О.А. Захарова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И «ОБЛАЧНЫЕ» СЕРВИСЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ключевые слова: электронное обучение, повышение квалификации, качество электронного обучения, «облачные» технологии в обучении.
Система повышения квалификации и переподготовки специалистов испытывает на себе влияние глобальных мировых процессов в условиях тотальной информатизации бизнес-процессов. В образовательной сфере инновационные технологии, внедряемые в учебный процесс, должны, по мнению Б.С. Гершунского, «начинаться с системы опережающего эти реформы и инновации педагогического образования», «с переподготовки педагогов, уже действующих» [2]. В основу новой парадигмы повышения квалификации положена идея переноса «центра тяжести» на самостоятельную работу обучающихся, развитие у них механизмов самообразования и формирование новой информационной культуры. На практике внедрению этих механизмов препятствует традиционное обучение, основанное на прямой передаче знаний, а также дефицит необходимых технических и методологических ресурсов, в том числе отсутствие единой информационно-образовательной среды поддержки обучения.
В приказе Министерства образования РФ «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» от 18 декабря 2002 г. № 4452 указано, что образовательному учреждению рекомендуется организовывать профессиональную переподготовку или повышение квалификации профессорско-преподавательского состава - для преподавания в новой информационно-образовательной среде [9]. Большинство высших учебных заведений в России в том или ином объеме используют сетевые технологии и электронные образовательные ресурсы для организации учебного процесса в системе повышения квалификации. В настоящее время условия для использования ИКТ- технологий в образовании создаются и на законодательном уровне.
В Федеральном законе №11 РФ от 28 февраля 2012 года [10] определено использование терминов, связанных с дистанционным обучением, как по формулировке, так и по содержанию, что, по мнению директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александра Соболева, изложенного им в докладе на Международном Форуме «e-Leaming Education on-Line - 2012», «отвечает мировым трендам развития образования». В создавшихся условиях решение задачи распространения современных электронных и телекоммуникационных средств в системе повышения квалификации, переподготовки специалистов, послевузовского образования и других формах обучения взрослых, требует серьезной работы, в первую очередь, по обеспечению готовности участников к активному внедрению инновационных технологий.
Понятийный аппарат предметной области. Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации
© Захарова О.А., 2013
и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронные образовательные ресурсы - ресурсы для получения студентом знаний и компетенций в предметной области (программа обучения, стади-гайд, электронные курсы, вебинары, форумы, электронные кейсы, тесты, ресурсы электронных библиотек, удаленные базы данных и базы знаний).
Электронная образовательная среда включает:
• электронные образовательные ресурсы;
• совокупность информационных технологий;
• электронные информационные ресурсы;
• совокупность телекоммуникационных технологий;
• технологические средства, обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от их мест нахождения [10].
В настоящее время в России существуют несколько основных подходов к организации системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, в каждом из которых используется один из типов образовательных структур или их комбинация. К таким структурам относятся:
1) авторизованные учебные центры;
2) факультеты дополнительного образования в вузах;
3) институты повышения квалификации;
4) центры дистанционного обучения вузов и т.д.
Назовем центром повышения квалификации (ЦПК) любую организацию, осуществляющую плановую и результативную деятельность по повышению квалификации преподавателей и (или) переподготовку специалистов в соответствии с утвержденными программами.
Проблемы использования электронного обучения в системе повышения квалификации
Педагогическая система повышения квалификации преподавателей на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий включает в себя следующие основные компоненты: целеполагание, концепцию, методологическую и технологическую реализацию, критерии качества и систему мониторинга качества повышения квалификации. К организациям (ЦПК), желающим предоставлять электронное обучение, предъявляются достаточно жесткие требования: учебные заведения должны создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.
Многие передовые вузы России проводят серьезную исследовательскую работу в области разработки современной методологии повышения квалификации с использованием электронного обучения. Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды» был выполнен проект по разработке концепции и учебно-методического комплекса для повышения квалификации преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [7]. Разработанная концепция предполагает широкое использование
различных форм электронного обучения в преподавании технических дисциплин. Большой вклад в развитие системы повышения квалификации внесли ученые Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». В рамках федерального проекта ими была разработана модель ИКТ-компетенций работников учебных заведений, а так же программы повышения квалификации для выработки требуемых компетенций [3]. Специалисты Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета имеют большой опыт по использованию дистанционных технологий в системе повышения квалификации преподавателей на базе виртуальной среды «Сетевой город. Образование», включающей в себя информационные модули и инструментальные средства проектирования учебных курсов на основе авторского педагогического дизайна [5]. Передовой опыт открытых европейских университетов, а также методологию дистанционного образования на протяжении двух десятилетий внедряет ИИТО Юнеско (г.Москва), практикуя совместную деятельность российских педагогов с зарубежными специалистами по инновационным технологиям [8].
Таким образом, в российской системе повышения квалификации преподавателей и специалистов одновременно используются традиционные (классические) технологии, дистанционные технологии, технологии электронного обучения и технологии смешанного обучения. В соответствии с этим, все центры, занимающиеся повышением квалификации преподавателей и специалистов (ЦПК), можно разделить на три сегмента:
1) ЦПК с традиционными методами повышения квалификации и переподготовки специалистов, которые внедряют смешанные технологии в свою образовательную практику для улучшения результатов обучения или для создания дополнительных видов коммерческих услуг;
2) ЦПК, которые изначально строят учебный процесс на основе технологий дистанционного и электронного обучения и применяют их в полном объеме при реализации программ повышения квалификации и переподготовки специалистов;
3) ЦПК, которые создавались по принципам распределенного обучения, и которые, в связи с этим, изначально ориентированы на сетевую форму реализации программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.
В странах с высокоразвитым потенциалом в сфере сетевых технологий, таких, как США, Австралия и Южная Корея, электронное обучение внедрено во все образовательные структуры, поскольку в этих странах принято считать, что электронное обучение ни в чем не уступает традиционным формам. Более того, на рынке труда окончание программ повышения квалификации, использующих электронное обучение, рассматривается как конкурентное преимущество специалиста.
Организация электронного обучения в системе повышения квалификации Донского государственного технического университета (ДГТУ).
В центре дистанционного обучения и повышения квалификации (ЦДО и ПК) ДГТУ ведется планомерная работа по внедрению в систему повышения квалификации всех компонентов электронного обучения и дистанционных технологий. Методологической базой организации системы повышения квалификации является концепция объединенных ресурсов, в соответствии с которой реализуется повышение квалификации преподавателей по индивидуальной траектории обучения с возможностью формирования актуальных программ на модульной основе [4]. Инструментально-технологическую основу виртуальной информационно-образовательной среды поддержки повышения квалификации составляет портал «СКИФ», разработанный с использованием классических технологий и открытых систем [6].
В ДГТУ также был разработан и опробован педагогический сценарий повышения квалификации по программе «Информационное пространство преподавателя высшей школы в системе многоуровневого образования», встроенного в работу Международного научно-методического симпозиума «Современные проблемы многоуровневого образования». Данный проект был отмечен как лучший педагогический сценарий 2011 года в области е-Ьеат^ на Международном форуме в Москве.
Особенность концепции объединенных ресурсов заключается в том, что в данной педагогической системе центром инновационного сетевого обучения становится обучающийся в развивающейся виртуальной информационно-образовательной среде. В свою очередь, виртуальная информационно-образовательная среда становится новым объектом профессиональной деятельности педагога. Целенаправленно проектируя, создавая свой сегмент в объединенной среде, педагог создает условия и средства для индивидуальной образовательной деятельности. Используя сетевую среду, обучающиеся могут взаимодействовать как с педагогом, так и между собой, усваивая актуальные знания и формируя компетенции, реализуя синергетический эффект от обучения и общения коллег. Новый тип сетевого педагогического проектирования требует не только знаний и навыков в работе с порталом поддержки дистанционного обучения, но и принципиально нового мышления, связанного с моделированием многовариантных образовательных взаимодействий в виртуальной среде [1]. Программы повышения квалификации, разрабатываемые и реализуемые в сетевой технологии, направлены не только на изучение инновационных технологий, но и на формирование нового «цифрового», «медийного» мышления специалиста в контексте лучших традиций российской педагогики.
Критерии качества электронного обучения. В настоящее время наработана международная практика в сфере гарантий качества электронного обучения. Используются стандарты по аккредитации программ электронного обучения CEL, стандарты оценки качества электронного обучения в вузах, развитые в рамках проекта Ц^^Це, Знак качества (BLA QualityMark), руководство по качеству DETC, Канадские рекомендации по электронному обучению, стандарт по аккредитации программ электронного обучения DLAE,
Новые информационные технологии придают качественно новые возможности системе повышения квалификации, в частности, для выполнения стандартов EADTU и др. Однако, в российских стандартах четко выраженных критериев электронного обучения не существует; для системы ЦПК можно выделить только два важных требования: к инфраструктуре и к качеству «интеллектуального капитала» - кадрового и методического обеспечения системы повышения квалификации преподавателей и специалистов. Первое требование предполагает, что ЦПК должен иметь развитую информационно-коммуникационную инфраструктуру и гарантировать возможность ее поддержки и развития на срок реализации программ повышения квалификации. Второе требование предполагает наличие в ЦПК системы и отработанного механизма сертификации преподавателей в области использования ИКТ и виртуальной информационно-образовательной среды. Оба требования предполагают наличие мониторинга состояния системы повышения квалификации на основе электронного обучения, который, в отличие от контроля, включает в себя анализ полученных данных, прогноз стратегического развития, выработку мероприятий по корректировке отклонений от установленных ранее норм. Для проведения общего мониторинга была предложена структурная модель управления системой повышения квалификации (см. рис.).
Подфункции - планирование и организация выполнения требований по качеству ПК -► Внутренние источники информации Внешние источники информации
- проведение мониторинга состояния качества ПК
- контроль качества ПК
Рис. Структурная модель системы повышения квалификации
Как следует из предлагаемой модели, преподаватели и обучающиеся могут воздействовать не только на вещественные, но и на абстрактные компоненты рассматриваемой педагогической системы образовательной среды. В системе повышения квалификации могут быть использованы «облачные» сервисы (cloud services) и облачные
вычисления (cloud computing). «Облачные» сервисы предоставляют пользователю удобный доступ по выбору к массиву настраиваемых компьютерных ресурсов. Под «облачными» сервисами будем понимать услуги и решения для потребителей и предпринимателей, которые поставляются и потребляются в режиме реального времени через интернет. Различают публичное, частное, общественное и гибридное «облака»:
1) публичное «облако» (public cloud) подразумевает развертывание инфраструктуры с необходимым программным обеспечением (ПО) и предоставление механизмов доступа к ним непосредственно в сети интернет;
2) частное «облако» (private cloud) создается на основе собственной IT-инфраструктуры для оптимизации использования в рамках образовательного учреждения;
3) гибридное «облако» (hybrid cloud) представляет собой комбинацию из двух различных облачных инфраструктур (частных, публичных или общественных), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой технологиями передачи данных и приложений;
4) общественное «облако» (community cloud) — это вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей, имеющих общие задачи.
Общественное облако может физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца. Применение облачных сервисов имеет ряд преимуществ: экономия средств на программное обеспечение, экономия затрат на привлечение IT-специалистов, экономия материальных и энергоресурсов, повышение антивирусной безопасности, экономия серверного дискового пространства за счет предоставления области для хранения учебных материалов, доступ к образованию людей с ограниченными возможностями, возможность групповой работы слушателей. К недостаткам облачных сервисов относятся: необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью интернет, ограничение функциональных свойств ПО в интернете по сравнению с локальными аналогами, необходимость усиления мер безопасности по хранениюперсональных данных, отсутствие отечественных провайдеров облачных сервисов, неразвитость отечественной экосистемы облачных вычислений, отсутствие отечественных и международных стандартов, а также законодательной базы функционирования «облачных» вычислений. Таким образом, «облачные» вычисления предлагают масштабируемую инфраструктуру и программные средства без прямой привязки к физическим машинам, при этом экономя ресурсы, и дают возможность множеству физических серверов соединиться в единую информационно-образовательную среду. Доступ к «облачным» ресурсам обеспечивается через интернет посредством браузера и других сетевых приложений. Главное отличие от привычного метода работы со стандартным программным обеспечением заключается в том, что пользователь при повышении квалификации использует не ресурсы своей локальной сети, а мощности, которые предоставляются ему как интернет-услуга. При этом сохраняется полный доступ к собственным наборам данных и возможность работы с ними с любого устройства. Хранение в облаке не только данных, но и приложений изменяет подход в сторону традиционной клиент-серверной модели, при которой на стороне пользователя сохраняется минимально необходимая функциональность.
Заключение.
1) Система повышения квалификации, функционирующая на территории России, имеет многоцелевую направленность и осуществляет корпоративное взаимодействие образования и социальных структур. Однако, несмотря на успехи в области организации повышения квалификации отдельных вузов и специализированных организаций,
проблема качественного обучения преподавателей требует нового осмысления в условиях информационного общества.
2) Развитие системы непрерывного обучения преподавателей высшей школы и реализация принципа: «образование - через всю жизнь» диктует необходимость создания новых педагогических сценариев и критериев оценки качества в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
3) Необходимо от системы повышения квалификации в рамках единого для всех слушателей базисного учебного плана переходить к системе подготовки слушателей по индивидуальной программе и траектории обучения с учетом индивидуальных потребностей.
4) Необходимо совершенствовать систему мониторинга качества электронного обучения, применяемого в системе повышения квалификации преподавателей.
5) Облачные сервисы позволяют переосмыслить применение интернет в учебном процессе: от получения доступа к образовательным материалам различного вида (текстовым, визуальным, мультимедийным) до выполнения работы совместно с преподавателем или партнерами.
Литература
1. Виртуальная образовательная среда в профессиональной подготовке и системе повышения квалификации: монография - Ростов н/Д, 2011 -146 с.
2. Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия - М., 2001. - 128 с.
3. Гусева А.И., Киреев В.С., Тихомирова А.Н., Филиппов С.А. Компетенции работников образования в области информационных и коммуникационных технологий: Монография.- М., 2009. - С.255.
4. Захарова О.А. Авторизованные учебные центры в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2010. №4(14). С.354-356.
5. Захарова О.А. Модель системы повышения квалификации на основе объединенных ресурсов // Вестник университета (ГУУ).-2010.-№25.-С.45-48.
6. Захарова О.А., Рыльщикова Л.П., Атрошина Э.Б., Юрчук Г.Г., Иванов В.В. Методологические основы применения информационно-коммуникационных технологий для развития интеллектуальных особенностей обучающихся: - Монография Ростов-на-Дону, 2010
7. Информационные технологии в инженерном образовании / Под.ред. С.В.Коршунова, В.Н.Гузенкова- М., 2007.- 432 с.
8. Лупанов В.Н. Управление сетевыми взаимодействиями образовательных учреждений в системе профильного обучения на основе дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 5.- С. 34-42.
9. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минобразования РФ от 18 дек. 2002 г. № 4452. - Режим доступа: http: // www.informika.ru.
10. Федеральный закон РФ от 28 февраля 2012 года №11 ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».