная власть, в свою очередь,

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики» (РНП 2.1.3/276).

© Д.И. Сачков, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.