Научная статья на тему 'Особенности разработки проекта модернизации объекта региональной транспортной системы на приграничной территории'

Особенности разработки проекта модернизации объекта региональной транспортной системы на приграничной территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / RAILWAY CHECKPOINT / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА / PARTICIPANTS OF THE PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банщикова Анна Анатольевна

Обозначена коммерческая и общественная значимость объектов региональной транспортной системы на приграничной территории. Участниками проекта могут выступать заинтересованные структуры (лица) представители транспортного бизнеса, административной системы, частные инвесторы, а также элементы объекта. Каждый элемент наделен ресурсом, способен оказывать влияние на эффективность реализации проекта. Деятельность элементов состоит из реализации собственной задачи и достижения конкретной коллективной цели при реализации проекта. Различие организационно-правовой формы, целевых функций и задач элементов объекта создают сложность выработки их согласованных действий при реализации проекта. Для достижения компромиссного решения по определению доли ресурса, выделяемой элементом на достижение конкретной коллективной цели, предлагается использовать математическую модель, в основе которой лежит класс систем теории исследования операций Ю.Б. Гермейера и И.А. Вателя. Проект модернизации железнодорожного пункта пропуска Забайкальск Маньчжурия региональной транспортной системы Забайкальского края направлен на сокращение технологического времени пропуска импортного груза, минимизацию нарушений законодательства при пропуске груза через государственную границу. Основан на формировании Единого Информационного Пространства межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, а также иных участников доставки внешнеторговых грузов и применении штрихового кода для ускоренного информационного обмена между ними. Ожидаемый коммерческий эффект равен 372819,39 тыс. рублей в год, общественный эффект в виде налоговых поступлений в бюджеты различных уровней 56498,49 тыс. рублей в год. Определены основные условия достижения высокого уровня коммерческого и общественного эффекта реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Банщикова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PROJECT OF MODERNIZATION OF THE OBJECT OF REGIONAL TRANSPORT SYSTEM IN THE BORDER AREA

Сommercial and social importance of objects of the regional transport system in the border area was shown. Participants of the project can be stakeholders (person) the representatives of the transport business, administrative system, private investors, as well as elements of the object. Each element is endowed with a resource, is capable of exerting influence on the effectiveness of the project. Activity of the elements consists of implementing its own specific objectives and collective objectives. The difference of the legal form, the objective functions and tasks of the elements of the object creates difficulty developing their concerted actions in the implementation of the project. To achieve a compromise in evaluating the share of resources allocated by the element to achieve a specific collective purpose it is suggested to use a mathematical model based on the Yu.B. Germeier and I.A. Vatel operations research theory system class. Modernization project of the Zabaikalye Territory regional transport system railway checkpoint Zabaikalsk Manchuria aims for minimization of violations of the law, reducing process time of crossing the state border by the foreign cargo. Based on the unified information space of interagency cooperation of federal executive bodies, as well as other participants of foreign trade cargo delivery and application of barcode for rapid exchange of information between them. Expected commercial effect is 372 819,39 thousand rubles per year, public effect in tax revenue in the budgets of various levels 56498.49 thousand rubles a year. The basic conditions for achieving a high level of commercial and social effects of the project were identified.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки проекта модернизации объекта региональной транспортной системы на приграничной территории»

УДК 656.078 Банщикова Анна Анатольевна,

старший преподаватель кафедры «Управление процессами перевозок», Забайкальский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, тел. 89144709415, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ

А.А. Banshchikova

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PROJECT OF MODERNIZATION OF THE OBJECT OF REGIONAL TRANSPORT SYSTEM IN THE BORDER AREA

Аннотация. Обозначена коммерческая и общественная значимость объектов региональной транспортной системы на приграничной территории. Участниками проекта могут выступать заинтересованные структуры (лица) - представители транспортного бизнеса, административной системы, частные инвесторы, а также элементы объекта. Каждый элемент наделен ресурсом, способен оказывать влияние на эффективность реализации проекта. Деятельность элементов состоит из реализации собственной задачи и достижения конкретной коллективной цели при реализации проекта. Различие организационно-правовой формы, целевых функций и задач элементов объекта создают сложность выработки их согласованных действий при реализации проекта. Для достижения компромиссного решения по определению доли ресурса, выделяемой элементом на достижение конкретной коллективной цели, предлагается использовать математическую модель, в основе которой лежит класс систем теории исследования операций Ю.Б. Гермейера и И.А. Вателя.

Проект модернизации железнодорожного пункта пропуска Забайкальск - Маньчжурия региональной транспортной системы Забайкальского края направлен на сокращение технологического времени пропуска импортного груза, минимизацию нарушений законодательства при пропуске груза через государственную границу. Основан на формировании Единого Информационного Пространства межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, а также иных участников доставки внешнеторговых грузов и применении штрихового кода для ускоренного информационного обмена между ними. Ожидаемый коммерческий эффект равен 372819,39 тыс. рублей в год, общественный эффект в виде налоговых поступлений в бюджеты различных уровней - 56498,49 тыс. рублей в год. Определены основные условия достижения высокого уровня коммерческого и общественного эффекта реализации проекта.

Ключевые слова: железнодорожный пункт пропуска, модернизация, участники проекта.

Abstract. Commercial and social importance of objects of the regional transport system in the border area was shown. Participants of the project can be stakeholders (person) - the representatives of the transport business, administrative system, private investors, as well as elements of the object. Each element is endowed with a resource, is capable of exerting influence on the effectiveness of the project. Activity of the elements consists of implementing its own specific objectives and collective objectives. The difference of the legal form, the objective functions and tasks of the elements of the object creates difficulty developing their concerted actions in the implementation of the project. To achieve a compromise in evaluating the share of resources allocated by the element to achieve a specific collective purpose it is suggested to use a mathematical model based on the Yu.B. Germeier and I.A. Vatel operations research theory system class.

Modernization project of the Zabaikalye Territory regional transport system railway checkpoint Zabaikalsk - Manchuria aims for minimization of violations of the law, reducing process time of crossing the state border by the foreign cargo. Based on the unified information space of interagency cooperation offederal executive bodies, as well as other participants offoreign trade cargo delivery and application of barcode for rapid exchange of information between them. Expected commercial effect is 372 819,39 thousand rubles per year, public effect in tax revenue in the budgets of various levels -56498.49 thousand rubles a year. The basic conditions for achieving a high level of commercial and social effects of the project were identified.

Keywords: railway checkpoint, modernization, participants of the project.

Введение

Объекты региональной транспортной системы на приграничной территории (далее - объекты) служат для полного, своевременного, качественного удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах, способствуют формированию и развитию торгово-экономи-

ческого, политического, культурного, социального и иного сотрудничества сопредельных государств [1-4].

При разработке проектной документации следует иметь в виду высокую коммерческую и общественную значимость объектов. Их коммерческая (отраслевая) значимость определяется

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

возможностью снабжения транспортной работой по доставке внешнеторговых грузов национальной транспортной системы. Общественная значимость (особенно на востоке страны) заключается в создании условий для формирования экономики региона, закрепления населения, развития производства и приграничного сотрудничества [4, 5]. Проекты модернизации таких объектов характеризуются как крупные [6], поэтому должны отвечать требованиям и интересам как отрасли, так и общества.

Участниками проекта могут выступать элементы объекта, а также иные заинтересованные структуры (лица) - представители транспортного бизнеса, административной системы, частные инвесторы. Элементами объекта называются необходимые подразделения, структуры, организации и пр., обеспечивающие пропуск внешнеторгового груза через государственную границу с соблюдением всех требований законодательства. Каждый элемент наделен ресурсом (финансовым, организационным, нормативно-правовым и пр.), способен оказывать влияние на эффективность реализации про-

екта. Поэтому требуется выработать принципы их согласованного взаимодействия в ходе организационно-экономического проектирования.

Железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Забайкальск - Маньчжурия региональной транспортной системы Забайкальского края с позиции обеспечения пропуска контейнерного поезда с импортным (транзитным) грузом представляет собой следующую организационно (Ц) - функциональную () систему (рис. 1), которая формализуется

как: п

и = £ц * /ц (ХЦ), (1)

1=1

где Ц - элемент системы, участвующий в пропуске контейнерного поезда с импортным (транзитным) грузом; ) - деятельность элемента, - ресурсное обеспечение деятельности, / = 1,..., п .

Сложность выработки согласованных действий элементов системы при разработке проекта, где бы учитывались интересы и ресурсные воз-

Рис. 1. Организационно-функциональная система ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия по пропуску

контейнерного поезда с импортным (транзитным) грузом: и - ЖДПП; /т - выпуск товара в свободное обращение; Ц - Федеральная таможенная служба;

/и2 - пограничный контроль; и2 - Федеральная пограничная служба; /иъ - фитосанитарное

сопровождение; из - государственная фитосанитарная инспекция Роспотребнадзор; /ил - карантинная

очистка груза; Ц - государственная карантинная инспекция Роспотребнадзор; /и5 - сопровождение

груза государственной хлебной инспекцией; Ц - государственная хлебная инспекция Роспотребнадзор;

/иб - таможенно-брокерское сопровождение; Ц - ООО «Таможенно-брокерский центр» (ТБЦ);

/и1 - переработка крупнотоннажных контейнеров, формирование ускоренных контейнерных

и технических поездов; Ц - оператор контейнерных перевозок (филиал ОАО «ТрансКонтейнер» на

Забайкальской железной дороге); /иа - эксплуатационная работа железнодорожной грузовой

межгосударственной передаточной ст. Забайкальск; Ц - владелец инфраструктуры ОАО «РЖД»;

/и9 - эксплуатационная деятельность железнодорожной пограничной ст. Маньчжурия; Ц - владелец

инфраструктуры КЖД; /10 - экспедиционное сопровождение внешнеторговой перевозки;

Ц

- экспедиционные компании; /и11 - страховое обслуживание; Ц11 - сюрвейерские компании

иркутским государственный университет путей сообщения

можности каждого, заключается в различии задач, организационно-правовой формы (табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Особенности элементов системы ЖДПП

Элемент Организационно-правовая форма Целевая функция Задача

Ui Федеральный орган исполнительной власти Обеспечение сбора таможенных платежей с товаров, пересекающих гос. границу

U 2 Органы пограничного контроля ФПС России Федеральная служба безопасности л о п п а X и ё о Пресечение незаконного пересечения гос. границы иностранными гражданами

U 3 1 растений

U 4 Федеральный орган исполнительной власти 53 Й J О Е- о и Чт «) Я 1 & к 1 Я животных 1 о ё я Э

U 5 зерновых культур ® О ои & и

U 6 Общество с ограниченной ответственностью Предоставление интересов грузовладельца в качестве таможенного брокера, таможенного представителя

U 7 Открытое акционерное общество Перегруз крупнотоннажных контейнеров из вагонов колеи 1435 мм в вагоны колеи 1520 мм

U 8 1-е ЕЛ

U 9 Министерство путей сообщения у е ан а Удовлетворение потребности в перевозке

U10 Открытое акционерное общество О Представление интересов грузовладельца во всех звеньях процесса доставки груза, в т. ч. в качестве таможенного представителя

U11 Частный бизнес в форме ОАО, ЧП, ЗАО и др. Ответственность за груз при наступлении страховых случаев

На стадии организационно-экономического проектирования следует:

- сформулировать глобальную цель функционирования объекта, общую для всех ее элементов;

- определить конкретную коллективную цель модернизации объекта;

- выработать компромиссное решение по определению доли ресурса, выделяемой каждым элементом на достижение конкретной коллективной цели.

При всем многообразии элементов относительно однородные из них, связанные общей целевой функцией, объединяются в следующие подсистемы: государственные органы исполнительной власти в сфере таможенного дела, пограничного, ветеринарного и фитосанитарного надзора (Роспо-требнадзор) и представители транспортного бизнеса по оказанию транспортных и сопутствующих логистических услуг. Цель работы первой подсистемы состоит в обеспечении безопасности населения и экономической стабильности государства путем контроля и надзора, второй - в обеспечении качественной доставки груза.

Глобальной целью функционирования объекта является умножение благосостояния населения и экономической стабильности государства, что в частном случае реализуется за счет увеличения объема пропуска внешнеторгового груза путем роста мощности объекта (пропускной способности ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия) - конкретной коллективной цели.

Главная проблема выработки компромиссного решения - определение разумных его условий, когда (по принципу Парето и принципу устойчивости Нэша) элементу системы, принявшему компромисс, невыгодно отступать от своих обязательств, а при нарушении условий у него возникают потери. В основе математической модели по формированию согласованной деятельности элементов системы лежит класс систем теории исследования операций, названный Ю.Б. Гермейе-ром и И.А. Вателем «путешественники в одной лодке» [7].

Деятельность каждого элемента описывается векторным критерием - реализация собственной задачи и конкретной коллективной цели. Принято, aM - некоторый суммарный ресурс, который

находится в распоряжении элемента номера Ui,

причем хш + yVi = aM, i = 1,..., n . Ресурс xw для

выполнения задачи fmixui) находится целиком

в распоряжении элемента системы U . Ресурс

Уш = aui ~ хт элемент Ui выделяет на достижение конкретной коллективной цели Р{Уиг )i = 1---П, так

F (Уи max .

что fui (xu,)^ max,

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

Анализ конфликтной ситуации начинается со сведения векторного критерия к некоторому скалярному критерию. Принято, что:

3ц, = шт{Хи1/и1 (хЦ, );¥(у1Я)}, (2) ^ =4/ (хи1), Г(уи1)), (3)

где ^ - некоторый оператор свертки критериев

/и, и F.

3Ш = /и, (хи, (Уи, ) ,

(4)

где X, - весовые коэффициенты, характеризующие степень заинтересованности элементов системы в достижении конкретной коллективной цели.

Кибернетические системы с критериями вида (4) являются гермейеровскими, для которых формализуется понятие гемеостазиса (стабильности). С позиции состава элементов системы и выполняемых ими задач ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия можно принять как статистическую гер-мейеровскую систему, для которой справедлива следующая теорема Гермейера - Вателя: пусть /к, Е - монотонно возрастающие функции своих

переменных. Тогда существуют устойчивые решения, среди которых, по меньшей мере, одно является эффективным.

Для нахождения доли ресурса, выделяемой элементом на достижение конкретной коллективной цели, выполняется упорядочение всех элементов по принципу:

Хш/ш (аи1 ) ^ К2/и2 (аи2 ) ^ ••• ^ Хи,/и, (аи ) . (5)

Тогда, оказывается, элементы, ресурсы которых малы, либо имеют низкий технологический уровень или не заинтересованы в росте мощности объекта, не принимают участие в достижении конкретной коллективной цели. Так, например, в настоящее время на ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия малы ресурсы /я (ам), низкий технологический уровень /щ(аш) сюрвейерского обслуживания при слежении за сохранностью контейнерного парка. Федеральная пограничная служба не наделена экономической заинтересованностью увеличения мощности объекта (

мало) [8]. Эти элементы могут все свои ресурсы расходовать на достижение собственных задач и не участвовать в реализации проекта.

Остальные величины У определяются:

К/иг(Уи,■ ) = Е(уш,...УиР,0,...,0), = 1,2,...,р (6)

Ресурсы элементов, определенных участниками проекта, следует направлять на модернизацию технической, технологической, управляющей либо организационной части объекта. Зачастую налаживание организационных принципов работы продуктивнее, чем совершенствование технической основы.

Заключение

На ЖДПП Забайкальск - Маньчжурия основное влияние на скорость пропуска контейнерного поезда с импортным (транзитным) грузом среди структур государственных органов контроля и надзора оказывает Федеральная таможенная служба (ФТС) [9]. Это обусловлено необходимостью досмотра импортного груза, ввода большого объема первичных данных в информационную базу, значительным числом нарушений таможенного законодательства из-за неточности заполнения перевозочных и сопроводительных документов.

Проект модернизации объекта направлен на сокращение технологического времени пропуска импортного груза, а также минимизацию нарушений законодательства. Основан на формировании Единого Информационного Пространства межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в процессе пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пункте пропуска, а также иных участников доставки внешнеторгового груза в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница РФ 2012-2017 гг.». Кроме того, включает применение штрихового кода для ускоренного между ними информационного обмена [10]. Реализация проекта обеспечит снижение удельного сопротивления на перемещение груза, увеличение объема перевозок внешнеторговых грузов, повышение эффективности привлечения инвестиций, а также качества использования трудовых, финансовых, информационных ресурсов, преодоление административных барьеров, создание благоприятной конъюнктуры на рынке транспортных услуг. Ожидаемый коммерческий эффект равен 372 819,39 тыс. рублей в год, общественный эффект в виде налоговых поступлений в бюджеты различных уровней - 56 498,49 тыс. рублей в год.

Реализация данного проекта требует от участников (в большей степени от ФТС) выделения ресурсов для совершенствования нормативно -правовой базы в сфере организации перевозки внешнеторгового груза при пропуске через государственную границу. Такой проект обладает вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.