Научная статья на тему 'Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в техническом вузе: опыт ДГТУ'

Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в техническом вузе: опыт ДГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ОБЪЕДИНЕННЫХ РЕСУРСОВ / ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова О. А.

в статье приведен анализ существующей системы повышения квалификации преподавателей и пути ее совершенствования на основе внедрения инновационных и дистанционных технологий в образовательную деятельность ДГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в техническом вузе: опыт ДГТУ»

Современная образовательная среда университета

О.А. Захарова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ:

ОПЫТ ДГТУ

THE ENHANCEMENT OF THE SYSTEM OF TRAINING AND RETRAINING OF SPECIALISTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY:

DSTU EXPERIENCE

Аннотация: в статье приведен анализ существующей системы повышения квалификации преподавателей и пути ее совершенствования на основе внедрения инновационных и дистанционных технологий в образовательную деятельность ДГТУ.

Ключевые слова: повышение квалификации преподавателей, дистанционные технологии обучения, система объединенных ресурсов, открытые системы.

Abstract: the article presents an analysis of the existing system of teacher training and the ways to improve it by introducing innovative technologies and distance learning activities of DSTU.

Keywords: teacher training, distance learning technologies, the system of combined resources, open source systems.

Развитие высшей школы предполагает постоянное совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавателей. Это положение в одинаковой мере относится как к методикам преподавания, так и к технологиям информационной и технической поддержки повышения квалификации. Как известно, университетская организация обучения, дисциплинарный, научный подход к преподаванию, лекционные и семинарские формы обучения оказались столь удачными в техническом образовании, что были механически перенесены и в систему повышения квалификации, затормозив прогресс в этой области, тогда как практически во всех остальных сферах образования происходили кардинальные изменения. Поэтому в важнейшей области подготовки кадров для инженерного образования мы сегодня наблюдаем экспоненциальный рост потребностей в обучении, диссонирующий с остающимися почти неизменными на протяжении шести веков методами обучения. Одним из приоритетных направлений развития системы повышения квалификации является использование инновационных методических принципов обучения, базирующихся на современных технических и технологических платформах.

Донской государственный технический университет (ДГТУ) в области развития дистанционных технологий обучения столкнулся, как и многие другие государственные вузы, с типичными проблемами. Это, прежде всего, нехватка средств на покупку дорогостоящих оболочек поддержки технологий дистанционного обучения, низкий уровень информационной культуры преподавателей вуза и отсутствие мотивации, не позволяющие среднему преподавателю создавать качественные учебные комплексы, предназначенные для обучения студентов в системе дистанционного обучения. Поэтому, основной идеей внедрения дистанционных технологий в образовательную практику ДГТУ стала идея максимального использования собственных разработок и привлечение к этому творческому процессу наиболее талантливых преподавателей, аспирантов и студентов [2].

В 2002 году в ДГТУ была принята Программа совершенствования системы повышения квалификации преподавателей на основе применения инновационных и дистанционных технологий обучения. Программа определяет решение концептуальных задач организации повышения квалификации и переподготовки специалистов:

© О.А. Захарова, 2012

• переход к содержанию, объему и организации образовательного процесса, соответствующих современным требованиям;

• обеспечение обучения в системе повышения квалификации по индивидуальной траектории;

• развитие методической и научной работы, фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальной проблематике с использованием дистанционных технологий;

• совершенствование профессионально значимых качеств личности у обучающихся, воспитание у них профессионализма, информационной культуры и академической мобильности [1].

В соответствии со спецификой технического университета в ДГТУ также были выделены следующие приоритетные направления по применению дистанционных технологий:

1) повышение технологической вооруженности и информационного обеспечения всех форм обучения;

2) информационное, методическое и компьютерное обеспечение системы второго высшего образования;

3) обучение преподавателей университетов и России новым компетенциям, связанным с использованием ИКТ в учебном процессе;

4) использование дистанционных технологий для организации системы подготовки молодых преподавателей университета к профессиональной деятельности.

В качестве технической поддержки всех форм обучения, включая дополнительное, а также повышения квалификации преподавателей, разработана и внедрена система «СКИФ» (Система комплексная, информационная, формирующая). Система «СКИФ» представляет собой сложный программно-технический комплекс, имеющий модульную структуру и возможность подключения новых подсистем, разработанных на современной инструментальной платформе для внедрения в образовательную практику ДГТУ. Тем самым использование идеологии открытых систем, изучение их дидактических и технологических возможностей, позволило коллективу разработчиков Центра дистанционного обучения и повышения квалификации ДГТУ спроектировать и внедрить в образовательную практику университета систему поддержки дистанционного обучения «СКИФ» как платформу для эффективной реализации современных парадигм инженерного образования.

Структурная схема основных компонентов разработанной системы повышения квалификации преподавателей ДГТУ представлена на рисунке. Реализация разработанной нами программы осуществлялась поэтапно.

1-й этап (2000-2002 гг.) - разработка Концепции внедрения дистанционных технологий в образовательную практику Донского государственного технического университета, включая систему повышения квалификации и переподготовки специалистов в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования Российской Федерации. Оптимизация структуры вуза с организацией Центра дистанционного обучения (ЦДО).

2-й этап (2002-2004 гг.) - исследование реального уровня развития системы повышения квалификации специалистов и информатизации вуза, разработка методологической основы повышения квалификации преподавателей и специалистов, разработка требований к техническому заданию на проектирование платформы для поддержки обучения, изучение Европейского опыта организации обучения в ИИТО Юнеско (г.Москва).

Сеть Интернет

с

Модуль синхронизации, конвертации данных, хранимых в БД (единый стандарт хранения и доступа к данным)

Программы повышения квалификации

Модули учебных пшгшмм

Тесты

Электронные информационные ПССУПСЫ

Симпозиум

Рис. Структурная схема системы повышения квалификации

3-й этап (2006-2010 гг.) - организация на базе Центра дистанционного обучения в ДГТУ Авторизованного учебного центра ИИТО Юнеско для ведения образовательной деятельности в области дистанционных и инновационных технологий обучения в Южном федеральном округе. Разработка новых программ повышения квалификации, адаптация европейского опыта открытого образования к российским условиям и уровню развития интернет-технологий. Разработка проекта технического и программного оснащения ЦДО ДГТУ.

4-й этап (2011-2012 гг.) - разработка Концепции совершенствования организации системы повышения квалификации и переподготовки специалистов на основе объединенных ресурсов и инновационных технологий. Совершенствование научно-исследовательской и научно-методической работы в области научного обеспечения системы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Необходимость развития и совершенствования качества подготовки специалистов в вузе диктуется тем, что современное общественное состояние России настоятельно требует профессионального подхода к решению практических вопросов, постоянно возникающих во всех сферах жизни. Только профессионал в той или иной отрасли может грамотно и продуманно дать ответ на эти вопросы. Содержание «образа будущего» соотносится с конкретным отношением отдельной личности (специалиста) к своей профессии. Сегодня становится очевидным, что изменить многие негативные явления в обществе невозможно без подготовленных и квалифицированных кадров.

Программа направлена на обеспечение современного качества повышения квалификации преподавателей на основе использования принципов фундаментальности, научности и профессиональной направленности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, вуза, общества и государства. Цель программы - разработка психолого-педагогических условий организации эффективной системы повышения квалификации преподавателей, готовых к осуществлению инновационной профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Это позволит вузу стать ведущим учебным и научно - педагогическим центром в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов региона. После принятия к исполнению Программы, были разработаны направления развития организующих повышение квалификации структур, среди которых основным стал ЦДО. С 2011 года в названии Центра была зафиксирована его важнейшая функция. Новое название - «Центр дистанционного обучения и повышения квалификации» -ЦДО и ПК.

Были разработаны приоритетные направления развития ЦДО и ПК как организующей структуры реализации программы:

1. повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов;

2. повышение качества реализации образовательных программ, модернизация образовательных технологий в системе повышения квалификации;

3. обновление содержания образовательного процесса;

4. обеспечение фундаментальной и практической направленности программ повышения квалификации и переподготовки специалистов;

5. совершенствование технологий дистанционного профессионального образования;

6. развитие системы дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов;

7. повышение уровня кадрового потенциала ЦДО и ПК;

8. привлечение в сферу научно-исследовательской деятельности ЦДО и ПК аспирантов и магистров, а также талантливых студентов всех форм обучения;

9. создание современной информационной среды вуза;

Современная образовательная среда университета

10. формирование имиджа ЦДО и ПК как инновационного структурного подразделения вуза;

11. совершенствование экономической и финансовой деятельности, развитие материально-технической базы ЦДО и ПК.

Литература

1. Захарова О.А. Дистанционные технологии в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы: опыт ДГТУ// Проблемы реализации уровневого высшего профессионального образования. Сборник научных статей по проблемам высшей школы. - Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), 2010.

2. Месхи Б.Ч., Захарова О.А. Стратегии развития инженерного образования: опыт ДГТУ. Дистанционные технологии в инженерной педагогике. Монография. -Ростов н/Д, Изд.центр ДГТУ, 2011.

К.Е. Орлова

СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ

STRUCTURAL COMPONENTS OF MOTIVATION

OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS

Аннотация: работа посвящена изучению структурных составляющих мотивации профессиональной деятельности как одному из факторов построения профессиональной перспективы студентами на этапе обучения в вузе. Основные выводы исследования свидетельствуют об отсутствии у студентов профессиональной направленности, что затрудняет построение профессиональной перспективы. Обосновывается необходимость изменения характера учебной деятельности, преобразование ее в учебную практико-ориентированную с целью развития мотивационных основ будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная перспектива, профессиональная направленность, мотивация, семантический дифференциал, учебная практико-ориентированная деятельность.

Abstract: work is devoted studying of structural components of motivation of professional activity as to one of the factors of construction of the professional prospect students on the stage of learning in higher education institution. Basic conclusions of research attest to absence at students of a professional orientation that complicates construction of the professional prospect. Necessity of change of nature of educational activity, its transformation in educational practice-oriented for the purpose of development of motivational bases of future professional activity is proved.

Keywords: professional prospect, professional orientation, motivation, semantic differential, the educational practice-oriented activity.

Модернизация современной системы ВПО, переход на новые Государственные образовательные стандарты обозначили постановку в центр внимания научного педагогического сообщества проблемы построения профессиональной перспективы студентами на этапе обучения в вузе. Профессиональная перспектива понимается нами

© К.Е. Орлова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.