Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления адаптивной физической культурой и спортом для комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с инвалидностью'

Совершенствование системы управления адаптивной физической культурой и спортом для комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАРАЛИМПИЙСКАЯ ПРОГРАММА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ/ АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ / PARALYMPIC PROGRAM / REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / INDIVIDUAL REHABILITATION / ABILITATION PROGRAM FOR DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бегидова Тамара Павловна, Бегидов Михаил Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы адаптивной физической культуры и спорта; совершенствования законодательства в отрасли на уровне России и субъекта РФ для повышения эффективности ее управления; анализируется разработанная программа реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивной подготовки. Информация может быть полезна специалистам отрасли адаптивной физической культуры и спорта, юристам и реабилитологам; студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям, слушателям институтов, факультетов и курсов повышения квалификации и переподготовки; лицам с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бегидова Тамара Павловна, Бегидов Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the control system of adaptive physical culture and sports for complex rehabilitation and social integration persons with disabilities

The article deals with the issues of adaptive physical culture and sports; improvement of legislation in the industry at the level of Russia and the subject of the Russian Federation to improve the efficiency of its management; analyzes the developed program of rehabilitation and social integration of persons with disabilities by means of athletic training. Information can be useful to adaptive physical training and sports specialists, lawyers and rehabilitators; students, undergraduates, postgraduate students, teachers, students of institutes, faculties and retraining courses; persons with disabilities and their families.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления адаптивной физической культурой и спортом для комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с инвалидностью»

ПУБЛИКАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ КНИГУ ГОДА

Бегидова Т.П., Бегидов М.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Вопрос инвалидности - в большей степени проблема неравных возможностей. Задача - помочь людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выйти из изоляции, участвуя в повседневной жизни, чему способствует адаптивная физическая культура (АФК), в особенности, один из ее видов - адаптивный спорт. Он содействует гармоничному физическому развитию, улучшению состояния здоровья и психоэмоциональной сферы, положительно влияет на функции организма, формирование сильной личности, повышение самооценки человека.

В современный период развития российского общества достижение успеха зависит от инициативности, самоорганизации, компетенции, активности, собранности, которые закладываются в процессе физкультурно-спортивной деятельности лиц с инвалидностью. Усиливается конкуренция на международной спортивной арене среди представителей всех нозологических групп и спортивных дисциплин.

В условиях меняющейся демографической ситуации с увеличением численности населения пожилого возраста и относительного уменьшения количества работающих встает вопрос о сохранении трудоспособности людей. Повышающаяся продолжительность жизни поставила задачи пенсионного и медицинского характера, следовательно, реабилитации средствами физической культуры и спорта [3].

Несмотря на бурное развитие АФК и спорта в РФ, ключевой проблемой остается недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, обновление нормативного материала и устранении ошибок предыдущих законодательных актов. поэтому важно обсуждение тем, связанных с юридическим оформлением отношений в области АФК и спорта, и самих законопроектов, а также

совершенствование структуры и законодательства в сфере управления АФК и спортом в России и регионах.

Исходя из современной ситуации, что проявилось на Паралимпийских играх-2016 в Бразилии, адаптивный спорт терпит крах: гуманная идея Людвига Гутмана перешла в область политики, в связи с чем пострадали российские спортсмены. Для устранения негативных явлений необходимы совершенствование организации и управления АФК и спортом, разработка правовой регламентации этого механизма, повышение качества и эффективности работы органов и учреждений отрасли.

Развитие АФК и спорта способствует межведомственному взаимодействию различных сфер. Осуществляется переход на программно-целевое управление, ведется поиск новых источников финансирования и информационного обеспечения отрасли.

Число специалистов, работающих в адаптивном спорте, неуклонно растет, в их деятельности возникает множество финансовых вопросов, которые можно решать, привлекая спонсорские средства, но в РФ не принят закон о благотворительности.

На протяжении ряда лет авторами поднимались вопросы о заполнении в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), в первую очередь детей-инвалидов, графы «реабилитация средствами физической культуры и спорта» для привлечения их к занятиям АФК и спортом [1, 3]. Результатом усилий стало принятие Закона РФ от 01.12.2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (вступил в силу с 01.01.2016 г.). В новой форме Индивидуальной программы реабилитации/ абилитации (ИПРА), вступившей в силу с 01.01.2016 г., в разделе «Социальная реабилитация/абилитация» выделен интересующий нас пункт: «6. физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт».

Данный закон вносит изменения в 25 федеральных законов, в том числе, в ФЗ от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Цель закона - формирование, на основе норм Конвенции ООН о правах инвалидов взаимосвязанной системы обязанностей органов власти и организаций, представляющих услуги населению по оказанию помощи инвалидам, в реализации всех общегражданских прав и должен способствовать реабилитации и росту числа занимающихся.

В Воронежской области есть положительный опыт работы по АФК. Инициатива преподавателей воронежского государственного института физкультуры (ВГИФК) по проведению с 1993 г. спортивных праздников для детей-инвалидов переросла в открытие в 1999 г. в структуре областного спорткомитета, вопреки отсутствию нормативных документов, детско-юношеской школы адаптивной физической культуры инвалидов (ДЮШАФКИ), ныне - Воронежская областная спортивная школа паралимпийского резерва (СШПР). Учащиеся занимаются по разработанным нами программам для

видов спорта лиц с нарушением интеллекта, слуха, зрения и ПОДА. Цель -адаптация детей и молодых людей с инвалидностью средствами физической культуры и спорта к условиям современной жизни, демонстрация потенциала их духовных и физических возможностей. Занятия проходят в коррекционных учреждениях города и области и в спортсооружениях различной ведомственной принадлежности. В Воронеже инвалиды могут заниматься бесплатно только в спорткомплексе «Звездный», единственном спортсооружении, отвечающем требованиям безбарьерной среды. Одного такого комплекса недостаточно, предстоит работа по решению доступности спортивных объектов для лиц с ОВЗ. Проблема решается медленно не только в Воронежской области. По словам бывшего министра спорта В.Л. Мутко, только 18% спортсооружений приспособлены для инвалидов, вновь вводимые объекты проектируются с учетом программы «доступная среда».

Исследования проводятся с 2000 года с учащимися СШПР, членами сборных команд области и РФ на базе ВГИФК и в местах проведения тренировочных занятий и соревнований по дисциплинам адаптивного спорта. За эти годы выросли победители и призеры соревнований: от областных до Всемирных игр Специальной Олимпиады, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. 13 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья стали МС; 11 - МСМК и 5 - ЗМС.

Несмотря на достижения, проблемы законодательства подтверждает Закон Воронежской области «О физической культуре и спорте», принятый областной Думой в 2008 г.: в ст. 3 «Основные задачи в сфере физической культуры и спорта в Воронежской области» п. 5 до сих пор записано: «Содействие развитию олимпийского, паралимпийского и сурдлимпийского движений», т.е. отсутствует движение Специальной Олимпиады, что противоречит ФЗ. Имеются ошибки в наименованиях спортивных движений: «содействие развитию олимпийского, параолимпийского и сурдолимпийского движений». В разделе поощрений «За особые заслуги» забыты Заслуженные работники физической культы РФ и СССР [6].

Новая редакция ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» была принята 26 июля 2017 года»[8]. В ней имеется ряд положений, касающихся адаптивного спорта и органов управления им на региональном и муниципальном уровне. Ключевое направление сводится к незначительным его изменениям, не затрагивающим основные проблемы отрасли и не отражающим в полной мере ее потребностей.

Для анализа структуры управления в регионах РФ проведено анкетирование представителей Санкт-Петербурга, республики Башкортостан, Белгородской, Иркутской, Омской, Липецкой, Свердловской, Тамбовской, Волгоградской, Ульяновской и Воронежской областей на Всемирных играх Специальной Олимпиады в США - 2015 и на чемпионате Мира по паралимпийскому плаванию в Шотландии - 2015. Опрошено 39 респондентов, средний возраст - 56 лет, стаж работы в отрасли АФК - 15 лет. 14 человек имеют ученые степени и/или звания;

10 мастеров спорта РФ или СССР; 3 заслуженных тренера РФ, 2 заслуженных работника физической культуры РФ, что подтверждает высокий уровень их компетенции.

Работу местных органов по управлению АФК и спортом респонденты оценили на 5,5 балла (по 10-балльной шкале). Основной проблемой в организации и управлении, по мнению опрошенных, является недофинансирование отрасли (40,6%). Столько же респондентов (40,6%) отмечают кадровое обеспечение из-за недостатка ставок и низкого уровня заработной платы работающих с инвалидами (за исключением тех, кто работает в паралимпийском и сурдолимпийском спорте высших достижений).

79,8% опрошенных для эффективного развития АФК и спорта выделяют улучшение материально-технической базы (безбарьерная среда). Большинство специалистов (89,9%) отметили необходимость совершенствования системы управления АФК и спортом (дополнительной разработки нормативно-правовой базы отрасли), подтверждая актуальность проведенных ранее исследований [4, 7].

По данным статистической отчетности Минспорта, в 69 субъектах (отсутствуют данные по Крыму и Севастополю) созданы отделы АФК и спорта в региональных органах исполнительной власти в области спорта; либо в отделах физкультурно-массовой и спортивной работы определены специалисты, в функциональные обязанности которых входит координация деятельности по работе с инвалидами, что не способствует эффективному развитию данного направления.

Для участия в Паралимпийских играх-2016 в Бразилии в сборную команду РФ вошло наибольшее число представителей (51 и 41 спортсмен, соответственно) москвы и московской области. Видимо одна из причин успешности адаптивного спорта - наличие в структуре управления Департамента физической культуры и спорта Москвы и Министерства физической культуры и спорта Московской области отделов по АФК и адаптивному спорту, в распоряжении которых есть программы развития и нормативно-правовые документы о межведомственном взаимодействии [5] наряду с развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных специалистов и достаточным (в сравнении с другими регионами) финансированием отрасли. В иерархической структуре управления такие отделы есть в каждой управе Москвы и районах Московской области [2]. Следовательно, для эффективного управления отрасли на местах необходимо включение штатной единицы ответственного за АФК и спорт.

Для действенного развития АФК и спорта систему управления надо строить на основе программно-целевого планирования, в связи с чем Минспорт РФ выделяет необходимость разработки научнообоснованных программ физкультурно-оздоровительных занятий лиц с ОВЗ и инвалидов [4] для их комплексной реабилитации и социальной интеграции.

Авторами предложена примерная программа реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами спортивной подготовки, разработанная на

основе анализа существующих программ с учетом ФЗ от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в РФ»; Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы».

Цель программы: создание условий для обеспечения возможности комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивной подготовки.

Важнейшими целевыми показателями и индикаторами эффективности Программы являются количество завоеванных медалей на крупнейших международных соревнованиях; численность спортсменов с инвалидностью; число отделений и учреждений спортивно-адаптивной направленности; количество новых и реконструированных спортсооружений, соответствующих параметрам «безбарьерной среды»; число специалистов по адаптивной физической культуре и спорту.

Основные программные мероприятия затрагивают все направления АФК -от рекреационно-реабилитационного до спорта высших достижений, и включают спортивно-массовые мероприятия, фестивали и соревнования различного уровня; мониторинг и организацию работы с инвалидами; подготовку судей; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; популяризацию и развитие инфраструктуры; научно-методическое обеспечение отрасли. Исполнители мероприятий: органы управления физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, социальной защиты; учреждения спортивно-адаптивной направленности субъектов РФ; ВУЗы, занимающиеся подготовкой/ переподготовкой, повышением квалификации в сфере АФК и спорта; СМИ.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

- создание научно-обоснованной системы комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивной подготовки, а также содействие созданию условий для их участия в крупнейших международных соревнованиях;

- реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, направленной на укрепление здоровья населения РФ (включая лиц с инвалидностью), формирования у него потребностей в физическом совершенствовании и гармоничном развитии личности путем занятий физической культурой и спортом;

- рост числа занимающихся АФК и спортом;

- рост спортивных результатов членов сборных команд РФ по видам адаптивного спорта (увеличение количества завоеванных медалей спортсменами с инвалидностью на крупнейших международных соревнованиях).

Для реформирования системы комплексной реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также развития АФК и спорта необходимо:

- разработка методических рекомендаций по выполнению ИПР/А в разделе

«физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом»;

- создание сети учреждений и организаций различных форм собственности для занятий всеми видами АФК, с совмещением ими функций консультативных пунктов;

- организация единого информационно-аналитического банка данных об инвалидах (особенно, о детях-инвалидах), с параметрами их состояния здоровья, развития и подготовленности, потребностей и интересов;

- разработка параметров комплексного тестирования детей-инвалидов для их спортивной ориентации и отбора.

- создание системы межведомственного взаимодействия по профессиональной подготовке/переподготовке/повышению квалификации специалистов всех отраслей в области АФК и спорта;

- освещение в СМИ положительных результатов комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами спортивной подготовки, что несет в себе воспитательный потенциал, особенно среди подростков и молодежи.

В результате реализации программы из 300 человек, занимавшихся плаванием с 2000 г., 13 - получили или получают высшее, 9 - среднее профессиональное образование (включая лиц с интеллектуальными нарушениями), 14 человек трудоустроены; 8 - создали семьи (надеемся, пока, т.к. еще довольно юный возраст пловцов); 5 - при прохождении спортивно-медицинской классификации переведены в более «легкие» классы; 2 - комиссией МСЭ лишены статуса «инвалид» [4].

Результаты работы должны стать основой программ реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивной подготовки и использоваться в:

- работе государственных, общественных и других форм собственности адаптивно-спортивных учреждений и организаций;

- деятельности государственных органов управления АФК и спортом;

- физкультурно-спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-спортивных, образовательных и реабилитационных учреждениях;

- подготовке (переподготовке) и повышении квалификации специалистов в области АФК и спорта, социальной защиты и юриспруденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегидов, М.В. Нормативно-правовое обеспечение адаптивной физической культуры и спорта/М.В. Бегидов, Т.П. Бегидова//Правовая наука и реформа юридического образования: научно-практический журнал. 2012. №2(25). С. 114119.

2. Бегидов, М.В. Социальная защита инвалидов: методическое пособие /

M.B. Бегидов, Т.П. Бегидова. - Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2016. 80 с.

3. Бегидова, Т.П. Правовые аспекты адаптивной физической культуры/Т.П. Бегидова, М.В. Бегидов//Актуальные аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов: Матер. Заседания Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ (Москва, 22.04.2008). М.: Издание Совета Федерации, 2008. С. 82-86.

4. Бегидова, Т.П. Совершенствование системы управления адаптивной физической культурой и контроля спортивной подготовки для комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография/Т.П. Бегидова и др. Воронеж: ООО «ПТ», 2017. 272 с.

5. Департамент физической культуры и спорта города Москвы [Электронный ресурс]:URL:http://sport.mos.m/presscenter/news/detail/3833855. Ыт1/(дата обращения 12.10.16)

6. Закон Воронежской области о физической культуре и спорте [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://cons.vrn.ru (дата обращения 15.10.2017).

7. Махов, А.С. Организационная структура управления адаптивным спортом в России/А.С. Махов, О.Н. Степанова//Адаптивная физическая культура. 2013. №3 (55). С. 3-8.

8. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» № 204-ФЗ».[Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW181840/(дата обращения 15.10.2017 г.).

Портнова Т.В.

ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КНИГИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА И ХОРЕОГРАФОВ НА РУБЕЖЕ XIX- XX ВВ. В ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ ПОЛЕ ИЗУЧЕНИЯ»

говоря о явлении взаимопроникновения различных форм пластических искусств, отметим, что балет в своей эволюции постоянно ведёт поиск новых выразительных средств, совершенствует свой образный язык, испытывает свои возможности в новых необычных сферах. Здесь мы опираемся на непреложный тезис о самобытности балетного театра как искусства, специфика которого особенно отчётливо даёт о себе знать как раз в точках смыкания со смежными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.