ЛИТЕРАТУРА
1. Миронов В.В. Педагогические аспекты совершенствования системы непрерывного военно-физкультурного образования / В.В. Миронов, В.Г. Федоров // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. - С. 43-51.
2. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП-2009 с изменениями). - Санкт-Петербург : Типография военного института физической культуры, 2013. - 199 с.
3. Федоров А.В. Взаимосвязь формируемых компетенций и содержания базовых атрибутов обучения курсантов в процессе физической подготовки / А.В. Федоров А.В. Стовбур, А.Ю. Буздов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №1 (155) - С. 260-264.
4. Федоров В.Г. Научно-теоретические основы многоуровневого военно-физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Федоров Владимир Геннадьевич. - Санкт-Петербург, 1998. - 42 с.
5. Федоров, В.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка как психолого-педагогический фактор обеспечения комплексной готовности студентов к профессиональной деятельности / В.Г. Федоров // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : материалы научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 16-17 июня 2010 года. Санкт-Петербург : Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2010. - С. 133-135.
REFERENCES
1. Mironov, V.V. and Fedorov, V.G. (1994), "Pedagogical aspects of improving the system of continuous military-physical education", Theory and practice ofphysical training, No. 1, pp. 43-51.
2. Manual on physical training in Russian Armed Forces (with changes of July 31, 2013) (NFP-2009 with changes), (2013), Printing house of Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
3. Fedorov, A.V., Stovbur A.P. and Buzdov A.Yu. (2018), "The relationship of formed competencies and the content of basic attributes of training cadets in the process of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp.260-264.
4. Fedorov, V.G. (1998), Scientific and theoretical foundations of multilevel military physical education, dissertation, St. Petersburg.
5. Fedorov, V.G. (2010), "Professionally applied physical training as a psychological and pedagogical factor in ensuring students' comprehensive readiness for professional activity", Actual problems ofphysical education of students: materials of the scientific and methodological conference, St. Petersburg, June 16-17, 2010, St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I, St. Petersburg, pp. 133-135.
Контактная информация: fedoroff101@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 03.05.2023
УДК 796.015
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования системы подготовки спортивного резерва. В ней проведен анализ проблем перевода занимающихся на следующий этап спортивной подготовки по результатам сдачи контрольно-переводных нормативов, определенных федеральными стандартами спортивной подготовки по виду спорта. Рассматриваются вопросы индивидуального подхода к оцениванию достижений занимающихся, имеющих высокие спортивные результаты. В работе обсуждаются основные идеи разработанной системы оценки достижений спортсменов, предполагающие опору на модельные характеристики видов спорта; включение в критериограмму
индивидуальной успешности спортсмена результата соревновательной деятельности как интегрального показателя спортивной подготовки; использование широкого диапазона результатов, засчиты-вающихся при тестировании; применение накопительной системы при оценке успешности подготовки спортсмена; возможность компенсации недостаточного развития какого-либо физического качества высоким уровнем развития других физических качеств; изменение значимости компонентов критериограммы с ростом уровня подготовленности спортсменов при переходе от этапа к этапу.
Ключевые слова: спортивный резерв, контрольно-переводные нормативы, индивидуальный
подход.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p430-434
IMPROVING THE SYSTEM OF PREPARATION OF A SPORTS RESERVE ON THE BASIS OF CHANGING APPROACHES TO ASSESSING THE ACHIEVEMENTS OF
PARTICIPANTS
Svetlana Oktavievna Filippova, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen state pedagogical university of Russian, St. Petersburg
Abstract
The article is devoted to the problem of improving the system of sports reserve training. It presents an analysis of the problems of transferring those involved to the next stage of sports training based on the results of passing the control and transfer standards determined by the federal standards of sports training by sport. The issues of an individual approach to evaluating the achievements of those involved with high sports results are considered. The paper discusses the main ideas of the developed system for evaluating the achievements of athletes, which rely on the model characteristics of sports; inclusion of the result of competitive activity as an integral indicator of sports training into the criterion of individual success of an athlete; the use of a wide range of results that count in testing; application of the accumulative system in assessing the success of an athlete's training; the ability to compensate for the insufficient development of any physical quality by a high level of development of other physical qualities; change in the significance of the components of the criteriaogram with an increase in the level of preparedness of athletes in the transition from stage to stage.
Keywords: sports reserve, control and conversion standards, individual approach.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одним из важнейших факторов развития общества является реализация основных положений Стратегии развития физической культуры и спорта. Одним из приоритетных направлений этого документа выступает подготовка спортивного резерва
Именно поэтому данная проблема часто избирается в качестве предмета исследования многих ученых, о чем свидетельствует анализ, проведенный Б.Н. Шустиным, Л.В. Сафоновым, А.И. Гребенниковым. По данным авторов в России самое значительное число диссертаций, относящихся к научной специальности 13.00.04, посвящено подготовке спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации [8]. Однако в данной области есть еще много нерешенных вопросов, а также аспектов, требующих модернизации.
Следует отметить, что введение федеральных стандартов спортивной подготовки с одной стороны увеличило возможности повышения эффективности тренировочного процесса, но, с другой стороны, способствовало законодательному закреплению части положений, которые в определенных случаях препятствуют деятельности спортивных школ по выявлению и поддержке спортивно одаренных детей. Одним из таких положений, требующих изменений, является оценка уровня физической подготовленности занимающихся в рамках приема контрольно-переводных нормативов, на основе которой принимается решение об их спортивных перспективах.
В этой связи возникает необходимость рассмотрения возможности корректной оценки спортивного таланта юных спортсменов на основе тестов, характеризующих
уровень их общей физической подготовленности.
В рекомендациях Международного олимпийского комитета указывается на субъективность и ограниченность оценки спортивных перспектив ребенка, так как это связано с его индивидуальным физическим и социальным становлением [5].
Проблема корректности в оценке успешности юных спортсменов волнует многих авторов [3, 6, 7]. Так, например, В.В. Стародубов, В.В. Химаков, Е.А. Федорович отмечают тот факт, что «в ряде случаев наблюдается противоречие в росте требований к юным спортсменам, обусловленном необходимостью в повышении результатов, с одной стороны, и их неготовностью к выполнению этих требований, с другой стороны, в силу ограниченности, как физических, так и психологических ресурсов» [6]. В этой связи необходима актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки и изменения требований к юным спортсменам при переводе их с этапа на этап [3].
Формальное отношение к оценке спортивных способностей детей и принятие решения о переводе на следующий этап подготовки только по результатам контрольно-переводных нормативов может грозить детям-ретордантам отчислением из спортивной школы. На эту опасность указывают Н.Н. Нещерет, О.А. Кононенко, которые ссылаются на анализ результатов Олимпийских игр (1952-1996 гг) свидетельствующий о том, что «40% олимпийцев, показавших наилучшие результаты, приступили к занятиям спортом в возрасте 14-15 лет» [4].
Следует отметить, что в Санкт-Петербурге многие годы проводятся исследования, целью которых является поиск путей оптимизации тренировочного процесса, учитывающего индивидуальные особенности занимающихся, их биологическое развитие и уровень физической подготовленности. В спортивных школах города в 2017-2020 гг. Комитетом по физической культуре и спорту реализовывались программы предспортивной подготовки [2]. Такое решение помогло избежать массового отчисления занимающихся при введении федеральных стандартов спортивной подготовки. Продолжением этой работы стало внедрение 2-ступенчатой системы подготовки спортивного резерва, что позволило не только учитывать индивидуальные возможности занимающихся, но и обеспечить дифференцированные условия реализации программ спортивной подготовки.
Для решения обозначенных задач Санкт-Петербургским центром физической культуры и спорта была проведена работа по созданию пакета методических и нормативных документов, позволяющих реализовать идеи инновационной концепции в практике деятельности спортивных школ. Разработанные таблицы для различных видов спорта позволили опробовать предлагаемую накопительную систему оценки достижений занимающихся посредством перевода в баллы результатов их тестирования для определения уровня общей и специальной физической подготовленности, проверке выполнения технической программы, а также участия в соревновательной деятельности.
ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования было определение зависимости результатов сдачи контрольно-переводных нормативов и прогноза спортивных достижений занимающихся. На 1 этапе изучалось мнение сотрудников спортивных школ о соответствии требованиям вида спорта тех тестов, которые представлены в ФССП для оценки уровня общей и специальной физической подготовленности занимающихся. В опросе приняли участие 180 специалистов учреждений физкультурно-спортивной направленности, имеющих опыт приема контрольно-переводных нормативов. На 2 этапе проводился сбор данных о результатах сдачи занимающимися спортивных школ контрольно-переводных нормативов. Исследование проводилось в период с 02.12.2021 г. по 23.12.2021 г. В нем приняли участие 50 учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих подготовку спортивного резерва. На 3 этапе (с 15.08.2022 г. по 08.09.2022 г.) определялись характеристики спортсменов, которые в сумме набрали необходимое количество баллов, но по одному или по нескольким тестам не
выполнили необходимый норматив. Для этого они оценивались по шкале, которая ранжирует потенциальные способности спортсменов от «очень низких» (1 балл) до «очень высоких» (5 баллов).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе анализа результатов опроса специалистов учреждений физкультурно-спортивной направленности, имеющих опыт приема контрольно-переводных нормативов, выяснилось, что более 50% из них убеждены в необходимости внесения изменения в федеральные стандарты спортивной подготовки в части оценивания достижений занимающихся. Это связано с тем, что некоторые упражнения не соответствует модельным характеристикам вида спорта или завышены нормативы по отдельным тестам. За внесение изменений высказалось более половины респондентов в таких видах спорта как: футбол, синхронное плавание, бокс, хоккей, биатлон, керлинг, фигурное катание, плавание.
Следует отметить, что большинство специалистов в области детского спорта считают, что основным критерием готовности занимающихся к продолжению занятий должен стать результат их выступлений на соревнованиях в течение года, а показатели тестирования общей и специальной физической подготовленности могут использоваться как дополнительная характеристика для помощи тренеру в планировании содержания занятий.
Анализ результатов тестирования занимающихся спортивных школ свидетельствует о тенденциях, выявленных в предыдущих исследованиях: более 40% участников тестирования не смогли в полном объеме выполнить нормативы, которые определены федеральными стандартами спортивной подготовки по соответствующим видам спорта [1].
При изучении характеристик спортсменов, которые в сумме набрали необходимое число баллов, но по одному или по нескольким тестам не выполнили необходимый норматив, показало, что среди них есть значительное число тех, кого тренеры считают способными к избранному виду спорта. Более того, среди этих занимающихся были те, кто имеет высокие спортивные результаты и, по мнению их тренеров, обладает исключительными способностями.
Безусловно, для разных видов спорта процентное соотношение таких занимающихся к общему числу тех, кто не смог справиться со всеми нормативами, разное, так как это зависит от набора тестов в конкретном виде спорта, а также нормативных требований. Например, по категории «исключительные способности к избранному виду спорта» наблюдалась следующая статистика: в тхеквондо таких занимающихся - 5,8%, в то время как в гольфе и софтболе - около 40%. Значительно больше таких занимающихся были отнесены к группе «способных к виду спорта», которых тренеры оценили на 4 балла. Средний показатель составил 48%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные подтверждают актуальность проводимого исследования. Продолжение выполнения спортивной школой требований перевода на следующий этап спортивной подготовки только по результатам сдачи контрольно-переводных нормативов будет приводить к тому, что около половины занимающихся, не только обладающих способностями к избранному виду спорта, но и имеющих высокие спортивные результаты, будут отчислены или оставлены «на второй год». В то же время применение дифференцированного подхода в процессе оценки уровня общей и специальной физической подготовленности создает возможности определения «ведущих» и «отстающих» способностей занимающихся и, следовательно, персонифицирования тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюкова К.А. Инновационная деятельность спортивных школ Санкт-Петербурга как фактор реализации государственной политики в подготовке спортивного резерва / К.А. Бирюкова,
С.С. Филиппов, С.О. Филиппова // Экспериментальная и инновационная деятельность - потенциал развития отрасли физической культуры и спорта: матер. науч.-практ. конф. - Чайковский : Изд-во ЧГИФК, 2020. - С. 33-38.
2. Информационно-методическое сопровождение реализации инновационного проекта по подготовке спортивного резерва в Санкт-Петербурге / Т.Г. Григорьева, К.А. Бирюкова, Г.Г. Семени-хина, С.С. Филиппов, С.О. Филиппова // Интеграция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта: матер. науч. симпозиума. - Москва : Изд-во ГЦОЛИФК, 2020. - С. 175-179.
3. Миненко Е.О. Современные проблемы подготовки спортивного резерва / Е.О. Миненко, В.В. Вдовина // Современные проблемы физической культуры и спорта: матер. науч.-прак. конф. -Хабаровск : Изд-во ДГАФК, 2019. - С. 169-173.
4. Нещерет Н.Н. Система подготовки спортивного резерва: состояние и приоритетные направления развития / Н.Н. Нещерет, О.А. Кононенко // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: матер. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону : Изд-во РИНХ, 2018. - С. 425-429.
5. Подготовка спортивного резерва: рекомендации международного олимпийского комитета / М. Бергерон, М. Моунтджой, Н., Армстронг [и др.] // Прикладная спортивная наука. - 2017. -№ 1 (5). - С. 22-140.
6. Стародубов В.В. Современные проблемы подготовки спортивного резерва / В.В. Старо-дубов, В.В. Химаков, Е.А. Федорович // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: сб. трудов науч.-практ. конф. - Москва : Изд-во МШ У, 2017. - С. 372-376.
7. Чернышева, Л.Г. Отбор в детско-юношеские спортивные школы по легкой атлетике / Л.Г. Чернышева, С.С. Шамрай // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: матер. науч.-практ. конф. - Томск, 2021. - С. 202-204.
8. Шустин Б.Н. Диссертационные исследования в сфере физической культуры и спорта в различных отраслях науки / Б.Н. Шустин, Л.В.Сафонов, А.И. Гребенников // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 101-103.
REFERENCES
1. Biryukova, K., Filippov, S. and Filippova, S. (2020), "Innovative activity of sports schools in St. Petersburg as a factor in the implementation of state policy in the preparation of a sports reserve", Experimental and innovative activity - the development potential of the physical culture and sports industry, Materials of the All-Russian Conference, Tchaikovsky, pp. 33-38.
2. Grigoryeva, T., Biryukova, K., Semenikhina, G., Filippov, S. and Filippova S. (2020), "Information and methodological support for the implementation of an innovative project for the preparation of a sports reserve in St. Petersburg", Integration of natural science and social humanitarian knowledge in the field ofphysical culture and sports, materials of the All-Russian conference, Moscow, pp. 175-179.
3. Minenko, E. and Vdovina, V. (2019), "Modern problems of sports reserve training", Modern problems of physical culture and sports, materials of the All-Russian conference, Khabarovsk, pp. 169-173.
4. Neshcheret, N. and Kononenko, O. (2018), "Sports reserve training system: state and priority areas of development", Innovative transformations in the field ofphysical culture, sports and tourism, materials of the All-Russian conference, Rostov-on-Don, pp. 425-429.
5. Bergeron, M., Mountjoy, M., Armstrong, N., Chia, M., Cote, J., Emery, K., Feigenbaum, E., Hull, G., Krimler, S., Leglise, M., Malina, R., Pensgaard, A., Sanchez, A., Soligard, T., Sundgot-Borgen, D., Mechelen, V., Weisensteiner, H. & Engebretsen, L. (2017), "Sports reserve training: recommendations of the International Olympic Committee", Applied Sports Science, No. 1 (5), pp. 22-140.
6. Starodubov, V., Himakov, V. & Fedorovich, E. (2017), "Modern problems of sports reserve training", Innovations and traditions in modern physical education, Proceedings of the All-Russian Conference, Moscow, pp. 372-376.
7. Chernysheva, L. and Shamrai, S. (2021), "Selection to youth sports schools in athletics", Actual issues ofphysical culture and sports, materials of the All-Russian conference, Tomsk, pp. 202-204.
8. Shustin, B., Safonov, L. and Grebennikov, A. (2020), "Dissertation research in the field of physical culture and sports in various branches of science", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 101-103.
Контактная информация: filiso@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.05.2023