Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления аэропортом на основе его комплексной реструктуризации'

Совершенствование системы управления аэропортом на основе его комплексной реструктуризации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балуев Александр Сергеевич

При проведении комплексной реструктуризации российских аэропортовых комплексов необходимо учитывать положение, которое они занимают на рынке. Анализ текущего положения российских аэропортов ясно показывает, что они должны срочно заняться приведением своей стратегии в соответствие с их реальным позиционированием в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF MANAGEMENT SYSTEM OF AIRPORT ON THE BASE OF ITS COMPLEX RESTRUCTURING

In this article stated that Russian airport complexes which undertaking integrated restructuring necessary to take into account the place that they hold at the market. Analysis of current situation at Russian airports clearly shows that they have to improve their strategy according to their real positions in the industry.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления аэропортом на основе его комплексной реструктуризации»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 118

УДК 656.7:658

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОПОРТОМ НА ОСНОВЕ ЕГО КОМПЛЕКСНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

А.С. БАЛУЕВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

При проведении комплексной реструктуризации российских аэропортовых комплексов необходимо учитывать положение, которое они занимают на рынке. Анализ текущего положения российских аэропортов ясно показывает, что они должны срочно заняться приведением своей стратегии в соответствие с их реальным позиционированием в отрасли.

Максимальное увеличение рыночной стоимости компании - фундаментальная задача для российского бизнеса на сегодняшний день, поскольку ее положительное решение не только повышает благосостояние акционеров, но и способствует привлечению инвесторов, а также дает управляющим возможность улучшить эффективность работы предприятия. Первоначальные инвестиции в долгосрочном аспекте дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и обеспечивая рост экономики в целом. На современном этапе развития российской экономики большинство отраслей остро нуждаются в росте капиталовложений.

Комплексная реструктуризация - это долгосрочный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают лишь единицы. Она проводится поэтапно, преобразования затрагивают все элементы компании.

Во времена СССР авиаперевозки обеспечивали объединенные авиаотряды, включавшие и аэропорты и авиакомпании.

В 1991 году, после распада СССР, в бывших союзных республиках и регионах России появились собственные авиакомпании.

Были проведены акционирование и приватизация ряда предприятий гражданской авиации, в авиатранспортном комплексе появились новые структуры.

Так, в конце 1993 года на базе ФГУП «Первое Свердловское авиапредприятие» были созданы два акционерных общества - «Аэропорт Кольцово» и «Уральские авиалинии».

Другой пример, в том же году на базе Внуковского объединенного авиаотряда Московского транспортного управления гражданской авиации появляются два акционерных общества - «Аэропорт Внуково» и «Внуковские авиалинии».

После проведения приватизации государственных предприятий (производственных объединений гражданской авиации), аэропортовые комплексы, включающие в себя аэродромный комплекс, пассажирские и грузовые терминалы, авиационно-технические базы, топливозаправочные комплексы и т.д., были преобразованы в предприятия (юридические лица), оказывающих определенные услуги по обслуживанию авиакомпаний:

1) аэронавигационные и аэропортовые;

2) наземное обслуживание воздушных судов;

3) обеспечение воздушных судов бортпитанием;

4) обеспечение авиаГСМ;

5) техническое обслуживание воздушных судов;

6) обработка грузов и пр.

Ужесточение международных требований к качеству услуг, оказываемых аэропортами, физический и моральный износ зданий аэропортового комплекса и технологического оборудова-

ния, низкий уровень инвестиций в отрасли, рост конкуренции между аэропортами - все это приводит к необходимости совершенствования системы управления гражданской авиацией.

Актуальность проблемы обусловлена несколькими причинами, главными из которых являются: переход России к рыночной экономике, повышение финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово-экономических кризисов, постигших российскую экономику за последние 15 лет.

В связи со сложившимися в экономике страны тенденциями, значительным сокращением реальных доходов населения резко сократился платежеспособный спрос на авиационные перевозки, работы и услуги. В результате этого рынок авиационных перевозок существенно деформировался.

При низкой эффективности деятельности предприятий, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, нехватке оборотных средств, высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности, одним из путей решения проблемы обеспечения эффективности является проведение реструктуризации - процесса структурных изменений, направленных на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Реструктуризация направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала.

Одним из вариантов решения проблем, возникающих в отрасли гражданской авиации, является проведение реструктуризации предприятий путем реорганизации системы управления, в том числе на основе привлечения Управляющей компании.

Структура взаимоотношений, согласно которой авиакомпании взаимодействуют по всем вопросам организации аэропортового и наземного обслуживания с Управляющей компанией, позволяет усилить контроль, повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг, а также централизовать коммерческую политику аэропорта и финансовые потоки между потребителями и предприятиями аэропортового комплекса, повысить экономические показатели деятельности предприятия (пассажиро-, грузопоток, самолето-вылеты, выручка и т.д.) и как следствие увеличить рыночную стоимость его собственного капитала, повысить инвестиционную привлекательность компании.

Именно Управляющая компания способна эффективно привлечь инвестиции, которые обеспечат решение большинство проблем развития, которыми обременены аэропортовые предприятия гражданской авиации. Модернизация и реконструкция существующих и строительство новых объектов, оснащение их современным технологическим оборудованием позволят вывести аэропортовые комплексы на уровень, соответствующий международным стандартам обслуживания пассажиров и авиаперевозчиков. Подтверждение этому уже можно видеть в ряде российских аэропортов.

Первый и наиболее известный пример участия частного капитала в управлении и развитии аэропорта - деятельность группы «Ист Лайн» в Домодедово. Следующий

пример - реконструкция екатеринбургского аэропорта «Кольцово» управляющей компанией «Ренова». Через ОАО «Кольцово-Инвест» она контролирует 36,4% акций аэропорта; второй крупный акционер - государство в лице Росимущества.

После проведения реструктуризации указанных предприятий показатели производственной деятельности выросли в разы, география полетов авиакомпаний, обслуживаемых в этих аэропортах значительно расширилась.

Яркий пример совершенствования системы управления аэропортом на основе его комплексной реструктуризации - московский аэропорт «Внуково», который в настоящее время является одним из самых динамично развивающихся российских аэропортов.

В течение последних двух лет во Внуковском аэропортовом комплексе идет процесс реструктуризации. За основу взята схема деятельности специализированной Управляющей компании, которая заключает с авиакомпаниями единый договор на организацию всего комплекса аэропортового и наземного обслуживания, а также представляет интересы авиакомпаний при взаимоотношениях с предприятиями Внуковского аэропортового комплекса. При этом с каждым из предприятий Внуковского аэропортового комплекса Управляющая компания заключает агентский договор.

Для организации системы аэропортового и наземного обслуживания во Внуковском аэропортовом комплексе в декабре 2003 года создано предприятие - ОАО «Внуково Хэндлинг», которое осуществляет функции управления и координации производственной деятельности, учета доходов и взаиморасчетов с авиакомпаниями и обслуживающими компаниями. По сути ОАО «Внуково Хэндлинг» - агент предприятий, оказывающих услуги авиакомпаниям.

Результаты реорганизации системы управления не заставили себя долго ждать.

По итогам 2005 года прирост пассажиропотока аэропорта составил 46,2% по сравнению с 2004 годом, а по итогам 2006 года пассажиропоток составил 5 117 тыс. чел., что на 41,4% больше, чем за аналогичный период 2005 года.

В 2006 году была проведена значительная работа по развитию сервисной инфраструктуры аэропорта и модернизации транспортных артерий, связывающих Внуково с Москвой.

В феврале 2006 года началось строительство нового пассажирского терминала. Его проект разработан немецкой компанией Obermeyer Planen. В соответствии с реализуемым проектом терминал будет иметь пять основных уровней, включая один подземный. Новый аэровокзальный комплекс общей площадью 201 тыс. кв. м позволит вывести пропускную способность Внуково на уровень 20 млн. пасс. в год, обеспечив при этом международные стандарты сервиса. Значительную площадь будущего терминала займет посадочная галерея, оборудованная 25 телетрапами.

Значительная работа в 2006 году была проведена по модернизации аэродромного комплекса. Завершено строительство нового здания КДП общей площадью 4 тыс. кв. м; высота башни -43 м. КДП будет оснащен новейшими радиотехническими средствами обслуживания воздушного движения и навигации, включая мощный вычислительный комплекс по обработке плановой информации и данных, получаемых от радиолокационных станций.

Большой объем работ выполнен по расширению перрона Внуково-1. В частности, было построено 40% (75 тыс. кв. м) площади расширяемой части перрона. Начались работы по монтажу светосигнального и метеорологического оборудования на взлетно-посадочной полосе №2.

В минувшем году завершен основной этап строительства второй очереди комплекса бизнес-авиации Внуково-3. В рамках проекта был открыт новый авиа-бизнес-терминал для обслуживания международных рейсов деловой авиации площадью 7 тыс. кв. м. Введены в эксплуатацию три новых ангара для воздушных судов и дополнительные стоянки для 28 самолетов бизнес-авиации.

В 2006 году началось строительство почтово-грузового комплекса площадью 56,8 тыс. кв. м, емкостью 2 тыс. тонн. Его пропускная способность - 150 тыс. тонн грузов в год.

Сегодня в аэропорту Внуково применяются самые последние разработки в области автоматизированного управления производственной и финансово-хозяйственной деятельностью.

Без сбоев и нарушений в работе аэропорта был выполнен переход на принципиально новую систему - центральную операционную базу данных AODB (Airport Operational Data Base), предназначенную для автоматизированного учета технологических операций при техническом и коммерческом обслуживании воздушных судов. Это позволило значительно усовершенствовать технологические процессы, повысить эффективность управления производством.

Внедрены модули системы управления ресурсами GroundStar, обеспечивающие планирование ресурсов аэропорта (планирование мест стоянок для размещения воздушных судов, стоек

регистрации для их последующего назначения, выходов на посадку и пассажирских телетрапов, перронного автотранспорта).

Кроме этого, в конце прошлого года началась опытно-промышленная эксплуатация корпоративной информационной системы SAP, предназначенной для учета финансовохозяйственных операций аэропорта. Также была создана единая информационно-справочная служба аэропорта для централизованного обслуживания запросов клиентов.

Все эти мероприятия способствуют значительному повышению эффективности управления процессами и оптимизации деятельности авиапредприятия, а также поддержанию конкурентоспособности аэропорта «Внуково».

Уже сегодня результаты модернизации аэропортового комплекса Внуково вполне ощутимы. Внуково становится самым современным и высокотехнологичным аэропортом Москвы и имеет реальные перспективы стать крупнейшим авиатранспортным центром РФ.

При принятии решения о комплексной реструктуризации российским аэропортовым комплексам необходимо учитывать положение, которое они занимают на рынке: необходимо привести стратегию развития в соответствие с их реальной позицией в отрасли. Для российских предприятий аэропортовой деятельности с низкими показателями роста стоимости и доходности ключевыми задачами являются реструктуризация бизнеса на основе четкого бизнес-позиционирования с выходом на передовые конкурентоспособные позиции в соответствующих отраслевых сегментах.

PERFECTION OF MANAGEMENT SYSTEM OF AIRPORT ON THE BASE OF ITS COMPLEX RESTRUCTURING

Baluev A.S.

In this article stated that Russian airport complexes which undertaking integrated restructuring necessary to take into account the place that they hold at the market. Analysis of current situation at Russian airports clearly shows that they have to improve their strategy according to their real positions in the industry.

Сведения об авторе

Балуев Александр Сергеевич, 1966 г.р., окончил МГТУ ГА (1998), соискатель кафедры финансов МГТУ ГА, автор 10 научных работ, область научных интересов - менеджмент и экономическое регулирование деятельности предприятий гражданской авиации, ОАО международный аэропорт «Внуково»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.