ПУБЛИКАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ КНИГУ ГОДА
Бегидова Т.П., Бегидов М.В.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Вопрос инвалидности - в большей степени проблема неравных возможностей. Задача - помочь людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выйти из изоляции, участвуя в повседневной жизни, чему способствует адаптивная физическая культура (АФК), в особенности, один из ее видов - адаптивный спорт. Он содействует гармоничному физическому развитию, улучшению состояния здоровья и психоэмоциональной сферы, положительно влияет на функции организма, формирование сильной личности, повышение самооценки человека.
В современный период развития российского общества достижение успеха зависит от инициативности, самоорганизации, компетенции, активности, собранности, которые закладываются в процессе физкультурно-спортивной деятельности лиц с инвалидностью. Усиливается конкуренция на международной спортивной арене среди представителей всех нозологических групп и спортивных дисциплин.
В условиях меняющейся демографической ситуации с увеличением численности населения пожилого возраста и относительного уменьшения количества работающих встает вопрос о сохранении трудоспособности людей. Повышающаяся продолжительность жизни поставила задачи пенсионного и медицинского характера, следовательно, реабилитации средствами физической культуры и спорта [3].
Несмотря на бурное развитие АФК и спорта в РФ, ключевой проблемой остается недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, обновление нормативного материала и устранении ошибок предыдущих законодательных актов. поэтому важно обсуждение тем, связанных с юридическим оформлением отношений в области АФК и спорта, и самих законопроектов, а также
совершенствование структуры и законодательства в сфере управления АФК и спортом в России и регионах.
Исходя из современной ситуации, что проявилось на Паралимпийских играх-2016 в Бразилии, адаптивный спорт терпит крах: гуманная идея Людвига Гутмана перешла в область политики, в связи с чем пострадали российские спортсмены. Для устранения негативных явлений необходимы совершенствование организации и управления АФК и спортом, разработка правовой регламентации этого механизма, повышение качества и эффективности работы органов и учреждений отрасли.
Развитие АФК и спорта способствует межведомственному взаимодействию различных сфер. Осуществляется переход на программно-целевое управление, ведется поиск новых источников финансирования и информационного обеспечения отрасли.
Число специалистов, работающих в адаптивном спорте, неуклонно растет, в их деятельности возникает множество финансовых вопросов, которые можно решать, привлекая спонсорские средства, но в РФ не принят закон о благотворительности.
На протяжении ряда лет авторами поднимались вопросы о заполнении в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), в первую очередь детей-инвалидов, графы «реабилитация средствами физической культуры и спорта» для привлечения их к занятиям АФК и спортом [1, 3]. Результатом усилий стало принятие Закона РФ от 01.12.2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (вступил в силу с 01.01.2016 г.). В новой форме Индивидуальной программы реабилитации/ абилитации (ИПРА), вступившей в силу с 01.01.2016 г., в разделе «Социальная реабилитация/абилитация» выделен интересующий нас пункт: «6. физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт».
Данный закон вносит изменения в 25 федеральных законов, в том числе, в ФЗ от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Цель закона - формирование, на основе норм Конвенции ООН о правах инвалидов взаимосвязанной системы обязанностей органов власти и организаций, представляющих услуги населению по оказанию помощи инвалидам, в реализации всех общегражданских прав и должен способствовать реабилитации и росту числа занимающихся.
В Воронежской области есть положительный опыт работы по АФК. Инициатива преподавателей воронежского государственного института физкультуры (ВГИФК) по проведению с 1993 г. спортивных праздников для детей-инвалидов переросла в открытие в 1999 г. в структуре областного спорткомитета, вопреки отсутствию нормативных документов, детско-юношеской школы адаптивной физической культуры инвалидов (ДЮШАФКИ), ныне - Воронежская областная спортивная школа паралимпийского резерва (СШПР). Учащиеся занимаются по разработанным нами программам для
видов спорта лиц с нарушением интеллекта, слуха, зрения и ПОДА. Цель -адаптация детей и молодых людей с инвалидностью средствами физической культуры и спорта к условиям современной жизни, демонстрация потенциала их духовных и физических возможностей. Занятия проходят в коррекционных учреждениях города и области и в спортсооружениях различной ведомственной принадлежности. В Воронеже инвалиды могут заниматься бесплатно только в спорткомплексе «Звездный», единственном спортсооружении, отвечающем требованиям безбарьерной среды. Одного такого комплекса недостаточно, предстоит работа по решению доступности спортивных объектов для лиц с ОВЗ. Проблема решается медленно не только в Воронежской области. По словам бывшего министра спорта В.Л. Мутко, только 18% спортсооружений приспособлены для инвалидов, вновь вводимые объекты проектируются с учетом программы «доступная среда».
Исследования проводятся с 2000 года с учащимися СШПР, членами сборных команд области и РФ на базе ВГИФК и в местах проведения тренировочных занятий и соревнований по дисциплинам адаптивного спорта. За эти годы выросли победители и призеры соревнований: от областных до Всемирных игр Специальной Олимпиады, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. 13 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья стали МС; 11 - МСМК и 5 - ЗМС.
Несмотря на достижения, проблемы законодательства подтверждает Закон Воронежской области «О физической культуре и спорте», принятый областной Думой в 2008 г.: в ст. 3 «Основные задачи в сфере физической культуры и спорта в Воронежской области» п. 5 до сих пор записано: «Содействие развитию олимпийского, паралимпийского и сурдлимпийского движений», т.е. отсутствует движение Специальной Олимпиады, что противоречит ФЗ. Имеются ошибки в наименованиях спортивных движений: «содействие развитию олимпийского, параолимпийского и сурдолимпийского движений». В разделе поощрений «За особые заслуги» забыты Заслуженные работники физической культы РФ и СССР [6].
Новая редакция ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» была принята 26 июля 2017 года»[8]. В ней имеется ряд положений, касающихся адаптивного спорта и органов управления им на региональном и муниципальном уровне. Ключевое направление сводится к незначительным его изменениям, не затрагивающим основные проблемы отрасли и не отражающим в полной мере ее потребностей.
Для анализа структуры управления в регионах РФ проведено анкетирование представителей Санкт-Петербурга, республики Башкортостан, Белгородской, Иркутской, Омской, Липецкой, Свердловской, Тамбовской, Волгоградской, Ульяновской и Воронежской областей на Всемирных играх Специальной Олимпиады в США - 2015 и на чемпионате Мира по паралимпийскому плаванию в Шотландии - 2015. Опрошено 39 респондентов, средний возраст - 56 лет, стаж работы в отрасли АФК - 15 лет. 14 человек имеют ученые степени и/или звания;
10 мастеров спорта РФ или СССР; 3 заслуженных тренера РФ, 2 заслуженных работника физической культуры РФ, что подтверждает высокий уровень их компетенции.
Работу местных органов по управлению АФК и спортом респонденты оценили на 5,5 балла (по 10-балльной шкале). Основной проблемой в организации и управлении, по мнению опрошенных, является недофинансирование отрасли (40,6%). Столько же респондентов (40,6%) отмечают кадровое обеспечение из-за недостатка ставок и низкого уровня заработной платы работающих с инвалидами (за исключением тех, кто работает в паралимпийском и сурдолимпийском спорте высших достижений).
79,8% опрошенных для эффективного развития АФК и спорта выделяют улучшение материально-технической базы (безбарьерная среда). Большинство специалистов (89,9%) отметили необходимость совершенствования системы управления АФК и спортом (дополнительной разработки нормативно-правовой базы отрасли), подтверждая актуальность проведенных ранее исследований [4, 7].
По данным статистической отчетности Минспорта, в 69 субъектах (отсутствуют данные по Крыму и Севастополю) созданы отделы АФК и спорта в региональных органах исполнительной власти в области спорта; либо в отделах физкультурно-массовой и спортивной работы определены специалисты, в функциональные обязанности которых входит координация деятельности по работе с инвалидами, что не способствует эффективному развитию данного направления.
Для участия в Паралимпийских играх-2016 в Бразилии в сборную команду РФ вошло наибольшее число представителей (51 и 41 спортсмен, соответственно) москвы и московской области. Видимо одна из причин успешности адаптивного спорта - наличие в структуре управления Департамента физической культуры и спорта Москвы и Министерства физической культуры и спорта Московской области отделов по АФК и адаптивному спорту, в распоряжении которых есть программы развития и нормативно-правовые документы о межведомственном взаимодействии [5] наряду с развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных специалистов и достаточным (в сравнении с другими регионами) финансированием отрасли. В иерархической структуре управления такие отделы есть в каждой управе Москвы и районах Московской области [2]. Следовательно, для эффективного управления отрасли на местах необходимо включение штатной единицы ответственного за АФК и спорт.
Для действенного развития АФК и спорта систему управления надо строить на основе программно-целевого планирования, в связи с чем Минспорт РФ выделяет необходимость разработки научнообоснованных программ физкультурно-оздоровительных занятий лиц с ОВЗ и инвалидов [4] для их комплексной реабилитации и социальной интеграции.
Авторами предложена примерная программа реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами спортивной подготовки, разработанная на
основе анализа существующих программ с учетом ФЗ от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в РФ»; Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы».
Цель программы: создание условий для обеспечения возможности комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивной подготовки.
Важнейшими целевыми показателями и индикаторами эффективности Программы являются количество завоеванных медалей на крупнейших международных соревнованиях; численность спортсменов с инвалидностью; число отделений и учреждений спортивно-адаптивной направленности; количество новых и реконструированных спортсооружений, соответствующих параметрам «безбарьерной среды»; число специалистов по адаптивной физической культуре и спорту.
Основные программные мероприятия затрагивают все направления АФК -от рекреационно-реабилитационного до спорта высших достижений, и включают спортивно-массовые мероприятия, фестивали и соревнования различного уровня; мониторинг и организацию работы с инвалидами; подготовку судей; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; популяризацию и развитие инфраструктуры; научно-методическое обеспечение отрасли. Исполнители мероприятий: органы управления физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, социальной защиты; учреждения спортивно-адаптивной направленности субъектов РФ; ВУЗы, занимающиеся подготовкой/ переподготовкой, повышением квалификации в сфере АФК и спорта; СМИ.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
- создание научно-обоснованной системы комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивной подготовки, а также содействие созданию условий для их участия в крупнейших международных соревнованиях;
- реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, направленной на укрепление здоровья населения РФ (включая лиц с инвалидностью), формирования у него потребностей в физическом совершенствовании и гармоничном развитии личности путем занятий физической культурой и спортом;
- рост числа занимающихся АФК и спортом;
- рост спортивных результатов членов сборных команд РФ по видам адаптивного спорта (увеличение количества завоеванных медалей спортсменами с инвалидностью на крупнейших международных соревнованиях).
Для реформирования системы комплексной реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также развития АФК и спорта необходимо:
- разработка методических рекомендаций по выполнению ИПР/А в разделе
«физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом»;
- создание сети учреждений и организаций различных форм собственности для занятий всеми видами АФК, с совмещением ими функций консультативных пунктов;
- организация единого информационно-аналитического банка данных об инвалидах (особенно, о детях-инвалидах), с параметрами их состояния здоровья, развития и подготовленности, потребностей и интересов;
- разработка параметров комплексного тестирования детей-инвалидов для их спортивной ориентации и отбора.
- создание системы межведомственного взаимодействия по профессиональной подготовке/переподготовке/повышению квалификации специалистов всех отраслей в области АФК и спорта;
- освещение в СМИ положительных результатов комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами спортивной подготовки, что несет в себе воспитательный потенциал, особенно среди подростков и молодежи.
В результате реализации программы из 300 человек, занимавшихся плаванием с 2000 г., 13 - получили или получают высшее, 9 - среднее профессиональное образование (включая лиц с интеллектуальными нарушениями), 14 человек трудоустроены; 8 - создали семьи (надеемся, пока, т.к. еще довольно юный возраст пловцов); 5 - при прохождении спортивно-медицинской классификации переведены в более «легкие» классы; 2 - комиссией МСЭ лишены статуса «инвалид» [4].
Результаты работы должны стать основой программ реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивной подготовки и использоваться в:
- работе государственных, общественных и других форм собственности адаптивно-спортивных учреждений и организаций;
- деятельности государственных органов управления АФК и спортом;
- физкультурно-спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-спортивных, образовательных и реабилитационных учреждениях;
- подготовке (переподготовке) и повышении квалификации специалистов в области АФК и спорта, социальной защиты и юриспруденции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бегидов, М.В. Нормативно-правовое обеспечение адаптивной физической культуры и спорта/М.В. Бегидов, Т.П. Бегидова//Правовая наука и реформа юридического образования: научно-практический журнал. 2012. №2(25). С. 114119.
2. Бегидов, М.В. Социальная защита инвалидов: методическое пособие /
M.B. Бегидов, Т.П. Бегидова. - Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2016. 80 с.
3. Бегидова, Т.П. Правовые аспекты адаптивной физической культуры/Т.П. Бегидова, М.В. Бегидов//Актуальные аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов: Матер. Заседания Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ (Москва, 22.04.2008). М.: Издание Совета Федерации, 2008. С. 82-86.
4. Бегидова, Т.П. Совершенствование системы управления адаптивной физической культурой и контроля спортивной подготовки для комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография/Т.П. Бегидова и др. Воронеж: ООО «ПТ», 2017. 272 с.
5. Департамент физической культуры и спорта города Москвы [Электронный ресурс]:URL:http://sport.mos.m/presscenter/news/detail/3833855. Ыт1/(дата обращения 12.10.16)
6. Закон Воронежской области о физической культуре и спорте [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://cons.vrn.ru (дата обращения 15.10.2017).
7. Махов, А.С. Организационная структура управления адаптивным спортом в России/А.С. Махов, О.Н. Степанова//Адаптивная физическая культура. 2013. №3 (55). С. 3-8.
8. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» № 204-ФЗ».[Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW181840/(дата обращения 15.10.2017 г.).
Портнова Т.В.
ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КНИГИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА И ХОРЕОГРАФОВ НА РУБЕЖЕ XIX- XX ВВ. В ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ ПОЛЕ ИЗУЧЕНИЯ»
говоря о явлении взаимопроникновения различных форм пластических искусств, отметим, что балет в своей эволюции постоянно ведёт поиск новых выразительных средств, совершенствует свой образный язык, испытывает свои возможности в новых необычных сферах. Здесь мы опираемся на непреложный тезис о самобытности балетного театра как искусства, специфика которого особенно отчётливо даёт о себе знать как раз в точках смыкания со смежными