Научная статья на тему 'Совершенствование системы учета финансовых результатов и инвестиционной деятельности строительного предприятия'

Совершенствование системы учета финансовых результатов и инвестиционной деятельности строительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ / МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА / BUILDING ENTERPRISE / PLANNING THE PROFIT / METHOD OF THE DIRECT COUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихрагимова А. М.

Рассмотрены подходы планирования прибыли и совершенствован метод прямого счета, используемый при планировании прибыли строительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF THE ACCOUNT FINANCIAL RESULT AND INVESTMENT ACTIVITY OF THE BUILDING ENTERPRISE

The Considered approaches of the planning the profit and is improved method of the direct count, used when planning arrived building enterprise.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы учета финансовых результатов и инвестиционной деятельности строительного предприятия»

обеспечить состояние, когда все выгоды от работы с компанией-продавцом, а также информационное выражение УТП находились на верхней части домашней страницы, которая первой попадается на глаза посетителю. Подавляющее большинство пользователей Интернет, как правило, прочитав информацию, расположенную на видимой части страницы, не прокручивают ее далее, поэтому необходимо выложить все необходимое на самом виду. Ибо главное правило успеха в электронном бизнесе - «Выгода, много выгоды, как можно больше выгоды»!

6. Предложение бесплатного подарка. Один из основных приемов генерации больших траффиковых потоков на сайт, а также обеспечения стабильного и высокого уровня совершаемых продаж

- это предложение некоторого бесплатного подарка в качестве стимулирующего фактора.

Не зависимо от того, к какому типу принадлежит бизнес, бесплатный подарок жизненно необходим. Неважно, что это будет: бесплатный отчет, форум, демо-версия программного продукта, главное, что подобный бонус поможет продавцу обеспечить стабильный целевой траффик на сайте - залог успеха в электронном бизнесе любого вида.

7. Создайте собственную рассылку. Все предприниматели, добившиеся успеха в электронном бизнесе, ведут собственную рассылку. Как правило, это рассылка новостей, еженедельно отправляемая подписчикам по электронной почте. Некоторые предпочитают другой вариант, например «Совет дня», другие же присылают информацию об обновлениях и изменениях их предложения. Но опять же - вне зависимости от варианта, лист рассылки, подписчики которого добровольно изъявили желание получать информацию, должен быть у продавца под рукой. Очень редко бывает так, что посетитель, первый раз попавший на сайт, делает заказ, основная масса подписывается на рассылку, читает ее выпуски на протяжении недель или даже месяцев и лишь потом начинает подумывать о покупке. Ибо для того, чтобы тратить на ту или иную компанию деньги, вполне логично сначала узнать ее поближе.

8. Регистрация в поисковых системах. Несмотря на то, что поисковые машины не являются непосредственным средством рекламы ресурса, работа с ними включается абсолютно во все маркетинговые планы по осуществлению электронного бизнеса. Пере-

довые позиции в поисковых системах пойдут любому сайту только на пользу. Бороться за них можно различными способами, прибегая ко всевозможным трюкам и ухищрениям, но основной секрет успеха на данном поприще остается неизменным: обладание большим количеством качественного контента.

9. Использование всех доступных средств и методов бесплатной рекламы. Возможностей обеспечить бесплатную рекламу своему ресурсу в Интернете великое множество. Необходимо писать и рассылать пресс-релизы, статьи , участвовать в форумах и группах новостей, использовать бесплатные доски объявлений, регистрироваться в каталогах, обмениваться ссылками с другими сайтами и т.п. Делать все, что только можно сделать для получения дополнительного траффика бесплатно, имея при этом в виду, что некоторые методы в зависимости от типа бизнеса работают лучше, другие -хуже.

10. Использование платной рекламы. Некоторые предприниматели, осуществляющие электронный бизнес, считают, что платная реклама приносит результат гораздо лучший, нежели бесплатная. Это, конечно, так, но все же я бы рекомендовал не пренебрегать бесплатными рекламными возможностями. Оба метода получения дополнительного траффика должны эффективно сочетаться, именно тогда они полностью удовлетворят ожиданиям. А из приемов осуществления платной рекламы наиболее эффективным вложением денег будет публикация рекламных объявлений в хорошо подобранных тематических рассылках.

Статистикой замечено, что огромное количество посетителей приходят на сайт компании благодаря оффлайновой платной рекламе, например, объявлениям в местной прессе, газетах и журналах. Следует указывать адрес своего сайта повсюду: на визитных карточках, документации, конвертах почтовых отправлений, открытках и т.п. Кстати говоря, траффиковые потоки, пришедшие из оффлайна, имеют гораздо больший процент реальных клиентов, чем завсегдатаи Интернет.

Литература:

1. www.e-global.es

2. www.bizpromo.com

3. www.berestneff.com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Шихрагимова А.М., соискатель Дагестанского государственного технического университета

Рассмотрены подходы планирования прибыли и совершенствован метод прямого счета, используемый при планировании прибыли строительного предприятия.

Ключевые слова: строительное предприятие, планирование прибыли, метод прямого счета.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF THE ACCOUNT FINANCIAL RESULT AND INVESTMENT ACTIVITY OF THE BUILDING ENTERPRISE

Shihragimova A., the applicant, Dagestan state technical university The Considered approaches of the planning the profit and is improved method of the direct count, used when planning arrived building enterprise. Keywords: building enterprise, planning the profit, method of the direct count.

Для того чтобы выявить преимущества и недостатки применения различных методов управления формированием и распределением финансовых результатов, необходимо рассмотреть и проанализировать различные методики их планирования, учета и анализа, используемые строительным предприятием на соответствующих этапах процесса управления производством и инвестиционной деятельностью.

Важной составной частью финансового механизма строительных предприятий является финансовое планирование (в рамках формирования бизнес плана подрядной строительной организации), которое представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих служб и отделов для определения [1]:

- объема финансовых ресурсов, необходимых для выполнения сформированных производственных планов и ввода в действие объектов;

- форм и методов мобилизации финансовых ресурсов;

- финансовых показателей, пропорций и размеров денежных фондов, источников их формирования и направлений целевого использования;

- показателей инвестиционной деятельности.

Финансовый план строительной организации является составной частью бизнес - плана и обеспечивает сбалансированность всех его разделов. При этом, показатели финансового плана в условиях рынка должны определяться на основе данных о фактическом его состоянии на момент планирования, на основе данных из других разделов бизнес- плана, в частности, на основе данных из разделов «Планирование прибыли и себестоимости строительно-монтажных работ», «Планирование развития и инвестиционной деятельности», а также на основе анализа желаемого (целевого) состояния, к которому стремится строительное предприятие. В разделах «Пла-

нирование прибыли и себестоимости строительно-монтажных работ» и «Планирование развития и инвестиционной деятельности» определяется размер плановой балансовой прибыли с учетом предусмотренных на следующий год организационно-технических мероприятий, позволяющих увеличить объем производства и снизить себестоимость производимой продукции. Размер плановой балансовой прибыли вычисляется в заданном порядке, на основе запланированного объема строительно-монтажных и специальных работ и плановой их себестоимости. При этом источниками плановой балансовой прибыли являются плановые накопления (нормативная прибыль) и плановая экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главными из них являются: метод прямого счета и аналитический метод расчетов [2].

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции (что характерно для строительных подрядных организаций). Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

С учетом специфики строительного производства расчет в этом случае может производиться по следующей формуле:

п

П = (ХЛА' ).Ц - (ХА 1=1

где П - плановая прибыль;

- объем выполненных условных подрядных работ _]-го наименования, приведенных по трудоемкости к работе, принятой за базовую работу;

к - коэффициент приведения работ j -го наименования по трудоемкости к базовой работе, для которой он равен 1;

Ц - спрогнозированная цена единицы условных подрядных работ (за вычетом НДС и акцизов);

С - спрогнозированная полная себестоимость единицы условных подрядных работ.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не дает возможности учитывать влияние отдельных факторов на плановую прибыль, а при большой номенклатуре подрядных работ становится достаточно трудоемким.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом разнообразии выполняемых подрядных работ, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом [2].

Кроме отмеченных выше способов планирования прибыли -методом прямого счета и аналитическим - существует также так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской и инвестиционной деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в планируемом году целесообразно сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные. Как известно, к переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства. Для оптимизации и сопоставления показателей переменных затрат, в виду их противоречивости, необходимо использовать методы многокритериальной оптимизации, позволяющие находить различные компромиссные значения определяемых показателей.

Постоянные затраты, в отличие от переменных затрат не изме-

няются в зависимости от роста амортизационных отчислений, уплаты процентов за кредит, арендной платы, оплаты труда управленческого персонала, административных расходов и др.

Смешанные затраты включают как переменные, так и постоянные расходы. Таковыми, например, являются затраты на проведение текущего ремонта строительной техники и оборудования и др.

Следует различать процессы планирования формирования прибыли, и планирования распределения прибыли. Налогообложение прибыли и ее распределение на фонды потребления, фонды накопления и резервные фонды планируется в “Балансе доходов и расходов” (форма 12-СФ) на основе действующих ставок налогообложения и льгот, а также на основе нормативов распределения прибыли. При этом порядок целевого использования фондов потребления и накопления планируется в сметах расходования средств фондов потребления и накопления [3].

Учет распределения (использования) валовой (балансовой) прибыли ведется на счете 81 “Использование прибыли”. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении строительной организации, распределяется в заданном порядке. Операции по распределению чистой прибыли отражаются в учете путем записи в дебет счета 81 “Использование прибыли” с кредита счетов 82 “Оценочные резервы”, 86 “Резервный капитал”, 87 “Добавочный капитал”, 88 “Нераспределенная прибыль”.

Анализ финансовых результатов деятельности строительной организации проводится в целях оценки выполнения плана по прибыли, определения влияния различных факторов на размер прибыли, выявления резервов и разработки мероприятий по их использованию. Для анализа финансовых результатов используются следующие источники информации[4]:

-данные бизнес- плана (разделы “Планирование прибыли и себестоимости строительно-монтажных работ”;

- данные “Баланса доходов и расходов”, бухгалтерские балансы (форма 1), отчеты о финансовых результатах (форма 2);

- отчеты о себестоимости строительно-монтажных работ;

- материалы балансовых комиссий, регистры бухгалтерского учета и первичные учетные документы.

При этом основными направлениями анализа финансовых результатов являются:

- определение степени выполнения плана по прибыли, как в целом по строительной организации, так и по отдельным участкам и объектам строительства;

- определение влияния количественных и качественных факторов на сумму отклонения фактической прибыли от плановой прибыли, и выявление причин данного отклонения;

- анализ внереализационных прибылей и убытков, а также причин их образования;

- анализ распределения балансовой и чистой прибыли.

- анализ образования и использования фондов потребления и накопления в соответствии с утвержденными сметами.

Аналитическая работа заканчивается разработкой предложений о порядке использования выявленных резервов роста прибыли, а также предложений по рациональному и эффективному расходованию средств фондов потребления и накопления.

В основе альтернативной концепции управления финансами предприятия лежит управленческий учет, который представляет собой совокупность методов финансового менеджмента. Понятие “управленческий учет” объединяет в единую систему методы управления финансами, применяемые на этапах прогнозирования, планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений [5,6].

Управленческий учет включает методы прогнозирования, планирования, учета и анализа затрат и финансовых результатов предприятия по местам их формирования и объектам калькулирования, а также методы планирования, учета и анализа капитальных вложений, направляемых на развитие собственной производственной базы. Методика финансового анализа (в рамках концепции управленческого учета) должна быть направлена на обеспечение информации, необходимой для выбора оптимального решения из нескольких альтернативных вариантов. При этом данные учета используются для оценки достигнутого состояния, выявления его отклонений от оптимального состояния и выяснения причин этих отклонений, а также в качестве базы для прогнозирования дальнейшего развития экономической среды предприятия. При этом в случае большого доверия к данным традиционного бухгалтерского учета возможны ошибки в оценке текущей ситуации. Например, учет-

ные данные могут говорить о том, что на расчетном счете предприятия достаточно денежных средств, но в то же время предприятие может уже находиться в зоне убытков. С другой стороны, данные учета, могут показывать отсутствие ликвидных средств, хотя предприятие продолжает получать прибыль. Для точной оценки экономической ситуации необходимо перейти к более эффективному уровню управления финансами, опирающемуся на контроллинг полного состояния строительного предприятия.

Методы управленческого учета должны органично сочетаться с традиционными методами управления финансовой деятельностью строительного предприятия, объединяя все этапы управления финансами предприятия в единый и непрерывный процесс.

Управленческий учет является базовым механизмом для формирования эффективных планов, построения прогнозов и принятия оптимальных решений. Одновременно это учет обстоятельств, которые, возможно, изменятся в течение планируемого периода.

Очевидно, что одним из наиболее ценных качеств любого руководителя является умение прогнозировать ситуацию и реализовать цель управления, получив ожидаемые финансовые результаты. При этом основная задача управленческого учета состоит в том, чтобы предвидеть эти результаты и обеспечить их достижение.

Особую роль в повышении эффективности методов управления финансовой деятельностью строительных предприятий играет маркетинг и оптимальное распределение прибыли. Одной из основных задач маркетинговых исследований является прогнозирование спроса потребителей на производимую товарную строительную продукцию, что позволяет выполнить формирование эффективных планов инвестиционной деятельности и стратегического развития строительного предприятия.

При этом для эффективного управления по отклонению фактических значений параметров производственного процесса от заданных значений данных параметров необходимо формирование базы данных, используемой для хранения накопленного передового опыта управления, представляющего соответствующее информационное обеспечение, включающее:

-массивы данных, содержащих сведения о факторах, влияющих на величину отклонений регулируемых параметров и причинах, вызывающих эти факторы;

- массивы данных, определяющих управленческие мероприятия, позволяющие устранить различия между фактическими и заданными значениями регулируемых параметров производственного процесса.

В этом случае любая задача регулирования производственного процесса сводится к выявлению и устранению различий между заданным и фактическим значением регулируемых параметров (например, объемов производства), а также к устранению основных причин и сопричин, вызывающих данные отклонения.

Если при этом возникает сложная по своей структуре пробле-

ма, то для поиска эффективного решения каждой выявленной сложной задачи в процессе управления производственным процессом могут использоваться специальные процедуры разбиения этих задач на подзадачи с требуемым уровнем детализации, реализация которых не вызывает затруднений. Для этой цели и используется хранящаяся в базе данных информация. В результате применения указанных процедур формируется дерево решения сложной задачи, вершины которого V., i = 1,п (обозначенные кружками) ( см. рис.1) определяются подзадачами, которые необходимо реализовать для решения основной (корневой) проблемы ^, а ребра e., j=1,m (обозначенные стрелками) помечаются мероприятиями, проводимыми для их реализации и требующимися для этого материальнотехническими ресурсами. При этом суммирование всех необходимых для решения подзадач ресурсов позволяет выявить все необходимые их потребности для решения основной задачи.

V

Рис. 1. Дерево разбиения задач на подзадачи. Литература:

1. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической дея-тельности предприятия: Учебно-практическое пособие.

- 2-е изд., испр. - М.: Дело и сервис, 2000.

2. Кодацкий В.А. Ваша прибыль в условиях рынка. - М: Финансы и статистика, 1994.

3. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм.

- М.: Финансы и статистика, 1997.

4. Анализ прибыльности продукции. -М.: Дело, 1996.

5. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. -2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2 -е изд., перераб. и доп.

- М.: Финансы и статистика, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.