with such names as A. Feigenbaum and E. Deming, a system of total quality control (English: Total Quality Control, TQC) was proposed. At the fourth stage, K. Isshikawa continues to develop statistical methods for quality assessment, and D. Juran develops a quality management philosophy - the "Quality Trilogy". The fifth stage is characterized by the creation of national quality standards. At the sixth stage, the TQM concept is spread and recognized throughout the world. In addition, the article highlights the periods offormation of the domestic quality management system.
Key words: total quality control system, automotive industry, standards, statistical methods for quality assess-
men.
Novikova Tatyana Alekseevna, postgraduate, boiko [email protected], Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University,
Lyapuntsova Elena Vyacheslavovna, doctor of technical sciences, professor, lev86@bmstu. ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University
УДК 658.562
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-2-575-576
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ САМОХОДНЫХ МАШИН И ПРИЦЕПОВ К НИМ
И.С. Борисов, В.А. Васильев
Рассматриваются вопросы совершенствование системы стандартизации организации в сфере динамически развивающихся требования по подтверждению соответствия самоходных машин и прицепов к ним. Проведен обзор основных нововведений в нормативной документации, касающейся свободного обращения самоходных машин. Определены признаки и проблемы развития системы стандартизации организации. Приведен опыт развития системы различными учеными и практиками.
Ключевые слова: стандартизация; система стандартизации организации; самоходные машины; оценка соответствия; методы совершенствования стандартизации, технический регламент.
Ключевым фактором для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности организации является уровень соответствия ее системы стандартизации требованиям международных и национальных стандартов. Система стандартизации, входящая в состав системы менеджмента качества (СМК), должна быть разработана таким образом, чтобы учитывать актуальные потребности потребителей, а также решать задачи управления качеством, снижать риски и повышать возможности производства конкурентоспособной продукции. Важно отметить, что система стандартизации должна постоянно совершенствоваться и приспосабливаться к изменяющимся требованиям, чтобы организация могла успешно конкурировать на рынке на протяжении длительного времени [1].
В период с 2021 по 2024 года обращение самоходных машин на территории таможенного Союза претерпело существенные изменения в результате технического прогресса и законодательных реформ. Вступившие в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" и Приказ Минпромторга России от 31.05.2022 N 2197 регламентируют изменения в процедуре оформления паспортов самоходных машин и дальнейшую их регистрацию в органах государственного технического надзора [2,3]. Начиная с осени 2022 года, таможенные органы лишены бумажных бланков паспортов самоходных машин, взамен этого полномочия на паспортизацию самоходных машин переходят к органам по сертификации, испытательным лабораториям или Российским изготовителям и официальным импортерам спецтехники. Процедура паспортизации спецтехники становится электронной и реализуется с помощью системы электронных паспортов портала АО «Электронный паспорт».
На сегодняшний день, вопрос подтверждения соответствия самоходных машин стоит острым образом в связи с тем, что с момента отмены бумажных паспортов на некоторые виды техники невозможно получить электронный паспорт из-за того, что техника не подлежит ни ТР ТС 010/2011, ни ТР ТС 031/2012. Ранее получение бумажного паспорта осуществлялось без привязки к техническим регламентам, теперь же техника должна обязательным образом быть подтверждена на соответствия требованиям ТР ТС 010/2011, либо ТР ТС 031/2012.
Реформация в законодательстве в части регистрации самоходных машин вскрыло ряд недостатков в действующем ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Данный технический регламент не охватывает все виды самоходной техники, и некоторая продукция остается не подлежащей ни одному из действующих ТР ТС и, в следствии этого, вне поля действия текущей нормативной документации.
В целях обеспечения унификации требований к регистрации самоходной техники необходимо актуализировать и усовершенствовать нынешнюю систему стандартизации, чтобы исключить противоречия в нормативных документах.
Обзор литературы. К ведущим авторам, которые внесли значительный вклад в развитие научных основ стандартизации можно отнести как отечественных, так и зарубежных учёных и специалистов: Адлер Ю.П., Азгаль-дов Г.Г., Аронов И.З., Барвинок В.А., Белобрагин Б.Я., Бойцов Б.В., Бойцов В.В., Васильев В.А., Гастев А.К., Голубчик Э.М., Гун Г.С., Деминг Э., Джуран Д., Дойль П., Зажигалкин А.В., Ивахненко А.Г., Клочков Ю.С., Корчунов А.Г., Котлер Ф., Оучи У., Постыка В.М., Рубин Г.Ш., Субетто А.И., Тейлор Ф.У., Фейгенбаум А., Чайка И.И., Чек-марев А.Н. и др.
Анализ работ российских и зарубежных авторов, которые проводили научные исследования в области стандартизации показал, что что наряду со значимыми работами остались не решёнными проблемы внедрения требований международных и национальных стандартов в систему стандартизации при противоречиях и конфликтах внедряемых новых требований с уже действующими в нормативной документации. В частности, на сегодняшний день, существует ряд противоречий, касающиеся свободного обращения спецтехники, среди них, такие как:
- отсутствие возможности государственной регистрации в органах Гостехнадзора прицепных бетононасосов, компрессоров, насосных станций, мини-электромобилей, гольфкаров, самоходных платформ, терминальных тягачей и др., в связи с отсутствием или не полнотой требований, содержащихся в ТР ТС 010/2011;
- проблемы, связанные с обходом санкций через параллельный импорт и вынужденным нарушением требований ТР ТС 010/2011 в части маркировки спецтехники, отсутствующей в Приказе Минпромторг РФ от 21.07.2023 № 2701.
Реформы в области паспортизации самоходных машин сопровождаются новыми требованиями со стороны Минпромторга к их подтверждению соответствия. Вступает в силу Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 об осуществлении параллельного импорта спецтехники. Осуществление параллельного импорта спецтехники является сложным механизмом, который позволяет предприятиям импортировать из-за рубежа самоходные машины, прошедшие соответствующую процедуру подтверждения соответствия в других странах, и использовать их на территории России без дополнительной процедуры сертификации. Это позволяет сократить временные и финансовые затраты на внедрение новой техники на отечественном рынке. Данный приказ устанавливает перечень кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и, соответствующие им торговые марки, которые могут ввозиться на единую территорию Евразийского Союза продавцами, не являющимися уполномоченными изготовителем лицом [4]. При ввозе спецтехники по параллельному импорту необходимо иметь разрешительную документацию, подтверждающую соответствие требованиям ТР ТС в виде декларации или сертификата соответствия на партию, где Заявителем является Продавец, либо допускается использовать декларацию или сертификат на серию официального импортера с предоставлением официальной справки от Продавца об ответственности за ввозимую технику. Данная справка предоставляется в Минпромторг РФ.
Однако Приказ МПТ РФ от 21.07.2023 № 2701 не содержит всей полноты торговых марок, находящихся под запретом на ввоз на территорию РФ, из-за этого на рынке наблюдается ситуация, при которой существует много неофициальных дилерских центров и импортеров запрещенной техники, что говорит о вынужденном обходе или нарушении требований ТР ТС 010/2011 в части маркировки в целях ввоза и обращения продукции на рынке.
Исходя из вышеизложенного, на сегодняшний день организации нуждаются в применении новых методов совершенствования системы стандартизации в целях повышения качества оказываемых услуг по оценке соответствия в условиях нововведений свободного обращения спецтехники.
В рамках системы стандартизации организации присутствует набор необходимых процессов, которые выделяются для обеспечения эффективного функционирования системы. Эти процессы включают управление самой системой стандартизации, анализ нормативной документации, внедрение нормативно-методических документов, описание и оптимизацию процессов и нормативной документации, проведение внутреннего аудита, инвентаризацию, обучение и аттестацию персонала, периодический контроль знаний нормативных документов, а также хранение и учет использования нормативной документации [5, 6]. В состав системы стандартизации входят также важные аспекты, такие как разработка и обновление нормативной документации, отмена неактуальных нормативных документов и поддержка базы знаний.
В рамках процесса стандартизации взаимодействуют различные участники, включая группы процессов инициирования, планирования, мониторинга и контроля, реализации и закрытия. Эти группы процессов взаимодействуют не только между собой, но и с внешней средой.
Документация в сфере стандартизации нацелена на установление норм и требований, которые будут применяться повторно. Она направлена на достижение систематизации организационной деятельности и обеспечение высокого качества технических решений и процессов на всех этапах жизненного цикла продукции.
Повышение конкурентоспособности организации и ее продукции, а также обеспечение безопасности заинтересованных сторон являются основными целями системы стандартизации организации. Для достижения поставленных целей необходимо реализовать определенный комплекс мероприятий, включающий в себя следующие аспекты: установление единой технической политики, повышение уровня безопасности производственных объектов с учетом возможных природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций. Одновременно необходимо уделять особое внимание повышению надежности, обеспечению выполнения требований технических регламентов, защите от приобретения товаров и услуг низкого качества, а также эффективному и рациональному использованию ресурсов через установление нормирования и контроля за расходом и запасом ресурсов. Критически важно обеспечить сопоставимость результатов измерений, испытаний и технических, экономико- статистических данных на международном, национальном и корпоративном уровнях.
В условиях активного развития международных и национальных стандартов системы стандартизации организации сталкиваются с проблемами низкой эффективности и результативности. Над решением этих проблем работало значительное число учёных и практиков, которые проводили исследование различных современных методов развития систем стандартизации организации.
Развитие за счёт совершенствования методов стандартизации.
Исследования, выполненные Ю.С. Клочковым, направлены на улучшение процесса стандартизации. В процессе исследований было обнаружено, что помимо привычных методов стандартизации, таких как классификация, систематизация, селекция, типизация, унификация и другие, необходимо использовать метод, который гарантирует выполнение всех требований, установленных нормами. Этот метод нацелен на обеспечение достижения установленных норм и стандартов в процессе. Для достижения высокого качества и безопасности в процессах управления качеством необходимо учитывать конкретные производственные условия при разработке нормы. Таким образом, для соблюдения установленной нормы в производственных условиях требуется ее адаптация [7, 8].
Развитие за счёт совершенствования процедур внедрения нормативных документов. Диссертационное исследование А.Ю. Газизулиной сфокусировано на разработке и анализе метода, который способствует более эффективному и эффективному внедрению норм, требований и правил в систему стандартизации организации. Цель рабо-
ты заключается в улучшении процедур внедрения путем комплексной оценки динамики данного процесса [9]. Сначала проведен анализ соответствия процедур внедрения, основанный на сравнении запланированных и реальных значений улучшения нормативной документации предприятия. Этот анализ позволяет оценить эффективность текущих процедур внедрения и выявить потенциал для улучшения. Результаты анализа сравниваются с предварительно установленными стандартами и целями организации. Определяются области, где существует расхождение между запланированными и фактическими достижениями и где требуются дополнительные улучшения. На основе выявленных недостатков и потенциала для улучшения разрабатывается метод, который позволяет сократить сроки внедрения и повысить результативность процесса. Развивая представленную выше концепцию, проводится оценка эффекта, вызванного внесением изменений высшим руководством, на основе качественной оценки количества измененных нормативных документов. Чтобы определить успешность внедрения требований и соответствие оперативности изменений плановым показателям развития организации, можно проанализировать оценку уровня достигаемых результатов с помощью методов, позволяющих рассчитать динамику введенных изменений. Это обеспечит понимание эффективности мер, предпринятых высшим руководством, в целях достижения желаемых результатов и обеспечения устойчивого развития организации. Для достижения этой цели автором предлагается использовать графическую модель, которая учитывает факторы отставания по срокам и невыполнение требований [10,11]. С использованием данной модели можно установить критерии для оперативности и результативности процесса внедрения норм, требований и правил в нормативную базу организации.
Развитие за счёт анализа и оценки результативности работ по стандартизации. Работа И. А. Барабанова и Т. В. Школиной «Анализ и оценка результативности работ по стандартизации» представляет собой исследование, направленное на решение проблем обеспечения качества выполнения работ по стандартизации и оценки их эффективности. В данном исследовании применяются методы процессного подхода с целью достижения установленной цели [12]. В данной работе отмечается, что каждый тип деятельности может быть рассмотрен как процесс, включающий входные данные, такие как материалы, требования и информация, а также выходные данные, такие как принятые решения и документация. Кроме того, процессы стандартизации оснащены средствами управления и ресурсами. Соединение информационных моделей и других выделенных процессов осуществляется посредством входных и выходных данных, а также управления, что позволяет объединить их в единую сеть процессов стандартизации. Одной из основных задач в работе является выделение выходов процессов стандартизации, которые были идентифицированы при моделировании. Эти выходы становятся основой для разработки критериев, по которым будет оцениваться результативность работ по стандартизации [12]. Авторами формируется модель качества работ по стандартизации с расчётом результативности как для каждого выделенного процесса, так и на различных уровнях.
Развитие за счёт построения моделей типа ШЕЕ. Методология разработки модели, предложенная С.М. Бобровским и Т.С. Яницкой, направлена на упорядочивание процесса проектирования. Данная методология основана на использовании методов структурного анализа, которые позволяют формализовать процессы, заложенные в стандартах. Важно отметить, что проблема внедрения требований стандартов решается путем перевода текстового формата требований в нотации IDEF [13, 14]. Однако, для обеспечения однозначной трактовки стандарта, использование графического представления требований оказывается необходимым. Таким образом, применение методов структурного анализа при разработке модели позволяет удобно преобразовывать информацию различного типа в соответствии с основными принципами данного метода.
Строительство моделей стандарта ИСО 9001 с использованием структурного анализа основывается на переходной схеме для каждого подуровня разделов. Процесс моделирования начинается с извлечения данных, которые затем используются для создания функциональной модели и модели данных. При этом выделяются процедуры, которые относительно легче включить в описание процессов, затем внимание переключается на пункты стандарта, содержащие конкретные данные. После этого проводится преобразование данных и строится переходная схема для каждого подуровня разделов стандарта ИСО 9001. Полученные схемы и связи затем преобразуются в стандартный формат IDEF0 [13, 14].
Проблемы развития систем стандартизации. В современной научной литературе предлагается набор решений, способствующих развитию систем стандартизации в организациях. Однако эти решения не решают все проблемы, связанные с внедрением стандартов требований. Для полной автоматизации
процесса и процедур системы менеджмента качества необходимы дополнительные знания и понимание предлагаемых моделей. Кроме того, при реализации этих требований не учитываются ограничения ресурсов организации, сопротивление персонала и взаимодействие требований.
Внедрение требований международных и национальных стандартов в систему стандартизации организации требует выделения ресурсов, таких как время, финансы и персонал. Особенно важно учесть, что, если персонал не поддерживает внедрение новых требований, это может привести к полному аннулированию ожидаемого эффекта. Таким образом, в успешной реализации стандартизации не только необходимо овладеть дополнительными знаниями и навыками, но также учесть ограничения ресурсов и сопротивление со стороны персонала.
Недостаток ресурсов и сопротивление персонала могут привести к двум негативным последствиям: сокращению полного объема и полной реализации внедряемых требований и увеличению времени, затрачиваемого на их внедрение.
Поэтому ключевыми задачами в данной сфере являются оценка эффективности системы стандартизации в организации, управление ресурсами, выделяемыми для внедрения новых требований в нормативную систему документации предприятия, а также разрешение конфликтов при взаимодействии требований и прогнозирование уровня сопротивления со стороны персонала.
Список литературы
1. Васильев В.А. Управление качеством в современных условиях / В.А. Васильев, С.В. Александрова // Технология металлов. 2014. № 9. С. 34 - 43.
2. Федеральный закон от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники".
3. Приказ Минпромторга России от 31.05.2022 № 2197. Об утверждении порядка и условий предоставления уполномоченным организациям полномочий по оформлению электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.
4. Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия.
5. ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения». М.: Стандартинформ, 2005.
6. ГОСТ Р 1.5-2012. «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения». М.: Стандартинформ, 2005.;
7. Клочков Ю.С. Совершенствование методов моделирования бизнес- процессов и управления качеством продукции: дис. ... канд. техн. наук: 05.02.23 / Клочков Юрий Сергеевич. Самара, 2006. 123 с.;
8. Клочков Ю.С. Совершенствование системы управления качеством продукции на основе развития модели потребительской оценки и анализа самоорганизации процессов: дис. ... д-ра. техн. наук: 05.02.23 / Клочков Юрий Сергеевич. Самара, 2012. 235 с.
9. Газизулина А.Ю. Разработка модели сертификации продукции на основе QFD / Клочков Ю.С., Волгина А.Д., Карсунцева А.А., Селезнева Т.С. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013 №4 (26). С. 111 - 113.
10. Газизулина А.Ю. Анализ классификаторов несоответствий в нормах, правилах и требованиях / А.Ю. Газизулина, Ю. С. Клочков // International DQM conference on dependability and quality management, The DQM Research Center, Prijevor, Serbia. 2016. Р. 87 - 95.
11. Газизулина А.Ю. Развитие стандартизации как инструмента управления качеством / А.Ю. Газизулина // Сборник статей Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского - "МАТИ" Москва. 2014. С. 72 - 77.
12. Барабанова И.А., Школина Т.В. Анализ и оценка результативности работ по стандартизации // Фундаментальные исследования. 2016. № 4-3. С. 480-484.
13. Бобровский С.М. Построение модели системы управления качеством предприятия на основе использования методов структурного анализа/ С.М. Бобровский, Т.С. Яницкая // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 5. С. 186-192.
14. Яницкая Т.С. Совершенствование систем менеджмента качества на основе методов структурного анализа: дис. ... канд. техн. наук.: 05.02.23/Тольятти, 2006. 203 с.
Борисов Илья Станиславович, аспирант, ilya.skiva@,va. ru, Россия, Москва, Московский политехнический университет,
Васильев Виктор Андреевич, д-р техн. наук, профессор, vasiliev1952va@yandex. ru, Россия, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ (НИУ)
IMPROVEMENT OF STANDARDIZATION SYSTEM IN THE FIELD OF CONFORMITY ASSESSMENT OF SELF-PROPELLED MACHINES AND TRAILERS TO THEM
I.S. Borisov, V.A. Vasiliev
The questions of improvement of the organization standardization system in the sphere of dynamically developing requirements for conformity assessment of self-propelled machines and trailers to them are considered. The review of basic innovations in normative documentation concerning free circulation of self-propelled machines is carried out. The signs and problems of the organization standardization system development are defined. The experience of system development by different scientists and practitioners is given.
Key words: standardization, organization standardization system, self-propelled machines, conformity assessment, methods of standardization improvement, technical regulation.
Borisov Ilya Stanislavovich, postgraduate, [email protected], Russia, Moscow, Moscow Polytechnic University,
Vasiliev Victor Andreevich, doctor of technical sciences, professor, vasiliev1952va@yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University) (MAI (NRU)