Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДБАВКИ / ЦЕНЫ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ (ЖНВЛП) / ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОПТОВЫЕ НАДБАВКИ / ПРЕДЕЛЬНЫЕ РОЗНИЧНЫЕ НАДБАВКИ / ALLOWANCES / ADD-UPS / PHARMACEUTICAL PRICES / THE ESSENTIAL AND MOST IMPORTANT PHARMACEUTICAL'S (MEDICINE) / VITAL AND ESSENTIAL DRUGS / MAXIMUM WHOLESALE MARGINS / MAXIMUM RETAIL MARGINS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Старых Д.А., Латынцев А.В.

В статье приведены и обоснованы альтернативные варианты совершенствования российской системы регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, разработанные в ходе аналитических исследований с целью стимулирования реализации наиболее дешевых лекарственных препаратов и снижения цен на дорогостоящие препараты. Также на основе анализа зарубежного опыта выделены возможные варианты государственного регулирования предельных надбавок на лекарственные препараты и предложены наиболее подходящие для отечественной системы лекарственного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF THE PHARMACEUTICALS’ SALES ALLOWANCES (MARGINS) TO PRICESREGULATORY SYSTEM ON MEDICINE INCLUDED IN THE VITAL AND ESSENTIAL DRUGS LIST

The article discusses and supports alternatives to improve the Russian regulatory system of sales allowances to pricing on pharmaceuticals , included in the Vital and Essential Drugs List; which were developed by means of analytical research in order to encourage sales of cheaper pharmaceuticals and price decreases on expensive ones. In addition, based on the world practice, possible ways of the state regulation of pharmaceutical maximum margins are highlighted and suggested the most appropriate for domestic pharmaceuticals distribution system.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ»

УДК: 614.2

ISSN: 2542-0259

© Российское конкурентное право и экономика, 2020

Совершенствование системы регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Старых Д.А.,

ФАС России, г. Москва

Латынцев А.В.,

Научно-исследовательский институт правовых экспертиз и комплексных исследований, г. Москва

Аннотация

В статье приведены и обоснованы альтернативные варианты совершенствования российской системы регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, разработанные в ходе аналитических исследований с целью стимулирования реализации наиболее дешевых лекарственных препаратов и снижения цен на дорогостоящие препараты. Также на основе анализа зарубежного опыта выделены возможные варианты государственного регулирования предельных надбавок на лекарственные препараты и предложены наиболее подходящие для отечественной системы лекарственного обеспечения.

Ключевые слова: надбавки, цены на лекарственные препараты, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), предельные оптовые надбавки, предельные розничные надбавки.

The improvement of the pharmaceuticals' sales allowances (margins) to pricesregulatory system on medicine included in The Vital and Essential Drugs List

Dariya A. Staryh,

FAS Russia, Moscow

Alexander V. Latyntsev,

Institute of science and research in law and integrated expertise, Moscow

Annotation

The article discusses and supports alternatives to improve the Russian regulatory system of sales allowances to pricing on pharmaceuticals , included in the Vital and Essential Drugs List; which were developed by means of analytical research in order to encourage sales of cheaper pharmaceuticals and price decreases on expensive ones. In addition, based on the world practice, possible ways of the state regulation of pharmaceutical maximum margins are highlighted and suggested the most appropriate for domestic pharmaceuticals distribution system.

Keywords: allowances, add-ups, pharmaceutical prices, the essential and most important pharmaceutical's (medicine), Vital and Essential drugs, maximum wholesale margins, maximum retail margins.

Совершенствование системы регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты...

Проблемам совершенствования системы регулирования торговых надбавок на лекарственные средства посвящено значительное число научных публикаций как в России [1—3], так и за рубежом [4, 5]. Согласно ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется, в частности, посредством установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП)1.

В силу требований ч.1 ст. 63 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями ЖНВЛП, в соответствии с методикой, принятой в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, которые утверждаются после согласования Федеральной антимонопольной службой. Организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размера оптовой надбавки и (или) размера розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных

1 Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.

в перечень ЖНВЛП, в субъектах Российской Федерации (далее — Правила)2.

В соответствии с абз. 2 п. 1 Правил предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных препаратов, устанавливаются в отношении организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее — организации розничной торговли), осуществляющих реализацию лекарственных препаратов на территории этих субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время методика установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на ЖНВЛП (именуемая далее — Методика), утверждена Приказом Федеральной службы по тарифам России от 11 декабря 2009 г. № 442-а3.

С даты принятия Методики в российской экономике, и в частности на фармацевтическом рынке, произошли существенные изменения, которые требуют совершенствования системы регулирования надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Зарубежный опыт регулирования торговых надбавок в отношении лекарственных препаратов

В зарубежной практике отсутствует единый подход к вопросам регулирования торговых надбавок на лекарственные препараты. Каждой стране, в том числе каждому из государств Европейского Союза, присущи

2 Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 (ред. от 16.12.2019) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 45. Ст. 5851.

3 Приказ ФСТ России от 11.12.2009 № 442-а (ред. от 26.06.2014) «Об утверждении Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» // Российская газета. № 245. 2009.

свои особенности регулирования данной сферы, которые сформировались с учетом специфики и структуры национальной системы здравоохранения и лекарственного обеспечения4, а также исторических предпосылок и зачастую политических решений5.

Соответственно, копирование механизмов регулирования предельных надбавок на лекарственные препараты одной из стран для России неэффективно и нецелесообразно. Необходимо учитывать особенности отечественной системы здравоохранения и лекарственного обеспечения. Более приемлемым представляется путь выделения в зарубежной практике наиболее успешных и подходящих для нашей страны организационно-правовых механизмов, которые могут быть адаптированы к российским реалиям.

Анализируя зарубежный опыт, можно отметить, что наиболее широкое распространение в мире получили следующие варианты государственного регулирования надбавок на лекарственные препараты:

■ фиксированный сбор при продаже (аптечный сбор за рецепт и т. п.);

■ фиксированный размер предельной надбавки (в процентах);

■ регрессивная шкала предельных размеров надбавок (в процентах либо в фиксированных суммах).

Часто встречается комбинация указанных выше механизмов.

Рассмотрим каждый из указанных выше механизмов ограничения размеров торговых надбавок в свете целесообразности его применения в нашей стране в отношении лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП:

1. Введение фиксированного сбора может привести к увеличению затрат покупателей на наиболее дешевые лекарственные препараты, что неблагоприятно отразится на лекарственном обеспечении жителей страны, особенно малоимущих. Поэтому данная мера регулирования применяется в основном в странах с высоким уровнем доходов населения и при эффективной системе гарантированной компенсации стоимости затрат амбулаторных больных на лекарственные препараты. Более того, сборы за рецепты обычно рассматриваются как меры сдерживания лекарственного потребле-

4 Доклад Департамента экономической и научной политики Европейского парламента по теме «Различия в ценообразовании на фармацевтическую продукцию и в лекарственном обеспечении в странах ЕС». http://www.europarl.europa.eu/RegData/ etudes/etudes/jom/2011/451481/IPOL-ENVLET(2011)451481_ EN.pdf (Дата обращения: 01.12.2019).

5 Приложение № 2 к докладу Всемирной организации здраво-

охранения «Цены и доступность лекарственных препаратов». https://haiweb.org/wp-content/uploads/2015/07/Working-Paper-3-Regulation-of-Mark-ups.pdf (Дата обращения: 01.12.2019).

ния (в условиях гарантированной полной компенсации стоимости лекарств покупатели должны нести хоть какие-то затраты в целях исключения возможных злоупотреблений и снижения рисков неоправданно большого потребления лекарств).

В нашей же стране при текущей системе лекарственного обеспечения амбулаторные больные в подавляющем большинстве случаев самостоятельно несут расходы на оплату лекарств, поэтому данный механизм нецелесообразен, так как повлечет дополнительное увеличение на них финансовой нагрузки.

При этом предлагается рассмотреть возможность подобного, но иного по мотивационной сути механизма, а именно механизма выплаты в качестве компенсации (дотации) государством организациям розничной торговли небольшой фиксированной суммы за каждую реализованную упаковку ЖНВЛП низкой ценовой стоимости (границы и условия выплаты компенсаций (дотаций) должны быть определены в зависимости от конкретных задач, которые призвана решить программа компенсаций (дотаций)). Данный механизм государственного софинансирования предполагает упрощенные внедрение, администрирование и контроль, при этом позволяя стимулировать реализацию необходимой группы лекарственных препаратов, не увеличивая финансовой нагрузки на покупателей. Данные дотационные механизмы стимулирования реализации наиболее дешевых лекарственных препаратов в рамках аналогичных, в частности, можно рассмотреть при внедрении механизмов амбулаторного лекарственного обеспечения населения.

2. Зарубежный опыт, в частности Китая, показывает, что введение фиксированного процента в качестве ограничительной меры может привести к смещению ассортимента лекарств у организаций торговли в сторону более дорогостоящих лекарственных препаратов (т. е. к так называемому вымыванию дешевых лекарств), а также к увеличению цен при государственных закупках лекарственных препаратов для медицинских учреждений6.

Риск аналогичных тенденций существует и при действующей системе регулирования торговых надбавок в Российской Федерации, особенно в отношении среднего ценового сегмента ЖНВЛП (свыше 50 до 500 руб. включительно). Данный сегмент составляет более 54% в общем объеме продаж лекарственных препаратов (см. табл. 1 в следующем параграфе настоящей статьи), но при этом в отношении него в настоящее время

Согласно выводам исследований, указанным Всемирной организацией здравоохранения в Рекомендациях по формированию национальных ценовых политик в сфере лекарственного обеспечения (2015). https://apps.who.int/iris/bitstream/hand le/10665/153920/9789241549035_eng.pdf;jsessionid=F1C6C40C B334A0C6A75FCC87002D9FD6?sequence=1 (Дата обращения: 01.12.2019).

Совершенствование системы регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты...

предусмотрена возможность установления только одной процентной ставки предельного уровня торговых надбавок, поэтому представляется целесообразным разделить его на две-три ценовые группы и установить для каждой из них свой размер предельной надбавки (по регрессивной шкале) в целях стимулирования реализации наиболее дешевых лекарственных препаратов и снижения цен на дорогостоящие препараты.

3. Проведенные в ходе исследований расчеты показывают, что система регрессивной шкалы предельных размеров надбавок на ЖНВЛП является наиболее подходящей для нашей страны.

Однако применяемая в настоящее время в России трехгрупповая ценовая шкала (до 50 руб. включительно, свыше 50 до 500 руб. включительно и свыше 500 руб.) представляется недостаточно эффективной.

Предлагаемые изменения дифференциации ценовых групп (сегментов)

Согласно п. 5.1 Методики в настоящее время дифференциация размеров средневзвешенной оптовой надбавки и средневзвешенной розничной надбавки осуществляется по следующим ценовым сегментам (ценовым группам):

■ до 50 руб. включительно;

■ свыше 50 до 500 руб. включительно;

■ свыше 500 руб.

Данная дифференциация устарела и не соответствует современным требованиям к государственному регулированию предельных цен на лекарственные препараты.

За прошедшие с даты принятия действующей Методики годы средняя стоимость лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, увеличилась более чем в 2 раза. Так, по данным аналитического отчета DSM Group «Фармацевтический рынок России: итоги 2010 года»7, средневзвешенная цена на ЖНВЛС в 2010 г. составляла 73 руб. При этом средневзвешенная цена отечественного препарата составляла примерно 31 руб., а импортного — 126 руб.

Через восемь лет, по данным аналитического отчета DSM Group «Фармацевтический рынок России: итоги 2018 года»8, средневзвешенная цена на ЖНВЛП по итогам 2018 г. оказалась равной 157 руб. Цена одной упаковки отечественного препарата составила около 84 руб., а импортного — 241 руб.

Изменились также макропоказатели фармацевтического рынка. Так, в 2010 г. общий объем ЖНВЛП

7 URL: https://dsm.ru/docs/analytics/farmrinok_roccii._itogi_2010.pdf (Дата обращения: 01.12.2019).

8 URL: https://https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2018_ DSM.pdf (Дата обращения: 01.12.2019).

в коммерческом сегменте рынка составлял 90 млрд руб., или 1 млрд упаковок. По итогам 2018 г. объем продаж ЖНВЛП в коммерческом сегменте превысил 354,7 млрд руб., соответственно, в натуральном выражении — более 2261 млн упаковок.

Существенно изменились доли ценовых групп в общем объеме коммерческих розничных продаж лекарственных препаратов в 2010 и в 2018 гг. (по данным указанных выше аналитических отчетов DSM Group).

Таблица 1. Сравнение доли ценовых групп в общем объеме коммерческих розничных продаж лекарственных препаратов в 2010 и в 2018 гг.

Ценовая группа Доля в общем объеме продаж в 2010 г., % Доля в общем объеме продаж в 2018 г., % Изменение доли ценовой группы, %

1 Менее 50 руб. 12 4,6 -61,67

2 50—150 руб. 28,6 11,3 -60,49

3 150—300 руб. 27 20,4 -24,45

4 300—500 руб. 15 22,4 +49,34

5 Более 500 руб. 17,4 41,3 +137,36

Доля ценового сегмента наиболее дешевых лекарственных препаратов (стоимостью до 50 руб. включительно) за период с 2010 по 2018 г. уменьшилась в 2,6 раза, а доля продаж наиболее дорогостоящих лекарственных препаратов увеличилась в 2,3 раза.

Изменилась также дифференцированная по ценовым группам средневзвешенная стоимость упаковки лекарственных препаратов в 2010 и в 2018 гг. (по данным указанных выше аналитических отчетов DSM Group).

Таблица 2. Сравнение средневзвешенной стоимости упаковки в розничных продажах лекарственных препаратов в 2010 и в 2018 гг.

Ценовая группа Средневзвешенная Средне-взвешенная Увеличение средневзвешенной

стоимость стоимость стоимости

упаковки в 2010 г., руб. упаковки в 2018 г., руб. упаковки, %

1 Менее 50 руб. 13,4 21,8 62,69

2 50—150 руб. 90,9 93,4 2,75

3 150—300 руб. 199,7 218,4 9,36

4 300—500 руб. 378,7 380,7 0,52

5 Более 500 руб. 897,2 928,1 3,44

С учетом вышеизложенных факторов в целях стимулирования реализации наиболее дешевых лекарственных препаратов в рамках аналогичных и снижения цен на дорогостоящие препараты представляется целесообразным изменить установленную в настоящее время дифференциацию ценовых групп, применяемую при установлении предельных размеров оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, в субъектах Российской Федерации.

Перерасчет необходимо произвести до уровней, обеспечивающих реализацию наиболее дешевых лекарственных препаратов в рамках аналогичных и способствующих снижению цен на дорогостоящие лекарственные препараты.

Согласно общим принципам ценообразования одним из основных вариантов стимулирования реализации наиболее дешевых товаров для организаций торговли является увеличение на них торговых надбавок. Однако, анализируя сектор наиболее дешевых лекарственных препаратов, необходимо учитывать высокую социальную значимость данного сектора лекарственного обеспечения. Поэтому увеличение установленных предельных размеров надбавок на наиболее дешевые ЖНВЛП (без соответствующих государственных и/или муниципальных программ дотаций или софинансирования) является нецелесообразным, так как повлечет существенное увеличение затрат на лекарства для большинства жителей.

Компромиссным вариантом может стать повышение уровня ценовой границы сегмента наиболее дешевых лекарственных препаратов при сохранении установленных в настоящее время уровней предельных надбавок для данной ценовой группы на прежнем уровне. При данном варианте сохранятся предельные размеры надбавок на самые дешевые лекарственные препараты, но стимулируется реализация иных лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента.

На основании результатов комплексного анализа, в том числе учитывающего структуру современных продаж ЖНВЛП, а также изменений на рынке лекарственных препаратов, произошедших за годы с даты принятия Методики, предлагается повысить уровень ценовой границы ценовой группы наиболее дешевых лекарственных препаратов до показателя 100 руб. включительно.

Данные изменения позволят ослабить процессы уменьшения ассортиментного состава (т. н. вымывания) дешевых лекарственных препаратов.

Доля средней ценовой группы (в настоящее время свыше 50 до 500 руб. включительно) является наиболее емкой в общем объеме продаж ЖНВЛП. Соответственно, именно данная ценовая группа требует наибольшего внимания, в том числе по вопросам регламентации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок.

Однако, несмотря на это, в настоящее время для данного наиболее объемного ценового сегмента установлена плоская шкала предельных надбавок, которая не стимулирует реализацию наиболее дешевых лекарственных препаратов данного сегмента.

С учетом действующих в настоящее время ценовых границ средней ценовой группы (свыше 50 до 500 руб. включительно) теоретически возможна почти десятикратная разница в размере торговых надбавок. Таким образом, созданы предпосылки для уменьшения ассортимента (т. н. вымывания) наиболее дешевых лекарственных препаратов в ценовой группе и увеличения количества более дорогих (и, соответственно, более выгодных при продаже) лекарственных препаратов. Данные процессы не столь выражены на оптовом рынке лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, но требуют повышенного внимания для розничного потребительского рынка.

Для достижения цели стимулирования реализации наиболее дешевых лекарственных препаратов в рамках аналогичных при снижении цен на дорогостоящие лекарственные препараты представляется целесообразным разделить рассматриваемый ценовой сегмент на несколько ценовых групп, учитываемых при установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок.

Аналогичные доводы можно привести также в отношении сегмента наиболее дорогостоящих ЖНВЛП (более 500 руб.). Как указывалось выше, данный сегмент существенно вырос за период, прошедший с даты принятия Методики (см. данные табл. 1). Средневзвешенная стоимость упаковки ЖНВЛП в группе более 500 руб. составила 928,1 руб./уп. (табл. 2).

Изменения государственного регулирования предельных надбавок для данного ценового сегмента особенно актуальны для рынка дорогостоящих инновационных лекарственных препаратов, необходимых в первую очередь для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Таким образом, на основании проведенных исследований и комплексного анализа существующего уровня предельных отпускных цен производителей ЖНВЛП, коэффициентов дифференциации предельных оптовых надбавок в группах, коэффициентов дифференциации предельных розничных надбавок в группах предлагаем следующую дифференциацию ценовых групп лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями ЖНВЛП:

■ до 100 руб. включительно;

■ свыше 100 до 200 руб. включительно;

■ свыше 200 до 300 руб. включительно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование системы регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты...

■ свыше 300 до 500 руб. включительно;

■ свыше 500 до 1000 руб. включительно;

■ свыше 1000 до 2000 руб. включительно;

■ свыше 2000 руб.

Применяемые при разработке новой дифференциации ценовых групп коэффициент дифференциации предельных оптовых надбавок в ценовой группе и коэффициент дифференциации предельных розничных надбавок в ценовой группе разработаны для исследования разброса цен в пределах рассматриваемых групп ЖНВЛП и оценки влияния анализируемых изменений ценовых групп, уровней их ценовых границ и т. п. на уменьшение дифференциации предельных надбавок.

Сравнительный анализ тестового применения новой предлагаемой дифференциации ценовых групп по сравнению с установленной в настоящее время системой показал снижение основных учетных параметров: коэффициентов предельной оптовой надбавки, коэффициентов розничной надбавки, средних по группе значений предельных оптовых надбавок, предельных розничных надбавок, предельных оптовых цен, предельных розничных цен и т. п.

При этом необходимо учитывать, что устанавливаемые размеры надбавок при новой дифференциации ценовых групп должны учитывать как минимум объемы и специфику соответствующих региональных рынков ЖНВЛП, размеры затрат организаций оптовой и розничной торговли, территориальные и иные особенности субъектов Российской Федерации и т. п. Недостаточный учет всех региональных факторов может привести к ухудшению ситуации с лекарственным обеспечением в субъектах Российской Федерации.

Альтернативный вариант смешанной шкалы процентных и фиксированных значений предельных надбавок

При рассмотренной выше дифференциации ценовых групп возможно и установление значений предельных надбавок в процентах (по аналогии с закрепленной в настоящее время в Методике системой), и более усовершенствованные варианты.

При введении первого варианта не потребуется никаких изменений действующего российского законодательства, кроме утверждения Федеральной антимонопольной службой новой Методики.

Установление же непроцентных (в том числе фиксированных) предельных значений надбавок в настоящее время не предусмотрено нормативными документами, указанными в первом параграфе настоящей статьи, но данные варианты заслуживают рассмотрения как альтернативные. Так, регрессивная шкала смешанных процентных и фиксированных значений предельных надбавок может дать преимущества в виде возможности

снижения цен на ЖНВЛП за счет не только фиксации надбавки на самые дорогостоящие лекарственные препараты, но также и гибкого применения этого механизма в среднем ценовом сегменте.

При этом упрощенным вариантом использования смешанной шкалы может быть не ее применение в отношении семигрупповой дифференциации, указанной в предыдущем параграфе настоящей статьи, а наложение ее на действующую в настоящее время дифференциацию ценовых групп, применяемую при установлении предельных размеров торговых надбавок на ЖНВЛП, с итоговым получением пяти ценовых групп.

Для этого сегмент наиболее дорогостоящих ЖНВЛП (более 500 руб.) предлагается разделить на две ценовые группы: свыше 500 до 2000 руб. включительно и более 2000 руб. (применяя зарубежные принципы дифференциации ценовых групп лекарственных препаратов, используемые, например, в Австралии). Для первой ценовой группы предлагается сохранить действующий в настоящее время порядок установления предельного размера надбавок (в процентах), а для второй ценовой группы ввести фиксированное значение предельного размера надбавок, которое может рассчитываться для каждого субъекта Российской Федерации индивидуально от расчетной базы в 2000 руб. по формуле:

ПРН1 = 2000 х УПН / 100, (1)

где ПРН1 — предельный размер надбавки для ЖНВЛП дороже 2000 руб.;

УПН — установленный в субъекте Российской Федерации предельный размер надбавки для ценового сегмента свыше 500 до 2000 руб. включительно.

Аналогичный порядок предлагается установить для среднего ценового сегмента ЖНВЛП (свыше 50 до 500 руб. включительно). Данный ценовой сегмент также предлагается разделить на две ценовые группы: свыше 50 до 300 руб. включительно и свыше 300 до 500 руб. включительно. Для первой из указанных ценовых групп предлагается сохранить действующий в настоящее время порядок установления предельного размера надбавок (в процентах), а для второй — ввести фиксированное значение предельного размера надбавок, которое рассчитывается для каждого субъекта Российской Федерации индивидуально от расчетной базы 300 руб. по формуле:

ПРН2 = 300 х УПН / 100, (2)

где ПРН2 — предельный размер надбавки для ЖНВЛП стоимостью от 300 до 500 руб. включительно;

УПН — установленный в субъекте Российской Федерации предельный размер надбавки для ценового сегмента свыше 50 до 300 руб. включительно.

Для ценового сегмента наиболее дешевых ЖНВЛП (до 50 руб. включительно) введение данных ограничений считаем нецелесообразным.

Рассмотрим для примера предлагаемую смешанную шкалу процентных и фиксированных значений размеров предельных надбавок для конкретного субъекта Российской Федерации.

Например, для Орловской области в настоящее время установлены следующие предельные размеры розничных надбавок:

Ценовая группа Предельные размеры розничных надбавок, %

До 50 руб. включительно 20

Свыше 50 до 500 руб. включительно 15

Свыше 500 руб. 10

При введении рассматриваемой смешанной регрессивной шкалы процентных и фиксированных значений размеров предельных надбавок границы разрешенных значений для Орловской области могут принять следующий вид.

Ценовая группа Предельные размеры розничных надбавок

До 50 руб. включительно 20%

Свыше 50 до 300 руб. включительно 15%

Свыше 300 до 500 руб. включительно 45 руб.

Свыше 500 до 2000 руб. включительно 10%

Свыше 2000 руб. 200 руб.

Как и для предыдущего варианта, необходимо оговориться, что указанные выше показатели условных размеров предельных надбавок являются только демонстрационными. Реальные устанавливаемые размеры надбавок должны учитывать как минимум объемы и специфику соответствующего регионального рынка ЖНВЛП, размеры планируемых затрат организаций торговли в предстоящем периоде регулирования, территориальные и иные особенности субъекта Российской Федерации и т. п. Недостаточный учет всех региональных факторов может привести к ухудшению ситуации с лекарственным обеспечением в субъектах Российской Федерации.

Выводы и предложения

Действующая в настоящее время в нашей стране система регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень

ЖНВЛП, была установлена около десяти лет назад и требует совершенствования с учетом изменений, произошедших в российской экономике и в сфере лекарственного обеспечения. Комплексный анализ установленных в субъектах Российской Федерации размеров предельных оптовых и розничных надбавок на ЖНВЛП, а также зарубежного опыта регулирования торговых надбавок на лекарственные препараты показал целесообразность сохранения основных принципов регрессивной шкалы предельных размеров надбавок в Российской Федерации, но с изменением ценовых сегментов (групп). Вместо устаревшей трехсегментной шкалы ЖНВЛП предлагается рассмотреть семь ценовых групп, в соответствии с которыми устанавливаются торговые надбавки. При этом предлагается повысить ценовую границу группы наиболее дешевых лекарственных препаратов с 50 до 100 руб.

Кроме указанного выше варианта новой дифференциации ценовых групп, внедрение которой не потребует изменения действующих нормативных актов (только принятия Федеральной антимонопольной службой новой Методики), на основании анализа зарубежного опыта предлагается альтернативная пятигрупповая смешанная шкала, сочетающая процентные и фиксированные значения предельных торговых надбавок. В качестве преимущества данного механизма государственного регулирования торговых надбавок можно назвать возможность не только снижения цен на ЖНВЛП за счет фиксации надбавок на самые дорогостоящие лекарственные препараты, но также гибкого применения этого механизма в среднем ценовом сегменте. Но данный вариант потребует внесения ряда изменений в действующие нормативные акты, так как фиксированные значения надбавок на ЖНВЛП в настоящее время ими не предусмотрены.

Проведенные в ходе аналитических исследований расчеты показали, что каждый из описанных выше вариантов совершенствования существующей системы регулирования торговых надбавок позволяет ослабить процессы уменьшения ассортимента (т. н. вымывания) наиболее дешевых лекарственных препаратов за счет увеличения стимулирования их реализации, а также способствовать снижению цен на наиболее дорогостоящие лекарственные препараты. ■

Литература

1. Власов В. В., Плавинский С. Л. Варианты лекарственного обеспечения для России: уроки стран Европы и всего мира // Общество специалистов доказательной медицины. М., 2012.

2. Путило Н. В., Волкова Н. С., Цомартова Ф. В. и др. Право граждан на лекарственное обеспечение: Монография. Отв. ред. Н. В. Путило. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ. 2017. 216 с.

Совершенствование системы регулирования торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты...

3. Зарипова М. R Государственное регулирование цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП // Аптеки: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 12.

4. Канавос П. (Panos Kanavos), Шурер В. (Willemien Schurer) и Фоглер С. (Sabine Vogler). Фармацевтические товарные цепочки в Европейский союз: структура и воздействие на цены на лекарства (Лондонская школа экономических и политических наук). С. 65—66. URL: https://eprints.lse.ac.uk/51051 (Дата обращения: 01.12.2019).

5. Энемарк Ю. (Enemark U.), Албан А. (Alban A.), Vazquez ECS. Оборот лекарственных препаратов. Вопросы здравоохранения (Purchasing Pharmaceuticals. Health, Nutrition and Population (HNP) Discussion Paper), Всемирный банк, Вашингтон (Washington, World Bank). URL: http://www.easeint.com/pow/ Chap14Final.pdf (Дата обращения: 01.12.2019).

Сведения об авторах

Старых Дарья Александровна: начальник отдела регулирования цен на лекарственные препараты Федеральной антимонопольной службы Контактная информация:

Адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11 Тел.: +7 (495) 755-23-23

Латынцев Александр Викторович: кандидат юридических наук, директор Научно-исследовательского института правовых экспертиз и комплексных исследований Контактная информация:

Адрес: 125480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 9, корп. 3

Тел.: +7 (499) 762-22-01 E-mail: info@niilex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.