10. Уголовное право. Части Общая и Особенная: Курс лекций / Г. А. Есаков, А.И. Рарог и др., под ред. А.И. Рарога М. ТК Велби, изд-во «Поспект», 2005. С. 15.
11. Козлов А.П. Понятие преступления. СПб.: Издательство «Юридический центр Песс», 2004. С. 704
12. Уголовное право России. Практический курс. Под ред. Адельханяна Р. А. М., 2004. С. 125.
13. Власть: криминологические и правовые проблемы. Российская криминологическая ассоциация. М., 2000. С.400.
14. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. профессора А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2001. С.533.
15. Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. С. 258.
16. Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом / Под общей редакцией профессора А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2006. С. 108.
17. Чапаниди Е.В. Правовые аспекты охраны здоровья сельских жителей // Право и практика. 2009. №1. С.39-42.
18. Экстремизм и другие криминальные явления. М.: Российская криминологическая ассоциация 2008
Мамонтов Д.Ю. - преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России (denger-80@mail.ru)
Mamontov, D.Y. - Lecturer, Department of general legal disciplines of the Stavropol branch of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia.
УДК 343.195.3
ЛАРИН В.А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СИТУАЦИЯХ ОСТРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Ключевые слова: профилактика, предупреждение, общесоциальное предупреждение преступлений, политические меры, социально-экономические меры, идеологические меры, организационно-правовые меры, острая социальная напряженность, специально-криминологические мероприятия
В статье рассматриваются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступлений, совершаемых в ситуациях острой социальной
напряженности. Показано, что среди организационно-правовых мер их предупреждения особое место занимает выявление и устранение случаев должностного бездействия или принятия заведомо необоснованных уголовно-правовых решений, повышающих латентность преступности и снижающих авторитет правоохранительных органов. Автором внесены предложения по совершенствованию системы предупреждения преступлений, совершаемых в ситуациях острой социальной напряженности.
LARIN, V.A.
WARNING SYSTEM IMPROVEMENT CRIMES COMMITTED IN A SITUATION OF ACUTE SOCIAL TENSION
Keywords: prevention, prevention, general social crime prevention, policies, socioeconomic measures, ideological measures, organizational and legal measures, acute social tensions, specially-criminological activities
The article deals with general social and specialized criminological measures to prevent crimes committed in situations of acute social tension. It is shown that among the organizational and legal measures to prevent them occupies a special place to identify and eliminate cases of official inaction or decision obviously unfounded criminal legal solutions that increase the latency of crime and reduce the authority of law enforcement agencies. The author made suggestions to improve the prevention of crimes committed in situations of acute social tension.
Обобщающим понятием для всех форм воздействия на преступность, таких, в частности, как профилактика, предотвращение и пресечение [1], является «предупреждение».
Признаками мер общесоциального предупреждения преступлений являются: масштабность; всеохватывающий и разносторонний характер; комплексность и взаимозависимость; непрерывность и радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния преступности. Общее (общесоциальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.
Меры общесоциального предупреждения изучаемых преступлений в зависимости от сферы социальной жизни, на которую они направлены, реализуются в различных формах. В первую очередь необходимо выделить политические, социально-экономические, идеологические и организационно-правовые меры предупреждения.
К политическим мерам предупреждения изучаемых преступлений, на наш взгляд, следует отнести: становление и развитие новой российской государственности; упрочение демократии и начал федерализма; укрепление всех ветвей власти; реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях конкуренции власти.
Социально-экономические меры специально не ориентированы на предупреждение преступлений в ситуациях острой социальной напряженности, однако их потенциал способен значительно повлиять на данную проблему. Это, прежде всего, меры, которые должно принимать государство в лице законодательной и исполнительной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и представителями бизнеса по повышению экономического благосостояния людей, снижения уровня инфляции и поддержанию социальной стабильности в обществе. К ним, на наш взгляд, следует отнести:
- снижение уровня тревожности населения в ожидании падения курса национальной валюты и укрепление ее потенциала;
- снижение уровня коррупции и криминального бюрократизма в государственных и частных учреждениях и предприятиях;
- выполнение государством социальных гарантий в виде пенсий, пособий, заработной платы и выявление фактов их невыплаты;
- активизировать материально-бытовую, трудовую и иную адаптацию вынужденных переселенцев;
- создание новых рабочих мест и обеспечение повышения уровня занятости населения;
- формирование нравственного облика человека, способного отрицать возможность приобретения материальных благ незаконным путем.
Идеологические меры предупреждения представляются актуальными в форме оказания позитивного воспитательного воздействия, прежде всего, на молодежь, так как ими совершается 77 % изучаемых преступлений.
В связи с чем, на наш взгляд, необходимо: оптимизировать работу общественных и религиозных организаций, направленную на формирование духовных ценностей населения, и их охрану; пропагандировать здоровый образ жизни, укреплять семью как социальную ячейку общества, ценности семейного общения, культурного воспитания и материальной поддержки ее членов; организовывать досуг молодежи, проводить продуманную социальную политику по охране интересов и улучшению положения детей и т.д.); изменять государственную культурно-информационную политику; вырабатывать идейные ориентиры, возрождать духовность, формировать общественную нравственность; обеспечивать надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; формировать в общественном сознании уверенность в неотвратимости наказания за совершение преступлений; своевременно нейтрализовывать этнические, религиозные и иные криминогенные конфликты; блокировать губительное влияние неформальных объединений насильственной направленности.
Организационно-правовые меры предупреждения изучаемых преступлений на общесоциальном уровне могут предусматривать различные по направлениям и содержанию мероприятия.
А.И. Алексеев говорит о регулятивной, охранительной, воспитательной функций права, системе отраслей права предупреждения преступности, включая уголовное, уголовно-процессуальное, административное, гражданское и др. При
этом он упоминает о реализации юридических норм, составляющих правовую основу предупреждения преступности, в частности, административно-правовых санкций, проявляющихся в частной и общей превенции, а также в воздействии на конкретные криминогенные ситуации, создания обстановки, исключающей фактическую возможность продолжения противоправной деятельности [2].
Учитывая данное мнение, мы считаем, что среди организационно-правовых мер предупреждения изучаемых преступлений можно определить:
- выявление и устранение случаев должностного бездействия или принятия заведомо необоснованных уголовно-правовых решений, повышающих латентность и снижающих авторитет правоохранительных органов;
- эффективное кадрового обеспечения, устранение деформации правового сознания правоприменителей, инфантильной и нигилистической позиции населения;
- применение законных мер охраны жизни, здоровья, чести и достоинства сотрудников правоохранительных органов, искоренение установки на вседозволенность, возможность безбоязненного причинения вреда работникам правоохраны у части населения и выбора ими преступного поведения в ситуациях острой социальной напряженности;
- проведение ежеквартального уголовно-правового и криминологического мониторинга силами правоохранительных органов на предмет определения возможных очагов напряжения, возникновения «горячих точек»;
- своевременное прогнозирование и принятие мер воздействия на стадиях зарождения беспорядков в целях снижения их тяжести, предотвращения перерастания групповых нарушений общественного порядка в массовые беспорядки.
Таким образом, основой предупреждения преступлений, совершаемых в ситуациях острой социальной напряженности, является решение глобальных политических, экономических, идеологических, организационно-правовых и иных проблем, определяющих их существование. Перечисленные меры должны применяться в совокупности, взаимно дополняя друг друга и реализуясь в зависимости от изменения социально-экономической и политической ситуаций в обществе, там и тогда, где они нужны и могут принести наибольшую пользу в предупреждении преступлений, совершаемых в ситуациях острой социальной напряжённости.
Специально-криминологические мероприятия предупреждения преступности должны разрабатываться и осуществляться применительно к различным видам преступлений и типам преступного поведения, различным сферам общественной жизни, различным социальным группам, отраслям хозяйства, ибо они характеризуются особенностями процессов детерминации. Меры специально-криминологического предупреждения имеют территориально-временные границы. Они строго целенаправлены, специализированы, локализованы в данных параметрах.
Специально-криминологическое предупреждение преступлений,
совершаемых в ситуациях острой социальной напряженности, тесно связано с
предупреждением социальных конфликтов и иных несчастных случаев, обычно происходящих в обществе. Поэтому чтобы оказывать предупредительное воздействие с целью недопущения преступлений, необходимо выявить действия именно человека (развязывание конфликтов, создание социальных проблем, совершение насильственных действий и т.д.) и уметь отличить их от действия сил природы. Основой предупреждения изучаемых преступлений является правильное определение понятия «ситуация острой социальной напряженности», целей и принципов защиты жизни и здоровья граждан, объектов и территорий в ее условиях.
В связи с чем, считаем необходимым включить в п. 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» определение «ситуации острой социальной напряженности» в следующей редакции: «под ситуацией острой социальной напряженности следует понимать состояние социальной среды, вызываемое явлениями и факторами социального характера, нарушающие нормальные условия жизни населения, общественную безопасность, общественный порядок на определенной территории за определенный период времени».
Отдельные аспекты нормативно-правового регулирования чрезвычайных ситуаций, в том числе острой социальной напряженности, являются частью системы отрасли административного права, включающего систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, изменяющие и прекращающиеся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Нормы, регулирующие общественные отношения в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, в т.ч. острой социальной напряженности, еще не нашли своего места в административном праве и теоретическом осмыслении в качестве самостоятельного института или субинститута административного права. Только в последнее время указанная проблематика обособляется в качестве составной части института деятельности государственной администрации и рассматривается с точки зрения выделения специальных административных режимов (право социально напряженных ситуаций) [3].
Эффективность предупреждения преступлений, совершаемых в ситуациях острой социальной напряженности, на наш взгляд, во многом зависит: от уровня подготовленности субъектов к действиям в сложных, конфликтных ситуациях; их знания законодательства; умения максимально использовать свои возможности в целях обеспечения правопорядка от проявлений социального конфликта.
Следует отметить, что имеется достаточно широкий спектр уголовно-правовых средств [4], реализация которых способна существенным образом влиять на преступность в ситуациях острой социальной напряженности, снижая уровень и тяжесть последствий наступивших событий. Другое дело, что указанные уголовно-правовые нормы и институты на практике применяются не всегда, непоследовательно и несвоевременно. Кроме того, отсутствие некоторых действенных уголовно-правовых норм затрудняют процесс квалификации, тогда
как наличие конкретных составов могло бы облегчить и квалификацию, и процесс доказывания виновности в совершении преступлений в ситуациях острой социальной напряженности.
Важно отметить, что уголовный закон и его реализация выступают лишь одним из элементов, составляющих механизм социально-правового воздействия, на преступные проявления в условиях острой социальной напряженности.
В условиях необычности создавшихся ситуаций, спонтанности их развития и зачастую непредсказуемости последствий надо особо обратить внимание на то, что требование неукоснительного соблюдения законности применяемых мер включает как их строгую индивидуализацию [5], так и безусловность, решительность пресечения изучаемых преступлений.
Полагаем, что эффективность предупреждения преступлений, совершаемых в социально напряженных ситуациях, с учетом различных уровней, сфер деятельности, обстановки совершения преступлений, лиц, их совершивших, потерпевших от преступных действий, предвидения опасности наступления последствий и возможности их устранения зависит от разработки комплекса адекватных мер и мероприятий для применения различными субъектами. Важное значение приобретают также вопросы состоятельности нормативно-правовой, кадровой и материально-технической базы, справедливости, четкости и строгости назначения и применения уголовного наказания.
Литература и источники
1. Криминология: учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. М.: Норма, 2010. С. 481.
2. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1998. С. 152-157.
3. Апарина И.В. Административная преюдиция в системе юридической ответственности // Право и практика. 2011. №1. С.62-63.
4. Абызов К.Р., Гриб В.Г., Ильин И.С. Криминология: курс лекций / под ред. В.Г. Гриба. М.: Маркет ДС, 2011. С. 313.
5. См.: Шахкелдов Ф.Г. Соблюдение прав личности при расследовании некоторых категорий уголовных дел // Закон. 2006. №1. С.94-96.
Ларин В.А. - аспирант Санкт-Петербургского Юридического института (age_1955@yandex.ru)
Larin, V.A. - Graduate of the St. Petersburg Law Institute