Научная статья на тему 'Совершенствование системы пропуска импортного груза через государственную границу'

Совершенствование системы пропуска импортного груза через государственную границу Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / ИМПОРТНЫЙ ГРУЗ / IMPORT CARGO / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNIFIED INFORMATION SPACE / STATE BOUNDARY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Банщикова Анна Анатольевна

Рассмотрено влияние деятельности государственных органов контроля и надзора на скорость пропуска импортного груза через государственную границу. Предложена принципиальная схема работы в едином информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Банщикова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF CROSSING STATE BORDER FOR THE IMPORT CARGO

The influence of the government control and supervision on the rate of import cargo crossing the state border is considered. A basic scheme to work in the common information space is proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы пропуска импортного груза через государственную границу»

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

цессом ремонта грузовых вагонов функциональность по контролю исполнения технологического процесса ремонта за счет адресного назначения и контроля выполнения работ позволила повысить качество деповского ремонта грузовых вагонов, существенно сократить количество отцепок и внеплановых видов ремонта.

Система является универсальной платформой, которая позволяет выстраивать контроль технологической дисциплины, менеджмент качества и, что очень важно, планирование и контроль финансовых и материальных ресурсов в реальном времени, осуществлять точный учет затрат на ре-

монт конкретного вагона в точном соответствии с технологией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рубцов А. А. Управление производством на заводах по ремонту подвижного состава железных дорог. М. : Транспорт, 1988. 262 с.

2. Совершенствование конструкции и обслуживания вагонов : сб. науч. трудов / ДИИТ. Днепропетровск, 1989. 68 с.

3. Соколов М. М. Диагностирование вагонов. М. : Транспорт, 1990. 197 с._

УДК 656.021 Банщикова Анна Анатольевна,

старший преподаватель кафедры «Управление процессами перевозок», Забайкальский институт железнодорожного транспорта - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения», тел: 89144709415, e-mail: annabanshchikova@rambler.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОПУСКА ИМПОРТНОГО ГРУЗА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ

А.А. Banshchikova

IMPROVING THE SYSTEM OF CROSSING STATE BORDER

FOR THE IMPORT CARGO

Аннотация. Рассмотрено влияние деятельности государственных органов контроля и надзора на скорость пропуска импортного груза через государственную границу. Предложена принципиальная схема работы в едином информационном пространстве.

Ключевые слова: железнодорожный пункт пропуска, импортный груз, единое информационное пространство.

Abstract. The influence of the government control and supervision on the rate of import cargo crossing the state border is considered. A basic scheme to work in the common information space is proposed.

Keywords: state boundary, import cargo, unified information space.

Рост внешнеторгового сотрудничества КНР и РФ ставит вопрос увеличения скорости пропуска груза через государственную границу на одном из крупнейших сухопутных пограничных переходов - железнодорожном пункте пропуска (ЖД1 II I) За-байкальск - Маньчжурия.

Основными причинами, вызывающими снижение скорости прохождения импортного гру-

за на ЖДПП, являются:

1. Несоответствие объема груза и мощности технических средств по его переработке.

2. Неоднократный ввод первичной информации из перевозочных и сопроводительных документов в информационные базы каждого из участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), причастного к оформлению.

3. Выявление нарушений правил перевозок грузов, требующих исправления на территории РФ или возврата в сопредельное государство.

Указанные причины имеют разную природу происхождения, поэтому требуют различных подходов к решению. Для получения высокого результата необходима модернизация технических, технологических, правовых, организационных параметров. Зачастую совершенствуется техническая часть, которая, как правило, наиболее затратна.

Качественное увеличение скорости пропуска возможно при согласованной реконструкции технологии работы всех причастных структур. Для этого участники ВЭД осуществляют постоянный поиск новых форм сотрудничества в рамках действующего законодательства. Представителям

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

транспортного бизнеса вносить изменения в технологию работы проще, чем государственным органам контроля и надзора (Федеральные таможенная и пограничная службы, структуры Ростехнад-зора - государственная фитосанитарная, карантинная, хлебная инспекции). Как правило, они обладают более гибкой структурой, цель их работы -осуществление качественной доставки груза - созвучна принципам торгово-экономического сотрудничества, в отличие от органов государственного контроля, которые призваны обеспечивать безопасность граждан и экономическую стабильность государства.

Технология работы на ЖДПП предусматривает операции государственных органов по надзору: натурный осмотр груза, контроль документов, последующее документальное оформление. На ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия время этих процедур составляет около 30 % общей продолжительности пропуска.

Значительное увеличение технологического времени пропуска, затруднение эксплуатационной работы железнодорожной пограничной перегрузочной станции происходит при задержании импортного груза в вагоне или оформлении его на возврат. По истечении 36 часов после прибытия на ЖДПП при наличии замечаний, предъявленных государственными органами контроля и надзора или другими участниками ВЭД, груз задерживается. В случае невозможности исправить на месте -оформляется на возврат на сопредельную территорию.

Анализ данных [1] с 2000 года выявил, что задержание или возврат импортного груза в 78 % случаев происходит из-за нарушений в сфере контроля и надзора государственных органов: неверное или неполное оформление перевозочных и сопроводительных документов, запрет ветеринарных врачей, превышение радиации, веса и др.; остальное - по вине других участников ВЭД: тара не обеспечивает сохранность груза, несоблюдение особых условий перевозок, отсутствие маркировки, телеграмм об оплате, схем погрузки и др.

В среднем на ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия число задержанных вагонов с импортным грузом составляет 15 %, оформленных на возврат - 3 %. При увеличении объема импортного груза задержка времени пропуска может достигать пяти суток.

Необходимость модернизации работы государственных органов контроля и надзора в системе пропуска очевидна. Однако важно, чтобы в результате не ослабли их функции.

Для определения шагов по совершенствованию выполним расчет интегральной оценки (рейтинга) степени влияния деятельности государственных органов контроля на скорость пропуска. В

качестве примера рассмотрим импортный контей-неропоток на ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия.

Оценка производится на основе однокрите-риального анализа важнейших характеристик деятельности этих структур по максимальному значению оказываемого воздействия. В качестве исходных материалов использованы аналитические отчеты, результаты обследования, экспертные оценки специалистов - участников ВЭД. Критерием, определяющим степень влияния, выступает интегральная оценка Аи (рейтинг) [2]. Для каждой ик -ой

структуры определяется:

п

^ = 1

™гагП1

(1)

где wi - весовой коэффициент для Мг-го показателя, учитывающий степень его воздействия на интегральную оценку; аШ1 - баллы для М—го показателя и ик-й структуры.

Прямая связь между операциями, проводимыми государственными органами контроля и скоростью пропуска импортного контейнеропо-тока не выявлена. Для расчета весового коэффициента выбрана нелинейная зависимость:

w,

= Ах ехр(-х,

(2)

где х, - середина , -го интервала, , = 1, 2,..., N Дх - интервал, определенный с учетом количества показателей и размаха значений х; Дх = 0,5.

Деятельность Федеральной пограничной службы нацелена на обеспечение безопасности граждан, предусматривает наружный осмотр без длительного и трудоемкого оформления документов, в расчетах не учтена.

Введем следующие обозначения: федеральная таможенная служба (и1), государственная фитосанитарная (и2), карантинная (и3), хлебная (и 4) инспекции.

В их работе выделены следующие показатели (М,). Количественные:

1. Задержанные импортные контейнеры (М Д %.

2. Контейнеры, оформленные на возврат (М 2), %. Числовые значения показателей определены в среднем за период с 2000 по 2011 год.

3. Время обработки контейнерного поезда ( М 3 ), мин. Включает в себя натурный осмотр и

оформление документов каждой из структур [3, 4].

Качественные:

1. Сложность документального оформления

( М 4).

2. Сложность операций по контролю ( М5 ).

г =1

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

Структуры (и) Показатели (М)

количественные качественные

Мг М2 М3 М4 М5

и 66 15 90 очень сложный умеренный

и 6 0,4 60 умеренный сложный

и3 4 0,2 60 умеренный сложный

и4. 2 0,09 60 умеренный сложный

Для показателей определены ранги по степени их влияния. Ранжирование выполнено методом парных сравнений путем заполнения матрицы М -, элементы которой определены по формуле:

Мр = 1, если х1 = х-, М .. = 0,если х, < х.,

V 1 J

М .. = 2,если х, > х..

V 1 ]

(3)

Уровень сложности операций определен на основе экспертной оценки специалистов по времени и трудоемкости их проведения.

Исходные данные показателей работы государственных органов контроля сведены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1 Показатели работы государственных

Т а б л и ц а 2

х М ! М 2 М 3 М 4 М 5 5 Ех-- 1=1 Ранг

М1 1 0 2 2 2 7 2

М 2 2 1 2 2 2 9 1

М 3 0 0 1 2 2 5 3

М 4 0 0 0 1 0 1 5

М 5 0 0 0 2 1 3 4

Знаки равенства, «меньше», «больше» соответствуют равнозначности критериев, меньшей или большей значимости одного критерия по сравнению с другим.

Например, при сравнении показателей 1 и 2 «Задержанные импортные контейнеры» и «Контейнеры, оформленные на возврат» большее влияние на скорость пропуска оказывает последний ввиду сложности механизма процедур.

Показатель 3 «Время обработки контейнерного поезда» имеет большее значение, чем показатель 4 «Сложность документального оформления», т. к. за отведенное технологическим процессом время необходимо произвести осмотр, проверить и оформить перевозочные документы, а также отобразить данные в информационных базах. При этом важно четкое соблюдение технологической продолжительности каждой операции из-за непосредственного влияния на оперативность работы смежных служб.

Следуя аналогичной процедуре попеременного сравнения, заполняют все элементы матрицы (табл. 2).

Сумма баллов, определяющая ранг каждого из показателей, распределена неравномерно, поэтому весовые коэффициенты w, рассчитаны по нелинейной зависимости (формула 2).

Для показателя 2 «Контейнеры, оформленные на возврат» (ранг 1) середина интервала от 0 до 0,5 равна 0,25. Находится при х1 = 0,25 , следовательно, w2 = 0,5 • е~0,25 = 0,389 .

Для показателя 1 «Задержанные импортные контейнеры», имеющего ранг 2, х2 = 0,75,

w1 = 0,5 • е-0'15 = 0,236.

Далее соответственно х3 = 1,25, Wз = 0,143; х4 = 1,75, w5 = 0,087; х5 = 2,25, w4 = 0,0527.

Обработка количественных показателей производится по методам квалиметрии. При выборе в качестве эталонного максимального значения показателя баллы остальных определяются:

Млт

аЛ1 =-

М

(4)

При выборе в качестве эталонного минимального значения показателя баллы остальных

показателей определяются:

Ма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а, = -

М

(5)

где Мю - значение М, -го показателя и к -й структуры; М и тахтт - соответственно максимальное, минимальное значение М -го показателя ик -й структуры.

Чем больше значение показателя 2, тем оказывает большее негативное воздействие факт наличия контейнеров, оформляемых на возврат, на скорость пропуска грузопотока из-за возникновения заторов в эксплуатационной работе станции, нарушении синхронности обработки документов, имеющихся в наличии и поступающих вновь. В этой связи за эталонное выбирается максимальное значение показателя 2 среди всех рассматриваемых

к

к

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Пока- Структуры (ик )

затели (М,) Вес Эталон и! и 2 и 3 и 4

Количественная оценка

М,

Мп

М,

0,236

0,389

0,143

66 % (шах)

15 %

(шах)

60 (шт)

Суммарная оценка с учетом веса

1

0,236

1

0,389

0,666 0,095

0,72

0,091 0,021

0,027 0,011

1

0,143

0,175

0,061 0,014

0,013 0,005

1

0,143

0,162

0,03 0,007

0,143

0,152

Качественная оценка

М 4 0,0527 - 0,033 0,002 0,53 0,028 0,53 0,028 0,53 0,028

М 5 0,087 - 0,53 0,046 0,285 0,025 0,285 0,025 0,285 0,025

Суммарная оценка с учетом веса 0,048 0,053 0,053 0,053

Интегральная оценка 0,768 0,288 0,215 0,205

Рейтинг 1 2 3 4

структур. Для Федеральной таможенной службы (ФТС) (и1) он равен 15 %, значит М1Щ шах = 15 %.

Баллы данного показателя для и2: 0,4

а2и = -уу = 0,027 . Интегральная оценка с учетом

веса (w2 = 0,389): Л2Щ = 0,389 • 0,027 = 0,011.

Для остальных показателей расчет произведен аналогично.

При определении баллов для качественных показателей использована функция желательности Харрингтона [2]. Согласно ей, баллы для показателя 4 «Сложность документального оформления» структуры и1 равны а4и = 0,033, с учетом веса

интегральная оценка: Л4и = 0,0527 •0,033 = 0,002 .

Баллы показателя 4 для структур и 2 ,и3 ,и 4 равны а4и щщ = 0,53 . Интегральная оценка с учетом веса: Л4и и и = 0,0527 • 0,53 = 0,028 . Остальные интегральные оценки показателей рассчитаны аналогично (табл. 3).

Т а б л и ц а 3 Расчет рейтинговой оценки степени влияния работы государственных органов контроля

*в числителе - оценки, рассчитанные с учетом эталонных значений, в знаменателе - с учетом весовых коэффициентов.

Согласно проведенному исследованию, наибольшее влияние на скорость пропуска оказывает ФТС. Значительную долю времени ее работы на ЖДПП составляют технологические операции по

досмотру и документальному оформлению. Кратное его увеличение происходит при выявлении нарушений в сфере таможенного законодательства в результате неточности заполнения перевозочных и сопроводительных документов.

Далее в порядке убывания по степени влияния на скорость пропуска выступают: государственная фитосанитарная, карантинная, хлебная инспекции Ростехнадзора. Таким образом, основной упор совершенствования работы государственных органов контроля в системе пропуска импортного груза необходимо сделать на работе ФТС.

Для сокращения технологического времени на таможенные операции, а также минимизации нарушений законодательства, видится целесообразной организация межведомственного взаимодействия путем информационного обмена федеральных органов исполнительной власти в процессе пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска. Требуется разработка новых сквозных информационных технологий в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница РФ 2012-2017 гг.».

Одним из вариантов может быть формирование Единого информационного пространства (ЕИП) - виртуального поля деятельности и сотрудничества участников ВЭД по доставке внешнеторговых грузов, в том числе государственных органов контроля и надзора, грузовладельцев с ограниченными для повсеместного доступа секторами.

Для организации работы в ЕИП при перевозке грузов должны быть:

- подписаны международные соглашения между заинтересованными организациями, в том числе представителями таможенных органов государств, по порядку оформления и пропуска грузов;

- заключены договоры по информационному обмену данными, где бы оговаривались перечень, формат и регламент их передачи, обязанности и ответственность сторон;

- проведены соответствующие технические и технологические мероприятия.

Работа в ЕИП строится на принципах полного учета грузов, пересекающих государственную границу, оперативной передаче информации об их состоянии в пути следования.

Первым шагом для организации перевозки импортного груза в ЕИП является получение перевозчиком заявки в объеме передаточной ведомости, по отдельным видам - международной то-варотранспортной накладной от грузоотправителя или представительства компании-оператора за рубежом. В качестве первичного источника информации о грузе могут также выступать перевозчики

1

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

и их агенты, брокеры, экспедиторы, крупные торговые фирмы (как российские, так и иностранные).

Далее в ЕИП на ЖДПП выполняется перевод информации с иностранного языка и ее проверка специальными службами на предмет возможности ввоза груза. При получении грузовладельцем положительного решения по предварительной заявке формируется окончательный пакет перевозочных и сопроводительных документов. Происходит отправление груза на территорию РФ (рис. 1).

Для проверки данных о предполагаемой перевозке в ЕИП необходимо обеспечение информационного взаимодействия между структурными подразделениями таможенных органов (отделы таможенного оформления и контроля, платежей,

по борьбе с контрабандой и т. д.), с государственными контролирующими органами, банками.

Поступление информации в электронном виде позволяет сразу пополнить компьютерную базу учета грузов, прибывающих на территорию РФ. Из этих же полей формируются документ контроля доставки и грузовая таможенная декларация на импорт с заранее определенной правомерностью данного режима. Это значительно быстрее, чем процедура бумажного оформления, и надежней с точки зрения достоверности информации.

При передаче сведений заблаговременно таможня помимо оформления документов до прибытия груза на границу может передать информацию в досмотровую группу.

Грузоотправитель

Заявка

да

Грузоо тправи тель

Представительство компании-оператора в КНР Ввод данных в ЕИП

Исправление замечаний, повторное согласование А 1 да

да

да

Перевод с иностранного языка

О

X

<

ш

о

о <

о о

нет Компания-оператор Проверка предоставленных документов

нет Ростехнадзор Проверка наименования груза на возможность ввоза на территорию РФ да -►

^ нет Таможенный брокер (ТБЦ) Проверка спец. инвойса да

—1-—►

нет Федеральная таможенная служба Предварительная проверка декларации да

—-—►

о

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

ш

о

о <

о о

да

_ Окончательное формирование

Грузоотправ

пакета перевозочных и

итель

сопроводительных документов

Рис. 1. Принципиальная схема согласованной перевозки импортного груза в ЕИП

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

На основании данных возможна подготовка решения на досмотр груза и определение стратегии его проведения. Таким образом, сокращается технологическое время на таможенные процедуры. После выполнения формальностей информация по оформленным грузам передается в таможню назначения, где ставится на контроль.

В то же время на ЖДПП для сокращения времени пропуска работа в ЕИП предусматривает однократный ввод первичной информации о грузе из перевозочных и сопроводительных документов, которая затем передается для многократного использования причастным при оформлении структурам.

Работа в ЕИП рождает вопросы технического, правового характера, такие как: выбор системы защиты информации, разработка концепции и техническое сопровождение регламентации доступа к информационным сетям и базам данных ЕИП, обеспечение параметров совместимости и сопряженность уровней технического оснащения различных функциональных звеньев информационных систем, обеспечение возможностей приема и передачи данных в форматах, принятых в международной практике, в частности - ЕБШАСТ.

Правовой аспект заключается в использовании для декларирования информации, получаемой от зарубежных источников. По российскому таможенному законодательству правом декларирования пользуются лишь российские юридические лица. В настоящее время в технологические схемы доставки груза вводятся участники, опосредующие деятельность иностранных фирм, что не всегда идет на пользу качества информации.

Использование ЕИП для электронного взаимодействия участников ВЭД при перевозке внешнеторговых грузов обеспечивает: - сокращение времени документального оформления (за счет уменьшения доли вагонов, оформляемых на возврат по причине неточно-

сти внесенной в перевозочные и сопроводительные документы информации);

- своевременный подвод порожнего подвижного состава под перегруз;

- ускорение и упрощение процедур оформления грузов в таможенных и других органах государственного контроля на пограничных станциях и в местах оформления грузов (за счет предварительного согласования перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, а также их работы по принципу рамочных стандартов);

- заслон на пути контрабандных поставок;

- сокращение потерь грузов в пути следования и своевременную доставку;

- пополнение государственного бюджета (за счет более полного и качественного декларирования грузов).

При работе в ЕИП пропуск импортного кон-тейнеропотока на ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия возрастает в 2,5 раза, с 3 до 7,5 контейнерных поездов в сутки.

Обязательным условием внедрения ЕИП является необходимая нормативная правовая база.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитические отчеты Службы международных связей Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

2. Лукинский В. С. Модели и методы теории логистики : учеб. пособие. 2-е изд. СПб. : Питер, 2007. 448с.

3. Технологический процесс работы железнодорожной пограничной перегрузочной станции Забайкальск Забайкальской железной дороги -филиала ОАО «РЖД».

4. Технологический процесс работы АКП Забай-кальск ОАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге - филиале ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.